Крипто хвост маркировка что это
Что такое крипто хвост в коде маркировки?
Глобальная маркировка отдельных видов товаров началась еще в 2016 году, тогда ее начали наносить на шубы. К 2024 году предполагается, что процесс коснется большинства потребительской продукции. Это означает, что все производители товаров, отнесенных к категории нуждающихся в маркировке, должны буду приобрести оборудование, которое может печатать сгенерированные оператором коды и считывать их. Частью такого маркировочного кода является крипто хвост.
Обязательная маркировка товаров — что это, для чего нужна
Если товар относится к категории, для которой закон требует обязательного нанесения маркировки, производитель должен прикрепить марку с уникальным идентификационным кодом или наклеить ее на этикетку. Назначение такого кода — отслеживание всего пути товара — от производства, ввоза в страну, продажи. С помощью цифрового кода можно проверить тот путь, который уже проделал товар или узнать на какой стадии реализации он находится в данный момент.
Первоначально марку должны проставить на заводе-изготовителе или этим занимается импортер до того, как ввезти товар в страну. В дальнейшем код будет считываться другими участниками цепочки, данные об этом будут отправляться в единую систему.
Требования об обязательной маркировке распространяется на 9 категорий товаров. Начался процесс еще два года назад, в 2021 маркировку должны начать наносить на молочную продукцию, домашнего текстиль и одежду, велосипеды.
Код маркировки — из чего состоит
Ключ проверки + Код проверки = Крипто хвост
Маркировка представляет собой двухмерный код Data Matrix. Наносить сформированный оператором код необходимо на дополнительный ярлык или сам товар. Четких правил нет. Причем марка потребуется для каждой единицы. Если выпущено 2000 пар одинаковых кроссовок, наклеить кодированную информацию нужно будет на каждую единицу. Получение идентификационного кода — услуга платная (около 60 копеек за одну штуку). Исключение составляют лекарственные препараты.
Сам код внешне схож с QR и состоит из двух частей (четкого наглядного разделения не имеют):
Сканирование кодовой информации позволяет узнать когда и где произведена единица продукции, срок годности, этапы передачи между промежуточными собственниками, дата окончательной реализации.
Наличие кода на товаре должно защитить покупателей от приобретения некачественных (поддельных) вещей, обуви, лекарств, продуктов питания. Товар, на который не нанесен подобный код считается контрафактным.
Крипто хвост
Вторая часть маркировочного кода — крипто хвост. Благодаря хвосту по симметричному ключу можно проверить подлинность серийного номера товара. Он есть только в конкретном штрих-коде, в систему он не заносится и там не хранится. Это делается с целью обезопасить полные данные от взломов и подделок штрих-кодов.
Фактически, крипто хвост представляет собой электронную подпись. Все серийные номера сводятся в единую базу, по которой можно проверить подлинность информации. Проверка всегда проводится в режиме онлайн, при падении интернета она становится недоступной. Как результат — блокировка работы складов и магазинов. Именно крипто хвост и решает эту проблему.
Другое название крипто хвоста — код проверки. Вводился он для того, чтобы централизовать процессы генерации. Если бы этим занимался сам производитель, никакой гарантии уникальности и неповторяемости данных быть не могло.
Ответственность за отсутствие маркировки
Отсутствие обязательной маркировки, в состав которой входит и крипто хвост, означает, что обязанное лицо пытается вывести на рынок контрафактную продукцию. За такие действия предусмотрено наложение штрафа и конфискация товаров. Самые высокие штрафы предусмотрены за продажу продукции без нанесенной марки.
Крипто хвост — вторая часть идентификационного кода марки. Он не заносится в единую систему и не хранится в ней. Позволяет проверить уникальность серийного номера.
Криптохвост в ИС Маркировка: актуальные новости
Регулятор закона в последнее время уделяет большое внимание маркировке фармацевтической продукции. Внедрение криптохвоста направлено на достижение прозрачности движения ЛП и надлежащего учета медпрепаратов, а также на усиление надзора в сфере оборота фармацевтической продукции. Нанесение криптографического кода по мнению законодателя позволит избежать появления фальсификата.
В прошлом криптохвост в ИС Маркировка содержал 92 символа. Однако в ходе тестовых операций возникли значительные проблемы при считывании кодовой информации, что в итоге привело к сокращению символов. Минпромторг принял вердикт оставить 44 символа. При этом производители рассчитывали на то, что криптокод будет содержать всего 32 символа. По мнению экспертов 44 символа – идеальный размер, так как удастся разместить 85 знаков, достаточное количество информации для идентификации товара.
Что такое криптохвост в маркировке фармпродукции?
Весной 2019 года регулятор закона утвердил иную модель функционирования программы маркировки фармацевтической продукции. Был утвержден криптохвост. Он представляет собой криптографический код, который наносят на упаковку ЛП. По сути, это централизация генерации кода по российским стандартам. Ранее сами производители генерировали код, однако нельзя было быть уверенным в том, что он действительно уникальный и неповторяемый, что не давало полной защиты от контрафакта.
Формирование криптохвоста с использованием российских криптографических технологий по мнению законодателя обеспечит легальный оборот и поможет защитить продукцию от злоумышленников. Шифрование кода при помощи единой системы позволит защитить интересы добросовестных производителей. Отличительной особенностью новой модели маркировки с использованием криптографического кода позволит надлежащим образом защитить зашифрованные данные. Подпольные производители, действующие на фармрынке, не смогут их подделать, благодаря чему движение фармпродукции будет более прозрачным.
В настоящий момент гарантией подлинности фармацевтической продукции является наличие зарегистрированного кода SGTIN. Зашифрованная информация генерируется производственными холдингами случайным образом. Однако это не позволяет гарантировать надежную защиту от подделки.
Когда был введен крипто хвост?
В марте 2019 года были внесены корректировки в правовую документацию, которая затрагивает основные положения системы мониторинга движения ЛП. Именно в этот период было утверждено, что зашифрованная информация будет состоять из 44 символов, а не из 92, при этом общий размер будет составлять 85 знаков. Благодаря этому производители смогут использовать размер модуля 32х32.
Цель внедрения криптохвоста в систему маркировки лекарственных средств
По мнению регулятора закона зашифрованные данные, криптокод в маркировке, достаточно сложно будет скорректировать, предсказать и уж тем более подделать. Единственное, что беспокоит производителя, это то, что зашифрованные данные будут платными. Это как следствие отразится на стоимости лекарственных препаратов и приведет к уменьшению прибыли. Однако законодатель считает, что внедрение криптозащиты не приведет к большому удорожанию фармацевтической продукции.
Результаты тестирования внедрения криптокода
В отдельных случаях погрешность достигала 20-30%. В связи с чем видно, что увеличение длины криптокода приводит к большому браку. Наиболее оптимальным размером по мнению компаний, которые провели тестирование, является код в 24 символа с количеством знаков не более 64. В данном случае погрешность была незначительной.
Увеличение размера криптохвоста имеет и другие сложности. Например, если упаковка фармацевтической продукции была высотой 12 мм, необходимо будет увеличить ее до 20 мм, что ведет к значительным издержкам. По некоторым независимым оценкам, рост стоимости затрат, в том числе и на обновление укладочного оборудования, может составить более 25%.
При этом многим производственным концернам, которые используют криптокод в сфере фарма, до конца не ясно, как печатать зашифрованную информацию, чтобы не потерять качество. Ведь необходимо добиться того, чтобы закодированную информацию можно было с легкостью отсканировать в любой аптеке в течение последующих 3-5 лет.
Новости в сфере внедрения криптохвоста в системе ИС Маркировка
По мнению экспертов в программное обеспечение, разработанное и используемое в пилотном проекте, придется вносить соответствующие корректировки. При этом следует отметить, что, стремясь снизить процент брака при печати, производственное объединение в сфере фармацевтики вряд ли будет увеличивать количество символов за счет включения серии и срока годности препарата.
Последствия централизации и генерации кода в фармасфере
Представители фармацевтических объединений считают, что все эти правовые преобразования в сфере внедрения криптографического кода приведут к значительным издержкам. Все это как следствие может вылиться в удвоение брака на финальной стадии производства. В настоящий момент до конца не проработана нормативно-правовая база, отсутствуют ясные и понятные правила для субъектов фармрынка, в частности, касающиеся правовой ответственности. Регулятор закона говорит о том, что в ближайшее время будут утверждены соответствующие положения, благодаря которым производители получат общую картину того, как им действовать.
Непроработанная программа может привести не только к убыткам для фармкомпаний. Это как следствие может привести к тому, что граждане останутся без лекарств. Потому что код где-то непросканировался из-за плохого качества печати и других технических причин. Все это может иметь большие негативные последствия и представлять серьезную угрозу для населения. Возможно в законодательную базу необходимо еще вносить корректировки.
Из всего этого можно сделать один важный вывод, что централизация и генерация кода необходима, однако она должна быть выполнена с учетом разумных предложений фармпроизводителей и экспертов.
Национальная система маркировки Честный ЗНАК
Основная задача системы Честный ЗНАК — гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции
Честный ЗНАК — Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Центра развития перспективных технологий, созданного для реализации глобальных проектов в цифровой экономике
ЦРПТ является совместным проектом USM Holdings, госкорпорации Ростех, «Элвис-Плюс групп» А. Галицкого. Система работает на основе государственно-частного партнерства
Этапы маркировки товаров
Уполномоченный государством оператор Центр развития перспективных технологий присваивает каждому товару уникальный код (Data Matrix или другой тип маркировки), чтобы производитель или импортер разместил его на упаковке товара
Система маркировки фиксирует переход товара по всей логистической цепи, включая проверку кода в магазине при размещении товара на полке, что исключает возможность вброса подделки
При продаже товара на онлайн-кассе система не позволит реализовать контрафакт
Приложение Честный ЗНАК, которое скоро появится, поможет легко проверить легальность и узнать всю правду о товаре, чтобы покупать только проверенную и качественную продукцию для себя и близких БЕЗ ПОДДЕЛОК!
Зачем нужна система Честный ЗНАК?
Распространение некачественной и контрафактной продукции – серьёзная проблема как для потребителей, так и производителей. Это не только влечёт финансовые убытки, но и сказывается на репутации производителя, может принести моральный и в некоторых случаях даже физический ущерб потребителю. Анализ Минпромторга подтверждает, что с 2018 года на российском рынке выявлено более 6 миллионов единиц контрафактной продукции. Отследить её перемещение и реализацию без особой системы было затруднительно. Но проект Честный ЗНАК предусматривает все детали, чтобы уменьшить количество производимого контрафакта и привлечь распространителей такой продукции к ответственности. Честный ЗНАК — это национальная система маркировки и прослеживания товаров из разных категорий. Маркироваться будет одежда (в том числе из меха и кожи), обувь, парфюмерная продукция, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, автопокрышки. В рамках эксперимента к этим товарам добавили велосипеды, кресла-коляски и молочную продукцию. Маркировка представляет собой нанесение специального Data Matrix кода на упаковку и внесение этой единицы товара в базу данных. Основная задача системы – повысить уровень безопасности россиян, существенно снизить количество контрафакта и некачественных аналогов. Цифровой код гарантирует подлинность и качество товара.
Принципы системы
Главный принцип системы Честный ЗНАК прочитывается в самом названии. Это, прежде всего, честность перед потребителями, прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж). Система Честный ЗНАК ориентирована на разные группы товаров, где согласно анализу, встречается наибольшее число контрафакта. Проект маркировки затрагивает всех участников процесса, от владельцев производства, импортёров, дистрибьюторов, реализаторов до потребителей. Маркированная продукция – признак качества, свидетельство того, что конкретный товар принадлежит конкретному производителю и качество продукции соответствует заявленному. Преимущества системы Честный ЗНАК:
1. Объединение двух компонентов – цифрового решения маркировки и инструмента общественного контроля.
2. Внедрение современных технологий в процесс продаж: появление онлайн-касс, которые синхронизируют данные системы маркировки и единого каталога.
3. Действие в интересах потребителя. Покупка контрафактного или некачественного товара может не только повлечь убытки, но и принести вред здоровью Система с высокими уровнями защиты разработана для того, чтобы любой человек был уверен в качестве покупаемой продукции.
4. Лёгкое и быстрое использование. Специальное приложение Честный ЗНАК позволит получить всю интересующую информацию о товаре в кратчайшие сроки. Любой покупатель может отсканировать код Data Matrix на упаковке товара, и результаты будут доступны моментально.
5. Надёжность. Благодаря криптографическим технологиям код Data Matrix крайне сложно подделать, а информация о контрафакте будет навсегда храниться в системе.
Удобство для потребителя
Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение Честный ЗНАК, сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю – скачать приложение и отсканировать код. То же самое будет делать продавец на кассе, прежде чем отпускать товар. Также покупателю будет доступна информация о продукции: данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара. Бороться с проблемой контрафакта, регулировать продажи, следить за качеством и помочь российскому рынку стать прозрачным – задачи системы Честный ЗНАК.
Честный знак
Всё о маркировке товаров
Начиная с июля 2019 года в России было введено такое понятие как маркировка товаров. В данной статье, мы попробуем помочь вам разобраться в том, что это такое, какие товары подлежат маркировке и как весь этот процесс работает.
Какие товары подлежат маркировке?
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке утвержден Распоряжением РФ № 792-р от 28 апреля 2018 года. Промаркированы должны быть товары, коды ТНВЭД ЕАЭС которых, есть в постановлении, а именно:
Как это всё работает?
Процесс маркировки товаров выглядит следующим образом:
С чего начать маркировку товара?
В Data Matrix зашифрована следующая информация:
Подделать или использовать повторно код нельзя.
Код маркировки делится на две части:
Подлинность товара подтверждается на онлайн-кассе с помощью фискального накопителя. В случае обнаружения подделки, система запретит продажу такого товара и не выдаст фискальный чек.
После вывода кода из системы (продажи товара), он не будет повторяться в течение пяти лет.
Какие есть требования к маркировке товара?
Где может находится код Data Matrix:
можно наклеить на бумажную этикетку, металлическую или пластиковую пластину с идентификатором на товарную позицию;
нанести метку термопечатью;
прикрепить к изделию бирку с кодом;
нанести код краской и т.д.
С чего начать маркировку товара производителю?
К производителям относятся все субъекты хозяйствования, которые изготавливают продукцию не зависимо от объемов производимого товара и масштабов бизнеса.
Все производители обязаны закупать у ЦРПТ коды на каждую единицу произведенной продукции. Генерировать самостоятельно могут только фармакологические компании.
Готовый код наносится на изделие удобным способом с соблюдением требований для двухмерного штрихкодирования. Затем информацию о готовом товаре загружают в систему и она будет использоваться в дальнейшем при передаче дистрибьютору.
Маркировка товара для дистрибьюторов, что нужно?
Между производителем и конечным пользователем товар проходит логистическую цепочку. По требованиям закона, вся информация о движении должна отображаться в общей системе данных. Не имеет значения, полностью ли будет принят товар дистрибьютором, он его передаст дальше или спишет, в любом случае, необходимо будет просканировать всю полученную партию. Таким образом проверяющие органы проводят сверку данных от отправителя партии и от получателя.
Для логистов и дистрибьюторов, так же как и для производителей, понадобится специальное ПО, для быстрой и удобной работы с маркированными товарами.
Для сканирования штрихкодов Data Matrix понадобится 2D-сканер. Для получения информации с кода, он считывает данные по горизонтали и по вертикали. Обычный 1D-сканер для таких целей не подойдет, поскольку он не распознает информацию целиком.
Проверить, подходит ли ваш сканер для работы с новыми маркированными товарами, можно здесь.
Что делать магазину с маркированным товаром?
При передаче товара от поставщика к магазину, формируется электронный универсальный передаточный документ (УПД). В этом документе содержаться коды поставляемой продукции. Магазину необходимо сравнить коды указанные в документе с полученной партией.
Если все коды совпадают, то магазин принимает документ. Если коды не совпадают, то магазин может скорректировать УПД, принять товар частично или отклонить всю партию. Кроме этого, если в УПД не совпадает количество товара, стоимость или что-либо ещё, то можно отправить сообщение поставщику для корректировки. Он внесет правки, и магазин получит новый документ на согласование.
При продаже товара, магазин сканирует код повторно и система мониторинга проверяет полученные сведения. Это нужно для того, чтобы в системе зафиксировалась информация о продаже конечному потребителю, и уникальный код вышел из оборота. Если товар поддельный, онлайн-касса не сформирует чек, и продать товар будет невозможно.
Как промаркировать остатки товара?
Для начала вам необходимо:
После регистрации в ЦРПТ, вам необходимо провести инвентаризацию и заказать в системе коды на вашу обувь, но только на ту, которую не успеете продать до 1 марта 2020 года. До этого момента, ещё можно продавать остатки не промаркированные.
Для получения кодов, в системе “Честный знак” вам необходимо указать количество товара и его характеристики:
Напомним, что коды на остатки товаров будут сгенерированы бесплатно и не будут иметь срока действия!
После запроса, система сформирует нужное количество Data Matrix кодов, их можно скачать в формате PDF и самостоятельно распечатать на обычном принтере или принтере этикеток. Далее их необходимо наклеить на каждую коробку обуви. Последним этапом нужно не забыть ввести новые коды в оборот в личном кабинете “Честного знака”.
Штрафы за нарушение закона о маркировке
Для импортеров и производителей при отсутствии кодов на товаре, налагается штраф:
Для продавцов и лиц, которые хранят и транспортируют товар без маркировки налагается штраф:
При продаже алкоголя или табачных изделий без маркировки, предусмотрены штрафы:
Кроме штрафа, весть обнаруженный и не промаркированный товар, будет изъят. Проверка исполнения норм закона возложена на Роспотребнадзор и ФНС.
У меня магазин, что нужно для внедрения системы маркировки?
Рис. 1 (Версия программы 2019.4.2)
В динамических характеристиках нажимаем кнопку Добавить параметры по шаблону и выбираем Параметры маркировки в системе «Честный знак» (Рис. 2).
Рис. 2 (Версия программы 2019.4.2)
Доступно четыре параметра для работы:
Необходима маркировка в системе «Честный знак»;
Шаблон кода маркировки;
Тип кода маркировки;
Строгий учет кодов маркировки.
Используйте действие Добавить все параметры, после чего для выбранного вида товара будут созданы все параметры. Сохраните карточку вида товара по кнопке Записать.
Далее необходимо перейти в карточку товара и заполнить добавленные параметры (Рис. 3).
Рис. 3 (Версия программы 2019.4.2)
Параметр Шаблон кода маркировки (Рис. 3 (2)) выбираем значение в зависимости от типа кода маркировки. Звездочками отмечены те символы, которые должны быть сохранены в базе данных:
уникальный идентификатор товар; серийный номер
уникальный идентификатор товар; серийный номер; первые 4 цифры товарной номенклатуры
Если шаблон кода маркировки не выбран, то по умолчанию будет считаться, что это Обувь.
Тип кода маркировки (Рис. 3 (3)) выбираем соответствующее значение (Обувь или Табак), параметр заполняется для передачи информации в фискальный регистратор (передается соответствующее значение в зависимости от типа маркировки).
Редактирование количества таких товаров запрещено.
Стоит отметить, что при ручном вводе кода маркировки нужно ввести то количество символов, которое определено в шаблоне. Если ввести больше, то будут исключены все лишние символы согласно шаблону.
Рис. 4 (Версия программы 2019.4.2)
Рис. 5 (Версия программы 2019.4.2)
При возврате такого товара нужно ввести код маркировки товара. Но, стоит отметить, что при возврате товара код маркировки вводить не обязательно (например, если он был поврежден и его нельзя отсканировать). В таком случае, товар вернуть можно без кода маркировки.
При реализации такого товара через фискальный регистратор, код маркировки будет автоматически передан в ОФД и будет выведен из оборота.
Коды маркировок в режиме Торговля с выпиской счета
При добавлении товара в счет (ведется строгий учет кода маркировок) не требуется ввод кода маркировки, но при создании расходной накладной будет выдано сообщение о том, что в счете есть товары, для которых не введен код маркировки (в случае строгого учета кодов маркировки) (Рис. 6) и такие товары можно добавить в расходную накладную после создания расходной накладной.
Рис. 6 (Версия программы 2019.4.2)
Нажмите Да, после чего, при добавлении товара в расходную накладную, откроется окно для ввода кода маркировки.
Для ввода кода маркировки перед созданием расходной накладной используйте действие Коды маркировки в системе Честный знак (Рис. 7 (1)), в открывшемся окне Коды маркировок нажмите Добавить (Рис. 7 (2)) и введите необходимый код маркировки (Рис. 7 (3)).
Рис. 7 (Версия программы 2019.4.2)
При создании расходной накладной, если в счете есть товары, для которых требуется код маркировки и он не был введен при добавлении товара в счет, но по ним НЕ ведется строгий учет кодов маркировки, такие товары в расходную накладную добавлены не будут. В состав расходной накладной эти товары могут быть добавлены без кода маркировки.
Коды маркировки и учет товара по серийным номерам
В случае, если по товару ведется учет по серийным номерам, то в таком случае при добавлении такого товара в реализацию, сначала необходимо ввести серийный номер товара, а потом код маркировки в системе «Честный знак». Подробнее про учет товара по серийным номерам вы можете прочитать здесь.
Если у вас остались вопросы, связанные с маркировкой товаров, задавайте их в комментариях к статье и мы постараемся на них ответить 🙂