Ксилография что это такое
Ксилография
«Обрезной» ксилографии (где на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и чёрного, обобщённость рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание. В «торцовой» ксилографии (где на досках поперечного распила из твёрдых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования произведений живописи и тонального рисунка.
В европейском искусстве XVIII-XIX вв. ксилография постепенно уступала место широко распространившейся репродукционной гравюре на металле, хотя в XIX в. были широко распространены иллюстрации в технике «торцовой» ксилографии, изобретённой в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком. Возрождение интереса к ксилографии, поиски присущих ей специфических художественных особенностей связаны со стилем «модерн», черты которого наметились в книжных ксилографиях У. Морриса (Великобритания), декоративных гравюрах П. Гогена (Франция). На рубеже XIX-XX вв. сложился своеобразный декора- тивно-упрощённый, построенный на ритмической игре мягких пятен и силуэтов стиль, общий для ксилографии и линогравюры (Ф. Валлоттон в Швейцарии, У. Николсон и Г. Крэг в Великобритании, А. П. Остроумова-Лебедева в России). В XX в. для многих художников характерны напряженная экспрессия, контрастность пятен, выделяющихся вибрирующей текстурой доски (Э. Мунк в Норвегии, художники группы «Мост» в Германии, в том числе Э. Нольде и Э. Л. Кирхнер). Большую роль играло использование традиции народной ксилографии (Х. Г. Посада в Мексике, В. Скочиляс в Польше). Особую выразительную силу и острое социально-критическое содержание приобрела ксилография в творчестве Ф. Мазереля в Бельгии, К. Кольвиц в Германии, Р. Кента в США, А. Дерена во Франции.
Литература: П. Кристеллер, История европейской гравюры XV-XVIII вв., (пер. с нем., М.), 1939; А. А. Сидоров, Древнерусская книжная гравюра, М., 1951; Б. Воронова, Японская гравюра. (Альбом), М., 1963; В. В. Турова, Что такое гравюра, 2 изд., М., 1977; Н. Н. Розанова, Московская книжная ксилография 1920/30 гг., М, 1982; Hind А. М., An introduction to a history of woodcut, v. 1-2, N. Y., (1963).
(от греч. xý lon – срубленное дерево и grá phō – пишу, рисую), гравюра на дереве, самая древняя техника гравирования. Благодаря лёгкости выполнения была распространена и в Европе, и в странах Востока. Различают два вида ксилографии: обрезную и торцовую гравюру. Древнейшая разновидность – обрезная гравюра, в которой используют доски продольного распила. Мастер намечает рисунок на отшлифованной доске; затем каждая линия, штрих и пятно с двух сторон обрезаются острыми ножами (отсюда название «обрезная гравюра»); промежутки между ними выдалбливаются стамесками. На доску специальным валиком наносится типографская краска, затем делается оттиск на бумаге – вручную или с помощью специального станка-пресса. Изображение на оттиске всегда получается зеркальным, как и в др. видах гравюры. С одной доски можно сделать несколько тысяч отпечатков. «Обрезная» гравюра на дереве относится к высокой печати, так как изображение на оттиске отпечатывается с выступающих, выпуклых мест доски.
«Св. Доротея». Ксилография. Ок. 1430 г.
В. В. Кандинский. «Гусляр». Ксилография. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Г. Доре. Иллюстрация к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». 1862 г.
В Европе ксилография появилась в 15 в. (М. Шонгауэр, А. Дюрер и др.). В Германии продавались также бумажные «иконы» для людей из низших слоёв общества – отдельные листки-гравюры с изображениями святых или сюжетов из Священного Писания. Изобретение ксилографии позволило выпускать печатные книги. Для этого все буквы и иллюстрации каждой страницы вырезали на одной доске. В 1450 г. в Германии И. Гутенберг изобрёл печать «подвижными» буквами. Текст стали набирать из отдельных металлических букв, а иллюстрации ещё долгое время продолжали вырезать на дереве. Недостатком обрезной гравюры было то, что резать поперёк волокон доски было сложно; диагональные и округлые линии давались мастерам с большим трудом. Лишь в кон. 18 в. английский гравёр Томас Бьюик предложил использовать доски не продольного, а поперечного распила. Так появилась «торцовая» гравюра, которая по своим возможностям приблизилась к гравюре по металлу. На доске поперечного распила линии получались тоньше, гибче и разнообразнее.
Вплоть до кон. 19 в. торцовую гравюру применяли главным образом для репродуцирования. В нач. 20 в., когда появилась возможность использовать в качестве репродукций фотографии, гравюра на дереве стала возрождаться как авторская техника (Э. Мунк, О. Бёрдсли, А. П. Остроумова-Лебедева, В. А. Фаворский и др.).
Ксилография
Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον — дерево и γράφω — пишу, рисую) — вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву [1] или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.
Содержание
История
Предшественники: эстампажи и печать притиркой
Техника
В самых общих чертах история техники гравюры на дереве сводится к следующему.
Продольная (обрезная) гравюра
На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру на типографском станке — толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры — «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2—5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.
Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры — господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV — начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив — белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.
Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре. Это угловые и полукруглые стамески, подобные клюкарзам, применяемым резчиками по дереву, — прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда — в прямые (например, в японском наборе инструментов).
Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра
Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV—XV веков. В 1780-х годах английский художник и гравёр Томас Бьюик (1753—1828) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».
Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.
В торцовой гравюре инструментами служат штихели, подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10—11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.
Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры — «репродукционная».
Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум — тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив — торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.
В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники работа с этими материалами почти не сказывается на валёре.
Ксилография — старинное искусство создания художественных печатных изображений
Ксилография — это гравюра на дереве, разновидность тиражной графики, техника высокой печати на бумаге посредством оттиска зеркального изображения с гравированной деревянной доски. Название термина ксилография происходит от двух греческих слов (xýlo — дерево и grapho — пишу).
История ксилографии
Ксилография — древнейший технический прием тиражного (массового) размножения изображений, история этого вида графического искусства насчитывает, по самым скромным подсчетам, свыше 1500 лет.
Ксилография возникла в Древнем Китае в VI веке нашей эры и оттуда проникла в соседние государства (Корею и Японию). Наиболее древний образец этой техники — печатный буддийский текст с рисунками «Алмазная сутра», датированный 868 годом нашей эры, сегодня хранится в архиве Британской библиотеки.
В Европе ксилография появилась значительно позже, лишь в конце XIII века, когда итальянские мастера научились изготавливать бумагу промышленным методом. Из Италии техника печати с использованием рельефных деревянных досок распространилась в другие страны Европы.
После изобретения книгопечатания в 1445 году ксилография быстро становится основным способом создания черно-белых иллюстраций к книгам. Но уже в начале XVI века ее начинает вытеснять офорт — новая техника глубокой печати с использованием металлических пластин.
В России в XVII веке появился и быстро распространился особый вид печатной графики на основе ксилографии — лубок. Его отличительная особенность — раскраска вручную печатного оттиска на бумаге. Вплоть до середины XIX века лубки массово использовали для изготовления ярких картинок на различные тематики:
В конце XVIII века англичанин Томас Бьюик (Thomas Bewick) изобрел торцевую или поперечную ксилографию. С этого времени техника высокой печати с деревянных досок снова обретает былую популярность. Ее начинают использовать не только для создания иллюстраций, но и для изготовления высококачественных репродукций картин известных художников.
В конце XIX — начале XX века с появлением новых полиграфических технологий (офсетной и трафаретной) ксилография утрачивает широкое практическое значение. В настоящее время лишь немногие художники-энтузиасты используют эту древнюю печатную технику для создания оригинальных произведений искусства.
Виды ксилографии и их особенности
По общепринятой в графическом искусстве классификации ксилографию разделяют на две основных разновидности: продольную и торцевую. Каждая из них имеет свои отличительные особенности.
Техника продольной или обрезной ксилографии основана на древнем способе изготовления набоек (набивок) для печати узоров на ткани. На гладко отполированную плоскую продольную поверхность доски из древесины мягких пород (липы или груши) наносили рисунок. Затем линии рисунка с двух сторон обрезали острым ножом. Большие углубления фона картинки создавали с помощью стамесок различной ширины.
Изготовленную форму использовали для печати изображения на бумаге под прессом. Линии рисунка на оттиске получались черными, а вырезанные участки — белыми.
Недостатки данной техники — очевидны. Это — узкий линеарный диапазон и малый срок службы готовой печатной формы. На продольном срезе мягкой древесины невозможно отобразить тонкие переходы тона и мелкую штриховку исходного рисунка. Кроме того, под давлением печатного пресса древесина быстро деформировалась. С помощью техники продольной гравюры на дереве можно изготовить лишь несколько сотен качественных оттисков.
Торцевая ксилография лишена указанных выше недостатков. При изготовлении форм для этого способа печати используют поперечный срез доски из дерева твердых пород (самшита). Такой исходный материал хорошо поддается тонкой обработке специальными резцами — штихелями. Изготовленные формы легко выдерживают тиражирование десятков тысяч оттисков.
Особое место в истории ксилографии занимает техника кьяроскуро (усовершенствованной гравюры по дереву). Ее изобрел в начале XVI века итальянец Уго да Карпи (Ugo da Carpi). Он предложил использовать для создания оттисков несколько готовых форм. На каждой из них художник вырезал часть общей композиции, а затем последовательно делал отпечатки на бумаге красками разных оттенков. Из плавного сочетания и контрастов цветовых пятен получались оригинальные гравюры небольшого тиража.
Область применения ксилографии
Различные техники ксилографии на протяжении многих столетий издатели использовали в печатном деле при создании:
Шедевры древнего искусства ксилографии сегодня представляют большую культурную и историческую ценность. Многие из них занимают видные места в экспозициях музеев и частных собраниях искусства меценатов. А портал Very Important Lot предоставляет коллекционерам всего мира уникальную возможность принять участие в аукционах и приобрести предметы антиквариата. На нашем сайте также можно недорого купить картины, скульптуры, графику современных художников без посредников.
das_gift
Живописный склад monpansie
Продольная (обрезная) гравюра
На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру в типографском станке — толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры — «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2—5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.
Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в технике обрезной гравюры на дереве, появились на рубеже XIV-XV веков. Они были религиозного содержания, что предопределило распространение этого «ремесла»: сначала это была Бавария, Эльзас, провинции Священной Римской империи. Если сначала это были преимущественно религиозные изображения, то затем стали появляться сатирические листки, календари и азбуки. Первая датированная ксилография называется «Св. Христофор» и выполнена она была в 1423 году.
Святой Христофор. Продольная гравюра. 1423 г.
Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры — господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV — начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив — белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.
«Негатив»-гравюры Урса Графа (Urs Graf)
Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре. Это угловые и полукруглые стамески, подобные клюкарзам, применяемым резчиками по дереву, — прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда — в прямые (например, в японском наборе инструментов).
Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра
Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV—XV веков. В 1780-х годах английский художник и гравер Томас Бьюик (1753—1828) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».
Ксилографии из Истории птиц Британии Томас Бьюик 1847 г
Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.
В торцовой гравюре инструментами служат штихели*, подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10—11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.
Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры — «репродукционная».
Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум — тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив — торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.
В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники, работа с этими материалами почти не сказывается на валёре.
Очевидными техническими недостатками торца является, во−первых, ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма; самшит, идеальный для торцовой гравюры, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно, и ареал его сравнительно невелик, а вырубка, например, на Кавказе практически прекращена или производится исключительно из санитарных соображений; во−вторых, именно последнее условие диктует потребность использования иных материалов. Первый фактор успешно преодолевается склейкой досок, что позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского, сопоставимые по этим параметрам с продольными гравюрами среднего размера. Но ещё У. Блейк без особого ущерба для решаемых задач резал на груше, что можно расценивать как изначально найденный путь преодоления второй проблемы.
1. * Гальваноклише — клише, представляющее собой точную гальванокопию гравюры на дереве или цинкового клише. С гравюры в гидравлическом прессе выдавливают воисковую матрицу, а на нее в гальванованне наращивают медный слой.Г. необходимо для печатания издания большим тиражом: гравюра на дереве может выдержать лишь малый тираж.
2. * Эстамп. Термин «эстамп» происходит от французского слова “estampe”, что обозначает «оттиск, печать». В полиграфии принято называть эстампом оттиск, полученный с печатной формы, которую выполнил сам автор изображения (художник, литограф, гравёр). Для получения типографского оттиска может использоваться самая разная техника создания печатной формы: офорт, литография, линогравюра, ксилография и другие. Важно другое – форма должна быть воспроизведена художником, а не работником типографии. Если это правило соблюдено, то эстамп считаются оригиналом произведения графического искусства. Оттиск может быть черно-белым, а также может быть выполнен в цвете.
3. * Штихель