Крест символ чего в православии
Зачем христиане носят нательный крестик? Это амулет?
Что такое крест?
Изначально крест — это орудие казни в Римской империи. К кресту прибивали или привязывали особо опасных преступников (изменников, бунтовщиков, военнопленных, беглых рабов, разбойников). Распятие — одна из самых позорных и мучительных казней: человек мог жить и мучиться несколько суток. Именно так был убит Иисус Христос в Иерусалиме.
И привели Его на место Голгофу, что́ значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что́ взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский
(Мк 15:22–26).
Что крест стал означать в христианстве?
После Воскресения Христа на третий день после распятия крест становится христианским символом победы над смертью. Вот что пишет об этом Иоанн Златоуст: «Прежде крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания, прежде был символом осуждения, а теперь — знаком спасения. …он примирил нас бывших во вражде с Богом. »
Когда началось почитание креста?
Почитание креста началось в IV веке, после того как мать императора Константина, святая Елена, совершила паломничество в Иерусалим и нашла крест, на котором распяли Иисуса Христа. В честь этого события установлен один из 12 главных христианских праздников — Крестовоздвижение (27 сентября).
Зачем христиане носят крестик?
Нательный крест надевают на человека в таинстве Крещения — в знак того, что он стал новым членом Церкви. Нательный крест — это напоминание о том, что Бог умер за всех людей страшной смертью, чтобы искупить все человеческие грехи. Также крест — символ участия каждого христианина в крестоношении Христовом. В корне неправильно воспринимать крест как амулет или оберег — это языческие представления, которые не имеют ничего общего с христианством.
«Кроме того Крест Христов — это то, чем человек спасается. Нательный крестик — напоминание о том, что всех праведных ждет Царствие Небесное. В которое можно войти только через испытания, преодоление греха, умение быть добрым и славить Бога, несмотря на страдания», — протоиерей Игорь Фомин.
Как правильно носить нательный крест?
Никакого специального учения Церкви об этом нет. Но есть благочестивая традиция носить крестик под одеждой (отсюда и название — «нательный»), потому что веру христиане демонстрируют своими делами. Кроме того, ношение креста под одеждой позволяет защитить знаменье Христово от поругания.
хотел бы уточнить,этот персонаж по имени Иешуа стал так называемым Йисусом Христом через 300 лет после описанных событий.И в те стародавние времена в Иудее на греческом никто не разговаривал.Так от куда эти греческие названия Йисус Христос?
1. Иисус был распят на столбе, просто вертикальный столб, без перекладин.
2. Даже если бы это было крестом, всё ровно это орудие убийства. Если бы Иисуса казнили на виселице, стала бы виселица символом жизни?, или гильотина? или на кол посадили. Для веры никаких идолов не нужно.
Если бы его казнили с использованием другой приспособы, то носили бы сейчас виселицу.
Сергей, у истории нет сослогательного наклонения.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Крест
Крест – 1) орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором Он был распят ради искупления людей; 2) главный символ христианства, знамение победы Христа над адом и смертью; 3) наименование крестного подвига Спасителя. Крест является символом жертвенной любви всеблагого Бога к падшим людям, всепобеждающим духовным оружием христиан, основанием и средоточием церковной жизни.
Крест – символ жертвенной любви, победы над злом
Далёким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – ибо Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями совершил искупление человечества ( 1Пет.2:24 ). На Кресте произошла не просто трагедия, а триумф жизни, победа над смертью. Крест — выражение любви Бога к людям ( Ин.3:16 ).
Крест Христов, который каждый православный христианин, получив при крещении, носит всю жизнь, есть:
На Кресте мы видим Бога Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.
Виды крестов:
О молитве Кресту
Молитва Кресту это поэтическая форма обращения к Тому, кто распят на Кресте.
Церковные службы Кресту Господню
Изображение Креста
Православные иконописцы изображают возле Креста тех, кто неотступно сопровождал Господа во время Его Крестных мук: Божию Матерь и апостола Иоанна Богослова – любимого ученика Спасителя.
А череп в подножии Креста – символ смерти, вошедшей в мир через преступление прародителей Адама и Евы. Согласно преданию, Адам был похоронен на Голгофе – на холме в окрестностях Иерусалима, где многими столетиями позже распяли Христа. Божиим промыслом, Крест Христов был установлен как раз над могилой Адама. Честная Кровь Господня, пролитая на землю, достигла останков прародителя. Она уничтожила первородный грех Адамов и освободила от рабства греху его потомков
Надписи и криптограммы на Русских крестах:
«М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть,
«Г.А.» — глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении. Череп под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста является символическим изображением головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. — «лобное место»), где и был распят Христос.
Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IC» «ХС» — имя Иисуса Христа;
а под ней: «НИКА» — Победитель;
на титле или около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий;
«I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский;
надписание над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.
В чем заключается тайна Креста Господня?
Святитель Григорий Нисский:
«Кто может достаточно изъяснить тайну Креста, послужившего орудием страданий Спасителя? В самом деле, сколько было других способов, посредством которых Он мог исполнить совет Свой относительно страдания за нас! И однако из всех Он пожелал и избрал один этот, как Сам предрек о Себе: «Сыну Человеческому должно много пострадать»… (Лк.9:22). Заметь, как говорит Он здесь: не просто только и в общих чертах предсказывает Свои страдания, как сделал бы кто другой, но, по некой таинственной необходимости, обозначает и как бы узаконивает для Себя один род смерти: «Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк.24:7).
Вникни в значение этого «надлежит», и ты увидишь, что в нем заключается именно нечто такое, что не допускает другого рода смерти, кроме Креста. В чем же причина этого? Один Павел, восхищенный в притворы рая и слышавший в них неизреченные глаголы, может изъяснить ее… может истолковать эту тайну Креста, как отчасти и сделал это в послании к Ефесянам: «чтобы Вы… могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:18–19). Не произвольно, конечно, божественный взор апостола созерцает и начертывает здесь образ Креста, но уже это показывает, что чудесно очищенный от тьмы неведения взор его ясно прозрел в самую суть. Ибо в очертании, состоящем из четырех противоположных перекладин, выходящих из общего средоточия, он усматривает всеобъемлющее могущество и дивное промышление Того, Который благоволил явиться в нем миру…»
Преподобный Иоанн Дамаскин:
«Как четыре конца Креста связываются и соединяются в центре, так Божией силой содержатся и высота, и глубина, и долгота, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь».
Святитель Симеон Солунский:
«Крест четверочастен ради пригвожденного на нем Христа, Сына Божия, сотворившего и содержащего горнее и дольнее, и все существующее, соединившего горнее с тем, что на земле, свыше нисшедшего, чтобы возвысить нас, воздвигшего из ада и из земных сделавшего нас небесными, соединившего все в Себе Самом и созвавшего концы мира к поклонению Истинному и Живому Богу, все усвоившего Себе, воссоздавшего нас высотой славы и глубиной нищеты и смирения, и широтой милости и любви».
Святитель Василий Великий:
«Все части мира были приведены к спасению частями Креста».
Святитель Димитрий Ростовский:
«Кто не умилится, взирая на Странника, так бедно возвращающегося в Свой дом! Был Он у нас в гостях; мы дали Ему первый ночлег в стойле между животными, потом выпроводили Его в Египет к народу идолопоклонническому. У нас Он не имел где приклонить голову, «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Теперь же отправили Его в дорогу с тяжелым Крестом: возложили на плечи Его тяжкое бремя грехов наших. «И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное» ( Ин.19:17 ), держащий «все словом силы Своей» ( Евр.1:3 ). Несет Крест истинный Исаак – древо, на котором должен быть принесен в жертву. Тяжкий Крест! Под тяжестью Креста падает на дороге крепкий в бранях, «сотворивший державу мышцею Своею» ( Лк.1:51 ). Многие плакали, но Христос говорит: «не плачьте обо Мне» ( Лк.23:28 ): этот Крест на плечах есть власть, есть тот ключ, которым Я отопру и изведу из заключенных дверей адских Адама, «не плачьте». «Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени» ( Быт.49:14-15 ). «Выходит человек на дело свое» ( Пс.103:23 ). Несет престол Свой Архиерей, чтобы благословить с него простертыми руками все части света. Выходит на поле Исав, взяв лук и стрелы, чтобы достать и принести дичи, «уловить лов» отцу своему ( Быт.27:5 ). Выходит Христос Спаситель, взяв Крест вместо лука, чтобы «уловить лов», чтобы привлечь всех нас к Себе. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). Выходит мысленный Моисей, берет жезл. Крест Свой, простирает руки, разделяет Чермное море страстей, переводит нас от смерти к жизни, и диавола. как фараона, потопляет в бездне адской».
Иисус Христос не претерпел ни смерти Иоанна – отсечением головы, ни смерти Исаии – перепиливанием пилой, чтобы и в смерти Тело его сохранилось не рассеченным, чтобы этим отнять повод у тех, которые бы дерзнули разделять на части Его Церковь».
Преподобный Симеон Новый Богослов:
«Образ Креста показывает примирение и содружество, в какое вступил человек с Богом. Посему и демоны боятся образа Креста, и не терпят видеть знамение Креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от этого тотчас, зная, что Крест есть знамение содружества человеков с Богом и что они, как отступники и враги Богу, удаленные от Божественного лица Его, не имеют более свободы приближаться к тем, кои примирились с Богом и соединились с Ним, и не могут более искушать их. Если и кажется, что они искушают некоторых христиан, да ведает всякий, что это борют они тех, которые не познали как следует высокого таинства Креста».
Святитель Афанасий Великий:
«Как грех вошел в мир посредством древесного плода, так и спасение – посредством древа крестного».
Святитель Ириней Лионский:
«Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале совершилось через древо, был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). Или иначе: то преслушание, которое совершено через древо, исцелил послушанием, совершенным на древе».
Почему Крест называют знамением истины?
Почему Крест, орудие убийства, называют «венцом праздников»?
«Крест – это грань Божественного попечения о нашем спасении, это – великая победа, это – трофей, воздвигнутый страданиями, это – венец праздников».
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова
Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния.
Увы, Господь мой! Ты на Кресте – я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте… я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия
Господь мой! Господь мой! Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлеки меня к Кресту Твоему судьбами Твоими…»
Преподобный авва Исаия:
«Крест – знамение будущего бессмертия».
Преподобный Нил Синайский:
«Имеешь у себя честное древо – Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава».
Правда ли, что у каждого человека свой собственный крест?
Архимандрит Иоанн Крестьянкин:
«…Надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом. Как бы не ошибиться, как бы не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения?! Самовольный подвиг – это самодельный крест, и несение такого креста всегда оканчивается падением великим.
А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь (Дал обеты монашества – не ищи женитьбы, связан семьей – не стремись к свободе от детей и супруги.) Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути,– это гордость сбивает с пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, – это саможаление снимает тебя с креста.
Свой крест – это значит довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомнения и самообольщения будет звать тебя к непосильному. Не верь льстецу.
Как разнообразны в жизни и скорби, и искушения, которые посылает нам Господь для врачевания нашего, какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье, как разнообразны и наши греховные немощи.
Да, у каждого человека – крест свой. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. А последовать Христу – это изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения. И все это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним».
Архимандрит Нектарий (Антанопулос):
«На Голгофе возвышались три креста. Все люди в своей жизни несут какой-нибудь крест, символом которого является один из голгофских крестов. Немногие святые, избранные други Божии, несут Крест Христа. Некоторые сподобились креста покаявшегося разбойника, креста покаяния, который вел ко спасению. А многие, к сожалению, несут крест того разбойника, который был и остался блудным сыном, так как не захотел принести покаяние. Хотим мы этого или нет, но все мы – «разбойники». Постараемся же, по крайней мере, стать «благоразумными разбойниками»».
Мало в каком храме, монастыре встретишь сегодня частицу Креста Господня. Должны ли мы почитать как тот самый Крест его современные копии и изображения?
Преподобный Иосиф Волоцкий:
«Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому Кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова. Следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается Крест, из любого вещества, – туда приходит Благодать и Освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».
Праведный Иоанн Кронштадтский:
«Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас».
Православные кресты: все виды и их значения
Минуя тысячелетия, крест занял главенствующее положение в иерархии религиозных символов. Один из самых мистических и загадочных знаков, известных человечеству задолго до появления христианства. В современном мире православный крест имеет различные формы и начертания. Несмотря на это, символическое значение креста универсально для всех христиан: очищение и возрождение для новой, вечной жизни в Царстве Небесном.
Какие формы крестов существуют и что каждый из них обозначает? Чем они отличаются друг от друга? Какие сакральные ценности олицетворяют? Об этом читайте ниже в нашей статье.
Предыстория православных крестов
История появления креста, как особого божественного и мистического символа, уходит корнями еще в дохристианские времена. Язычники считали его знаком жизни, символом бессмертия. Они верили, что крест обладает могущественной созидательной силой, на которой строится весь мир. Примечательно, что у древних народов крест играл двойную роль: был украшением и религиозным атрибутом богов.
Вы удивитесь, но знак креста нарисован даже на груди у статуи Будды. А это, на минуточку, еще за 600 лет до появления христианства!
А вот в Римской империи крест был известным орудием казни, местом позора. До сих пор представление о спасительной силе креста для христиан сочетается с идеей мученичества за совершенные деяния.
В первые века ранние христиане не имели общепринятую форму креста. Крест рисовали в свободной форме, зачастую в виде монограммы имени Христа.
Лишь в IV веке при правлении императора Феодосия христианство окончательно вытеснило язычество. Крест начинают открыто использовать в церковной и общественной жизни.
Символика православного креста: знак победы или бесчестия?
Ранние христиане, отталкиваясь от языческих воззрений, сделали крест главным символом своего мировосприятия. Крест олицетворял идею спасения, возрождения к новой жизни через муки и страдания.
Вначале акцент делался на физических аспектах страдания Христа, но позже — православные христиане наделили Распятие более радужным, “победным” смыслом.
Из символа древнеримской казни крест превратился в знак триумфа и победы. Ведь без смерти не было бы и воскресения Иисуса.
Две «руки» горизонтальной оси креста стали воплощением двух основополагающих парадигм христианства: с одной стороны — прощения и покаяния, а с другой — расплаты и Божьей кары.
Крест в церкви
Христиане верят в то, что женский/мужской крест, как истинный религиозный символ, их оберегает и спасает. Именно поэтому он сопровождает их повсюду. Изображение креста занимает центральное место во всех сферах жизни христиан — в Церкви, в атрибутике, в быту. Христианин крестным знамением святит все предметы.
Если присмотрется, то в церкви всё сконцентрировано вокруг креста. Этот знак лег в основу церковной архитектуры, всех совершаемых таинств. Его можно увидеть на куполах, иконостасах, на кольцах, на церковной посуде, одежде и на других предметах церковного обихода.
Крест за церковной оградой
Помимо того, что крест является главным атрибутом священником, он всегда был культовым местом для проведения ритуалов. Перед ним совершались молебны, у его подножия хоронили умерших. Нередко поставленный крест являлся заменой церкви или часовни.
Впервые крест появился на надгробиях умерших еще в Средние века. До сих пор не поставить крест на могиле у христиан считается кощунством. В современном мире продолжает жить привязанность к кресту как к символу смерти.
Нательный крест
Золотой нательный крест занимает главное место в иерархии христианской атрибутики. Без него не обходится ни один выход в свет, ни один ритуал. Он ежедневно рядом: скрыто под одеждой оберегает своего владельца от зла и искушений. Для христиан не так важна внешняя красота креста, как его религиозный смысл. Поэтому при выборе женского или мужского крестика декор играет второстепенную роль.
Глубоко верующие люди надевают детский крестик новорожденному в первые месяцы жизни. Считается, что во время этого таинства маленький человек рождается для новой христианской жизни и получает Ангела-хранителя.
Традиционный православный крестик – шести-или восьмиконечный, а также латинский четырехконечный.
А вот для нерелигиозных людей крестик с бриллиантами – обычная ювелирная подвеска, которую пышно украшают различным декором и носят поверх одежды с другими аксессуарами.
Крест Лалибелы
Лалибела – небольшой городок в Эфиопии, который стал известный на весь мир своими каменными церквями. Каждый храм в городе высечен из монолитной скалы и находится ниже уровня земли. Это не просто место молитвы, это целые произведения искусства. Храмы украшены крестами, настенными росписями и даже исламскими узорами.
Самой почитаемой реликвией в эфиопской церкви стал крест Лалибелы, который хранится в самом большом скальном Храме. На вершине храма располагается подковообразный ореол с крестом и 12-ю лучами. Они олицетворяют Иисуса и его 12 учеников.
В Эфиопии кресту Лалибелы также приписывают уникальные целительные свойства. Батюшка прикладывает крест к телу верующего, чтобы благословить и исцелить от болезней.
Кельтский крест
Место и время появления – Ирландия VIII век. По легенде, святой Патрик, благословляя Ирландию, объединил символ креста с первым языческим символом солнца, чтобы показать вечность Спасителя.
Хризма
Один из первых скрытых символов христианства. Представлена в виде монограммы имени Христа и состоит из первых двух букв его имени. Именно этот знак носили первые христиане в Риме вместо изображения Христа. Последний в течение первых трех веков считался символом мученичества, а его приверженцы поддавались гонениям.
Иногда к хризме добавляли буквы “альфа” и “омега”, т.н символы вечности.
Т-образный крест («антониевский»)
Был распространен в Египте, а также в африканских провинциях Римской империи. Такие кресты с горизонтальной балкой на вертикальном столбе использовали для распятия преступников.
Т-образный крест еще называют “крестом святого Антония” – в честь одного из основателей монашества в Египте в IV веке.
Крест жизни или Анх
Т-образная часть креста с поперечной перекладиной и кругом являлась прототипом нилометра. Издавна разлитие Нила считалось спасением Египта, поэтому к этому знаку относились с особым благоговением. Ему даже приписывали магические свойства. Крест или букву Т, которую он изображал, египтяне надевали на шею детям в качестве амулета, исцеляющего от болезней и возрождающего жизненную силу.
Все египетские боги в правой руке держали этот знак. Считалось, что он помогает обуздать врагов и дарует бессмертие.
В I веке египтяне приняли христианство, но сохранили анх в своей символике. Его изображали на надгробиях вместе с христианским крестом.
Андреевский крест
По преданию, именно на этом кресте в виде буквы “Х” (с четырьмя концами) был распят один из 12 учеников Иисуса, апостол Андрей Первозванный.
Такой крест наиболее распространен в России и странах Причерноморья, где проходил миссионерский путь апостола Андрея.
Андреевский крест изображен на государственной символике Шотландии, а также на флаге ВМФ РФ.
Крест-якорь
Еще в дохристианские времена якорь, в силу своего спасительного предназначения, считался священным. В Древнем Риме ему поклонялись и на него молились. Хранили якоря в специальных храмах, посвященных богам морей и рек.
Неудивительно, что этот языческий символ взяли на вооружение христиане. Если посмотреть на древнее изображение якоря, то оно очень напоминает крест.
В раннем христианстве якорь стал символом надежды и веры. В I веке н. э. он был тайным знаком христиан. Сперва христиане изображали якоря на камнях своих перстней. Причем якорь в таких изображениях отождествлялся с крестом, т.к сопровождался «монограммой Христа».
Крест Константина
Первые свидетельства появления «монограммы Христа» относят к середине III века. По одной из легенд, крест приснился императору Константину в ночь перед важной битвой и предрекал ему победу. Вдохновленный таинственным видением, он сделал монограмму своей эмблемой и главным воинским знаком армии.
Константин стал первым римским императором, который официально разрешил исповедование христианства. Прихожан больше не преследовали, а монограмма Христа стала первым общепринятым символом христианства.
Крест монограммный «доконстантиновский»
Состоит из перекрестного слияния двух греческих букв “I” (йот) и “X” (хи), с которых начинается имя Христа. Две перекладины образуют букву “Х” с вертикальной по центру чертой.
Начиная с IV века, крест стал терять свою символическую окраску, приближаясь к настоящей форме, напоминающей букву «I» или «X».
Крест монограммный «послеконстантиновский»
В конце IV века в «монограмме Христа» стали проводить поперечную черту. Таким образом в ней соединились две буквы, «Т» и «Р».
Греческая буква р (ро) означала царя Иисуса, а буква Т (тав) над ним символизировала его крест.
Эта монограмма встречается на надгробиях и в усыпальницах, а также на греческих плитах.
Крест-монограмма «посох пастыря»
В этом кресте нашла свое отражение давняя легенда о Моисее. Как сказано в Ветхом Завете, Господь наделил посох Моисея пастырской властью.
Буква X (первая буква имени Христа) пересекает нижнюю часть посоха и образует монограмму Спасителя.
«Посохом пастыря» императоры награждали архиереев Византии.
Крест монограммный «трезубец»
В раннем христианстве трезубец, которым раньше ловили рыбу, считался олицетворением Царства Божьего на земле.
Монограммой-трезубец обозначали принятие таинства крещения. Трезубец символически означал “улов” в сети Царства Небесного.
Крест круглый «солнцеобразный»
В IV веке константиновская монограмма несколько изменилась: к ней прибавилась буква “I” в виде поперечной черты. Так получился солнцеобразный крест, в котором соединились три буквы — “I” —Иисус и “ХР” — Христос. Крест символизирует Бога, что есть Солнце, освещающее путь человека к праведной жизни.
«Папский крест»
Его еще называют тройной крест. Это латинский крест с тремя горизонтальными перекладинами, где каждая верхняя короче предыдущей. Используется в архиерейских и папских богослужениях. Три перекладины олицетворяют власть папы как главного пастыря, представителя Бога на земле, а также Дерево жизни.
Четырехконечный или латинский крест («immissa»)
Нижняя часть такого креста длиннее остальных, а вертикальная самая короткая.
Эта форма креста является прообразом тела человека, раскинувшего руки. Задолго до христианства в Греции и в Китае этот знак символизировал Бога.
Первые изображения латинского креста встречаются еще в римских катакомбах в III веке. Считалось, что именно на кресте такой формы распяли Иисуса. Поэтому латинский крест известен еще как «Крест Распятия» и «Крест Страстей Господних».
Крест четвероконечный «каплевидный»
Эта форма креста была самой популярной в раннехристианскую эпоху. Символика креста связана с историей казни Иисуса. Его каплевидная форма олицетворяет капли крови Иисуса, пролитые за грехи человеческие.
Греческое Евангелие II-го века начинается с изображения “каплевидного” креста.
Крест шестиконечный «Русский православный»
Согласно церковным канонам, шестиконечная форма креста является прообразом нашей вселенной. Шесть его концов означают шесть дней творения мира.
У подножия креста по диагонали располагается короткая перекладина. Для каждого человека она служит мерилом, «весами» его праведности. Одного человека она тянет вниз под тяжестью грехов; другого – после покаяния возносит в Царство Небесное.
Семиконечный крест
Крест имеет одну верхнюю перекладину и подножие (под наклоном). Наиболее распространен на куполах Русских храмов. Подножие креста символически указывает на мученическое служение Иисуса людям.
Крест осьмиконечный православный
Это крест с тремя перекладинами, который получил распространение в XIV веке. По преданию, верхняя перекладина была прибита к кресту свитком с надписью на трех языках (еврейском, греческом и латинском). Оригинал свитка якобы обнаружила мать императора Константина.
Патриарший крест или на Западе «лоренский»
Древний символ православной церкви, который впервые появился в Греции. Верхняя перекладина представляет собой доску для надписи «Иисус Христос, Царь Иудейский», сделанную по приказу Понтия Пилата. Зачастую используется в папских процессиях.
Крест круглый «нахлебный»
По древнему обычаю христиане крестообразно резали выпекаемый хлеб. Это символическое действие означало, что крест, разделяющий целое на части, соединяет тех, кто его употребил.
Во время причащения хлеб символизировал тело Христа, распятое за грехи человеческие. Сам же круг еще изображался как знак вечности Царства Божьего.
Крест катакомбный или «знамение победы»
Будучи у римлян орудием казни, крест при императоре Константине становится знамением победы. Он символизирует торжество христианства над язычеством и почитается на самом высоком уровне.
Крест скреплял важные договора, а также использовался как подпись, достойная самого высокого доверия. Изображением креста подписывали решения Соборов.
Крест «терновый венец»
Крест имеет восьмиконечную форму, вторая перекладина которого обведена кругом с остриями по краю. “Колючий” круг символизирует терновый венец, надетый на Иисуса перед казнью.
В христианстве терновый венец — символ мученичества и страданий. Но не только. В Новом Завете терновый венец уже трактуется с меньшим трагизмом. Он становится символом победы Иисуса над злом и упоминается в контексте «венец правды», «венец жизни».
Крест «лепестковый»
Четырехконечный крест, концы которого имеют форму лепестков, а середина выглядит как сердцевина цветка. Эта древняя форма креста появилась еще в Византии и считается исконно православной. Именно такой крест был установлен во время крещения Руси. Благодаря своим плавным округлым очертаниям, «лепестковый» крест носили преимущественно женщины.
«Лепестковый» крест широко распространен в церковном православном искусстве.
Крест «виселицеобразный» (крест potent)
Равноконечный крест с четырьмя короткими засечками на концах. Основу креста составляют две прямоугольные перекладины, которые пересекаются под прямым углом. Является почетной геральдической фигурой. Особенно часто употребляется при украшении храмов, церковной аттрибутики, святительской одежды.
Крест «виноградная лоза»
Греческий крест
У такого креста все четыре конца одинаковой длины, поэтому его еще называют “равноконечный”. Самая распространенная форма креста у дохристианских народов. Использовался в различных значениях: как бог Солнца, Дождя, как символ 4 главных элементов Вселенной (воздух, земля, огонь, вода).
Своим названием крест обязан греческому алфавиту. Четыре буквы гамма, расположенные друг к другу углами, образуют крест.
В раннем христианстве греческий крест символизировал Иисуса.
Крест «трилистниковый»
Крест с полукруглыми концами в виде листочков, иногда с шишечками. «Трилистниковый» крест символизирует Троицу, а также используется для обозначения воскресения Иисуса. Это главный напрестольный крест в русском православии. Он встречается на госсимволах многих городов (например, на гербе Чернигова, Троицка, Ахтырки).
Крест карточный «трилистник»
Изображен в виде четырех карточных мастей. По мнению христиан, «игральные карты» отдаляют человека от Бога. Посредством этой игры, опьяненный азартом человек входит в контакт с демонами. Все четыре картежные «масти» подразумевают крест Христов, который стал местом страданий и смерти.
Крест накупольный с полумесяцем
У подножия креста вместо перекладины располагается полумесяц. Последний трактуется по-разному: как чаща, в которой находится Тело Христово; как корабль церковный; как якорь надежды на спасение. Христиане верили, что только церковный корабль в силах доставить их в тихую гавань вечной жизни.
Встречаются и противоположные трактовки: полумесяц как змей под ногами Христа.
Крест «мальтийский»
Это восьмиконечный крест с раздвоенными концами. Каждый его конец обозначает одну из восьми добродетелей праведника в загробном мире.
Белый крест на черном фоне был отличительным знаком членов Мальтийского ордена.
Золотой эмалированный крест поначалу крепили к четкам, затем его носили на шее и в петлицах. Начиная с XVIII века рыцари высших классов носили крупные кресты. По сей день мальтийский крест присутствует на некоторых рыцарских орденах в Британии.
Крест «просфорный-константиновский»
В четырех углах креста располагаются греческие буквы, которые вместе образуют надпись «IC. XP. NIKA», что означает — «Иисус Христос — Победитель».
Издавна христиане печатали на просфорах изображение креста с этими победными словами. «Просфорная» печать означала спасение грешников. Она должна была напоминать им о том, какую великую цену заплатил Иисус за искупление человеческих грехов.
Крест старопечатный «плетеный»
Крест сделан в форме плетений, которые широко использовались в древнехристианской резьбе и мозаике.
Разнообразные элементы плетения украшают всю поверхность креста. Плетеные узоры были также популярным украшением для старопечатных книг.
Крест гамматический
Состоит из греческой буквы «гаммы», отсюда и название. Впервые встречается еще в римских катакомбах. Одна из самых древних форм креста на Руси. Такой крест изображен на многих церковных предметах, в мозаике, орнаменте соборов.
Крест «распятие»
Четырехконечный крест с пригвожденной фигурой Иисуса. У подножия креста находится перекладина для ступней Христа.
Первые изображения распятого Иисуса датируются еще V веком. Изначально такие кресты пышно украшали камнями. Они символизировали победу добра над злом. Вплоть до IX века Иисус изображался живым и в длинной одежде. Только в X веке появились первые изображения мертвого Христа.
В православной традиции Иисус на Распятии воскресший с распростертыми руками. Он как бы обнимает весь мир. У католиков наоборот — Христос изображен с провисшими руками и с ранами от гвоздей, чтобы таким образом подчеркнуть его физические страдания. Католики держат крестное распятие в доме, в больницах и даже в госучреждениях.
Крест Голгофы
Еще известный как крест «восхождения»/«нисхождения». Это латинский крест, у подножия которого лестнично изображены три главные христианские добродетели: Вера (наверху), Надежда, Милосердие.
Считается одним из наиболее лаконичных крестов, поскольку состоит из двух пересекающихся перекладин, без распятия.
Есть еще православная версия этого креста, которая имеет более сложную символику.