Крест энколпион что это
Не оказалось частиц мощей: что нашли российские ученые в знаменитых крестах-энколпионах?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
В знаменитых христианских энколпионах – крестах с вложенными в них реликвиями, не оказалось частиц мощей святых, как считалось ранее, а вместо них обнаружены фрагменты тканей, нитей, волос и растений, такое открытие сделали ученые Института археологии РАН и НИЦ «Курчатовский институт».
Энколпионы – это двустворчатые кресты домонгольского периода, внутри которых помещались почитаемые реликвии (кресты позднего времени в российской научной традиции принято называть складнями или мощевиками). Считается, что первые энколпионы были созданы при монастырях в Малой Азии, на Балканах и Дунае примерно в VI-VII веках. На Русь, вероятно, традиция пришла на начальном этапе христианизации.
В ходе совместного исследования известных христианских средневековых артефактов специалисты с помощью нейтронной томографии, инфракрасной спектроскопии и других неразрушающих методов смогли обнаружить следы или остатки вложений между створками крестов, сообщает пресс-служба ИА РАН.
– Археологи и искусствоведы давно изучают энколпионы: описаны их типы, художественные особенности, определены возможные пути появления на Руси. Но до сих пор не было известно, какие реликвии помещали в кресты. Предполагалось, что ими могли быть частицы мощей мучеников и предметов, связанных с местами их жизни, – отметил директор Института археологии РАН, академик Николай Макаров. – Однако по итогам исследований оказалось, что все намного сложнее. Мы не нашли остатков костей, но это не означает, что отсутствие частиц мощей – это отклонение от некой нормативной практики.
Сверху: энколпион с оглавием, с сохранившимся верхним запорным штифтом в виде бронзового штырька, нижний штифт утрачен. Створки украшены центральным рисунком креста, выложенным черневыми инкрустированными полосами. Селище Григорово 2. Внизу слева: РЭМ-изображение участка разрушенного волокна травянистого растения и фрагментов грунта, сопровождаемое полученным в результате измерения спектром ЭРМ. Вложение в энколпион селища Суворотское 8. Внизу справа: РЭМ-изображения фрагментов текстильных льняных волокон, вложение в энколпион с селища Михали 4/Фото: пресс-служба ИА РАН
Директор ИА РАН пояснил, что обычно энколпионы находят открытыми, а чаще всего – только их створки, а вот закрытые энколпионы – большая редкость.
– Раньше, когда находили закрытые энколпионы, их отдавали реставраторам, которые при работе помещали кресты в кислоту – понятно, что внутри ничего не оставалось. Поэтому среди огромной научной коллекции к началу 2000-х годов закрытых энколпионов, с содержимым которых можно было бы работать, были единицы, – добавил ученый.
За последние 10 лет экспедиции ИА РАН собрали большую коллекцию крестов-реликвариев, причем основная часть – 42 артефакта – приходится на селища Суздальского Ополья.
Сверху: фото крестов-энколпионов и их вложений фото до и после раскрытия из селища Михали 3. Снизу слева направо: оптическое изображения шелкового волокна из заполнения створок креста-энколпиона из селища Михали 3; оптическое изображение фрагмента волокон козьей шерсти в поляризованном свете, энколпион из селища Михали 4;оптическое изображение человеческого волоса в пучке шерстяных волокон, энколпион из селища Михали 4/Фото: пресс-служба ИА РАН
Для исследования взяли 14 закрытых энколпионов, 11 из которых нашли на селищах округи Суздаля и Юрьева Владимирской области, и три – в Новгороде. Изучали их в Лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных науках НИЦ «Курчатовский институт».
Как показало исследование, кресты представляли собой религиозную атрибутику, производившуюся для массового потребителя: из недорогих материалов и большими сериями.
Створки двух энколпионов были залиты воскомастичной смесью, использовавшейся для консервации вложений и скрепления створок, двух других – веществом, состоящим из нефтяных парафинов.
Среди вложений не было обнаружено частиц мощей святых, зато найдены ладан, смесь воска и ладана, завернутая в льняную ткань, фрагменты льняной, шелковой, конопляной ткани, остатки травянистого растения, которое не удалось идентифицировать, а также человеческий волос, завернутый в ткань из козьей шерсти. В одном из крестов сохранились частицы дерева и смолы, завернутые в льняную ткань.
Директор ИА РАН пояснил, что мощи немногочисленных русских святых, канонизированных в домонгольское время, в период со второй половины XII по XIII век по большей части еще были недоступны для паломников. В связи с этим, вложениями в энколпионах и могли оказаться другие святыни – например, реликвии из паломничества в ближайший храм, где находилась чудотворная икона.
Вложение креста-энколпиона из селища Клещино: макрофото древесной щепы/Фото: пресс-служба ИА РАН
– Изучение крестов-реликвариев и находившихся в них вложений позволяет прояснить особенности христианской культовой практики домонгольской Руси: мы убедились, что строгих правил, регламентирующих вложения, не было, и что традиция ношения энколпонов была укоренена среди людей самого разного социального статуса, – сказал Николай Макаров.
Исследование крестов-реликвариев будет продолжено. В лабораторию НИЦ «Курчатовский институт» передано еще пять энколпионов с закрытыми створками, недавно найденных экспедицией ИА РАН на Суздальских селищах.
Крест энколпион что это
Что такое «Энколпион»,кто и как носил?
Энколпионом называют крест-ковчежец, имеющий внутри емкость для ношения святыни. Слово «энколпион» греческого происхождения и означает «носимый на груди».
В отличие от нательных крестов энколпионы, как правило, носили поверх одежды.
Энколпионы пришли на Русь из Византии и были широко распространены уже в домонгольский период. Сегодня интерес к этому виду креста возрождается.
Энколпион обычно имеет характерную форму: крест широкий и плоский, зачастую его концы имеют округлую форму.
Помимо распятия на таких крестах нередко изображают фигуры святых, Богоматери, ангелов.
Поскольку традиция изготовления энколпионов относится к византийскому и древнерусскому периодам развития церковного ювелирного искусства, современные изделия с таким названием обычно выполняются в соответствующем стиле.
Древнерусские кресты-энколпионы — яркий и значительный пласт древностей, отражающих начальный этап художественной и духовной жизни общества в период становления на Руси христианства, определившего ее культурное развитие и самосознание. Это и важная часть истории древнерусского ремесла — искусства художественной обработки металла, которое послужило основой для формирования русской средневековой металлопластики.
Название «крест-энколпион» уже более ста лет используют в научной литературе в отношении византийских и древнерусских нагрудных полых двустворчатых крестов-реликвариев, иногда с расширительным значением — включая и монолитные кресты с двусторонними изображениями, отлитыми наподобие энколпионов, иногда наоборот — применяя его только к определенной группе энколпионов. В российской литературе последних десятилетий оно утвердилось в своем основном значении — для всех византийских и органично с ними связанных древнерусских крестов-складней домонгольского периода. Двустворчатые кресты, сформировавшиеся позже, начиная с XIV в., принято называть крестами-мощевиками.
Массовое производство и широкое бытование крестов-энколпионов в средневековом обществе домонгольской Руси— явление исключительное в мировой историко-культурной практике, сопоставимое по масштабам и разнообразию лишь с культовым литьем сиро-палестинского круга, лежащим в основе этой традиции. Зародившаяся, вероятно, у истоков культа Честного Креста, практика изготовления меднолитых крестов-реликвариев для паломников получила развитие во многих регионах восточно-христианского мира. В Малой Азии, по-видимому параллельно, если не ранее, создавались кресты-мощевики при монастырях и мартириях святых. На Балканах и Дунае новообращенные христиане на основе восточно-средиземноморских образцов, иконографические типы которых сложились еще в доиконоборческие времена (VI— VII вв.), вырабатывали местные, зачастую упрощенные варианты крестов-реликвариев. Восстановление этой традиции связывается с возрождением деятельности в X—XII вв. мелькитских культурных центров. И только в Древней Руси складывается новое самостоятельное направление в развитии этого ярчайшего пласта культового литья.
Кресты-энколпионы, как и кресты-тельники, являясь предметами личного благочестия, прежде всего обозначают причастность верующего церкви, его единение с ней и одновременно несут защитно-охранительную функцию, заложенную уже в самой символике креста. Наряду с этим кресты-энколпионы, благодаря хранимым в них почитаемым святыням, наделены для верующего особой благодатью. Вера в их чудотворную силу связана с культом святых мощей, развитым в христианской церкви, корни которого глубоко уходят в раннехристианскую эпоху.
Надписи о вложенных реликвиях на серийных меднолитых крестах-энколпионах обычно отсутствуют. Заменой им, очевидно, служили лицевые изображения на наружной стороне створок, как правило, подписные. Относительно энколпио-нов с изображениями святых Бориса и Глеба это не вызывает сомнений, поскольку появление этих энколпионов увязывается с обретением мощей первых русских святых и их канонизацией. При отсутствии своих святынь на начальном этапе христианизации Древней Руси только борисоглебские энколпионы и могли быть крестами-мощевиками в буквальном смысле слова. Гораздо сложнее установить, какие реликвии содержались в других крестах-складнях, имеющих принципиально иной состав лицевых изображений, по-своему раскрывающих их сакральную сущность.
На подавляющем большинстве древнерусских крестов-энколпионов на лицевой створке изображается Распятие Христово, прославляющее искупительную жертву Христа, на оборотной — Богоматерь с евангелистами или святыми воинами, апостолами, творцами литургии, вместе являющими собой образ Христовой церкви. Эти лицевые изображения можно рассматривать и как образное изложение основ христианского вероучения, и, одновременно, как указание на содержащиеся внутри реликвии. В Византии энколпионами называли носимые на груди предметы различной формы (медальон, крест, коробочка) с реликвиями или надписью-молитвой, служившие их владельцам фалактериями (оберегами). Примеры употребления этого названия византийскими авторами XI—XII вв. гичной композицией, но выполненные из драгоценных материалов и в сложной технике, иногда с надписями, сообщающими о вложенных в них реликвиях, предназначались для частиц Крестного древа Христа — главной святыни христианской церкви Об этом, в частности, свидетельствует их устройство— характерный для ставротек вложенный внутрь дополнительный крест с крестообразным углублением для частиц Истинного древа Креста. Среди древнерусских меднолитых энколпионов также встречаются экземпляры с крестообразными ячейками в средокрестье внутренней стороны створки, выделяемыми чаще всего рельефным бортиком.
Существует гипотеза, построенная на аналогиях с драгоценными крестами-ставротеками и подкрепляемая письменными источниками, о том, что и серийные меднолитые так называемые «сирийские» кресты-энколпионы с изображениями Распятия и Богоматери с евангелистами специально изготавливались для паломников как ставротеки. Ясно выраженная в лицевых изображениях этих энколпионов идея прославления Крестной жертвы Христа делает эту гипотезу весьма убедительной, но великое множество таких энколпионов, рассеянных по всему свету, в том числе находимых и на территории Древней Руси, требует некоторой корректировки. Обладание истинными частицами Истинного древа Креста было доступно не всякому городу и не всякому храму, не говоря уже о частных лицах. К тому же обрамлялась эта высшая реликвия со всей возможной роскошью подобающими случаю драгоценными материалами. По-видимому, часть меднолитых крестов-энколпионов, как «сирийских», так и древнерусских, принадлежавших представителям светской и церковной власти, а также монахам, паломникам, в редких случаях действительно могла служить ковчегом для частиц Крестного древа, как, например, древнерусский энколпион из епископского погребения в Гнезно (Польша) или из раскопок «Ветчаного города» во Владимире на Клязьме. Однако в массе своей серийные энколпионы рассматриваемого типа скорее всего содержали внутри так называемые «вторичные реликвии». Л. А. Беляев определяет их как «предметы, с мощами тесно соприкасавшиеся или соотнесенные». М. М. Манго относит к таким вторичным реликвиям масло в ампулах с надписью «Масло Животворящего древа из святых мест Христа», вывозившееся паломниками из Святой Земли, «т. е. масло, которым поливалось Святое древо». На Руси в период, когда фонд мощей собственных святых еще не сложился, а мощи святых вселенской церкви были труднодоступны, такие «соотнесенные» с источником культа реликвии должны были быть особенно актуальными. Эпизодическое поступление частиц Истинного древа и других святынь на Русь в конце XI—XIII в. подтверждается как летописями, так и сохранившимися до наших дней ставротеками и другого рода реликвариями. Отмечается письменными источниками и активная торговля реликвиями как в Византии, так и за ее пределами, особенно в эпоху крестовых походов. Об этом косвенно свидетельствует и текст новгородской берестяной грамоты конца XI—середины XII в., из которой следует, что «ЧЕСТНОЕ ДРЕВО», стоимостью «ПОЛОУПЯТЫ ГРИВНЫ» мог себе приобрести любой состоятельный горожанин.
Древнерусские храмы наполнялись реликвиями Святой земли благодаря дипломатическим и династическим связям князей, заботам духовных иерархов, трудам паломников, вместе решавших ту же задачу, что некогда и первые христианские императоры Византии, также ощущавшие острую потребность в мощах святых в деле преобразования языческого Византия в христианскую столицу — Константинополь.
Святые мощи лежат в основании алтарного престола каждой церкви или в более позднее время в лежащем на нем антиминсе, с мощей освящают воду, ими освящают храмы. Все предметы или вещества, соприкасавшиеся в литургической практике со святыми мощами, как при жизни с самими святыми угодниками, также обладают для верующего благодатью Св. Духа и способностью к чудотворению. Отсюда происходит обычай раздачи народу святой воды после совершения обряда омовения мощей или раздачи губок в Великий Четверг после совершения обряда Великой Пятницы — чина омовения трапезы, известного в греческой традиции с X в. и в русской с XII—XIII вв.. Возможно, именно на такого рода святыни, соотнесенные с общехристианскими реликвиями через литургическую практику, было рассчитано широко налаженное изготовление меднолитых крестов-энколпионов, тем более что иконография лицевых изображений на створках этих крестов, с одной стороны, связанная со Страстным циклом, с другой — символически представляющая Церковь Христову в образах Богоматери со святыми евангелистами, апостолами, творцами литургии, отвечала практически любой вложенной в них общехристианской святыне.
1) В Византии энколпионами называли носимые на груди предметы различной формы (медальон, крест, коробочка) с реликвиями или надписью-молитвой, служившие их владельцам фалактериями (оберегами).
2) Традиция поклонения мощам и поминальный культ гораздо старше культа святых мест и достоверно отмечены, по крайней мере, с середины II в.
Невидимые святыни: что скрывали средневековые энколпионы
Учёные Института археологии РАН и НИЦ «Курчатовский институт» изучили древнерусские энколпионы – кресты с вложенными в них христианскими реликвиями. Нейтронная томография, инфракрасная спектроскопия и другие неразрушающие методы позволили обнаружить следы или остатки вложений между створками крестов. Вопреки ожиданиям, среди вложений не оказалось костных остатков, зато были найдены фрагменты ткани, нитей, волос и растений.
Макрофотографии креста-энколпиона из селища Клещино (2016 г.)
«Археологи и искусствоведы давно изучают энколпионы: описаны их типы, художественные особенности, определены возможные пути появления на Руси. Но до сих пор не было известно, какие реликвии помещали в кресты. Предполагалось, что ими могли быть частицы мощей мучеников и предметов, связанных с местами их жизни. Сейчас мы смогли исследовать вложения в закрытых энколпионах с помощью современных естественнонаучных методов и понять, какие предметы люди почитали как святыни и вкладывали в кресты в домонгольскую эпоху», – сказал директор Института археологии РАН, академик Николай Макаров.
Энколпионами называют двустворчатые кресты домонгольского периода, внутри которых помещались почитаемые реликвии (кресты позднего времени в российской научной традиции принято называть складнями или мощевиками). Считается, что первые энколпионы были созданы при монастырях в Малой Азии, на Балканах и Дунае примерно в VI – VII вв. На Русь, вероятно, традиция пришла вместе с другими культовыми предметами на начальном этапе христианизации.
Сверху: энколпион с оглавием, с сохранившимся верхним запорным штифтом в виде бронзового штырька, нижний штифт утрачен. Створки украшены центральным рисунком креста, выложенным черневыми инкрустированными полосами. Селище Григорово 2.
Внизу слева: РЭМ-изображение участка разрушенного волокна травянистого растения и фрагментов грунта, сопровождаемое полученным в результате измерения спектром ЭРМ. Вложение в энколпион селища Суворотское 8.
Внизу справа: РЭМ-изображения фрагментов текстильных льняных волокон, вложение в энколпион с селища Михали 4
Круг предметов, которые помещались в реликварии, был весьма широк. Так, перечисление реликвий, помещённых в ковчег архиепископа Дионисия Суздальского, занимает несколько строк: это фрагменты «Животворящего креста», хитона Христа, багряницы, тернового венца, камня от столба бичевания и частица камня от гроба Спасителя, частицы крови и воды, истекшей из ребер Христа. В напрестольном кресте Ефросинии Полоцкой и воздвизальном кресте из Софии Новгородской находились частицы от Голгофского креста. Но до последних лет было неизвестно, какие реликвии помещали не в статусные ставротеки, а в кресты, которые носили незнатные люди.
Первые коллекции энколпионов, находящиеся сейчас в музеях, были собраны еще в XIX в. Но как в XIX, так и в XX в. учёные не ставили задачу изучить вложения в кресты – исследовались сами предметы, их художественные особенности, позволяющие проследить их происхождение и распространение на территории Руси. Отчасти это также объяснялось отсутствием методик, позволяющих изучить содержимое реликвариев.
«Энколпионы обычно находят открытыми, и чаще находят только створки. Находки закрытых энколпионов довольно редки. Раньше, когда находили закрытые энколпионы, их отдавали реставраторам, которые при работе помещали кресты в кислоту – понятно, что внутри ничего не оставалось. Поэтому среди огромной научной коллекции к началу 2000-х гг. закрытых энколпионов, с содержимым которых можно было бы работать, были единицы», – пояснил Николай Макаров.
Развитие неразрушающих естественнонаучных методов позволило поставить новую научную задачу – исследовать содержимое вложений. Первая попытка определить, какие реликвии находились в энколпионах, была предпринята в 2006 г. группой петербургских археологов. С привлечением методов оптико-электронной микроскопии и биофотометрии были изучены вложения семи энколпионов, в том числе древнейшего из известных крестов-реликвариев, найденных на Руси и датируемого первой четвертью X в. Как показало исследование, в шести крестах находились костные остатки в воскомастичной смеси, а в одном – шерстяная нить.
Сверху: фото крестов-энколпионов и их вложений до и после раскрытия. Селище Михали 3.
Снизу слева направо: оптическое изображения шёлкового волокна из заполнения створок креста-энколпиона из селища Михали 3; оптическое изображение фрагмента волокон козьей шерсти в поляризованном свете, энколпион из селища Михали 4; оптическое изображение человеческого волоса в пучке шерстяных волокон, энколпион из селища Михали 4
В последние десять лет экспедициями Института археологии РАН была собрана большая коллекция крестов-реликвариев, причем основная часть – 42 артефакта – приходится на селища Суздальского Ополья. Энколпионы составили пятую часть всех средневековых крестов, найденных в этом регионе. Такое большое количество находок сильно изменило сложившееся ранее представления о том, что энколпионы были редкими и статусными предметами на Северо-Востоке Руси. Стало очевидно, что энколпионы были широко распространены в домонгольское время, а их владельцами были не только богатые и знатные люди.
Для исследования были взяты 14 закрытых энколпионов, 11 из которых были найдены на селищах округи Суздаля и Юрьева Владимирской области, и три – в Новгороде.
Изучение вложений было проведено в Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт». На первом этапе были исследованы закрытые энколпионы. С помощью стереомикроскопа STEMI-2000 артефакты были осмотрены при различных увеличениях: это позволило определить основные технологические приёмы их изготовления, сохранность запорных штифтов и строение створок крестов. Затем, чтобы определить заполнение внутренних полостей, закрытые кресты были изучены методом нейтронной томографии на станции «ДРАКОН» исследовательского реактора ИР-8. На основе данных томографии были построены 3D модели пяти энколпионов, что позволило зафиксировать пространственное расположение вложений до проведения разрушающих лабораторных анализов.
На втором этапе исследования створки энколпионов были раскрыты, а содержимое во внутренних полостях извлечено и изучено с помощью методов оптической микроскопии, газовой хроматографии и газовой хроматографии / масс-спектрометрии (ГХ-МС), инфракрасной спектроскопии (ИК) с преобразованием Фурье. Продукты коррозии створок были изучены с помощью метода порошковой рентгеновской дифракции. Для определения состава сплава, из которого были изготовлены кресты, створки были изучены с помощью методов растровой электронной микроскопии (РЭМ) в сочетании с энергодисперсионным рентгеновским микроанализом на растровом электронно-ионном микроскопе Versa 3D (метод SEM-EDS).
«Ранее в России для изучения средневековых предметов христианского культа все эти методы не использовались. Благодаря им мы смогли правильно „препарировать“ нашу коллекцию энколпионов. Высокоточное оборудование лабораторий Курчатовского института позволяет без вскрытия предмета понять, есть ли в нем что-то, где это „что-то“ находится, как, в какой части этой полости оно располагается. Это маленький шажок, но его невозможно было сделать 15 – 20 лет назад», – отметил Николай Макаров.
Вложения креста-энколпиона из селища Клещино
Сверху и снизу слева: макрофото древесной щепы
Снизу справа: оптическое изображение текстильных (льняных) элементарных волокон в поляризованном свете
Как показало исследование, кресты представляют собой продукцию, которая производилась для массового потребителя: из недорогих материалов и большими сериями. Все рассмотренные предметы с большой долей вероятности были изготовлены древнерусскими ремесленниками.
Створки трёх энколпионов были скреплены: два из них были залиты воскомастичной смесью, использовавшейся для консервации вложений и скрепления створок, и один – смесью из жира и парафиносодержащих соединений.
Среди вложений исследователи обнаружили ладан, смесь воска и ладана, завернутую в льняную ткань, фрагменты льняной, шелковой, конопляной ткани, остатки травянистого растения, которое не удалось идентифицировать. В одном из крестов сохранились частицы дерева и смолы, завернутые в льняную ткань. Анализ щепы методом ИК-спектроскопии позволил определить породу дерева – хвойное из семейства сосновых.
В одним из вложений среди остатков оказался человеческий волос, завернутый в ткань из козьей шерсти. Один из исследуемых энколпионов оказался пустым.
«Когда мы брались за это исследование, то ожидали, что во вложениях обнаружим следы мощей. Оказалось, что всё намного сложнее. Мы не нашли остатков костей, но это не означает, что отсутствие частиц мощей – это отклонение от некой нормативной практики», – отметил Николай Макаров.
По словам учёного, мощи немногочисленных русских святых, канонизированных в домонгольское время, в период со второй половины XII по XIII в. по большей части ещё были недоступны для паломников. Поэтому вложениями в энколпионах могли оказаться другие святыни – например, реликвии из паломничества в ближайший храм, где находилась чудотворная икона.
«Лабораторное изучение подтвердило, что общехристианское почитание «движимых святынь» было широко распространено и в Северо-Восточной Руси, которая была периферией средневековой христианской ойкумены. Изучение крестов-реликвариев и находившихся в них вложений позволяет прояснить особенности христианской культовой практики домонгольской Руси: мы убедились, что строгих правил, регламентирующих вложения, не было, и что традиция ношения энколпонов была укоренена среди людей самого разного социального статуса», – пояснил Николай Макаров.
Фото и томограммы креста-энколпиона и вложения в нём (Новгород, раскоп Власьевский-2):
1 – фото до раскрытия и с приоткрытыми створками ;
2 – 3D модель и нейтронный срез после цветовой графической обработки. Тёмным цветом выделены окисленные участки внутренней части створок;
3,4,5 – неизвестное волокно растительного происхождения из вложения
Исследование вложений будет продолжено: в лабораторию НИЦ «Курчатовский институт» передано еще 5 энколпионов с закрытыми створками, найденных экспедицией Института археологии на Суздальских селищах в самое последнее время. Общую координацию аналитических работ в НИЦ «Курчатовский институт» осуществляет заместитель директора, руководитель лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных науках Екатерина Яцишина. Работы ведутся в рамках проекта РФФИ.
3D модель энколпиона (селище Федосьино 1). Серым цветом показан черневый орнамент, зелёным – вложение.
Датировка: конец XI–XII в. Размеры без оглавия: 45х25х6.5 мм.
Сохранились оба запорных штифта в виде расклёпанных бронзовых стерженьков. Энколпион имеет небольшое по объёму заполнение в нижней части полости и совсем незначительное в одной из боковых ветвей, состоящее из грунта с включениями