Крупный ученый музыковед композитор б в асафьев отмечал что музыка

Лекция по теме: Введение в курс. Музыка как вид искусства и задачи музыкального воспитания детей.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Введение в курс. Музыка как вид искусства и задачи музыкального воспитания детей.

Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

В чем своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живописью, скульптурой, литературой. Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды, искусства, изобразить, или описать жизненные явления (хотя некоторыми возможностями изобразительности она обладает).

Можно ли с помощью звуков передать определенное содержание? Что мы называем содержанием музыки? Видный психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». (Психология музыкальных способностей.— М.;Л., 1947.— С. 7.) Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состоянии. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу» (термин психолога В.Т. Ражникова), разворачивающуюся во времени.

Музыка может и изображать какие-либо конкретные явления действительности — шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц — путем звукоподражания.

Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т.е. подразумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст. В программной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но важно отметить, что даже ярко изобразительные произведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн — умиротворенным или грозным. Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведении, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает настроения, эмоционально-психологические состояния. Музыка, в том числе и не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения. Еще одной особенностью музыки по сравнению с живописью, скульптурой является необходимость посредника для ее воспроизведения. Крупный ученый-музыковед композитор Б.В. Асафьев отмечал, что музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем. Исполнитель, будучи посредником композитора, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор. В целом выразительные возможности музыки обладают достаточным постоянством. Так, например, траурная музыка воспринимается всеми людьми как траурная, а нежная — как нежная. Но слушание музыки — это творческий процесс, так как одно и то же произведение рождает у разных людей различные музыкальные и внемузыкальные представления в зависимости от жизненного опыта, опыта восприятия музыки.

На чем же основана выразительность языка музыки? Каковы средства музыкальной выразительности? К ним относятся: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация и т. д. Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный характер — спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств в создании образа бывает неодинакова. В каждом музыкальном образе доминируют определенные средства выразительности.

Временная природа музыки позволяет передавать процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы понять смысл произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов.

В создании формы важное значение имеют три принципа: повтор, контраст, развитие (варьирование).

Повтор может быть различным. Дважды повторенная подряд музыкальная фраза заменяет остановку, это помогает глубже вслушаться, запомнить мелодию. В другом случае между повторами звучит контрастная тема. Роль таких повторов очень велика: они составляют основу музыкальной драматургии, так как позволяют утвердить главенство образа.

Если между повторяющимися разделами есть контрастный эпизод, образуется простая трехчастная форма. Схематично ее можно изобразить так: А В А.

Выразительное значение повтора темы увеличивается, если она после появления нового образа (В) сама изменяется. Условно ее второе появление обозначается как А. В этом случае трехчастная форма может быть представлена схемой А В А.

Повтор связан с другим принципом — к о н т р а с т о м, который и позволяет оттенить повторение. Контраст помогает выразить в музыке смену настроений, может звучать как противопоставление. Так, например, если первая часть была полна беззаботности, веселья, средняя часть вносит контрастный образ (тревога, зло и т.д.). В третьей части в зависимости от того, будет повтор точным или измененным, можно проследить за развитием образа, за музыкальной драматургией.

Эти три принципа формообразования часто встречаются в совокупности. Более сложные музыкальные формы образуются с помощью этих же принципов.

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки — музыкальные жанры.

В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка связана со словом, поэтическим текстом. Её разновидностями являются сольная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содержание выражается более обобщенно. К ее разновидностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка. Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народной и классической музыки. Само слово «жанр» произошло от латинского genus— род и от французского gehre—род, вид, манера, вкус, обычай. Жанр — это вид художественного творчества, определенным образом связанный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом. На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку. Звучали также колыбельные песни, хороводные, свадебные, календарные, обрядовые и др. Эти так называемые первичные жанры, которые связаны с бытом людей, имеют прикладной характер.

Вторичные жанры возникли с появлением и развитием профессионального музыкального искусства, создаваемого композиторами. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры музыки, которые образовываются под влиянием вкусов, обычаев, исторической обстановки, национальных традиций.

Постепенно складывались жанры хоровой музыки (хорал, месса, кантата, оратория), камерной— нецерковной, светской музыки для домашнего музицирования (трио, квартет, квинтет, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс и т. д.), симфонической — написанной для оркестра (симфония, увертюра, фантазия, концерт), театрально-драматической (опера, балет, оперетта).

Первичные жанры (песня, танец, март) не исчезают в профессиональной музыке. Эту особенность использовал Д.Б. Кабалевский при построении своей программы по музыке для общеобразовательной школы. Начиная с простых первичных жанров, Д.Б. Кабалевский ведет детей в мир более сложных музыкальных произведений.

Музыка каждой эпохи не только создает новые жанры. Она несет в себе излюбленный круг музыкальных интонаций, тем, созвучных времени. Музыка И.С. Баха, во многом связанная с культовыми обычаями, по языку значительно отличается от романтической, взволнованной музыки Ф. Шопена и от заостренной, конфликтной современной классической музыки.

Б.В. Асафьев назвал круг интонаций, бытующий в музыке разных эпох и стилевых направлений, «интонационным словарем эпохи».

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем говорить о ее большом познавательном значении. Так, например, музыка французских клавесинистов конца XVII — начала XVIII в. (эпоха стиля рококо) отличается галантностью, изысканностью, некоторой сдержанностью в выражении чувств. Эта особенность музыки, способствовавшая возникновению произведений малых жанров — миниатюр, требовала и определенной манеры исполнения. Любопытные советы дает исполнителям Франсуа Куперен в своем трактате «Искусство игры на клавесине» (1716). Он рекомендует сидеть вполоборота, лицом к публике, «избавиться от гримас на лице. с помощью зеркала, поставленного на пюпитре спинета или клавесина», сидеть за клавесином непринужденно, «взгляд не должен быть ни пристально сосредоточенным на каком-либо предмете, ни рассеянным; словом, надо смотреть на общество так, как будто ничем не занят». Можно ли представить себе такой стиль исполнения музыки в наше время?

Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а быть может, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, музылькално-образовательная деятельность), необходимо развить в детях вес лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развить общие и специальные музыкальные способности, склонности к определенным видам музыкальной деятельности.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться этого, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т. е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Ученики начальной школы имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия,— пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность — умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание и, таким образом, влияет не только на музыкальное но и на общее развитие ребенка.

Чувство ритма (третья музыкальная способность) формируется, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера, как бы «пропустить ее через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Основными задачами музыкального воспитания являются следующие:

— развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

— сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т. д.

1. В чем заключается отличие музыки от других видов искусства?

2. Назовите признаки сходства музыкальной и речевой интонаций.

3. Каковы возможности музыки в воспитании человека?

Источник

Статья «Обзор трудов Б.В. Асафьева и его музыкально-педагогические взгляды»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Статья: « Обзор трудов Б.В. Асафьева и его музыкально-педагогические взгляды»

Автор: Хрычев Антон Юрьевич

(Учитель музыки, ГБОУ «Школа №887» г. Москва)

Если мы обратимся к статьям Асафьева, написанным в 30-е годы, то увидим, что все они были написаны непосредственно под влиянием постановления ЦК ВКП(б). В них видна та коренная творческая переориентировка всего советского музыкального творчества, которая произошла после данного постановления. В последней из своих статей Асафьев сформулировал основной вопрос, который был выдвинут перед всеми советскими композиторами: «Как мне, с моим опытом, моими техническими средствами, моим методом и умением строить, включиться в музыку нашей страны, как изжить в себе индивидуалистически-собственническую творческую психику… Не потеряв себя, конечно, но найдя себя уже как носителя стремлений и эмоций коллектива. А для того, чтобы петь то, о чём поёт строящаяся действительность, не надо петь всем, как все, а надо осознать себя во всех, то есть в общем деле, и тогда творчество перестроится органически» [12, С.95].

В книгах и статьях Асафьева отлично сочетались острота музыковедческого слуха с широтой охвата темы, с необычайно выпуклой, выразительной литературной формой. Он умел заставить читателя слушать музыку, о которой писал. Это чудо, и понять его тайну нельзя, не осознав бесчисленные ассоциативные связи, какие он устанавливал, не оценив того, что можно назвать пафосом и обаянием концепционного мышления, без живого восприятия неподражаемого асафьевского языка [10, С.48].

В своих трудах Асафьев определил и подчеркнул:

Взгляды Асафьева получили свое дальнейшее творческое развитие в музыкально-педагогической системе Д. Кабалевского. Новая программа и лежащая в ее основе музыкально-педагогическая концепция рождены плодотворным слиянием педагогического, композиторского и музыковедческого начал.

Обозначая термином «интонация» ряд музыкальных явлений, Асафьев пытался как можно полнее и глубжевыявить закономерности музыкального искусства как формы общественного сознания. Кабалевский, опираясь на разработанные Асафьевым понятия, стремился раскрыть в своей концепции существенные особенности процессов создания, исполнения и слушания музыки.

Единство творческих принципов и взглядов Асафьева и Кабалевского проявляется, прежде всего, в подходе к музыке как интонационному искусству, «искусству интонируемого смысла» (Асафьев).

В учении об интонации, Асафьев рассматривает музыкальное искусство в единстве процессов сочинения — исполнения — слушания. На этом и зиждется разработка путей приобщения школьников к музыке с помощью активного и эмоционального ее восприятия. В соответствии с этим развитие у ребенка способности воспринимать музыку становится конечной педагогической целью любых форм «общения» с музыкальным искусством на уроке: пения, игры на инструментах, ритмических движений, слушания, опытов импровизации и т. д.

«Музыка — искусство интонируемого смысла». В этой краткой формуле Асафьев подчеркнул смысловую наполненность музыки, ее объективную жизненную основу. В своих трудах он исследует связь музыки и жизни, проявляющуюся в интонировании как звуковом отражении общественного сознания человека. Значение интонации велико даже в разговорной речи. Если прочитать какой-нибудь литературный текст абсолютно невыразительно, монотонно, сознательно «убирая» все интонационные нюансы, то такой текст будет сложен для восприятия и может потерять суть. Эмоционально-смысловая нагрузка интонационной стороны речи, свидетельствует о том, что от того, как сказано слово или фраза, может измениться весь смысл произнесенного. Без интонации нет человека. Вот почему музыка так часто стремится приблизиться к выразительности человеческой речи, чтобы быть понятной многим и без слов. Асафьев ратовал за интонационное осмысление музыкального произведения. Он всегда подчеркивал важность правильной акцентуации, темповых и динамических нюансов, штрихов и, конечно, характера произнесения музыкального текста – ласкового или задорного, настойчивого или печального [3, С.87-89].

В своем докладе в Государственном Ученом совете 25 мая 1924 года, Асафьев сказал такие слова: «Музыкальное образование должно быть поставлено наравне с общим образованием по истории, литературе, естественнонаучным знаниям…» [9, С.208].

Его научно-исследовательские работы сыграли можно сказать революционизирующую роль в развитии советского музыкознания. Множество молодых историков и теоретиков воспитал Асафьев-педагог, среди которых можно назвать… Как музыкально-общественный деятель он принимал участие едва ли не во всех важнейших начинаниях в области музыкальной культуры Советской страны.

Одним из главных научных интересов и источником идей и открытий Асафьева, основной темой, центром его многообразной и разноплановой научной деятельности была русская музыкальная классика. Масштабные труды ученого, статьи, рецензии, заметки, материалы его работ, различные высказывания по той или иной проблеме и наброски поражают широтой знания отечественной музыкальной культуры и всесторонностью интересов, являющихся неотъемлемой стороной его музыковедческих работ.

Б.В. Асафьев – Игорь Глебов принадлежит к тому поколению советских музыкантов, которые осуществляют в своём лице живую, непосредственную связь между русской музыкальной классикой и советской музыкой.Свою творческую жизнь он начал в тесном личном общении с русскими музыкантами-классиками. Зрелый период его деятельности протекал в условиях строительства новой социалистической культуры, после Великой Октябрьской социалистической революции. Борис Владимирович Асафьев-Глебов предстаёт перед нами как достойный наследник и продолжатель Одоевского, Серова и Стасова – корифеев русской классической мысли о музыке, как всеобще признанный глава советской музыковедческой школы.

Ещё в 1917 году Асафьев начал разрабатывать главнейший труд своей жизни – учение об интонации, о музыкальной форме как «процессе интонирования», противопоставляя это учение метафизическому пониманию музыкальной формы как самодовлеющей схемы, рассматриваемой вне живого звучания музыки и вне её восприятия слушателем.Первая большая теоретическая работа Асафьева, излагающая фундаментальные основы его интонационного учения – «Музыкальная форма как процесс», была издана в 1930 году. Через 17 лет выйдет новая крупная работа Асафьева – «Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация». Исследование это, по словам самого Асафьева, является «не столько продолжением, сколько развитием» первой книги, опубликованной ещё в 1930 году. Так, за два года до смерти (27 января 1949 года) завершал Асафьев свой тридцатилетний труд над изучением музыки как «живого искусства», как «искусства интонируемого смысла» [1, С. 243].

В критических статьях этого периода Асафьев борется с косностью, рутиной, продвигая все новое, молодое, талантливое. Он пишет работы о:

· Проблемах эстетики, музыкального образования и просвещения, русской поэзии в музыке.

Поставив в центр своего внимания изучение и пропаганду русской классической музыки, Асафьев, однако, не ограничил себя одной лишь этой областью. В 20-е годы Асафьев посвятил ряд статей творчеству современных зарубежных композиторов. В «Книге о Стравинском» ученым были тонко раскрыты некоторые стилистические процессы, характерные для музыки начала XX века. Исследователь одинаково постиг философские концепции не только Чайковского, Скрябина, но и Баха, Бетховена; открыл для России Онеггера, Хиндемита, Берга и других зарубежных композиторов [9].

В 1922 году Борис Владимирович пишет книгу «Симфонические этюды» – цикл статей, посвящённых, как и «Письма», русской оперной и балетной классике. В этой книге, подытожив свои многолетние наблюдения и размышления, Асафьев выступил с развёрнутой и обоснованной концепцией о самобытности и мировом значении русской музыкальной классики, решительно противопоставив эту концепцию распространённому тогда в историческом музыкознании взгляду на русскую музыку как на некий «русский вариант» западно-европейского музыкального романтизма. Направляя остриё своей критики против реакционного буржуазно-формалистического музыкознания, отрицавшего все классические ценности, Асафьев-Глебов писал в «Симфонических этюдах» (этюд о «Майской ночи»): «Надо раз и навсегда перестать швыряться ценностями и во всеуслышание сказать: русский оперный стиль есть самодовлеющая художественная ценность, заслуживающая внимательного обследования и бережного ухода» [4, С.57]. «Симфонические этюды», как и другие лучшие работы Асафьева-Глебова, могут служить примером его творческого исследовательского метода. В книге всего лишь один нотный пример, но вся она наполнена живым дыханием музыки, вся «звучит».

В 1930 году Асафьев написал книгу «Русская музыка от начала XIX столетия» – ценный и до сих пор сохранивший своё значение очерк развития русской музыки, рассматриваемой в связи со всем общественно-историческим процессом. Многие положения этой книги стали общим достоянием советского музыкознания, хотя мы часто и не отдаём себе отчёта в том, что впервые они были высказаны и обоснованы именно Асафьевым. Эта работа послужила отправным пунктом для дальнейших исследований музыковедов в данной области [10].

Асафьев всегда остро реагировал на современное ему творчество, жадно вслушивался и вникал во все новое, что появлялось в окружавшей его музыкальной среде. Музыковед одним из первых умел распознать талант и яркую творческую индивидуальность начинающих композиторов, с большим темпераментом борясь за их признание. Так, Асафьев был первым критиком, почувствовавшим своеобразие молодых Мясковского и Прокофьева и поддержавшим их первые шаги. В своих монографических статьях и очерках автор всегда давал композиторам удивительно точные, острые и проницательные характеристики.

Б. Асафьев в своё время писал, что человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других. Осваивая в собственных музыкально-творческих опытах самые разные явления жизни, начиная от природных и кончая социальными, человек глубже понимает свою сущность и неотделимость от окружающего природного и социального мира.

2. Асафьев, Б.В. Глинка / Б.В. Асафьев. – М.: Музыка, 1950. – 312 с.

3. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1965. – 151 с.

9. Асафьев, Б.В. Книга о Стравинском / Б.В. Асафьев. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1977. – 280 с.

10. Асафьев, Б.В. М.И. Глинка / Б.В. Асафьев. – М.: Музгиз, 1947. – 310 с.

11. Асафьев, Б.В. Моя творческая работа в Ленинграде в первые годы Великой Отечественной войны / Б.В. Асафьев // Советская музыка. – 1946. – № 10. – С. 38-44.

12. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс (кн. 1 и 2) / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1971. – 376 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *