Название: Современная криминогенныя ситуация Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат Добавлен 21:55:57 08 июля 2011 Похожие работы Просмотров: 5101 Комментариев: 20 Оценило: 3 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать
1. Понятие криминогенной ситуации
2. Классификация криминогенной ситуации
3. Признаки криминогенной ситуации
4. Роль криминогенной ситуации в профилактике правонарушений.
1. Понятие криминогенной ситуации
В причинном комплексе совершения конкретного преступления роль криминогенной ситуации весьма значима. Под криминогенной ситуацией понимается событие или состояние, вызвавшее у лица решимость совершить преступление.
Иначе говоря, это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица, непосредственно обусловливающих его намерение и решимость совершить уголовно наказуемые (умышленные или неосторожные) деяния. Криминогенная ситуация, не являясь непосредственной причиной совершения преступления, занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным «спутником». Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.
2. Классификация криминогенной ситуации
Любая криминогенная ситуация, будучи по своему содержанию объективной, включает особенности объекта и предмета посягательства, его время и место, климатические и иные условия. Элементами такой ситуации могут быть и обстоятельства, способствующие совершению преступления (например, недостатки в охране объектов собственности, сложности дорожного движения, виктимное поведение потерпевшего и т.п.). Такие обстоятельства выступают в качестве не причин, а условий, способствующих совершению конкретных преступлений.
3. Признаки криминогенной ситуации
Будучи объективной, криминогенная ситуация имеет и своеобразный субъективный характер, воспринимается как таковая конкретной личностью. При этом такое восприятие зависит от нравственно-психологических качеств личности, определяющих ее негативное либо позитивное поведение в сложившихся условиях, в конкретной криминогенной ситуации. Однако следует учитывать, что даже самая неблагоприятная ситуация не обязательно приводит к совершению преступления. Решающее значение, безусловно, принадлежит конкретному человеку с его системой взглядов, наклонностей и стремлений.
Своевременное обнаружение криминогенных ситуаций и принятие мер к их ликвидации имеют важное значение в предупреждении преступлений.
4. Роль криминогенной ситуации в профилактике преступлений
Я хочу сказать о внимание государства к формированию правового образования детей и молодежи. В дошкольных и образовательных заведениях сегодня проводятся целые курсы по обеспечению правил безопасного поведения в подобных (криминогенных) ситуациях.
Так, например, в одних из курсов такого обучения содержаться следующие указания:
· всегда будьте начеку и умейте распознавать источники опасности, чтобы не быть застигнутым врасплох;
· старайтесь всегда находиться в хорошей физической форме и психологически будьте готовы к возможной опасной ситуации;
· не падайте духом и в любой ситуации ищите выход;
· постоянно имейте под рукой телефон ближайшего отделения милиции;
· научитесь технике самообороны и при необходимости защищайте себя самым решительным образом;
· не вступайте в контакт с незнакомыми людьми, особенно с теми, которые вызывают подозрение;
· будьте особенно бдительны и внимательны в местах повышенной криминогенной опасности;
· затрудняйте, насколько это возможно, действия злоумышленников, так как каждое препятствие ставит перед ними задачи и для их разрешения требуется время;
· старайтесь справиться с шоком и запомнить приметы преступников, направление их перемещения, транспорт, которым они пользовались, и сразу же сообщите в милицию».
Такой подход общества к криминогенным ситуациям предполагает достаточно высокую «степень подготовленности» населения к возможному преступному посягательству на жизнь и здоровье граждан.
Причины преступности являются фундаментальной и самой острой проблемой науки криминологии. В ней сконцентрированы элементы философии, экономики, политики, юриспруденции, социальной психологии, социологии и социальной практики.
В литературе существует уже устоявшееся мнение о том, что негативные социальные условия и есть причина преступности, так как они (условия) ее (причину) порождают. Другая позиция оспаривает это, считая, что внешние обстоятельства сами по себе не могут порождать преступность, а потому не могут быть ее причинами. Они способны только формировать причину либо способствовать совершению преступлений. Это мнение представляется предпочтительным применительно к причинам конкретного преступления, так как оно не может быть совершено без волеизъявления самого человека. Об этом свидетельствует тот факт, что при одних и тех же социальных условиях далеко не каждый человек становится на преступный путь. Этому в первую очередь подвержены те из них, которые уже имели определенные дефекты в правовом сознании, обусловленные недостатками более раннего воспитания.
В заключении хотелось бы отметить тот факт, что в рамках моего доклада я не смогу рассмотреть все аспекты криминогенных ситуаций. Однако мне хотелось бы сказать о всей важности затронутой мной темы.
Список использованной литературы
1. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем //2004. Т.1. Вып.1.
3. Криминология: Учебник / ред. Г. Шнайдер – М, 2004. – Вып. 3. – 336с.
4. Криминология: Учебник / ред. В.Н. Кудрявцева – М.: Юристъ, 2007. – 512 с.
[1] Криминология: Учебник / ред. Г. Шнайдер – М, 2004. – Вып. 3. – 336с.
[2] Криминология: Учебник / ред. В.Н. Кудрявцева – М.: Юристъ, 2007. – 512 с.
[3] Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем //2004. Т.1. Вып.1.
Памятка: Правила поведения в ситуациях криминогенного характера
Как не превратиться в жертву хулиганов, маньяков, грабителей Чтобы избежать участи жертвы уличных преступников:
— следует не пребывать в одиночестве на улице в темное время суток;
— при выборе маршрута домой отдавать предпочтение людной дороге;
— не разговаривать на улице с незнакомцами;
— следует двигаться по тротуару лицом по направлению к движению транспорта. В случае, если вблизи приостанавливается подъехавшая машина, быстро переместиться на противоположную сторону тротуара
— нельзя соглашаться садиться в машину к незнакомцу, заходить в незнакомый дом даже под предлогом предоставления помощи;
— поздним вечером, заходя в свой подъезд, следует убедиться в отсутствии преследователей;
— ни в коем случае нельзя заходить в лифт с незнакомцем. Нельзя стоять перед дверью лифта в ожидании: злоумышленник может туда втолкнуть. Ожидать нужно немного в стороне;
— при обнаружении преследования необходимо звонить в двери соседям и звать на помощь. Необходимо любым способом стараться обратить на себя внимание — можно разбить стекло или кричать: «Пожар!»;
— нельзя открывать дверь незнакомцу, если в этот момент больше в квартире никого нет;
— оказавшись в опасности, необходимо попытаться запомнить приметы преступника, по требованию сразу отдать деньги, не вступать в спор. В контакте с преступником следует не выказывать страха.
Как не стать жертвой давки в толпе В случае пребывания в толпе в момент опасности есть риск оказаться раздавленным натиском поддавшихся панике людей. Чтобы этого избежать, необходимо:
— оценить ситуацию, составить план;
— если увлекла толпа, нужно застегнуть все пуговицы, спрятать или выбросить все мешающее движению. Следует пытаться не упасть, двигаться нужно, отклонив корпус назад, сцепив руки на груди и расставив локти;
— при падении следует попытаться подняться непременно (поджав ноги, рывком, по ходу движения), при невозможности — уткнуть голову в колени и закрыть ее руками.
Специалисты разработали для широкого применения правила поведения при угрозе террористического акта, а также рекомендации для обеспечения максимальной защиты людей в условиях его непосредственного проведения.
При угрозе взрыва — каждый должен быть предельно осторожным. При обнаружении подозрительных личностей или предметов следует, не поддаваясь панике, звонить в спецслужбу;
— следует обратить внимание на натянутые провода, выглядывающий из-под автомобиля шнур, неизвестного происхождения грязные следы и т. п. Нельзя проходить мимо свежей кучи земли, должны быть подозрительными следы непредвиденного ремонта у дверей квартиры, незнакомая коробка (сумка) рядом смашиной, жильем и т. п.
При взрыве — нужно успокоиться и оценить обстановку;
— передвигаться с осторожностью, не касаться поврежденных конструкций, электропроводов, не разжигать огонь, не включать свет — может взорваться просочившийся из поврежденных труб и скопившийся газ;
— в случае задымления следует прикрыть рот и нос смоченным в воде платком;
— необходимо проверить систему связи;
— при эвакуации следует взять одежду, документы, деньги, закрыть двери и окна, позвонить в спецслужбы или милицию, сообщить соседям, помочь выбраться наружу больным и инвалидам;
— если эвакуация невозможна, нужно с балкона или в окно звать на помощь.
При захвате в заложники Чтобы не подвергаться лишнему риску, следует:
— избегать контакта с преступниками. Всем своим видом демонстрировать миролюбие и покладистость;
— не пытаться освободиться, если при захвате этого не получилось;
— использовать малейшую возможность дать знать о своем местонахождении родственникам и компетентным органам;
— не поддаваться на провокации, не смотреть в глаза захватчикам, на все спрашивать у них разрешения, стараться быть неприметным;
-исключить необдуманные действия – это черевато излишним риском для окружающих.
При силовом освобождении (штурме) -следует укрыться за предметами, чтобы защититься от пуль;
— по возможности лечь на землю;
— удалиться от входных дверей, окон;
— выполнять все распоряжения командира спецподразделения;
— следует постараться предотвратить попытки террористов выдать себя за заложников;
— помнить, что успех освобождения заложников в большой мере зависит от их умения держать себя в руках, ориентироваться в непростой обстановке
При перестрелке Как обезопасить себя мирному жителю, оказавшись в перестрелке:
— удалиться от окон, даже если стрельба происходит на большом расстоянии от дома. Желательно, спрятаться в ванной, лечь там на пол;
— при пожаре и продолжении стрельбы следует ползком удалиться из горящей комнаты, закрыть за собой дверь, спрятаться в какой-нибудь нише;
— на улице можно укрыться за выступом здания, ступенями, памятником и п. К укрытию следует добираться ползком, ни в коем случае не перебежками, так как есть риск быть принятым за противника;
— автомобиль не может быть надежным укрытием из-за наличия бака с горючим и тонких стенок, но хоть какое-нибудь укрытие лучше его полного отсутствия.
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Для того, чтобы понимать, что криминогенная ситуация предшествует преступлению и является его неизбежным «спутником», необходимо знать, что правонарушение не может быть совершено, если в реальности для этого нет подходящих условий.
Существуют различные типы криминогенных ситуаций.
По источникам возникновения:
По времени возникновения:
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Выберите тип интерактивного теста:
I группа – не более 20%:
1. Единичный / множественный выбор;
II группа – не более 30%:
2. Выбор элемента из выпадающего списка;
3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
5. Добавление подписей к изображениям;
6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
III группа – не менее 50%
4. Ребус – соответствие;
8. Сортировка элементов по категориям;
9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
11. Выделение цветом;
12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
Информация о тестовом вопросе:
Вставьте пропущенные слова:
«Преступление – _____________________, совершение которого влечёт применение к лицу мер ____________ ответственности»
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): _____
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
«Преступление – правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности»
все остальные варианты являются неправильными
Выберите тип интерактивного теста:
I группа – не более 20%:
1. Единичный / множественный выбор;
II группа – не более 30%:
2. Выбор элемента из выпадающего списка;
3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
5. Добавление подписей к изображениям;
6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
III группа – не менее 50%
4. Ребус – соответствие;
8. Сортировка элементов по категориям;
9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
11. Выделение цветом;
12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
Информация о тестовом вопросе:
Выберите все варианты
«Криминогенная ситуация — это состояние, событие или обстановка, которая ……
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты»
Преступление —это общественно опасное деяние, запрещенное законом, влекущее за собой наказание.
В чем разница между криминальной ситуацией и криминогенной ситуацией?
Криминальная ситуация – это ситуация уголовного характера, которая относится к преступлениям. Криминогенная ситуация – это обстановка, которая способствует порождению преступления.
Криминогенная ситуация Криминальная ситуация 1. Драка 2. Хулиганство 3. Митинг протестующих 4. Прогулка в безлюдном парке 5. Потеря ключа от квартиры 6. Давка в общественном транспорте 1. Ограбление 2. Мошенничество 3. Вымогательство 4. Убийство 5. Воровство 6. Насилие
Опасные места на улице Пустынные переулки Пустынные парки Неосвещенные улицы и дворы Стройки Гаражи
Безопасные места где вам могут помочь
Ситуация №1. Возвращаясь поздно вечером домой, Я подвергся нападению хулиганов, которые забрали у меня крупную сумму денег. Подскажите, как мне нужно было поступить, чтобы этого не произошло?
Ситуация №2. Молодой человек интеллигентного вида подошел ко мне и говорит, что является знакомым моих родителей и попросил впустить его в квартиру, чтобы там подождать папу или маму и сделать им сюрприз. Я его впустила, как вы думаете, не зря?
Как не оказаться жертвой преступления? Основное правило безопасности – предвидеть опасность, избегать ее по возможности, действовать грамотно и решительно!
Меры предосторожности, снижающие риск стать жертвой преступления: 1. Быть смелыми, но не глупыми, никогда не разговаривать с незнакомыми людьми; 2. Помнить, что любая вещь, которую хотят отнять, не стоит здоровья и безопасности; 3. Соблюдать меры предосторожности при возвращении из школы: идти всегда группой или вдвоем, нигде не останавливаться по дороге, следовать одним и тем же маршрутом, дома звонить родителям на работу;
4. Не отвечать и не поддаваться на провокацию, если грубо обращаются и насмехаются; 5. Не подходить близко к стоящему автомобилю, особенно если в нем сидят люди и работает двигатель; 6. Не садиться в пустые вагоны наземного транспорта в позднее время или стараться находиться ближе к водителю, в метро и электричках выбирать вагоны, в которых есть пассажиры; 7. Не давать никому адрес и домашний телефон без необходимости.
Основные правила защиты, помогающие не стать жертвой уличного воровства: 1. Стараться по возможности избегать мест большого скопления людей (вокзалы, рынки, общественный транспорт и его остановки в часы пик);
2. Документы и деньги размещать во внутренних карманах, которые следует застегнуть или заколоть булавкой; 3. Все деньги не держать в одном месте (кошельке, бумажнике, сумке), а лучше рассовать их по разным карманам; 4. Если деньги находятся в сумке, то ее надо держать всегда впереди, на виду; 5. Нельзя носить документы и деньги в полиэтиленовом пакете — это настоящий подарок для преступника.
Опасные домогательства Домогательство — это причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица. Виды возможных посягательств: прижимание, поглаживание, прикосновение, принуждение к разглядыванию картинок неприличного содержания и др. Лица, которые их совершают: совратители, насильники.
Правила, позволяющие избежать опасных посягательств и их негативных последствий: 1. Не ходить никуда с незнакомыми людьми, что бы они ни предлагали;
2. Рассказывать взрослым, которым вы доверяете, о повышенном интересе со стороны какого-либо лица, о случившихся сомнительных и опасных ситуациях; 3. Предупреждать, куда и к кому вы идете в гости, оставлять адрес и телефон этого места; 4. Иметь под рукой телефон доверия, по которому можно рассказать о подобных случаях и получить совет; обязательно советоваться со взрослыми людьми, которым вы доверяете, а не полагаться на мнение незнакомых людей, в том числе в Интернете или только сверстников.
Ситуационная задача №3 Вы идёте из школы домой. К вам подходит незнакомец и предлагает покататься на машине. Выберите один из предлагаемых вариантов дальнейших действий. Обоснуйте свой ответ. 1. Вы с ним заговорите и начнёте расспрашивать, где вы будете кататься. 2. Скажете, что сейчас не можете, но с удовольствием покатаетесь в следующий раз и дадите свой телефон. 3. Скажете: «Нет. Я не поеду» — и отойдёте или перейдёте на другую сторону дороги. 4. Согласитесь покататься только 10—15 минут при условии, что он потом довезёт вас домой.
Ситуационная задача №4 На улице к вам подъехала машина, и водитель стал вести себя агрессивно. Что вы будете делать: 1. закричите и будете убегать в направлении, противоположном движению машины 2. закричите и будете убегать по направлению, движения машины 3. вступите в разговор с неизвестным вам водителем 4. броситесь бежать в сторону своего дома
Ситуационная задача №6 Вам показалось, что вас преследуют. Ваши действия: 1. попытаетесь проверить свои опасения 2. попытаетесь остановить попутную машину 3. бежать от преследователей 4. бежать к преследователям
Ситуационная задача №7 Вы возвращаетесь домой поздно вечером в общественном транспорте. Для личной безопасности вы: 1. сядете по ближе к весёлой компании 2. сядете ближе к водителю 3. займете место на задних сиденьях, чтобы видеть всех в салоне транспорта 4. будите стоять у задней двери
Ситуационная задача №8 Вы возвращаетесь поздно домой. На пути встречается, группа: молодых людей которые задевают вас насмешками и грубостями. Как вы поступите: 1. заранее перейдете на противоположную сторону улицы, не отвечая на насмешки грубости и не поддаваясь на провокацию 2. побежите на встречу к группе людей и вступите с ними в противоборство 3. попутаетесь успокоить молодух людей, поравнявшись с ними 4. резко повернете в обратную сторону и ускорите шаг, приготовившись бежать
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс профессиональной переподготовки
Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1114567
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Криминогенная ситуация: понятие и характеристика основных компонентов
В условиях современного общества рост преступности является одним из основных показателей развития данного общества, так как высокий уровень данной преступности подрывает социум из нутрии. Множество городов с миллионной численностью населения подвержены преступлениям в значительной степени больше, нежели города с относительно небольшим количеством граждан. Быстрые темпы развития рыночной экономики, научно технический прогресс, а также развитие и существенное изменение практически всех сфер общественной жизни, приводит к возникновению обстановки, которая характеризуется распространенностью преступных деяний. Такая обстановка не только способна породить, но и усилить количество совершаемых преступлений, а, значит увеличить показатели роста преступности в целом. В юридической литературе данную обстановку называют криминогенной ситуацией. Криминогенная ситуация, не являясь непосредственной причиной совершения преступления, занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным «спутником». Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.
По мнению И. М. Клеймёнова «криминогенная ситуация – обстановка совершения преступления или содержащая условия, ведущие к совершению преступления».
Источники возникновения криминогенных ситуаций
Существуют различные источники возникновения криминогенных ситуаций:
— сам преступник, намеренно или случайно создающий криминогенную обстановку. Например, директор школы умышленно затягивает прием документов конкретного ребенка с целью вымогательства денежных средств у его родителей;
— поведение других лиц, побуждающих человека совершить деяние. Например, молодой человек, провожающий свою девушку, вынужден вступить в драку в темном переулке;
— природные катаклизмы. Массовое мародерство порождается ощущением всеобщей безнаказанности и выбросом адреналина после пережитой катастрофы;
— стечение обстоятельств. Человек, ранее не обидевший и мухи, на безлюдной парковке может нанести сильные повреждения автомобилю оштрафовавшего его начальника.
Потенциальный преступник, попавший в криминогенную ситуацию, то есть обстановку, подталкивающую его к совершению преступления, может повести себя по-разному. Человек, над которым в данный момент возобладали эмоции, поведет себя экспрессивно. Люди с развитым самообладанием руководствуются разумом, их модель поведения будет рациональной.
Поведение человека в конкретной ситуации зависит от множества факторов, главными из которых являются его характер и обстоятельства. Интересные психологические модели поведения демонстрируют люди, попавшие в криминогенную обстановку.
Потенциальный преступник, попавший в криминогенную ситуацию, то есть обстановку, подталкивающую его к совершению преступления, может повести себя по-разному. Человек, над которым в данный момент возобладали эмоции, поведет себя экспрессивно. Люди с развитым самообладанием руководствуются разумом, их модель поведения будет рациональной. Если в криминогенной обстановке человек повел себя эмоционально, наблюдатель со стороны даже не уловит связь ситуации и поступка. Преступник при этом не осознает мотивов и целей своего деяния, такие ситуации ещё называют «преступления без мотива». Мотив, конечно, имеется, но он непонятен даже самому преступнику, а жертве, наблюдателю или судьям тем более. Например, если мужчина находится в длительном конфликте с женой, но по каким-то причинам не может высказать ей накопившиеся обиды, он становится агрессивным, вспыльчивым. Накопившаяся злость может в криминогенный момент вылиться в драку с незнакомым человеком из-за пустяковой ссоры в очереди. При этом происходит так называемое замещение действий — цель в данный момент недостижима, эмоциональное напряжение снимается с помощью другого объекта.
Немного изменим ситуацию: тот же мужчина на протяжении долгого времени конфликтовал с женой, но сейчас в семье царит мир и спокойствие. Ничтожный повод может вызвать сильную реакцию мужчины, а причиной тому будут постоянные ссоры в прошлом. Такая эмоциональная модель поведения носит название «отсроченных действий».
Если же мужчина взрывается в ответ на претензии жены моментально, без стадии мотивации и принятия решения, такое поведение называют импульсивным.
Любая реакция человека в криминогенной ситуации, продиктованная разумом, а не чувствами, строится следующим образом:
При этом возможны такие модели поведения:
Преступник не понимает совершаемого деяния. Например, взятку принимает за обычный щедрый презент, а шутку воспринимает как оскорбление и начинает драку. Здесь мотив, решение и поступок слились в один клубок.
Преступник осознает ситуацию правильно и оказывается перед выбором:
— принять предложенную роль (взять подарок-взятку);
В первом случае совершающий преступление человек демонстрирует солидарность с обществом, к которому принадлежит, для которого дать взятку — это привычное дело. Модель поведения, при которой человек приспосабливается к окружающим и ведет себя подобно им, называется конформным поведением.
Во втором случае преступник правильно оценил обстановку, и не согласен играть по предложенным ему правилам. Он не хочет брать взятку и становиться обязанным кому-то, не согласен поступиться своими принципами и открыто не одобряет привычное в обществе взяточничество. Такое поведение называется конфликтным.
Из всех возможных моделей только конфликтное поведение позволяет не совершить преступного деяния в криминогенной ситуации.
Любая криминогенная ситуация по своему содержанию объективна, включает особенности объекта и предмета посягательства, его время и место, климатические и иные условия. Элементами такой ситуации могут быть и обстоятельства, способствующие совершению преступления (например, недостатки в охране объектов собственности, сложности дорожного движения, виктимное поведение потерпевшего и т.п.). Такие обстоятельства выступают в качестве не причин, а условий совершения конкретных преступлений.
Будучи объективной, криминогенная ситуация имеет и своеобразный субъективный характер, воспринимается как таковая конкретной личностью. При этом такое восприятие зависит от нравственно-психологических качеств личности, определяющих ее негативное либо позитивное поведение в сложившихся условиях, в конкретной криминогенной ситуации.
Однако следует учитывать, что даже самая неблагоприятная ситуация не обязательно приводит к совершению преступления. Решающее значение, безусловно, принадлежит конкретному человеку с его системой взглядов, наклонностей и стремлений.
Своевременное обнаружение криминогенных ситуаций и принятие мер к их ликвидации имеют важное значение в предупреждении преступлений.
Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов:
1) криминогенная ситуация представляет собой обстановку, характеризующуюся распространенностью преступных деяний, порождающую совершение новых преступлений и усиления показателя в целом всей преступности. Данная ситуация не является причиной совершения преступления, а занимает промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Данная ситуация включает в себя не только особенности предмета и объекта посягательства, но и временные, географические и другие условия. Ее основными элементами выступают обстоятельства, которые способствуют совершению преступления.
3) на сегодняшний день в России довольно сложная криминогенная ситуация, причинами ухудшения которой являются не только экономический кризис, но и весьма противоречивая государственная политика, проводимая в отношении правоохранительных органов. Кроме того, рост нетрудоспособных беженцев из Украины, выступает в качестве фактора, отрицательно влияющего на криминогенную ситуацию в РФ.