Кревская уния что это

1 вопрос

Еще при жизни Ольгерд назначил своим наследником старшего сына от второго брака Ягайло. В 1377 г. после смерти Ольгерда он стал великим князем. Сыновья Ольгерда от первого брака считали это несправедливым и выступили против Ягайло. Для укрепления своей власти в ВКЛ Ягайло искал поддержки в нескольких направлениях.

В сложном положении оказалась соседняя Польша, находившаяся под постоянной угрозой экспансии соседних немецких княжеств и Тевтонского ордена. Кроме того, Польша переживала династический кризис: после смерти короля Людовика наследницей осталась его 13-летняя дочь Ядвига. Польская знать вынуждена была искать супруга для Ядвиги, который, став королем Польши, смог бы укрепить ее внешнеполитическое положение. Интересы Ягайло и поляков совпадали.

Причины заключения Кревской унии

— Ягайло нуждался в союзниках для сохранения и усиления власти в ВКЛ;

— общая внешняя опасность для ВКЛ и Польши со стороны крестоносцев;

— польские феодалы стремились укрепить Польское королевство и расширить его влияние с помощью союза с ВКЛ;

— правящие круги Польши, высшее католическое духовенство были заинтересованы в распространении католицизма в ВКЛ.

Условия Кревской унии:

— Ягайло заключает брак с Ядвигой и становится польским королем;

— Ягайло обязуется принять католичество и крестить язычников-литовцев;

— земли ВКЛ присоединяются к Королевству Польскому;

— казна ВКЛ из Вильно перевозится в Краков;

— Ягайло обязуется помочь Польше вернуть утраченные земли;

— освобождаются все пленные поляки, захваченные в прежних войнах;

— бывшему жениху Ядвиги принцу Вильгельму Габсбургу выплачивается денежная компенсация за несостоявшийся брак.

В 1386 г. Ягайло принял католичество, был избран польским королем и получил имя Владислава II. Затем произошло венчание его с Ядвигой и коронация. В 1387 г. состоялось массовое крещение литовцев. В том же 1387 г. Ягайло издал привилей, который предоставлял феодалам, принявшим католичество, дополнительные права и льготы.

Последствия Кревской унии для белорусских земель ВКЛ:

— укрепление обороноспособности ВКЛ;

— расширение взаимоотношений с Польшей и Западной Европой;

— недовольство православной части населения привилегированным положением католиков;

— возникновение новых противоречий с Польшей, которая требовала полного объединения государств.

Однако с Кревской унии начались и отрицательные явления, связанные с окатоличиванием белорусского народа. На белорусских землях началась активная борьба против окатоличивания. В такой ситуации Ягайло тяжело было одновременно удерживать власть в Польском королевстве и сохранять ее за собой в ВКЛ. Между Ягайло и Витовтом развернулась междоусобная борьба, завершившаяся заключением в 1392 г. Островского соглашения о власти в княжестве. Ягайло передал власть в ВКЛ Витовту, ставшему великим князем литовским.

После получения власти Витовт постоянно стремился стать независимым от Ягайло. Для этого Витовтом было предпринято несколько попыток: договор с крестоносцами в 1398 г. (Салинское соглашение), битва в союзе с ханом Тохтамышем у реки Ворскла, но неудача в этом сражении заставила вынудила Витовта пойти на Виленско-Радомскую унию (1401). Эта уния закрепила пожизненное правление Витовта в ВКЛ и зависимость от Польши и Ягайло. Позднее в декабре 1408 г. в Новогрудке Витовт и Ягайло договорились о совместных военных действиях против Тевтонского ордена. «Великая война» началась в 1409 г. Главным событием войны стала битва у деревни Грюнвальд (Польша) в 1410 г.

После победы под Грюнвальдом объединенное войско Польши и BKЛ осадило столицу Тевтонского ордена Мальборк, но безуспешно. «Великая война» завершилась в 1411 г. подписанием мира в г. Торунь. Орден обязывался выплатить победителям крупную сумму денег и возвращал часть захваченных земель Польше и Жемайтию Великому княжеству Литовскому. В результате «Великой войны» Тевтонский орден утратил свое влияние и постепенно пришел в упадок, а международный авторитет Польши и ВКЛ значительно возрос. В ходе войны укрепились позиции Витовта.

Источник

Кревская уния

Кревская уния что это. Смотреть фото Кревская уния что это. Смотреть картинку Кревская уния что это. Картинка про Кревская уния что это. Фото Кревская уния что это

ПОЛИТИКА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯГАЙЛО И ЗАКЛЮЧЕНИЕ УНИИ С ПОЛЬШЕЙ

Посоветовавшись с матерью и панами, поняв, что на восток в московские земли ему дорога заказана, Ягайло устремился на запад. Он без сомнений перешел в римскую веру, был крещен под именем Владислава II, вступил 18 февраля 1386 г. в брак с польской королевой Ядвигой I, что позволило Польше объединиться с Литвою и составить единое государство с польской системой управления. При включении Литовского княжества в состав Польского королевства Ягайло было предписано «навек присоединить все свои земли, литовские и русские, к короне Польской».

ОТНОШЕНИЕ К КРЕВСКОЙ УНИИ В ЗЕМЛЯХ ЮГО-ЗАПАДНОЙ РУСИ

Еще более отчетливо проступают цели внутренней политики правящих верхов Великого княжества Литовского в отношении земель Юго-Западной Руси в деятельности Ягайла Ольгердовича, великого князя литовского (1377-1385), а с 1386 г. одновременно и короля польского. Как уже отмечалось, по распоряжению Ягайла в 1380 г. на территории принадлежавшего раньше Дмитрию Ольгердовичу Чернигово-Северского княжества были образованы три независимых друг от друга и подчиненные его верховной власти Черниговское, Стародубское и Новгород-Северское княжества. К 1384 г. относится обещание Ягайла передать Витовту Кейстутовичу Луцкую землю, которой в то время владел после своего отца Федор Любартович. Однако в 1377-1385 гг. в обстановке сопротивления великокняжеской власти со стороны удельных княжеств Руси, опиравшихся на политическую поддержку Москвы, Ягайло не смог добиться успеха в государственной централизации Великого княжества Литовского. Его внутриполитические акции охватили незначительное число удельных княжений и, в первую очередь, те из них, феодалы которых во главе с князьями проявили себя в политических событиях середины 70-х и 80-х гг. XIV в. как активные приверженцы сотрудничества с Московским великим княжеством. Ягайлу и его ближайшему окружению из числа литовской знати осуществить свои замыслы удалось в какой-то мере лишь после заключения Кревской унии, в новой, сложившейся под ее влиянием общественно-политической обстановке, когда планы Ягайла получили поддержку феодальных верхов Польского королевства.

Оформленный специальной грамотой, данной Ягайлом 14 августа 1385 г. в г. Крево, государственно-политический союз Польского королевства и Великого княжества Литовского сыграл важную роль в истории обоих государств, но имел неодинаковые последствия для них. Для Литвы Кревская уния означала начало глубокого социально-политического и культурного влияния на нее магнатско-шляхетской Польши, которой принадлежала главенствующая роль в образовавшемся государственном объединении. Литва приняла католичество, а вместе с ним постепенно усвоила польский образец феодального политического строя, весьма выгодного для класса землевладельцев.

Основными шагами в этом направлении были привлечение на сторону Польского королевства литовского боярства и закрепление за польской короной удельных княжеств Руси с помощью ряда особых политических мер: ослабления сотрудничества русской и литовской феодальной знати и противопоставления их друг другу по религиозной и сословие-правовой линиям путем предоставления в 1387 г. литовским боярам-католикам больших прав и привилегий по сравнению с феодалами восточнославянских земель; размещения в крупнейших центрах этих земель польских гарнизонов и военных отрядов верных Ягайлу литовских князей; присяг удельных князей. Одновременно использовались также другие средства, направленные на ограничение и ликвидацию удельно-княжеской власти на местах. Из них наиболее широко практиковались изъятие из-под юрисдикции удельных князей отдельных их вассалов с последующим подчинением власти короля и замена непокорных местных династов князьями, сохранившими верность Ягайлу, или же королевскими наместниками.

В Юго-Западной Руси реализация условий Кревской унии началась с дачи присяг ее удельных князей Ягайлу как главе польского государства, а также королеве Ядвиге и короне польской, что, согласно с феодальным правом, означало переход князей и их владений непосредственно под власть польского короля. Одним из первых такие присяги дали 22 марта 1386 г. Федор Любартович и Иван Юрьевич, князь белзский, принимавшие участие в торжествах в Кракове по случаю коронации Ягайла».

23 октября 1386 г. Ягайло принял присягу от Дмитрия-Корибута, князя новгород-северского, а затем и от Федора Ольгердовича, князя ратненского (на Волыни)». 18 мая 1388 г. обновил свою присягу Дмитрий-Корибут, 12 июля того же года присягнул польскому королю и киевский князь Владимир Ольгердович. Присяжные грамоты Бориса Кориатовича, Константина Черниговского и стародубского князя Патрикия Наримантовича не сохранились, однако вряд ли они были исключением из общего правила. Письменные источники зафиксировали пребывание стародубского князя при дворе Ягайла-Владислава в августе 1388 г, где также хорошо знали черниговского «князя Константина, заслужившего достойного упоминания». Борис Кориатович явился одним из наиболее активных участников подготовки Кревской унии. Таким образом, к концу 1388 г. почти вся Юго-Западная Русь, за исключением части Подольской земли, князья которой признавали свою зависимость от Венгерского королевства, была формально инкорпорирована в состав Польского королевства. Подобный процесс происходил и в других землях подвластной литовским феодалам Руси. Те князья, которые отказывались дать присяжные записи, как, например, Андрей Ольгердович Полоцкий, были лишены уделов.

Польские феодалы не довольствовались, однако, лишь формальным признанием зависимости удельных князей от короны польской. Они предприняли ряд мер по закреплению отдельных территорий Юго-Западной Руси в составе королевства. В 1387 г. под предводительством королевы Ядвиги польские войска и отряды некоторых литовско-русских князей во главе с Витовтом очистили от венгерских гарнизонов Галицкую Русь, отошедшую к Венгрии во время правления в Польше короля Людовика Венгерского, и включили ее в состав Польского королевства на правах королевского домена. Почти одновременно была ограничена территория, на которую распространялась власть волынского князя Федора Любартовича. Еще в 1386 г. он утратил Луцкую землю, где наместником польский король назначил сандомирского каштеляна Креслава из Курозвонк. Тогда же из-под юрисдикции волынского князя был изъят его крупнейший вассал князь Федор Данилович Острожский, которому Владислав-Ягайло 4 ноября 1386 г. подтвердил владение наследственными землями, а Федор Любартович, со своей стороны, гарантировал полный иммунитет владений. В 1388 г. Владислав-Ягайло передал Луцкую и Владимирскую земли Витовту, но не оформил этот акт грамотой. Очевидно, тогда же черниговский князь Константин был пожалован Черторыйском, выделенным из состава Луцкой земли. В дальнейшем, однако, ограничение власти удельных князей было приостановлено в связи с развернувшейся феодальной войной в Литве, главным содержанием которой явилась борьба литовских феодалов за восстановление государственной самостоятельности Литвы, утраченной ею по условиям Кревской унии.

Источник

Кревская уния 1385 год

Главные действующие лица.

Родился он в 1351 году в Вильнюсе в семье Великого князя Литовского Ольгерда Гедиминовича и Тверской княжны Ульяны (Юлиянии) Александровны.
Мать так любила сына, что в детстве разрешила ему не учиться. Поэтому Ягайло не получил никакого образования. И, по некоторым предположениям, вообще был неграмотен.
По утверждению некоторых исследователей Юлиана тайно крестила сына, рождённого в языческой Литве, и он в юности исповедовал православие.
Другие историки доказывают, что он оставался язычником до самого момента принятия римско-католической веры.

Роста Ягайло был небольшого. Его голова была маленькой и на ней виднелись ранние залысины. Маленькие чёрные глаза. Большие уши, длинная шея, стройный стан.

Русские историки и писатели XIX века, как правило, склонны были считать его человеком небольшого ума и слабого характера, который не мог играть выдающейся роли в современной ему жизни.
Напротив, в польской историографии ему обычно приписывают большие способности и сильное влияние на ход исторических событий.

По мнению современников, Ягайло был ленив, любил удовольствия, не имел твёрдого характера.
У него был жестокий и блудливый нрав.
Он любил пьянки и кровавую охоту. Охота была настоящим смыслом жизни Ягайло. Её он любил больше всего на свете. И ей он предавался с огромной страстью.
Современники вспоминали, что после удачной охоты он становился таким добрым, что в этот момент у него можно было попросить почти что угодно – он всех жаловал.
В добром расположении бывал он и после бани.

Хотя король Владислав Ягайло и не обладал ни образованием, ни теоретическими знаниями, но по достоинству ценил роль науки и знаний. Он любил живопись, увлекался музыкой. Был крайне чувствителен к красоте природы.
Раздражительность, упрямство, ревность и постоянные подозрения – так можно охарактеризовать характер польско-литовского короля.
Его прямолинейность и простота в общении не редко ввергала в шоковое состояние представителей аристократии.

Ягайло удивлял своих подданных тем, что был крайне чистоплотен. А это – весьма редкое явление для средневековой Европы. Ведь тогда даже сановитые дамы гнушались ежедневных гигиенических процедур. Каждое утро, сразу после пробуждения, он отправлялся в туалетные комнаты. И там приводил себя в порядок в течении нескольких часов. Ягайло очень любил принимать ванны и делал это ежедневно.
Владислав II любил поспать – этому ритуалу он отдавал всё своё свободное от забот время.
Он никогда не употреблял алкогольных напитков (следует отдать ему должное). Ненавидел запах и вкус яблок, а вот груши вкушал с огромным удовольствием.
Любил слушать, как играют русские гусляры.

В феврале 1380 года Ягайло в тайне от своего дяди Кейстута заключил пятимесячное перемирие с Ливонским орденом.
А 31 мая подписал секретный Давидишковский договор с Тевтонским орденом.
Ягайло и крестоносцы договорились о ненападении.
При этом Орден сохранял право нападать на земли Кейстута, а Ягайло — помогать тому ровно настолько, чтобы не вызвать подозрений в предательстве.
Тевтонцы также обязались соблюдать нейтралитет в войнах Ягайло с русскими князьями.
Обезопасив свои западные рубежи, Ягайло в 1380 году заключил договор с Золотой Ордой против Московского государства и стал союзником хана Мамая.
По договору, Ягайло должен был встретиться с Мамаем, двигаясь с севера по Оке.
Однако в сентябре 1380 года Мамаева орда потерпела поражение на Куликовом поле раньше, чем успела соединиться с ратью Ягайло.
И Великому князю Литовскому ничего другого не оставалось, как повернуть назад от места отгремевшей битвы. Тем не менее, литовцы напали на русский обоз с ранеными, возвращавшийся в Москву, и взяли богатую добычу.

• Русские летописи сообщали:

«Был велик мятеж в Литве, и встали сами на себя и убили великого князя Кейстута Гедеминовича и бояр его, а сын его, князь Витовт, бежал в немцы, и много зла сотворил земле Литовской».

Неизвестно, чем бы всё это закончилось.
Но Витовта не устраивала участь немецкого вассала. Потому как этот человек очень любил власть.
Поэтому он помирился со своим двоюродным братом (в 1384 году).
Помирившись, Витовт и Ягайло совместно ударили по крестоносцам.
После трехнедельной осады они взяли ихнюю крепость Ковно.
Рыцарский орден понёс огромные потери.
Однако Ягайло не вернул Витовту отцовский Трокский удел.
Вместо этого Витовт получил часть бывшего Владимиро-Волынского княжества и ряд других городов и владений.

Ягайло искал союза с соседними государствами.
Существовала возможность избрать сближение:
— либо с Москвой,
— либо с Польшей.

Вначале под влиянием матери Ягайло пытался преодолеть трудности, заключив союз с Димитрием Донским.
Он обязался принять Православие и жениться на дочери московского великого князя.
К 1384 году относятся 2 договора с Москвой:
— Содержание первого таково:
«Докончальная грамота великого князя Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича с великим князем Ягайло с братьею его и со князем Скиригайло и со князем Корибутом; и против того другая грамота великого князя Ягайла и братьи его Скиригайло и Карибута, как они докончали и целовали крест великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его князю Владимиру Андреевичу и их детям, лета 6902 года».
— А 2-й был предварительным. Он предусматривал брак Ягайло с дочерью Дмитрия Донского. Правда, при условии подчинения литовского князя верховной власти князя московского и признания православия государственной религией Великого княжества Литовского
Но эти договоры так и не были реализованы.
Однако предварительные договоры с Москвой так и не были реализованы
Дмитрий Иванович Московский согласился на выплату дани Орде с подвластных земель и отправил в Орду старшего сына Василия в качестве заложника.

И тогда Литва обратила свои взоры на запад.
Чувствуя шаткость власти, Ягайло начал искать поддержки у Польши (с послами которой велись переговоры ещё в 1383 году)…
В конце концов, в 1384-ом году поляки предложили Ягайло стать их королём. И ему была предложена в жёны 11 летняя Ядвига.
Этот союз сулил большие выгоды.
Поскольку прекратились бы литовские набеги на польскую территорию.
Да и военная мощь Польши возросла бы. Ведь литовские мечи можно было бы в данном случае направлять против польских врагов. И, в первую очередь, против набравших большую силу крестоносцев.
Литовский князь охотно пошёл на переговоры.
Ведь ему также необходимо было бороться с немецкими рыцарями.
А, кроме того, не вполне прочным было его положение внутри страны. И он тоже был заинтересован в усилении своей власти.
Однако, чтобы получить польскую корону он должен был согласиться на ряд условий и подписать унию…

15 ноября 1384 года, в обстановке гражданской войны, Ядвига была коронована в Кракове.
Интересно, что во время церемонии её называли rex («король»), чтобы не подчёркивать, что на престол восходит наследница женского пола.
К тому времени Ядвига уже славилась выдающейся красотой. Её сравнивали даже с Еленой Прекрасной из греческой мифологии. Некоторые специально приезжали в Краков, чтобы увидеть юную красавицу.

Надо сказать, что ещё ребёнком Ядвига была обручена с малолетним австрийским эрцгерцогом Вильгельмом.
Её жених – 14-ти летний Вильгельм Австрийский прибыл в Краков.
Дело в том, что церемония, проведённая, когда Ядвиге и Вильгельму было 5 – 7 лет, могла рассматриваться не просто как обручение, а как заключённый заранее брак. Теперь Вильгельму предстояло только подтвердить этот брак и вступить в права короля Польши.
Жених Ядвиги оказался красавцем с прекрасными манерами.
А что ещё требуется для первой пылкой любви?
Жених и невеста виделись фактически каждый день. Правда, только в присутствии двора.
Они общались на балах, танцевали и проникались всё большей взаимной симпатией.
Пока приехавший в Краков Вильгельм танцевал с Ядвигой в ожидании скорой свадьбы, польские аристократы и воеводы размышляли тем временем о том, выгоден ли им этот брак.
Ведь, в случае свадьбы, Польша получала бы такого нежелательного для себя короля немецких кровей. В итоге королевство присоединилось бы к Священной Римской Империи. А это для Польши обернулось бы политической смертью.
И польские паны подобрали для своей королевы другого жениха – правителя Великого княжества Литовского Ягайло.
Он был старше Ядвиги на 21 год.
Но разве это имеет значение для династического брака?

Для Ядвиги известие о том, что её мужем станет Ягайло, было огромным потрясением.
И дело не только в её любви к Вильгельму Австрийскому.
Девушка благонравная, воспитанная монахинями, она не понимала, как можно связать свою судьбу с человеком, не верующим во Христа.
Заступиться за неё было некому: отец умер, мать не имела в Польше никакого авторитета.

В то время, когда решение о столь важном брачном союзе было принято, Вильгельм куда-то отлучился из Кракова, ворота города заперли – и обратно его уже не пустили.
Девочке сказали, что Польше нужен другой королевский жених. Что она уже обещана князю из языческих земель.
Предание гласит, что маленькая, хрупкая Ядвига выхватила у одного из стражников алебарду и своими слабыми, нежными ручками пыталась разрубить деревянные ворота, чтобы догнать Вильгельма. Створки были тяжёлые, прочные, рассчитанные на осаду. От них летела щепа.
Но все было безнадёжно…
Бунт не удался.
Секиру отняли. Поляки взывали к чувству долга своего короля.
Девочка-король была в отчаянии: замужем за язычником она умрёт молодой и несчастной!
Епископ Краковский Пётр Выш уговаривал: став литовской княгиней,
Ядвига окрестит язычников и прославит своё имя в веках.
Единственное, чего смогла добиться Ядвига, – в Литву послали людей, которым было поручено посмотреть на князя и рассказать, каков он. И убедиться, человек ли вообще этот Ягайло. Ведь о нём ходили самые жуткие слухи. Например, что он дикарь и ходит в шкурах. И даже что у него организм устроен не вполне по-человечески.
Посланники оказались дельными. Сразу пошли с Ягайло в баню. Рассмотрели его самым внимательным образом. И сообщили Ядвиге, что тело у него такое же, как и у других.
Это её немного успокоило.
Но ей никогда уже не суждено было стать счастливой. Потерпев поражение в борьбе за своё счастье, она вынуждена была пойти под венец с диким и свирепым язычником…

14 августа 1385-го года в литовском замке Крево (территория Сморгонского района современной Беларуси) посольства Польши и Литвы заключили договор о брачном союзе польской королевы Ядвиги (последней представительницы династии Пястов) и Великого князя Литовского Ягайло.
Окончательное утверждение унии произошло в 1386 году, после того как:

1. 2 февраля на съезде польской шляхты в Люблине Ягайло единогласно выбрали польским королём.

2. Ягайло крестился на Вавельской кафедре в Кракове – он перешёл в католичество.

• Вот как описывается это мероприятие в хрониках:

«В четверг, в 14 день февраля, Великий Литовский князь Ягайло и братья его, уже обученные правилам и догмам веры католической, прибыли в костёл дабы совершить признание веры Христовой и отвергнуть блуд поганский. И приняли они Крест Святой из рук епископа Бодзанты и вместо имён поганских даны им были новые – Ягайло стал Владиславом, Вигунд – Александром, Коригелло – Казимиром, а Свидригайло – Болеславом».

3. Вступил в брак с Ядвигой (18 февраля).

Надо сказать, что брак их не задался.
Ядвига и Ягайло были очень уж разными людьми. При всём желании не удаётся обнаружить у королевской четы хоть каких-нибудь общих интересов.
Для неё лучшим досугом было чтение. А с годами её все больше увлекала благотворительность.
К примеру, Ядвига приняла удивительное решение – продать все свои фамильные драгоценности и пожертвовать средства на развитие Краковского университета. Она нашла в этом отдушину в своей беспросветной жизни с нелюбимым и чуждым супругом, без детей и вдали от родины.
Князь же всё время охотился и открыто изменял королеве.
Ягайло с Ядвигой в 1387 году крестили литовцев.
После окончания торжеств по случаю крещения Ядвига вернулась в Польшу, а Ягайло задержался в Литве…

4. 4 марта Ягайло торжественно короновался под именем Владислав II.
Официально он начал носить титул «короля Польши, верховного князя Литовского и дедича Русского».

Причины заключения унии:

1. Стремление Великого князя Литовского Ягайло Ольгердовича найти поддержку в междоусобной борьбе за власть.

2. Необходимость объединения сил Польского королевства и Великого княжества Литовского для борьбы с агрессией могущественного Тевтонского ордена, который господствовал на Балтийском побережье.

Литовскому боярству необходимо было опереться на Польшу, чтобы успешно противостоять агрессии Тевтонского ордена при одновременном продолжении экспансии на русские земли.
Польские правящие круги (прежде всего в лице малопольской шляхты) стремились задействовать литовские военные силы для борьбы с Тевтонским орденом.
Ведь в 60–70-х годах XIV века немецкая экспансия в Польше усилилась и достигла угрожающих масштабов.
Уния же Великого Княжества и Короны позволяла объединить силы этих 2-х государств в борьбе против общего врага — крестоносцев.

3. Возникновение новой угрозы Литве с Востока – со стороны Московского княжества.

После победы над татарами в Куликовской битве в 1380 году укрепились политическое положение и значение Москвы как второго центра объединения всех русских земель.
Вырос авторитет московского князя Дмитрия Донского среди украинского и белорусского населения.
А авторитет литовского князя Ягайло – союзника Мамая – наоборот, упал.
В западных и юго-западных русских землях, входивших в Великое княжество Литовское, усилилась тяга к Москве.
Литовские правящие верхи рассчитывали с помощью унии сохранить, укрепить и расширить своё господство в восточнославянских землях.

4. Стремление польских магнатов и шляхты мирным путём через унию с Литвой заполучить себе белорусские, украинские и русские земли, подчинённые литовцам.

Их особенно привлекали земли Волыни и Подолья.
Польша пыталась начать процесс крещения Литвы в расчёте на то, что вновь созданные литовские приходы войдут в подчинение польской церковной иерархии. А это, в свою очередь, позволит усилить политическое давление на присоединённые к Литве восточные земли.
Обе стороны высказывали заинтересованность в крещении литовцев-язычников по католическому обряду:
— с одной стороны, литовские правящие круги стремились таким образом лишить Тевтонский орден возможности аргументировать нападения на территорию Литвы желанием обратить язычников в католицизм;
— с другой стороны, польская Церковь в лице архиепископа Гнезненского была заинтересована в распространении своей юрисдикции на земли Литвы.
Польские правящие круги стремились также устранить угрозу литовских набегов на восточные границы Польши.
Полякам важно было обеспечить спокойствие своих границ со стороны Великого княжества Литовского, так как литвины только за один поход в 1376 году вывели из Польши 23 тысячи пленных.

; Великий князь Литовский Ягайло Ольгердович должен был жениться на польской королеве Ядвиге и стать польским королём (под именем Владислава II), одновременно оставаясь правителем Литвы.

; Польша и Литва образовывали единое государство, хотя формально Литва сохраняла независимость (своё войско, правительство и казна).

; На землях Великого Княжества Литовского вводилось католичество, как государственная религия.
Тут следует отметить, что до этого момента христианство не было официальной религией Великого княжества Литовского. Правда, это не мешало литовским князьям-язычникам ещё до унии править своими православными поданными, предки которых были крещены ещё с 988 года.

; Литовская казна в значительной степени направлялась на польские нужды.

; Литва возвращала Польше все когда-либо захваченные земли, и главное, «навечно присоединяются к польскому королевству литовские и русские земли».
Надо сказать, что под «русскими землями» здесь подразумевались:
— часть территории современной России,
— а также Белоруссия и
— почти вся современная территория Украины.

; Ягайло должен был выплатить 200 тысяч флоринов герцогу Вильгельму Австрийскому за отказ от Ядвиги.

Значение и последствия унии:

Кревское соглашение имело очень большое значение, связав Литву и Польшу тесными узами более чем на 400 лет.
Она на многие столетия предопределила пути их развития и взаимоотношения этих народов.

1. Положительные последствия.

Кревская уния укрепила вновь созданное Польско-Литовское государство перед угрозой агрессии со стороны немецких крестоносцев.
И помогла объединённым силам в 1410 году в Грюнвальдской битве разбить Тевтонский орден и остановить продвижение немцев в славянские земли.

2. Отрицательные последствия.

А) Усиливалось влияние поляков в Литве.

Кревская уния положила, как оказалось, начало медленному, но поступательному расширению влияния магнатско-шляхетской Польши на социально-политическую и культурно-религиозную жизнь Литвы.
Фактически, объединяясь с Польшей, Великое княжество Литовское утрачивало свою независимость.
Кревская уния явилась 1-м этапом, 1-м шагом к пропасти, заложив фундамент под дальнейшее падение Великого княжества Литовского.

Б) Началось насильственное насаждение католицизма.

Уже на следующий год после заключения унии Ягайло, исполняя взятые перед поляками на себя обязательства, приступил к крещению Литвы. И сделал государственной религией языческой Литвы католичество.
Вельмож Ягайло заманивал в католичество подарками, а простой народ – силой.
Ягайло стремился искоренить в литовских землях не только язычество, но и православие.
Тотчас после свадьбы Ягайло велел казнить двоих своих приближённых за отказ перейти из православия в католичество.
В 1387 году новообращённый католик Ягайло дал привилегии феодалам, исповедующим католичество:
— Подтверждались их вотчинные права.
— Они освобождались от части натуральных повинностей в пользу великого князя.
— Католики получали право участвовать в сейме, иметь гербы, занимать государственные должности.
Впервые в истории Литвы православные и католики были поставлены в неравное положение. И на православных это произвело не самое лучшее впечатление. Православные князья и бояре, даже князья из литовской династии, обжившиеся в белорусских и украинских землях и слившиеся с местным обществом, не могли теперь принимать участия в политической жизни, если не хотели оставлять своей веры.
В городах заводилось самоуправление по немецкому образцу, как в Польше, по так называемому Магдебургскому праву. Но это право распространялось только на католиков. Так что православные не могли быть выбраны в городскую управу, а порой даже не считались полноправными горожанами.
В главных городах Литвы, Белоруссии и Украины основывались католические епископства. Они обеспечивались землями, которые нередко отбирались у православных
Православная церковь, привыкшая жить под опекою правительства, теперь ощущала себя покинутой и обделённой.
Особенно тяжело пришлось православному духовенству в тех землях, что были присоединены непосредственно к Польше (в Галичине, Холмщине, Белзской земле). В этих землях Ягайло запретил крестить по православному обряду детей от браков православных с католиками, а уже окрещенных велел силой перекрещивать.
В Великом княжестве Литовском он так жестко действовать еще не решался, но разные обременительные для православных людей ограничения вводились одно за другим и там (шляхетские вольности, право выдавать по желанию замуж дочерей и сестёр, права наследования, облегчение от повинностей — получали одни католики).
В итоге, крещением Литвы Ягайло выбил почву из под ног тевтонских «миссионеров».
Но с другой стороны – значительно усложнил жизнь восточнославянским народам, находившимся под его властью…

В) Уния не имела широкой поддержки у населения и спровоцировала междоусобные войны.

Г) Этот династический союз стал тем самым «Рубиконом», который на многие столетия расколол всю Русь на:
— «Московскую» (православную) и
— «Литовскую» (католическую).

Д) Для населения Юго-Западной Руси реализация условий Кревской унии влекла за собой усиление политической зависимости от правящей верхушки польско-литовского государства и превращение в объект феодальной колонизации господствующего класса Польского королевства.

Е) В конце концов, вследствие унии Литвы с Польшей, между Москвой и Польшей развился продолжительный конфликт.

Ж) Началось расхождение исторических судеб разных ветвей восточнославянской общности.

Постепенно первоначально единая русская нация разделилась на 3 народа:
— великороссов (в настоящее время называемых просто русскими) на востоке,
— малороссов (украинцев) на юго-западе,
— белорусов на западе.
Долгое время, однако, народы каждой из этих трех ветвей продолжали называть себя просто русскими…

З) Польша сделалась проводником католической агрессии на восток и повела в русских землях политику насильственного окатоличивания, ополячивания и социального угнетения, которая, в конце концов, привела к гибели самой Польши.

И) Кревськая уния кардинально меняла стратегические интересы Польши, переместив их с Запада на Восток.

• Андрей Дикий в книге «Пропавшая грамота. Неизвращённая история Украины-Руси» писал:

«Кревская уния была крупнейшим историческим событием в истории Польши, Руси и Литвы. Она на многие столетия предопределила пути развития и взаимоотношения народов этих стран.
Польша сделалась проводником католической агрессии на Восток и повела в русских землях политику насильственного окатоличивания, ополячивания и социального угнетения, которая, в конце концов, привела к гибели самой Польши.
В Литве прекратился процесс стихийного слияния русской и литовской народности и между ними начали расти рознь и антогонизм, порождаемые католическим фанатизмом и польским шовинизмом, которые были быстро восприняты литовскими высшими классами. В русских землях объединённого государства была потеряна надежда, что Русско-Литовское государство будет защитником православия и объединения Руси. Русский элемент великого княжества Литовского из руководящего превратился в гонимого и преследуемого. И он потянулся к крепнущей Москве.
Историческая роль Русско-Литовского государства была сыграна. Совершенно объективно-реальная возможность объединения Руси не была осуществлена. Руководство объединённым государством оказалась в руках польских и сугубо католических, враждебных исконно-православной Руси.
Кревская уния была концом короткого золотого века Литвы, Русско-Литовского государства».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *