Крест с виноградной лозой что означает
Процветший крест
Другие названия: крест с лозой, византийский крест, армянский крест, древо жизни
Что такое процветший крест?
Процветший крест – это форма креста, украшенного стилизованными извивающимися линиями, отростками, имитирующими ветви, лозы и цветы. Встречаются и кресты, частью декора которых является натуралистичное изображение произрастающих из них растений.
Из истории процветшего креста
Процветшие кресты в разных вариантах своего изображения – от предельно условного до натуралистичного – встречаются в христианском искусстве едва ли не всех стран и эпох.
Вариации процветшего креста появились еще в первохристианском искусстве, а затем в Византии, и перешли оттуда в разные страны. Например, в катакомбах Понциана (Рим, VI век) сохранилось изображение креста, нижний рог которого «процвел» небольшими, под углом устремленными вверх, цветочками.
Процветший крест любим в Армении, где он фактически стал символом национальной церкви; встречаются процветшие кресты в грузинском и греческом церковном искусстве, а также в Западной Европе.
Особенно широко процветший крест распространился в отечественном церковном искусстве XVII столетия. Это не случайно: именно в этом веке русские ювелиры и иконописцы шире всего использовали разнообразные христианские символы, а церковное искусство стало особенно декоративным. В этом веке образ процветшего креста сделался особенно пышным. Причудливая поросль окружила Крестное Древо со всех сторон, «разрослась», сделавшись великолепной и сложной.
Символика процветшего креста
Идея процветшего креста укоренена в Священном Писании и православном богослужении. Она восходит к памяти о Древе Жизни, произраставшем в раю. Эта память, отразившаяся в разнообразных преданиях и легендах, была присуща многим народам, в том числе и языческим.
Но главный смысл процветшего креста – напоминание о том, что и райское блаженство, к которому стремятся верующие, и возможность пребывать с Богом уже в земной жизни – это плоды Креста Христова. Страшное орудие казни «процвело», израстив из себя дивный цветок Спасения.
Что означает изображение Креста с ветвями?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Часто мы можем увидеть в храме изображение Креста Господня без фигуры распятого Христа. Древо оживает на наших глазах: из основания вьются побеги виноградной лозы с листьями и даже гроздьями. Такая иконография поэтично называется Крестом Процветшим. Она известна с древности.
Процветшие Кресты часто встречаются в византийском и древнерусском искусстве, на Балканах, в Армении и Грузии. Их наносили на стены катакомб, высекали на каменных саркофагах и алтарных преградах, ими украшали храмовые двери. Пожалуй, самое раннее изображение Процветшего Креста на Руси находится в Великом Новгороде, в клеймах медных Корсунских врат Софийского собора. По мнению исследователей, эти врата привезли из Византии в IX веке. Если вы посетите сербские церкви, то у входа встретите написанный красным по белому фону Процветший Крест, стоящий на возвышении — Голгофе.
Мы называем Крест Господень Животворящим. Образ Креста с пышными побегами ясно указывает на жизнь вечную. Мы угадываем в этой композиции библейское Древо Жизни, которого лишилось человечество в лице Адама и Евы, но вновь обрело с приходом Христа. Здесь художественно отражено учение святых отцов о том, что райское Древо — прообраз Креста: «Сей честный Крест прообразован был древом жизни, насажденным от Бога в раю», — писал св. Иоанн Дамаскин.
Глядя на Процветший Крест, мы вспоминаем еще один ветхозаветный прообраз — жезл первосвященника Аарона, который «…расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали». Виноградная лоза означает и таинство Евхаристии. Процветший Крест по силуэту напоминает, а значит, и включает в себя другой христианский символ спасения — якорь.
Образ Процветшего Креста очень декоративен, и потому встречается не только в храмовом благоукрашении, но в церковном шитье, книжной миниатюре. Изящные растительные мотивы часто используют в самых близких нам — нательных и самых заметных — надглавных крестах.
Православная Жизнь
Это крест из виноградной лозы, который, по преданию, вручила своей избраннице Пресвятая Богородица, явившись той во сне.
Она сказала: «Иди в Иверию (так в древности называлась Грузия) и благовествуй Евангелие. Этот крест будет тебе щитом от всех видимых и невидимых врагов». Когда святая проснулась, рядом с ней лежал тот самый крест, который с тех пор постоянно был при ней. Из-за того, что крест был сделан из виноградной лозы, концы его поперечины опущены вниз и на стыке перевит волосами святой Нины. Именно это сделало его узнаваемым. Им она совершала чудеса, в частности исцеляла им больных.
Святая Нина никогда не расставалась со своим крестом из виноградной лозы и завещала его царю Мириану.
После смерти св. Нины в 340 году в стране начались войны и гонения. По грузинским источникам крест оказался у св. Шушаник. Чувствуя приближение кончины, она передала его своему духовнику Андрею. Чтобы спасти святыню от поругания в смутное время, тот взял его и перенес в область Тарон в Армении.
Крест святой равноапостольной Нины хранился у армянского воеводы 175 лет, в монастыре Ванадад – больше 450 лет, в Карсе – 164 года. По одним сведениям, царь Давид в 1125 году нашел его в городе Ани и перенес в Мцхету. По другим источникам, в 1239 году грузинская царица Русудан обратилась к монгольскому полководцу Чармагану, захватившему город Ани, где в то время находился крест святой Нины, и попросила вернуть его в Грузию. Чармаган удовлетворил просьбу царицы, и крест вернулся в Светицховели.
В 1746 году по повелению царя Теймураза II, чтобы избежать поругания, крест спрятали в крепости Ананури. Оттуда в 1749 году митрополит Тифлисский Роман тайно переправил грузинский крест крест царевичу Бакару. В 1801 году его внук, Георгий Александрович, преподнес крест императору Александру I. Затем российский император восстановил историческую справедливость – крест святой равноапостольной Нины как достояние Грузинской Церкви отправили с почестями в Сионский кафедральный собор в Тбилиси. Произошло это событие в 1801 году.
Святой крест, в сопровождении духовных лиц и охраны по всему пути следования из России до Тифлиса, почитали торжественными богослужениями при огромном скоплении народа и военном параде. Святыню встречали представители духовенства всех религиозных конфессий города.
И так по сей день, с небольшими перерывами, крест святой Нины находится в Сионском соборе.
Там он располагается рядом с алтарем в специальном ковчеге, украшенный серебряными узорами. Вокруг креста можно увидеть медальоны, они также сделаны из серебра и повествуют о жизни и чудесах святой Нины. Это приказал сделать царь Вахтанг III. На складне изображены шесть фрагментов из её жития: явление Пресвятой Богородицы перед св. Нины в Сионе; передача креста из виноградной лозы Пресвятой Богородицы св. Нине; сон св. Нине на берегу озера и передача ей пергамента с 10 главами св. Евангелия небесным посланником; молния поражает идола Армаза по молитве св. Нины; исцеление крестом царевича.
К кресту можно подойти и приложиться. На поклонение его выносят 27 января и 1 июня.
Поклониться кресту святой Нины приезжают православные паломники не только со всех регионов Грузии, но и из России, Украины и других стран. Они верят, что, как когда-то при жизни святой Нины, её крест освятит их жизнь, подарит им здоровье и счастье.
Вспомнив о кресте св. Нины, не лишним будет упомянуть и Бодбийский монастырь, где покоятся её мощи.
По преданию, раньше на территории монастыря находилась церковь Св. Нины, которую после смерти просветительницы построил здесь царь Мириан. Церковь эту много раз перестраивали грузинские монархи. В ней венчали на царство многих кахетинских царей.
Во второй половине XVIII века известный духовный деятель Иоанн Бодбийский основал многочисленный мужской монастырь.
Могила святой Нины находится внутри монастыря. Царь Мириан хотел принести её останки в Светицховели, но 200 человек не смогли сдвинуть с места её гроб. Царь увидел в этом волю Божью и похоронил её в Бодбе, а жене своей, царице Нане, завещал: «После моей смерти подели царскую казну на две части и пожертвуй одну половину на украшение могилы св. Нины».
Постепенно вокруг храма вырос монастырь. В церкви при монастыре короновались кахетинские цари.
На исходе XIX века монастырь посетил император Александр III и приказал открыть здесь женскую обитель. В это время в монастыре спасалось 300 монахинь.
Последнюю игуменью монастыря Нино Вачнадзе выгнали коммунисты после советизации Грузии, а в здании открыли больницу. У поборников «нового порядка» появилось желание снять крест с купола, но ничего не вышло. Первый энтузиаст сорвался с конической крыши и разбился, другие испугались и не стали испытывать судьбу.
В первые годы советской власти монастырь не трогали, но в 1924 году правительственным постановлением он был закрыт. На его месте размещалась больница. Монастырская жизнь в Бодбе возобновилась только в 1991 году.
Один местный житель, потеряв страх Божий, изрезал лик Иверской иконы Божьей Матери. И вскоре неожиданно скончался. Тем не менее этот случай не испугал других отчаянных людей, посмевших использовать эту икону в больнице в качестве стола в рентген-кабинете. У одной женщины-врача болел внук. Ей явилась во сне Богородица и велела вернуть Её икону в Бодбийский монастырь. Врач исполнила просьбу Божьей Матери. После этого внук исцелился.
Монастырская жизнь в Бодбе возобновилась только в 1991 году.
Сейчас здесь издается журнал «Бодбийская звонница», в котором недавно была опубликована еще одна легенда, связанная с именем святой Нины.
«В деревне Бодбе у дверей церкви Всех святых лежит большой валун, который люди называют Женщиной-камнем. Во время проповеди св. Нины жила в Бодбе семья по прозвищу Барнабанеби. Было у них семь сыновей и 15-летняя дочь. Именно она пришла к проповеднице и просила её о крещении. Дева из Каппадокии рассказала ей об основах христианской веры и крестила ее с именем Нино. Девушка с того времени всюду сопровождала свою крестную.
Семью Нино-младшей стали беспокоить женихи. Родители настаивали, чтобы она выбрала самого достойного. Уставшая от этого Нино убежала из дома и нашла приют у одной беспомощной вдовы. Она начала молиться Божьей Матери, что ей лучше обратиться в камень, чем выйти замуж. Молитва её была услышана, и девушка превратилась в камень. На месте дома вдовы люди построили церковь, а у входа положили Женщину-камень.
Во дворе монастыря есть целебный источник, который возник здесь по молитвам Нино.
В первые годы советской власти монастырь не трогали, но в 1924 году правительственным постановлением он был закрыт. На его месте размещалась больница. Монастырская жизнь в Бодбе возобновилась только в 1991 году.
В безбожное время воду из источника стали употреблять для больничной кухни, поэтому он исчез.
Однажды из России сюда приехали верующие сестры, и они нашли источник у подножья склона. На этом месте потом построили маленькую церковь Св. Завулона и Св. Сусанны. В нижней части церкви устроена купальня. Погружаться можно только в специальных хитонах. Омовение там по благодати приравнивается к Св. Причастию.
Крест с виноградной лозой что означает
Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.
Мир «иной» приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из «языческих» образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды.
Символизм христианского искусства этой поры был проявлением «естественного» для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца.
Отношение к непосредственному изображению Бога и «мира невидимого» было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.
Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях. Сплав образов ветхозаветных и общекультурных мы находим в гимне Христу его сочинения (ок. 190 г.):
Здесь мы приведем лишь основные символы из той совокупности древнехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви и чаяния Небесного Царствия.
Хлеб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения. Приведем рисунок, явно апеллирующий к чуду приумножения хлебов (Мф 14:17-21; Мф 15:32-38) и в то же время изображающий хлеб Евхаристии (о символике изображения рыбы см. ниже).
К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.
Виноградная лоза, чаша и крестообразная монограмма Христа.
Таково изображение на могильном камне (Тунис, VIII в.).
В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет «ловцами человеков» (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф 13:47).
[1] Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство Западно-Европейского Экзархата. Московский Патриархат, 1989, с. 11.
[3] Цит по: Граф А. С. Уваров. Древнехристианская символика. М., 1908.
[4] По слову Климента Александрийского, как лоза дает вино, так Божественное Слово дало Свою кровь; ср. Ин 15:1 («Я есмь истинная виноградная лоза»).
[5] Архим. Христофор. Древнехристианская иконография как выражение древнецерковного миросозерцания. Спб., 1886, с. 60.
[7] Gerd Heinz-Mohr. Lexikon der Symbole. Herder, 1992, S. 274.
[8] Отметим, что посох как знак пастырского достоинства вручается православным игуменам и епископам.
[9] В этом значении образу Агнца наследовало более позднее изображение Распятия.
[10] Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви, с. 64.
[11] Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике, с. 191.
[12] Цит по: Успенский Л. Там же, сс. 40-41.
Зачем храмы украшают изображениями винограда?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»:
Если мы присмотримся к убранству любого храма, старинного или современного, то обязательно увидим виноградную лозу. Резные листья и грозди «увивают» фасады, иконостасы и киоты, в монументальной декорации заполняют собой плоскости стен или обрамляют медальоны с изображениями святых. Этот узор украшает и церковную утварь, прежде всего — потир, сосуд для Причастия.
Ведь Спаситель сказал на Тайной Вечере: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — Виноградарь. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин 15:1, 5). Сильный и ясный образ вошел в раннее христианское искусство. Поначалу художники опирались на изобразительные традиции поздней античности. Они создавали довольно подробные сцены осеннего сбора винограда. Например, на мозаичном своде мавзолея Констанции в Риме работники собирают спелые гроздья и делают вино. Здесь же бродят птицы, клюют плоды и пьют из чаши. Это уже указание на Евхаристию: птицы символизируют христиан, принимающих Тело и Кровь Христовы. Позже композиция стала строгой и симметричной: по бокам чаши стоят павлины, над чашей может быть хризма — монограмма Христа.
Виноградная лоза означает Церковь, члены которой питаются из единого источника — Христа. Эта идея выражена в иконографии «Христос Лоза Истинная». На древе восседает Христос Пантократор, чья фигура крупнее остальных. Ветви же образуют медальоны с изображениями апостолов, Богородицы, Иоанна Крестителя.
В храме нет ничего случайного. Орнамент не носит лишь декоративный характер, но напоминает нам о наставлении Христовом, о необходимости возделывать виноградник своей души, отсекая сухие ветви и взращивая добрые плоды.