Кружок безопасное колесо что это
Дополнительная образовательная программа «Безопасное колесо»
Разделы: ОБЖ
Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: от 12 до 15 лет (6–8 класс).
Срок реализации (продолжительность образовательного цикла): 1 год.
Режим занятий по годам обучения: 1-й год – 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество учащихся в учебной группе: 1-й год обучения – до 15 учащихся.
Количество часов в год: 1-й год обучения – 144 часа.
Цель программы: развитие личности ребенка через обучение его безопасному поведению на дорогах
Результат обучения по программе – учащийся сможет:
Дополнительная образовательная программа «Безопасное колесо» разработана для ознакомления детей в возрасте 12–15 лет с действующими правилами дорожного движения с проведением учебно-тренировочных занятий. Обучение предусматривает применение проблемного раздаточного материала, использование компьютерных обучающих программ в классе информационных технологий, вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части. Занимаясь в детском объединении воспитанники приобретают практические навыки вождения велосипеда, и теоретические знания по правилам дорожного движения. Экскурсии к проезжей части помогают на практике рассматривать дорожно-транспортные ситуации. Закончив обучение по данной программе дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.
Программа социально-педагогического направления деятельности рассчитана на 1 год обучения.
Программа курса “Безопасное колесо” разработана в рамках Федерального закона “О безопасности дорожного движения”, закона Российской Федерации “О безопасности”, “Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах”.
Среди всех опасностей особо стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм.
Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Анализ дорожно-транспортных происшествий выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению в дорожном движении. К сожалению изучения Правил дорожного движения (ПДД) в полной мере не воспитывает детей к безопасному поведению на дорогах. Воспитание полноценного участника дорожного движения способствует формированию транспортной культуре и выработку правильных навыков и привычек поведению на проезжей части, на что и нацелен данный курс.
Несоответствие между количеством часов, отведенных на изучение тех или иных разделов в содержании программы школьного предмета «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» для 6–8-х классов, и статистическими данными причин гибели людей от несчастных случаев, а также формальный подход к 9 часовой программе классных часов по ПДД не позволяет в должной мере решить проблему знаний учащихся по правилам дорожного движения. Отсутствует как региональном, так и в федеральном базовом плане вождение велосипеда, а ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после недельного самостоятельного обучение ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде, и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть.
Программа обучения предусматривает теоретическую и практическую часть.
В теоретическую программу входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационных технологий.
Практическая часть состоит: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части.
Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает двигательную нагрузку (вождение велосипеда), вторая часть изучение теоретического материала. В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды.
Цель программы: развитие личности ребенка через обучение его безопасному поведению на дорогах.
Прогнозируемые результаты обучения
К концу обучения дети будут знать:
К концу обучения дети будут уметь:
Контроль за результативностью учебного процесса.
В процессе обучения по программе проводятся разные виды контроля за результативностью усвоения программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде викторин и конкурсов.
Планируется участие воспитанников детского объединения в конкурсе «Безопасное колесо» (на окружном этапе).
В качестве итогового контроля в конце учебного года проводятся занятия на поиск решения ситуационных задач, а также итоговое занятие на компьютерном тренажере по ПДД.
Вводная тема.
Знакомство с группой. Организационные вопросы. Техника безопасности. Планы на текущий учебный год. Ознакомление с образовательной программой.
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов.
История правил дорожного движения.
История транспорта. Исторические этапы становления правил дорожного движения.
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов.
Участники дорожного движения.
Водитель. Обязанности водителя. Пешеход. Обязанности пешехода. Пассажиры. Обязанности пассажиров.
Практика: Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
Транспортные средства и правила движения.
Виды транспортных средств. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Начало движения, маневрирование. Повороты, развороты и движение задним ходом. Скорость движения. Остановка, стоянка, вынужденная остановка. Проезд перекрестков. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. Движение через железнодорожные пути. Движение по автомагистралям. Движение в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Буксировка механических транспортных средств.
Практика:
Игра “Регулировщик”. Практическая работа с макетом проезжей части.
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
Дорожная разметка.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Населенные пункты. Расположение транспортных средств на проезжей части. Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона.
Практика:
Экскурсия “Улицы нашего района”.
Игра “Карта дороги”.
Практическая работа с макетом проезжей части.
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
Дорожные знаки.
Средства организации и регулирования дорожного движения, светофоры автомобильные, железнодорожные, пешеходные. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Обгон и встречный разъезд. Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена.
Практика:
Учебно-тематическая экскурсия “Дорожные знаки на пути в школу” (“Безопасная дорога”).
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Вождение велосипеда.
Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов. Пешеходные светофоры для велосипедистов.
Практика: Фигурное вождение велосипеда.
Преодоление на велосипеде естественных препятствий.
Преодоление на велосипеде искусственных препятствий.
Основы оказания первой доврачебной помощи.
Первая доврачебная помощь. Приемы оказания доврачебной помощи. Понятие о травмах и объеме первой помощи. Раны и кровотечение. Травматический шок. Синдром длительного сдавливания. Правила наложения повязок при ранении и кровотечении. Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение груди. Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Электротравма. Ожоги. Обморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Практика:
Первая помощь при травмах.
Первая помощь при травматическом шоке.
Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.
Первая помощь при электротравме, ожоге и обморожении.
Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
Организация, подготовка, проведение, участие в конкурсных мероприятиях.
Организация, подготовка, проведение викторин и конкурсов в детском объединении:
Подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.
Итоговое занятие.
Подведение итогов года. Награждение грамотами за успешное окончание учебного года.
Примерный план работы в каникулярное время:
Методическое обеспечение программы.
Для решения поставленных задач применяются следующие методы обучения:
Учебно-методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо:
Программа внеурочной деятельности «Безопасное колесо»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 555 с углубленным изучением английского языка «Белогорье»
Приморского района Санкт-Петербурга
Программа внеурочной деятельности
Учитель русского языка и литературы
Тихонова Анна Анатольевна
2019-2020 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Безопасное колесо» основана на программе Я.Ф. Виноградовой «Я-пешеход и пассажир». Составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС ООО второго поколения, соответствует основной образовательной программе основного общего образования ГБОУ школа № 555 «Белогорье»
Программа внеурочной деятельности ориентирована на учащихся пятых классов и является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения образовательной программы.
Общая характеристика занятий
Курс «Безопасное колесо» входит во внеурочную деятельность по направлению социальное развитие личности.
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Место занятий в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Рабочая программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям, углублённое изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения, пропаганда Правил дорожного движения в школе, с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
вовлечение учащихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
2. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
В ходе освоения учащимися программы внеурочной деятельности подразумевается достижение определенного воспитательного результата: приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Также происходит достижение следующих результатов:
-Социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни.
-Позитивное отношение школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностное отношение к социальной реальности в целом.
-Социальный опыт, необходимый для жизни в обществе, социуме, и навык самостоятельного социального действия.
-Компетенции социального взаимодействия с обществом, общностью: сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность.
-Умение коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми, социально-культурные нормы поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.
-Ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность участия в социально-значимой деятельности.
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В ходе освоения программы учащиеся смогут узнать:
— историю возникновения ПДД;
— безопасный путь из дома до школы;
— дорожные знаки; сигналы светофора;
— правила поведения в транспорте.
— применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;
— оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
смогут получить навыки:
— предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха.
Формы подведения итогов:
Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в форме
-отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Ориентировка в окружающем мире (11 ч.)
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.
Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».
Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).
Правила поведения и безопасности в транспорте (личном и общественном). При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.
4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»
Составление безопасного маршрута в школу.
История правил дорожного движения. Необходимость профилактики ДТТ. Выбор тем для индивидуальных проектов (баннер, видеоролик, презентация).
Изучай и исследуй. Выбор тем для исследовательских (групповых и индивидуальных работ).
Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда
перед выездом. Экипировка. Возрастные ограничения. ДТП
с велосипедистами, меры их предупреждения. Движение велосипедистов группами
Творческая работа «Мой друг велосипед» (жанры: репортаж, сказка, интервью, частушки, эссе, статья, басня, лимерик, синквейн, рэп).
Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого», «Средства передвижения будущего».
Разнообразие транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. Вид, отличительные и опознавательные знаки.
Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств.
Проект «Транспорт будущего», «Дороги будущего» (декоративно-прикладное искусство).
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик.
Дорожное движение при разных дорожных условиях. Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.
Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности.
Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».
Проверка проектов (презентации).
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».
Проверка проектов (баннеры).
Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».
Проверка проектов (видеоролики).
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
Проверка проектов (исследования).
Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков».
Сбор материала к выпуску газеты по тематике ПДД.
Светофор. Разные виды светофора. Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Железнодорожный переезд-источник повышенной опасности.
Подготовка к КВНу «Азбука безопасности». Участие в КВНе.
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).
Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»
Подготовка к «Безопасному колесу».
Пассажир: легковой, грузовой, общественный и подземный транспорт.
Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий.
Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении.
«Это может случиться с каждым». Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП.
Конкурс «Безопасное колесо».
Подведение итогов работы. Вручение грамот и дипломов.
Рабочая программа кружка «Безопасное колесо»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
кружка «Безопасное колесо»
Программа кружка «Юные Инспекторы Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на три года. Отряд ЮИД состоит из учащихся 6-х классов. Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь классным руководителям в обучении ПДД учащихся начальной школы.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношения;
сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи при ДДП;
повысить интерес школьников к велоспорту;
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
— Конвенция «О правах ребенка».
— Правила дорожного движения.
— Устав образовательного учреждения.
— План воспитательной работы ОУ
— План воспитательной работы класса
— Положение об отряде юных инспекторов движения.
кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;
обзор аналитической информации;
оформление информационных стендов;
банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий)
контрольные срезы, тесты.
Научно – методическое обеспечение:
Государственный образовательный стандарт
Учебный план и учебные программы школы.
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
В тематический план включен следующий материал:
1. Правила дорожного движения:
2. Основы доврачебной медицинской помощи:
Формы подведения итогов реализации программы:
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, видеоматериалы.
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Программа кружка «Безопасное колесо» относится к социально-педагогической направленности : создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка «Безопасное колесо» основывается на различных видах деятельности :
— Создание уголка безопасности дорожного движения;
— Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
— Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
— Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
— Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
— Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
— Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематический стенд по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
По срокам реализации программа рассчитана на три года. В работе кружка участвуют учащиеся 6-х классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов).
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
техническое устройство велосипеда.
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
пользоваться общественным транспортом;
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
34 часов (1 час в неделю)
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Введение в образовательную программу кружка.
Цели, задачи кружка «Безопасное колесо». Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
Оформление уголка по безопасности ДД.
История правил дорожного движения.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Изучение правил дорожного движения.
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 часа).
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Фигурное вождение велосипеда.
Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Препятствия (прохождение трассы):
— ворота с подвижными стойками;
— коридор из коротких досок.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда.
Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Тема 6.Традиционно-массовые мероприятия.
1. Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану). 2. Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
3. Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе. 4. Выступление в классах по пропаганде ПДД.
5. Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД. 6.Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».
7. Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года.
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010 годы
«Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2009.
Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 кл. (6 кл.): поурочные планы./Сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1998.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы/Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Шевченко Г.Н. ОБЖ 7,8 кл.. Поурочные планы.
Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации. 10-11 кл., М. Просвещение, 2008-03-12
Тематическое планирование и план-график проведения кружковой работы
«Юные инспектора движения»
на 2017-2018 учебный год.
Запись в отряд. Задачи кружка.
Тестирование, на знание ПДД .
Подготовка учащихся к работе кружка, проверка остаточных знаний, обсуждение плана работы и мероприятий.
Почему дети попадают в дорожные аварии,
Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения.
Выбор актива кружка.
Оформление уголка кружка
Оформление классного уголка кружка, для наглядности и демонстрации успехов участников.
История появления автомобиля и правил дорожного движения
Развивать интерес к технике, ознакомить с историей появления автомобиля и правил дорожного движения, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов и пассажиров.
Дорога, её элементы и правила поведения на
Ознакомить школьников с понятиями, закрепить правила поведения на дороге.
Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС?
Ознакомить учащихся с расшифровкой аббревиатур ГИБДД и ДПС; разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранения жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров.
Путешествие в страну Дорожных знаков
Презентация сценария выступления. Распределение ролей.
Подготовка выступления агитбригады. Игры на моделирование дорожных ситуаций.
Выступление агитбригады в начальной школе
Популяризация у учащихся уважения к дорожным знакам.
Работа с инспектором ГИБДД на линии
Правила пассажира. Пешеход-пассажир- пешеход. Решение задач по теме.
Решение задач по теме.
Группы дорожных знаков
Решение задач по теме.
Решение задач по теме.
Решение задач по теме.
Решение задач по теме.
Закрепить знания детей о дорожных знаках.
Правила поведения в транспорте
Воспитать культуру поведения учащихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках.
«Для чего нам светофор»
Презентация сценария выступления. Распределение ролей.
Выступление агитбригады в начальной школе
Инсценировка стихотворения О.Тарутина о светофоре.
ДТП. Причины ДТП. Ответственность за
Выяснить и закрепить причины ДТП, участников и ответственность за нарушение правил дорожного движения.
День зеленого огонька
Популяризация правил дорожного движения и профилактика дорожного травматизма среди школьников.
Подготовка материалов для акции «Осторожно, я ребенок»
Оформление плакатов и листовок для водителей авто, предупреждающих детский травматизм на дорогах.
Работа с инспектором ГИБДД линии
Раздача подготовленного материала.
Правила оказания первой медицинской помощи (ушибы)
Правила оказания первой медицинской помощи при ранах и ссадинах
Правила оказания первой медицинской помощи при переломах и вывихах
Выступление агитбригады в начальной школе
Инсценировка пьесы Г.Балла об уважении дорожных знаков и правилах поведения на дороге.
Подготовка к конкурсу «Светофор»
Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»
Выступление агитбригады в начальной школе
Инсценировка поучительной сказки В.Ардова о ДТП с участием детей.
Закрепление изученного материала в форме беседы.
Подведение итогов, обсуждение достигнутых результатов. Чаепитие.