Максимальный уклон дороги для пожарной машины
Максимальный уклон дороги для пожарной машины
Согласно СП 4.13130.2013, у пожарной техники указана ширина проезда и отступ от здания, но нет отсылок на максимальный уклон проезда. Нормируется ли эта величина?
1. В утверждённой редакции Изменения № 1 к СП 4.13130.2013, вступающей в силу с 14.08.2020 г. (см. информацию по адресу: (https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=360803), в пункт 8.1 СП 4.13130.2013 внесены изменения, в том числе термин «проезд» заменён на термин «подъезд», при этом, согласно примечанию к данному пункту, под «проездом» для пожарных автомобилей понимается участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.), по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств, а под «подъездом» для пожарных автомобилей понимается участок территории или сооружения, по которому возможно как указанное передвижение пожарных автомобилей, так и стоянка с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов и выполнения действий по тушению пожара и проведению спасательных работ.
Таким образом, требования к максимальным уклонам проездов и подъездов для пожарных автомобилей не отличаются от общенормативных, но при этом допускаются отступления, так как последний абзац примечания к пункту 8.1 в редакции Изменения № 1 гласит:
«При наличии отступлений от требований нормативных документов в части устройства пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа пожарных для проведения пожарно-спасательных мероприятий, возможность обеспечения деятельности пожарных подразделений на объекте защиты должна подтверждаться в документах предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, разрабатываемых в установленном порядке».
2. Представляется целесообразным при проектировании учесть положение пункта 4.3 проекта «ГОСТ Р «Производственные услуги. Устройство площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домов и объектов. Общие требования» (см. информацию и нулевую редакцию по адресу: https://www.normacs.info/projects/7981), который гласит:
«Подъезды и проезды для СПТ должны выполняться как дороги не ниже IV категории по своду правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Их уклон в местах установки автолестниц и автоподъёмников должен быть не более 3°. Тупиковые проезды должны заканчиваться разворотными площадками размерами в плане не менее 15х15 м».
СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с Изменением N 1)
8 Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям
8.1 Подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине:
— оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию;
— при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой;*
— при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий;
На территории, расположенной между подъездом для пожарных автомобилей и зданием или сооружением не допускается размещать ограждения (за исключением ограждений для палисадников), воздушные линии электропередачи, осуществлять рядовую посадку деревьев и устанавливать иные конструкции, способные создать препятствия для работы пожарных автолестниц и автоподъемников.
Примечание. Под проездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.), по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств. Под подъездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения, по которому возможно как указанное передвижение пожарных автомобилей, так и стоянка с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов и выполнения действий по тушению пожара и проведению спасательных работ. Планировочные решения проездов, подъездов принимаются исходя из габаритных размеров мобильных средств пожаротушения, а также высоты объекта защиты для обеспечения возможности развертывания и требуемого вылета стрелы пожарной автолестницы и пожарного автоподъемника.
При наличии отступлений от требований нормативных документов в части устройства пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа пожарных для проведения пожарно-спасательных мероприятий, возможность обеспечения деятельности пожарных подразделений на объекте защиты должна подтверждаться в документах предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, разрабатываемых в установленном порядке.
8.4 К зданиям с площадью застройки более 10000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
8.6 Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
8.7 В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
8.8 Расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен или других ограждающих конструкций жилых и общественных зданий, сооружений должно составлять:
Указанные расстояния для производственных, складских зданий и сооружений, в том числе на территориях производственных объектов следует принимать в соответствии с требованиями раздела 6 и [2].
8.9 Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
Ширина ворот автомобильных въездов на огражденные территории должна обеспечивать беспрепятственный проезд пожарных автомобилей.
Проезд пожарной машины
Соблюдение рекомендаций к проезду для пожарных машин при проектировании придомовых территорий важно для обеспечения безопасности людей, живущих или работающих в высотных зданиях. Нормы рассчитываются с учетом свободного проезда пожарных машин с возможностью их кругового разворота. Это гарантирует свободное маневрирование техники и обеспечение беспрепятственной работы боевого расчета.
Нормативная база
Требования к пожарному проезду машин к зданию прописаны в документах:
В законе ФЗ-132 необходимость планирования этой зоны определена четырьмя статьями:
Расстояния для проезда пожарной машины определены СП 4.13130.2013. В них указано:
Расчет ширины проезда для пожарной машины
Ширина считается основополагающим параметром при обустройстве проездов для спецтехники. Зависит она от этажности объектов, так как ликвидация огня на верхних этажах предполагает задействование большого количества техники. По СНИП в размер проезда для пожарных машин можно включать тротуары, но только в том случае, если их конструкция предусматривает нагрузку, равную весу автомобиля.
В п. 8.6 СП 4.13130.2013 определена зависимость ширины ворот для проезда от этажности зданий:
В садоводческих массивах ширина рассчитывается с учетом доступности техники ко всем участкам. По нормативам для улиц отводят не менее 7 метров по ширине, а для самих проездов – не менее 3.5 метров.
В зоне противопожарного подъезда не должно быть препятствий даже в виде клумб и деревьев. При объекте до 5 этажей расстояние от края до стены – 25 метров, для девятиэтажек – 8 метров, при большей этажности – не менее 10 метров. В зоне малой этажности край пожарного подъезда находится на расстоянии не более 50 метров.
Минимальная ширина сквозного арочного проезда для пожарной машины – 3.5 метра. Располагаются арочные проемы через каждые 300 метров при современной застройке, при реконструируемых объектах – через каждые 180 метров. Без изменений остаются подъездные пути в исторической застройке.
Для арочных конструкций кроме ширины дороги при проектировании проезда пожарной машины учитывают и его высоту. Минимум – 4.5 метра.
Зона для разворота
При наличии в конце проезда тупика обустраивают площадку для разворота спецтехники. Это делают с целью обеспечения свободного маневрирования машин в условиях ограниченного пространства. Учитывая габариты автомобилей, площадку делают не менее 15×15 метров.
По нормативам платформа может включать в себя и сам проезд, и прилегающий тротуар, а также пространство между тротуаром и стеной при условии, что асфальтное покрытие рассчитано на вес автомобиля при полном снаряжении. При этом в нормативных актах не указана возможность включения в круговой разворотный проезд пожарных машин газонов.
Разновидности оформления
Пути для спецтехники и машин оперативных служб выделяют специальной разметкой, а бордюры покрывают краской со светоотражающими частицами. Дополнительно устанавливают антивандальные сигнальные спецсредства и дорожные указатели, отметки о специализированном пожарном проезде, предупреждающие парковку гражданских машин. Обязательное условие при оформлении пожарного проезда – установка знака «Машины не ставить».
При проектировании учитывают уклон дороги. Он не должен превышать 6 градусов. Радиусы поворотов для свободного маневрирования автомобилей – не менее 12 метров.
Разворотная платформа оснащается водоприемниками, куда стекает лишняя жидкость во время тушения пожара. На закруглениях разворотов и проездов устанавливают бортовые камни криволинейного типа.
Дополнительно просчитывают толщину дорожного покрытия с учетом технических характеристик ПА. Если для подъезда техники используют кровлю стилобата, то она должна выдерживать нагрузку из расчета 16 тонн на одну ось.
Исключения
При проектировании социальных объектов – школ, больниц – проезды обустраивают с обеих сторон независимо от общих норм и габаритов зданий. Действуют исключения и для зоны исторической застройки:
Нормы современного пожарного проезда
Создание удобных пожарных проездов — это неотъемлемая составляющая современного благоустройства любой территории. Такие автопроезды должны обеспечивать свободный маневр пожарной технике и быть безопасными. Зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов, разъездных площадок, а также мест для парковки.
Случается, что уже оснащенные платформы не выдерживают регламентированную правилами нагрузку. Более того, одним из препятствий являются современные газонные решетки, по причине которых противопожарные пути не имеют необходимой несущей способности.
Разрушенная колея и оставленные без присмотра транспортные средства также создают помехи своевременному приезду на место трагедии пожарных команд, что, несомненно, препятствует спасению людей, эффективной и оперативной ликвидации очага возгорания.
Регламент строительства
С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.
Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.
Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.
Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.
Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.
Расчёт ширины
Именно ширина проезда в первую очередь влияет на удобство применения пожарной техники. На сегодняшний день, с учетом этажности здания, к ширине проезда предусмотрены следующие противопожарные требования:
Этажи | ширина проезда в метрах |
---|---|
до 5 | 3,5 м |
6 — 16 | 4,2 м |
17 и более | 6 м |
Возникает вопрос: почему же для строений разной этажности должен быть установлена разная ширина проезда? Ликвидировать пожары высотных зданий намного сложнее, к тому же в таких ситуациях необходимо присутствие большого количества мощной специализированной техники, что, несомненно, обязывает к повышению ширины противопожарных путей.
В размах проезда обычно также включены примыкающие тротуары, что не противоречит требованиям безопасности, при условии, когда пешеходные дорожки могут вынести вес специализированной техники, а это более 16 т на одну ось. Также для обеспечения свободного прохождение пожарного автотранспорта необходимо, чтобы высота проезда составляла не менее 4,25 м.
Сам пожарный подъезд должен беспрепятственно вести к самому зданию. Учитывая метраж от его ближайшего края до стены, которое аналогично пожарному проезду, зависит от количества этажей: до 10 — не меньше 5 и не больше 8 м; 10 и более — от 8 до 10 м.
Предписанная территория подъезда не должна быть заграждена посадками деревьев и воздушными электролиниями.
Разновидности оформления
Возвращаясь к пожарному проезду, можно сказать, что его разновидность — арка, ведущая в полузакрытые и закрытые дворы, должна быть более 3,5 м. Арочные противопожарные проезды должны быть обустроены через каждые 300 м, а их высота не может быть менее 4,25 м.
В случае существования на противопожарных путях установок автоматического тушения, гидрантов и другого оборудования, вышеперечисленные нормы могут быть скорректированы.
Если в конце проезда имеется тупик, то в нем должна быть обустроена площадка 15 x 15 м для совершения разворота крупногабаритного автотранспорта. Максимальная длина тупикового проезда — не более 150 метров.
Противопожарные пути, а также платформы для транспорта оперативных служб реагирования должны быть определены разметкой, бордюрные подъездные пути покрыты отражающей свет красной краской. Также необходима установка противовандальных сигнальных спецсредств и дорожных указателей.
Уклон дороги на проездах должен быть под углом не более 6 градусов. Радиусы поворотов, предназначенных для движения специализированного автотранспорта, должны быть 12 м или больше.
Разворотную платформу требуется обработать антисептиком по всему контуру, а также оснастить водоприемниками для устранения лишней воды в сточные отверстия. В тех проездах и разворотных площадках, где имеются закругления, необходимо устанавливать бортовые камни криволинейного типа.
Толщина надземного покрытия, на всей протяженности противопожарных путей, устанавливается путем расчета обстоятельств эксплуатации и нагрузки, с учетом гидрогеологических показателей, а также материалов конструктивного слоя.
В ряде ситуаций (образовательное учреждение, девятиэтажный жилой дом, больница и т. д.), ко всем строениям должен быть оборудован беспрепятственный пожарный проезд с обеих сторон.
Конечно, это усложняет проектировку строительства, особенно в городских условиях.
Исключения
В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:
Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.
От выполнения всех вышеуказанных правил, среди которых основным является соблюдение метража между зданиями, зависит жизнь людей и сохранность имущества.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Новые подходы к устройству пожарных проездов и вертолетных площадок
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Р.И. Бега, канд. техн. наук, Л.В. Городецкий, канд. техн. наук, А.М. Балашов, Н.Н. Манылова, М.Ю. Соляников
В настоящее время уделяется повышенное внимание обеспечению пожарной безопасности строящихся в г. Москве высотных зданий. Столица оснащается современными пожарными машинами, вес которых существенно превышает вес машин, ранее находившихся в эксплуатации.
Новая пожарная техника, обеспечивающая безопасное проживание в мегаполисе с высотными зданиями, требует устройства особых пожарных проездов и вертолетных площадок.
Нормы пожарной безопасности и выпускавшаяся в те годы пожарная техника были разработаны в основном для зданий малой и средней этажности (до 25 этажей). К тем условиям эксплуатации и нормам безопасности были разработаны конструкции пожарных проездов.
Эксплуатируется машина с высотой коленчато-телескопического подъемника 101 м. Так, масса пожарной машины Bronto Skylift F101HLA с самым высоким в мире подъемником составляет 62 т. С повышением этажности строительства зданий увеличивается высота подъемников и лестниц, что значительно повышает общий вес пожарных машин и нагрузки на ось. Применение подобных машин требует пересмотра подходов к устройству пожарных проездов: ширины проезжей части, размеров разворотных площадок, радиусов поворота дорожных конструкций с использованием современных материалов и технологий их устройства. Увеличена ширина аутригеров до 8 м. Если раньше в соответствии с требованиями нормативов наибольшая ширина пожарных проездов составляла 6 м, то в настоящее время при проектировании ширина пожарных проездов должна быть не менее 9 м.
С учетом ожидаемых нагрузок конструкции пожарных проездов следует устраивать из высокопрочных, пожаробезопасных и технологичных материалов (рисунок 2).
Для установки аутригеров необходима жесткая опора размером 0,5 x 0,5 м, покрытие которой должно состоять из конструктивных слоев с использованием бетона или фибробетона класса > В35.
В зоне пожарного проезда не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередач и сажать деревья.
Вдоль фасадов зданий, имеющих входы, ширина пожарных проездов назначается в зависимости от этажности зданий. При высоте зданий от отметки пожарного проезда до отметки пола последнего этажа ширину следует принимать не менее:
Тупиковые проезды в замкнутых дворах и полузамкнутых средней этажности зданий должны заканчиваться разворотными площадками размером не менее 20 х 20 м.
Пожарные проезды и подъездные пути, площадки для оперативных транспортных средств должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски бордюрных проездных путей в красный цвет устойчивой светоотражающей краской), установкой дорожных знаков и антивандальных сигнальных устройств. Пожарные проезды у высотных зданий должны иметь кольцевые проезды с двумя независимыми выездами (въездами).
Уклон пожарных проездов должен быть не более 6‰. Радиусы закруглений поворотов пожарных проездов для пожарных машин должны быть не менее 12 м. Вид разворотной площадки у зданий повышенной этажности представлен на рисунке 3, а схема движения пожарных машин на разворотных площадках минимальных размеров у домов сложившейся застройки на рисунке 4.
По контуру площадка ограничена комингсом с пропилами, защищенным антисептиком и лаком, а также водоприемным лотком из нержавеющей стали для сбора и отвода воды в две водосточные воронки.
На участках пожарных проездов с закруглениями и на разворотных площадках следует использовать криволинейные бортовые камни.
Толщины конструктивных слоев пожарных проездов устанавливают расчетным путем с учетом условий эксплуатации, расчетной нагрузки в зависимости от этажности зданий, гидрогеологических характеристик грунтов, принятых материалов для оснований и покрытий.
В отдельных случаях для пожаротушения применяются вертолеты, для которых требуются специальные площадки, которые устраивают на крышах зданий, у водоемов и пожарных проездов. Вдоль Калужского и Варшавского шоссе в границах «новой Москвы» предстоит обустроить 7 вертолетных площадок у водоемов.
Перед укладкой фибробетонной смеси в покрытие на ВПП выполнялись подготовительные работы, включавшие удаление двух слоев асфальтобетонного покрытия, очистку, промывку, просушку и продувку поверхности, обработку поверхности бетонного основания (В25) катионактивной дорожной эмульсией марки ЭБК-1 (ГОСТ Р 52128-2003).
Фибру постепенно вводили в автобетоносмеситель, и смесь перемешивали в течение 1,5 мин. Бетонную смесь разравнивали по геодезическим отметкам, поверхность обрабатывали ручным инструментом типа Goldblatt.
Цементнобетонная смесь доставлялась автобетоносмесителями, при этом объем бетонной смеси не должен превышать 6,0 куб. м. Фибру постепенно вводили в автобетоносмеситель и перемешивали в течение 3 мин. В случае необходимости подвижность бетонной смеси корректировалась дополнительным введением добавок.
Конструкции пожарных проездов и вертолетных площадок, построенных из фибробетона, пожаробезопасны, надежны в эксплуатации, срок службы между капитальными ремонтами составит не менее 30 лет.
1 ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
2 ГОСТ Р 50275-92 Материалы геотекстильные. Метод отбора проб
3 ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения.
4 ГОСТ Р 53328-2009 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний
5 СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги
6 СНиП 2.07.01-89* СП 42.13330.2011 Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений
7 ТР 86-98 Технические рекомендации по технологии применения дисперсно-армированных бетонных смесей и оснований городских дорог повышенной эксплуатационной надежности
8 TP 135-02 Технические рекомендации по конструкциям и технологии строительства дорог в местах, подверженных усиленному воздействию транспортных нагрузок
9 TP 138-03 Технические рекомендации по применению укатываемого малоцементного бетона в конструкциях дорожных одежд
10 TP 147-03 Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций из литых бетонных смесей
11 TP 172-05 Технические рекомендации по строительству городских дорог с применением криволинейных бортовых камней
12 МГСН 1.01-99 Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы
13 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный Закон № 123-93 от 22.07.2008