Кребер и клакхон считали что культура это

А. Крёбер и К. Клакхон: теория патернов в культуре

А. Крёбер и К. Клакхон: теория патернов в культуре

Теория паттернов поведения в культуре было предложено Крёбером и Клакхоном, которые предложили исчерпывающий и утомительный обзор и частичный анализ огромного множества существующих определений и формулировок понятия культуры, стремясь создать их продуктивный синтез. Вот определение, к которому они пришли: «Культура состоит из паттернов поведения и для поведения, эксплицитных и имплицитных, приобретаемых и передаваемых посредством символов, конституирующих характерное достижение человеческих групп, включая их воплощения в артефактах; существенное ядро культуры состоит из традиционных (то есть исторически созданных и отобранных) идей и свойственных им символов; культурные системы могут, с одной стороны, рассматриваться как продукты действия, с другой как обуславливающие элементы будущего действия «[1].

Это определение кажется преимущественно бихевиористским, акценирующим роль поведения в культуре. Это однако не совсем так. «Культура не есть ни поведение, продолжают Крёбер и Клаххон, ни исследование поведения во всей его конкретной целостности. Часть культуры состоит из норм или стандартов поведения. Однако, другая часть состоит из идеологий, оправдывающих или рационализирующих определенные отобранные способы поведения. Наконец, каждая культура включает широкие общие принципы отбора и упорядочения ( «высшие общие факторы «), на основании которых строятся паттерны поведения и для поведения «.[2]

«Теории паттернов » Крёбера и Клакхона доказывает, что основные и повторяющиеся элементы культуры должны пониматься отдельно от социальной структуры; так, она рекомендует скорее изучение паттернов, формы, структуры и организации в культуре, чем дискретные культурные черты и культурное содержание: «Паттерны искусства, религии, философии, а также технологии и науки, приобретают свое характерное содержание совершенно независимо от отдельных индивидов «[3].

Этот тезис не игнорирует проблемы социальной структуры, но рассматривает такие глубокие структурные паттерны социальной организации как укоренившиеся и менее поддающиеся трансформации. «Все уровни культуры трактуются как подверженные паттернировнию, но не все в той же самой степени или на той же самой стадии осознания. Паттерн, кроме того, был абстракцией, который давал теоретику возможность рассматривать общность всех элементов культуры, основываясь прежде всего на их постоянства и сложности. Теория учитывает появление культурного символизма, который не позволяет детерминировать культуру биологической природой, физическим окружением или статистической версией социальной структуры. Теория делает возможным когерентное движение от религии к пище, от политики к одежде, от способа производства к артефакту.[4] Циклических исторический «суперорганицизм » Крёбера «сводит роль индивида к инструменту культуры паттернированной машине; эссенциализм здесь скорее культурный, чем социальнструктурный: «Социальное или структурное в самом существе своем неиндивидуально. Цивилизация, как таковая, начинается там, где заканчивается индивид «.[5]

Теория паттернов избегает причинных объяснений. Она стремиться просто показать сложную сеть паттернирования, через историю культуры и социального организма на протяжении всей их истории. Поведение здесь рассматривается не в качестве индивидуального проявления, а как выражение общего паттерна. Последний в свою очередь составляет основу традиции.

Определение культуры Крёбера и Клакхона не было принципиально новым, оно скорее повторяет на более современном (с учетом возрастающему в 50е годы интереса к символизму) концепцию Рут Бенедикт. Однако следует отметить, что авторы выделяют ядро культуры, которое включает в себя кроме структурообразующих идей и символов этих идей высшие принципы отбора и упорядочения последнее является важным моментом для этнопсихологии.

[1] Kroeber A.L. and Kluckhohn C. Culture: a Critical Review of Concepts and Difinitions // Papers peabody Mus., 1952, 47, N 1 Kroeber A.L. and Kluckhohn C. Culture: a Critical Review of Concepts and Difinitions // Papers peabody Mus., 1952, 47, N 1, р. 181.

[3] Harris, M. The Rise of Anthropological Theory. New York: Thomas Y. Crowell, 1968, p. 328.

[4] Chris, Jenks. Culture. L., N.Y.; Routledge, 1993, рр. 37 38.

[5] Kroeber, A. The superorganic. American Anthropologist, Vol. XIX, 1917, p. 192.

Источник

ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон проанализировали более 150 определений культуры и разделили их на шесть основных типов.

Описательные определения, в которых нравы, упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Родоначальником такого типа определения культуры является знаменитый антрополог Э. Тайлор. Согласно Тайлору, “культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества”.

Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура – это “социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни”. Недостаток определений этого типа связан с предположением о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается активность человека в развитии и изменении культуры.

Нормативные определения делятся на две группы. Первая из них – определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. По определению, данному антропологом К. Уислером, “образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой. Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя”. Вторая группа – определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Например, согласно определению, данному философом Т. Карвером, “культура – это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека”, а социолог У. Томас считает, что “культура – это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях”.

Психологические определения акцентируют внимание на одном из трех элементов:

В самостоятельную группу Кребер и Клакхон выделяют “чисто психологические определения”, например: “Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации” (психоаналитик Г. Рохайм).

Генетические определения представляют культуру с позиции ее происхождения. Эти определения разделяются на четыре группы:

Один из вариантов определения культуры может быть таким: культураэто поведение, присущее специфически человеку разумному, рассматриваемое в неразрывной связи с материальными объектами, используемыми как орудийная часть этого поведения. Культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т.д. Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям.

Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Эту способность понимали по-разному, например как способность к рациональному или абстрактному мышлению, но открытие рационального поведения среди высших животных показало недостаточность этого понимания. Термин “обозначение” был предложен как более адекватное понятие для определения уникальной умственной способности человека, состоящей в наделении вещей и событий определенными значениями, которые не могут быть схвачены одними чувствами. Членораздельная речь – язык – является хорошим примером. Значение слова “собака” не в самих по себе звуках; оно приписывается людьми звукам свободно и произвольно. Обозначение – это вид объективно определяемого поведения, и его не следует путать с символизацией, которая имеет совершенно другой смысл.

Дата добавления: 2014-12-06 ; просмотров: 701 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

§ 2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры.

Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура — это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Недостаток определений этого типа связан с предположением о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается активность человека в развитии и изменении культуры.

Нормативные определения делятся на две группы.

Психологические определения акцентируют внимание на одном из трех элементов:

либо на процессе адаптации к среде: «Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация.

либо на процессе научения: «Культура — это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р. Бенедикт);

либо на формировании привычек: «Культура — это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общест-ва. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К. Янг).

В самостоятельную группу Кребер и Клакхон выделяют «чисто психологические определения», например: «Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации» (психоаналитик Г. Рохайм).

Генетические определения представляют культуру с позиции ее происхождения. Эти определения разделяются на четыре группы:

в которых культура рассматривается как продукт или артефакт: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индиви-дов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П. Сорокин);

в которых упор делается на идеях: «Культура — это отно-сительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления» (социолог Г.

в которых подчеркивается роль символов: «Культура — это понятие для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией». Говоря точнее, культура включает материальные объекты — орудия, приспособления, орнаменты, амулеты и т.д., а также действия, верования и установки, функционирующие в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, т.е. человеком, в борьбе за существование или выживание» (социолог Л. Уайт);

Один из вариантов определения культуры может быть таким: культура — это поведение, присущее специфически человеку разумному, рассматриваемое в неразрывной связи с материальными объектами, используемыми как орудийная часть этого поведения. Культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т.д. Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям.

Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Эту способность понимали по-разному, например как способность к рациональному или абстрактному мышлению, но открытие рационального поведения среди высших животных показало недостаточность этого понимания. Термин «обозначение» был предложен как более адекватное понятие для определения уникальной умственной способности человека, состоящей в наделении вещей и событий определенными значениями, которые не могут быть схвачены одними чувствами. Членораздельная речь — язык — является хорошим примером. Значение слова «собака» не в самих по себе звуках; оно приписывается людьми звукам свободно и произвольно. Обозначение — это вид объективно определяемого поведения, и его не следует путать с символизацией, которая имеет совершенно другой смысл.

Источник

Культура как слово и как научное понятие. Ф. Кребер, Х. Клакхон и Л.Э. Уайт о культуре.

Известно, что наука пользуется не расплывчатыми интуитивными представлениями, а ясными научными понятиями. Чем отличаются теоретические понятия от житейских представлений? Понятия указывают не на внешние признаки, а на внутреннюю причину, которая породила данное явление. Из этого следует, что в понятии «культура» должен содержаться «в зачатке» ответ на вопрос, каким образом человек становится культурным существом.

Научный поиск ответа на этот вопрос ведётся с ХУ111 века, а с середины Х1Х века предпринимаются попытки сформулировать научное понятие «культура». А в ХХ веке число научных определений культуры стало стремительно увеличиваться и к настоящему времени достигло весьма значительной величины. Обратимся к результатам подсчётов учёных. В своё время (середина ХХ века) американские исследователи Крёбер Альфред Луис (1876-1960) и Клакхон Клайн (1905-1960) занялись подсчётом научных определений культуры и выяснили, что в период с 1871 по 1919 гг. в науке появилось 7 определений культуры. Но уже в период с 1920 по 1950 гг. их стало уже 157. В последующие годы процесс научного осмысления феномена культуры происходил ещё более интенсивно. По подсчётам отечественного исследователя Л.Е. Кертмана только в русскоязычной литературе в 1990-х гг. использовалось 400 определений культуры. В начале ХХ1 века культурологи «насчитали» в отечественной литературе более 500 определений культуры, а в мировой – более 2500.

Какие общие признаки культуры зафиксировали американские исследователи?

1) Культура – это то, что отличает человека от животных, и то, что свойственно человеку и человеческому обществу; культура – явление общественное.

3) Культура передаётся при помощи знаков, символических форм и систем (языка, произведений искусства, орудий труда), связана с идеями. Люди сознательно создают и воспринимают феномены культуры.

Американские учёные обозначили некоторые сущностные характеристики культуры, значительно продвинув культурологическую мысль ХХ века, но целостного и системного представления о феномене культуры они и не стремились давать. Не ставили перед собой такой задачи и авторы многочисленных определений культуры, содержащих предельно широкую трактовку понятия культуры, к которой относили всё, что не является природой, всё искусственное, что не является естественным. Именно так и представляют культуру многие специалисты в России. В этом случае трудно не отнести к культуре какие-либо явления общественной или индивидуальной жизни, например такой «доцивилизационный» феномен, как людоедство. Вместе с тем, бесчеловечнее его (т.е. несовместимее с культурой) и представить себе нелегко. Можно говорить, также, и о чрезвычайном многообразии толкований культуры, т.е. его содержательном «расширении», утрате определённости. И всё же процесс изучения культуры, сопровождаемый появлением всё новых и новых определений культуры, неудержим. Учёные в XXI веке, на наш взгляд, не должны упускать из поля своего зрения те изменения, которые происходят в «недрах» быстро меняющегося крайне противоречивого феномена культуры, необходимо изучать их, прогнозировать возможные векторы его динамики и доводить до сведения просвещённого общества результаты своих изысканий. Без этого в наше время невозможно сохранить качество жизни общества и человека, и даже саму жизнь. Людям необходимо адекватно реагировать на изменения в социокультурной жизни, для чего требуется «подняться» над обыденными представлениями о культуре, воспринимать её научно, но для этого надо иметь представление о сущности культуры в соответствии с современным культурологическим знанием.

Если аксиологический подход означает, что культура – мир ценностей, то антропологический – другое: культура – это мир человека. Мир человека включает в себя все стороны человеческого бытия, всё, что отличает жизнь человека, человеческого общества от жизни природы.

Обе эти трактовки культуры фиксируют два важнейших «полярных» признака: первый ориентирует на идеал, определяющий вектор духовного возвышения человека, второй отражает реальную повседневную жизнь людей. Научный подход к восприятию культуры предполагает взгляд на неё как на целостное, системное образование, применительно и к обществу, и к человеку. Это возможно только на уровне теоретического анализа и обобщения фактического материала, что требует обращения к теории, раскрывающей сущность культуры.

Большинство современных отечественных культурологов такой теорией называют деятельностную теорию культуры, т.к. она оказалась достаточно широкой и гибкой, чтобы вобрать в себя важнейшие характеристики культуры, в том числе и противопоставлявшееся ей ранее аксиологическое понимание культуры. Вместе с тем, в последние годы возрастает интерес к иной – информационно-семиотической теории культуры.

Авторы данного пособия считают, что максимально приблизиться к познанию сущности культуры, представить её с наибольшей полнотой можно с позиций этих двух теорий, которые так или иначе пересекаются, дополняют друг друга и позволяют выделить необходимую совокупность сущностных характеристик культуры.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Культура как слово и как научное понятие. Ф. Кребер, Х. Клакхон и Л.Э. Уайт о культуре.

Культура как слово и как научное понятие. Ф. Кребер, Х. Клакхон и Л.Э. Уайт о культуре.

Культура как слово и как научное понятие. Ф. Кребер, Х. Клакхон и Л.Э. Уайт о культуре.

Источник

Вопр3 Кребер и клакхон классификация определений культуры

по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста

основных определений и сгруппировали их следующим образом:

к определению культуры как сумма всех видов деятельности, обычаев,

верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя

книги, картины и т.п., а также знание путей приспособления к социальному и

природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию,

которые складывались веками.

Исторические определения подчеркивают роль традиций и социального

наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития

человечества. Генетические определения примыкают к историческим и

утверждают, что культура является результатом исторического развития. В нее

входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от

Нормативные определения акцентируют значение принятых

и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции

Психологические определения исходят из решения человеком определенных

проблем на психологическом уровне. Культура есть особое приспособление

людей к природному окружению и экономическим потребностям, поэтому

складывается из всех результатов такого приспособления.

человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

Структурные определения выделяют важность

моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой

систему определенных, связанных между собой признаков. Материальные и

нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных

потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью)

Идеологические определения указывают на культуру как на поток идей,

переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с

помощью слов или подражаний.

Символические определения: культура – это организация различных феноменов

(материальных предметов, действий,

идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные

черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и

деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности,

избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально

воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств

не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые

имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя, Древней Греции,

Киевской Руси или современной России.

1. Вопр4 Структура культуры (виды, формы, базовые характеристики)

2. Доминирующая культура

3. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

4. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

5. Этническая культура — совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства1.

6. Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

7. • исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

8. • исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

9. Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколен-ных традиций, действующих на протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных

10. ‘ Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, ВТ. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 343—349.

11. Разци 1. Юцн мкгорш кддыр

12. Гша I. Тшмпн идшдр

13. традиций, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения к поколению1.

14. Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне2.

15. Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

16. Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврей-

17. скую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

18. Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры1.

19. В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения2.

20. Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.

21. Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятни-

23. 1 Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 352—353.

24. 2 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф.Кузнецова, В.М.Межуев, И.О.Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. С. 39—40.

25. 1 Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 356—357.

26. 2 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. С. 40.

27. Разщд 1. »ще итщ цдыдри

28. Пап 2. Типшги [уыур

30. ками письменности, а этническая культура — этнографией и антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой1.

31. 3.2. Субкультура и контркультура

32. Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

33. У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах,— субкультуры, группы, говорящие на разных языках,— различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей, культуры.

34. Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

35. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

36. Примером контркультуры, по мнению известного американского социолога Н. Смелзера, служит куль-

37. 1 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В,М. Межуев, И.О. Шайтанов и qp. M: Наука, 1995. С. 40.

38. тура богемы. «Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощ-, рение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами»1.

39. Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доми-‘ ‘нирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

40. Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия.

41. Преступная субкультура, произрастающая в коллективных тюрьмах, которые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведением, правилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привилегий. «Особо привилегированные» (босс, бугор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют лучшее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют других. «Просто привилегированные» (борзый, отрицал) — сподручные и советники босса. Они — исполнители его воли и толкователи норм. Ниже по лестнице стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и оказывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишен-

42. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 63.

43. Рацы 1.time mmipm фьг;ры

46. ными привилегий» (опущенные, обиженные). Для поддержания внутригрупповой стратификации (структуры) используется особый механизм «прописка». Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или повышение статуса носит, как правило, остроконфликтный характер и отличается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Конфликт с лидером чреват трагическими последствиями,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *