Кто чему научится какова основная мысль автора этих строк
Кто чему научится
Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!
Котёнок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу,
Такую ж, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают,
И даже их мамы и папы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Кто чему научится какова основная мысль автора этих строк
1. Умеете ли вы наблюдать за природой? Любите ли вы о ней читать?
Я очень люблю природу и стараюсь больше узнавать о ней из книг.
2. Какие рассказы о природе вы читали? Какие из прочитанных произведений вам больше всего понравились? Составьте отзыв о прочитанном вами произведении. Вам поможет в этом следующий план:
• Название произведения.
• Автор.
• Главные герои (их описание, характер, поступки, речь).
• Тема и основная мысль произведения.
• Ваше впечатление от прочитанного произведения.
Очень важно научится читать текст внимательно, вчитываясь в его содержание, т.е. понимать смысл происходящих в рассказе событий.
Я читал рассказы: Про обезьянку, Карасик, Серая Шейка, Приключения муравьишки, Муравьиное царство.
3. Вчитайтесь в содержание рассказа Н. Носова «Карасик» и поразмышляйте над ним.
1-я часть
Из какого предложения можно узнать, что у мальчика пропал интерес к карасику? О чём его предупредила мама?
«Первое время он очень интересовался рыбкой — кормил её, менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда даже забывал её вовремя покормить.»
Мама предупредила, что Мурзик может съесть карасика.
2-я часть
Что вы можете сказать о поступке Серёжи, который решил поменять рыбку на свисток? Какое настроение было у ребят после такого обмена? Можно ли было Виталику поступить иначе? Как?
Сережа радовался обмену, а Виталику с одной стороны было жалко карасика, с другой он понимал, что мам осудит такой обмен. Виталик просто мог бы попросить у мамы купить такой же свисток или хотя бы попросить разрешения обменяться с Сережей.
3-я часть
Опишите, как Виталик общался с Мурзиком во дворе. Какие свойства характера мальчика проявились в этом эпизоде? Докажите, что один необдуманный, плохой поступок влечёт за собой другой.
Виталик жалеет кота, ласково называет его Мурзинька, просит не ходить домой, потому что там ему попадет из-за Виталика. Этим он показал свою доброту и привязанность к коту. Но из-за Виталика кот упал в аквариум, и ему чуть не попало от мамы.
4-я часть
Осознавал ли мальчик свою ошибку? По какой причине Виталик не мог сразу признаться маме? Как было на душе у мальчика? Почему? Найдите и перечитайте эти строки.
Мальчик осознал свою ошибку и все-таки признался маме, чтобы она не наказала кота, который был ни в чем не виноват. Виталик не мог признаться сразу, потому что мама не позволяла ему меняться, и он думал, что мама будет недовольна и боялся ей признаться.
«Серёжа радовался, а Виталику было жалко, что теперь у него не будет рыбки, а главное, он боялся признаться маме, что променял карасика на свисток.»
Страница 220 — ГДЗ по Литературе для 6 класса Учебник Коровина, Полухина, Журавлев, Коровин. Часть 1
Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Размышляем о прочитанном
1. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»?
В эпиграфе к стихотворению на вопрос Вани о том, кто сделал железную дорогу, генерал отвечает, что выстроил граф Пётр Андреевич Клейнмихель (царский министр, начальник строительства железной дороги между Петербургом и Москвой). Здесь мы видим четкую позицию генерала. А в самом произведении Ивану открывается правда о том, кто же на самом деле строил эту дорогу.
2. Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?
Человек, который так увидел картину природы, умеет видеть красоту природы в мелочах, он радуется этой красоте, гармонии в природе, “Всё хорошо под сиянием лунным”
Прекрасная картина природы противопоставлена последующему рассказу о страшных испытаниях людей, которые строили железную дорогу. Некрасов использует приём антитезы, чтоб сыграть на этом контрасте.
3. Почему Некрасов называет голод «царём»? В чём проявляется власть этого царя?
Голод имеет очень большую власть, перед ним никто не может устоять, он беспощаден ко всем. Голод заставляет людей заниматься тяжелой работой:
“В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотёсцев, ткачей.”
4. Как вы понимаете строки:
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Какая мысль выражена антитезой?
В этих строках заключена мысль о том, что люди отдали свои жизни (“гроб обрели”) за то, чтобы человек освоил “эти дебри бесплодные”, вдохнул жизнь в это место.
5. Перечитайте фантастическую картину, где изображается толпа мертвецов. Что означают их слова: «Божии ратники, мирные дети труда»? Что мы узнаем из их песни, какое чувство она вызывает?
Слова: «Божии ратники, мирные дети труда» означают, что эти люди были хорошими православными людьми, которые усердно трудились, все терпели.
Из песни мы узнаем о всех ужасных тяготах, которые легли на плечи строителей этой железной дороги:
“Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники.
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, Божии ратники,
Мирные дети труда!”
6. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством говорит поэт о будущем?
Поэт пишет о “привычке к труду” русских мужиков, которую нужно перенять будущему поколению, про то, что русский народ очень выносливый и терпеливый, и потому сможет все вынести:
“Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся — ни мне, ни тебе.”
О будущем поэт говорит с чувством грусти и надежды.
7. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о народе? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют нам его понять?
Отношение генерала к народу прослеживается на протяжении всего текста, начиная с эпиграфа, когда он говорит сыну, что дорогу построил граф Клейнмихель, царский министр. Когда Ваня говорит, что дорогу строили мужики, генерал просто захохотал:
“Видел, папаша, я сон удивительный, —
Ваня сказал. — Тысяч пять мужиков,
Русских племён и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
„Вот они — нашей дороги строители. “
Захохотал генерал!”
Позиция генерала ясна, он считает простой люд “Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! Дикое скопище пьяниц!”, они не способны создавать что-то великое.
Авторское отношение противоположное, потому что на протяжении всего произведения автор говорит об обратном, о том, что именно “Тысяч пять мужиков,
Русских племен и пород представители” выстроили эту грандиозную дорогу.
8. Почему стихотворение обращено к детям?
Стихотворение обращено к детям потому, что именно им автор хочет показать значимость простого человека, его труда, а также донести мысль о “привычке к труду”, которую необходимо воспитывать в будущем поколении.
Творческое задание
В стихотворении нарисована картина далёкого прошлого. Что оно открывает вам, живущим сегодня? Чему учит? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос.
Несмотря на то, что в стихотворении нарисована картина далекого прошлого, она нас многому учит. Во-первых, уважать труд других людей. Труд каждого человека важен. Мужики, которые трудились на строительстве железной дороги совершили великий подвиг, мы должны помнить это и гордиться ими. Во-вторых, автор говорит о важности труда, привычки трудиться. В-третьих, автор показывает несправедливость, которая присутствует в обществе до сих пор, обесценивание труда простых людей. В-четвертых, автор гордиться русским мужиком, его терпеливостью и выносливостью.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите репродукцию картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?
Отличие темы от основной мысли текста
Тема и основная мысль: связь и различие
Существуют разные определения понятия «текст».
В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.
В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.
Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.
Основные признаки:
Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:
Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.
Тексты могут описывать:
Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.
Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.
Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.
Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.
Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.
Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.
Разница между основной мыслью и темой:
Как определить тему текста и главную мысль
Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:
Подсказки, по которым можно определить тему:
Подсказки, по которым можно определить основную мысль:
Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:
Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:
Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.
Пояснения на примерах
Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.
Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.
— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?
Первоклассники поднимают руки.
— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.
— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.
— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.
Учительница улыбается. Она говорит детям:
— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.
Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.
Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:
«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».
Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.
Тема текста — «Волк» или «Волки».
Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».
Хорошо того учить, кто хочет всё знать стр. 3 — 8
Проверочная работа
Как ты понимаешь эти высказывания? Запиши своё мнение.
Я понимаю эти высказывания так, что человеку нужно учиться для того, чтобы стать личностью.
Образованный человек интересен всем, а с неучем никто дружить не хочет.
Прочитай внимательно текст. Проследи, сколько времени тебе понадобилось. Запиши результат. Всё ли ты понял? Самостоятельно оцени качество своего чтения. Что у тебя не совсем хорошо получилось?
Для того чтобы прочитать текст Н. Абрамцевой мне понадобилось ____ минут.
Текст достаточно понятный, в нём рассказывается о доброй речке, которая проснувшись в плохом настроении, испортила его всем и в результате этого испортила свою жизнь, стала грязной и мутной трясиной.
Придумай название к тексту.
Думаю, что этот текст о речке можно назвать «Как чистая речка стала мутным болотом».
Определи, какой это текст. Отметь правильный ответ.
Правильный ответ — Художественный.
Объясни свой ответ, указав на одну из особенностей текста.
Считаю, что текст Абрамцевой о речке можно считать художественным, так как писатель описывает речку как живое существо, а это присуще этому стилю.
Такой авторский приём называется — олицетворение.
Объясни свой ответ, перечислив три важные особенности текста.
Из особенностей текста я бы выделила три самые важные:
1) наличие героев в тексте (речка, солнышко, лосёнок и речка — трясина) плюс отношения автора к событиям.
2) взаимосвязь событий (как речка постепенно превращалась в трясину).
3) средства художественной выразительности (эпитет, сравнение и олицетворение).
Восстанови последовательность событий. Расставь цифры
Отметим правильную последовательность событий текста Абрамцевой:
1. Добрая, весёлая лесная речка.
2. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала.
3. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу.
4. Заметило это солнце, решило развеселить речку.
5. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде.
6. Никто не пьёт из бывшей речки, никто в неё не смотрится.
Раздели текст на три части и озаглавь каждую часть.
1-я часть: О весёлой, доброй речке.
2-я часть: Плохое настроение речки.
3-я часть: Превращение чистой речки в грязную трясину.
Какое словосочетание дано в переносном значении?
Словосочетания переносного значения данного случая — это «вышла из себя» и «ни с кем не ссорилась».
Запиши, какой совет ты мог бы дать речке.
Не стоит слушаться своего плохого настроения, не нужно видеть во всём плохое, а тем более принимать на свой счёт.
Какова основная мысль произведения Абрамцевой?
Не нужно злиться на окружающих, так как злость делает хуже только тому, кто злиться. От злости можно стать хуже, чем ты есть.
Определи, в какой книге можно найти произведение Абрамцевой.
Думаю, что этот текст Абрамцевой о речке можно найти в сборнике литературных сказок.
Самостоятельно придумай похожую историю. Сначала определи, что это будет — сказка или рассказ.
Похожая история на произведения Абрамцевой «Тише, пожалуйста» для 3 класса
Сказка о добром и злом солнышке.
Жило было милое и доброе солнышко.
Утром солнышко вставало и согревало всё живое, что есть на планете.
Своими любящими лучиками солнышко касалось каждого цветочка, кустика и травинки заботливо поглаживая и грея их.
Всё живое очень любило солнышко и радовалось его приходу утром.
Все цветочки, кустики и травинки тянули к нему свои листики и лепесточки, как будто говоря:
Здравствуй солнышко! Мы тебя так ждали, мы тебя любим!
Солнышко чувствовало, что у него есть большая и любящая его семья и эта мысль наполняла его счастьем.
Как-то раз солнышко проснулось не в духе, посмотрело на землю, а его цветочки не тянут к нему листики.
Прошёл сильный дождь и листики намокли так, что цветочки и кустики не смогли их поднять навстречу солнцу.
Ах, вот вы какие! — рассердилось солнышко.
— Вот я вам покажу! И воде вашей покажу кузькину мать! Зачем намочила мои цветочки и кустики?
Злое солнце стало нагревать всю воду на планете. Нагретая вода поднималась в виде тучек к солнцу и стала заслонять его всё больше и больше.
Солнце стало ещё больше злиться и ещё больше палить воду.
Оттого что солнце нагревало всё больше землю, все больше воды испарялось. Облака стали темнее и темнее, совсем закрыв солнце от растений.
Солнце вдруг поняло, что оно больше не видит ничего, кроме тяжёлых и мрачных туч, и очень расстроилось.
Но ничего уже не сделаешь, туч становилось всё больше и больше.
Они становились всё сильнее и сильнее и вдруг хлынул такой дождь и град с небес, что побил и смыл с земли всё живое.
Стихия прошла, и небо вновь стало светлое.
Солнышко стало искать взглядом свои любимые цветочки. Но их не было…
Ливень и град уничтожили всё живое. Никто больше не радовался солнышку. Солнце осталось одно… и заплакало от одиночества огненными слезами…
Дай название выставке книг, на которой может быть представлено произведение Абрамцевой.
В данном случае мне кажется, что такую выставку можно назвать «Как управлять собой» или «Что посеешь, то и пожнёшь».
Найди в библиотеке книги Абрамцевой. Выбери одну из них и прочитай. Запиши её название. Это сборник рассказов или отдельное произведение?
Мне понравилась книга Натальи Абрамцевой «Сказка о весёлой пчеле».
Что тебе больше всего понравилось в прочитанном произведении? Напиши краткий отзыв.
В сказке Абрамцевой мне понравилась пчела Жужа, её добрый и весёлый характер.
Жужа трудолюбивая пчёлка, у которой много друзей.
Если друзья попросят о чём-то пчелу, она всегда готова им помочь.
Если же так окажется, что Жужа чем-то расстроена, то её друзья всегда поддержат Жужу, а она, в свою очередь, тоже быстро забывает об огорчениях и радуется жизни дальше.
Прекрасный, светлый рассказ о дружбе и взаимовыручке.