Крещальная литургия что это

Зачем нужна Крещальная Литургия

Крещальная литургия что это. Смотреть фото Крещальная литургия что это. Смотреть картинку Крещальная литургия что это. Картинка про Крещальная литургия что это. Фото Крещальная литургия что это

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Крещальная Литургия — это когда в чинопоследование Литургии вплетаются два Таинства: Крещения и Миропомазания. «Обычная» Литургия состоит из Литургии оглашенных — на ней могут присутствовать некрещеные, готовящиеся к Крещению, — и Литургии верных, перед началом которой диакон возглашает: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии…» Оглашенные уходят, верные участвуют в Таинстве Приобщения Телу и Крови Христа. Во время же Крещальной Литургии оглашенные не покидают храм, а принимают Крещение и Миропомазание.

Эти два Таинства совершаются над человеком, верящим во Христа и желающим стать членом Церкви. В Крещении он умирает для прошлой греховной жизни и возрождается — силою Святого Духа — для новой духовной жизни со Христом. В Таинстве Миропомазания верующий принимает печать дара Духа Святого, то есть удостоверение в том, что Христос здесь, с ним.

Мы привыкли к тому, что Крещение и Миропомазание совершаются в произвольно выбранное священником и крещаемым время, когда обеим сторонам «удобно». После совершения Таинства новокрещеный может принять участие в Литургии. Но Литургия никак с Крещением не связана и совершается в храме своим чередом, без привязки к графику совершаемых священником треб. Такова сложившаяся практика, но в древней Церкви всё было иначе.

ДРЕВНИЙ ЧИН

Богослужебная связь Крещения и Евхаристии, их соединение в одном литургическом континууме присутствует в самых древних христианских текстах. В 1-й Апологии Иустин Философ (II век) описывает обряды, которыми сопровождается вхождение оглашенного в христианскую общину. Сначала он проходит через водное омовение (Апология, 61–62), а затем — принимает Причастие: «После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы… По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего…» (Апология, 65).

Паломница Эгерия (IV век) рассказывает об иерусалимском богослужении Великой Субботы, очень сходном с тем, что описывает святой Иустин: «Дети, восприявшие Крещение, одетые так, как они вышли от купели, ведутся вместе с епископом прежде всего в Воскресение (храм Гроба Господня. — Т.Щ.). Епископ идет за преграду Воскресения, поется одна песнь, затем епископ произносит молитву за них, и потом идет с ними в большую церковь, где, по обычаю, бодрствует весь народ; там совершается то, что обыкновенно бывает и у нас, и по совершении Литургии бывает отпуст».

Судя по всему, практика Иерусалимской Церкви была воспринята Константинополем, а затем и всей православной ойкуменой. В России вплоть до XVII века требники предписывали обязательное участие только что крещенных христианв Литургии верных.

В ЧЕМ СМЫСЛ?

Ответ на этот вопрос можно найти в Типиконе Великой Церкви (то есть константинопольского храма святой Софии) IX–X века. В этом богослужебном сборнике приводится огласительный цикл, каждый из этапов которого привязан к ключевым точкам великопостного «марафона». Завершается растянувшаяся на несколько недель катехизация в Великую Субботу, и завершается Литургией, во время которой оглашаемые принимают Крещение и Миропомазание, — егосовершал сам патриарх, который после антифонов уводил оглашенных в баптистерий и возвращался с ними к началу Литургии верных.

Великая Суббота поэтому является самым логичным и сообразным традиции временем совершения Крещальной Литургии, но возможны и другие календарные варианты — например, Рождественский сочельник. Так или иначе — об этом говорит византийская традиция, — Крещальная Литургия всегда становится кульминацией огласительного цикла, она завершает собой цепочку подготовительных богослужений и без них не имеет смысла. Возрождение практики Крещальной Литургии предполагает и восстановление традиции длительного, многомесячного оглашения.

ОСОБЕННОСТИ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ

Свои чинопоследования Крещальной Литургии имеют хож­дение практически во всех Поместных Православных Церквах. Русская Православная Церковь, а точнее те приходы, которые к этому готовы, могут пользоваться текстом, разработанным и изданным Православным Свято-Тихоновским Богословским Институтом в 2002 году (в 2011 году вышло переиздание). Источниками для него послужили Типикон Великой Церкви, русские служебники допетровского времени, а также чинопоследование, совершаемое в Элладской Церкви.

Главные изменения касаются Литургии оглашенных, что вполне естественно, ведь к началу Литургии верных оглашенные уже должны стать полноценными членами христианской общины и участвовать в Евхаристии. В предлагаемом чине Крещение и Миропомазание занимают место антифонов (кратких стихов из Псалмов или Евангелия), которые поются после Великой ектении (молитвенного прошения), также отсутствует ектения об оглашенных. Некоторые особенности чинопоследования связны с участием в Литургии новокрещенных, их родителей и восприемников: например, их имена вносятся в формулы поминовения на проскомидии, сугубой ектении, на Великом входе, анафоре. Чин воцерковления в древней Церкви совершался до Крещения (например, накануне) и поэтому в чинопоследование Крещальной Литургии не включается.

Ключевая особенность со­временного чина: Крещение и Миропомазание совершаются не параллельно с Божественной литургией — когда священник и крещаемые после антифонов удаляются в отдельное помещение (баптистерий), а верные молятся и слушают чтения из Ветхого и Нового Заветов, — а являются её, Литургии, составной частью. Для совершения Крещальной Литургии желательно иметь в храме баптистерий с большой купелью, в которой можно совершить Крещение полным погружением. Но это не обязательно.

ТАИНСТВО ИЛИ «ТРЕБА»?

Теперь-то понятно, почему Крещальная Литургия служится так редко. Её совершение предполагает развертывание сложной огласительной «инфраструктуры»: нужно время и место для занятий, нужны педагогические кадры из числа клириков или специально подготовленных мирян, нужны пособия для оглашаемых. Наконец, вся жизнь православного прихода должна быть ориентирована на формирование общины. Какой смысл воспитывать оглашенных в духе общинной жизни, если разобщены сами верные?

Уже много столетий в Православной Церкви доминирует другая практика: Крещение совершается отдельным чином, обряду может предшествовать или не предшествовать индивидуальная или коллективная катехизация, но в любом случае литургическая роль общины снижается. Технически так проще, и в случае крещения младенцев такая практика представляется даже логичной, ведь огласительный цикл в данном случае не нужен и невозможен. Но воспитательный эффект Таин­ства в таком «индивидуальном» варианте куда ниже.

Будущее — за литургическим разнообразием, в котором, понятно, найдется место и привычной «требе» и, будем надеяться, оправданному древностью и самой сутью церковной жизни чинопоследованию Крещальной Литургии.

Источник

«Елицы во Христа крестистеся…» Об опыте служения крещальных литургий в Нижегородской епархии

Крещальная литургия что это. Смотреть фото Крещальная литургия что это. Смотреть картинку Крещальная литургия что это. Картинка про Крещальная литургия что это. Фото Крещальная литургия что это

— Отец Евгений, какие цели преследует практика проведения крещальных литургий? Это форма миссионерства или нечто иное?

— Крещальная литургия помогает возродить таинство Крещения, которое в настоящее время превращено в частную требу, вытеснено в крестильню. В результате оно стало совершаться гораздо менее торжественно, чем панихида или водосвятный молебен, что было совершенно немыслимо в Древней Церкви. Поэтому возрождение важного статуса и смысла, который изначально был присущ этому таинству, — серьезная задача.

Самая главная забота и смысл служения любого христианина — это спасение души, прежде всего, конечно же, своей. Священник же, как носитель благодати священства, обязан нести слово Божие в мир, помогать спасению душ окружающих людей. Поэтому и возникла мысль о возрождении древней традиции крещальной литургии, для чего, конечно же, нужно было познакомить желающих креститься с основами веры. Поэтому стратегические задачи — это катехизация, миссионерство, воцерковление человека. Задача минимум — дать хотя бы начальные богословские знания человеку, вступающему на путь христианской жизни, для того чтобы он понимал, для чего он это делает.

История идеи. Традиция служить крещальные литургии была широко распространена в Древней Церкви, которая тщательно подходила к подготовке людей, желавших вступить в христианскую общину, принять святое Крещение и быть христианами. В древности эта подготовка длилась не один год. Люди изучали, в Кого они верят, Кого исповедуют, какой образ жизни выбирают, чтобы именовать себя последователями Христа. После продолжительной подготовки они торжественно, в Великую субботу, принимали святое Крещение и представали в белых одеждах перед церковной общиной, как люди, которые умерли для этой жизни и получили рождение в жизнь вечную.

Крещальная литургия — это литургия, в чин которой интегрировано богословие крещения. По патриаршему благословению крещальные литургии уже много лет проводятся в Москве, в церкви при Свято-Тихоновском университете. Проведение крещальных литургий позволяет вернуть таинство Крещения в центр литургической и духовной жизни Церкви, а также помогает людям понять, что Крещение — это не частная семейная треба, а важная реальность соборной жизни Церкви, к которой нужно себя готовить.

— Почему в крещальной литургии так важно участие архиерея?

— Владыка Георгий принимает самое непосредственное участие в совершении крещальной литургии и таинства Крещения ― в знак того, что в древности именно епископы принимали новых членов в Церковь и совершали их Крещение. Это придает событию особую значимость и создает особую торжественность, тем более, что происходит оно накануне такого светлого дня, как Воскресение Христово. Благодаря этому, я надеюсь, люди подходят к таинству и совмещению его с литургией осознанно и воспринимают факт его совершения более глубоко.

Не секрет, что современный человек, живущий в условиях потребительской идеологии, зачастую и к таинству Крещения подходит потребительски, прося священников обойтись без катехизации и покрестить или повенчать его побыстрее и без лишних «хлопот». Если людям так трудно пройти даже краткую катехизацию, то как они относятся к длительной подготовке перед крещальной литургией?

Я выскажу, наверное, спорную мысль. Да, в большинстве случаев первое сообщение о том, что перед крещением и венчанием нужно готовиться, вызывает как минимум недоумение, а может быть, даже и раздражение. Но как только человек слегка себя превозмогает и вступает на этот путь подготовки, то очень скоро даже двух-трех бесед ему становится недостаточно. Он хочет узнать больше, глубже погрузиться в историю Православной Церкви.

На территории Нижегородской епархии эта проблема сводится практически на нет. Некоторое время назад, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, митрополит Георгий также благословил проведение двух катехизических бесед. То есть, две беседы на территории Нижегородской епархии являются обязательными. Впрочем, надо сказать, что эти две беседы в большинстве приходов уже совершались и без такого административного побуждения. Более того, во многих храмах без всяких циркуляров проводилось и по три беседы.

Крещальная литургия что это. Смотреть фото Крещальная литургия что это. Смотреть картинку Крещальная литургия что это. Картинка про Крещальная литургия что это. Фото Крещальная литургия что это

— И каков результат?

— Кто-то впоследствии продолжил обучение в центре изучения Библии, кто-то стал посещать более глубокие катехизические курсы, которые длятся и год, и два года. Таким образом, погружаясь в знания о Христе, о Церкви, люди в подавляющем большинстве случаев забывают о своем первоначальном раздраженном состоянии и с благодарностью вспоминают первые катехизические беседы.

Мы надеемся, что прошедшие краткую катехизацию впоследствии захотят усовершенствовать свои знания, но, конечно, это получается не всегда и не везде. Впрочем, здесь уже становится важной и наша забота о людях, обязанность не отпускать их в «свободное плавание», а иметь о них духовное попечение, в том числе и образовательное.

Что касается желающих креститься на крещальной литургии, то они участвуют в огласительных беседах в течение всего Великого поста. Люди знакомятся с основами православного вероучения, узнают значение молитв и обрядов. Одним из условий принятия Крещения является обязательное прочтение Евангелия с последующим обсуждением прочитанного. Это воспринимается ими совершенно нормально. Для полноценного осмысления таинства Крещения нужна глубокая подготовка. Чем она глубже и серьезней, тем, наверное, более ярким должно быть впечатление от совершения самого таинства.

— В какой момент литургии совершается непосредственно Крещение? Как это происходит с организационной точки зрения?

— Если обратиться к чину самого таинства, то оглашение, наречение имени совершается священнослужителем в то время, когда в Великую Субботу архиерей совершает литургию. Перед чтениями паремий в Великую Субботу правящий архиерей идет в крестильный храм (в нашем случае он находится буквально в двадцати метрах) и совершает таинство Крещения: освящает воду, погружает в воду крещаемых, помазывает маслом, окунает их в купель. После Крещения крещеные во главе с архиереем с зажженными свечами возвращаются в храм, где совершается литургия. И далее они участвуют в литургии верных, помазываются миром, впервые причащаются Святых Христовых Тайн, а по завершении литургии прикладываются ко кресту.

Столь необычное проведение таинства Крещения, тем не менее, полностью соответствует Преданию Православной Церкви и проходит очень торжественно, позволяя вновь крещеным сразу прочувствовать дух общинности и ощутить радость совместной молитвы. Эта общая молитва соединяет и сплачивает всех членов прихода.

— Практика крещальных литургий в нашей Церкви достаточно редка: они совершаются в небольшом числе храмов в нашей стране, а крещальные литургии с участием архиерея — только в двух-трех епархиях нашей Церкви. Не страшно ли вам было начинать?

— Поскольку я присоединился к этой инициативе лет пять спустя после ее внедрения, то точно ответить не могу, но предположу, что наверняка какие-то опасения были. Например, что это не будет востребовано людьми. Однако поскольку крещальные литургии совершаются у нас уже восьмой год подряд, то мы чувствуем, как это важно и нужно: люди хотят глубоко и серьезно подготовиться ко Крещению.

— Возникали ли какие-то трудности в процессе подготовки крещальных литургий со стороны прихожан? Может быть, кто-то из них в штыки воспринял изменения, ведь новое нередко приживается с трудом? Или, к примеру, люди боялись, что служба будет чересчур длинной, и будет тяжело стоять и молиться?

— Со стороны прихожан негативной реакции не возникало, напротив, они отнеслись к этому событию с большим пониманием. Они видели взрослых людей, которые прошли подготовку и со всей глубиной ответственности приступают к таинству Крещения, и очень за них радовались.

Крещальная литургия что это. Смотреть фото Крещальная литургия что это. Смотреть картинку Крещальная литургия что это. Картинка про Крещальная литургия что это. Фото Крещальная литургия что это

— А какое значение имел этот опыт участия и присутствия на крещальных литургиях лично для Вас?

— Участвуя в крещальной литургии, как бы заново переживаешь совершение таинства Крещения. Надо мной это таинство было совершено в младенчестве, и я, естественно, этого не помню. И даже совершая Крещение практически еженедельно как священнослужитель, окуная в купель младенцев, я, пожалуй, не ощущал лично до времени совершения крещальной литургии подлинной остроты происходящего. А здесь ты видишь людей взрослых, с жизненным опытом, пережитыми проблемами, которые принимают Христа в свое сердце прямо сейчас. Когда видишь их глаза, буквально светящиеся верой и радостью от совершения таинства, то сам вновь и вновь оживляешься верой в Господа.

— Если духовенство в других епархиях заинтересуется вашей инициативой, то можете ли вы проконсультировать по каким-то вопросам, связанным с подготовкой крещальной литургии?

— Да, конечно, мы открыты к обмену опытом, а сейчас именно для этих целей готовим печатные материалы по теме. Присылайте ваши вопросы на адрес: obraz@nne.ru ― будем рады поделиться необходимой информацией.

СВИДЕТЕЛЬСТВА КРЕЩЕНЫХ

Мария Бондарева, 48 лет, приняла крещение 11 апреля 2015 года :

Я приехала в Нижний Новгород из Донецка в те самые страшные времена, когда там бомбили. Была некрещеной. Верила в Бога, но в сердце, в храм не ходила. А однажды услышала по радио о том, что митрополит Георгий совершает таинство Крещения во время литургии и решилась. Мне очень запомнились подготовительные беседы о Боге, о Церкви, о духовной жизни, которые проводились перед крещением — они были очень интересными и очень мне помогли. Теперь я хожу в храм недалеко от дома, стараюсь регулярно исповедоваться и причащаться.

Татьяна Филатова, пенсионерка, приняла крещение 11 апреля 2015 года :

До крещения я не ходила в храм: не было ни желания, ни возможности. Жила, как многие. После крещения моя жизнь сильно изменилась, можно сказать, началась с чистого листа. Это было очень волнительно и действительно незабываемо: после таинства казалось, что у меня выросли крылья — такое было ощущение легкости, спокойствия, радости. Сейчас я хожу в храм вместе с внуками, и вместе же мы причащаемся.

Источник

Крещальная литургия что это

Крещальная литургия что это. Смотреть фото Крещальная литургия что это. Смотреть картинку Крещальная литургия что это. Картинка про Крещальная литургия что это. Фото Крещальная литургия что это

Зачем нужна Крещальная Литургия?

Крещальная литургия что это. Смотреть фото Крещальная литургия что это. Смотреть картинку Крещальная литургия что это. Картинка про Крещальная литургия что это. Фото Крещальная литургия что это

Прихожанин Феодоровского собора Тимур Щукин рассказал о Крещальной Литургии в епархиальном журнале «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник».

«Модернизм» и «литургический новодел» — так часто отзываются о Крещальной Литургии осторожные священники и миряне. Она вошла в практику считаного числа приходов и служится очень редко. Почему? Попытаемся разобраться.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Крещальная Литургия — это когда в чинопоследование Литургии вплетаются два Таинства: Крещения и Миропомазания. «Обычная» Литургия состоит из Литургии оглашенных — на ней могут присутствовать некрещеные, готовящиеся к Крещению, — и Литургии верных, перед началом которой диакон возглашает: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии…» Оглашенные уходят, верные участвуют в Таинстве Приобщения Телу и Крови Христа. Во время же Крещальной Литургии оглашенные не покидают храм, а принимают Крещение и Миропомазание.

Эти два Таинства совершаются над человеком, верящим во Христа и желающим стать членом Церкви. В Крещении он умирает для прошлой греховной жизни и возрождается — силою Святого Духа — для новой духовной жизни со Христом. В Таинстве Миропомазания верующий принимает печать дара Духа Святого, то есть удостоверение в том, что Христос здесь, с ним.

Мы привыкли к тому, что Крещение и Миропомазание совершаются в произвольно выбранное священником и крещаемым время, когда обеим сторонам «удобно». После совершения Таинства новокрещеный может принять участие в Литургии. Но Литургия никак с Крещением не связана и совершается в храме своим чередом, без привязки к графику совершаемых священником треб. Такова сложившаяся практика, но в древней Церкви всё было иначе.

ДРЕВНИЙ ЧИН

Богослужебная связь Крещения и Евхаристии, их соединение в одном литургическом континууме присутствует в самых древних христианских текстах. В 1-й Апологии Иустин Философ (II век) описывает обряды, которыми сопровождается вхождение оглашенного в христианскую общину. Сначала он проходит через водное омовение (Апология, 61–62), а затем — принимает Причастие:

«После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы… По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего…» (Апология, 65).

Паломница Эгерия (IV век) рассказывает об иерусалимском богослужении Великой Субботы, очень сходном с тем, что описывает святой Иустин:

«Дети, восприявшие Крещение, одетые так, как они вышли от купели, ведутся вместе с епископом прежде всего в Воскресение (храм Гроба Господня. — Т.Щ.). Епископ идет за преграду Воскресения, поется одна песнь, затем епископ произносит молитву за них, и потом идет с ними в большую церковь, где, по обычаю, бодрствует весь народ; там совершается то, что обыкновенно бывает и у нас, и по совершении Литургии бывает отпуст».

Судя по всему, практика Иерусалимской Церкви была воспринята Константинополем, а затем и всей православной ойкуменой. В России вплоть до XVII века требники предписывали обязательное участие только что крещенных христианв Литургии верных.

В ЧЕМ СМЫСЛ?

Ответ на этот вопрос можно найти в Типиконе Великой Церкви (то есть константинопольского храма святой Софии) IX–X века. В этом богослужебном сборнике приводится огласительный цикл, каждый из этапов которого привязан к ключевым точкам великопостного «марафона». Завершается растянувшаяся на несколько недель катехизация в Великую Субботу, и завершается Литургией, во время которой оглашаемые принимают Крещение и Миропомазание, — егосовершал сам патриарх, который после антифонов уводил оглашенных в баптистерий и возвращался с ними к началу Литургии верных.

Великая Суббота поэтому является самым логичным и сообразным традиции временем совершения Крещальной Литургии, но возможны и другие календарные варианты — например, Рождественский сочельник. Так или иначе — об этом говорит византийская традиция, — Крещальная Литургия всегда становится кульминацией огласительного цикла, она завершает собой цепочку подготовительных богослужений и без них не имеет смысла. Возрождение практики Крещальной Литургии предполагает и восстановление традиции длительного, многомесячного оглашения.

ОСОБЕННОСТИ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ

Свои чинопоследования Крещальной Литургии имеют хож­дение практически во всех Поместных Православных Церквах. Русская Православная Церковь, а точнее те приходы, которые к этому готовы, могут пользоваться текстом, разработанным и изданным Православным Свято-Тихоновским Богословским Институтом в 2002 году (в 2011 году вышло переиздание). Источниками для него послужили Типикон Великой Церкви, русские служебники допетровского времени, а также чинопоследование, совершаемое в Элладской Церкви.

Главные изменения касаются Литургии оглашенных, что вполне естественно, ведь к началу Литургии верных оглашенные уже должны стать полноценными членами христианской общины и участвовать в Евхаристии. В предлагаемом чине Крещение и Миропомазание занимают место антифонов (кратких стихов из Псалмов или Евангелия), которые поются после Великой ектении (молитвенного прошения), также отсутствует ектения об оглашенных. Некоторые особенности чинопоследования связны с участием в Литургии новокрещенных, их родителей и восприемников: например, их имена вносятся в формулы поминовения на проскомидии, сугубой ектении, на Великом входе, анафоре. Чин воцерковления в древней Церкви совершался до Крещения (например, накануне) и поэтому в чинопоследование Крещальной Литургии не включается.

Ключевая особенность со­временного чина: Крещение и Миропомазание совершаются не параллельно с Божественной литургией — когда священник и крещаемые после антифонов удаляются в отдельное помещение (баптистерий), а верные молятся и слушают чтения из Ветхого и Нового Заветов, — а являются её, Литургии, составной частью. Для совершения Крещальной Литургии желательно иметь в храме баптистерий с большой купелью, в которой можно совершить Крещение полным погружением. Но это не обязательно.

ТАИНСТВО ИЛИ «ТРЕБА»?

Теперь-то понятно, почему Крещальная Литургия служится так редко. Её совершение предполагает развертывание сложной огласительной «инфраструктуры»: нужно время и место для занятий, нужны педагогические кадры из числа клириков или специально подготовленных мирян, нужны пособия для оглашаемых. Наконец, вся жизнь православного прихода должна быть ориентирована на формирование общины. Какой смысл воспитывать оглашенных в духе общинной жизни, если разобщены сами верные?

Уже много столетий в Православной Церкви доминирует другая практика: Крещение совершается отдельным чином, обряду может предшествовать или не предшествовать индивидуальная или коллективная катехизация, но в любом случае литургическая роль общины снижается. Технически так проще, и в случае крещения младенцев такая практика представляется даже логичной, ведь огласительный цикл в данном случае не нужен и невозможен. Но воспитательный эффект Таин­ства в таком «индивидуальном» варианте куда ниже.

Будущее — за литургическим разнообразием, в котором, понятно, найдется место и привычной «требе» и, будем надеяться, оправданному древностью и самой сутью церковной жизни чинопоследованию Крещальной Литургии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *