Кросс доковый склад что это
Кросс-докинг
Кросс-докинг (англ. cross «напрямую; пересекать» + docking «стыковка; причаливание»), сквозное складирование — это приёмка и отгрузка грузов через склад напрямую без размещения их в зоне долговременного хранения. Этот логистический прием внутри цепи поставок позволяет согласовать по времени отгрузку со склада…
Кросс-докинг (англ. cross «напрямую; пересекать» + docking «стыковка; причаливание»), сквозное складирование — это приёмка и отгрузка грузов через склад напрямую без размещения их в зоне долговременного хранения. Этот логистический прием внутри цепи поставок позволяет согласовать по времени отгрузку со склада и доставку товаров. Технология кросс-докинга сейчас активно используется в развитых странах.
Что такое кросс-докинг?
Это технологический процесс, который исключает из цепи поставок этап хранения товара на складе. Логистическая цепочка упрощается, соответственно снижается стоимость товара, он становится более конкурентоспособным.
Эта технология работы склада требует грамотного согласования всех этапов цепи поставок, скоординированного движения транспортных и товарных потоков.
По сути под кросс-докингом имеют в виду быструю передачу товаров между продавцом и покупателем. Эта цепь самая простая и требует меньше всего затрат. Иногда требуется дробление крупных поставок.
Плюсы и минусы кросс-докинга
Плюсы:
Преимущества технологии кросс-докинга:
Минусы:
Категории товаров для кросс-докинга
Товары, для которых технология кросс-докинг станет выгодным решением:
Характеристики склада для кросс-докинга
Для эффективной работы технологии кросс-докинга необходимо складское помещение (площадка), имеющее достаточное количество ворот (желательно одни ворота на 300–500 м2 площади) с достаточным количеством грузоподъемной техники.
Теоретически, при выполнении операций кросс-докинга склад в классическом его понимании не нужен. Здесь больше подойдет невысокое помещение прямоугольной формы, оборудованное с двух сторон погрузо-разгрузочными доками. Такое расположение доков позволит минимизировать пробеги техники, обрабатывающей товар, и разделить входящий и исходящий товарные потоки.
Важное условие бесперебойной работы традиционного склада — достаточное количество места для товара на складе. Для склада, использующего технологию кросс-докинг важнейшим аспектом является транспортная пропускная способность склада. Организация движения автотранспорта должна быть на высшем уровне. Здесь используется самый разнообразный транспорт. Возможно использование легковых малолитражек.
Как устроен кросс-докинг
Существует одноэтапный и двухэтапный кросс-докинг.
Одноэтапный кросс-докинг
Товар принимают, а затем отгружают получателю в том виде, в каком он пришел, и под тем же номером. Для склада содержимое палеты неизвестно: он принимает одно складское место и отгружает одно складское место.
При двухэтапном кросс-докинге отгруженная партия товара переоформляется и разделяется на группы. Особенность 2-х этапного кросс-докинга в повышенной безопасности: упаковка каждой единицы груза в отдельно взятых пределах складского места должна иметь свою маркировку, номер заказа и наименование грузополучателя и исключать несанкционированный доступ.
В обоих случаях полностью исключается размещение товара на хранение. Изначально предполагается, что товар на складе уже зарезервирован под грузополучателей, входящих в перечень поставки, т.е. заранее известно, куда он пойдет.
Особенности кросс-докинга
В системе сквозного складирования обрабатываются товары повышенного спроса и большого объема транспортировки. При низком товарообороте кросс-докинг логистика не выгодна для компаний, использующих складские помещения.
В процессе сортировки при кросс-докинге товар не извлекается, конкретный заказ формируется без вскрытия фабричной упаковки.
Среди логистических аутсорсеров кросс-докинг – одна из самых дешевых услуг.
Практически в каждом случае применение кросс-докинга подразумевает то, что автомобильный транспорт используется на всех потоках (входящем или исходящем). Иногда может использоваться способ ядра: из транспорта по пути будет выгружена лишь небольшая часть груза, адресованная в иное направление. На освободившееся место загружается другой груз, идущий в тот же пункт назначения. В настоящее время этот способ кросс-докинга используется только для железнодорожного транспорта.
Сквозное складирование, в первую очередь, предназначено для увеличения скорости поставок, так как конкурентное преимущество создает быстрая доставка.
Документооборот при кросс-докинге
Для качественной работы кросс-докинга важно организовать эффективное информационное обеспечение, оформленное в виде электронного документооборота. Вся информация о приходах и расходах, о перемещении товара на площадке должна быть достоверно и четко сформулирована и доступна операторам склада, поставщикам и грузополучателям в режиме реального времени. При большом количестве поставщиков и/или получателей понадобится разрабатывать сложную IT систему.
Применение кросс-докинга в России
В России кросс-докинг начали применять в 90-х годах 20 века. В настоящее время он является важным звеном логистической цепочки в распределительных центрах ритейлеров, таких как, «Пятерочка», «Лента», «Магнит».
При проектировании новых складских помещений часто предусматривается возможность кросс-докинга. Доки делаются с двух сторон склада, с одной стороны – на въезд, с другой – на выезд.
Все чаще владельцы бизнеса стали обращаться к технологии сквозного складирования, т.к. заинтересованы в оптимизации расходов на аренду складов и увеличении скорости доставки продукции.
Что такое кросс-докинг. Объясняем простыми словами
Кросс-докинг — сквозное складирование, когда приёмка, распределение и отгрузка продукции происходят без размещения в зоне долговременного хранения.
Кросс-докинг позволяет упростить логистическую цепочку, уменьшить затраты на хранение и благодаря этому снизить стоимость транспортировки в целом, а также повысить скорость доставки товара потребителю.
Проще говоря, суть кросс-докинга в том, что товар большую часть времени находится в машине, в пути, а на складе практически не лежит.
Кросс-докинг в первую очередь предназначен для увеличения скорости поставок, а не для экономии. Его применяют, когда быстрая доставка является конкурентным преимуществом компании.
Пример употребления
«Межгосударственные торговые войны, санкции, программы импортозамещения в России — всё это началось ещё до пандемии и тоже неоднократно приводило к дефициту свободного транспорта в регионах, поэтому развитие кросс-докинга вполне можно назвать долгосрочной тенденцией».
(«Коммерсант» — о ситуации на рынке международных и внутренних перевозок весной 2021 года.)
Нюансы
Кросс-докинг подходит для доставки изделий с повышенным спросом, продуктов питания и других товаров с ограниченным сроком реализации, а также позиций с максимальным качеством, которые не нуждаются в процедуре приёмки.
Считается, что максимально эффективным кросс-докинг становится, когда товарооборот компании-поставщика достаточно высокий, хранение товара обходится дорого. Или если фирма занимается сезонной продукцией, которую нет смысла долго хранить на складе. И, наконец, когда крупные поставки товара идут с определённым промежутком одному и тому же дистрибьютору.
Несмотря на кажущуюся простоту и удобство кросс-докинга, он подходит далеко не всем компаниям. От такого вида складирования придётся отказаться, если нет подходящей инфраструктуры, транспортный парк мал и нет хорошей IT-системы для логистики.
Термин произошёл от англ. cross-docking (cross — «пересекать напрямую», dock — «погрузочная платформа», «стыковка»). Дословное значение — пересечение платформы напрямую.
Что такое кросс-докинг? Виды, плюсы и минусы
В 21 веке компании постоянно заботятся о скорости и производительности цепи поставок. По мере роста мировой экономики и сотрудничества предприятий с поставщиками внутри страны и за рубежом управление логистикой становится как никогда важным.
В связи с этим большинство компаний ищут конкурентного преимущества.
Кросс-докинг – это один из способов, с помощью которого ваш бизнес может повысить скорость и производительность цепи поставок, помогая вам расти быстрее и опережать конкурентов.
Сегодня мы разберем, что такое кросс-докинг, как он может принести пользу вашему бизнесу, а также обсудим возможные проблемы.
Что такое кросс-докинг?
Кросс-докинг – это метод логистики, при котором товары от поставщика или производителя распределяются напрямую между покупателем или розничной сетью.
Это в основном означает, что входящий груз выгружается непосредственно в исходящую партию, что устраняет необходимость в хранении или складировании. В этом сценарии центр распределения используется больше для сортировки товаров, чем как склад или место хранения ваших запасов.
С практической точки зрения это означает, что в объекте кросс-докигна распределительный центр служит центром, где товарные запасы быстро обрабатываются и перемещаются к следующей части процесса отгрузки.
Поскольку при такой настройке пространство для хранения имеет большое значение, важно, чтобы все перемещалось быстро. Поступающие товары сортируются, упорядочиваются, обрабатываются и помещаются в грузовики или контейнеры для отправления в течение 24 часов или меньше для максимальной эффективности.
Чтобы это произошло, решение кросс-докинга потребует изрядной автоматизации. Программные решения для управления запасами могут помочь в этом, обеспечивая максимальную видимость на каждом этапе, а также сохраняя движение от входящего к исходящему с минимальным контролем со стороны человека.
Кросс-докинг применим для многих различных товаров и отраслей, но есть несколько, где он действительно меняет правила игры. В следующем разделе мы поговорим об этом.
Когда используется кросс-докинг?
Хотя кросс-докинг может использоваться для широкого спектра товаров и отраслей, с некоторыми элементами он работает лучше, чем с другими. По этой причине важно провести исследование и принять обоснованное решение, прежде чем идти ва-банк на кросс-докинг.
Если вы имеете дело с одним из следующих типов запасов, кросс-докинг может быть особенно эффективным способом максимизировать скорость и эффективность вашей цепи поставок.
Скоропортящиеся продукты
Если в вашей цепи поставок есть скоропортящиеся продукты, такие как еда, напитки или даже лекарства, кросс-докинг может стать настоящим благом.
Более короткий срок хранения скоропортящихся продуктов означает, что вам нужна стратегия логистики, которая сводит к минимуму хранение. Благодаря кросс-докингу товары перемещаются непосредственно из точки доставки в конечный пункт назначения с минимальными потерями времени на хранение в пути.
Крупные розничные продавцы скоропортящихся продуктов, таких как фрукты и овощи, используют кросс-докинг, чтобы минимизировать потери.
Компоненты и сырье поставщика
Еще одна область, где кросс-докинг может быть эффективным – это перемещение большого количества компонентов и сырья.
С точки зрения логистики для конечного пользователя выгодно, чтобы компоненты для производства и сырье не задерживались на складе в какой-то момент цепочки поставок, поскольку это может повлиять на время производства.
Кросс-докинг может помочь решить эту проблему, гарантируя, что товары перемещаются по цепочке поставок с минимальными задержками на пути к конечному пункту назначения.
Предварительно упакованные и отсортированные продукты
Последнее место, где сияет кросс-докинг – это предварительно упакованные и отсортированные продукты.
По самой своей природе эти предметы не требуют особой сортировки или систематизации при получении в распределительном центре. Хранение этих продуктов дольше 24 часов часто является ненужными расходами.
Кросс-докинг позволяет перемещать эти товары по цепочке поставок, не тратя лишнее время и человеческие ресурсы на их хранение.
Виды кросс-докинга
Если вы готовы погрузиться в кросс-докинг после прочтения предыдущих разделов, мы можем помочь сделать переход плавным, выделив некоторые из различных способов настройки и запуска вашей программы.
Непрерывный кросс-докинг
Наш первый подход – это непрерывный кросс-докинг. Это самый простой способ добавить методы кросс-докинга в вашу цепь поставок.
При непрерывном кросс-докинге продукты постоянно перемещаются через центральную площадку. Входящие товары принимаются, обрабатываются и немедленно отправляются до следующего пункта назначения.
Это самый прямой подход кросс-докинга из трех. После того, как вы настроили свою работу, она, как правило, работает сама по себе, если у вас есть хорошие инструменты автоматизации и надлежащая транспортная система.
Соглашения о консолидации
Соглашения о консолидации – это второй потенциальный способ внедрения кросс-докинга в логистический подход вашего бизнеса.
Соглашение о консолидации – это практика объединения нескольких небольших товаров или поставок в более крупный исходящий пакет. Это выполняется внутри вашего центра кросс-докинга.
При таком подходе часто возникает необходимость в дополнительном хранилище, поскольку объединение предметов в одну большую партию обычно приводит к тому, что вы храните одни предметы, пока ждете прибытия других.
Если у вас есть место для хранения, этот подход может сэкономить вам деньги за счет консолидации доставки.
Деконсолидация
Наш третий метод называется деконсолидацией. Если вы догадались, что это, по сути, противоположность описанной выше консолидации, вы правы.
В методе деконсолидации принимаются крупные партии товаров, которые затем разбиваются на более мелкие для упрощения транспортировки или сокращения времени доставки.
Этот подход часто используется, когда продукт или материал идет напрямую от вашего распределительного центра к потребителю. Большая партия продукта разбивается в центре отгрузки, а затем отправляется физическому лицу.
У всех трех этих методов есть свои сильные и слабые стороны. Непрерывный кросс-докинг – отличное решение для предприятий с устойчивой цепочкой поставок, наполненной товарами, поступающими из одних и тех же мест и отправляющимися в них.
Консолидация работает, если у вас есть элементы, поступающие от разных партнеров, но все они поступают в одну центральную точку. Деконсолидация работает точно так же, только наоборот.
Выбор правильного метода для вашего бизнеса является ключевым, но понять какой метод подходит вам, станет проще, если вы разберетесь с различными вариантами.
Кросс-докинг до распределения и кросс-докинг после распределения
Помимо трех методов кросс-докинга, которые мы описали в предыдущем разделе, есть также две всеобъемлющие категории, которые классифицируют методы кросс-докинга: кросс-докинг до распределения и кросс-докинг после распределения.
Давайте разберем их.
Кросс-докинг до распределения относится к системе, в которой элементы выгружаются, сортируются и переупаковываются в соответствии с заранее определенными инструкциями.
Проще говоря, покупатель, который получит товар, известен до того, как товар покинет поставщика.
При кросс-докинге после распределения сортировка и переупаковка откладываются до тех пор, пока не будут выбраны клиенты и предприятие. Это определяется в зависимости от спроса.
В процессе после распределения больше времени будет потрачено на хранение предметов. Однако преимущество здесь в том, что это дополнительное время позволяет предприятиям принимать более обоснованные решения, поскольку у них появляется дополнительное время для анализа прогнозов, потребительского спроса, уровней запасов в магазине и других данных.
Нет правильного или неправильного ответа на вопрос, какой метод следует использовать вашему бизнесу. Знание различий между кросс-докингом до и после распределения просто позволит вам решить, что лучше всего подходит для вас.
Преимущества кросс-докинга
Теперь, когда вы лучше понимаете, что такое кросс-докинг, и различные подходы, которые вы можете использовать для реализации практик, давайте поговорим о плюсах и минусах этого метода управления запасами.
Начнем с преимуществ.
Создает оптимизированную цепь поставок
С кросс-докингом вы избавляетесь от необходимости в выделенном распределительном центре или складе. Продукт перемещается быстро и эффективно из одного места в другое без длительного хранения.
Благодаря этому вы не только сэкономите деньги, сократив расходы на склад и распределительный центр (и затраты на управление ими), но и получите более компактную цепь поставок, которая работает с максимальной эффективностью.
Снижение затрат на рабочую силу
Основываясь на этом предыдущем пункте, обработка меньшего количества инвентаря означает, что вам понадобится меньше сотрудников для управления этим инвентарем. Это приводит к снижению затрат на рабочую силу.
Снижение затрат на инвентаризацию
Помимо снижения затрат на рабочую силу, вы также увидите снижение повреждений инвентаря и затрат на хранение, потому что товары тратят меньше времени на вашем складе или в распределительных центрах.
Одно лишь снижение затрат на складские запасы может сделать переход на кросс-докинг в короткие сроки выгодным решением.
Помимо этого, вы также можете уменьшить размер своего склада, поскольку вы храните не так много продукции.
Уменьшает повреждения
Мы уже касались этого в предыдущем пункте, но повторим еще раз. Кросс-докинг значительно сокращает время нахождения запасов в вашем распределительном центре. Разгрузка продукта и его немедленная перезагрузка для отправки снижает риск повреждения продукта, когда он находится на вашем складе.
Сокращает время доставки
Последнее важное преимущество кросс-докинга очень важно для ваших партнеров и клиентов – сокращение сроков доставки.
Поскольку товары немедленно выгружаются и переупаковываются для отправки в конечный пункт назначения (часто в течение 24 часов или меньше), задержка доставки меньше.
При традиционном методе товар будет получен, введен в инвентарь, обработан через склад, а затем отправлен в какой-то момент после этого. Кросс-докинг устраняет некоторые из этих шагов – это означает, что продукты быстрее доставляются покупателям.
Недостатки кросс-докинга
Как и все в жизни, кросс-докинг не лишен потенциальных проблем. Вот несколько наиболее распространенных рисков, с которыми могут столкнуться компании при реализации программы кросс-докинга.
Крупные авансовые инвестиции
После того, как кросс-докинг будет построен и настроен, он может сэкономить деньги вашей компании. Загвоздка в том, что для его настройки потребуются огромные первоначальные вложения.
Строительство кросс-докинг-терминалов потребует значительных капиталовложений. Если у вашей компании нет денег, это может стать серьезным препятствием для входа. Кроме того, будьте готовы инвестировать в системы управления логистикой для управления запасами и средства автоматизации.
Вложения окупаются в долгосрочной перспективе, но будьте готовы к затратам, чтобы начать работу.
Требуется транспортный парк
Другие вложения, которые не принимают во внимание большинство предприятий – это сумма денег, необходимая для содержания транспортного парка. Чтобы по-настоящему воспользоваться всеми преимуществами кросс-докинга, вам понадобится большое количество транспортных средств для перемещения товаров между терминалами прибытия и отправления.
Дополнительные расходы на доставку
Наконец, вам нужно будет учесть дополнительные транспортные расходы, которые могут возникнуть в результате операции кросс-докинга, особенно если вы используете что-то вроде деконсолидации.
Эти транспортные расходы могут быстро увеличиваться со временем. В конечном итоге выгоды стоят дополнительных расходов, но лучше подготовиться к этим расходам, прежде чем окунуться в них.
Заключительное слово
Кросс-докинг – отличное потенциальное решение для компаний, стремящихся снизить затраты на складское хранение, поскольку он обеспечивает значительную возможность экономии.
Однако это не универсальное решение, подходящее для любого бизнеса. Автомобильная промышленность, компании по производству продуктов питания и напитков, а также компании, которые постоянно перемещают большие объемы продукции, выиграют от использования этой системы инвентаризации.
Если ваш бизнес не перемещает много товаров, кросс-докинг не стоит потраченного времени или первоначальных вложений. Вот почему так важно понять, как работает кросс-докинг, как различаются подходы, а затем потратить время на изучение своего бизнеса и аналитики, прежде чем принять решение.
Чтобы кросс-докинг действительно работал, компании должны быть прозрачными в отношении своих запасов и цепей поставок, а также стремиться к созданию инфраструктуры автоматизации, способной справиться с быстрыми темпами этого логистического подхода.
Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению персонала по следующим темам: менеджмент, улучшение клиентского опыта, личная эффективность, работа с возражениями.
Технологии кросс-докинга (Часть 1)
Эффективность логистических операций, скорость обработки товара во многом зависят от того, как взаимодействуют между собой все звенья логистической цепи, включая уровень оптимизации бизнес-процессов на складе. Стремясь снизить логистические издержки и увеличить объем свободного капитала для вложений в собственное развитие, ведущие мировые производители и торговые компании в своей работе уже давно применяют кросс-докинг – мобильный, технологически выверенный, а потому очень прогрессивный метод обработки товара на складе.
Статистика показывает, что в конечной стоимости товара для потребителя до 12% составляют издержки производителя на логистику и хранение товара на складе. Соответственно, для того чтобы снизить стоимость товара, т.е. сделать его более привлекательным для покупателя, необходимо снизить логистические затраты, сократить и упростить логистическую цепочку поставки.
Говоря об экономической составляющей этой технологии, нельзя не сказать о сервисе – кросс-докинг позволяет компаниям различной направленности (производителям, дистрибуторам, 3PL-операторам) удовлетворять потребности тех клиентов, для которых особое значение имеет время исполнения задач: сюда можно отнести рекламные мероприятия и другие спланированные по времени маркетинговые акции, обеспечение поставок «точно в срок», консолидацию сложных поставок и т.д. Причины и потребности, вызывающие необходимость в применении кросс-докинга, могут быть самыми различными, но они всегда продиктованы ситуацией, когда необходимо оперативно ускорить процесс отправки и получения товара (груза) заказанного объема и комплектации конечным потребителем при таких операциях как:
Несмотря на то, что первые публикации на данную тему появились в России на рубеже веков – в 2000 году, когда в практику стали входить операции по приемке и отправке товара на складе без его размещения в зоне хранения, понятие, технология и собственно особенности кросс-докинга для многих руководителей компаний остаются малоизученными.
Определение кросс-докинга
Если говорить о термине «кросс-докинг», то этимология этого слова указывает на обозначение перегрузки (или передачи) товара непосредственно на доке (отсюда и «докинг»). Если быть более точным, то кросс-докинг (от англ. cross – напрямую, пересекать, и dock – док, причал, погрузочная платформа, стыковка, соединение) – технология, процесс приемки и отгрузки товаров и грузов через склад напрямую, без размещения на хранение.
Таким образом, в широком смысле кросс-докинг является совокупностью логистических операций внутри цепочки поставок, благодаря которым, чтобы исключить хранение товара на складе, приемка товаров от поставщиков, отгрузка со склада и доставка товаров грузополучателям максимально точно согласуются по времени. Иногда под кросс-докингом понимают прямую перегрузку товара с одного транспортного средства или товароносителя на другое. В этом случае логистическая цепочка становится предельно простой, а время от момента заказа до момента получения товара клиентом значительно сокращается.
Для сокращения затрат на организацию логистических процессов, связанных с технологией кросс-докинга, необходима непосредственная координация товарного и транспортного потока. Между тем, сравнивая технологии, присущие традиционному складу, и технологии кросс-докинга, мы должны отметить, что при одинаковом товаропотоке для кросс-докинга необходимо большее количество задействованного автотранспорта за счет дробления поставок на более мелкие партии.
Поступление материалов на склад координируется с моментом отправки их грузополучателю так, чтобы они передавались непосредственно из зоны (разгрузки) приемки в зону погрузки (экспедиции) и тут же отправлялись для перевозки клиентам. Помимо сокращения запасов кросс-докинг устраняет все виды операций, не добавляющие ценности продукту, которые появляются при размещении товаров и грузов на хранение и последующей грузопереработке. В данном случае речь идет именно о четкой организации подборки грузовых единиц по направлениям.
Особенности кросс-докинга
Одной из особенностей технологии кросс-докинга является то, что в качестве средства доставки на входящем и исходящем потоке в большинстве случаев рассматривается автотранспорт, хотя в рамках термина кросс-докинг также можно выделить технологию, при котором из транспортных средств выгружается уже не весь груз, а только его часть (меньшая), идущая в другом направлении. К оставшейся же части груза в пределах транспортного средства догружается другая продукция, следующая тем же назначением. Но сейчас, кроме как на железнодорожном транспорте, при сортировке мелких отправок в пути следования такой способ по ряду причин не используется.
Второй особенностью кросс-докинга является непосредственная работа не только с товарами, но и с заказами, так как последние изначально комплектуются не на складе оператора кросс-докинга, а поставщиком товара при отгрузке. Это позволяет значительно уменьшить стоимость их обработки, а также переложить на поставщика ответственность за сохранность комплектации товара. А второе – в том, что заказ поступает на склад непосредственно перед отгрузкой. Тем самым обеспечивается минимальный срок пребывания товара на складе, и в этой связи необходимо очень точно согласовать во времени именно обеспечение тем или иным товаром (заказом), пришедшим от поставщиков, конкретные заказы грузополучателей. И именно количество заказов грузополучателей, их наполнение, график отгрузки, существенно влияет на применяемые логистические операции и оборудование в рамках единой технологии кросс-докинга.
Необходимо заметить, что подходы кросс-докинга к осуществлению логистических операций, так же как и применяемое оборудование очень схожи с технологией распределения, за исключением того, что распределение товара между грузополучателями осуществляется непосредственно со склада.
Помимо этого, следует понимать, что технология кросс-докинга применима не только на складах распределительных, например, 3PL-операторов, но и работающих по традиционной и смешанной технологиям. В этой связи, рассматривая в дальнейшем кросс-докинг, мы будем опираться на показатели эффективности в общем, а не рассматривать логистические процессы, присущие каждой технологии по отдельности.
Преимущества и накладываемые ограничения
Преимущества технологии кросс-докинга:
Данные мероприятия приводят к существенной экономии логистических затрат, а именно:
При всех плюсах необходимо помнить о накладываемых ограничениях при внедрении технологии кросс-докинга, а именно:
Одновременно не стоит забывать и о не столь очевидных недостатках:
Сфера применения технологии кросс-докинга
• Мелкие партии и большой ассортимент, смешанные палеты. Другими словами, кросс-докинг удобен при необходимости консолидации мелких партий товара от различных поставщиков.
• Необходимость в отправке товара от нескольких поставщиков конечным получателям в регионах, консолидация сложных поставок.
• Работа с товарами, для которых характерна высокая оборачиваемость и прогнозируемый спрос, товарами массового потребления или пользующимися максимальным спросом, скоропортящимися товарами: овощи, фрукты, мясо и т.п.
• При проведении рекламных/промо- акций, т.е. рекламных мероприятий и других спланированных по времени маркетинговых акций; обеспечение поставок «точно в срок» (just-in-time), когда идет отгрузка по многим адресам при небольшой номенклатуре, а также в случае доставки сезонных товаров.
• При обработке высококачественных товаров, для которых не нужна тщательная проверка качества при получении.
• При обработке возвратных потоков.
Принципы построения технологии кросс-докинга
Исходя из принципов построения технологии, можно выделить два основных вида кросс-докинга: одноэтапный и двухэтапный кросс-докинг (или pick-by-line).
При использовании одноэтапного кросс-докинга получатель адресует товар определенному грузополучателю, и груз проходит через склад в качестве отдельного неизменного заказа. На каждой поступившей части одного заказа указан номер заказа и грузополучатель, которому заказ должен быть переправлен, а также перечень находящихся внутри складского места товаров, их поставщик и режим хранения (транспортировки).
Двухэтапный кросс-докинг (pick-by-line) предполагает, что партия товара, отгруженная поставщиком на склад в качестве логистической единицы, будет переформирована. При этом товар в соответствии с требованиями заказчика на складе может быть поделен на отдельные заказы, каждый из которых доставляется отдельно взятому грузополучателю, и собран в единый блок (складское место) вместе с другими частями этого же заказа.
В то же время в обоих случаях полностью исключается размещение товара на хранение. А также изначально предполагается что товар на складе уже зарезервирован под грузополучателей, входящих в перечень поставки, т.е. заранее известно, куда он пойдет.
Виды кросс-докинга
Опираясь на технологию кросс-докинга в общем, кросс-докинг следует рассматривать в привязке к месту формирования партии товара – непосредственно поставщиком либо оператором кросс-докинговой площадки.
В случае, когда товар приходит сформированными в заказы (партии), которые нужно только рассортировать по транспортным средствам, т.е. кросс-докинг проходит в один этап, можно выделить следующие виды.
1. Перевалка через склад. Технология, когда происходит замена транспортного средства (рис. 1).
2. Расконсолидация № 1 (один поставщик – несколько грузополучателей). В одной машине находится товар для нескольких грузополучателей. В этом случае подается несколько машин, в которых товар и отправляется конечным грузополучателям (рис. 2).
3. Расконсолидация № 2 (несколько поставщиков – несколько грузополучателей). В данном случае, одновременно происходит расконсолидация автомашин различных поставщиков по различным грузополучателям и консолидация автомашин различных грузополучателей товаром, поступившим от различных поставщиков (рис. 3).
4. Консолидация (несколько поставщиков – один грузополучатель). Технология, когда из нескольких приходящих автомашин формируется и загружается одна автомашина (рис. 4).
В случае, если пришедший товар не сформирован по заказам (партиям), необходима переконсолидация товара, и тогда кросс-докинг проходит в два этапа.
5. Переконсолидация (несколько поставщиков – несколько грузополучателей). Товар разгружается в зоне разгрузки, после чего происходит его переконсолидация по заказам, которые потом распределяются по машинам (рис. 5).
Исходя из рис. 1–5 можно видеть разницу в построении логистических процессов при осуществлении одно- и двухэтапного (pick-by-line) кросс-докинга, которая заключается в следующем.
При осуществлении одноэтапного кросс-докинга компания-оператор по большому счету имеет дело с «черным ящиком». Продукция определенной номенклатуры поступает на склад уже будучи сформированной на палете. Чтобы исключить несанкционированный доступ, она обмотана стрейч-пленкой, скотчем, имеет свою маркировку, номер заказа, наименование грузополучателя и т.д. Этот товар принимают, а затем отгружают получателю в том виде, в каком он пришел, и под тем же номером. Для склада содержимое палеты неизвестно: он принимает одно складское место и отгружает одно складское место. Поэтому при правильной координации транспортной составляющей кросс-докинга приходящий товар (заказ) сразу же размещается в зоне экспедиции или зоне погрузки и, по мере того как общее количество складских мест будет соответствовать заранее выданному заданию заказчика (объему заказанной автомашины), происходит отгрузка.
Для двухэтапного (pick-by-line) кросс-докинга характерна выделенная зона комплектации заказов. Т.е. поступающий товар (складские места) одновременно расформировывают по заказам (развозят по заранее выделенным для каждого грузополучателя местам) и формируют заказ из различных товаров, грузов. По мере выполнения заказа происходит его отгрузка. Особенностью двухэтапного кросс-докинга является то, что упаковка каждой грузовой единицы в пределах отдельно взятого складского места должна исключать несанкционированный доступ и иметь свою маркировку, номер заказа и наименование грузополучателя.