Ксилография что это в искусстве такое
Ксилография
«Обрезной» ксилографии (где на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и чёрного, обобщённость рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание. В «торцовой» ксилографии (где на досках поперечного распила из твёрдых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования произведений живописи и тонального рисунка.
В европейском искусстве XVIII-XIX вв. ксилография постепенно уступала место широко распространившейся репродукционной гравюре на металле, хотя в XIX в. были широко распространены иллюстрации в технике «торцовой» ксилографии, изобретённой в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком. Возрождение интереса к ксилографии, поиски присущих ей специфических художественных особенностей связаны со стилем «модерн», черты которого наметились в книжных ксилографиях У. Морриса (Великобритания), декоративных гравюрах П. Гогена (Франция). На рубеже XIX-XX вв. сложился своеобразный декора- тивно-упрощённый, построенный на ритмической игре мягких пятен и силуэтов стиль, общий для ксилографии и линогравюры (Ф. Валлоттон в Швейцарии, У. Николсон и Г. Крэг в Великобритании, А. П. Остроумова-Лебедева в России). В XX в. для многих художников характерны напряженная экспрессия, контрастность пятен, выделяющихся вибрирующей текстурой доски (Э. Мунк в Норвегии, художники группы «Мост» в Германии, в том числе Э. Нольде и Э. Л. Кирхнер). Большую роль играло использование традиции народной ксилографии (Х. Г. Посада в Мексике, В. Скочиляс в Польше). Особую выразительную силу и острое социально-критическое содержание приобрела ксилография в творчестве Ф. Мазереля в Бельгии, К. Кольвиц в Германии, Р. Кента в США, А. Дерена во Франции.
Литература: П. Кристеллер, История европейской гравюры XV-XVIII вв., (пер. с нем., М.), 1939; А. А. Сидоров, Древнерусская книжная гравюра, М., 1951; Б. Воронова, Японская гравюра. (Альбом), М., 1963; В. В. Турова, Что такое гравюра, 2 изд., М., 1977; Н. Н. Розанова, Московская книжная ксилография 1920/30 гг., М, 1982; Hind А. М., An introduction to a history of woodcut, v. 1-2, N. Y., (1963).
(от греч. xý lon – срубленное дерево и grá phō – пишу, рисую), гравюра на дереве, самая древняя техника гравирования. Благодаря лёгкости выполнения была распространена и в Европе, и в странах Востока. Различают два вида ксилографии: обрезную и торцовую гравюру. Древнейшая разновидность – обрезная гравюра, в которой используют доски продольного распила. Мастер намечает рисунок на отшлифованной доске; затем каждая линия, штрих и пятно с двух сторон обрезаются острыми ножами (отсюда название «обрезная гравюра»); промежутки между ними выдалбливаются стамесками. На доску специальным валиком наносится типографская краска, затем делается оттиск на бумаге – вручную или с помощью специального станка-пресса. Изображение на оттиске всегда получается зеркальным, как и в др. видах гравюры. С одной доски можно сделать несколько тысяч отпечатков. «Обрезная» гравюра на дереве относится к высокой печати, так как изображение на оттиске отпечатывается с выступающих, выпуклых мест доски.
«Св. Доротея». Ксилография. Ок. 1430 г.
В. В. Кандинский. «Гусляр». Ксилография. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Г. Доре. Иллюстрация к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». 1862 г.
В Европе ксилография появилась в 15 в. (М. Шонгауэр, А. Дюрер и др.). В Германии продавались также бумажные «иконы» для людей из низших слоёв общества – отдельные листки-гравюры с изображениями святых или сюжетов из Священного Писания. Изобретение ксилографии позволило выпускать печатные книги. Для этого все буквы и иллюстрации каждой страницы вырезали на одной доске. В 1450 г. в Германии И. Гутенберг изобрёл печать «подвижными» буквами. Текст стали набирать из отдельных металлических букв, а иллюстрации ещё долгое время продолжали вырезать на дереве. Недостатком обрезной гравюры было то, что резать поперёк волокон доски было сложно; диагональные и округлые линии давались мастерам с большим трудом. Лишь в кон. 18 в. английский гравёр Томас Бьюик предложил использовать доски не продольного, а поперечного распила. Так появилась «торцовая» гравюра, которая по своим возможностям приблизилась к гравюре по металлу. На доске поперечного распила линии получались тоньше, гибче и разнообразнее.
Вплоть до кон. 19 в. торцовую гравюру применяли главным образом для репродуцирования. В нач. 20 в., когда появилась возможность использовать в качестве репродукций фотографии, гравюра на дереве стала возрождаться как авторская техника (Э. Мунк, О. Бёрдсли, А. П. Остроумова-Лебедева, В. А. Фаворский и др.).
Ксилография — старинное искусство создания художественных печатных изображений
Ксилография — это гравюра на дереве, разновидность тиражной графики, техника высокой печати на бумаге посредством оттиска зеркального изображения с гравированной деревянной доски. Название термина ксилография происходит от двух греческих слов (xýlo — дерево и grapho — пишу).
История ксилографии
Ксилография — древнейший технический прием тиражного (массового) размножения изображений, история этого вида графического искусства насчитывает, по самым скромным подсчетам, свыше 1500 лет.
Ксилография возникла в Древнем Китае в VI веке нашей эры и оттуда проникла в соседние государства (Корею и Японию). Наиболее древний образец этой техники — печатный буддийский текст с рисунками «Алмазная сутра», датированный 868 годом нашей эры, сегодня хранится в архиве Британской библиотеки.
В Европе ксилография появилась значительно позже, лишь в конце XIII века, когда итальянские мастера научились изготавливать бумагу промышленным методом. Из Италии техника печати с использованием рельефных деревянных досок распространилась в другие страны Европы.
После изобретения книгопечатания в 1445 году ксилография быстро становится основным способом создания черно-белых иллюстраций к книгам. Но уже в начале XVI века ее начинает вытеснять офорт — новая техника глубокой печати с использованием металлических пластин.
В России в XVII веке появился и быстро распространился особый вид печатной графики на основе ксилографии — лубок. Его отличительная особенность — раскраска вручную печатного оттиска на бумаге. Вплоть до середины XIX века лубки массово использовали для изготовления ярких картинок на различные тематики:
В конце XVIII века англичанин Томас Бьюик (Thomas Bewick) изобрел торцевую или поперечную ксилографию. С этого времени техника высокой печати с деревянных досок снова обретает былую популярность. Ее начинают использовать не только для создания иллюстраций, но и для изготовления высококачественных репродукций картин известных художников.
В конце XIX — начале XX века с появлением новых полиграфических технологий (офсетной и трафаретной) ксилография утрачивает широкое практическое значение. В настоящее время лишь немногие художники-энтузиасты используют эту древнюю печатную технику для создания оригинальных произведений искусства.
Виды ксилографии и их особенности
По общепринятой в графическом искусстве классификации ксилографию разделяют на две основных разновидности: продольную и торцевую. Каждая из них имеет свои отличительные особенности.
Техника продольной или обрезной ксилографии основана на древнем способе изготовления набоек (набивок) для печати узоров на ткани. На гладко отполированную плоскую продольную поверхность доски из древесины мягких пород (липы или груши) наносили рисунок. Затем линии рисунка с двух сторон обрезали острым ножом. Большие углубления фона картинки создавали с помощью стамесок различной ширины.
Изготовленную форму использовали для печати изображения на бумаге под прессом. Линии рисунка на оттиске получались черными, а вырезанные участки — белыми.
Недостатки данной техники — очевидны. Это — узкий линеарный диапазон и малый срок службы готовой печатной формы. На продольном срезе мягкой древесины невозможно отобразить тонкие переходы тона и мелкую штриховку исходного рисунка. Кроме того, под давлением печатного пресса древесина быстро деформировалась. С помощью техники продольной гравюры на дереве можно изготовить лишь несколько сотен качественных оттисков.
Торцевая ксилография лишена указанных выше недостатков. При изготовлении форм для этого способа печати используют поперечный срез доски из дерева твердых пород (самшита). Такой исходный материал хорошо поддается тонкой обработке специальными резцами — штихелями. Изготовленные формы легко выдерживают тиражирование десятков тысяч оттисков.
Особое место в истории ксилографии занимает техника кьяроскуро (усовершенствованной гравюры по дереву). Ее изобрел в начале XVI века итальянец Уго да Карпи (Ugo da Carpi). Он предложил использовать для создания оттисков несколько готовых форм. На каждой из них художник вырезал часть общей композиции, а затем последовательно делал отпечатки на бумаге красками разных оттенков. Из плавного сочетания и контрастов цветовых пятен получались оригинальные гравюры небольшого тиража.
Область применения ксилографии
Различные техники ксилографии на протяжении многих столетий издатели использовали в печатном деле при создании:
Шедевры древнего искусства ксилографии сегодня представляют большую культурную и историческую ценность. Многие из них занимают видные места в экспозициях музеев и частных собраниях искусства меценатов. А портал Very Important Lot предоставляет коллекционерам всего мира уникальную возможность принять участие в аукционах и приобрести предметы антиквариата. На нашем сайте также можно недорого купить картины, скульптуры, графику современных художников без посредников.
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Ксилография
Ксилография — самая древняя техника гравюры.
Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2 — 5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии — валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается — прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу.
При торцовой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом — штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцовая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон. Ксилография дает 1500 — 2000 хороших оттисков.
Продольная (обрезная) гравюра
Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры — господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV — начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив — белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила.
В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место. Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре. Это угловые и полукруглые стамески, подобные клюкарзам, применяемым резчиками по дереву, — прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда — в прямые (например, в японском наборе инструментов).
Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра
Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.
В торцовой гравюре инструментами служат штихели, подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10—11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.
Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры — «репродукционная».
Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум — тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив — торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.
Есть основания думать, что ксилография является древнейшей формой печатной графики и раньше всего возникла в Китае. Ранние образцы китайской гравюры — это оттиски печатей на бумаге, относящиеся к первым векам нашей эры и представляющие собой размножение образцов буддийской иконографии. Старейшие же образцы художественной китайской ксилографии—вышли в свет в 868 году-это иллюстрации к «Сутра» (буддийская культовая книга).
Позднее китайские ксилографы перешли от культовых изданий к иллюстрированию книг по истории и к репродуцированию картин.В 18 в. наступил расцвет японской ксилографии, первые импульсы которой были получены из Китая (где были распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с 16 в. цветные ксилографии).
В 17 в. в Японии появились иллюстрированные книги («Исэ-моногатари», 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки («суримоно»), а с 1660-х гг. эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой Укийё-э. Японская Г., выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором Г.), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава Моронобу выполнил первые черно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен.
В 18 в. Окумура Масанобу ввёл 2 3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных Г. с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера конца 18 в. Китагава Утамаро, создавший тип лирического идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа. В 1-й половине 19 в. ведущую роль играли мастера пейзажной Г. Кацусика Хокусай, выразивший с необычайной свободой воображения сложность, изменчивость, неисчерпаемость природы, единство мира в большом и малом, и Андо Хиросиге, стремившийся точно запечатлеть красоту своей страны.
А. Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса
Своеобразной предтечей ксилографии из эпохи поздней готики и ее соперником в течение всего XV века следует назвать так называемую пунсонную, или выемчатую, гравюру («Schrotschnitt»), «Шротшнитт» представляет собой выпуклую гравюру на металле, создаваемую с помощью точек, звездочек, сложной сети решетчатых линий, которые в отпечатке оказываются светлыми штрихами и пятнами на темном фоне. Эта очень сложная техника достигает своеобразных, декоративно-орнаментальных эффектов, часто с диковинным, экзотическим оттенком. Но главное своеобразие «пунсонной» гравюры в отличие от ксилографии заключается в том, что здесь мы имеем дело со светлым рисунком на темном фоне (поэтому «пунсонную» гравюру иногда называют «белой» гравюрой— «Wei schnitt»).
Эта идея светлого, белого рисунка на темном фоне потом неоднократно возвращается (в рисунке XVI века, цветной ксилографии, у Сегерса в его «лунных» офортах) и в конечном счете определяет собой возрождение ксилографии на новой технической основе в начале XIX века (Томас Бьюик). тарейшие образцы европейской ксилографии относятся к концу XIV века и выполнены главным образом в Южной Германии (однако старейшая датированная гравюра на дереве, изображающая св. Христофора, помечена 1423 годом). Листы эти известны только в одном экземпляре (уники), посвящены религиозной тематике, выполнены только контурными линиями и часто раскрашены от руки. Постепенно в них появляется штриховка, выполняющая, однако, не задачи пластической лепки, а чисто декоративные функции.
О том, как тонко Дюрер чувствовал специфический язык графических техник, ярко свидетельствует сравнение изображенных им одинаковых тем и мотивов в гравюре на меди и на дереве («Страсти» и др.): если в гравюре на меди художник стремился прежде всего к пластической лепке формы и последовательно проведенной градации освещения, то в гравюре на дереве его главная задача — напряженная выразительность линий. Точно так же есть значительное различие между ранними ксилографиями Дюрера и теми, которые он выполнил в конце своей деятельности. В ранних гравюрах на дереве изображения больше подчиняются плоскости листа, в них более разнообразный штрих, то узловатый и сучковатый, то с короткими и длинными завитками.
В России ксилография появилась в середине 16 в., и ее применение связано с книгопечатанием. Первой на Руси напечатанной наборным шрифтом книгой было Евангелие, изданное около 1555 г. В этой книге были четыре заставки, гравированные, очевидно, на гарте (сплав для отливки литер, состоящий из олова и свинца). Но, конечно, начало гравирования на дереве в России связано прежде всего с именем первопечатника Ивана Федорова. В первом его издании, «Апостоле», кроме орнаментальных гравюр была помещена лицевая, с изображением евангелиста Луки.Книжная гравюра на дереве в московских изданиях была главным образом орнаментальной: это заставки, концовки, буквицы и другие книжные украшения. Иллюстраций же текста не было, были только изображения тех авторов, которым приписывался тот или иной текст, либо святого, к которому относился текст.
С 17 в. обрезная гравюра стала применяться в лубках и блочных книгах. Примером последних может служить Библия Василия Кореня 1692 г.