Крест с расширяющимися концами что значит
Православная Жизнь
Самозваные «ревнители православия» весьма часто считают себя знатоками символики и на этом основании очень любят выискивать антихристианские символы там, где их не может быть в принципе. При этом в своем ревнительском запале зилоты порой доходят до кощунства, называя древние христианские символы «масонскими» или «сатанинскими». Происходит это как из-за ревности не по разуму, так и из-за простого невежества.
В этом очерке мы расскажем о некоторых исторических формах византийских крестов. Иные из них, к сожалению, становятся мишенью малообразованных ревнителей не по разуму.
Крест-реликварий императора Юстина II. Византия. Ок. 580 г. Рим. Ватиканские музеи
Крест как символ
Развитие иконографии Распятия как события и иконографии Креста Господня, как символа Распятия шли параллельно. Если на образах Распятия Господня крест обычно имел свою историческую форму (с титлом-табличкой над головой и подножием), то Крест-символ больше тяготел к некой декоративности. Ведь Крест Христов – это не просто орудие казни, а и символ победы над смертью, символ искупления человеческих грехов, символ спасения человека.
Потому начиная с принятия христианства императором Константином Великим крест становится триумфальным знаком и входит в группу имперских символов. С этого времени он получает в некотором смысле автономию от иконографии Распятия Христова.
Если говорить конкретнее, крест часто лишается таких атрибутов, как табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский» и подножия. И помимо простой формы его лопасти часто несколько расширяются к краям, а сами края приобретают закругленные засечки, наподобие тех, которые мы можем видеть в парадных шрифтах ранневизантийских рукописей.
Мозаичные кресты из Софии Константинопольской
Такого типа кресты на мозаиках Софии Константинопольской. И эту же форму креста позднее позаимствовали как основу для украшения своих плащей западные рыцари-крестоносцы, постепенно разнообразив первоначальную форму.
Но если исторические элементы из символического знака креста исчезают, то добавляются элементы как декоративные (например, каплевидные украшения по углам лопастей креста или в углах стыков лопастей), так и подчеркивающие тот или иной умозрительный смысл.
«Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»
Наперстный крест. Византия. XI век. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей
Например, по краям креста появляются диски, символизирующие четыре конца света, поскольку крестом «видеша вси концы земли спасение Бога нашего» (Пс. 97:3), как поется за утреней в честь Воздвижения Креста Господня.
Именно в таком виде встречается в одном из древних описаний Константинополя крест, водруженный на форуме византийской столицы: «В северной части форума стоит крест, каким увидел его в небе великий Константин, позолоченным и с круглыми шарами на концах» [1].
Как видим, такая форма креста для Византии уже прочно ассоциировалась с видением равноапостольного императора Константина, когда ему перед решающим сражением за обладание императорской властью явился в небе золотой крест с надписью: «Сим победиши» («Этим победишь»).
Такую форму, подобную описанному «константинову кресту» (с шарами-дисками по краям), долгое время византийские мастера использовали для изготовления выносных процессионных крестов, которые несли в крестных ходах или других торжественных шествиях. Такая же форма выносных крестов характерна не только для самой Византии, но и для стран византийского культурного ареала – Грузии, Руси и т. д.
Корсунский крест из Новгорода. Рисунок Ф. Солнцева из «Древностей Российского государства»
Так, на Руси были известны кресты, именуемые «корсунскими», т. е. вывезенными из Корсуня-Херсонеса. Они, очевидно, являлись реальными византийскими прототипами, которые мог действительно перевезти из Херсонеса равноапостольный князь Владимир после венчания с византийской принцессой Анной Багрянородной. Один из таких «корсунских» крестов сохранился до наших дней и представлен ныне в музеях Новгородского кремля.
Новгородский крест имеет свою особенность, которая по всей видимости более свойственна именно процессионным крестам – внизу его боковых лопастей частично сохранились петельки, на которые в свое время нанизывались каплевидные подвески (такие подвески весьма характерны для византийского ювелирного искусства – ими украшались как священные предметы, так и детали императорских одеяний и регалий).
Константинов крест. Камея. IX век. США. Балтимор. Музей Уолтера
Иногда «константинов» крест имеет только один диск или шар – внизу у самого основания, что в данном контексте должно означать, что крест утверждает всю землю, царя над ней. Тот же смысл имеет и одна из византийских регалий, перешедшая позднее практически ко всем европейским монархам – держава (шар, увенчанный крестом).
Четыре живоносных источника
Крышка реликвария с изображением Креста, овец и четырех источников. Римская империя. IV век. Италия. Чивидали дель Фриули. Собор Санта-Мария-Ассунта)
В некоторых случаях у основания креста можно увидеть четыре водных источника. В данном случае проводится символическая параллель между крестным древом и Древом жизни посреди библейского рая, а также источником, который разделялся на четыре реки: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки…» (Быт. 2:9–10).
Крест с предстоящими ангелами и четырьмя источниками. Сирия. VI век. Россия. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Но теперь эти источники приобретают умозрительный смысл: «Живоносная Твоя ребра, яко из Едема источник источающая, Церковь Твою, Христе, яко словесный напаяет рай, отсюду разделяяся яко в начала, в четыри Евангелиа, мир напаяя, тварь веселя и языки верно научая покланятися Царствию Твоему» (служба 12-ти Евангелий Великого четверга).
Процветший крест
Процветший крест. Оборотная сторона иконы Сошествия во ад. Византия. X-XI вв. Грузия. Тбилиси. Художественный музей
Еще более конкретно с райским Древом жизни проводится параллель в изображении «процветшего» креста. В этом типе изображений из основания креста выходят ветви и листья. Иногда это просто условный растительный орнамент или виноградная лоза с листьями и гроздями. В данном контексте присутствует дополнительный евхаристический смысл.
Дополнительные перекладины
Ставротека. Византия. XII век. Италия. Нонантола. Аббатство Нонантола
Но параллельно с такими крестами встречаются и кресты, напоминающие об изначальной исторической форме (чаще всего, это относится к крестам-реликвариям, содержащим частицу Животворящего Древа). И хотя изображения сохраняют известную степень декоративности, но намеки на табличку и подножие исторического Креста, на котором был распят Спаситель, все же присутствуют в виде дополнительных перекладин. Перекладина вверху, таким образом, напоминает о табличке, а внизу – о подножии.
Часто встречается только верхняя перекладина. Этот вариант креста позднее вошел в западноевропейскую геральдику под названием «патриаршего» или «архиепископского». Его изображение можно увидеть в гербах католических архиепископов (в отличие от гербов епископов, где крест только с одной перекладиной). Такой же крест с двумя перекладинами встречается в гербах великих герцогов Лотарингских (он так и называется – «лотарингский крест»), в современных гербах Венгрии, Словакии и Литвы.
Крест прп. Евфросинии Полоцкой. Изображение из книги «Белоруссия и Литва», 1889
Такую же форму имел исторический крест прп. Евфросинии Полоцкой – реликвия белорусского народа, который, к сожалению, был утрачен во время Великой Отечественной войны.
Нижняя же перекладина, символизирующая подножие, могла изображаться в простой форме, как и остальные перекладины креста, но порой ей придавали некий условный объем (в той мере, как средневековое искусство его понимало).
Со временем нижняя перекладина стала эволюционировать и получила наклон, которому много позднее стали придавать отдельное символическое значение.
Крест восьмиконечный процветший. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Испания. Мадрид. Национальная Библиотека Испании
Такой крест со временем получил большее распространение на Руси, и именно эту форму стали позднее именовать «православной».
Разумеется, рассказать обо всех исторических формах креста в небольшой статье невозможно. Но мы и не ставили перед собой такую задачу. Нам бы хотелось донести одну простую мысль – восьмиконечный крест, который называется православным, – это лишь одна из форм крестов, принятых Церковью. Само наименование «православный», использующееся относительно креста, – довольно условное и позднее. И уж если историческая форма данного восьмиконечного креста и называется православной, то нельзя делать автоматический вывод о том, что другие исторические формы уже «неправославные» или того хуже – «масонские».
Церковь одинаково почитает различные формы крестов, которые так или иначе напоминают нам о крестной смерти и искупительном подвиге Господа Иисуса Христа.
Дмитрий Марченко
Примечание:
1. Цитируется по книге «Древнерусское искусство». М., 1975.
Что означает крест и какие виды крестиков бывают
Символ креста присущ разным культурам. Для человека, использующего крестик, он наполнен сакральным смыслом. Разберем основные виды крестов, значение крестов и краткую историю возникновения этого символа.
Как возник символ креста?
Первые символы с изображением крестов были обнаружены у древних египтян. Разные крестообразные изображения так или иначе связаны с образом богов, которым поклонялись в египетских традициях.
Алхимики связывали крест с четырьмя природными стихиями: водой, огнем, землей и воздухом.
В христианстве крест имеет непростую историю: возникновение символа связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на деревянном кресте. Горькая «традиция» распятия на кресте пришла из Финикии. По разным версиям, слово крест происходит от слов латинского происхождения, обозначающих «орудие пыток» и «пытать, мучать».
Несмотря на внешнюю простоту символа, многие века появлялись новые типы крестов, которые мы ниже чуть подробнее рассмотрим.
Крест как религиозный символ
Крест является религиозным символом Христианства, который указывает на самопожертвование и искупление грехов через него. Крестами украшены иконы, одежда священников, здания храмов, алтари, священные книги и многие другие атрибуты религии. Часто в христианской культуре говорят про то, что верующий должен «нести свой крест», то есть терпеливо соблюдать все заповеди на протяжении жизни.
Разновидности христианских крестов
Ниже мы рассмотрим значение крестов в Христианстве, где этот символ плотно закрепился.
Шестиконечный русский крест
Нижняя перекладина с наклоном на кресте связана со священными текстами, которые рассказывают о двух казненных разбойниках: один на распятии склонился под тяжестью собственного веса, в то время как другого, покаявшегося, крест возносит в небо. Эта нижняя перекладина становится неким символом внутренних весов для христиан, по которым стоит измерять свои действия в течение жизни.
Восьмиконечный крест
Символ с «дополнительной» короткой верхней перекладиной является символом Русской православной церкви. Считается, что это наиболее исторически достоверная версия креста. Над головой осужденного на распятии обычно писалась его вина. Считается, что Понтий Пилат не нашел, что вменить по отношению к Иисусу, и поэтому над его головой на верхней короткой перекладине написали только имя.
Восьмиконечный крест Голгофа
На описанном выше кресте нередко можно встретить внизу изображение черепа с костями. Оно символизирует захороненного на Голгофе Адама. на той же горе был распят Иисус, и его кровь стекала на погребенные останки первого человека, искупая грехи всего человечества. Такой крест часто используют в атрибутах рещения и похорон, указывая на соблюдение христианином обетов с младенчества до самой смерти.
Четырехконечный крест
Один из самых древних символов, который встречается не только в православии, но и в католичестве. Еще до Христианства в Китае и Греции такой крест символизировал Бога, раскинувшего руки. Этот крест нередко называют «Крест Страстей Господних» или «Крест Распятия».
Новгородский крест
Представляет собой православный крест, в середину которого вписан круг. Такой символ был распространен на территории Новгородской земли, поэтому его стали так называть. Второе название этого креста — Алексеевский, в честь архиепископа Алексия, установившего в память о Куликовской битве такой каменный крест, ставший известным.
Значение других крестов
Не только Христианство использует символ креста для защиты, аккумуляции сил и объединения. Ниже мы кратко расскажем значение крестов, закрепившихся в разных культурах.
Греческий крест
У этого символа все четыре стороны равной длины, поэтому его еще часто называют «равноконечным». Четыре буквы «гамма» греческого алфавита, расположенные друг к другу углами, создают собой такой крест. Его использовали еще в дохристианские времена, этот символ был связан с богом Солнца и Дождя, четырьмя стихиями природы и др. Когда Христианство только зарождалось, некоторое время греческий крест был символом Иисуса.
Андреевский, бургундский или косой крест
На таком кресте в виде буквы «Х» по преданию был распят один из 12 апостолов Андрей Первозванный, имя которого и получил крест такого вида. Этот символ распространен в России, он присутствует на флаге ВМФ РФ, а также его изображение есть в государственной айдентике Шотландии.
Св. Антония или Тау крест
Это Т-образный крест, который был распространен в Египте и африканских провинциях Римской империи. На таких крестах в древние времена казнили преступников. Назван он в честь Святого Антония, который был одним из основателей монашества в Египте.
Анкх или крест с петлей
Т-образный крест с петлей в Египте символизировал «нилометр» — считалось, что разлитие Нила приведет к спасению земель, поэтому жители относились к этому знаку с особым почитанием и благоговением. Его часто надевали в качестве оберега детям для защиты от болезней, а также этот крест считался мощным амулетом, защищающим от врагов и дарующим бессмертие. Позднее египтяне приняли Христианство, но анкх до сих пор сохранился в качестве священного символа, который нередко размещают рядом с православным крестом.
Патриарший крест
На Западе этот крест чаще называется «лоренским». Впервые он появился в Греции и используется в папских процессиях. Верхнюю короткую перекладину на кресте поместили по приказу Понтия Пилата для имени «Иисус Христос, Царь Иудейский».
Лотарингский или анжуйский крест
Лотарингия — это историческая область на границе Германии и Франции, символом которой является крест с двумя поперечными перекладинами. Позднее он стал знаком анжуйской династии, благодаря чему он получил свое второе название. Внешне Лотарингский крест внешне напоминает Патриарший, но различие в том, что на Лотарингском кресте две поперечины могут быть одной длины, а также располагаться не только в верхней части фигуры.
Папский, Тройной крест или Ферула
Крест с тремя перекладинами традиционно использовался в папских служениях, благодаря чему и получил свое название. Он указывает на власть папы как представителя Бога на земле, а также является символом Дерева Жизни.
Трилистниковый крест Клеве
Этот крест имеет на концах фигуры круглые «листочки» и символизирует воскресение Иисуса, благодаря чему знак стал главным напрестольным крестом в русском православии. Его изображение можно увидеть на государственных символах многих русских городов.
Мальтийский или восьмиконечный крест
Свастика или Солярный языческий символ
Этот древний символ до присваивания его нацистскими движениями был популярен в разных странах Евразии, Африки и древней Америки. Он нес в себе процветание, благополучие и свет, был одним из мощнейших оберегов. В конце XIX века нацистская Германия провозгласила его как символ «арийской расы», после чего этот крест стал ассоциироваться у большинства как символ зла, насилия и смерти.
Кельтский крест
Этот символ пришел к нам из Ирландии в VII веке. По преданиям, Святой Патрик объединил крест и языческий символ Солнца, чтобы символизировать соединением двух мощных знаков вечность Спасителя.
Крест-меч Святого Якоба из Сантьяго де Компостелла
Этот крест связан с католическим военным орденом Сантьяго. По легенде, этот крест с разветвлениями на концах и острым окончанием нарисовал сам король Филипп IV на автопортрете Диего Веласкеса в орденских одеждах, который и произвел художника в рыцари в 1659. Этот крест был символом защиты и оберегом от врагов.
На сегодня наше увлекательное путешествие в историю символики подошло к концу. Если вы планируете выбрать индивидуальный оберег для себя и своих близких, вы всегда можете обратиться за консультацией к экспертам Astro7 — они с радостью помогут подобрать амулет под ваши цели.
Кресты во всем своем многообразии (продолжение)
Греческие воины. Реконструкция по коринфской вазе VII в. до н. э.
Купюра в 1000 рублей 1917 г.
Окончательно свастика исчезла из советской символики только лишь в 1923 году, и вскоре же после этого Гитлер предложил на съезде нацистской партии проект партийного красного знамени с черной свастикой внутри белого круга. Однако еще раньше, во время подавления революционных выступлений в Германии в 1918 году белую свастику с изогнутыми концами (т.е. словно вписанную в круг) носили на своих стальных шлемах солдаты фельдмаршала Людендорфа и… может быть именно тогда он ее впервые и увидел, а уж потом, заинтересовавшись этим знаком, нашел ему куда более «достойное» применение. Кстати, китайцы знак свастики (Лэй-Вэн, или «печать сердца Будды») связывали с бесконечностью: для них она означала число десять тысяч. «Su asti!», или «Будь благим!», – таков перевод «свастики» с древнего санскрита.
На Руси крест с изгибами имел даже свое собственное русское название – коловрат. Интересно, что изображение лево- и правозакрученных коловратов и прямых крестов украшают киевский собор Св.Софии, построенный еще при Ярославе Мудром, так что в древности этого знака на территории России сомневаться не приходится.
Не чурались свастики и наши соседи, например, латыши. В латышском орнаменте присутствует, например, косая свастика с лучами по часовой стрелке. Называлась она «перконкрустс» – «крест Перуна», т.е. символизировала молнию. Причем о популярности ее в этой стране говорит тот факт, что с 1919 года именно свастика стала бортовым тактическим знаком авиации Латвии. Использовали ее в этом качестве и финны, но только синего, а не черного цвета и была она у них не косой, а прямой.
Кстати, христианский крест напоминал и древнеегипетский знак анх, в котором объединялось сразу два символа: крест, как символ жизни и круг, как символ бесконечности. Для египтян это была эмблема благосостояния, счастья, вечной жизненной силы, вечной мудрости, и даже бессмертия.
В тоже время изображение креста, ставшее символом христианства и главным символом этой религии, сделалось таковым далеко не сразу. В начале знаком христиан было изображение рыбы. Почему рыбы? Да просто потому, что греческие буквы, которыми писалось это слово: йота, хи, тета, ипсилон и сигма – это первые буквы слов Iesous Christos, Theou Uios, Soter, что в переводе означает «Иисус Христос, сын божий, Спаситель».
Этот символ использовался среди ранних христиан в I-II вв. н.э. Символ этот был завезен в Европу из Александрии (Египет), которая в то время была многолюдным морским портом. Вот почему символ ихтис стали первыми использовать моряки для обозначения столь близкого им бога. А вот у легионеров римского императора Константина (307 – 337 гг.) на щитах уже присутствовало изображение косого креста (греческая буква «кси» или «хи») совмещенного с буквой «ро» – две первые буквы имени Христа. Эту эмблему по его приказу нарисовали на щитах после того, как он увидел сон, что в предстоящей битве он одержит победу именно его именем! Как отмечает христианский апологет IV века Лактанций, случилось это в канун битвы у Мильвийского моста в 312 г. н.э., после победы в которой Константин стал императором, ну а сам хи ро превратился в официальную эмблему римской империи. Археологи нашли доказательство того, что этот знак был изображен на шлеме и на щите Константина, равно как и на щитах его солдат. На монетах и медальонах, имевших хождение при Константине, также чеканили хи ро, а к 350 г. н.э. его изображения стали появляться и на христианских саркофагах и на фресках.
Мозаика с изображением императора Юстиниана, слева от которого стоит воин с изображением хи ро на щите. Базилика Сан-Витале в Равенне.
Викинги – пираты северных морей, в течение нескольких столетий наводившие на Европу страх своими разорительными набегами, вначале, будучи язычниками, украшали свои щиты самыми различными узорами и изображениями. Это могли быть и разноцветные полосы, и шахматная клетка, и устрашающие драконы из скандинавских мифов. Однако когда среди них стало распространяться христианство, символы на их оружии изменились. Теперь все чаще на щитах стали помещать изображение креста – нарисованное или наклепанное из полос металла. Появилось оно даже на парусах их драккаров, так что теперь, завидев такой корабль, можно было еще издали узнать, плывут ли на нем христиане или язычники, как и раньше поклоняющиеся Одину и Тору.
1. Греческий крест; 2. Двойной крест, называвшийся также патриархальным, архиепископским и венгерским; 3. Лотарингский крест – эмблема герцогства Лотарингия, середине XV в.; 4. Папский крест – не встречается на гербах римских пап, а получил свое название по аналогии с патриархальным крестом в XV в.; 5. Крест королевства Иерусалимского – красный Иерусалимский крест являлся символом ордена св. Духа, основанного в 1496 г.; 6. Крест из герба семьи Манфреди – редко встречавшаяся форма креста; 7. Крест с шаровыми окончаниями; 8. Лапчатый крест, перекладины которого заканчиваются стилизованными изображениями гусиных лап; 9. Якорный крест; 10. Одна из разновидностей якорного креста; 11. Мальтийский крест – восьмиконечный крест ордена тамплиеров; 12. Лилейный крест с окончаниями в форме цветка лилии. Принадлежал испанскому рыцарскому ордену Калатравы, основанному в 1158 г.; 13. Символ испанского рыцарского ордена Алькантары; 14. Крест св. Якова – символ испанского рыцарского ордена святого Якова, основанного королем Арагона Рамиро II; 15. Крест св. Антония. Голубой крест на черных плащах носили члены ордена св. Антония, основанного в 1095 г. Крест св. Антония был также одной из эмблем ордена тамплиеров; 16. Мученический крест св. Павла; 17. Клинчатый крест; 18. Плетеный крест; 19. Крест в нимбе – кельтское изображение креста, в средние века было популярно в Ирландии; 20. Простой черный крест святой Марии Тевтонской – наиболее известное изображение креста; 21. Граненый крест; 22. Редко встречающийся крест с перекрестиями в виде птичьих голов; 23. Узловой крест; 24. Косой крест в зависимости от цвета мог символизировать разных святых: золотой – первого британского великомученика св. Альбана, белый либо синий – св. Андрея, черный – св. Осмунда, красный – св. Патрика; 25. Вилообразный крест; 26. Лапчатый крест наиболее распространенной формы; 27. Опорный, или дугообразный крест; 28. Теневой (контурный) мальтийский крест; 29. Елочный крест. Такая форма креста была очень популярной в Финляндии; 30. Восьмиконечный православный, или русский крест.
Шло время, и крест, как символ христианской религии, в каком-то смысле стал очень даже обыденным. Например, на флагах и вымпелах английского нобилитета красный прямой крест св. Георга в обязательном порядке находился возле древка, и только уже после него помещалось то или иное изображение, выбранное им в качестве эмблемы. Красный крест с расширяющимися концами во время войны с Наполеоном красовался даже на знамени бугских казаков, уже точно никакого отношения к крестоносцам не имевших. Зато на знамени ратников Петербургского ополчения (а также и многих других народных ополчений Российской империи) в 1812 году изображался православный, восьмиконечный крест, даже отдаленно не похожий на западноевропейские кресты.
Флаг герцога Суффолка. Рис. А Шепса
Неправильно будет сказать, что в изображении креста в средневековье существовала какая-то особая традиция. Каждый в ту пору рисовал крест по-разному; одного, единого для всех изображения креста ну просто не существовало. Так, штандарт нормандского герцога Вильгельма (или, как его называли по-французски, – Гийома) украшал золотой крест с Т-образными концами, и практически такой же крест позднее оказался на знамени Иерусалимского королевства в XIII в., а сегодня он присутствует на государственном флаге Грузии. А вот на флаге Тевтонского ордена красовался не только золотой иерусалимский крест с черной обводкой, но еще и герб Священной Римской империи. Знамя Франции во времена Карла VII несло на себе изображение золотых лилий и простого белого креста, а вот личное знамя короля Карла VIII почему-то имело такой крест не в верхней, а в нижней своей части. А вот боевое знамя Франции – знаменитая орифламма – изображения креста вообще не имело, а представляло собой самое простое красное полотнище с пламенеющими концами. Не было креста и на знамени героини французского народа Жанны Д’Арк – вместо него на нем был вышит благословляющий Господь и голубь, несущий в своем клюве оливковую ветвь.
К 1066 году нехристиан в Европе (если не считать Пиренейского полуострова, захваченного маврами и языческой Прибалтики) практически совсем не осталось и изображение креста стало вполне привычным. Поэтому неудивительно, что когда герцог Гийом в этом же году отправился завоевывать Англию, на щитах его воинов точно также красовалось изображение креста.
Святой Иштван в доспехах и с изображением креста на щите.
Мы знаем об этом доподлинно и, прежде всего потому, что едва завоевание Англии совершилось, как было изготовлено огромное вышитое полотнище длиной 75 м и шириной 70 см, на котором шерстяными нитками восьми цветов были изображены все события, связанные со знаменитой битвой при Гастингсе. В нем рыцари из Нормандии победили войско короля Гарольда, после чего в Англии королем стал герцог Гийом. На этой вышивке, получившей впоследствии название «Байёсского ковра», кроме кораблей, зданий, людей и животных, изображено 67 щитов, которые мы видим спереди, и 66 – сзади. Кресты на них в большинстве своем почему-то показаны с изогнутыми, а то и извивающимися концами. А всего они есть на 22 щитах, как овальной формы – бретонских, так и у нормандских, заостренных внизу, словно перевернутая дождевая капля. Есть щиты без эмблем, тогда как на других нарисован дракон. У самого Гийома крест на щите имеет концы в форме трилистника, но это единственный такой крест на всей Байёсской вышивке!
Геральдические знамена с крестами XVI века.
Очевидно, что уже в то время крест на щите имел определенное значение (хотя и непонятно почему и у англичан, и у нормандцев кресты с извивающимися концами) и был популярен в военной среде. Впрочем, известно и другое, а именно то, что на многих щитах того времени по-прежнему изображались и мифические существа и просто узоры. Так что изображение креста на щите, скорее всего ничем таким уж особенным в то время не являлось и крестоносцами воинов имевших кресты на щитах, отнюдь никто не называл!
У воинов Руси, на протяжении многих лет имевшие щиты нормандского (или как их ещё называют – норманнского типа) точно также имели на них изображения креста, но, разумеется, православного. Весьма популярным было изображение так называемого «процветшего креста» и креста пронзающего лежавший в его основании полумесяц. Однако, известно, например, изображение «окрыленной» когтистой птичьей лапы, то есть лапы с пририсованным к ней орлиным крылом и без какого бы то ни было намека на крест! Лев, вставший на задние лапы, был столь же популярным мотивом на щитах русских воинов и почему так вряд ли нужно объяснять.
Русский воин с извилистым крестом на щите. Современная реконструкция. Музей Золотаревского городища. С. Золотаревка Пензенской области.
Впрочем, особенность японской культуры была такова, что даже там, где глаз европейца мог увидеть крест, японец видел (как, например, и в случае с удилами!) нечто совершенно другое. Например, если посмотреть на штандарт Нива Нагахидэ, участника многочисленных сражений конца XVI в., то на нем явно изображен красный косой крест с заостренными концами на белом поле. Однако японец видел в этом всего лишь изображение двух скрещенных красных досок!
А еще мон сюзерена изображался также и на маку – ограждении ставки полководца на поле сражения, походившее на ширму, но только изготовленное из ткани. Длинные полотнища маку окружали ее словно стенами, так что самого полководца снаружи видно не было и, кстати говоря, наличие этих самых маку отнюдь не гарантировало того, что он там был. Но вот после выигранной битвы победоносный военачальник, конечно же, устраивался там и устраивал смотр отрезанным головам, которые приносили ему его воины. Разумеется, головы эти должны были принадлежать далеко не рядовым воинам. Те просто складывались в кучи для общего учета и все. А вот за голову прославленного врага вполне можно было рассчитывать на награду!
Интересно, что знак креста был известен не только в Европе и в Азии, но и на территории Американского материка, причем ряд индейских племен Месоамерики, например, индейцы Юкатана почитали его ещё задолго до рождения Иисуса Христа. Соответственно, они нередко его и изображали и даже высекали из камня, о чем испанские хронисты сообщали с нескрываемым удивлением! Так, среди богов, которым поклонялись древние майя, присутствует бог Солнца (Ах Кин или Кинич Ахав – Господин-лицо или Солнечный Глаз), символом которого являлся четырехлепестковый цветок. В Паленке есть «Храм Креста» и даже «Храм Лиственного Креста». Значит, в V-VIII в. совсем на другом континенте – в Южной Америке – люди тоже поклонялись кресту как символу Солнца, когда в Европе уже давно существовало христианство!
У северных индейцев – индейцев Великих равнин, крест ассоциировался с четырьмя сторонами света, каждая из которых имела своих духов покровителей и также свой цвет, причем белым цветом и ясно почему, всегда обозначался север! Простой Х-образный крест в представлении индейцев олицетворял мужчину, его силу и мужественность, а если в этот знак наверху добавлялся маленький кружочек, то – женщину! Вертикально стоящий крест символизировал стойкость и являлся комбинацией знака земли (вертикальная линия) и неба (горизонтальная). Позднее, продолжая верить в своего Маниту, индейцы очень широко использовали кресты, изготовленные из серебра в качестве нагрудных украшений. При этом размеры у них были весьма велики, так что они были хорошо заметны издали. Четырехчастное деление, равно как и само изображение креста, индейцы прерий также наносили на свои щиты, считая, что таким образом они укрепляют их защитную силу и в этом суеверии они, как вы видите, от европейцев ничем не отличались!
Щит индейцев дакота с изображением остроконечного креста символа четырех сторон света (Музей Гленбоу, Калгари, провинция Альберта, Канада).
Изображение свастики было точно также известно индейцам Северной Америки, и в частности, индейцам племени хопи. С ней они ассоциировали странствия кланов, из которых состояло их племя по землям североамериканского и южноамериканского материков и считали, что свастика, которая вращается против часовой стрелки, то есть налево, символизирует Землю, а та, что направо – Солнце.
У индейцев племени навахо крест на картине из песка символизировал мир, четыре стороны света и четыре элемента мироздания. При этом, горизонтальная линия означала женскую энергию, а вертикальная – мужскую. Фигуры же, изображенные в соединении с крестом, олицетворяют мир людей.
То есть эмблема на щите, будь то крест у европейца или черный четырехугольник у индейца племени сиу имела своей главной целью показать, кто именно находится перед тобой, враг! Однако щиты у индейцев делали также и женщины, причем и в этом случае цель была все та же: отразить духовную сущность владелицы щита. Щиты, несущие лживую информацию, сжигались, а их владельцы наказывались, вплоть до изгнания из племени! Причем, у индейцев сиу существовал особый «символ познания» опять-таки в виде щита, с изображением четырех целительных стрел, содержащих учение о людях. По их мнению, каждую историю и ситуацию следует рассматривать с четырех сторон: со стороны мудрости, невинности, дальновидности и интуиции. Эти четыре стрелы соединялись у него в центре и, образуя, таким образом, крест, тем самым говорили, что любая вещь раскрывается с разных сторон, но, в конечном счете, объединяет в себе все направления познания. Так щит показывал людям, как им узнать больше о себе, своих братьях, о Земле, и обо всей Вселенной!