Крылатые выражения это что для детей
Мини-музей «Крылатые слова» в детском саду
Наталья Кириченко
Мини-музей «Крылатые слова» в детском саду
Мы стали играть в крылатые выражения, инсценировать их, рисовать, отгадывать загадки, находить сходные по смыслу. Это вызывало восторг у ребят. Так незаметно фразеологические обороты прочно вошли в жизнь, в речь наших детей. Порой мы садились в кружок, и называли фразеологизмы (не повторяя то, что уже сказано, предавая из рук в руки Белую ворону. Ворона легко дважды обходила круг (в группе 19 девочек и 9 мальчиков, а некоторые ребята могли вспомнить и ещё!
Как-то сама собой пришла мысль создать музей «Крылатых выражений». Замечательные родители детей нашей группы поддержали эту идею. Своими руками они создали эксклюзивные экспонаты.
В группе появились правила поведения в музее. Дидактические игры с фразеологическими оборотами. И, конечно, альбом с фотографиями наших дарителей, создателей музея.
Книга, с которой всёначалось: Андрей Усачев. «Великий могучий русский язык».
Приглашаю всех на виртуальную экскурсию в наш мини музей!
В типографии мы заказали плакат с мудрой совой.
А вот и первые экспонаты:
Настя с мамой. «А Васька слушает, да ест».
Даша с мамой. «Знаю тебя как облупленного». «Лезть в бутылку».
Дима и семья. «Выжатый лимон». Дарина с папой. «Глаза разбегаются».
Даша с мамой. «Белая ворона». «Белые мухи».
Максим с семьёй. «А ларчик просто открывался!». «Держать хвост пистолетом».
Ульяна и Никита. «Тянуть кота за хвост». «Деловая колбаса».
Глеб и мама. «Держи карман шире».
«Слон в посудной лавке».
Ярослава с родителями. «Замкнутый круг». Вероника с папой. «Уши развесить».
Вероника с мамой. «Денег куры не клюют».
Семья Глеба. «Заблудиться в трёх соснах».
Тамик с мамой. «Ползти, как черепаха». Олеся с мамой. «Собака на сене».
Танюша с мамой. «Дело в шляпе».
Женя с родителями. «Биться головой об стену».
Настёна с мамой. «Витать в облаках».
Наш маленький музей.
Правила поведения в музее, мы разместили в фотоальбом.
В другом альбоме, фотографии тех,кто создавал наш музей:
В нашем музее можно поиграть:
Знатоки могут посоревноваться: кто больше назовёт выражений,в которых упоминаются нарисованные животные:
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ К НАШЕМУ МУЗЕЮ!
«Времена года». Оформление стен группы Здравствуйте уважаемые коллеги. Я работаю в смешанной группе с детками четвёртого и пятого года жизни. Для закрепления сезонных изменений.
Давайте познакомимся! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свой блог решила начать со знакомства. Меня зовут Анастасия Парфёнова, мне 24 года. Работать воспитателем.
Занятие в подготовительной группе по развитию речи «В поисках крылатых выражений»
Ольга Куклина
Занятие в подготовительной группе по развитию речи «В поисках крылатых выражений»
Занятие в подготовительной к школе группе по теме:
«В поисках Крылатых выражений».
Цель: Познакомить детей с фразеологическими оборотами;
научить понимать и использовать в самостоятельной речи.
Познавательное развитие:
• Формировать представление детей о фразеологических оборотах.
• Развивать творческую активность, воображение и самостоятельность в речевой деятельности.
• Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Социально-коммуникативное развитие:
• Поддерживать игровое взаимодействие.
• Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, сопереживать.
Речевое развитие:
• Помогать детям, осваивать и использовать выразительные средства языка, расширять словарь.
• Создавать условия для активной речевой деятельности детей.
Физическое развитие:
• Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей.
• Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления органов зрения.
Оборудование: презентация, маппет-кукла кот, кукла-перевёртыш, кукла сова, макет озера, колодец, 8 чайных ложек, 8 леек, 8 рубашек, сундук с экспонатами, клубок, домик совы, 2 мольберта, фланелеграф, карточки с картинками, конверты со словами заклинания (3 шт.).
Ход занятия.
Воспитатель встречает детей с игрушкой кота.
Кот: Здравствуйте мои юные друзья, рад с вами познакомиться (подходит к каждому, представляется Котофей Иванович, ребенок называет своё имя).
Кот: хочу представить вам свою помощницу
Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут О. Н. Дорогие ребята, сегодня мы пришли к вам в гости, чтобы пригласить вас совершить экскурсию в музей крылатых выражений. А поможет мне в этом управляющий музеем, мой старый и добрый друг «Кот ученый».
Кот ученый: – идею этого музея мне подсказала моя прапрабабушка, она и рассказала о крылатых выражениях.
— А вы знаете, что такое крылатые выражения
— В вашем возрасте я тоже этого не знал.
Воспитатель: Наверняка вы не раз их слышали вот,например: «Молоко убежало», как вы думаете, молоко может убежать, конечно, нет, так говорят в случае, когда хозяйка забыла про свое молоко на плите, и оно вытекло из кастрюли. Или выражение «Заблудился в трех соснах». Ребята как вы думаете, можно «заблудится в трех соснах», про какого человека так можно сказать.
Все эти выражения называются крылатыми, и вы тоже часто встречались и произносили эти выражения. Крылатые выражения помогают сделать нашу речь более эмоциональной и выразительной. Но что-то мы заговорились.
Кот: Какая быстрая, музей не книжка в карман не положишь, поэтому я для вас приготовил видеоэкскурсию. Прошу вас рассаживайтесь перед экраном.
Баба-яга: А вы что расселись, нет здесь никакого музея, все ваши крылатые выражения я заколдовала, как известно дурное дело нехитрое, а вам лишь дырка от бублика осталась. Отныне это будет музей Бабы-яги, потому что я здесь самая главная. А вот и мой первый экспонат, моя скульптура. И помните, со мной шутки плохи. Ха-ха-ха.
Кот: Всё пропало, всё пропало, мой музей моя гордость, остался я у разбитого корыта.
Воспитатель: Подожди кот, не нужно делать из мухи слона, а лучше давайте подумай, как можно все исправить.
Кот: подождите, вспомнил в моей учёной книге, что-то про это сказано.
Кот открывает книгу, аудиозапись.
Книга: Все экспонаты спрятаны в сундуке, открыть который можно с помощью заклинания, которое состоит из трёх слов. Слова спрятаны в разных местах. Если вы сможете их найти, пока часы не пробьют 12, вы найдете экспонаты. Спешите у вас мало времени. Ровно в 12.00 сундук будет невозможно открыть. Идите за клубочком, он покажет вам дорогу.
Воспитатель: Ребята вы поняли, как нам вернуть музей, Где находятся слова заклинания, сколько их, до какого часа нам нужно успеть.
Кот: Мои юные друзья, надеюсь, вы найдете мои экспонаты. Отправляйтесь в путь, а я так переживал, что у меня уже глаза слипаются.
Дети отправляются в путь под музыкальное сопровождение.
Игра на внимание «Лесная тропинка» Дети двигаются друг за другом. Мы с вами заходим в дремучий лес, чтобы не потеряться и не заблудится, нужно быть внимательным и слушать мои команды и делать соответствующие действия.
Огромный камень – перешагнуть.
Волк – быстро бежим
Глубокая яма – перешагиваем, высоко поднимая ноги
Ядовитая змея – идут на цыпочках очень тихо
Кочка – дети приседают, обхватив колени руками
Вот мы с вами шли, шли и пришли к домику, кто же в нем живет.
Сова: Зачем пожаловали? Спать мешаете, шорох наводите, всех мышей перепугали.
Дети просят сову помочь найти слова заклинания.
Сова: Сначала поиграйте со мной разгадайте мои загадки.
Задание: Сова называет крылатое выражение, дети находят подходящие картинки и вывешивают их на фланелеграф парами.
Сова просит назвать получившиеся крылатые выражения.
1. Вешать лапшу на уши.
2. В час по чайной ложке.
3. Не делай из мухи слона.
4. Как кошка с собакой.
5. Работать спустя рукава, работать, засучив рукава.
Сова: Да вы уже настоящие знатоки крылатых выражений, за это вам даю первое слово заклинания, остальные слова найдете, там, где встретите крылатые выражения.
Дети благодарят сову и отправляются дальше в путь.
Подходят к озеру. Озеро пересохло.
Воспитатель: Водяные лилии совсем засохли, и закрыли свои лепестки, нам нужно наполнить озеро водой, чтоб лилии вновь ожили.
Предложить детям наполнить озеро с помощью чайных ложек. Дети начинают носить воду ложками, из колодца. Что-то медленно у вас получается, как наполнить озеро быстрее. (варианты детей). Дети наполняют водой озеро с помощью ведер. Озеро наполняется водой.
Воспитатель: почему наше озеро сначала наполнялось медленно. Ответы детей.
Воспитатель: Вот и про человека, который все делает медленно, говорят, работает в час по чайной ложке.
Воспитатель просит детей каждого взять по водяной лилии и поставить в озеро, цветы раскрывают свои лепестки. (Цветы бумажные оригами).
Цветы распускаются, внутри каждого картинка с мухой или слоном, что бы это значило, какое выражение связано с этими персонажами.
Воспитатель подводит детей к выражению «Не делай из мухи слона».
Воспитатель: Вот и опять нам встретились крылатые выражения. Давайте их повторим.
В час по чайной ложке.
Не делай из мухи слона.
А вот и конверт со вторым словом заклинания.
Отправляемся дальше в дорогу
Детей встречает кукла-перевертыш.
Воспитатель: Кажется у этой девочки глаза на мокром месте, давайте узнаем, что произошло.
Кукла сообщает, что она сегодня была в магазине игрушек и у нее разбежались глаза, и она не знает, как их собрать.
Воспитатель: «глаза разбежались», разве могут глаза разбежаться, конечно, нет, так говорят про человека, который увидел много интересного вокруг. А с вами случалось такое, когда ваши глаза разбегались, например, в магазине игрушек. (Беседа).
Воспитатель: Но кукла всё равно грустит, попробуем ее развеселить.
Посмотрите, мячики рассыпались, давайте поможем кукле навести порядок, да здесь есть маленькая хитрость собирать их можно только в рубашках.
Стоит вешалка, на которой висят восемь рубашек.
Воспитатель: Давайте попробуем надеть рубашки, дети видят, что рукава слишком длинные. Давайте попробуем собрать «мячики» спустя рукава и посмотрим удобно это или нет, а теперь засучим рукава и выполним эту же работу.
Как вам работалось удобнее, спустя рукава или засучив рукава.
Воспитатель: Вот так и в старину у людей одежда была с очень длинными рукавами и про человека, который ленился и не хотел завернуть рукав для удобства выполнения работы так и говорили, работает спустя рукава. Вот так и пошло крылатое выражение «Работать спустя рукава и засучив рукава».
Воспитатель: Посмотрите, а наша кукла развеселилась, и ее глаза теперь веселые и совсем не на мокром месте.
Кукла: Спасибо вам ребята, вы помогли мне. И чтоб ваши глаз всегда улыбались и были здоровыми, предлагаю вам вместе со мной сделать гимнастику для глаз.
Воспитатель: Ребята, а с какими крылатыми выражениями нам помогла познакомиться кукла.
1. Глаза на мокром месте.
2. Глаза разбежались.
Кукла: У меня для вас есть конверт может он вам и пригодится, отдает конверт.
Дети открывают конверты, слова вывешивают на мольберт, читают КРИБЛЕ КРАБЛЕ БУМС.
Открывают сундук, воспитатель достает экспонаты, дает название, обговаривает с детьми.
Кот: Благодарит детей, радуется найденным экспонатам и приглашает к экрану, посмотреть, что происходит в музее.
Баба-яга: Неужели расколдовали? И сундучок открыли и экспонатики нашли? Я и не ожидала, я здесь за порядком присматриваю, ничего плохого не делаю, простите меня, обещаю больше никакого злодейства. До свидания.
Воспитатель: Ну что ребята простим Бабу-ягу, ведь без нее не интересно будет.
Воспитатель предлагает рассмотреть экспозицию музея и вспомнить крылатые выражения, с которыми дети сегодня познакомились.
Баба-яга с экрана: Стойте, я хоть и вредная, но в душе такая добрая, вам тетушка сова подарочек отправила, просвещайтесь. Подает яркую коробочку.
Воспитатель вносит коробочку, в ней лежат раскраски «Мудрые советы детям».
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие, а что запомнилось больше всего. Ответы детей.
Прощаются с гостями, благодарят за внимание.
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №5 детский сад «Теремок» г. Урень Нижегородской области Конспект итогового.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «В поисках здоровья» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «В поисках здоровья» Цели: Формировать представление о здоровом образе.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В поисках большого сокровища» Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие.
НОД по развитию речи в средней группе Тема: «В поисках сказок» НОД по развитию речи в средней группеТема: «В поисках сказок»Цель: повышение речевой и познавательной активности детей Задачи: Воспитательные:.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Весна-красна» Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема: Весна – красна Цель: **Учить делить слова на слоги, определять количество звуков.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Ищем письма» Цель: Формирование лексико- грамматических, фонетико-фонематических, коммуникативных и математических навыков посредством интеграции образовательных.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у Непогодушки» Цель. Повторить признаки зимы, установить взаимосвязь в природе. Задачи. Упражнять в различении деревьев и кустарников по веткам и листьям.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Времена года» Цели: 1 Закрепить представление детей о временах года. 2. Научить детей определять времена года по характерным признакам. 3. Научить узнавать.
Крылатые слова. Примеры с объяснением
Крылатые слова для младших школьников
Что такое крылатые слова (или выражения), откуда они берутся? Дело в том, что эти выражения были сказаны или написаны кем-то и когда-то, и настолько они оказались удачными, что люди стали их повторять. Так постепенно они вошли в нашу устную и письменную речь.
Крылатыми их называют потому, что эти слова, прижившись в языке, словно на крыльях перелетают от человека к человеку.
Часто крылатыми становятся изречения великих людей, писателей, исторических деятелей. А могут они войти в нашу жизнь и со страниц книг или с экрана телевизора, а иногда приходят к нам из глубины веков.
Крылатые слова, как и пословицы и поговорки, обогащают нашу речь.
А Васька слушает, да ест.
Из басни И. Крылова «Кот и Повар».
Так говорят о человеке, который на все замечания и уговоры кивает головой и продолжает втихомолку делать всё по-своему.
А воз и ныне там!
Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
О деле, которое невозможно выполнить, поскольку каждый тянет его в свою сторону.
А ларчик просто открывался.
Из басни И. Крылова «Ларчик».
Так говорят, когда долго не могут найти ответ на простую задачу. А потом оказывается, что решение было крайне лёгким.
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Из басни И. Крылова «Квартет».
О коллективе, в котором ничто не идёт на лад потому, что никто не знает своего дела, нет единства, нет общей цели, каждый сам за себя.
Ахиллесова пята.
Значит то же, что и слабое, уязвимое место. Мифическому герою Ахиллесу оракул предрёк гибель. Тогда его мать, морская богиня Фетида, окунула младенца в священные воды реки Стикс. При этом она держала его за пятку. Ахиллес стал неуязвим — и только пятка, которая осталась сухой, была его слабым местом. Спустя годы, поражённый стрелой в пяту, Ахиллес умер.
Белая ворона.
Так говорят о человеке, резко отличающемся от других людей. Белая ворона всегда резко выделяется на фоне своих чёрных собратьев.
Выражение пошло от латинской крылатой фразы albus corvus [альбус корвус].
Внести свою лепту.
Иными словами: сделать некий вклад в общее дело.
В Библии говорится о том, как некая вдова пожертвовала для храма совсем малую жертву — 2 лепты (лепта — мелкая монета в древней Иудее). Но это приношение противопоставлено щедрым подношениям богачей: если они жертвуют от избытка, то вдова пожертвовала от бедности своей, лишив себя даже необходимого. Поэтому для Бога такая жертва была гораздо дороже.
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!
Из басни И. Крылова «Чиж и Голубь».
Говорится о человеке, который смеётся над чужой бедой и вскоре сам попадает в подобную ловушку.
Гадкий утёнок.
О человеке, чьи истинные достоинства открываются неожиданно для окружающих. Название сказки датского писателя Х.К. Андерсена. В ней говорится, что однажды среди вылупившихся утят оказался один уродливый — «гадкий утёнок», непохожий на собратьев. Над ним смеялись, издевались, но пришло время, утёнок вырос и оказался. прекрасным лебедем.
Заблудшая овца.
Так говорят о человеке, сбившемся с истинного пути.
В Библии сказано: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? И если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти незаблудившихся».
Иван, родства не помнящий.
Так сейчас говорят про человека, который отказывается от традиций своего народа.
Выражение пришло к нам из истории. В царской России крепостные крестьяне, бежавшие от помещика, попадаясь в руки полиции, тщательно скрывали своё имя и происхождение. На все вопросы они отвечали, что зовут их «Иванами», а «родства своего» (то есть происхождения) они не помнят.
Как белка в колесе.
Из басни И. Крылова «Белка».
Обычно так говорят об очень занятом человеке, который выполняет много разных дел. Реже — о том, чьи усилия бесплодны, хотя и требуют немало времени и сил.
Как пить дать.
По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. «Как пить дать» — значит «точно», «обязательно», «непременно».
Когда рак на горе свистнет.
Значит никогда. Раки — жители речного дна — ни за что не покинут среду своего обитания, не вылезут на сушу и уж тем более не засвистят. И современная наука к этому ничего добавить не может: речные раки на это действительно не способны.
Крокодиловы слёзы.
Обычно так говорят о чьём-либо притворном, фальшивом сочувствии.
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
Из басни И. Крылова «Кукушка и Петух».
Иронически о лицемерах, которые хвалят друг друга не за заслуги, а потому, что в ответ тоже хотят услышать похвалу.
Лебединая песня.
Так говорят о последнем проявлении таланта человека.
По легенде, лебеди, птицы не певчие, за несколько минут до смерти обретают голос и поют удивительно красиво.
Мальчик для битья.
Человек, страдающий за чужие провинности.
Из повести «Принц и нищий» американского писателя Марка Твена. В ней рассказывается о том, что в давние времена при юном наследнике английского престола состоял «паж для побоев», который должен был сносить все телесные наказания, которые полагались за плохую учёбу принцу: нельзя же было поднимать руку на «священную персону принца Уэльского», будущего короля Англии!
Маменькин сынок.
Иронически: изнеженный и мало приспособленный к самостоятельной жизни мальчик или молодой человек.
Первоисточник — комедия «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Помещик Скотинин говорит сыну своих знакомых: «Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»
На лбу (лице) написано.
«У него на лбу написано (или на лице написано)», — говорим мы о человеке, когда видим, о чём он думает, или знаем, как он поступил.
Это простое выражение связано со страшными обычаями нашего прошлого. В VII веке людям, замешанным в бунте или преступлениях, раскалённым железом ставили печать на правой щеке или на лбу. Ожог через некоторое время заживал, а вот шрам в виде буквы Б (это значило «бунтовщик») оставался на всю жизнь. От того же обычая пошло выражение: «заклеймить позором (презрением)» и слово «прожжённый» — прожжённый плут, мошенник и т. п.
Око видит, зуб неймёт.
Из басни И. Крылова «Лисица и Виноград».
Так говорят о том, что находится совсем рядом, кажется достижимым, но в действительности совершенно недоступно.
После дождичка в четверг.
Так говорят о несбыточном, о том, что неизвестно когда исполнится.
Наши предки чтили бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящён один из дней недели — четверг. Перуну возносили моления о дожде в засуху; считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» — четверг. А так как эти мольбы часто оставались бесполезными, то фраза «после дождичка в четверг» приобрела значение «неизвестно когда».
Принцесса на горошине.
Так говорят о изнеженных, избалованных особах.
В сказке датского писателя-сказочника Х.К. Андерсена принцесса была столь нежной, что почувствовала крошечную горошину сквозь 12 тюфяков и 12 пуховых перин!
Рог изобилия.
То же, что источник дохода, богатства, благосостояния.
По легенде, Зевса, главного бога древних греков, вскормила своим молоком коза Амалфея. Когда Зевс вырос, в благодарность он взял свою кормилицу на небо. Но по пути на небо коза Амалфея случайно потеряла один рог. Зевс наделил этот рог волшебным свойством: стоило только пожелать, как из рога появлялись самые разнообразные яства или лилось вкуснейшее питьё.
Сбоку припёка.
«Боковая припёка», сбоку припёка — под этим подразумевается нечто случайное, постороннее, приставшее к чему-либо извне, нечто ненужное, излишнее.
Испечёт пекарь хлеб, достанет из формы, посмотрит, а там сбоку — припёка! Пригоревшие кусочки теста, прилипшие снаружи к корочке! Вот досадно!
Сизифов труд.
То же, что тяжёлая и бесплодная работа.
Из древнегреческой мифологии. Царь Коринфа Сизиф в наказание за земные грехи (хвастовство, корыстолюбие, хитрость) был в загробном мире осуждён на бесконечный и бесплодный труд — вкатывать на гору огромный камень, который, едва-едва достигнув вершины, срывался вниз и Сизиф вновь принимался за свою работу.
Слон и Моська.
Из басни И. Крылова «Слон и Моська». Так говорят про человека, который, чтобы привлечь к себе внимание, критикует или нападает на того, кто гораздо сильнее и умнее его самого.
Спой, светик, не стыдись!
Из басни И. Крылова «Ворона и Лисица».
Так иронично обращаются к людям, которые из ложной скромности не хотят демонстрировать свои таланты, ожидая, что все вокруг будут их долго упрашивать!
Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!
Из басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Иронически говорят о человеке, который попусту растратил время на веселье и забавы, забыв о деле.
У сильного всегда бессильный виноват.
Из басни И. Крылова «Волк и Ягнёнок».
Так говорят, когда кто-либо незаслуженно обвиняет более слабого.
Устами младенца глаголет истина.
Это выражение пришло к нам из латыни. Ex ore parvulorum veritas [экс орэ парвулерум вэритас].
В основном дети бесхитростны и искренни. Они говорят то, что думают, и это бывают очень точные замечания.
Хранить как зеницу ока.
Значит хранить что-нибудь как самую большую ценность. Выражение пришло к нам из Библии. «Зеница» в переводе со старославянского значит «глазной зрачок».
Через тернии к звёздам.
Так говорят о пути к какой-нибудь большой и прекрасной цели, полном трудностей и опасностей.
Выражение произошло от латинского per aspera ad astra [пэр аспэра ад астра].