Кризис менеджер в чем
Кризис-менеджер
Антикризисное управление считается высшей формой управленческой деятельности. Одно из значений греческого слова «кризис» — «решение». И потому в некотором смысле всякое управление — кризисное. Его цель — не допустить кризиса или выйти из него достойно.
Кто такой кризис-менеджер?
А когда все же не получается, за дело берется кризис-менеджер. Но репутация у антикризисного бизнеса, особенно в глазах банкротящихся предприятий, нередко «грязная». Вот чтобы подправить такую репутацию и вывести предприятие из кризиса (банкротства) и нужен такой человек как кризис-менеджер.
Начало работы кризис-менеджера
Для начала кризис-менеджеру придется выявить проблемы предприятия, в чем бы они ни коренились — во внешних или внутренних факторах, в отношениях с «верхами» (местной властью, например) или «низами» (сотрудниками предприятия самых разных уровней — от топ-менеджеров до простых рабочих), в легальном, юридически «сером» или откровенно криминальном поле.
Причем оценить ситуацию надо не на родном предприятии, а на малознакомом. То есть требуется проанализировать огромный объем информации, которую еще нужно получить. А ею не всегда охотно делятся. И даже если не скрывают, все равно значимые вещи часто не формализованы, коренятся в специфике предприятия, в его истории, в недокументируемых взаимоотношениях с партнерами.
Более того, все эти процессы — диагностика, анализ, выработка стратегии и ее реализация происходят в условиях жесточайшего напряжения, цейтнота, конфликта взаимодействующих сторон. Подчас единственное, что объединяет участников процесса, — подозрительность и антипатия по отношению к антикризисному управляющему, чужому для всех.
История кризис-менеджмента в СНГ
Надо сказать, некоторые основания для подобного отношения созданы и самой историей «спасителей». В начале 90-х годов стать кризис-менеджером мог чуть ли не любой, для этого нужно было только закончить курсы арбитражных управляющих. А в итоге их способностей нередко хватало лишь на то, чтобы хаотично распродать имущество в пользу отдельных кредиторов.
Эра таких «могильщиков» довольно быстро сменилась другой, более организованной, но и более опасной. Банкротство стало инструментом передела собственности. В управлении предприятием особенно важен контроль над тремя составляющими: акциями, долгами и топ-менеджерами. И борьба велась на трех фронтах одновременно: пакеты размывались, эмиссии или их итоги оспаривались, долги увеличивались либо, наоборот, сокращались, топ-менеджеры перекупались. Интересанты разворачивали настоящие войны за назначение «своего» антикризисного управляющего.
Кроме манипуляций с документами в ход шли и мощный «пиар», и прямой захват предприятий, и пожары в арбитражных судах. С разной степенью обоснованности в лоббизме упрекали всех, кто имел отношение к предприятию, — как местные власти, так и всей страны.
Законодательство, в том числе и последние внесенные в него изменения, не очень-то помогает «разруливанию» проблем, оптимизации работы кризис-менеджера и даже повышению его репутации. Зато помогает развитие бизнеса. Все-таки не то чтобы откровенно криминальные методы выходят из моды, но экономически более эффективным становится соблюдение правил игры, даже если они не слишком удачны.
Издержки профессии
Впрочем, и в совсем не скандальных ситуациях положению антикризисного управляющего не позавидуешь. Ведь он по определению работает в условиях кризиса. Но речь идет не только о положении предприятия — потенциального банкрота, есть и масса других факторов.
Мало того что кризис-менеджеру предстоит принимать решения высокой стоимости в условиях дефицита времени и информации — это, в конце концов, вопрос профессионализма. Значимые меры приходится проводить в условиях постоянных эмоционально насыщенных, вплоть до агрессивности, контактов.
Трудовой коллектив кризисной структуры, естественно, еще до прихода нового человека перестал получать прежнюю (а то и вообще какую-либо) зарплату и, что называется, «заведен». Накопившееся раздражение изливается, конечно, на незнакомца. Прежние управленцы воспринимают коллегу-конкурента в штыки: если уж они не смогли спасти родное предприятие, неужели чужой с этим справится, продемонстрировав тем самым несостоятельность прежнего менеджмента?! В ход идут как «отговорки», так и прямой саботаж: неявка на работу, отказ выдавать документы и прочее. Словом, появление нового человека рушит систему отношений, сложившуюся у руководства предприятия с местными властями, с партнерами. Да просто рушится привычная «картина мира». А ведь есть еще и давление бизнес-интересантов и государственных органов (причем не всегда объективное).
Именно поэтому анти-конфликтность считается одной из основных характеристик работы антикризисного управляющего. И именно поэтому все аналитики сходятся во мнении, что в данной профессии важны не cтолько специальные знания как внутренние качества личности. Главное же среди них — уметь добиваться доверия.
Лучшие кризис-менеджеры
Лучшие кризис-менеджеры — это люди уже заслужившие доверие: успешные профессионалы с безупречной репутацией и устойчивыми отношениями с властными структурами и управленцами того же уровня. Правда, их работа бывает действенной только в рамках своего региона или, в лучшем случае, своей отрасли.
Более универсальны профессионалы, умеющие добиваться авторитета, как говорится, с чистого листа. Поэтому в программах профессиональной подготовки антикризисных управленцев все большее внимание уделяется «психологической закалке»: менеджеров учат вести диалог и переговоры, выступать перед большой аудиторией, разрешать кадровые конфликты, достигать компромиссов и противостоять давлению.
Сама профессия тоже накладывает отпечаток на характер. По данным опросов, нестандартность ситуаций, возникающих в процессе управления кризисным предприятием, формирует своеобразную управленческую мудрость.
Необходимость для кризис-менеджера быть одинаково убедительным в переговорах с кредиторами и должниками, с местной властью и федеральными органами, с сотрудниками предприятия и членами собственной команды способствует повышению терпимости к чужому мнению, развивает сдержанность, самоконтроль и в то же время умение оставаться независимым в собственных суждениях.
Таким качествам научить нельзя — они приходят прежде всего с опытом. Впрочем, надеемся со временем позитивная практика Кризис-менеджмента наконец позволит изменить имидж профессии в целом. Возможно, тогда и станут кризис-менеджеров называть старым добрым словом — «попечители».
Кризис-менеджмент: как управлять велосипедом, который горит
Виктор Гожий, COO в MotoCMS, специально для блога Нетологии написал статью о том, как подготовиться и спланировать работу команды в случае бизнес-кризиса.
«Ехали медведи. На велосипеде.
А за ними кот. Задом наперёд.
А за ним комарики. На воздушном шарике», —
Кажется, что серьёзную статью, посвящённую кризис-менеджменту, начинать нужно не так. Но кризисная ситуация, как и это лирическое вступление — дело неожиданное и непредвиденное, которое возникает нежелательно и без предупреждений. Так вот, эта статья не инструкция для юных велосипедистов. Она создана, чтобы разобраться, что такое успешный кризис-менеджмент, и как он может решить судьбу компании и помочь в трудной ситуации.
Начнём с пары слов о «транспортном средстве» — компании.
Любая компания, как и велосипед, состоит из многих деталей и показателей, определяющих её эффективность и слаженность работы. Если одна из деталей сломалась или отсутствует — двигаться становится крайне трудно.
В кризис-менеджменте важно понимать причины, которые привели к проблемам, и хорошо разобраться в структуре и механизме работы компании, прежде чем искать крайних. Посади чемпиона на трехколёсный велосипед — и он все равно будет ездить, как пятилетний ребёнок.
Второй важный момент — те, кто крутит с вами педали и заставляет «велосипед» мчаться вперёд. Ну или толкает его сзади, если все не так весело, как хотелось бы. Самый важный, пожалуй, фактор успеха любой компании, независимо от её масштабов и сферы деятельности, — это команда. Поэтому нужно тщательно подбирать людей, которые с вами работают, прислушиваться к их мнению и максимально учитывать в работе человеческий фактор.
Два вида бизнес-кризисов
Перейдём к самому понятию кризиса и видам препятствий, которые могут встретиться на пути вашего «велосипеда».
Бизнес-кризисом могут стать любые трудности и факторы, которые отрицательно влияют на репутацию компании или её производительность. Многие факторы риска при первом проявлении могут показаться незначительными, но могут привести к негативным последствиям.
Исходя из причин возникновения и возможности влияния, бизнес-кризисы можно разделить на две основных вида.
Что важно сделать
Теперь поговорим о жизненном пути «велосипеда», а также дам несколько правил кризис-менеджмента для спасения бизнеса в случае проблем. Мне лично пришлось столкнуться с кризисной ситуацией «смены рулевого» и принять управление велосипедом MotoCMS — компанией, занимающейся веб-дизайном и разработкой конструктора сайтов. Все нижеперечисленные советы испытаны на горьким опыте и проверены в действии.
Максимально всё спланировать
Ещё до того как вы «наехали» на камушек, спустило «колесо», или «велосипед» и вовсе загорелся, руководители проекта должны быть готовы к любому развитию событий и запастись превентивными методами и чётким планом. Запасные колёса, насос и аптечка, а также алгоритм действий, которые необходимо предпринять в случае возникновения проблемы — это маст хэв.
В условиях назначения на новый проект нужно в первую очередь разобраться в причинах возгорания велосипеда, и составить чёткий последовательный план действий по устранению кризиса.
Каждый план начинается с чётких целей, основные из которых:
Как только цели предопределены, руководитель должен составить детальный письменный план с конкретными действиями, которые нужно предпринять.
Проработать ситуацию с командой
В первую очередь нужно позаботиться, чтобы все сотрудники были проинформированы о наличии проблемы. Это поможет обеспечить бесперебойную работу бизнеса, а также позволит свести к минимуму возникновения паники вследствие «сарафанного радио» и распространение ложных вестей как внутри компании, так и в социальных сетях и медиа.
Если же кризис связан с назначением на руководство нового проекта, который находится на грани кризиса в связи с неэффективностью команды, то ситуация может обстоять немного сложнее. Практика показывает, что в таких ситуациях можно выделить несколько категорий сотрудников:
Как только чёткая работа команды налажена, и весь коллектив смотрит в одну сторону, бороться с любыми проблемами становится намного проще, так как это уже командная работа, а не старания в одиночку.
Наладить общение с клиентами и поставщиками
Конечно же, кризис-менеджмент, как и любой репутационный менеджмент должен быть основан на открытости и проинформированности. И это касается не только сотрудников, но и клиентов, а также партнёров, на которых он может каким-то образом повлиять, или предоставить какие-либо неудобства. Информирование — основа правильного управления клиентским опытом. Если знаете, что велосипед летит с горы и тормоза не работают — предупредите пешеходов и постарайтесь их обезопасить.
Вы же не хотите, чтобы клиенты и поставщики узнавали о ваших проблемах через средства массовой информации (а это вполне может произойти с лёгкой руки конкурентов) или от самих же сотрудников компании. Информация о любом кризисе, относящемся к вашей организации, должна исходить в первую очередь от вас, как от ее официального представителя. Частично планом антикризисных действий нужно делиться с клиентами и поставщиками, и регулярно его обновлять, показывая, какие действия вы предприняли на каждом этапе.
Выводы и ещё несколько дельных советов
Кроме всего вышеперечисленного, есть ещё несколько советов, которыми я хотел бы поделиться и которые могут быть полезными для предотвращения проблем и борьбы с кризисными ситуациями.
Всегда помните, что компания — это велосипед, на котором вы стремитесь к успеху и победам. Иногда с трудом под горку, иногда легко и непринуждённо. Главное в работе проджект-менеджера — понимать, что хоть вы и у руля, но с вами вместе крутит педали команда специалистов, и вы в ответе не только за себя и проект, но и за каждого из них, а также за проект в общем. Поэтому планируйте, действуйте — и вы все преодолеете!
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Кризис менеджмент — что это такое простыми словами? Обучение и примеры
Для того, чтобы выходить из трудных ситуаций, компании нанимают специалистов, которые умеют исправлять положение. Главное преимущество таких работников в их уверенности и стрессоустойчивости. Именно они и формируют кризис менеджмент, который может потребоваться любой компании.
Кризис менеджмент — что это такое простыми словами?
Рано или поздно все организации сталкиваются с кризисом.
Он может быть локальным, а может быть глобальным.
Большинство людей считают кризис чем-то плохим.
Но на самом деле, спад экономики – это не только трудности, это ещё и возможности.
Поэтому компании стараются нанять людей, которые способны увидеть даже в плохой ситуации для укрепления позиций на рынке.
Расширяться, когда другие сокращаются – это типичный пример кризис менеджмента.
Но не нужно думать, что всё так просто.
Иногда кризис ставит компании в такие условия, что её ресурсов не хватит не то, что для расширения, но и для продолжения своей деятельности.
Поэтому кризис менеджер должен учитывать возможности фирмы.
Сколько месяцев в таком же темпе она продержится? Будет ли спрос таким же высоким?
Это лишь некоторые вопросы из тех, которыми задаётся кризис менеджер.
Кризис менеджмент – обучение
Получить образование, необходимое для кризис менеджера можно не только в высших учебных заведениях.
Сейчас есть много курсов в интернете, в процессе которых слушатели овладеют всеми необходимыми навыками.
Их преимущество в том, что там дают только полезные сведения.
Ненужной теории в таких курсах минимум.
Но минус в том, что большинство компаний до сих пор больше ценят экономическое образование.
Поэтому диплом будет с запасом перекрывать все сертификаты о прохождении курсов.
Но не стоит забывать, что кризис менеджер в первую очередь выделяется не знаниями и умениями, а психологией.
Поэтому недостаточно просто пройти курсы, чтобы потом стать профессионалом.
Всё дело в том, что кризис менеджер должен не только предлагать идеи, но и убеждать других в их состоятельности.
Поэтому кризис менеджер должен быть ещё и хорошим оратором.
Примеры кризис менеджмента
Примеры кризис менеджмента проще всего сейчас найти в свежих новостях.
Из-за пандемии и экономического кризиса компании попали в тяжёлое положение, из которого вынуждены выбираться.
Есть несколько стратегий действия в кризисной ситуации: сокращение, адаптация и укрепление позиций.
Первые два можно отлично проследить в спорте, поэтому сейчас поговорим о футболе.
Там у клубов миллионные обороты. И очень многое зависело от телетрансляций.
А из-за пандемии посещение матчей запретили.
Тогда телевизионщики отлично выкрутились, просто подставив под картинку звук, чтобы матчи не теряли в атмосфере.
Также здесь можно выделить нестандартные решения, вроде возможности смотреть матч с определённого места благодаря установке дополнительных камер и микрофонов.
Ну а сокращение легко найти в любой сфере.
Компании просто увольняют сотрудников или переводят их в неоплачиваемый отпуск.
Тот же Арсенал уволил около 100 сотрудников из-за того, что на матчах нет зрителей.
И последний способ – расширять компанию в тяжёлый период самый сложный с психологической точки зрения.
Поэтому найти его примеры достаточно трудно.
Самый яркий из всех – Грант Кардон.
В момент одного из кризисов в США, когда фирмы закрывались, он вместе со своими сотрудниками работал больше, чтобы выйти на новый уровень и обслуживать больше клиентов.
В итоге фирма укрепила свои позиции, а после кризиса стали зарабатывать в несколько раз больше.
Кстати, это ещё и пример того, как без увеличения финансирования воспользоваться кризисом.
Компании сокращались и теряли клиентов, значит можно переманить их к себе без лишнего привлечения средств.
5 Кризис-менеджеров которые спасли от банкротства известные компании — смотреть видео
Заключение
Кризис менеджмент очень важен для любой компании.
По сути, именно его качеством определяется успех организации.
Если наняты настоящие специалисты, то можно не бояться потрясений.
Компания не только не обанкротиться, но и улучшит свои позиции.
Получить образование кризис менеджера можно в высших учебных заведениях или на специальных курсах.
Плюс первых в дипломе, а вторых в сроках и количестве навыков.
Но кризис менеджер должен обладать смелостью и способностью работать под давлением.
Психология в данном случае важнее знаний.
Кризис менеджер обычно выбирает между тремя стратегиями: расширяться, сокращать сотрудников или адаптироваться.
Для того, чтобы принять решение, он должен проанализировать ресурсы компании.
Расширяться нужно только в том случае, если есть чёткий план (для этого не всегда нужны средства).
P.S. А еще мы предоставляем услуги по продвижению ваших аккаунтов и групп в социальных сетях. Ознакомиться с ними вы сможете на этой странице
P.S.S. Чтобы написать данную статью, было потрачено много сил и времени. И если она принесла пользу вам, то возможно она принесет пользу и вашим друзьям.
Для этого нажмите и поделитесь с друзьями в социальных сетях. А для нас это будет лучшей благодарностью и мотивацией на будущее!
А хотите первыми узнавать об обновлениях? Подписывайтесь на новости блога
Кризис-менеджер — кто это
Профессия кризис-менеджера сейчас является достаточно востребованной как в Российской Федерации, так и за её пределами, ведь практически любое предприятие рано или поздно может столкнуться с кризисом. Работа кризис-менеджера заключается прежде всего в том, что именно на него возлагается задача по принятию жестких, иногда непопулярных решений по выведению субъекта хозяйствования из кризиса и сохранению бизнеса в целом. Именно поэтому знать о том, кто такой кризис-менеджер, когда следует обращаться к его услугам, и как работаю эти специалисты необходимо каждому руководителю или собственнику предприятия.
Кто такой кризис-менеджер — краткие сведения о профессии
Профессия кризис-менеджера, как отдельное направление деятельности возникла относительно недавно — в середине 20-го века, однако фактически потребность в ней, равно как и практическая реализация привлечения отдельных специалистов для решения сложных ситуаций, существовали с древних времен. Так, например, очень часто для реконструкции или возведения оборонительных сооружений привлекались специалисты из других стран. Более того, сама история призыва Рюрика на княжение на Руси может считаться примером обращения к постороннему специалисту для решения важных вопросов.
Таким образом, в общем случае кризис-менеджером называется специалист, который призван помочь организации справиться с текущей неблагоприятной ситуацией, возникшей в результате воздействия как внешних, так и внутренних негативных факторов, породивших кризис. Особенности работы этого сотрудника требуют от него наличия широкого спектра личностных качеств и должного уровня профессионализма. И для реализации поставленных перед ним задач кризис-менеджер должен иметь не менее широкий спектр полномочий.
Задачи кризис-менеджера — в чем заключается его работа
Как может быть понятно из самого названия профессии и её описания, основная задача кризис-менеджера — это выведение предприятия или его структурного подразделения из состояния кризиса. Однако, чтобы понять сущность этой работы, необходимо куда более детально рассмотреть деятельность специалистов в данной сфере. Ведь конкретные задачи, которые могут устанавливаться перед кризис-менеджером на практике, могут быть самыми разнообразными и включать в себя поиск и внедрение различных решений. При этом необходимо также понимать, что любые конкретные задачи, равно как и конкретные решения в рамках кризис-менеджмента являются сугубо индивидуальными — ведь каждое предприятие и тем более каждый конкретный кризис имеют свои особенности и нюансы, без учета которых применение общих и универсальных методик будет бесполезным.
Тем не менее, всё же можно выделить самые распространенные задачи, которые устанавливаются перед кризис-менеджером в рамках ведения его профессиональной деятельности. И к ним можно отнести следующие конкретные аспекты работы:
Как подобрать кризис-менеджера — аутсорс или штатный работник
Один из важнейших вопросов, который встает перед руководителями компании, принявшими решение о необходимости поиска антикризисного менеджера для исправления текущего положения или в целом, для защиты от возможного столкновения с кризисом в будущем — это вопрос того, где именно нанимать кризис-менеджера и на каких условиях прибегать к его услугам. Сейчас в большинстве случаев кризис-менеджеры работают как сторонние специалисты на условиях аутсорсинга или в рамках срочного трудового договора.
Тем не менее, в штате некоторых крупных компаний можно найти и сотрудников, работающих по направлению антикризисного менеджмента на постоянной основе — в рамках бессрочного трудового договора. Как же принять правильное решение? Лучше всего рассмотреть преимущества и недостатки каждого из подходов. Так, например, работа со штатным специалистом обладает следующими плюсами:
Однако такой подход имеет и ряд очевидных недостатков, которые тоже следует учитывать работодателям:
Учитывая все вышеприведенные факторы, можно понять, что большинство компаний предпочитают нанимать именно посторонних работников по принципу аутсорсинга и заключения гражданско-правового договора вместо трудового. В таком случае кризис-менеджер действительно будет заинтересован в скорейшем разрешении ситуации, на оплату его услуг придется нести затраты только в течение относительно короткого промежутка времени.
Какими качествами и навыками должен обладать хороший кризис-менеджер
Учитывая важность должности кризис-менеджера в рамках управления компанией и персоналом, следует понимать, что к специалистам в данной сфере устанавливаются крайне высокие требования. Причем эти требования касаются и личностных качеств, и практических навыков, и опыта работника. С точки зрения наличия документальных подтверждений образования или какой-либо квалификации же напротив, официальный диплом не имеет большого значения при трудоустройстве по рассматриваемой профессии.
В целом, каждое конкретное предприятие может устанавливать свои требования к кандидатам на роль кризис-менеджеров, однако обычно они включают в себя следующие составляющие характеристики кандидата:
Конечно же, при подборе специалиста в рамках кризис-менеджмента наибольшее значение имеет именно репутация и практический опыт решения задач по выведению предприятий из кризиса. Однако и специалисты, способные похвастаться значительным портфолио, являются достаточно редкими кадрами, найти которые может быть сложно даже с использование методов хедхантинга.
Насколько выгодна профессия кризис-менеджера — зарплаты в этой сфере
Как можно понять из вышеприведенной информации — профессия кризис-менеджера является крайне высокооплачиваемой. Ведь фактически от этого специалиста может целиком и полностью зависеть судьба целого предприятия и все его дальнейшее существование. Высокие требования к опыту и личным качествам сотрудника еще сильнее сужают количество кандидатов и фактически, поиск эффективного менеджера может стать сложной задачей для работодателя.
Соответственно — и уровень заработной платы этих специалистов является крайне высоким. Конечно, до того, чтобы стать кризис-менеджером, необходимо в обязательном порядке получить опыт работы в сфере управления персоналом, и, конечно же — реальные практические рекомендации или кейсы принятия важных решений в рамках борьбы с какими-либо кризисами.
Гонорары кризис-менеджеров могут достигать нескольких миллионов или даже десятков миллионов рублей за месяц работы. Распространенной практикой является предоставление менеджерам по итогам проведенной ими политики акций как доли предприятия, либо же — процента от прибыли всей компании. Ведь собственник и совет директоров напрямую заинтересованы в как можно более сильной вовлеченности специалиста в свою деятельность и высокой мотивации труда.