Креакла что это такое
Креакл
Как мыслят креаклы
Креакл — прозвище представителей т. н. креативного класса, распространившееся в январе 2013 года в связи с делом Ирины Кабановой. Происходит, как несложно догадаться, от сокращения «креативный класс». Условный антипод креакла — ватник.
Содержание
[править] Применение
15 января pravdoiskatel77 опубликовал пост, рассказывающий о креаклах в стилистике известной телепередачи «В мире животных»: [4]
Не имея хаты, из интернета креакл выползает редко. В сети сидит, как в болоте. Селится в фейсбучном омуте вместе с бесчисленными сородичами, где промеж глупых, злых и торопливых склок на общественно-политические темы предается сваре и грызне за питательный лайк.
Название понравилось Гоблину (и самому трудящемуся на креативной ниве), который сообщил, что «Креаклы — это пять». [5]
Лев Щаранский написал пост «Двенадцать подвигов креакла». [6]
Блоггер hrono61 прокомментировал словами «Креакла уволили за креатив» инцидент с увольнением заместителя главного редактора телеканала «Россия 24» Александра Орлова после его возмущенной заметки в Фейсбуке по поводу посадки Алексея Навального. [7]
Антон Носик в своем блоге в ЖЖ утверждал, что: [8]
По состоянию на 2013 год единственными людьми, активно использующими на русском языке словосочетание «креативный класс» или его производное «креакл», являются штатные портянки и пропагандоны сурковско-володинского призыва, в устах которых это выражение имеет однозначный ругательный смысл.
Инцидент, когда Алексей Венедиктов в 2011 году способствовал переносу митинга протеста с Площади Революции на Болотную, Олег Кашин назвал Укрощение креаклов и включил в 12 «подвигов» Венедиктова. [9]
Роман Носиков в своем ответе на открытое письмо Ксении Собчак Путину, где она уподобляет простой народ Шариковым, назвал Шарикова креаклом: [10]
Шариков — никакой не рабочий и не крестьянин. Он — игрок на балалайке по трактирам. То есть самый что ни на есть творческий работник и креативный класс.
[править] Анализ на сайте Толкователь
На сайте Толкователь есть статья, посвященную убийству Ирины Кабановой, в которой вскрываются социальные проблемы креативного класса (который Толкователь называет «креаклами»), связанные с этим делом: [11]
Семья Кабановых считалась образцовым представителем «креативного класса» – оба занимались интеллектуальным трудом, пытались открыть своё дело (кафе для таких же креаклов), активно участвовали в белоленточном протесте, пользователи соцсетей. За фасадом этой вывески оказалась бедная, многодетная семья, ютящаяся впятером в съёмной квартире в панельных джунглях Москвы, непостоянный труд за маленькие деньги, алкоголизм и чёрствость даже в отношении собственных детей. Но если поскрести большинство креаклов, то окажется, что они существуют примерно так же, как семья Кабановых.
В октябре 2016 года на своем канале в Телеграме основатель сайта Павел Пряников вернулся к проблемам креаклов и отметил, что их борьба против существующих порядков в России противоречива и является борьбой против самих себя: после их гипотетической победы встанет вопрос о регионализации и сокращении во многом завышенных (по оценкам «Толкователя» [12] ) расходов на Москву и москвичей:
Ещё раз повторю, нет никакой стратегии у креаклов, как они сами себя будут спасать в Новой России, когда регионы скажут, что больше не будут финансировать их московские СМИ, барбершопы, фалафельные, прокат велосипедов, бургерные, лектории и т.п. Цугцванг
[править] Цитаты
«Офисный планктон», «клерки», «боевые хомячки Навального», «креаклы» — у российского «среднего класса» много имен, но, в общем, нетрудно заметить, что по самой своей природе этот класс — обслуживающий, то есть ведомый.
Троцкисты породили диссидентов.
Диссиденты породили демократов.
Демократы породили креаклов. [15]
Кто такие креаклы? «Креативный класс», узкая прослойка гнилой высокомерной интеллигенции, которая считает, будто она одна достойна править остальным неразумным «быдлом».
[править] Занимательная биология
На получившей в Интернете известность карикатуре-диптихе «типы креаклов» изображены силуэты ряда российских оппозиционеров.
[править] Интеллектуальные Идиоты
Нассим Талеб определил похожее понятие под названием класс «Интеллектуальных Идиотов»: [17]
Повсюду, от Индии, до Великобритании и США мы наблюдаем восстание против узкого круга политических клерков, весьма далёких от реалий жизни, журналистов-инсайдеров и псевдоинтеллектуалов-экспертов с патерналистскими замашками, которые имеют дипломы Лиги Плюща, Оксфорда-Кембриджа и других подобных заведений, и которые говорят всем нам 1) что делать, 2) что есть, 3) как говорить, 4) как думать… и 5) за кого голосовать.
Но проблема в том, что одноглазый ведет слепого: самоназначенные представители “интеллигенции” не смогут найти и кокоса на Кокосовом острове, им не достает ума для того, чтобы дать четкое определения интеллекта, а их основное умение – сдавать экзамены, которые были написаны такими же людьми, как и они сами.
В жизни ИИ обычно подписывается на The New Yorker. Он никогда не ругается в твиттере. Он рассуждает о «равенстве рас» и «экономическом равенстве», но он никогда не выпивал с чернокожим таксистом. Он не только будет голосовать за Хиллари Монсанто-Мальмезон, потому что ему она представляется избираемой и по причине других округлых формулировок, но он будет считать всех остальных, не последовавших его примеру, душевнобольными.
Как правило, ИИ понимает логику модели первого порядка правильно, но, когда дело доходит до эффектов второго порядка (и выше), он оказывается полностью некомпетентен. В комфорте своего загородного дома с гаражом на 2 авто, он оправдывает «устранение» Каддафи, потому что тот был «диктатором», не осознавая, что «устранения» имеют свои последствия (поскольку он не участвует в игре и не платит по ее результатам).
[править] На Луркоморье
На Лурке 28 августа 2013 года была попытка создать статью-микростаб, начинавшуюся «Креакл, значение: никчемный бездельник с завышенными амбициями. Неспособный к физическому труду…», но в тот же день страница была удалена СТОКЕРом. [18] Ныне есть перенаправление на статью Рo, выполняющую функцию свалки всякого разного на Луркоморье. Там приведено следующее определение креакла:
Креаклы — обычно либерально настроенный креактивный класс, как меньшинство от креаклов существуют троцкисты. Определение придумал журналист и блоггер Павел Пряников на своём сайте «Толкователь», впечатлившийся подвигом повара-белоленточника Кабанова, который расчленил свою жену и вынес на помойку.
На СО несостоявшейся статьи приведено меткое определение от анонимуса:
Креакл — это когда нужно сказать «пи&арас», но могут забанить
Кто такие креаклы?
«Креативный класс» считался лидером «белоленточного протеста» и главным выгодоприобретателем при теоретической победе над властью. Но Россия еще не доросла до политического представительства креаклов.
По данным ФОМ, 82% россиян никогда не слышали о «креативном классе», точно знают, кто это такие – 2%. «Креативный класс» считался лидером «белоленточного протеста» и главным выгодоприобретателем при теоретической победе над властью. Россия ещё не доросла до политического представительства креаклов, их доля в стране – меньше, чем в США в конце 1950-х.
Название «креативный класс» было придумано американским публицистом и урбанистом Ричардом Флоридой в начале нулевых. В 2002 году он выпускает книгу «Восстание креативного класса», и после этого данным термином стали называть некую искусственную социальную группу, объединённую одним началом – творчеством, за которое платят деньги.
Справедливости ради, следует упомянуть, что официальное определение этому «классу» появилось на год раньше выхода книги Флориды. «Креативные сферы промышленности опираются на индивидуальные творческие способности, умения и талант, а также обладают потенциалом для создания богатств и рабочих мест путем производства и использования интеллектуальной собственности» – термин министерства культуры, информации и спорта Великобритании, 2001 год.
За это время Ричард Флорида и его последователи написали множество пояснений про «креативный класс». Их можно свести к кратким фрагментам.
— Творческая элита есть двигатель прогресса.
— «Новая экономика» сосредоточена в городах, а не в пригородах (предыдущий урбанистичный тренд в США).
— Толерантность основа «креатива». Есть прямая зависимость между количеством представителей ЛГБТ, богемы и иммигрантов с одной стороны и творческих личностей – с другой. Открытая и толерантная среда привлекает креативных людей, где они являются более свободными в своих действиях и самовыражении.
Чтобы придать бОльшую значимость сконструированному им классу, Флорида в «креативные» записал не только людей творческих профессий, но и представителей группы с «творческим подходом к работе» – врачей, учителей, учёных и даже бизнесменов.
В целом в «креативном классе» он насчитал 40 млн человек – 30% рабочей силы США. Из них по-настоящему творческих работников (дизайнеров, поэтов, художников, журналистов, архитекторов и т.п.) – только 10 млн, 7-8% работников, не такая уж и весомая группа.
Флоридой был предложен совсем краткий тест, как определить настоящего представителя «креативного класса» – кроме творческой работы, он не соблюдает дресс-код на работе, а также не имеет фиксированного рабочего времени.
Во время протестов в России зимой 2011/12 некоторым публицистам показалось, глядя на 70-тысячные митинги, что в России подрос свой «креативный класс». И именно он готов взять если уж не управление страной, то консультирование выбранных им оппозиционеров. Не будем подробно описывать идеологию лидеров «болотной оппозиции», Блог Толкователя посвятил ей немало строк. Укажем лишь, что затухание протеста, похоже, явилось полной неожиданностью для верхушки несогласной оппозиции. Власть, несмотря на свою дремучесть, к сожалению, легко вернула статус-кво.
Такой финал был закономерен. Несмотря на катастрофическое падение рейтинга Путина и разочарование всеми людьми во власти вообще, большинство россиян, как показывают данные социологов, не увидели в оппозиции тех, кому можно доверить управление страной. «Электоральное болото», которое составляет 60-80% населения, осталось безучастно к светлым порывам «креативного класса».
Этот вывод доказывают и данные социологов. Как показало исследование ФОМ, понятие «креативный класс» известно всего 2% россиян, что-то о нём слышали 15%, никогда о нём не слышали 82%. Даже среди москвичей о среднем «классе» слышали только 31% людей.
При этом «средний класс» не вызывает неприятия у тех, кто знает о нём. Государственная пропаганда, навязывавшая противостояние условного «Уралвагонзавода» и креаклов, сработала впустую. Положительных оценок «креативный класс» удостоился у 10%, знающих о нём, отрицательных – всего 1% (безразличное – тоже 1%). Вопреки ожиданиям охранителей, никто из простого народа рвать на куски «зажравшихся протестующих» не хочет.
Россия была и остаётся отсталой страной в сфере социально-экономических отношений. Никто в России точно не знает, сколько же у нас «креативного класса» в численном отношении, но опрос ФОМ, скорее всего, показал его – 2% или чуть более. Для сравнения, Ричард Флорида писал, что в начале 1960-х в США «креативный класс» составлял 5%, в 1950-х – 3-4%. По этому показателю отставание России от Америки – 50 лет минимум.
Но не стоит переоценивать роль «креативного класса» в США. Множество экономистов, урбанистов и социологов «разоблачают» теорию Ричарда Флориды, с цифрами в руках доказывая, что эта страта в целом никак не улучшает общество. Один из самых злостных критиков – Джоэль Коткин, показывающий, что коммуны креаклов фактически превратились в гетто, оградив себя «стеклянными перегородками», за пределами которой стоят недобрые люди с камнями в руках. Численность «креативного класса» растёт очень медленно, тогда как число обездоленных – очень быстро. В последнюю он включает рабочих и даже служащих. К примеру, в разгар кризиса 2008 года безработица среди креаклов выросла всего на 1,9 процентных пункта – до 4,1%, среди рабочих – с 6,5% до 14,6%, в сфере сервиса – с 5 до 9,3%. Коткин и ему подобные последователи олдскула – ярые последователи программы Обамы по реиндустриализации США, переноса обратно в неё фабрик и заводов, выведенных за последние 20 лет из страны, масштабного железнодорожного строительства, расширения добычи сланцевого газа и угля.
Есть и другие цифры, показывающие несостоятельность теории Флориды относительно толерантности этой группы. Оказалось, что равной оплаты труда мужчин и женщин внутри этой страты тоже нет. Мужчина-креакл в среднем зарабатывает 82 009 долларов в год против 48 077 долларов у женщин. Но даже если «очистить» вводные данные –мужчины обычно имеют более продолжительный труд, квалификацию и стаж – разница между полами в «креативном классе» все равно останется большой – около 23,7 тыс. долларов.
Наконец, ещё одним доводом не в пользу «креативного класса» будут данные исследования о престижности той или иной профессии в США. Из 200-х специальностей самой худшей признана профессия газетного репортёра – в России этот пласт вообще составляет основу этого класса (как и протестного потенциала). Недалеко от него ушла профессия актёра (197 место). На 188 месте – фотожурналист. Зато в самом начале списка – большое число медицинских специальностей: ортопеды, дантисты, бионженеры. Также в первой двадцатке лучших специальностей в Америке – социологи, математики, статистики.
Всё то, что в США считается престижным – в России находится в полном загоне. Как уже говорилось выше, Ричард Флорида этих людей тоже относит к «креативному классу», пусть и не к его ядру, а периферии. Восстание этого класса уже однажды свергало режим в нашей стране – в 1989-91 гг. И вот наверху очень бы не хотели пробуждения остатков российской интеллигенции, тоже «креативного класса» в американской терминологии – пусть и с хилыми кулачками, но эти люди готовы идти до конца.
Вот понятная карта, сделанная Ричардом Флоридой, процент «креативного класса» в той или иной стране. В лидерах Сингапур (47,3%), Голландия (46,3%), Швейцария (44,8%). Россия занимает 20-е место в мире (38,6%) и по этому показателю опережает США. Как уже говорилось выше, просто нашему настоящему «креативному классу» никто не объяснил, кем он является на самом деле (а не презренными бюджетниками).
Прочитать оригинал поста в блоге Толкователя можно здесь.
Креаклы. Кто это и что это?
Оказывается, все это фигня, то что Сталин уничтожил всех противников и сторонников Советской власти. Сторонников, пламенных революциЁнеров, соратников Ленина — таки да, вырезал, но вот креаклы при нем жили и поживали, в ус не дули.
Только молчали. Как и не креаклы, а просто большинство русского народа, который эту власть, скажем честно, ненавидел, но под страхом репрессий подчинился. Ничего страшнее красного террора ведь еще не изобрели для контроля населения. Это самый до сих пор эффективный метод — показательно уничтожить сотни несгибаемых, чтобы сотни тысяч сгибаемых содрогнулись, и покорились судьбе. Но вот ненавидеть им большевиков никто запретить не мог. Но если русские просто ненавидели большевиков, то креаклы того времени, не только ненавидели режим краснопузых извергов, но и были готовы вступить в союз с кем угодно, чтобы его уничтожить. Даже с нацистами и оккупантами русской земли.
Я вижу в этом факторе яркий признак креакла. То есть:
«Креакл, это житель России, который ради уничтожения правящей власти готов к коллаборационизму с любым оккупантом, не задумываясь о последствиях.»
И этим он кардинально отличается от русского человека. Как русский бы не ненавидел власти, но при внешней угрозе всей стране, всему народу, он откладывает ненависть к власти в долгий ящик, берет винтовку и сидор и идет записываться на фронт.
«Для русского — верность России — превыше ненависти к власти. У креакла — ненависть к власти затмевает все и толкает его на коллаборационизм с оккупантом.»
Часто, для оправдания своей жажды коллаборационизма, креакл начинает именовать саму российскую власть оккупантами, таким образом, как бы оправдывая себя, что и те и другие — оккупанты и креакл сделал выбор между плохим и худшим оккупантом. Но конечно, это не так и служит лишь нелепой попыткой которая все таки подспудно напоминает креаклу, что «что то неправильно» во всей этой его противоестественной жажде уничтожения. Ну не все способы хороши для победы во внутреполитической борьбе. Не все. Народ то это инстинктивно понимает. И так было всегда.
Миф о креакле
В чем именно состоит работа российских «креативных» компаний
Сейчас сверхопулярен термин «креативный класс». Появилась жаргонная производная от него — словечко «креаклы». Стало модно писать о появлении, нарождении, и даже бунте «креативного класса». Однако ничего нового и тем более уникального в этом социальном явлении нет.
Никогда в истории правящая элита не обходилась без услуг помощников, «мотивирующих» население действовать, трудиться в ее интересах. В рабовладельческом обществе это были надсмотрщики. Основным «инструментом мотивации» служил бич в их руках. В крепостнической России также существовал довольно многочисленный слой привилегированных барских слуг, следивших за тем, чтобы крепостные в поте лица трудились на барина и наказывающих их в случае непослушания.
С развитием капитализма роль насилия при мотивации к труду свелась к минимуму. Его место заняла манипуляция. Появились многочисленные профессии, мотивирующие людей «работать на работе, которую они ненавидят, чтобы покупать товары, которые им не нужны» (из «Бойцовского клуба»). А еще голосовать за тех, кто им не нужен, восхищаться теми, кто на незамутненный взгляд способен вызвать только отвращение, брать грабительские кредиты в банках, делать идиотские косметические операции, покупать бесполезные или даже вредные вещи, лекарства Это постиндустриальные надсмотрщики, гонящие информационными бичами рабов рынка на корпоративные плантации — рекламщики, пиарщики, маркетологи, политконсультанты, специалисты по корпоративной культуре, брендингу, HR
Все эти слуги правящей буржуазно-бюрократической элиты заставляют людей делать иррациональный выбор, не с помощью насилия, как их средневековые предшественники, а через различные манипулятивные технологии.
Однако не следует сводить деятельность «креаклов» только к манипуляции в интересах работодателей и заказчиков. Наша «креативная» экономика — система навязывания бесполезных услуг и товаров. Она держится на обмане всех всеми: потребителя — продавцом, владельцев кампаний — их менеджментом, менеджмента — персоналом, персонала — работодателем.
В Советском Союзе был свой аналог «креаклов» — разного рода пропагандисты, активисты, «профессиональные комсомольцы». То есть те, кто, как тогда говорилось, «не пашет, не сеет, не строит, а гордится общественным строем». Они также мотивировали людей самозабвенно работать, голосовать, поддерживать, одобрять в интересах власти, вопреки личным интересам. Одной из целей рыночных реформ было избавиться от этой паразитической прослойки. Однако в результате она многократно размножилась. Изменился только заказчик. Теперь это не столько государство, сколько множество частных корпораций, бизнесменов, партий, политиков
После публикаций книг Флориды, этих новых надсмотрщиков принято называть «креативным классом». Этот термин и породившая его теория Флориды — еще одна манипулятивная фальсификация в интересах сохранения существующей системы. «Креаклам» польстили сознательно. Таким образом для них была создана дополнительная психологическая мотивация безропотно вкалывать на хозяев.
Но они не творцы — они манипуляторы. Настоящие творцы — ученые, писатели, деятели культуры, врачи, учителя, преподаватели, инженеры, технологи, изобретатели То есть представители профессий, создающих новые знания, материальные и интеллектуальные блага. Как известно «не продается вдохновение, но можно рукопись продать». «Креаклы» продают именно вдохновение, т.е. изначально, уже на уровне постановки задачи, работают исключительно на меркантильные цели. Поэтому они реализуют не собственные творческие мотивы, а прикладные интересы нанимателя.
Функция профессий «креаклов» — манипуляция. Т.е. не создание, а перераспределение благ в интересах нанимателей. Эта задача противоположна творчеству. Творчество всегда приводило к развитию, прогрессу. «Креаклы» же, наоборот, обеспечивают сохранение социального статус-кво. Этот класс надсмотрщиков без бичей можно назвать антикреативным.
Конечно «креаклы» не только соучастники, но и жертвы системы. Их мотивы ограничены основанием пирамиды Маслоу. Им закрыт путь к творческой самоактуализации. Они не только манипулируют другими, но и сами выступают в роли обманутых потребителей и наемных рабов. Их социальное и личностное освобождение, самоактуализация — возможны только в обществе, стимулирующем, вознаграждающем творчество, а не манипуляцию.
Однако бунт интеллектуальных надсмотрщиков невозможен в принципе. Хождение «креаклов» на демонстрации под протестными лозунгами — всего лишь привычное для них участие в модной «движухе». Их социальные роли созданы этой системой и невозможны вне ее. Они подкуплены, прикормлены, зомбированы ей. Максимум, что могут сделать «креаклы» — принять участие во внутриэлитных разборках, как барские слуги в конфликтах между хозяевами.
Чем занимается «креативный класс»
Вокруг людей «креативного класса» создано много мифов. Чтобы было понятно, чем в действительности они занимаются, предлагаю модель типичной рядовой ситуации из их жизни. Подобные истории происходят постоянно, из них состоит работа российских «креативных» компаний.
• Жлоб-заказчик, он же хозяин компании, он же бизнесмен;
• Вороватый начальник его отдела маркетинга;
• Хитрозадый директор PR-агентства, он же подрядчик;
• «Честные» журналисты и «искренние» блогеры.
Жил был один хозяин компании. Китайские партнеры как-то предложили ему продавать в России их чайные ситечки. Ситечки были ржавые и страшные, но очень дешевые. Алчность оказалась сильнее осторожности. Он решил вложиться в создание моды, ажиотажного спроса на ситечки и начать поставлять их в Россию.
Бизнесмен дал начальнику своего отдела маркетинга задание найти подрядчика на разработку и ведение информационной кампании по продвижению товара на российский рынок. Тот пошел к своему приятелю, руководителю PR-агентства и договорился за откат разместить заказ. Директор агентства, месяцами сидевшего без серьезных проектов, был счастлив.
Однако аппетит приходит во время еды. Для начала заказчика убедили провести социологические исследования («без этого нельзя разработать грамотную кампанию»). Пригласили маститого социолога, который провел серию фокус-групп по «тестированию основных гипотез кампании», предложенных местным креативщиком. В фокус-группах, как обычно, участвовали какие-то безработные актеры и прочие бездельники, единственным желанием которых было скорее получить свои 500 рублей гонорара и опохмелиться. Они несли какую-то пургу. В результате маститый социолог высосал пафосный отчет по исследованиям из пальца.
Затем креативщику PR-агенства было поручено написать стратегию предстоящей кампании. Креативщик запасся пивом или вискарем, вип-вариант — кокаином (но не результатами «исследования» — их он сразу же выкинул в урну). И начал валять стратегию, потешаясь над лохом-заказчиком и дураком-начальником, которые будут всерьез изучать его поток сознания.
Он предложил выделить две целевые группы: молодых модниц и пожилых дам, заботящихся о своем здоровье. «Модницам продвигать месседж о том, что эти ситечки — точная копия ситечка, обмененного Остапом Бендером на стул у Эллочки Людоедочки. Такие ситечки до сих пор также популярны в лучших домах Филадельфии, как и во времена Ильфа и Петрова. Пожилым женщинам сообщать, что ржавчина на ситечках целебна, специально наращена по рецепту тибетских магов и поможет застраховаться от пиелонефрита и почечных колик. Выводить на рынок новые бренды: „Ситечко от Эллочки“ (для модниц) и „Ситечко Жизни“ (для бабушек). Продавать одни и те же ситечки под этими брендами, по разной цене, в разных упаковках и местах».
Постепенно креативщика начало нести. Он перестал контролировать поток идей, рождающихся в его затуманенной стимуляторами голове: «Для раскрутки бренда „Ситечко от Эллочки“ создать в целевой аудитории молодых модниц культ Эллочки-Людоедочки. Провести конкурс девушек-хищниц „Мисс Эллочка-Людоедочка 2013“. Создать и раскрутить нового топ блогера-виртуала под никома „Эллочка-Людоедочка“, новую поп-певицу с имиджем женщины-вамп под этим же именем». Креативщик тут же сочинил первый хит будущей поп-звезды. И исполнил его снятой на ночь проститутке на обшарпанной кухне съемной холостяцкой квартиры, аккомпанируя себе с помощью пустых бутылок и грязных тарелок:
Я давно не целочка, не девочка.
Я тебя проглочу, как орешек белочка
А потом переварю, разменяю мелочью…
Последнее, что он помнил на следующее утро — как уговаривал проститутку стать новой поп-звездой «Эллочкой Людоедочкой», а потом еще и новой Жанной д’Арк (и спасти Россию).
Заказчик, как обычно, забраковал все смелые идеи кретивщика и из его стратегии оставил только «размещение материалов в СМИ и вирусную кампанию в блогосфере». PR-агентство получило черным налом бюджет на «размещалово». Большую часть его директор сразу положил себе в карман. Половину остального украл креативщик, который по совместительству выполнял в агентстве функции специалиста по работе со СМИ. На оставшиеся копейки были наняты двое спившихся журналистов из газеты «Кот и пес» и журнала «Домашнее пчеловодство», а также десять «топ-блогеров» (в действительности только одного, остальные были его виртуалами). Они, под видом новостей, разместили несколько заметок и постов, написанных креативщиком. «В ходе сноса старого здания найдено знаменитое ситечко Эллочки-Людоедочки»; «Остап не врал — в лучших домах Филадельфии до сих пор в моде чайные ситечки», «Британские ученые доказали: Эллочка-Людоедочка превосходила по интеллекту Собчак и Рыньску вместе взятых», «Бабушка попила чаек с ржавчинкой и стала девушкой (вариант дедушкой)».
Жлоб-заказчик хвастливо показал своей жене проплаченные публикации. Она посмотрела на него сурово: «Ладно у тебя три класса образования, но куда твои сотрудники смотрят? Ситечко Остапа Бендера в романе было позолоченное и никак не может быть копией твоего ржавого металлолома».
Заказчик вызвал на ковер начальника отдела, начальник отдела — директора агентства, тот — креативщика, все были поставлены на уши. О ужас, бизнесмен потребовал вернуть уже распиленные деньги из бюджета на размещение. Однако гроза миновала. С большим трудом, с помощью маститого социолога, заказчика удалось убедить, что про позолоту на ситечке Остапа никто, кроме его жены, не помнит (правда и сами публикации никто не заметил, но об этом — молчок).
В конце концов заказчик получил пухлый отчет агентства о проведенных работах и нехотя, с запозданием оплатил их. Откат (10% переведенных средств) агентство возвратило начальнику маркетингового отдела наликом в конверте. Социолог получил свой гонорар, плюс то, что удалось наварить на завышении сметы исследований. Креативщик отжал немало денег с размещения. Больше всего конечно заработал директор PR-агентства на нарисованных заказчику фиктивных накладных расходах.
Однако постепенно до хозяина компании дошло, что вся эта бодяга с пиарщиками ему ничего не дала. Ситечки никому не нужны. Заказы на них не поступают. Начальник отдела маркетинга побежал в рекламную компанию договариваться о создании и размещении прямой рекламы (клипов, наружки) и, конечно, об откате. Рекламные бюджеты намного больше тех, что идут на PR, грядущий куш кружил ему голову. Но вот незадача, пока суд да дело, хозяин компании за взятку подписал контракт на поставку ситечек с хозуправлением министерства обороны. Реклама ему стала больше не нужна.
После окончания проекта начальник маркетингового отдела купил новую тачку, директор PR-агентства поехал на Тибет просветляться, креативщик выпустил за свой счет книгу декадентских стихов, социолог написал в своем ЖЖ серию постов о том, какие сволочи живут в «этой стране».
Через несколько месяцев все они встретились на очередном марше «против жуликов и воров».
Когда в солдатские столовые в большом количестве поступили ржавые китайские чайные ситечки, там долго не понимали что с ними делать. Но потом приспособились и стали использовать как грузила при рыбной ловле.