Критерием прогресса можно считать что
Критерии общественного прогресса
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Критерии общественного прогресса« из раздела кодификатора (1.16 Понятие общественного прогресса)
Определить степень прогресса общества в целом невозможно. Так, например, в нравственной сфере может происходить деградация, а в сфере развития науки и техники стремительный рост, что отчасти характеризует современное состояние общественного развития.
В философии и социологии встречаются различные подходы к понятию и видам критериев общественного прогресса.
Так, французские философы эпохи Просвещения, в их числе Кондорсе, считали главным критерием общественного прогресса развитие человеческого разума.
Социалисты-утописты предлагали иной критерий прогресса — это отношение людей друг к другу как к братьям.
Современник социалистов-утопистов немецкий философ Ф.В. Шеллинг предлагал свое решение проблемы: критерием в ходе исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.
Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.
В наше время ученые также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса.
Так как общество — это большая система взаимосвязанных элементов, то подобрать единый критерий, по которому было бы возможно судить о том, прогрессирует данное общество в целом очень затруднительно. Поэтому критериев прогресса общества несколько.
1) Уровень развития производительных сил и темпы роста производительности труда.
Согласно этому подходу общественный прогресс обусловлен возникновением более совершенных средств труда, степенью овладения человеком силами природы, возможностью их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. Именно в общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производи тельных сил и открывают наибольший простор для роста производительности
труда, для развития человека, поэтому их развитие понимается и как развитие богатства человеческой природы.
2) Степень свободы людей данного общества и, соответственно, уровень демократизации.
Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных.
3) Уровень возможности индивидов для самореализации, а также степень роста человеческого счастья и добра.
4) Уровень развития науки и техники.
5) Выделяют также и гуманитарные критерии, такие как уровень образованности населения и продолжительность жизни.
Общественному прогрессу свойственны такие качества, как относительность и противоречивость.
Относительность обозначает, что не всё в жизни можно сопоставить с понятием прогресс. Так, например, картина, написанная в XVI веке, не потеряет свою ценность в XXI веке, только потому, что сейчас лучше технология производства красок, холстов и сама техника рисования. Она ценна своей историчностью.
Что такое прогресс — его критерии, противоречивость и виды (общественный, научно-технический)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Прогресс и регресс – эти два процесса есть движущая сила эволюции.
Понятие «регресс» мы рассматривали в другой статье нашего блога.
А сегодня поговорим, что такое прогресс в нашей жизни, в общественном развитии, в эволюции биосферы нашей планеты (что это?).
Прогресс – это …
Начну с примеров. Человек, обучаясь в школе, в профессиональном учебном заведении, в ВУЗе, получает новые знания, новые навыки, т.е. прогрессирует в своем развитии, это личностный прогресс.
Совершаются открытия в науке, совершенствуются старые и появляются новые производственные технологии – это научно-технический прогресс.
В переводе с латинского «progressus» обозначает «движение вперед». Очень емкий перевод, он отражает суть понятия «прогресс» без необходимости дополнительных комментариев.
Вывод: прогресс – это процесс развития какой-либо системы в направлении от низшего → к высшему, от простого → к сложному.
Системами, к которыми применим термин «прогресс», являются:
Противоположным по смыслу к понятию «прогресс» является понятие «регресс», т.е. «движение в обратном направлении».
Критерии прогресса
Существуют определенные признаки (критерии), которые свидетельствуют о том, что в какой-либо системе наметился или уже начался прогресс:
Перечисленные критерии актуальны для всех сфер: начиная от эволюционных изменений в природе, заканчивая социальными процессами в обществе.
Возьмем для примера производственную сферу. В конце 19 века для увеличения производительности труда вместо ручного труда активно стали использоваться станки и механизмы (т.е. в системе появились подсистемы).
Это дало толчок научным изысканиям для совершенствования используемой техники (увеличилась связь между подсистемами). Появляется техника не только для производства материальных благ, но и для научных экспериментов (возрос функционал каждой из подсистем).
Противоречивость прогресса
Сущность прогресса не однозначна. В чем заключается противоречивость:
Примеры противоречивости прогресса:
Общественный прогресс и его критерии
Прогресс в обществознании – это процесс развития общества от первобытного к цивилизованному.
Восприятие мира человеком всегда субъективно. Оно зависит от того, на каком этапе развития находится общество. Поэтому мыслители прошлого определяли прогресс по-разному, следовательно, и критерии общественного прогресса отличались от тех, что мы определяем сегодня.
Вспомним, что было критериями прогресса общества в недавнем прошлом, что говорили об этом известные философы:
Что ставится во главу угла в наше время, когда речь идет об общественном прогрессе:
Как мы уже проанализировали в статье ранее, прогресс всегда противоречив. Противоречивость общественного прогресса состоит в следующем:
Пример: в 20 веке СССР под руководством Сталина сумел в кратчайшие сроки выбраться из разрухи после Гражданской войны, но социальная сфера развивалась слабо, и потому мощный скачок индустриализации (это как?) не повысил уровень и качество жизни людей;
Научно-технический прогресс
Научно-технический прогресс (НТП) – это развитие науки и техники, обеспеченное интенсивным познанием человеком сил природы, ее законов и применением их на практике.
Проявляется в повышении производительности труда за счет применения новых технологий, в освоении новых сфер, ранее недоступных человеку. Благодаря НТП изменяется жизнь общества и, как следствие – жизнь каждого человека.
НТП – это тесная связь между наукой, техникой и технологиями. Качественное улучшение одной из составляющих вызывает рост уровня двух других.
Если прогрессивные изменения в науке и технике происходят вследствие постепенного количественного накопления научной базы и развития техники и технологий, то говорят об эволюционном НТП.
Если же описанные изменения происходят в очень короткий период времени (взрывообразно) за счет качественного скачка науки, то такой НТП называют научно-технической революцией.
НТП на современном этапе имеет свои отличительные особенности:
Например, ученые изобрели уникальный способ обработки стекла, что позволило создать микроскоп с огромной степенью увеличения. Это дало ученым возможность совершить новые открытия, которые стали основой для очередного усовершенствования производства;
Присущ ли прогресс развитию природы
В аспекте (это как?) рассмотрения понятия «прогресс» возникает правомерный вопрос: «А есть ли прогресс эволюции природы нашей планеты?».
С тех пор как человек стал интенсивно пользоваться природными ресурсами, природе наносится очевидный ущерб: истощаются запасы полезных ископаемых, загрязняется атмосфера (это что?) и океаны, вымирают некоторые виды флоры и фауны.
Эволюция – это, прежде всего – развитие. А развитие может носить как поступательный (прогресс), так возвратный (регресс) характер. И эти два вектора развития взаимно дополняют друг друга.
Возможно, что люди, как биологический вид, перестанут существовать (например, после тотальной ядерной войны). При этом исчезнут большинство видов животных и растений. Очевидно, что это регресс природы.
Но эволюция будет продолжаться: останутся некоторые экземпляры флоры и фауны, они видоизменятся и породят новые виды. Возможно, что появится и замена человеку, но это будет уже новый вид, потому что кардинально изменится среда, в которой будут жить эти разумные существа.
Процесс видоизменения и возрождения природы прогрессивен по своей сути.
Вместо заключения
Прогресс (как и регресс) – это направление развития. Следовательно, весь материальный и нематериальный мир, который нас окружает, развивается по этим векторам.
И, коль человечество как вид до сих пор существует, значит, прогресс в его развитии преобладает.
Примеры противоречивости общественного прогресса показывают, что нельзя однозначно воспринимать происходящие в обществе изменения, даже если они прогрессивны.
Читайте наш блог, это один из источников прогресса в вашем самообразовании!
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Технологии, которые не вредят природе — это просто следующий этап прогресса. Главное, чтоб именно эти разработки стали приоритетными.
Научно-технический прогресс медленно, но верно уничтожает нашу планету. Безусловно, появление новых технологий улучшает качество жизни, но в некоторых сферах давно появились излишества.
Поскольку жизненный цикл всегда развивается по спирали вполне возможны какие-то катаклизмы, которые отбросят человечество на несколько веков назад, если передовые умы не примут меры для обеспечения баланса.
Понятие общественного прогресса
Прогресс — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.
Регресс — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Критерии прогресса:
— развитие человеческого разума;
— совершенствование нравственности людей;
— прогресс науки и техники;
— развитие производительных сил, включая самого человека;
— возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;
— гуманистические критерии прогресса (средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.).
Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.
Эволюционные изменения могут осуществляться как сознательно, в таком случае они обретают форму реформ, так и стихийно.
Реформа — изменения в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые правительством, в виде постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
Виды реформ:
— Прогрессивные (например, реформы 60–70‑х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II);
— Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80‑х — начала 90‑х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III).
Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Признаки революции:
— это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
— носят общий, фундаментальный характер;
— как правило, опираются на насилие;
— организуются сознательно;
— вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
Революция — захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование её для крупномасштабного реформирования всех сфер общественной жизни.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Основные подходы к изучению развития общества:
— линейный (формационный и стадиально-цивилизационный) —
развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложным;
— нелинейный (локально-цивилизационный) — развитие общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды подъёмов, падений и стагнации.
Формационный подход (основоположники — немецкие философы-экономисты К. Маркс и Ф. Энгельс). Развитие общества осуществляется в результате закономерной смены общественно-экономических формаций.
Пять общественно-экономических формаций:
Критерием выделения общественно-экономических формаций является производственная деятельность людей, характер труда и способы включения в производственный процесс (природная необходимость, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, труд становится потребностью личности).
Движущей силой развития общества является классовая борьба. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальных революций.
Стадиально-цивилизационный подход (У. Ростоу, Тоффлер).
В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации.
Характеристика основных типов цивилизаций
Критерии для сравнения | Традиционное (аграрное) общество |
Особенности исторического процесса | Длительное, медленное эволюционное развитие, отсутствие явных граней между эпохами. |
Отношения общества и природы | Гармоничные отношения без разрушительного воздействия, стремление приспособиться к природе. |
Особенности экономического развития | Ведущим является аграрный сектор, главное средство производства – земля, находится в общинной собственности или неполной частной, так как верховным собственником является правитель. |
Социальная структура общества | Жёсткая закрытая кастовая или сословная система, уровень социальной мобильности низкий или отсутствует. |
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений | Преобладание монархических форм правления, главными регуляторами общественных отношений являются обычаи, традиции, религиозные нормы. |
Положение личности в обществе | Личность поглощается общиной и государством, господство коллективистских ценностей. |
Критерии для сравнения | Индустриальное (западное) общество |
Особенности исторического процесса | Резкое, скачкообразное, революционное развитие, грани между эпохами очевидны. |
Отношения общества и природы | Стремление властвовать над природой, активная преобразовательная деятельность, появление глобальной экологической проблемы. |
Особенности экономического развития | Преобладает промышленность, главным средством производства является капитал, который находится в частной собственности. |
Социальная структура общества | Открытая классовая социальная структура, высокий уровень социальной мобильности. |
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений | Преобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право. |
Положение личности в обществе | Индивидуализм, свобода личности. |
Критерии для сравнения | Постиндустриальное (информационное) общество |
Особенности исторического процесса | Эволюционное развитие общества, революции только в научно-технической сфере, глобализация всех сфер общественной жизни. |
Отношения общества и природы | Осознание сущности глобальной экологической проблемы, попытки её решения, стремление создания ноосферы – «сферы разума». |
Особенности экономического развития | Преобладает сфера услуг и производство информации, мировая экономическая интеграция, создание транснациональных корпораций. |
Социальная структура общества | Открытая социальная структура, стратификация общества по уровню доходов, образования, профессиональному признаку, высокий уровень социальной мобильности. |
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений | Преобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право. |
Положение личности в обществе | Индивидуализм, свобода личности. |
Локально-цивилизационный подход (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилев).
Сущность подхода заключается в отрицании единого однонаправленного процесса. Исторический процесс распадается на множество независимых, изолированных и равноценных по значимости путей развития, цивилизаций и культур.
Цивилизация — общественная система, связанная едиными культурными ценностями (религией, обычаями, традициями, экономической, социальной, политической организацией), которые согласованы и взаимосвязаны друг с другом.
При выделении типов цивилизаций чаще всего используют религиозный критерий, так как считают религию концентратом культурных ценностей.
Классификация типов цивилизаций:
— западная христианская;
— православная христианская;
— исламская;
— индуистская;
— конфуцианская (дальневосточная);
— буддийская;
— иудаистская.
ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 3
1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
Потому что Земля огромна, и у каждого населяющего её народа существует своя культура, обычаи и традиции, которые передаются от поколения к поколению. Общество формируется с учётом всех национальных особенностей и различных внешних факторов (климата, географического расположения, наличия полезных ископаемых и пр.), вторжения извне чреваты конфликтами и войнами.
2. Что такое процесс глобализации?
Глобализация- процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения( эконом., полит., культ., религ. связей) на соц. действительность
3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
Проявления экономической глобализации наблюдались на протяжении последних тысячелетий, с момента возникновения международной торговли. Однако в последние 20-30 лет наблюдается стремительное увеличение темпов этого явления. Этот всплеск в большой степени инспирирован процессом интеграции экономик развитых стран с экономиками развивающихся стран. Способствуют этим явлениям процессы прямых иностранных инвестиций, снижение торговых барьеров и модернизация экономик развивающихся стран.
4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?
Невозможность государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов
5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?
Основные глобальные проблемы:
1. Возникающие в результате взаимодействия природы и общества:
а) экологическая, климатическая (изменение условий окружающей среды в нелучшую сторону)
б) сырьевая, продовольственная, энергетическая (нехватка ресурсов)
2. Возникающие в результате взаимодействия человека и общества:
а) противоречивость научно-технического прогресса
б) демографическая (перенаселение)
в) исчезновение культурного многообразия
г) опасные болезни, эпидемии
б) межэтнические конфликты
г) Север-Юг (экономическая и социокультурная отсталость южных стран по сравнению со странами севера)
д) освоение мирового океана, космоса
Основные причины возникновения глобальных проблем:
1. общность и взаимосвязанность людей всего мира (из-за чего проблемы одного государства могут стать всеобщими)
2. несоответствия степени активно-преобразовательной деятельности человека уровню его сознания и общественной организации (нерациональное природопользование, неразумное использование достижений научно-технического прогресса, нецелесообразное отношение к войне как к способу контроля мира и т. д.)
6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?
7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?
8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?
Традиционные критерии прогресса были следующими:
— развитие человеческого разума
— развитие (совершенствование) нравственности
— прогрессивное состояние науки и техники
— увеличение свободы в обществе
— совершенствование мышления людей
— развитие материально-производственных отношений
— совершенствования техники и внедрение ее в жизнь общества
— человек превозмог собственные способности
— создание опасного для человека оружия
— наносится урон природе
— стресс в большом городе, возникают много болезней
— человек становится глупее
9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
Развитие общества, осознание ценности духовной и физиологической сущностей человека, его благополучного существования в современном мире позволяют считать гуманистический критерий прогресса комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев.
1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.
Общество может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, будет улучшаться медицина, появятся лекарства от неизлечимых на данный момент болезней, изобретут много новых технологии для улучшения качества жизни, с помощью виртуальной реальности человек сможет испытать новые ощущения, будут находить новое применение деревьям и природе в целом. Но есть и минусы, например, могут произойти серьезные растраты природных ресурсов, что может плохо повлиять на экологию, люди могут быть еще более зависимы от виртуальной реальности, и проводить там практически всю свою жизнь, и тд и тп, там придумаешь.
2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.
Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?
Эта теория во многом похожа на теорию Маккиндера про «хартленд», которой считалась Евразия, и внутреннего полумесяца, которым являлась Западная Европа. Индустриальные страны действительно задавали темп и представляли собой главный поезд мировой экономической системы. Он прав в том, что наиболее благополучные экономики – в данном случае, индустриальные страны ядра, строют экономику так, что она отвечает исключительно их интересам. Это касается не только экономики, но и политики. Трудно согласиться с внешней ареной. Многие азиатские государства теперь не сырьевые придатки, а во многом обгоняют когда-то ведущие индустриальные страны Запада, то есть эта теория не универсальна и не подходит для сегодняшнего дня. То есть его мир-системная теория не соглашается со стадиями развития истории.
Сегодня ядром системы могли бы быть США и Китай, и другие самые крупные экономики мира, потому что они задают общий темп развития мировой экономики, полупериферией могла бы стать Юго-Восточная Азия (Малайзия, Индия и так далее), арабские страны (Амман, ОАЭ, Саудовская Аравия и так далее), ЕС (за исключением крупнейших экономик), Россия и остальная Восточная Европа поскольку эти страны хоть и зависят от происходящего в мировой экономике, но все-таки могут на происходящее влиять. Да, в периферии остаются большинство африканских государств, СНГ, Центральная и Средняя Азия.
Внешняя арена частично сохранилась за счет Африки. Азию нельзя назвать внешней ареной, которая никак не создает тенденций и направлений для мировой экономики, наоборот.
Да, можно. Реформы Александра 2 были либеральными и были направлены на развитие российского общества. Реформа 1861 года избавила крестьян от многовековой крепостной зависимости, судебная реформа 1864 ввела суд присяжных, гласность, открытость и состязательность судебного процесса. Также в 1864 году была проведена земская реформа, упростившая систему управления на местах-были введены земские управы и собрания. Также были проведены городская и военная реформы. В 80-е годы Александр 3 провёл ряд контрреформ-его политика была, напротив, направлена на ужесточение условий российского общества в попытке удержать революцию.
4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?