Кронштадт в питере что это
Что посмотреть в Кронштадте за один день
Один день в Кронштадте — это день свободы от архитектурных изысков Северной столицы, подъездов-колодцев и гулкого хоровода улиц. Не подумай ничего лишнего — Питер прекрасен, но от него часто бывает передозировка. Поэтому так прекрасно выехать на один день в Кронштадт — вдохнуть полной грудью морской воздух, посмотреть на памятник маленькой рыбке и просто помолчать на берегу Финского залива.
Как добраться в Кронштадт из Санкт-Петербурга
На автобусе
1. Автобус №101 от станции «Старая деревня».
2. Маршрутка К405 от станции «Чёрная речка».
3. Маршрутка К407 от станции «Проспект просвещения».
Первые два варианта проходят через станцию метро «Беговая», но есть вероятность, что автобус или маршрутка к этой остановке уже будут переполнены.
На «Метеоре»
На машине
От центра города до центра Кронштадта примерно 50 км, без пробок доберёшься за час.
Что посмотреть в Кронштадте за 1 день
Итак, ты добрался. Что дальше? Всё предсказуемо, как в любом городе мира — идём на главную площадь!
Якорная площадь
Эта площадь снискала славу сердца города, потому что, во-первых, она действительно в форме сердца. Во-вторых, на ней сосредоточено несколько важных достопримечательностей Кронштадта:
Площадь небольшая, все мемориалы ты осмотришь за 10 минут, по чугунной мостовой пройдёшься ещё за пять и будешь готов идти дальше — в Никольский морской собор.
Никольский морской собор
Здесь уже пятнадцатью минутами не отделаешься — собор так хорош, что его хочется рассматривать со всех сторон и внутри, и снаружи. При проектировании архитекторы вдохновлялись константинопольской Айя-Софией, ты это заметишь сразу. Связь с морской пучиной тоже видна невооруженным глазом — храм выкрашен в голубой цвет, а на куполах сияют якори.
Налюбовавшись храмом снаружи, заходим внутрь, потому что самое интересное именно там. Прежде всего, впечатляет размах: внутреннее пространство кажется необъятным благодаря необычной конструкции из металлических балок. Только представь, вместимость храма: пять тысяч человек!
Интерьер оформлен таким образом, чтобы посетитель видел звёздное небо над головой и морскую глубь под ногами. В звёздном небе сияет лик спасителя, а мурены встречают при входе. Внутренний купол похож на морской компас, а завесой алтаря служит военно-морской флаг России.
Летний сад
От Никольского морского собора плавно перемещайся в сторону Летнего сада. Как и в Санкт-Петербурге, его основали при Петре I. Когда-то даже центральная аллея парка была главной улицей города и на ней стояли дома императора и разных чиновников. Со временем их снесли, и уже в 1806 году парк сделали общественным.
Сейчас кронштадтский Летний сад славится уютными тенистыми аллеями, изящной чугунной решёткой, которую установили ещё в 1873 году, и памятниками русским морякам. Приходи с цветами!
Главный мемориал парка — памятник погибшим на клипере «Опричник», установленный здесь ещё в конце XIX века. Клипер пропал без вести в Индийском океане, предполагается, что он потерпел бедствие во время тропического шторма. Памятник состоит из таблички с именами погибших офицеров, Андреевского флага и переломленного якоря, символизирующего гибель надежды.
Петровский парк
Из Летнего сада по Красной улице перемещайся в парк Петровский. Место это знаковое: раньше здесь был плац, где проходили парады и строевые учения солдат и матросов города. Со временем тут разбили сад, потом переделали его в парк на голландский манер, а в центре установили памятник императору.
У памятника задержишь на несколько минут — ради этой звёздной достопримечательности мы его и советуем. Перед тобой девятиметровый Пётр I со шпагой в руках опирается на поверженный шведский флаг. Примечательно, что обычно Петра I изображают на коне, а здесь он радуется победе своего флота, стоя на бронзовых ногах. Когда-то монумент был окружен необычной оградой из якорной цепи и пушечных жерл, но, увы, её сохранить не удалось.
Кронштадт
Кронштадт сочетает в себе интересное местоположение в самом центре Невской губы, богатую историю и отличные морские виды. Кажется, что он специально создан для туризма, хотя в этом качестве активно развивается чуть более двух десятилетий.
Кронштадт — это город-остров. Большую часть времени существования на него можно было попасть только по воде. Хотя со строительством дамбы он формально утратил свой островной статус, но дух настоящего острова сохранил.
Кронштадт — морской город и город-порт. Вся его история неразрывно связана с морем, моряками и кораблями. Любой путеводитель по Кронштадту в изобилии содержит морские достопримечательности: якоря и корабельные орудия, памятники морякам и кораблям.
Кронштадт — самостоятельный город, но часть Петербурга. А точнее, его район — Кронштадтский. Его обособленность делает Кронштадт непохожим ни на одну другую петербургскую территорию.
Кронштадт — в прошлом закрытый город. До 1990-х годов в него могли попасть только работавшие здесь моряки и члены их семей. Сегодня Кронштадт открыт для всех, но далеко не весь исхожен туристами. Этот город хранит свои тайны и, сходя с привычных маршрутов, в нем можно бесконечно открывать что-то новое.
Кронштадт — город-крепость. Он окружен фортами, каждый из которых имеет свою историю строительства и использования длиною более сотни лет. На какие-то можно добраться по суше, на другие — только по воде. Но их посещение стоит включить в свою программу.
Кронштадт — город развивающийся. Сейчас в нем активно строятся новые жилые дома, сюда переезжают в том числе люди, не связанные с морем работой. Постепенно он превращается в современный и динамичный город.
Кронштадт — город музейный. При относительно небольшой площади их здесь огромное количество. Большинство связаны с морем, кораблями, военной историей. Новые музеи и музейные парки продолжают открываться.
Кронштадт — город парадов. Именно зрелище проходящих по фарватеру огромных военных гигантов привлекает сюда толпы туристов на День города, День Военно-морского флота, День победы.
Кронштадт — город ветров. Они есть всегда, даже в жаркие дни. От туристов прогулка потребует предусмотрительности. Например, тонкой ветровки в рюкзаке в погожий летний день на всякий случай.
Кронштадт — город экспедиций. С Петровской пристани за всю историю существования порта их отправлялось великое множество. Крузенштерн, Беллинсгаузен, Лазарев и другие именитые мореплаватели начинали свои экспедиции именно отсюда. Сегодня многие исследовательские суда тоже отправляются из Кронштадта.
Кронштадт — город туристический. Сегодня это одна из жемчужин Петербурга, которая привлекает туристов практически в любое время года. Каждому Кронштадт предложит что-то своё: познавательный или активный отдых, отличные виды и вкусные рыбные блюда, богатую историю и интересную культурную программу.
Как добраться
Поездка в Кронштадт начинается из Петербурга. Попасть в город можно множеством способов — в Северную столицу следуют все основные виды транспорта.
Самолетом
Петербургский аэропорт «Пулково» принимает все международные и внутренние рейсы в город. Он находится в 70 км от Кронштадта.
Если ехать на автомобиле, дорога по южному побережью Невской губы Финского залива займет около 50 минут. Это намного быстрее, чем другими способами.
Путь на общественном транспорте будет более длительным. Потребуется сменить как минимум три вида транспорта: доехать от аэропорта до станции метро «Московская» автобусом № 39, затем на поезде метро до станции «Старая деревня», «Беговая», «Черная Речка» или «Проспект Просвещения», а далее на автобусе или маршрутке до места назначения. Выбирая такой способ, на дорогу стоит закладывать не менее полутора часов.
Поездом
Петербургские вокзалы (Московский, Витебский, Балтийский, Ладожский, Финляндский) расположены преимущественно в центре города. Поэтому от них добраться до Кронштадта на общественном транспорте можно быстрее, чем из аэропорта. Для этого необходимо спуститься в метро на ближайшей станции и так же доехать до «Старой деревни», «Беговой», «Черной Речки» или «Проспекта Просвещения», откуда отправляется транспорт в Кронштадт. Далее ехать автобусом или маршруткой.
Автобусом
Если вы приезжаете в Петербург автобусом к междугороднему автовокзалу на набережной Обводного канала, можно пешком дойти до станции метро «Обводный канал», что займет не более десяти минут. Оттуда необходимо доехать до любой станции отправления автобусов и маршруток в Кронштадт: «Старой деревни», «Беговой», «Черной Речки» или «Проспекта Просвещения».
Муниципальный автобус № 101 в Кронштадт отправляется от станции метро «Старая деревня». Время в пути составляет чуть более часа. В пути он проезжает станцию метро «Беговая», где также можно на него сесть.
Из Кронштадта первый автобус отправляется примерно в 5:00, от «Старой деревни» — на час позже. В часы пиковой нагрузки они следуют каждые 15 минут, ранним утром и поздним вечером — раз в полчаса.
Стоимость проезда на автобусе в Кронштадт составляет 50 рублей. Так как технически это поездка в другой район Петербурга, действуют все виды городских проездных, например, карта «Подорожник».
Конечной остановкой маршрута в Кронштадте является Гражданская улица недалеко от Гостиного двора. Выходить здесь удобно — легко дойти пешком до основных достопримечательностей.
Маршруткой
Самый быстрый общественный транспорт до Кронштадта — маршрутные такси, которые отправляются от нескольких станций петербургского метро. Проезд стоит дороже, чем на автобусе, но ходят они чаще.
От метро «Черная речка» следует маршрутка № К-405, которая отправляется каждые 18 минут с раннего утра и до полуночи. Стоимость проезда составляет 89 рублей.
От метро «Проспект Просвещения» в Кронштадт отправляется маршрутка № К-407. Она ходит с 6:00 до 23:00. Важно учитывать, что несмотря на такой плотный график утром в будни из Кронштадта и вечером из Петербурга желающих уехать бывает очень много.
Обе маршрутки в Кронштадте следуют до остановки «Ленинградская пристань» на восточной оконечности острова. Если цель — увидеть основные достопримечательности Кронштадта, нужно попросить об остановке раньше, например, у Гостиного двора.
Водный транспорт
Водный транспорт — самый красивый и романтичный способ попасть в Кронштадт. Местные жители пользуются им редко из-за высокой стоимости, а вот туристы — охотно.
В Кронштадт ходят суда на воздушной подушке — метеоры. Время в пути составляет один час, в течение которого пассажиры наслаждаются отличными видами Невы и побережья Финского залива, а также кронштадтских фортов.
Существует два вида «метеоров»: экскурсионные и рейсовые. Билеты на первые продают туристические компании так называемым «пакетом». Он включает поездку туда и обратно, а также экскурсию по городу.
Рейсовые метеоры предполагают просто поездку в один или оба конца. Они отправляются от Сенатской пристани и делают в Петербурге еще одну остановку — у причала «Зимняя канавка». В Кронштадте суда останавливаются у форта «Петр I», от которого легко дойти до парка «Остров Фортов», и на Зимней пристани недалеко от центра. От последней можно за десять минут дойти до Якорной площади.
Проезд на метеоре обойдется в 1395 рублей на взрослого. Льготы есть у студентов, школьников и пенсионеров и дают небольшую скидку в 200 рублей. Для ребенка до 11 лет нужен билет за полцены, а детей до трех лет можно брать с собой бесплатно.
Показать трансферы из Кронштадта
Ещё 2 предложения
Кронштадт | Московский вокзал | от 2325 p. |
Кронштадт | Центральный Район Санкт-Петербург | от 3557 p. |
Кронштадт | Петергоф | от 3950 p. |
Кронштадт | Санкт-Петербург Порт | от 4738 p. |
Кронштадт | Аэропорт Пулково | от 4738 p. |
Кронштадт | Зеленогорск Санкт-Петербург | от 4738 p. |
Кронштадт | Кировский Район Санкт-Петербург | от 5532 p. |
Кронштадт | Санкт-Петербург | от 5532 p. |
Кронштадт | Пушкин | от 5907 p. |
Ещё 2 предложения
История
Остров Котлин был известен задолго до того, как Петр I основал на нём город Кронштадт. Впервые в российской истории он упоминается в Ореховском мирном договоре 1323 г. как граница между Новгородской республикой и Швецией. Тогда новгородцы, часто снаряжавшие в Европу торговые корабли с ценными товарами держали на острове так называемую морскую стражу.
Крепость-сюрприз
Поздней осенью 1703 г. шведы привычно ушли на зимовку. Петр Первый дождался становления льда в Невской губе и повелел приступить к строительству двух фортов: на острове Котлин и на насыпи напротив. Руководить подготовкой и строительством император поручил Александру Даниловичу Меншикову.
Насыпь создавалась прямо на льду. Там ставили ряжи (срубы) из крепких бревен, которые наполняли камнями. Кончив работу, вокруг готового ряжа прорубали лед и он уходил на дно.
На этой основе была поставлен один форт, а другой спешно возвели на самом острове. Привычно пришедшие к острову с началом навигации шведы были изумлены. На ранее принадлежавшем им острове стояла крепость, не пропустившая их к Невской губе. Обойти новую крепость с севера было невозможно — там было слишком мелко для прохода судов.
Петр I не только отправил моряков сделать замеры, но и проверил их работу лично до начала строительства. На рукотворном острове напротив был сооружен форт. Таким образом, фарватер, ведущий к новой петровской столице, оказался защищен перекрестным огнем.
Из форта в город
Датой основания Кронштадта считается 7 (18) мая 1704 г. В этот день первый форт был освящен и назван Кроншлотом, то есть коронным замком. В последующие два года шведы пытались взять его дважды и оба раза безуспешно. За всю историю его существования мимо форта не прошло ни одно неприятельское судно, даже во время Великой Отечественной войны.
На земле возле острова Котлин активно строились новые форты. За время существования крепости возвели 21. Уже весной 1705 г. в Кронштадте бросили якорь новые российские суда, созданные по приказу Петра I. Тут были фрегаты «Нарва», «Петербург», «Триумф», Кроншлот» и другие корабли. 4 июня того же года к Кронштадту подошла шведская эскадра адмирала Анкерштерна. Однако боя не состоялось — неожиданно появившиеся перед непрошенными гостями русские суда заставили шведов изменить свои планы.
Кронштадт почти сразу же стал не только военным, но и торговым городом. Первые суда с товарами его порт принял в 1713 г. С тех порт Кронштадт стал важным портовым центром — ежегодно он принимал до 180 иностранных кораблей. Семь лет спустя в будущем городе появилась даже собственная таможня.
Из-за интенсивного судоходства кронштадтский фарватер уже в 1719 г. решили сделать более безопасным для движения в темное время суток. Тогда началась постройка деревянного маяка на котлинской косе.
В 1723 г. Петр I заложил город-крепость Кронштадт. Это название означает коронный город. Уже тогда он стал важной базой Балтийского флота России и остается таковым и поныне. Считается, что имя своему любимому детищу выбрал сам Петр I, а наречение нового города отметили пушечной пальбой.
Новый город был хорошо вооружен, ведь он служил основой защиты новой петровской столицы. В год основания Кронштадта его защищали 358 пушек, 11 гаубиц и 19 мортир. В гарнизоне города-крепости числилось более двух тысяч человек.
Пожар и наводнение
В 1764 г. Кронштадт сгорел. Пожар был такой силы, что уничтожил почти все городские постройки. Город после него не восстанавливали, а практически отстраивали заново. Архитектор Савва Чевакинский разработал генеральный план.
Вновь отстроенный Кронштадт не был городом исключительно кораблей и доков. Широкую известность получил местный клуб, называвшийся Морское собрание. Высоко ценилась его библиотека, в которой насчитывалось свыше 100 книг различных жанров и тематики.
Позднее Екатерина II захотела перевести Адмиралтейство из Петербурга в Кронштадт и в городе возвели для него комплекс зданий. Но Павел I переезд отменил. Открытый всем ветрам и расположенный в самом центре Невской губы
Кронштадт обычно первым принимал на себя удары стихии. Наводнения в городе были делом привычным. Описанное Пушкиным наводнение 1824 г., наделавшее столько бед в Петербурге, не прошло даром и для Кронштадта. Уровень воды в ночь на 8-е ноября достиг отметки 11,5 м выше ординарной линии на кронштадтском футштоке.
Порт, форты и гражданские постройки были в основном разрушены. В гавани Кронштадта в ночь, когда вода достигла пиковых отметок, было пришвартовано 94 судна. К утру на плаву остались только 12 из них.
Восстановлением занимался специально созданный Комитет об устройстве Кронштадта. Его усилиями в городе появились многие сохранившиеся до наших дней постройки: Гостиный двор, Военно-морской госпиталь, Арсенал.
Кронштадт всегда шагал в ногу со временем. Когда стало ясно, что паровые двигатели в скором времени окончательно вытеснят паруса, в городе появился свой пароходный завод. Произошло это в 1847 г.
Мятежи
Кронштадт — город, где основную массу населения всегда составляли моряки. Здесь нередко возникали мятежи. В 1905 г. восставшим удалось захватить город, начались погромы. Утихомирили их спешно прибывшие из Петербурга и Ораниенбаума (ныне Ломоносова) войска. 3 тысячи человек арестовали, 9 — приговорили к каторге, 67 — отправили в тюрьму.
В 1921 г. в Кронштадте среди членов местного совета не оказалось большевиков. Вспыхнувшее вслед за этим восстание проходило под лозунгом «Власть Советам, а не партиям!». Кронштадтский мятеж жестко подавили, хоть и удалось это только со второй попытки. Всех выживших участников восстания выселили с острова в 1922 г.
Незахваченная крепость
Во время Великой Отечественной войны Кронштадт, как и сам Ленинград, оказался в блокаде. Но не был захвачен немцами. В городе существовала своя, так называемая Малая дорога жизни — ледовый путь из Ораниенбаума и Лисьего носа, который использовали для снабжения осажденного острова продовольствием. Сегодня на улице Восстания в Кронштадте есть памятник, напоминающий об этой опасной, но такой важной дороге.
Кронштадт неоднократно подвергался бомбардировкам. Немецкая авиация топила корабли и разрушала здания. Не трогали немцы только Морской собор. Видимый с любой точки акватории Невской губы он служил отличным ориентиром для направляющейся к Ленинграду авиации.
Секретный город
Кронштадт из-за своего островного местоположения всегда был обособленным городом. Но в советский период он стал по-настоящему закрытым. Въезд был разрешен только для гарнизона и членов семей проживающих здесь военных.
В 1984 г. Котлин перестал быть островом с географической точки зрения. Он был соединен с северным побережьем Невской губы автомобильной дорогой, проложенной по дамбе. Но закрытый статус города это не изменило.
Наконец, в 1996 г. въезд в город открыли для всех. Кронштадт сразу полюбили туристы. Из таинственного и недоступного он превратился в одно из самых популярных направлений для поездок из Петербурга.
В 2009 г. Кронштадт награжден званием «Город воинской славы».
Климат и погода в Кронштадте
Климат Кронштадта аналогичен петербургскому. Однако из-за близости воды здесь часто может быть на два-три градуса прохладнее, чем в центральных районах города.
Лето в городе теплое, но не жаркое. Западный и северо-западный ветер охлаждает воздух, поэтому летний зной переносится легче. Средняя температура июля составляет +18 °C.
Погода очень переменчива. Утреннее голубое небо и яркое солнце к обеду легко могут превратиться как в небольшой дождичек, так и в ливень с грозой и порывистым ветром. Дожди в Кронштадте в любое время года — совсем не редкость. Осенью погода становится еще более неустойчивой.
Ноябрь и часто декабрь — период традиционных штормовых ветров, обложных дождей или мокрого снега. Туристу, рискнувшему отправиться в Кронштадт в это время, стоит особенно тщательно продумать свою одежду. В приоритете непромокаемость и непродуваемость. А еще захватить с собой термос с горячим чаем: +5 °C из-за ветра и повышенной влажности могут легко ощущаться как полноценный десятиградусный мороз.
Самым морозным месяцем обычно является февраль. Март же традиционно имеет репутацию самого солнечного, хотя по ночам столбик термометра тоже опускается ниже нулевой отметки.
Отзывы по месяцам
Транспорт
Площадь Кронштадта составляет чуть более 1,5 тысячи гектар. Из-за его небольших размеров транспорт, который не выезжает за пределы района, здесь развит не слишком хорошо. В нем попросту нет необходимости, так как большую часть острова легко обойти пешком.
Следующие из Петербурга автобусы и маршрутки частично берут эту функцию на себя. Они пересекают большую часть острова и успешно заменяют локальные маршруты.
Автобусы
В Кронштадте три локальных автобусных маршрута. Все они начинаются от остановки «Ленинградская пристань». № 1КР следует до Макаровских ворот, № 2КР — на противоположную западную оконечность острова до форта Шанц. Маршрут № 3КР соединяет пристань с Цитадельским шоссе (городской квартал 19Б).
Кронштадтские автобусы являются петербургскими городскими маршрутами. Поэтому стоимость билетов соответствует таковой в других районах. Проезд стоит 55 рублей. Все городские проездные билеты действительны.
Такси
В Кронштадте работают все петербургские службы такси. Есть и собственные кронштадтские, например, Наше такси. Вызвать машину можно с помощью приложений: Яндекс Такси, Таксовичков, Uber, Ситимобил, KiwiTaxi.
Стоимость поездки в пределах Кронштадта в среднем составит около 200 рублей. А вот поездка в другие районы Петербурга из-за удаленности Кронштадта выйдет совсем небюджетной. Такси в центр Петербурга, например на Московский вокзал, обойдется порядка 1500 рублей, в аэропорт «Пулково» — более 2000 рублей.
Фотографии Кронштадта
Районы
Кронштадт не имеет административного деления на районы. Это связано с тем, что он сам официально является Кронштадтским районом Петербурга.
Внутри этого не самого большого по площади городского района есть только одно муниципальное образование под названием город Кронштадт.
Интерес для туриста представляет в основном восточная (юго-восточная) часть острова Котлин. На этой его оконечности находится Ленинградская пристань, от которой начинается большинство маршрутов общественного транспорта.
На южной оконечности расположены несколько гаваней: Угольная, Лесная, Петровская, Купеческая и Каботажная. С точки зрения достопримечательностей и вида на Большой Кронштадтский рейд интереснее всего Петровская и Купеческая. У Каботажной расположился парк «Остров фортов».
Центральная часть острова Котлин вдоль Кронштадтского шоссе от Кронверкского канала до дамбы представляет собой ничем особо непримечательные жилые кварталы. На западе острова расположен заказник «Западный Котлин», а в самой крайней точке — форт «Риф». Сюда стоит отправляться за красивыми видами и эффектными фото.
В Кронштадт приезжают в основном на один день и отелей здесь немного. Большинство гостиниц расположены всё в той же юго-восточной части острова. Это обеспечивает отдыхающим быстрый доступ пешком к основным достопримечательностям.
Что посмотреть в Кронштадте
Несмотря на свои скромные размеры, Кронштадт встречает гостей разнообразием достопримечательностей и туристических маршрутов. Можно провести здесь насыщенные полдня и осмотреть основные точки притяжения туристов. А можно остаться на несколько дней для неспешного посещения музеев, морской прогулки к фортам и отдыха в городских парках.
Главные достопримечательности
В Кронштадте два крупных центра притяжения для гостей: Якорная площадь и Петровская пристань. Именно вокруг них сосредоточены основные туристические потоки.
Якорная площадь и окрестности
Прогулку по Кронштадту многие начинают с Морского Никольского собора.
Это самое высокое строение города, которое видно издалека. Собор действующий, но открыт для туристов ежедневно. На внимательное изучение внутреннего убранства можно легко потратить целый час. Храм начали возводить в 1903 г. по указанию Николая II. Он посвятил строительство собора 200-летию русского флота, истоки которого были неразрывно связаны с Кронштадтом. На закладке собора присутствовал император с семьей и приближенными, после торжественной церемонии они посадили рядом 32 дуба.
Морской Никольский собор построили относительно быстро с учетом его размеров — его освятили уже через 10 лет. В 1929 г. его закрыли и разорили. В советские годы тут были и кинотеатр, и клуб, а позже — музей. Сегодня он имеет статус главного военно-морского храма России.
Памятник Макарову, расположенный на площади перед собором — один из самых известных в городе. Он был открыт в год освящения храма — в 1913 г. и поражает туристов необычно экспрессивной композицией. Адмирал стоит с энергично вытянутой вперед рукой, полы его шинели развевает ветер. Основание памятника с трех сторон украшают барельефы, на которых представлены значимые события из военной карьеры адмирала. Спустя более века с момента установки монумента у кронштадтцев по-прежнему особое к нему отношение. Сегодня у памятника принимают присягу будущие моряки.
Макаровский мост, расположенный по соседству, привлекает внимание своим изяществом. Его пытались назвать Подвесным, а в советское время — Красным. Но именно название Макаровский по расположенному рядом памятнику употребляли кронштадтцы все эти годы.
Эта небольшая пешеходная переправа, которая помогает горожанам успешно преодолевать глубокий овраг, уже отпраздновала свой вековой юбилей. Моста также появился в 1913 г. и был создан рабочими Кронштадтского Пароходного завода. С задачей они справились всего за три месяца. Для того времени мост был неслыханным новшеством. Это породило легенду о том, что Николай II побоялся самолично пройти по нему первым — больно хрупким и изящным тот выглядел. Тогда это сделал один из офицеров, доказав прочность конструкции. Император якобы наградил его за храбрость.
Вокруг Петровской пристани
На Петровскую пристань стоит отправится за отличным видом на пришвартованные здесь военные корабли. Нужно непременно захватить с собой фотоаппарат: этот морской пейзаж заслуживает множества фотографий.
Еще одно название пристани — Зимняя. Это связано с тем, что корабли здесь можно увидеть круглый год. Они стоят пришвартованными и в зимнее время. До середины XIX в. стенки Петровской пристани были деревянными. Во второй половине девятнадцатого столетия их облицевали камнем. Дошедший до наших дней архитектурный ансамбль был завершен в 1882 г.
Белоснежный деревянный маяк недалеко от Петровской пристани является визитной карточкой Кронштадта и придает пейзажу особую атмосферу. Его начали возводить еще в 1722 г. Маяк стал неотъемлемой частью ансамбля Петровского канала, ведущего к сухому доку. Подойти к нему можно, только оплатив вход на территорию парка «Патриот». А войти внутрь необычной деревянной башни не получится — маяк по-прежнему действующий. Его свет в темное время суток можно увидеть на расстоянии 30 км. При этом у одного из первых маяков России по-прежнему нет официального названия.
Настоящей жемчужиной кронштадтской архитектуры считается Итальянский дворец, расположенный недалеко от Петровской пристани. Когда-то он назывался Собственным Его Императорского Величия домом и принадлежал первому губернатору Кронштадта Александру Меншикову. За свою историю здание множество раз меняло владельцев и функции. Сейчас туристу стоит побывать в нем — там расположен Военно-морской музей.
Синий мост Кронштадта представляет интерес не сам по себе, а как место сосредоточения сразу нескольких достопримечательностей. На его опоре находится футшток, который служил эталоном для определения высоты над уровнем моря. Рядом расположился небольшой павильон с окнами. Внутри неё мареограф, который измеряет уровень воды в Балтийском море с 1899 г. и действует по сей день. У противоположной каменной стены Обводного канала расположена одна из самых маленьких скульптур Кронштадта. Это памятник блокадной колюшке — крошечной рыбке, которая спасала кронштадтцев от голода в тяжелые годы блокады.
Форт «Великий князь Константин», в котором расположен Музей маячной службы, можно посетить во время речной прогулки или по суше. Укрепления форта сохранились, с него открывается хороший вид на залив. Попасть к форту можно и из центра Кронштадта. От Зимней пристани семь раз в день отходит бесплатный автобус.
Необычные места
В Кронштадте есть своё Дерево желаний, которое находится на берегу Обводного канала. У этого дерева имеется ухо, куда нужно прошептать свою мечту. А чтобы дерево исполнило её наверняка, просящие обычно кладут монетку в гнездо совы.
Кронштадт — хорошее место, чтобы полюбоваться морскими пейзажами. В том числе, и вдали от обустроенных набережных. Любителям прогулок на природе стоит отправится на эко-тропу «Западный Котлин», расположенную в одноименном заказнике. В нем обустроена специальная вышка для наблюдений за птицами, а еще есть живописные развалины форта Шанц.
Некоторые небанальные места Кронштадта находятся не в лучшем состоянии. Например, форт «1-й Северный», куда можно добраться по суше. Он пока не приспособлен для туристических или других целей, а потому представляет собой развалины со множеством граффити и мусора.
Еще одно такое место — Кронштадтская крепость, расположенная на северной оконечности острова. Сегодня она частично представляет собой руины, а в другой части используется стоянками, автосервисами и другими организациями. Состояние когда-то величественного исторического памятника оставляет желать лучшего, но посмотреть все равно стоит.
В Кронштадте можно посвятить время и пляжному отдыху — здесь есть свой благоустроенный пляж недалеко от Ленинградской пристани. На нем имеются раздевалки и детская площадка, а также дежурят спасатели. Для спуска в воду сделаны удобные бетонные ступени.
Форты Кронштадта
Посещение фортов Кронштадта поставит яркую точку в знакомстве с городом. Начать стоит с тех фортификаций, до которых легко добраться по суше.
Форт «Петр I» до планируемого окончания реконструкции в 2025 г. частично закрыт для посещения, так как в нем находилась база хранения арсенала. Но рядом расположен причал метеоров, с которого форт хорошо просматривается. Его первое название «Цитадель», а строительство началось еще при жизни Петра I — в 1721 г. После наводнения 1824 г. «Цитадель» решили восстановить первым. Вместо деревянной фортификации сделали каменную.
Форт «Великий князь Константин» находится недалеко от Кронштадтского корабельного фарватера и является самым приспособленным для посещения. Сохранившиеся фортификационные сооружения отреставрированы и пригодны для осмотра. Внутри находится Музей маячной службы, проводятся праздники и квесты. Форт начали строить в 1808 г. Название свое он получил в честь великого князя Константина Николаевича. Его отец Николай I назначил сына генерал-адмиралом российского флота, когда тому едва исполнилось 4 года.
Форт «Шанц» или Александровская батарея впервые был создан в 1706 г., но потом несколько раз перестроен. Сейчас он представляет собой живописные развалины и находится на территории заказника «Западный Котлин».
Самой западной точкой Кронштадта является форт «Риф». Первую небольшую батарею построили здесь в 1705 г., а сохранившийся до наших дней комплекс возвели в 1889 г. Сейчас форт арендован и готовится к реставрации. Вход на него уже платный, можно пройти по территории и посетить казармы.
«Первый Северный» — еще один форт, куда можно добраться по суше. На нем, хоть и с перестройками, сохранились остатки батарей середины XIX в. До 2002 г. фортификация была военным складом. Когда военные оставили форт, его полностью разграбили: всё металлическое выломали и сдали в металлолом. Сейчас на форте периодически проходят субботники, во время которых энтузиасты убирают следы многочисленных пикников.
Форт «Александр I» известен, как «Чумной». Добраться до него по суше нельзя, а потому именно его в свое время выбрали местом для открытия первой в России противочумной лаборатории. Ученые поселились здесь в 1899 г., исследования проводились до начала Первой мировой войны. С показом по российским телеканалам известного французского телешоу «Форт Боярд» интерес к «Александру I» возрос. Форт является фактически двойником зарубежной «телекрепости».
Современный форт Кроншлот построен на месте тех самых укреплений, которые возведены по приказу Петра I всего за одну зиму 1703 г. Сегодня это один из самых живописных фортов с двумя маяками и неплохо сохранившимися бастионами, цейхгаузом и караульным домов. Форт должен открыться в отреставрированном виде в 2025 г.
Во время морских прогулок, которые к Кронштадте предлагают несколько компаний, возможна также и экскурсия к другим фортам. В их числе «Зверев», «Павел I», «Граф Милютин» и несколько других.