Крюйт камера на корабле что это

Крюйт-камера

Содержание

Устройство крюйт-камеры

Крюйт камера на корабле что это. Смотреть фото Крюйт камера на корабле что это. Смотреть картинку Крюйт камера на корабле что это. Картинка про Крюйт камера на корабле что это. Фото Крюйт камера на корабле что это

Крюйт камера на корабле что это. Смотреть фото Крюйт камера на корабле что это. Смотреть картинку Крюйт камера на корабле что это. Картинка про Крюйт камера на корабле что это. Фото Крюйт камера на корабле что это

Согласно Морскому уставу [1] :

Примечания

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Крюйт-камера» в других словарях:

КРЮЙТ-КАМЕРА — (Powder Magazine, Powder Room) (стар.) помещение на корабле для хранения взрывчатых веществ. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Крюйт камера помещение на парусном корабле дл … Морской словарь

крюйт-камера — крюйт камера, крюйт камеры … Орфографический словарь-справочник

крюйт-камера — сущ., кол во синонимов: 2 • погреб (20) • помещение (177) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

крюйт-камера — крюйт ка/мера, крюйт ка/меры … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Крюйт-камера — ж. Помещение на военном корабле, где хранятся взрывчатые вещества. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

крюйт-камера — крюйт к амера, ы … Русский орфографический словарь

крюйт-камера — ы; ж. [голл. kruit kamera] Мор. Помещение на парусных и паровых военных кораблях для хранения взрывчатых веществ и ружейных патронов … Энциклопедический словарь

крюйт-камера — іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

крюйт-камера — крюйт/ камер/а … Морфемно-орфографический словарь

Источник

Глава четвертая. О порохѣ и крюйтъ-камерахъ

852. Во время постройки или тимберовки корабля командиръ онаго заботится о надлежащемъ устройств? крюйтъ-камеръ, наблюдая: 1) чтобъ он? находились сколь возможно ниже грузовой ватерлиніи; 2) чтобъ могли вм?щать опред?ленное положеніями число ящиковъ съ зарядами и запаснымъ порохомъ; 3) чтобъ он? были совершенно водонепроницаемы; 4) чтобъ во внутреннюю ихъ отд?лку не входило жел?зо; 5) чтобъ он? удовлетворительно вентилировались; 6) чтобъ были, сколь возможно, блиндированы со вс?хъ сторонъ; 7) чтобъ фонари были устроены на должной высот? во изб?жаніе случайнаго разбитія стеколъ при работ?, чтобы они были вд?ланы безопасно и плотно, безъ воздушнаго сообщенія съ внутренностью крюйтъ-камеры, но притомъ чтобы для яснаго гор?нія фонарей къ нимъ былъ достаточный доступъ воздуха; 8) чтобъ крюйтъ-камеры были снабжены кранами для впуска и выпуска воды; 9) чтобъ отверстія для подачи и возвращенія кокоровъ, а также входы въ крюйтъ-камеры, если эти посл?дніе не включены въ общую съ крюйтъ-камерою непроницаемую выгородку, были снабжены водонепроницаемыми крышками или дверьми, устроенными преимущественно въ потолк?, дабы при затопленіи крюйтъ-камеры вода не могла разливаться; и 10) чтобы входы были по возможности удалены отъ камбуза, котловъ и люковъ.

853. Вм?ст? съ окончаніемъ вооруженія корабля крюйтъ-камеры должны быть приведены въ такое положеніе, чтобы можно было укладывать въ нихъ порохъ. Для этого старшій офицеръ съ артиллерійскимъ офицеромъ по приказанію командира осматриваютъ крюйтъ-камеры, фонари, вс? проходы и люки и удостов?ряются въ полной исправности оныхъ. Въ фонари пускаютъ дымъ или жгутъ с?ру, и если зам?тятъ, что дымъ или с?рный запахъ проходитъ въ крюйтъ-камеру, приказываютъ исправитъ ихъ и вновь замазать скважины. Если въ крюйтъ-камер? окажется сырость, командиръ приказываетъ высушить ее вентиляторами или жаровнями. Въ посл?днемъ случа? это производится подъ наблюденіемъ артиллерійскаго офицера и офицера съ вахты, со вс?ми необходимыми предосторожностями.

854. Весь порохъ долженъ быть принять на корабль не иначе какъ въ картузахъ и патронахъ, въ количеств?, опред?ленномъ по штату Для этого онъ разсыпается на берегу комендорами подъ надзоромъ артиллерійскаго офицера и содержателя. Картузы должны им?ть надлежащую м?ру и в?съ. По м?р? изготовленія ихъ, картузы укладываются въ пороховые ящики, причемъ наблюдается, чтобы картузы не мялись и не портились, чтобы крышки были надежно завинчены и хорошо замазаны. На каждомъ ящик? д?лается надпись о числ? и величин? картузовъ, въ немъ находящихся.

855. Въ случа? надобности взять на корабль небольшое количество пороха не въ картузахъ, онъ долженъ быть въ армяжныхъ м?шкахъ и уложенъ въ пороховые ящики по т?мъ же правиламъ, какъ и картузы.

856. Хранящіеся въ пороховомъ магазин? отъ прежней кампаніи пороховые ящики съ оставшимися картузами должны быть во время вооруженія корабля осмотр?ны старшимъ артиллерійскимъ офицеромъ вм?ст? съ ревизоромъ и артиллерійскимъ содержателемъ въ присутствіи содержателя пороховыхъ магазиновъ. Обозр?въ предварительно ц?лость печатей на принадлежащихъ кораблю ящикахъ, артиллерійскій офицеръ тщательно осматриваетъ содержащіеся въ нихъ предметы, и если въ ящикахъ порохъ и картузы окажутся удовлетворительныхъ качествъ, то ящики закупориваются и поступаютъ на корабль, а въ противномъ случа? поврежденное сдается портовому артиллерійскому в?домству.

857. По выход? корабля изъ гавани командиръ посылаетъ для пріема пороха изъ магазиновъ необходимое число гребныхъ судовъ при одномъ изъ вахтенныхъ начальниковъ. Кром? того, для самаго производства пріема назначаются: артиллерійскій офицеръ, а за неим?ніемъ его флотскій, преимущественно изъ выдержавшихъ испытаніе въ учебно-артиллерійскомъ отряд?, ревизоръ и артиллерійскій содержатель, и въ распоряженіи ихъ необходимое число артиллерійскихъ унтеръ-офицеровъ и комендоровъ.

858. Одновременно съ порохомъ для орудій на корабль не сл?дуетъ ни перевозить, ни погружать никакихъ иныхъ взрывчатыхъ составовъ или предметовъ, легко воспламеняющихся и подверженныхъ воспламененію отъ удара или тренія. Пріемъ и погрузка на корабль пороха и другихъ взрывчатыхъ предметовъ должны производиться днемъ, допуская ночную погрузку только въ случа? настоятельной необходимости.

859. При отправленіи шлюпокъ за порохомъ старшій офицеръ заботится, чтобы он? были снабжены достаточнымъ количествомъ кожь и брезентовъ для предстоящей работы.

860. При вс?хъ работахъ съ порохомъ, какъ то: пріем? онаго, погрузк?, перевозк? на шлюпкахъ и выгрузк?, и при хожденіи въ крюйтъ-камеры офицеры должны быть постоянно въ пампушахъ, а нижніе чины босикомъ, и никто не долженъ им?ть при себ? никакихъ металлическихъ или легко воспламеняющихся вещей, для чего предъ каждою работою съ порохомъ артиллерійскій офицеръ съ офицеромъ, назначеннымъ къ производству оной, лично осматриваетъ командированныхъ къ тому нижнихъ чиновъ. За непрем?ннымъ исполненіемъ этого наблюдаетъ старшій офицеръ.

861. Пріемъ пороха изъ артиллерійскихъ магазиновъ производится со всевозможными предосторожностями. Пороховые ящики переносятся на рукахъ или перевозятся до м?ста погрузки и передаются изъ рукъ въ шлюпки, гд? они укладываются въ порядк?, рядами на брезентахъ, и покрываются оными и кожами. Вс? м?ста производства работы оц?пляются часовыми, чтобы не допускать постороннихъ.

Прим?чаніе. При перевозк? пороха въ черт? города м?стная полиція должна быть заблаговременно ув?домлена объ этомъ.

862. При сл?дованіи шлюпокъ съ порохомъ къ кораблю он? должны им?ть на носу красный флагъ и идти кратчайшимъ путемъ, изб?гая по возможности приближенія къ судамъ и особенно къ находящимся подъ парами. Подойдя къ кораблю, он? не пристаютъ къ оному, но держатся на веслахъ до приказанія съ вахты.

863. Когда шлюпки съ порохомъ приблизятся къ кораблю, командиръ приказываетъ зажечь крюйтъ-камерные фонари, потушить вс? огни на корабл? и поднять на гротъ-брамъ-стеньг? красный флагъ, а ночью — красный фонарь. За симъ онъ разр?шаетъ шлюпкамъ пристать къ борту. Пока поднятъ на корабл? красный флагъ или красный фонарь, что означаетъ продолженіе погрузки пороха, запрещается вблизи корабля производить салюты, и паровыя суда должны проходить въ отдаленіи отъ него и по возможности подъ в?тромъ. Во время погрузки пороха корабль освобождается отъ обязанности сл?довать движеніямъ старшаго на рейд?.

864. При погрузк? пороха въ корабль соблюдается величайшая осторожность. Для сего косяки портовъ и комельсы люковъ, чрезъ которые подаются пороховые ящики, устилаются матами и закрываются кожами; палубы въ т?хъ м?стахъ, чрезъ которые переносятся пороховые ящики, плотно устилаются брезентами и оц?пляются часовыми безъ оружія, которые не должны пропускать туда никого, кром? назначенныхъ къ этой работ? людей. Пороховые ящики поднимаются со шлюпокъ въ м?стахъ, ближайшихъ къ крюйтъ-камерамъ, и по палубамъ переносятся на рукахъ или перевозятся на тележкахъ, но никакъ не сл?дуетъ позволять таскать ихъ волокомъ или кантовать. При производств? этой работы находится неотлучно старшій офицеръ и, сверхъ того, офицеры артиллерійскіе и флотскіе, особо назначенные по росписанію какъ въ крюйтъ-камеры, такъ и къ погрузк?.

865. Пороховые ящики устанавливаются въ крюйтъ-камер? по возможности такъ, чтобы т? изъ нихъ, которые содержатъ въ себ? заряды одного и того же калибра и одной величины, находились въ одномъ ряду, чтобы при качк? они не давали ни мал?йшаго движенія и чтобы при доставаніи зарядовъ не нужно было двигать ящиковъ съ м?ста. На каждомъ ящик? означаются число, калибръ и величина заключающихся въ немъ зарядовъ. Посл? укладки крюйтъ-камеры артиллерійскій офицеръ составляетъ чертежь оной и представляетъ его старшему офицеру.

866. Въ крюйтъ-камер? не дозволяется хранить никакихъ матеріаловъ, способныхъ къ самовозгаранію, или предметовъ воспламеняющихся отъ удара или тренія. Въ нихъ должны храниться только ящики съ зарядами и запаснымъ порохомъ и, сверхъ того, по возможности въ выходахъ, въ особо устроенныхъ ящикахъ, утвержденныхъ штатомъ, сигнальныя ракеты, обыкновенные фалшфейеры и необходимыя для работъ въ крюйтъ-камер? кожи, кожаные м?шки, пампуши, ключи отъ пороховыхъ ящиковъ и замазка или резиновыя прокладки къ крышкамъ ящиковъ. Боевыя ракеты укладываются и хранятся въ бомбовыхъ погребахъ вм?ст? съ своими разрывными снарядами; пушечныя же трубки, патроны скоростр?льныхъ пушекъ, ружейные и пистолетные патроны, ударные фалшфейеры и все прочее, что им?етъ ударное приспособленіе, должно хранить въ особыхъ пом?щеніяхъ, по усмотр?нію командира, наблюдая при этомъ, чтобы они были разрознены въ малыхъ количествахъ.

867. По установк? вс?хъ ящиковъ въ крюйтъ-камер? артиллерійскій офицеръ приказываетъ вымести оную и обтереть пороховую пыль сырою стиркою, лично осматриваетъ у вс?хъ ящиковъ замазку на втулкахъ, удостов?ряется, плотно ли завинчены крышки, и за симъ доноситъ чрезъ старшаго офицера командиру, который обязанъ лично осмотр?ть крюйтъ-камеру.

868. Ключи отъ крюйтъ-камеръ, бомбовыхъ и патронныхъ погребовъ, выходовъ и проходовъ ихъ и отъ крановъ для затопленія, а также отъ вентиляціонныхъ трубъ, всегда хранятся у командира корабля, а при съ?зд? его съ корабля передаются старшему офицеру.

Для отпиранія крюйтъ-камеръ командиръ передаетъ ключи чрезъ старшаго офицера на вахту; вахтенный начальникъ отдаетъ ихъ артиллерійскому офицеру, а за неим?ніемъ его артиллерійскому унтеръ-офицеру, который открываетъ крюйтъ-камеры не иначе какъ въ присутствіи офицера, для сего посланнаго. По закрытіи крюйтъ-камеръ ключи возвращаются командиру т?мъ же порядкомъ. Во время тревоги въ каждой крюйтъ-камер? долженъ находиться назначенный по росписанію офицеръ или артиллерійскій содержатель.

869. Если бы на корабл?, не им?ющемъ трюмнаго механика, потребовалось затопить крюйтъ-камеру, бомбовый или патронный погребъ, командиръ передаетъ ключи отъ крановъ и личное приказаніе о затопленіи тому изъ офицеровъ, въ зав?дываніи котораго состоитъ затопляемый погребъ. Означенный офицеръ по исполненіи возложеннаго на него порученія доноситъ о томъ командиру.

870. Н?которое количество салютныхъ картузовъ въ м?дныхъ ящикахъ, ящики съ патронами скоростр?льныхъ пушекъ для первыхъ выстр?ловъ и н?сколько фалшфейеровъ должно хранить вн? крюйтъ-камеры, въ закрытомъ, особо устроенномъ для того пом?щеніи, ключъ отъ котораго хранится у вахтеннаго начальника. Кром? того, пушечныя трубки въ неболыпомъ количеств? хранятся въ комендорскихъ лядункахъ близь своихъ орудій, и до пяти сигнальныхъ ракетъ съ хвостами сл?дуетъ хранить въ ящикахъ подъ бимсами или подъ ютомъ.

871. Когда случится надобность идти въ крюйтъ-камеру, прежде всего должно погасить огни на корабл?, какъ сказано въ ст. 929. Зат?мъ артиллерійскій офицеръ, а въ небытность его артиллерійскій унтеръ-офицеръ получаетъ ключи отъ крюйтъ-камеры, но не отпираетъ оной, пока не будутъ зажжены фонари. Для этого огонь приносится въ исправномъ ручномъ фонар? вахтеннымъ огневымъ, и двери отъ фонарей открываются не иначе какъ въ присутствіи офицера, для сего посланнаго съ вахты, который вообще наблюдаетъ за точнымъ исполненіемъ всего сказаннаго въ этой стать?. Потомъ артиллерійскій офицеръ приказываетъ зажечь фонари. Когда фонари зажжены, назначенный къ нимъ часовой наблюдаетъ за исправнымъ гор?ніемъ ихъ и заботится, чтобы въ ведр? при фонаряхъ всегда была вода. Тогда двери крюйтъ-камерныхъ фонарей затворяются, огонь въ ручномъ фонар? тушится, и двери отъ крюйтъ-камеры отворяются артиллерійскимъ офицеромъ, также не иначе какъ въ присутствіи посланнаго съ вахты офицера. Войдя въ крюйтъ-камеру, артиллерійскій офицеръ запираетъ за собою двери и люки, и удостов?ряется, н?тъ ли въ фонаряхъ скважинъ. Зам?тивъ щель, онъ немедленно приказываетъ, потушивъ неисправный фонарь, замазать оную, и даетъ знать о томъ командиру. Посл? того онъ приступаетъ къ назначенной работ?, наблюдая притомъ, чтобы никто ни подъ какимъ предлогомъ не ударялъ металлическими вещами по пороховымъ ящикамъ и вообще по металлу.

872. Во время тревоги исполняется сказанное въ предъидущей стать?, но вм?сто офицера съ вахты идутъ въ крюйтъ-камеры, назначенные по росписанію офицеры и остаются въ нихъ во все время; а артиллерійскій офицеръ, передавъ имъ ключи, возвращается на м?сто, назначенное ему по росписанію. Крюйтъ-камерный офицеръ немедленно разставляетъ въ крюйтъ-камер? людей по росписанію, приказываетъ открыть т? пороховые ящики, изъ которыхъ должны первоначально подаваться заряды, а на другихъ пріослабить винты, и наблюдаетъ, чтобы передача кокоровъ производилась безостановочно, чтобъ въ нихъ вкладывались назначенные заряды по калибрамъ, отнюдь не перем?шивая ихъ, и чтобъ каждый разъ при выниманіи зарядовъ изъ ящика крышка посл?дняго притворялась, а клапаны въ проходахъ для кокоровъ посл? подачи кокора закрывались.

873. По окончаніи боя, тревоги или вообще работы въ крюйтъ-камер? находившійся въ ней офицеръ приводитъ ее въ порядокъ и чистоту, плотно закрываетъ пороховые ящики, выводитъ людей и запираетъ ее съ проходами и выходами для подачи кокоровъ въ присутствіи офицера съ вахты и не иначе какъ по осмотр? крюйтъ-камеры артиллерійскимъ офицеромъ. Зат?мъ онъ приказываетъ потушить крюйтъ-камерные фонари, осматриваетъ ихъ и, удостов?рившись, что въ нихъ не осталось ни мал?йшей искры, запираетъ ихъ, возвращаетъ ключи установленнымъ порядкомъ и доноситъ командиру, что крюйтъ-камеры заперты исправно. Кром? того, онъ удостов?ряется, что въ кокорахъ не осталось картузовъ.

874. Картузовъ, вынутыхъ изъ орудій поврежденными, также отсыр?вшихъ, не должно см?шивать съ сухими и исправными, но укладывать ихъ въ особые ящики или выбрасывать за бортъ, смотря по роду зарядовъ и порчи. Ящики, требующіе починки, должны быть опорожнены, вынесены изъ крюйтъ-камеры и исправлены на палуб?.

875. Каждый разъ посл? сильной качки и каждые четыре м?сяца артиллерійскій офицеръ съ разр?шенія командира долженъ осмотр?ть крюйтъ-камерные проходы, а также замазку на пороховыхъ ящикахъ, и поврежденную немедленно зам?нить новою, и вообще удостов?риться въ исправномъ состояніи крюйтъ-камеръ. Кром? того, не мен?е двухъ разъ въ м?сяцъ долженъ осматривать и очищать крюйтъ — камерные фонари.

876. Пересыпать и просушивать картузы въ крюйтъ-камерахъ или ихъ выходахъ воспрещается. Въ случа? надобности работа эта исполняется, если корабль на якор?, то на шлюпкахъ, которыя становятся подъ краснымъ флагомъ на дрек? или томбу? въ сторон?, на в?тр? своего корабля; если же корабль въ ходу и не иначе какъ подъ парусами, то она производится на ют?; во всякомъ случа? съ принятіемъ вс?хъ м?ръ предосторожности противъ огня. Пересыпаніе и просушка пороха производится не иначе какъ по приказанію командира и всегда въ присутствіи артиллерійскаго офицера и офицера съ вахты, причемъ исполняются правила, содержащаяся въ ст. 860 и 864.

877. На корабл? разр?шается просушивать только въ крайнихъ случаяхъ и то въ самомъ незначительномъ количеств?, порохъ, ракеты, подмоченные картузы изъ орудій и т. д.; причемъ должно соблюдать вс? предосторожности, исчисленныя въ ст. 860 и 864 относительно пороха. Такія работы производятся подъ наблюденіемъ съ вахты и подъ главнымъ надзоромъ старшаго артиллерійскаго офицера. Если понадобится просушивать т? же предметы въ бол?е значительныхъ количествахъ, это производится на берегу или на шлюпкахъ.

878. Снаряженные разрывные снаряды принимаются, привозятся и погружаются въ корабль съ т?ми же предосторожностями и по т?мъ же правиламъ, какъ и порохъ, но на отд?льныхъ отъ пороха шлюпкахъ, и подаются въ м?ста, ближайшія къ бомбовымъ погребамъ. Осв?щеніе фонарей бомбовыхъ погребовъ, отпираніе и запираніе самыхъ погребовъ, также подача бомбъ производится по правиламъ, заключающимся въ ст. 871 и 872. При тревог? въ бомбовомъ погреб? долженъ находиться одинъ изъ артиллерійскихъ унтеръ-офицеровъ или комендоровъ.

879. При выгрузк? съ корабля пороха, разрывныхъ снарядовъ и лабораторныхъ изд?лій соблюдаются т? же правила, какъ и относительно пріема и погрузки ихъ.

880. По выгрузк? пороха и снарядовъ артиллерійскій офицеръ заботится, чтобы крюйтъ-камеры были чисто вымыты и нигд? не оставалось пороховой пыли. Осмотр?въ ихъ вм?ст? съ старшимъ офицеромъ, онъ доноситъ о томъ командиру, который обязанъ лично осмотр?ть крюйтъ-камеры.

Читайте также

Глава четвертая На абордаж!

Глава четвертая На абордаж! Утром, без десяти минут десять, возле служебного входа джабурского международного аэропорта притормозил видавший виды микроавтобус. Он был грузовым, без пассажирских мест. Из кабины выбрался прилично одетый, стройный усатый мужчина лет

Глава четвертая ПО СИГНАЛУ «SOS»

Глава четвертая ПО СИГНАЛУ «SOS» ТРИ МИНУТЫ МОЛЧАНИЯВ течение каждого часа судовые и береговые радиостанции во всем мире дважды настраиваются на волну 600 метров — «частоту бедствия». На три минуты (с 15-й по 18-ю и с 45-й по 48-ю) на этой волне наступает тревожная тишина: радисты

Глава четвертая Диспозиции[82]

Глава четвертая Диспозиции[82] Цао Цао: «Диспозиции войск означают: я двигаюсь, а он откликается, противники наблюдают друг за другом, чтобы постигнуть истинное состояние неприятеля». Ли Цюань: «Диспозиции означают: отношения хозяина и гостя, нападение и оборона, восемь

Глава двадцать четвертая

Глава двадцать четвертая В войне с палестинцами Мосад понес тяжелую потерю. Один из лучших агентов — Барух Коген — был убит 26 января 1973 г. в Мадриде. За всю историю существования Мосада это был единственный случай убийства офицера высшего ранга во время исполнения

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ В СТЕНФОРДСКОМ «ХАЙМАРКЕТЕ» я взял карту Ирака в масштабе 1:500000. Она была похожа на те, что были выданы членам Браво Два Ноль, но мельче — их карты были в масштабе 1:250000, не поступающем в публичную продажу. Однако, к счастью, Райан в «Единственном вышедшем»,

Глава четвертая НА ЗЕМЛЕ

Глава четвертая НА ЗЕМЛЕ Во второй академии В Высшей ордена Суворова I степени военной академии имени К.Е. Ворошилова, или проще — в Академии Генштаба, Иван Никитович учился с известными авиационными генералами: с Героем Советского Союза, впоследствии заслуженным

Глава четвертая

Глава четвертая В середине апреля 1943 года Виктор Семенович Абакумов был вызван к Лаврентию Павловичу Берии. Проходя по коридорам Лубянки, Абакумов с удовольствием бросил взгляд на стенную газету «Чекист», где был его портрет работы самодеятельного художника и

Книга четвертая Четвертая война — «холодная»

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ За свою долгую армейскую службу: от красноармейца-курсанта полковой школы в 1940 году до генерала армии и командующего войсками перворазрядного военного округа, а затем и первого заместителя Главкома сухопутных войск СССР – всюду, по мере роста моей

Глава четвертая

Глава четвертая …Бункер не был приспособлен для длительного пребывания в нем. Высота не превышала полутора метров, длина и ширина — чуть больше двух. Он был рассчитан на двух человек и предназначался для кратковременного укрытия — на день-два, не больше. Их же было трое

Глава четвертая

Глава четвертая 1. Центральное разведывательное управление. «Биография Мухаммеда Омара» (Biography of Mohammad Omar), 21 декабря 1998 г. Опубликовано Архивом национальной безопасности.2. Жиль Кепелл, «Джихад: экспансия и закат исламизма» (Jihad: The Trail of Political Islam), (Кембридж, шт.

Глава четвертая НЕ ДРОГНУЛИ В БОЮ

Глава четвертая НЕ ДРОГНУЛИ В БОЮ В историю воинских формирований войск правопорядка и безопасности, ярко отличившихся в ходе героической обороны Сталинграда, золотыми буквами вписано и наименование 91-го стрелкового Краснознаменного полка войск НКВД СССР по охране

Глава четвертая

Глава четвертая Среди ста огней Аверьянов надел осеннее пальто, сверху набросил плащ. На Вале была красивая шубка, белый шерстяной платок. В руках красная коробка из-под зефира, две патефонные пластинки.Несколько дней назад Валя помогла Аверьянову выбраться из лагеря

Источник

Взрыв «Пластуна»

В длинном перечне морских катастроф гибель клипера «Пластун» всегда стояла особняком, слишком уж непонятны и необычны были ее обстоятельства. Ничего, подобного трагедии «Пластуна», в российском флоте, да и в мировой практике, видимо, тоже не случалось ни до, ни после него. И сегодня в деле «Пластуна» гораздо больше вопросов, чем ответов…

Летом 1860 года с Тихого океана на Балтику возвращались корабли Второго амурского отряда. После недавно закончившейся Крымской войны российское правительство наконец-то обратило внимание на свои восточные морские рубежи. И вот теперь туда один за другим уходили, сменяя друг друга, корабельные отряды.

На этот раз, завершая кругосветное плавание, в Кронштадт возвращались корветы «Рында» (под брейд-вымпелом капитана 1-го ранга Попова), «Новик» и клипер «Пластун». Позади годы и тысячи миль плаваний, впереди Кронштадт и столь желанный отдых в кругу близких. 18 августа отряд кораблей был уже на подходе к Кронштадту. Так случилось, что на «Новике» с Дальнего Востока возвращался известный в те годы журналист Вышеславцев, ставший невольным свидетелем случившегося. А поэтому предоставим слово ему: «Был серенький день, и ровный, довольно свежий ветер гнал нас до 10 узлов в час. Еще накануне был сделан сигнал: „Имеете время привести судно в порядок“, — что означало конец ученьям и работам. Мыли, чистили, красили, желая явиться домой как можно в более веселом и красивом виде. „Пластун“ обогнал оба корвета, так что должен был убавить парусов. „Что сделалось с „Пластуном?“ — говорили мы, смотря на грациозные формы клипера; мы не думали, что этот ход будет его последним движением. Мы сидели внизу и были вдруг поражены странным голосом капитана, крикнувшего: „Прикажите свистать всех наверх!“ Обыкновенно в этой команде слышится что-то призывное и оживляющее; на этот раз в ней послышалось что-то лихорадочное, странное. Мы едва успели переглянуться в недоумении, как сбежал вниз кантонист Прохоров и голосом, полным внутреннего волнения, проговорил: „Пластун“ взорвало“. Мы бросились наверх. „Пластун“ еще шел… Вся передняя его часть от грот-мачты была закрыта массою белого, тяжелого дыма, бригрот в клочках, грот-марсель и брамсель еще стояли. Страшная, незабвенная минута!. Но не было времени ужасаться или молиться; каждого из нас призывал долг — долг скорой помощи. Первый понял это наш капитан, и громкий голос его наэлектризовал людей, готовых броситься, казалось, за борт, чтобы подать помощь погибавшим товарищам. Мы в один момент спустились, едва положили руль на борт, все бросились на другую сторону, чтобы не потерять даже минуты; но „Пластуна“ уже не было… Дым непроницаемый, тяжелый поднялся от воды, поверхность которой грозно клокотала. Мы увидели на обломках дерев, на всплывших койках людей, по временам скрываемых волнением „Новик“, спустившись, быстро подошел к месту катастрофы и с невообразимой быстротою сбросил все шлюпки, в которые кинулись все, кому следовало быть на них.

Около часа плавали по роковому месту. С биением сердца видели мы в трубу, как вырывали у моря его жертвы. „Новик“ благодарил Бога, что ему удалось спасти 25 товарищей, с которыми делил в продолжении трех лет время, труды, радости и опасности. Когда перевязывали раненых и оттирали вытащенных из воды, раздавалась панихида за упокой погибших.

На „Рынду“ привезено было девять человек. Восьмидесяти не удалось увидать Родины, бывшей так близко, не удалось испытать чувства радости оконченного дела, отравленного и для нас, лишившихся стольких товарищей.»

Подняв всех оставшихся в живых на борт, два корвета на полных парусах и машинах поспешили домой. Никакой торжественной встречи, разумеется, быть не могло. Едва корабли вошли на Кронштадтский рейд, капитан 1-го ранга Попов немедленно съехал на берег катером, чтобы доложить о случившемся. А на набережной уже толпился народ. Все недоумевали:

— Где же «Пластун»? Куда он запропастился? Может, отстал и вот-вот подойдет!

Многие из встречавших еще не знали, что они уже не жены и дети, а вдовы и сироты…

Получив доклад от начальника отряда о произошедшей трагедии, генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич утвердил особую комиссию по расследованию причин катастрофы клипера. Председателем ее был определен член Адмиралтейств— совета герой Севастопольской обороны вице-адмирал Панфилов. Следственной комиссии было поручено:

«1. Рассмотреть рапорт начальника отряда о гибели клипера и все следующие к нему приложения.

2. По содержанию имеющихся в виду сведений разъяснить и привести в точность все подробности, сопровождавшие гибель клипера „Пластун“ и спасение оставшихся в живых.

4. Постановить о вышеизложенном свое мнение.

5. Следственное дело и мнение препроводить в управление флота генерал-аудитора».

Вскоре из собранных воедино и проанализированных сведений стала мало-помалу вырисовываться следующая картина. Клипер «Пластун» вполне успешно нес свою службу в составе Второго амурского отряда под командованием капитан-лейтенанта Мацкевича, опытного и весьма уважаемого командой офицера. Старшим офицером клипера был лейтенант Дистерло. Однако во время нахождения «Пластуна» в Гонолулу было получено распоряжение об откомандировании капитан-лейтенанта Мацкевича в Санкт-Петербург с возвращением через Сан-Франциско. После его отъезда командир отряда кораблей Попов назначает командиром клипера лейтенанта Дистерло. Старшим же офицером стал лейтенант Розенберг. На пути домой Второй амурский отряд совершил переход от Сандвичевых островов до Монтевидео, где капитану 1-го ранга Попову пришлось оставить «Пластун» для ремонта полученных на переходе повреждений. Затем «Пластуну» удалось нагнать ушедшие вперед корветы, и корабли соединились в Шербуре. Оттуда отряд уже в полном составе совершил успешный переход до Копенгагена и, после недолгого там пребывания, взял курс на Кронштадт.

Исходя из указания великого князя Константина Николаевича вице-адмирал Панфилов первым делом допросил командира отряда капитана 1-го ранга Попова. Допрашивающего и допрашиваемого связывала недавняя общая служба в осажденном Севастополе, где Панфилов командовал отрядом пароходо-фрегатов, а Попов — одним из пароходо-фрегатов в его отряде. Неоднократно оба участвовали в боевых вылазках против англо-французского флота, бомбардировках неприятельских позиций. Кроме этого обоих связывали и весьма дружеские личные отношения. Однако, несмотря на все это, дознание вице-адмирал Панфилов провел по всей форме.

В своих ответах на задаваемые председателем комиссии вопросы командир отряда кораблей показал следующее: во время встречи с «Пластуном» в Шербуре он осмотрел клипер, найдя его в состоянии, «способном удовлетворить самое взыскательное самолюбие». После осмотра Попов приказал лейтенанту Дистерло передать на другие корветы большую часть пороха, который там был на исходе. После передачи, по докладу командира «Пластуна», на клипере осталось лишь шесть пудов пороха. Во время стоянки в Копенгагене Попов произвел «Пластуну» артиллерийский смотр, пригласив на него для учебы всех офицеров с обоих корветов. Этот двухчасовой смотр также показал хорошее содержание материальной части на «Пластуне» и высокую выучку команды. Однако ряд замечаний командира отряда был довольно серьезным. В крюйт-камере отсутствовали пампуши (специальные тапки, которые положено надевать, находясь в крюйт-камере, во избежание высекания искры). По докладу командира клипера, старые пампуши износились. В углу крюйт-камеры была обнаружена связка боевых ракет, которые должны были храниться в специальных чемоданных ящиках далеко от пороха. Кроме этого на полу в крюйт-камере была обнаружена пороховая пыль. Пампуши Попов велел пошить, ракеты убрать, а пол в крюйт-камере вымыть. Самого командира «Пластуна» лейтенанта Дистерло Попов охарактеризовал как службиста и педанта, у которого понятия об уставе были таковы, что он требовал исполнения не только его смысла, но и буквы. «Я никогда не желал бы иметь лучшего товарища!» — заявил Попов. Впрочем, все понимали, что ничего другого сказать о командире клипера он в данной ситуации просто не мог, ибо самолично выдвинул его на командирскую должность в ходе плавания, а потому все претензии к покойному командиру клипера автоматически обращались претензиями к живому командиру отряда.

По выходе клипера в море в крюйт-камере началась работа по устранению замечаний. Первыми были уложены в чемоданные ящики ракеты. Затем во время вахты мичмана Кноринга с часу ночи до семи утра 18 августа было дано приказание перенести из крюйт-камеры в кают-компанию ящики с гранатами. На время переноски в целях безопасности на клипере погасили огни и на баке обрезали фитиль (место для курения). Старший офицер передал вахтенному начальнику ключи от крюйт-камеры, а тот в свою очередь передал их кондуктору Савельеву. При вскрытии крюйт-камеры, помимо Савельева, присутствовали старший офицер, ревизор и пять матросов. В три часа утра начались работы по переноске ящиков с гранатами и картечью. К четырем часам все ящики были перенесены. В начале пятого старший офицер, находившийся в это время в кают-компании, получил доклад, что работа завершена. После этого старший офицер приказал ревизору возглавить работу по помывке крюйт-камеры. До взрыва оставалось каких-то полчаса…

Оставшийся в живых лейтенант Литке показал, что он сменил барона Кноринга в четыре часа утра, менее чем за десять минут до взрыва. По заступлении он получил доклад, что старший офицер находится в крюйт-камере и наблюдает за проводимыми там работами.

Внезапно особое внимание следователей привлекла фраза унтер-офицера Федорова о давнем конфликте между кондуктором Савельевым и бывшим в ту пору еще старшим офицером лейтенантом Дистерло. Дело было еще во время стоянки клипера в Хакодате. Тогда Дистерло распорядился положить ракеты и гранаты в крюйт-камеру, Савельев воспротивился этому, сказав, что там хранить боеприпасы неположено. На что Дистерло топнул ногой и крикнул: «Пошел прочь!» При этом Федоров добавил, что так, впрочем, Дистерло поступал всегда, когда выслушивал доклады своих матросов.

Кроме этого в ходе дальнейшего опроса было выявлено, что на борту «Пластуна» находилось гораздо больше пороха, чем те шесть пудов, о которых доложил командиру отряда лейтенант Дистерло. По свидетельству матроса Килека, во время пребывания в Николаевске на борт клипера дополнительно доставили четыре бочонка пороха, которые так и остались стоять в проходе крюйт-камеры. Это же подтвердили и другие матросы из числа спасенных.

Чтобы разобраться до конца с версией Литке, комиссия была вынуждена провести несколько экспериментов. Однако после их проведения общее мнение всех сходилось на том, что подобный ход событий слишком маловероятен и почти невозможен, ибо случайно раздавить трубку ящиком было просто нереально.

В целом все спасшиеся матросы отзывались о Савельеве положительно, как о хорошем человеке, хотя и несколько медлительном, но не способном не только кого-либо обидеть, но даже ругаться. Тот факт, что кондуктор начал пить по две чарки, все единодушно относили на счет постоянных издевательств над содержателем крюйт-камеры.

Когда матросы поняли, что могут рассказать обо всем, что творилось на «Пластуне», без утайки, перед следователями предстала беспредельная картина самоуправства. За самые мелкие прегрешения давали по 50 линьков, а за плевок на палубу — сразу по 100. Матросы вспомнили случай, когда у баталера не оказалось уксуса. На вопрос старшею офицера: «Почему отсутствует уксус?» — тот ответил: «Когда я просился у вас съехать на берег и все закупить, вы меня не отпустили». Ответ был воспринят как дерзость, и несчастный баталер тут же получил ни много ни мало 328 линьков. С показаниями матросов о бесконечных избиениях на «Пластуне» был не согласен спасенный мичман Березин, утверждавший, что ничего подобного не было. Однако следователи отнеслись к показанию мичмана в этом случае с известным недоверием.

Сразу 18 человек показало, что командир со старшим офицером ежедневно били Савельева по лицу, ставили на ванты, сажали на бак, пороли линьками. Боцман Ларионов признал, что по приказанию командира он самолично не один раз бил содержателя крюйт-камеры линьками.

Впрочем, о всех иных офицерах, кроме командира и старшего офицера, матросы отзывались только положительно.

На этом комиссия свою работу и завершила. Дело о гибели клипера грозило перерасти в дело о порядках, царивших на кораблях российского флота и об унизительном и бесправном положении матросов. Подобное же разбирательство уже выходило за рамки компетенции комиссии. Думается, что и особого желания заниматься этой темой не было ни у членов комиссии, ни у ее председателя вице-адмирала Панфилова. В «Заключительном мнении», поданном генерал-адмиралу, комиссия констатировала примерный ход событий. Отметила возможность версии с раздавленными ударными трубками. Что касается версии сознательного подрыва крюйт-камеры кондуктором Савельевым, то комиссия записала по этому поводу следующее: «Савельев был человек ленивый, беспечный и не совсем трезвый. Строгость же командира и старшего офицера нередко доходила до того, что, кроме телесных наказаний, ставили его на ванты, привязывали к бушприту и били по лицу, так что редкий день мог пройти ему без обиды. Понятно, что такая жизнь в продолжении трех лет могла довести человека до отчаяния; перед самым же взрывом старший офицер приказал ему идти на бак для наказания по окончании работ. Савельев же с некоторого времени предавался излишнему употреблению вина и, как должно полагать, в утешение от испытываемого им взыскания в этот день также выпил двойную порцию рому; и хотя после этого прошло уже пять часов, но, работая в душной и тесной крюйт-камере, доведенный побоями и угрозами до крайности, он, под влиянием предстоявшего наказания, мог, при своей бесхарактерности и малодушии, в минуту досады решиться положить всему конец — лишить себя жизни вместе со всеми сослуживцами на клипере. Нельзя, однако же, не заметить, что большинство сослуживцев его отвергает возможность этого умысла, предполагаемого только кондуктором Федоровым».

Так как пункт о кондукторе Савельеве был последним, следовательно, комиссия ненавязчиво давала понять, что она склоняется именно к версии об умышленном подрыве «Пластуна».

Генерал-аудиториат в целом полностью согласился с выводами комиссии, признав, что и он склоняется к версии об умышленном взрыве клипера кондуктором Савельевым, хотя при отсутствии должного контроля за содержанием крюйт-камеры корабля со стороны командования там могло произойти что угодно. Из-за отсутствия конкретных фактов в отношении содержателя крюйт-камеры было определено: «При отсутствии всякого подозрения Савельева в умышленном взрыве и при отсутствии какого-либо указания на подобное намерение со стороны его, Морской генерал-аудиториат, имея в виду, что не только участь подсудимого, но и память умершего человека должны быть дороги для судящих, положил: устранить всякое подозрение на погибшего кондуктора Савельева в учинении умышленного взрыва». В конце концов генерал-аудиториат пришел к выводу, что «обнаруженные из следственного дела упущения и противозаконные действия должны быть отнесены единственно к вине командовавшего клипером и старшего офицеров — лейтенантов барона Дистерло и Розенберга, за что и следовало бы, по важности оных, предать их военному суду, но, за смертию обоих, заключение делаться не будет».

В окончательных выводах, которые легли на стол императору Александру Второму, о кондукторе Савельеве уже не упоминали. Наиболее вероятную версию, вокруг которой, собственно говоря, и крутилось все расследование, решили предать забвению, чтобы «не огорчать» государя и не вызывать нареканий сверху в адрес флота и царивших там порядков. Вспомним, что шел 1860 год — канун отмены крепостного права, когда подавляющее число офицеров все еще относилось к подчиненным, как к своим рабам, когда на всех государственных уровнях кипели страсти за и против отмены крепостничества. Именно поэтому, скорее всего, членами генерал-аудиториата и было принято решение не выносить сора из избы. А поэтому в заключительном акте значилось:

«1. Гибель клипера „Пластун“ отнести к несчастию по неосторожности, вследствие бывшего на нем беспорядка по содержанию артиллерийской части.

2. Так как виновные в этих беспорядках погибли при последовавшем взрыве, то настоящее следственное дело оставить без дальнейших последствий, а убытки по стоимости клипера и всего бывшего на нем и у нижних чинов казенного имущества, равно издержки, употребленные при обследовании дела, принять на счет казны.

3. Спасшимся с клипера „Пластун“ офицерам, медику и нижним чинам, как ни в чем не причастным к гибели клипера, выдать не в зачет… офицерам полугодовые, а нижним чинам годовые оклады жалованья и сверх того выдать нижним чинам обмундирование, какое кому следовать будет».

Просмотрев представленные ему бумаги, Александр Второй поверх заключительного акта начертал: «Быть посему». Больше никто и никогда расследованием случившегося на «Пластуне» не занимался.

До настоящего времени истинные причины трагедии клипера так и остаются неизвестными, и вряд ли уже когда-нибудь что-то удастся узнать нового в этом забытом и запутанном деле. Однако наиболее вероятной все же представляется именно версия сознательного взрыва корабля кондуктором Савельевым, доведенным до предела издевательствами и побоями своих командиров. Что ж, вполне возможно, что отчаявшийся что-либо изменить в своей невыносимой жизни человек именно так решил положить конец своим страданиям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Взрыв Варшавской цитадели

Взрыв АБ

Взрыв АБ 7 сентября 1985 года начался для меня как обычный, напряженный, но ничем не приметный день. Однако после обеда на плавучий завод, где я находился позвонил оперативный дежурный:- На травезе мыса Святой Нос на подводной лодке взорвалась аккумуляторная батарея. Лодка

ВЗРЫВ В ОКЕАНЕ

ВЗРЫВ В ОКЕАНЕ История Второй мировой войны изобилует нераскрытыми тайнами гибели подводных лодок. В каждом из воевавших в той войне государств до сих пор пишутся статьи о пропавших без вести субмаринах, высказываются версии и предположения о причине их гибели, ведутся

Взрыв в Роттердаме

Взрыв в Роттердаме 23 мая 1938 года советское грузовое судно «Менжинский» бросило якорь в порту Роттердама. Был теплый, солнечный день. В 11 часов 45 минут Павел Анатольевич Судоплатов вошел в ресторан «Атланта», где у него была назначена встреча с Евгеном Коновальцем.— Хай

Семипалатинский взрыв

Взрыв линкора «Vanguard».

Взрыв линкора «Vanguard». Из событий этого лета заслуживает особого упоминания гибель линейного корабля «Vanguard», имевшая место 9-го июля 1917 года в Скапа-Флоу. «Vanguard» стоял на якоре всего в нескольких кабельтовых расстояния от «Benbow». В 10 ч. 30 м. вечера неожиданно раздался

5. «Взрыв»-первый мореходный миноносец

5. «Взрыв»-первый мореходный миноносец Миноносец «Взрыв» стал первым мореходным кораблем, построенным специально для действия самодвижущимися минами Уайтхеда. Его постройкой Россия делала выдающийся шаг в судостроении, начав продолжающуюся и до наших дней эру

Первый атомный взрыв

Взрыв и информационная волна

Взрыв и информационная волна 4 сентября 1949 года на имя Берии поступила докладная записка:«Товарищу Берия Л.П.В соответствии с Вашим распоряжением докладываю:Подписки о неразглашении сведений об испытании отобраны от 2 883 человек, в том числе от 713 непосредственно

Взрыв «Голубого моста»

ПРОСЬБА ПЛАСТУНА

ПРОСЬБА ПЛАСТУНА (С театра войны)Высокий, могучий как дуб, казак-кубанец горько жаловался на то, что его назначили в обоз.— Разве я для того шел сюда, чтобы только убирать лошадь да возить крупу. Что я дома скажу, когда меня будут расспрашивать, как я дрался с

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *