Креативный продюсер это кто и чем
Креативный продюсер это кто и чем
Как стать креативным продюсером
Если вы готовы не только, или, не столько писать собственные сценарии, сколько нести ответственность за результат всей команды, организовывать как творческие, так и деловые процессы сценарной комнаты и отвечать за результат перед студией, работа креативного продюсера наверняка для вас.
Кто такой креативный продюсер, какие навыки нужны в этой профессии и какой пул обязанностей и полномочий туда входит и поговорим.
Иерархия продюсеров студии
Человек, который контролирует организацию конкретного проекта. Скажем, студия ведет 4 проекта, тогда исполнительный продюсер будет контролировать все из них, но детально прорабатывать их будет 4 разных линейных продюсера.
Чем занимается креативный продюсер
Конечно, от студии к студии, от проекта к проекту обязанности продюсеров и полномочия будут разниться и во многом зависеть от конкретных личностей, но общая схема примерно такая, какую мы представили.
Чтобы стать креативным продюсером, нужно понимать как устроены этапы создания фильма от начала до самого конца. Так как, в отличие от режиссера или сценариста, продюсер полностью курирует проект создания фильма, от идеи до продажи фильма.
Креативный продюсер согласовывает с остальными продюсерами сроки разработки проекта и условия трудоустройства сценаристов, ставит дедлайн авторам. После этого начинается девелопмент проекта.
Креативный продюсер делит работ на этапы. Не бывает такого, что он заходит в комнату к автором и говорит: вот идея, расписывайте, приду за готовым сценарием через три недели.
Он проверяет и вычитывает работу авторов постоянно, управляет процессом создания и переписывания сценария, а иногда часть проекта прописывает самостоятельно.
Это человек, который не только ставит задачи перед авторами, но еще и направляет их, помогает продвигаться вперед. Он же утверждает, защищает, ведет переговоры и представляет проект перед генеральным продюсером.
После разработки сценария креативный продюсер представляет проект режиссеру, поясняет то, что ему может показаться непонятным, принимает решения по переделке тех или иных моментов, если того требует режиссер. Точно так же креативный продюсер проходится по сценарию вместе с исполнительным продюсером и защищает те или иные решения по бюджету перед ним.
Финальный актерский состав утверждает генеральный продюсер, но кастинг, как правило, проводит креативный продюсер вместе с режиссером. После, он курирует процесс создания декораций, а так же принимает участие в читке сценария. Именно он отвечает на всевозможные вопросы актеров и режиссера о персонажах, значении реплик и их эмоциональной составляющей.
Как правило, за исключением читок и репетиций, креативный продюсер редко требуется на этапе съемок. Обычно на площадке присутствует один из авторов. Но активно участвует в постпродакшне: курирует монтаж, озвучивание, создание титров.
Навыки, которые нужны чтобы стать креативным продюсером
Среди креативных продюсеров можно выделить несколько типов:
Конечно это условные типы, но будьте готовы что они встретятся вам.
Какие качества ценятся в этой профессии больше всего?
Нужно быть настойчивым, потому что надо понимать, что когда вы работаете с людьми, они пытаются сделать так, чтобы им было проще. А вам нужно проверять качество, ставить задачи по доработкам, ну и так далее.
Важно, конечно, еще развиваться и иметь представления о том, что такое режиссура, понимать, как на экране все должно выглядеть, как проходит подготовка к съемкам и как идет монтаж.
При этом для креативного продюсера важно уметь понимать с кем он работает и не ждать невозможного от команды. При подборе комнаты сценаристов тоже есть много нюансов, как и кого подбирать под те или иные задачи.
C точки зрения творчества, важно уметь увидеть, куда идут сюжетные линии, что выпадает, а что работает и приводить это к общему виду, то есть, и глобально и локально понимать концепт и задачи сценария.
Креативный Продюсер
Синонимы: творческий продюсер
Англ.: Creative Producer
Специфика профессии
К каждому проекту нужно подходить по-новому, но использовать весь накопившийся опыт.
Необходимы пытливость ума, внимание к деталям, умение визуализировать, думать «кадрами», продумывать каждую сцену в уме, чтобы поймать внимание зрителя.
Что касается личных качеств, то тут в первую очередь должно быть внутреннее «горение» и желание творить. На мой взгляд, другие люди и не работают в рекламе.
Запись в трудовой книжке
Креативный продюсер
Перспективы развития профессии
Мы не можем пользоваться в полной мере теми инструментами, которые работают на Западе, так как наш рекламный рынок пока еще только догоняет западный, только насыщается. У нас совсем другие люди, к которым нужен особый подход. Наш клиент еще не настолько пресытился привычными форматами. К примеру, клиент, который вкладывает в прямую рекламу (ТВ, «наружка»), не всегда закладывает бюджет на BTL, потому что не уверен в возможности измерить эффективность. Хотя наши результаты качественно гораздо выше, поскольку мы тесно, напрямую работаем с потребителем, когда он даже об этом не подозревает.
Что касается возможностей личного роста в рекламе, то, получая в креативном отделе, пожалуй, самый разносторонний опыт в создании BTL-программ и находясь всегда в самом центре событий, с опытом, временем и развитием творческих амбиций можно рассчитывать на должность креативного директора в BTL-индустрии.
Если говорить о возможностях вне рекламного рынка, то мне известно, что люди с подобным опытом переходят на работу в различные продюсерские компании.
Профессиональная литература
Читаю российские журналы по рекламе и книги, в основном иностранные. Очень рекомендую:
— Hagerman, William L. Broadcast Advertising Copywriting. Boston: Focal Press
— White, Hooper. How to Produce Effective TV Commercials. 2nd ed. Chicago: National Textbook Co.
— Aldridge, Henry B. and Lucy A. Liggett. Audio/Video Production: Theory and Practice. Englewwod Cliffs, NJ: Prentice-Hall
— Barr, Tony. Acting for the Camera. New York: Harper and Row
— Bermingham, Alan et. al. The Video Studio. 2nd ed. Newton, MA: Focal Press
— Blum, Richard A. Working Actors: The Craft of Television, Film and Stage Performance. Boston: Focal Press
Мила Щеколдина | Акция
Кто такой кинопродюсер?
Под словом «продюсер» часто представляют человека, который вкладывает в проект свои деньги. В кино дело на этом не ограничивается. Оказывается, существует много видов продюсеров и их функции отличаются от обычного инвестирования. Так что это за работники и чем они занимаются?
Во главе кинопроекта стоит генеральный продюсер. Он либо нанимается студией, либо является независимым продюсером. В последнем случае он также владеет проектом. Генеральный продюсер по функционалу близок к предпринимателю-менеджеру. Он определяет бюджет, задает идею и нанимает верхнее звено команды для ее реализации, например исполнительного продюсера и режиссера.
Вторым по важности выступает исполнительный продюсер. Он руководит наймом всего персонала, планирует сроки производства, контролирует финансовые потоки и бюджет.
Функциональные продюсеры по своим обязанностям и полномочиям соотносятся с менеджерами среднего звена. Функциональные продюсеры бывают следующие: ассоциированный, креативный, линейный, VFX-продюсер и другие.
Линейный продюсер привлекается на крупные проекты. Нужен для помощи исполнительному продюсеру. Линейный продюсер контролирует отдельные этапы создания фильма. Иногда его нанимают на подготовительный этап.
Креативный продюсер обычно работает в телевизионных сериалах и редко бывает в кинофильмах. Он следит за стилистикой, сценарием, подбором творческого персонала, как операторы, художники, актеры. По полномочиям выше режиссера-постановщика. В России часто разные серии снимают разные режиссеры-постановщики, поэтому креативный продюсер отвечает за целостность проекта.
Продюсера визуальных эффектов называют VFX-продюсер. Он контролирует производство компьютерной графики. Чтобы визуально представить идею, продюсер нанимает художников для создания раскадровки. VFX-продюсер привлекается только в проекты с большим количеством компьютерной графики и наличием трехмерных объектов в кадре. Изготовление компьютерной графики начинается до начала и во время съемок.
Ассоциированного продюсера нанимают для консультирования генерального продюсера в некоторых этапах производства.
Продюсер постпродакшена занимается организацией процесса, который следует после съемочного периода. Он нанимает в команду режиссера монтажа фильма, цветокорректора, звукорежиссера. При необходимости продюсер постпродакшена может заниматься досъемками.
Между зарубежной и отечественной организационной структурой кинопроектов существуют расхождения и разные интерпретации в названии должностей. При переводе англоязычных титров на русский нередко возникает путаница. Слово «executive» переводится как исполнительный, но за рубежом под выражением «executive producer» имеется в виду генеральный продюсер. Это важно отличать, поскольку в России исполнительный продюсер не является владельцем проекта. Исполнительный же продюсер указывается просто как «producer» или «produced by».
В зарубежной киноиндустрии при финансировании фильма на 10% человек или получает статус сопродюсера. В отличие от России, если он вкладывается больше, то становится генеральным директором.
Разнообразие видов работников в продюсерской группе зависит от масштабности и вида проекта. Без продюсера не обходятся ни крупнейшие голливудские студии, ни локальные студии видеосъемки, ни киностудии детских фильмов. Продюсеры организуют все рабочих процессов кинопроекта с точки зрения финансовых, административных и технических вопросов. Они могут быть выше режиссеров только в плане отслеживания сроков работы. Художественное же воплощение фильма лежит на работниках творческой группы. Исключение составляет только креативный продюсер. Как правило, на эту должность нанимают либо действующих, либо бывших режиссеров.
Кто такой креативный продюсер и как им стать
С чего начинать погружение в профессию, какой бэкграунд будет полезен, с какими трудностями придется столкнуться в процессе и почему это интересно — узнали на мастер-классе Максима Полинского и Николая Булыгина, креативных продюсеров «Мажора» и «Троцкого».
В рамках образовательной платформы на открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» состоялся разговор на тему «Креативный продюсер: кто это и как им стать?». Своим опытом поделились Максим Полинский и Николай Булыгин — креативные продюсеры сериалов «Мажор» (2-3 сезоны), «Метод» (1-2 сезоны), «Троцкий» и полнометражных фильмов «Килиманджаро», «В спорте только девушки». Также они выступили режиссерами эпизодов альманаха «Ёлки последние», сериала «Мажор 2» и монтировали проекты «Ёлки», «Кухня в Париже», «Духless», «Духless 2» и «Бесы».
Вместе со спикерами разбираемся, в чем обязанности креативного продюссера и чем эта профессия отличается от зарубежных аналогов.
Кто такой креативный продюсер
Как выяснилось, ответить однозначно довольно сложно. Само понятие появилось в нашей стране давно — как альтернатива американским шоураннерам, однако, как и любое заимствование, со временем приобрело дополнительные значения.
Мы привыкли считать, что продюсер — это тот, кто запускает проект, ищет спонсоров, участвует в подборе команды, имеет право голоса (часто — решающее) на всех стадиях производства фильма или сериала (речь, прежде всего, о телевизионных проектах). Что меняет в данном случае приставка «креативный»? Очевидно, предполагает, что продюсер будет не только советовать и решать организационные вопросы, но и непосредственно участвовать в съемочном процессе.
Контроль над всеми этапами творчества — от момента выбора проекта, подготовки к запуску, непосредственно съемок до монтажа и выпуска готового продукта — основная задача креативного продюсера.
Описание в теории выглядит понятно, но на практике все часто бывает иначе.
Максим и Николай рассказали, что пришли в это направление из постпродакшна — оба начинали свой путь в кино режиссерами монтажа и до сих пор ими остаются. По их словам, такой бэкграунд сильно помогает — позволяет видеть процесс заранее, уже во время съемок понимать, каким образом можно снять сцену, даже не имея на руках предварительных раскадровок и находясь в жестких условиях ограниченного времени (что в производстве наших сериалов не редкость, но об этом ниже). На некоторых проектах они выступали режиссерами, что тоже позволило овладеть незаменимыми в работе навыками.
Не менее важны и организационные способности. В цепочке студия-продюсер-режиссер у каждого есть собственное видение, и задача креативного подюсера — соблюдать баланс интересов, чтобы качество итогового продукта удовлетворяло авторов и аудиторию.
Получается, что универсального списка должностных обязанностей у креативного продюсера нет. Творческий и организационный контроль проекта на всех этапах производства — лишь основа профессии, на которую могут накладываться самые разные функции.
Отличие от зарубежного опыта
В Америке шоураннеры — это, как правило, сценаристы и исполнительные продюсеры в одном лице. Они придумывают идею, пишут сценарий и берут контроль над его реализацией. Достаточно вспомнить громкие сериалы последних лет: «Теория большого взрыва», «Безумцы», «Американская история ужасов», «Игра престолов», «Оранжевый — хит сезона», «Фарго». Шоураннеры каждого из них — профессиональные писатели, драматурги, сценаристы с внушительным списком успешных ТВ-проектов.
В России, как рассказали Максим и Николай, сценарный опыт — вовсе не обязательная ступенька на пути к должности креативного продюсера. Но есть важные требования, которые никто не отменял. Прежде всего, знание основ драматургии. Независимо от того, берет ли продюсер в работу готовый сценарий, ищет ли сценаристов, которые воплотят его идею, или самостоятельно создает новый проект с нуля, он должен «вести» героя по всей истории, не нарушая драматургическую структуру и держа в уме все детали сюжета. Одним словом, с текстом в любом случае придется работать — переписывать и дорабатывать сцены, редактировать существующие, сочинять новые.
Особенности российского производства
Прочитав книгу Нила Ландау «Дорожная карта шоураннера», которая вышла у нас несколько лет назад, можно составить представление о специфике профессии, узнать об особенностях работы на разных проектах, однако чужой опыт всегда приходится трансформировать и адаптировать для конкретных условий работы.
Работа креативного продюсера — интересный микс различных творческих задач, потому и звучит так привлекательно. Но понимать, с чем придется столкнуться в процессе, лучше на берегу.
Не секрет, что принципиальное отличие ТВ от кино — быстрота реакции на происходящее. Новостной поток требует моментального реагирования на изменение ситуации, примерно того же ждет зритель и в случае с развлекательным контентом. Однако здесь есть свои особенности.
В первую очередь они касаются сжатых сроков производства. Запуская какой-либо проект, наши зарубежные коллеги, по словам специалистов, более тщательно подходят к подготовительному периоду: нередко он растягивается на несколько лет. У нас же это может быть довольно быстрым решением. К примеру, написание сценария, подбор локаций, кастинг, съемки и постпродакшн сериала «Троцкий» заняли всего 15 месяцев — рекордный период для 8-серийного проекта.
Работая в такие сжатые сроки приходится максимально быстро оптимизировать процесс для решения самых разных задач одновременно.
Кроме того, для запуска проекта на западе студии необходим не только готовый сценарий первого сезона, но и краткий синопсис последующих (если они запланированы), чтобы общая линия развития героев была ясна. Анализ рейтингов, безусловно, важен — в случае неудачи сериал закроют после первого сезона. Очевидно, что студии охотнее поддерживают уже полюбившиеся зрителям истории, чем запускают новые.
Продолжения российских телесериалов, по словам Полинского и Булыгина, могут придумываться именно на основании хороших цифр, что сразу осложняет работу над всеми этапами проекта.
Отсюда ключевая функция креативных продюсеров — умение подключаться ко всем процессам. Пожалуй, в киноиндустрии нет альтернативных мультиспециалистов, ведь в большинстве случаев каждый отвечает за свой участок. Сколько бы времени ни прошло от запуска до реализации, креативный продюсер проходит с проектом весь путь — от начала до конца.
Где и как учиться
Залог успеха в любой профессии — сочетание теоретических и практических навыков, баланс качества и количества.
Единого пути в эту профессию нет. На примере спикеров становится понятно, что погружение в процесс может стать лучшей школой, чем прочная теоретическая база. Мастерство сценариста — отличная основа для будущего креативного продюсера на подготовительном этапе, а технические навыки или опыт режиссера незаменимы в съемочном процессе.
Войти в ИТ: профессия Creative Producer
На все вопросы о профессии ответил Creative Producer ИТ-компании Wowmaking Алексей Лукьянчик.
Чем занимается Creative Producer в продуктовой ИТ-компании?
В продуктовых ИТ-компаниях вроде “Ваумэйкинг” создание креативов ‒ большое направление работы. Креативные менеджеры разрабатывают концепции, пишут технические задания и сценарии, а затем моушн-дизайнеры все это воплощают в жизнь.
На позиции креативного продюсера я уже редко пишу сценарии роликов сам, но постоянно занимаюсь разработкой идей, оценкой, внесением предложением и утверждением созданных роликов, руковожу командой из нескольких креативных менеджеров и моушн-дизайнеров.
Утверждение видеороликов ‒ одна из ключевых задач для меня. Дизайнеры люди творческие, но они не всегда могут понять что нужно донести пользователю, чтобы он обратил внимание и захотел скачать продукт.
Как выглядит твой типичный рабочий день?
Я стараюсь встать пораньше, чтобы иметь возможность поработать час-полтора до того, как все соберутся в офисе и начнется активная коллективная работа. За это время успеваю сделать самую сложную работу, например, качественно проанализировать конкурентов, отрасль, либо написать топовый сценарий.
Оставшуюся часть дня занимаюсь текучкой: просматриваю и утверждаю ролики, вношу и проверяю правки, распределяю задачи между сотрудниками. В неделю я отсматриваю 30-40 роликов нашей команды и десятки роликов, созданных конкурентами. Когда работаешь на глобальном рынке ‒ изучение конкурентов одна из важных задач для креативщиков.
С какими челленджами в работе приходится сталкиваться?
Для позиции креативного продюсера или менеджера очень важно не допустить эмоционального выгорания. Работа по большой части творческая и связана с постоянным поиском новых идей, поэтому можно очень быстро выгореть. Нельзя, чтобы работа становилась похожей на конвейер: здесь постоянно нужно создавать новое и делать ценность.
У меня нет стопроцентного совета, как не выгореть. Но если следить за своим состоянием, то при первых признаках выгорания, можно вовремя взять паузу, передохнуть и переключиться. Как минимум, выспаться, а еще лучше на выходных устроить детоксикацию в плане информации ‒ провести выходные без компьютера, интернета и чтения новостей. Чтобы очистить голову, и с новыми силами рестартнуть.
Какое образование и навыки нужно иметь, чтобы стать Creative Producer?
В университете или даже на курсах профессии Creative Producer не учат. Курсы, которые мне попадались на глаза, настолько общие, что смысла их проходить нет. Там познакомят только с политиками социальных сетей, но это можно изучить и самостоятельно.
Чтобы справляться с этой работой, нужно в первую очередь обладать креативным мышлением. Именно умение мыслить нестандартно помогает генерировать идеи и сценарии.
В основном в профессию Creative Producer приходят из маркетинга. Хорошие перспективы у людей с художественным образованием, так как им будет легче общаться с дизайнерами на одном языке.
Creative Producer ‒ это также управленческая должность, поэтому здесь важно уметь организовывать работу в команде и уметь слушать. В моей практике были случаи, когда супер-идеи для роликов предлагали новички. Я даю своим сотрудникам определенную свободу: творческие люди так лучше всего раскрывают свой потенциал.
Какие интернет-ресурсы, курсы и книги можешь порекомендовать желающим стать Creative Producer?
Нужно принять как данность, что по созданию креативов нет четких инструкций или курсов, где всему научат. Для развития в профессии стоит посещать тематические конференции или хотя бы смотреть их доклады на Youtube. Полезно следить за агентствами, которые занимаются продвижением мобильных приложений. Они заинтересованы в поиске клиентов, поэтому часто делятся своими практиками. Сами социальные сети заинтересованы в том, чтобы у них размещали больше рекламы, поэтому тоже организовывают всевозможные семинары, где рассказывают, какие креативы и механики лучше всего работают.
Могу посоветовать несколько книг по маркетингу и организации работы, которые можно считать базовыми. Они помогут разобраться, подходит ли вам данная сфера: The 22 Immutable Laws of Marketing: Violate Them at Your Own Risk!; Influence:The Psychology Of Persuasion; Tribes: We Need You To Lead Us; Growth Hacker Marketing: A Primer on the Future of PR; Marketing, and Advertising, Deep Work: Rules for Focused Success in a Distracted World.
Какие инструменты для работы нужны Creative Producer?
Для работы креативному продюсеру достаточно лишь нескольких инструментов. Для анализа креативов конкурентов нужен доступ к одной из платных платформ вроде Sensor Tower или Apptiсa. Они дают возможность посмотреть все креативы конкурентов за любой период.
Затем система для организации работы в команде, например Jira. Еще я использую платформу Loom, где записываю для своих сотрудников видео с описанием задач. Если описывать свои идеи в тексте, то это занимает слишком много времени.
Как ты оцениваешь, выстрелит идея или нет?
Если я бы я мог сразу точно определить, выстрелит идея или нет, то я бы уже открыл единственное в мире маркетинговое агентство и заработал бы все деньги мира. Но это невозможно.
Спрогнозировать эффективность креатива еще сложнее, чем в традиционной рекламе. Если в последнем, чем сочнее и продуманнее ты делаешь рекламу, тем лучше она отработает, то в креативах нет такой закономерности. Сейчас нарастает доля нативных видеороликов, когда сознательно снимаются в плохом качестве, и сделать точный прогноз нереально. Мы делаем много роликов, а потом анализируем их результаты, чтобы в дальнейшем использовать успешные мотивы.
Часто новые идеи для роликов рождаются, когда изучаешь ролики конкурентов.
Каким был твой путь в профессию?
К работе с креативами я пришел из маркетинга. Имея диплом по бизнес-администрированию, я несколько лет занимался маркетингом в сфере онлайн-игр, затем мне захотелось поработать в оффлайн-бизнесе. Начав с должности специалиста по PR в компании по производству окон, через некоторое время я стал там директором по маркетингу.
Потом был бум на криптовалютные биржи, и я ушел развивать маркетинговое агентство, которое работало с криптовалютой. Больше года назад меня заинтересовала сфера мобильных приложений, и я начал работать в качестве креативного менеджера в “Ваумэйкинг”. В команде на тот момент было 3 моушн-дизайнера. Компания растет, команда моушн-дизайнеров тоже стала больше, поэтому мне предложили возглавить команду и стать креативным продюсером.
Какой совет можешь дать желающим стать Creative Producer?
Если у вас есть бэкграунд в маркетинге и вам показалось интересно то, что вы прочитали, то вы вполне можете избрать такой путь.
Если у вас нет бэкграунда в маркетинге, я бы посоветовал сначала разобраться в User Acquisition. Это позволит понять, какие креативы лучше цепляют аудиторию. К тому же не во всех продуктовых ИТ-компаниях отдельно, как в “Ваумэйкинг”, выделяют креативщиков. Моушн-дизайнеры могут работать напрямую с User Acquisition менеджерами.