Круг в казахских орнаментах символизирует что
Казахские орнаменты и их значение
Казахи – очень умелый, искусный народ. Они оставили свой жизненный след от самых разнообразных камней в бескрайних степях до предметов повседневного обихода, оставляя потрясающие великолепные картины, знаки в виде орнаментов.
Орнаменты, используемые нашим народом в быту, можно назвать художественным произведением, рожденным его интеллектуальным и эстетическим мировоззрением. Многие исследователи отмечают, что в основе древних орнаментов лежит стремление нашего народа в точности запечатлеть впечатления от явлений природы. Помимо космогонических, геометрических орнаментов, наши предки-кочевники очень часто использовали в быту и зооморфные элементы.
Существует также мнение, что орнаментальное искусство – это своего рода культурная генеалогия нашего народа, как и устная литература.
В работах известного исследователя Саник Зейноллы говорится, что под каждым выражением скрывается тайный знак. К примеру, айбалта (секира) означала силу, торсык (бурдюк) – достаток, различные животные олицетворяли горную местность, проточная вода – пашни, воронья лапка – зиму, скотина – джайляу, летучая мышь, звезда – тайну, секрет.
Құсмұрын – Птичьи клюв
На одежду молодых девушек и парней, на изделия быта молодых семей наносится много фигурных знаков в виде птичьего клюва. Құсмұрын (Птичий клюв) означает быть свободным, счастливым, парить, как птица.
Түйетабан – Верблюжий след
Орнамент Түйетабан (Верблюжий след) означает дальнюю дорогу. Такой орнамент наносили на вьючное седло верблюда, на его покрытие и другие изделия, необходимые каравану. Таких находок было много найдено вдоль Великого Шелкового пути, поэтому, можно предположить, что такие орнаменты были распространены.
Итқұйрық – Собачий хвост
Орнамент Итқұйрық (Собачий хвост) означает близкое расстояние. Собака не отправляется в дальние путешествия, собака может уйти на такое расстояние, которое сможет преодолеть за один день. Поэтому этот орнамент наносился на кошму, под седло быка и на другие изделия, означающие близкое расстояние.
Қошқармүйіз – Бараний рог
Казахи сильно почитают барана. В казахских орнаментах очень много и часто встречаются завитки бараньего рога. Он означает силу, доброту, достаток. Люди, мечтающие о том, чтобы их потомки стали такими, наносили орнамент бараний рог на изделия, которые они делали для своих детей.
Кұстаңдай – Птичье небо
На чапанах и другой одежде ораторов, поэтов вышивали орнамент құстаңдай. Таким способом вкладывали пожелание, чтобы голос был приятным, как у соловья.
Казахи на текемет и войлок часто наносили орнамент «қолтық ою», что означало: «приходите, чувствуйте себя как у себя дома, мы всегда вам рады», также означало гостеприимство.
Украшения создавались в соответствии с воспитанием, традициями, модой. В условиях кочевого быта такие понятия, как «нравственность», «доброта», «справедливость», объяснялись народом своим потомкам через такие вещи.
Зейнолла Сәнік. Көптомдық шығармалар жинағы/ VII том. –Алматы: «Ан Арыс» баспасы, 2017.
Свастика на мавзолее, тенгрианство и мистический Улытау: что скрывают казахские орнаменты?
Символы, которые повлияли на жизнь кочевников, скрытые смыслы узоров и шифры, о которых молчат.
Фотография: Акерке Сыбанкулова
Казахский орнамент формировался веками и является одним из важных элементов национальной идентичности казахского народа. В основе орнаментального сюжета лежит общее понимание мироздания древних тюркских народов, которые жили по философии тенгрианства.
«Понять смысл, заложенный в орнамент, может далеко не каждый. Некоторые модули орнаментов передавали образ «жизни и смерти» посредством одного и того же графического символа. Например, на коврах и кереге (стенах юрты) использовали специальные орнаменты, на курганах — другие», — рассказывает художник и дизайнер Ерлан Кожабаев, который более 20 лет исследует происхождение казахских орнаментов.
По его словам, первые элементы орнамента появились в эпоху тенгрианства. Тогда люди передавали свои знания и опыт с помощью наскальных рисунков и простых изображений. Однако с появлением религии сюжет рисунков изменился.
Принадлежность казахов к прямым потомкам сакско-скифской и тюркской культуре особенно отразилась на предметах одежды и в орнаментальных узорах. Например, в сакско-скифских золотых брошах с изображением разных животных зашифровано до шести смысловых посланий.
Однако орнаменты служили не только украшением для наших предков, но и оберегом, защищающим от внешнего зла и неудач.
Как строится орнамент?
Казахские орнаменты отличаются равенством фона и узора: один и тот же элемент можно рассматривать с разных сторон и каждый из них будет полноценным.
«В основе построения казахского орнамента лежит модульность. Модуль — это сердце орнамента, который порождает все остальные его элементы. Спираль в орнаменте — обозначение жизни и эволюции. Равносторонний крест-свастика — это солярный знак, он же символ тенгрианства. Круг — солнце и вечное священное небо, треугольник — священная гора Улытау, которая в тенгрианстве рассматривается как центр Вселенной. Квадрат олицетворяет земную жизнь, а S-образный знак — символ бесконечности», — рассказывает Ерлан.
Круг
Круг — основной модуль многих орнаментов. По словам художника, древние кочевники воспринимали мир через Солнце. Оно давало энергию, жизнь и свет. Именно поэтому шанырак в казахской юрте выполнен в виде солнечного круга, жерди которого (уық) устанавливались в соответствии со сторонами света. Так как юрту всегда ставили под определённым углом — дверью на восток, так чтобы утренние лучи солнца проникали в дом и освещали все вокруг. Шанырак служил солнечными часами, которые помогали определить время.
Бесконечность
Символ бесконечности — это s-образный знак, который получается при стыке двух спиралей, вращающихся в противоположном направлении. Если расположить два s-образных знака крест-накрест, получится солярный знак.
Этот символ бесконечности присутствует на узорах, украшающих рукава и края женских камзолов. Когда женщине желали скорейшего пополнения в семье, расшивали камзол как раз с помощью такого узора. Также к дополнению в орнаменте присутствует ореол яйца и птенца внутри него.
Солярный знак как символ также присутствует во время ритуала обрезания пут: ребенку восьмеркой перевязывают ноги пестрой веревкой, а затем перерезают ее.
Равносторонний крест
Треугольник
Треугольник в орнаменте означает гору, внутри которой находится огонь, олицетворяющий жизнь. Исходя из такого восприятия треугольника, казахи при рождении ребенка делают тумар — оберег треугольной формы, внутрь которого кладут первые состриженные пряди волос и ноготок малыша, а также графически обозначают его родословную.
Академик Бек Ибраев пришел к выводу, что треугольник в казахских орнаментах не просто гора, а изображение Улытау. Его можно увидеть не только в орнаментальном искусстве, но и облицовке курганов, в форме мужских и женских головных уборах и в том, как выглядит юрта.
Крест
Крест-свастика бывает двух видов и не имеет ничего общего с нацистской символикой. Если фигура вращается по часовой стрелке, то это символ земной жизни, а если против — потусторонней. Например, внешние стены мавзолея Айша-Биби Ходжи Ахмеда Яссауи облицованы крестами и свастиками разной графической формы, вращающимися против часовой стрелки.
«Важно уметь правильно использовать орнаменты. Например, не наносить орнамент с негативным значением на одежду. Ведь это не просто узор, а зашифрованное знание, которое влияло на жизнь кочевника, настраивало его на определенный лад, чтобы жить в гармонии с миром и Вселенной».
Художник советует с осторожностью относиться к разным предметам, где изображены орнаменты: внимательно изучать узор изображенный в одежде, керамических плитках, текстиле и бытовых вещах, которые окружают нас ежедневно.
Орнаментальное искусство можно изучать с разных сторон, учитывая культурные и исторические особенности. Если говорить об орнаменте в целом, то с него можно считать информацию о временном промежутке, религиозных убеждениях и многом другом. Если рассматривать каждый элемент в отдельности, то перед вами откроется удивительный и сложный мир культурных шифров.
Еще больше материалов о культуре и традициях казахского народа в серии материалов «Степное эхо».
В материале использованы иллюстрации из книги Ерлана Кожабаева «Казахский орнамент. Как пиктограмма тенгрианской культуры и комбинаторика его модулей в современном дизайне».
Язык казахского орнамента
Казахский орнамент — важная часть культуры народа, который долго вел кочевой образ жизни. Он был не только украшением немногих, самых необходимых предметов быта кочевников, в его элементах — отголоски древних верований, представлений о мире, главные ценности людей, живших тысячи лет назад. Предлагаю вам иллюстрированный рассказ о разных видах орнамента: геометрическом, космогоническом, зооморфном, растительном, о символике цвета. В конце текста вы найдете викторины и игру онлайн на эту же тему.
Если вы щелкнете по нужной вам строчке содержания, то перейдете на соответствующую главу.
Содержание
Сегодня мы смотрим на эти рога, ромбы, круги просто как на украшение предметов нашей повседневной жизни. В наши дни язык орнамента почти утрачен, ученым лишь в малой степени удается восстановить значение его элементов. И, что интересно: одни и те же мотивы встречаются у народов, живших за тысячи километров друг от друга. Что это значит?
Принято орнаментальные узоры делить на зооморфные, растительные, космогонические и геометрические.
Зооморфный орнамент
Кстати, обратите внимание, у Зевса бараньи рога. А если вспомнить, зачем аргонавты плавали в Колхиду — за золотым руном, бараньей шкурой. Так что баранов почитали не только кочевники. Но вернемся к рогам. В Берельских курганах на Алтае были захоронены кони в масках с рогами. А ведь кони сами по себе были самыми почитаемыми животными у степняков. И тулпар, крылатый конь, на шапке «Золотого человека» тоже с рогами.
Орнаментальный мотив «бараньи рога» — қошқар мүйіз украшает и юрты, и городские жилища, одежду и посуду. Самые древние изображения бараньих рогов сохранилось на керамике андроновской (II тыс до н.э.) и бегазы-дандыбаевской (I тыс. до н.э.) культур. Когда-то это было пожеланием богатства, потому что именно символом земного благополучия считался баран.
Кроме барана, символом благополучия в «среднем», земном мире был верблюд. Поэтому элементы, связанные с ним, встречаются нередко.
Есть традиция украшать одежду мужчины, который отправляется в путь узором «След верблюда».
Часто крестовины на коврах вписаны в ромбы, которые не только у казахов, но и многих народов связывались с женским началом, плодородием.
Геометрический орнамент.
Но ромб, крест, а еще круг, треугольник — это уже элементы геометрического орнамента, самого древнего, геометрические фигуры находят на предметах каменного века. Они встречается у разных народов, разделенных тысячами километров. Вот крест и ромб в прикладном искусстве разных народов.
Ромбы здесь сочетаются не только с крестами, но и со свастикой. Для нас это эмблема фашистов, но они, считая себя арийцами, взяли ее у индусов, предками которых были древние арии. Я прочла, что этот элемент возник в эпоху неолита, свастика была распространена и в Азии, и на Кавказе, в Греции, даже в Америке ее находят среди предметов государства Майя. Говорят, Млечный Путь, напоминает свастику. Она включает в себя идею четырёх сторон света и отражает вращательное движение мира вокруг мировой оси. Ну вот, у них — свастика, а у нас — крестовина. Крест — один из самых древних символов, но, наверное, самый древний — круг, который родился из поклонения солнцу. Сколько всего круглого создали разные народы!
Круг — один из древних оберегов. Вспомните, чем спасался гоголевский Хома Брут от ведьмы? Чертил круг. А вот круги в казахском орнаменте.
Если круг люди могли увидеть, то остальные фигуры пришлось придумывать. Почему треугольник тоже стал оберегом, можно гадать. Но все мистики от индийских браминов, египетских и иудейских жрецов до масонов придавали ему особый смысл. Для любой религии число 3 имеет особое значение. Еще древние тюрки верили, что мир состоит из 3 частей: верхнего среднего и подземного. Во времени число 3 присутствует в виде прошлого, настоящего и будущего. Любопытно, что в легендах о Коркыте говорится, что мать носила его 3 года и 9 дней. Опять тройка.
А вот современные казахские треугольные тумары, амулеты. Сегодня них вставляют цитату из Корана.
Космогонический орнамент
Если говорить об элементах космогонического орнамента, то они отражали представления древних людей о космосе. Я уже упоминала о круге, элементе, явно связанном с поклонением солнцу. Элемент спираль известен еще со времен палеолита.
Древние люди могли видеть, что водовороты образуют спираль, и домик улитки тоже. Сегодня мы знаем, что ДНК, тоже имеет форму спирали. Если взять у нас отпечатки пальцев, получится спираль, у всех разная. Да и наша галактика тоже спиралевидная. Этот элемент орнамента встречается у древних египтян, индусов, скандинавов, то есть у народов, которые жили так далеко друг от друга, что не могли заимствовать элементы орнамента друг у друга.
То, что звезды — далекие солнца, древние народы не знали, но верили, что эти маленькие точки влияют на их жизнь. По тюркским легендам, когда Тенгри увидел, что небесный свод обрушился и придавил землю, он подпер его своим железным посохом. В точке, где посох Тенгри уперся в небо, находится звезда Темир казык — так зовут Полярную звезду, неподвижную точку на небе, по которой ориентируются путники. А еще считали, что не родившиеся души живут на Венере. Эта планета, Шолпан, была важна для кочевников еще и потому, что пастухи по ней ориентировались во времени: взошла звезда — можно гнать стада домой, поэтому ее звали «пастушеская звезда». Впрочем, древние изображения звезд скорее всего имеют земное происхождение.
Говорят, еще шумеры начали изображать пятиконечную звезду, в их клинописных значках она означала угол или маленькую комнату. Греки, ученики великого Пифагора, считали пентаграмму совершенной фигурой, а еще — символом здоровья. В мусульманском орнаменте пятиконечная звезда — напоминание о пяти заповедях ислама. А были еще звезды шестиконечные — их почитали египтяне и другие древние народы, восьмиугольные, трехлучевые — «всевидящее око», четырехлучевые. Словом, знак звезды у всех народов был одним из важнейших. Ну и в рукоделиях как западных, так и восточных народов, звезда занимает центральное место.
Растительный орнамент
У разных элементов орнамента были свои функции: одни вырезали на деревянных изделиях, другие нашивали на одежду, расписывали посуду. Узоры жапырак — листья, уш жапырак — трилистники, гуль — цветок вышивали гладью, ими украшали одежду и головные уборы. Узоры агаш — древо встречаются в оформлении мавзолеев. Вообще этот элемент восходит к мифу о мировом дереве, который есть почти у всех народов. Такое дерево, по тюркским преданиям, росло на самой высокой горе Алтая. Оно называлось Байтерек. Дерево с сидящими на нем птицами мы видим и на шапке Золотого человека.
Так что этот элемент орнамента имеет отношение к государственной символике нашей страны. Таблицу зооморфных, растительных, космогонических и геометрических элементов орнамента можно найти в разделе «Казахский орнамент» в моей публикации о первобытном искусстве, пройдя по ссылке: Искусство первобытного общества.
Цвета казахского орнамента
Если же говорить о красках казахского орнамента, то самые распространенные — черный, белый, красный. В этом нет ничего удивительного: именно эти краски научились использовать еще люди палеолита, получая черный — из угля, белый из извести, красный из обожженной охры, из нее же получался желтый цвет, только тогда камни гидрата окиси железа не надо было обжигать. Ученые говорят, что древние люди считали: красная охра — кровь древнего гиганта-прародителя людей. Предполагают, что слово Адам восходит к слову « Едом » — «красный». Многие народы считали этот цвет целебным. В древности верили, что этот цвет отпугивает злых духов, поэтому двери домов красили этой краской. Кстати, археологи говорят, что самым древние камнем-талисманом был гранат, а он красный. Именно этот цвет является самым распространенным в казахском орнаменте. Как и у других народов это цвет силы, солнца. Впрочем, если судить по казахским пословицам, он имеет еще одно значение: молодой. Говорят, над юртой, где родился верблюжонок, поднимали красный флаг. А еще красным цветом обозначался юг.
Белый цвет у всех степных народов считался священным, матерью всех прочих. Он олицетворяет собой счастье и благополучие, чистоту и благородство, честность и добро, почет и высокое положение в обществе. Не зря же степных аристократов всегда звали «белая кость».
Казахский орнамент в архитектуре
В украшении архитектурных сооружений орнаментом соединились как казахские традиции, так и традиции ислама. Мавзолей Айша-биби, который датируется XII веком сплошь покрыт терракотовыми плитками, украшенными разными мотивами орнамента. Это и растительные, и зооморфные элементы. Считается, что здесь около 60 разных элементов. Если мы посмотрим только на один фрагмент мавзолея, то легко найдем и самый известный казахский элемент «кошкар муйиз», и «төртқұлақ» — крестовину, в них вписаны растительные элементы: ушжапырак, гуль — цветок. Есть здесь и восьмиугольная звезда, элемент, характерный для ислама.
В облицовке мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи использована глазурованная плитка, покрытая характерными для мусульманской культуры видами орнамента: гирих — геометрический и ислими — растительный.
Вопросы викторины
1 тур «Древние люди верили…»
2 тур. Восемь красок казахского орнамента
Мы сегодня используем те или иные цвета в зависимости от моды или личных вкусов, в то время как древние люди верили в то, что каждый цвет обладает определенным значением. Об этом мы много узнаем, участвуя во втором туре.
3 тур. Символика казахского орнамента.
Когда мы рассматриваем сегодня узоры, украшающие предметы быта, мы воспринимаем их просто как элемент декора, не подозревая, что для наших далеких предков, это был особый и хорошо им знакомый язык. С этими линиями, кругами, завитками они связывали представление о благополучии, могуществе, защите от враждебных сил.
А теперь можете поиграть в игру онлйан:
Отвечая на вопросы викторины «Язык казахского орнамента», вы сможете блеснуть эрудицией или просто узнать что-то новое о загадочных древних узорах, которые и сегодня украшают нашу жизнь. Ваша задача — выбрать из предложенных вариантов ответа один и навести курсор на квадратик в нем. Чтобы перейти к следующему вопросу, нажмите на галочку, а потом стрелку в правом нижнем углу. Желаю успеха.
Конечно, сейчас язык узоров орнамента в значительной мере утрачен, но все же интересно хоть краем глаза заглянуть в древность, которая, я убеждена, только от нашего незнания кажется дикой и примитивной. Если бы нам отбросить наше высокомерие и попробовать приглядеться внимательней к тому немногому, что осталось от людей, живших тысячи лет назад, у нас был бы повод не только удивиться, но и восхититься их умению, их мудрости. О древней символике я сделала ролик. Вы можете посмотреть его, пройдя по ссылке: От древних священных знаков к символам независимого Казахстана