Креативная экономика что это

Креативная экономика

Креативная экономика или экономика знаний — особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности. Основными характеристиками являются:

Кроме того, креативная экономика характеризуется с точки зрения креативного подхода, в основе которого лежат проектное мышление, креативное воображение (моделирование), практическая направленность.

Министерство по культуре, информации и спорту Великобритании отнесло [источник не указан 458 дней] к креативной экономике отрасли, которые основаны на создании и использовании интеллектуальной собственности, а именно:

Содержание

Основные цели и задачи

Креативная экономика призвана сформировать привлекательный инвестиционный климат, способствовать росту социального согласия и развитию социальной сферы, модернизировать сферу образования и т. д. В рамках креативной экономики формируются новые экономические модели, новые типы социальных отношений, новые культурные парадигмы

Сложности в определении отраслей креативной экономики

Тесная связь отраслей креативной экономики с другими индустриями часто затрудняет определение и выделение их в отдельный креативный блок. Стандартная классификация отраслей экономики не позволяет определять креативные отрасли

Исследования креативной экономики

Существует несколько исследований, посвященных креативной экономике как социально-экономического явлению.

В работе «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» американский профессор, экономист и социолог Ричард Флорида в результате анализа политического и экономического развития общества Америки приходит к выводу, что его основой в последние годы стала креативная экономика. Ядром общества он называет креативный класс, или представители творческих профессий. Креативность по Флориде, — «создание на базе знания практических новых форм», а основа развития креативной экономики — это принцип 3-х «Т»: «технология, талант и толерантность».

Другая книга, посвященная креативной экономике, — «Креативный город» эксперта Всемирного банка англичанина Чарльза Лэндри. Он описывает развитие современных городов и приходит к выводу, что на первое место в развитие городской среды выходят человеческие способности и мотивации, вытесняя на второй план инфраструктуру, природные ресурсы и т. п.

Источник

Почему нужно инвестировать в креативную экономику и TOP-3 проекта, за которыми нужно следить

Креативная экономика – это новое понятие, которое начало появляться несколько десятков лет назад и сегодня представляет собой целую отрасль, которой некоторые инвесторы оказывают пристальное внимание, а другие (зачастую) недооценивают. Креативная экономика – это бизнесы, которые вовлечены в создание культурных, дизайнерских и других арт продуктов, то есть это продукты блогеров, иллюстраторов, аниматоров, подкастеров, музыкантов, художников, танцоров, комики, писатели и многие другие.

COVID разделил артистов на несколько категорий:

продолжают работать и зарабатывать примерно так же (их меньшинство)

стали self-employed и начали зарабатывать другим способом. Особый прилив артистов увидел американский проект Patreon, где в марте 2020 года появилось больше 50 000 новых авторов (создателей контента), и все они достаточно быстро приобрели патронов (фанатов). Во время пандемии приток новых авторов остался таким же высоким: средний рост числа посетителей увеличился на 36,2%

Несмотря на огромный ущерб экономике, который измеряется миллиардами долларов, инвесторы и HRs должны сделать свои выводы.

HR менеджеры должны обратить внимание на ту категорию людей, которая оказалась без работы и обладает с одной стороны креативным, с другой стороны инновационным мышлением.

Опытный венчурный инвестор, увидев «сдвиги» на рынке, сразу пойдет его плотно изучать и увидит:

Огромный и растущий рынок

Согласно отчету EY, креативная экономика составляет около 2,25 триллиона долларов США и создает почти 30 миллионов рабочих мест по всему миру, а в развивающихся странах он ежегодно растет почти на 12%, согласно Cornerstone Capital.

Кроме того, интересно, что не только США и Европа являются важными игроками. Азиатско-Тихоокеанский регион лидирует на рынке с точки зрения доходов (743 миллиарда долларов США) и рабочих мест (12,7 миллиона), а Латинская Америка и Африка быстро догоняют его.

По предварительным подсчетам в мире около 64 миллионов подкастеров, блогеров и иллюстраторов. Из них около 100 тыс представлены на Patreon (самой крупной платформе). То есть самый крупный игрок занимает примерно 0,1%. Кроме этого, есть и другие артисты, которые также являются источником роста.

Для индустрии creative economics важно выбирать именно тех фаундеров, которые и артисты, и предприниматели одновременно. Например, Джек Конт – создатель Patreon, был успешным музыкантом и солистом группы Pomplamoose. Джек понял, что сложно заработать на музыке: при монетизации через рекламу на YouTube-канале артист получает слишком мало. YouTube лучше подходит для увеличения лояльной аудитории. У его канала PomplamooseMusic было около 470 тысяч подписчиков и предприниматель предположил, что многие его фанаты хотели бы поддержать его группу деньгами, но не было удобного инструмента.

Важно искать именно масштабируемые модели. Patreon берет комиссию 30% за оборот. Такая модель очень привлекательна, так как при большем заработке со стороны криэйторов Patreon также больше зарабатывает.

Patreon – платформа для монетизации работ артистов через прямые отношения со своими фанатами.

Источник

Что такое Creator Economy и зачем инвестировать в инфлюенсеров

Креативная экономика что это. Смотреть фото Креативная экономика что это. Смотреть картинку Креативная экономика что это. Картинка про Креативная экономика что это. Фото Креативная экономика что это

На 74-й сессии Генассамблеи ООН 2021 год был объявлен Международным годом креативной экономики в интересах устойчивого развития. На мероприятиях ЮНЕСКО уже обсуждаются вопросы укрепления экономики за счет творческого сектора. Участниками креативной экономики являются не только деятели культуры (художники, музейное дело, музыканты), но и создатели творческого, обучающего, развлекательного контента в Сети — инфлюенсеры, блогеры, независимые авторы, которые образовали нишу Creator Economy и стали отдельным каналом маркетинга и продаж для заказчиков.

Например, в России AIB Russia представили анализ рынка Influencer Marketing 2020 — за год его объем вырос на 63,3% и составил ₽11,1 млрд. В исследовании рассматривались две самые крупные сети Instagram и Youtube, где чаще всего продвигают товары и услуги.

По данным Adindex за 2020 год, крупнейшими заказчиками рекламы в Рунете были «Сбер», МТС, Tele2, PepsiCo и Nestle. Суммарно рекламные бюджеты этих компаний составили ₽10,3 млрд.

Сейчас перед инфлюенсерами стоит задача удержать не только аудиторию, но и рекламодателей. Для этого блогерам приходится создавать креативный контент, наблюдается рост популярности программ для обработки фото и видео, появляются новые формы заработка на создании трендового контента. В свою очередь популярность и капитализация таких приложений растет, что говорит об их инвестиционной привлекательности.

Креативная экономика что это. Смотреть фото Креативная экономика что это. Смотреть картинку Креативная экономика что это. Картинка про Креативная экономика что это. Фото Креативная экономика что это

Creator Economy — рынок популярного контента

Creator Economy — индустрия заработка на контенте независимыми авторами — начала активно набирать оборот в 2020 году. В эту сферу входят журналисты, продвигающие платные подписки, блогеры и инфлюенсеры, зарабатывающие на своих каналах, видеографы и множество других авторов, которые так или иначе монетизируют собственный контент.

По данным Signal Fire, более 50 млн человек во всем мире считают себя криэйторами (creators), несмотря на то, что активное развитие креативных индустрий началось всего десять лет назад.

Внутри креативной сферы возникло и продолжает увеличиваться облако сервисов, помогающих в создании и продвижении контента. Структурно можно выделить несколько сегментов среди приложений:

Медиаплатформы и социальные сети со встроенными эффектами, которые позволяют публиковать творческий контент, делятся на:

Также на рынке креативных индустрий помимо инструментов присутствуют следующие категории игроков:

К тому же часто авторы используют популярный контент для перевода аудитории из социальных сетей в своих покупателей — они создают свои онлайн-магазины, продают инфопродукты на собственных сайтах, размещают творчество на ресурсах патронажа и краудфандинга.

Креативная экономика что это. Смотреть фото Креативная экономика что это. Смотреть картинку Креативная экономика что это. Картинка про Креативная экономика что это. Фото Креативная экономика что это

Растущий интерес к рынку

Количество заинтересованных лиц и компаний, которые участвуют в развитии индустрии, также постоянно увеличивается. К ним относятся сами социальные сети как площадки, рекламодатели, то есть производители товаров и услуг, инвесторы, финансирующие разработку приложений для создания и обработки фото-, видео-, аудиоконтента, а также сами блогеры, дизайнеры, видеографы, фотографы, инфлюенсеры и потребители контента.

Креативная экономика что это. Смотреть фото Креативная экономика что это. Смотреть картинку Креативная экономика что это. Картинка про Креативная экономика что это. Фото Креативная экономика что это

Такая заинтересованность венчурных инвесторов делает этот рынок легитимным и не позволяет игнорировать его вклад в экономику — создание и публикация креативного контента уже давно не просто развлечение для тинейджеров.

Кремниевая долина всерьез интересуется цифровыми инструментами и платформами, используемыми создателями контента:

Драйверы роста креативной экономики

Гибкость креативной среды. Самые разные цифровые технологии могут быть использованы для создания трендового контента и нового опыта пользователей — искусственный интеллект, компьютерное зрение, AR, VR.

Всеобщий переход в онлайн. Многие компании из разных индустрий изменили способы взаимодействия с потребителями и перешли в онлайн. Пользователи, в свою очередь, тратят все больше времени на приложения и потребляют больше информации онлайн. Из-за притока людей доходы платформ и социальных сетей увеличиваются, все больше потребителей готовы платить на оригинальный контент.

Монетизация творческого контента. Представители поколения Z больше ориентируются на монетизацию контента и работу в креативных индустриях. Это обеспечивает рост интереса к специализированным приложениям для обработки и создания контента, который соответствует трендам. Количество криэйторов увеличивается, социальные сети с возможностью делиться своим творчеством обретают новую волну популярности, а новые инструменты для создания контента приобретают пользователей.

Креативная экономика что это. Смотреть фото Креативная экономика что это. Смотреть картинку Креативная экономика что это. Картинка про Креативная экономика что это. Фото Креативная экономика что это

Появление лидеров рынка. Лидеры в сегментах этого рынка среди приложений и платформ еще не оформились, и пока есть возможность вступить в эту гонку. Хотя приложений на рынке достаточно много, все еще есть возможность стать лидером — пользователям непросто одновременно работать со многими платными инструментами и платформами. Те игроки, которые предложат авторам больше функций и возможность одновременно управлять контентом и анализировать реакции, смогут стать необходимым инструментом в арсенале каждого создателя контента.

Источник

Что такое креативные индустрии. Объясняем простыми словами

Креативные индустрии (creative industry, креативная экономика, экономика знаний) — сектор экономики, связанный с интеллектуальной деятельностью, развивающийся преимущественно на идеях и технологиях.

К креативным индустриям относят многие сферы жизни: это научно-исследовательская деятельность, дизайн, телевидение, музыка, мода, архитектура, разработка программного обеспечения и другие.

Главная фишка креативных индустрий — сочетание творческого компонента и высоких технологий.

Проще говоря, среди ваших друзей или знакомых есть поклонники корейской музыки или сериалов? Наверняка, ведь сегодня эксперты говорят о настоящей экспансии «корейской волны» на мировые рынки. Современная южнокорейская культура вызывает у людей по всему миру огромный интерес: речь идёт о моде, кино, компьютерных играх и других мультимедийных проектах.

Думаете, просто «так получилось»? Нет. В Южной Корее с 2009 по 2017 год работало специально созданное правительственное агентство креативного контента KOCCA. Во многом именно его деятельность позволила наладить работу с креативными индустриями и вывести корейский контент на международный рынок.

Пример употребления на «Секрете»

«Сегодня важно создать необходимые условия для качественного прорыва в сфере креативных индустрий. Уже есть отдельные примеры реализованных проектов Но именно комплексный подход, системная поддержка на уровне государства, постоянный диалог между представителями творческой сферы, власти и бизнеса являются залогом создания благоприятной среды для самореализации молодого поколения».

(Глава Минкультуры РФ Ольга Любимова — о позиции ведомства по поводу креативных индустрий.)

Нюансы

Говоря о креативной индустрии, иногда используют термин «креативный класс». Его предложил американский социолог и экономист Ричард Флорида в 2002 году для обозначения людей творческих профессий.

«Поскольку креативность — это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение», — пишет он в книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». Рабочему и обслуживающему классу платят за предоставление услуг и выполнение работ согласно плану, а креативный класс зарабатывает, создавая новое, отмечал Флорида.

Практика

В российском законодательстве пока нет самого понятия «креативная индустрия». Из-за этого сферу иронично называют «коммуникационное подвижничество». Однако законопроект о креативных индустриях и творческом предпринимательстве уже разрабатывают.

По словам председателя комитета РСПП Андрея Кричевского, бизнес нуждается в законе о креативных индустриях. «Креативные индустрии — это огромная творческая сила, которая в развитых странах считается фундаментом и драйвером экономики, — считает он. — Сила, обеспечивающая производство идей, смыслов, образов и образцов для подражания — самого востребованного продукта информационного общества».

Цифры

Согласно прогнозу Центра стратегических разработок, к 2024 году процент креативных индустрий в национальном ВВП вырастет до 8,5%. Для сравнения, в современной Германии эта доля уже сейчас составляет 8%.

Источник

Творчество как товар. Как развивается креативная экономика в России?

Креативная экономика что это. Смотреть фото Креативная экономика что это. Смотреть картинку Креативная экономика что это. Картинка про Креативная экономика что это. Фото Креативная экономика что это

Мировой креативный сектор растет даже во время кризисов. Так, на фоне карантина, когда акции нефтяных компаний падали, стриминговые сервисы взлетели, а продажи видеоигр выросли на 63% в 50 странах мира. Не исключено, что в будущем традиционную сырьевую модель заменит креативная, полагают эксперты. Как развивается креативная экономика в России? И что мешает стране конкурировать с лидерами в этом секторе?

Что такое креативная экономика?

Креативная экономика включает в себя модную индустрию, кинематограф, анимацию, дизайн, рекламные услуги, музыку, художественные промыслы, новые медиа, фестивали, продукты виртуальной и дополненной реальности, компьютерные игры, телевидение, книги и другие отрасли, основанные на интеллектуальной деятельности.

Впервые термин «креативная экономика» был использован в Великобритании в 1998 году, когда Департамент культуры, медиа и спорта обозначил ее развитие в качестве приоритета национальной политики. Однако перспективы развития креативных индустрий интересовали культурологов и историков задолго до его появления. Американский философ и один из авторов концепции постиндустриального общества Элвин Тоффлер еще в 80-х предсказал, что нас «ждет экономика победившего креативного труда». А британский культуролог Чарльз Лэндри в начале 90-х придумал концепцию креативного города, согласно которой, культурные ресурсы являются сырьем, которое приходит на смену нефти, стали и золота.

Средний вклад креативных индустрий в мировой ВВП составляет 6,6%. В развитых странах он достигает 8–12%. Такие данные приводят ученые Ержан Жаров и Олег Патласов в исследовании, посвященном развитию креативных индустрий в России. С каждым годом эти цифры будут увеличиваться.

«Спрос на услуги в области креативной экономики будет расти и дальше, самым «ходовым товаром» сегодня становятся идеи, воображение и творчество», — уверена Мариса Хендерсон, глава программы Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) по креативной экономике.

«Дело в том, что в современных обществах меняется структура потребления — оно становится более культуральным, то есть растет значение художественной и эстетической составляющей в товарах, — пояснил Полит.ру руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной, — через цифровые платформы мы потребляем музыку, фильмы, сериалы, через социальные сети — коммуникацию. Креативные индустрии — это огромный сегмент экономики, за которым будущее».

Объем креативной экономики в России

Сектор креативной экономики в России не достигает и 3% ВВП. Об этом на днях заявила генеральный директор Агентства Стратегических Инициатив Светлана Чупшева.

«Креативная экономика за последние 10 лет в глобальном масштабе выросла в два раза. Если в Великобритании объем креативной индустрии достигает 10%, то в РФ мы пока не дотягиваем до 3%. Это точно точка роста для нас», — рассказала эксперт.

Тем не менее оборот российских креативных индустрий в течение последних четырех лет ежегодно растет: в 2017-м — на 6%, в 2018-м — на 15%, в 2019-м — на 9%. По оценкам Центра стратегических разработок, к 2024 году доля креативной экономики в ВВП страны может достичь 8,5%, а к 2035 году — 10%.

Что тормозит развитие креативных индустрий в России?

«В основах российской государственной культурной политики есть понятие «творческие индустрии», в число которых входит довольно своеобразный набор отраслей, тем не менее мы до сих пор не видели целенаправленных усилий со стороны государства, призванных структурировать и стимулировать креативный сектор экономики», — рассказал Полит.ру профессор НИУ ВШЭ Виталий Куренной.

К примеру, в Южной Корее за продвижение индустрии контента в 2009-2017 годах отвечало специальное правительственное агентство креативного контента KOCCA, что позволило вывести корейские креативные индустрии на международный рынок. Благодаря этому их экспорт составил в 2016 году более 6 млрд долларов.

Необходимость популяризации и поддержки экспорта креативных индустрий очевидна не только экспертам. Так, в июле 2020 года в Москве создано Агентство креативных индустрий, сообщает сайт Правительства Москвы. Новая структура будет заниматься созданием рабочих мест в креативной отрасли и ее продвижением за рубежом.

«Одной из ключевых задач агентства станет формирование позитивного имиджа Москвы как международного центра креативных индустрий, которые имеют серьезный потенциал для роста и увеличения своего вклада в развитие экономики города», — рассказал руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.

Для развития креативных индустрий большое значение имеет создание инфраструктуры — креативных кластеров и бизнес-инкубаторов, уверен Виталий Куренной.

«Наличие креативных индустрий тесно завязано на креативный класс, а он просто так не появляется, для него нужно создавать особое пространство, инфраструктуру, — пояснил профессор, — кроме того очень важна среда, «креативная масса», например, Кремниевая долина хороша, просто потому что там большая концентрация людей, которые хотят что-то сделать».

«Российский народ очень творческий, но наша креативность располагается в теневом секторе, не созданы условия для того, чтобы она концентрировалась, чтобы творческая составляющая могла капитализироваться, быть видимой для экономики», — добавил профессор.

«Выстаивая государственную политику в сфере креативных индустрий, следует обратить внимание на фундаментальные вещи, связанные со сферой образования, с развитием креативности как важного элемента человеческого капитала, — убежден профессор, — В России большие проблемы в части массового развития креативных компетенций».

О том, что развитие креативной экономики напрямую связано с качеством человеческого капитала, писал еще экономист и автор термина «креативный класс» Ричард Флорида в книге «Креативный класс: люди, которые создают будущее». Эксперт подчеркивал решающую роль креативного класса в экономике и призывает государства развивать его.

«Креативность предполагает определенные типы мышления и характера, которые необходимо культивировать как на индивидуальном уровне, так и в обществе, окружающем человека», пишет экономист.

Важный вопрос для развития креативной экономики — защита авторского права и интеллектуальной собственности, полагает Виталий Куренной, без нее — невозможно нарастить экспорт креативной продукции.

«В России есть очень многих сегментов, для которых этот процесс не отлажен — в частности, художественные промыслы, одно из самых просевших у нас креативных направлений», отметил эксперт.

Кроме того на развитии креативной экономики негативно сказывается слабое развитие малого и среднего бизнеса. Например, в США доля малого бизнеса в этом секторе достигает 50−60%, в Китае — 55%, в Европе — 70%, в Канаде — 90%, а в России только 15−20%.

Среди возможных мер поддержки креативных предпринимателей Ержан Жаров и Олег Патласов в исследовании «Оценка потенциала развития креативного сектора экономики России» называют предоставление налоговых преференций и льготных кредитов, офисных и производственных помещений в аренду по низким ставкам.

Ученые отмечают, что Россия обладает большим, но пока в недостаточной степени реализованным потенциалом развития креативной экономики, тем не менее видят широкие возможности для развития производства в декоративно-прикладном искусстве и народном ремесле, российском кинематографе и анимации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *