Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений

Конспект занятия «Формирование пространственных представлений«

Конспект ООД по теме «формирование пространственных представлений» в старшей группе

Тема: «Формирование пространственных представлений».

Цель: Создать условия для формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные: Обобщить и закреплять пространственные представления детей («перед», «за», «на»);

уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;

формировать умение ориентироваться на листе бумаги

развивать зрительное восприятие,

развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывать любознательность и культуру поведения на занятии

Оборудование: Фланелеграф с деревом, конверты с заданиями, игрушки белки, ежа, лисы, мягкая игрушка Лунтик, доска, геометрические фигуры, листы бумаги, стрелки, картинка с предметами.

Ход занятия:

Внезапно слышится стук в дверь.

Воспитатель: Ой, кто-то стучит в дверь, давайте я посмотрю, кто там стучит. Посмотрите ребята, кто к нам пришел в гости.

воспитатель: Посмотрите ребята, какой он у нас грустный, давайте я узнаю, почему он грустит. Лунтик говорит, что он начал учиться в первом классе, но в школе дают очень сложные задания он не может справиться с заданиями. Он просит нас ему помочь. Ну как ребята, поможем?

воспитатель: Но перед тем, как помочь Лунтику, давайте поднимем ему настроение. Повторяйте за мной и выполняем упражнение.

Доброе утро, улыбнись скорее

И сегодня весь день будет веселее.

Мы погладим лобик, носик, щечки

Будем мы красивыми как в саду цветочки.

Разотрем ладошки сильнее-сильнее,

И похлопаем смелее-смелее.

— А теперь посмотрите, какое настроение у Зайца?

Дети: веселое, радостное.

Воспитатель: Лунтик говорит, что мы с вами должны передвигаться по стрелкам. Давайте посмотрим, где у нас лежит стрелка. Вот она, куда она показывает?

Подходят к первому заданию. На фланелеграфе дерево, на дереве висит конверт. В конверте задание.

Задание 1. «Кто, где находится?»

Задание: Найдите зверей, кто, где находится.

— Кто прятался за деревом?

— Кто сидит на веточке дерева?

— Кто перед деревом сидит? (зверей заранее расположить)

— За деревом спряталась лисичка.

— На ветке сидит белка.

— Перед деревом сидит ежик.

воспитатель: Молодцы ребята вы справились с заданием. Давайте посмотрим, в какую сторону показывает следующая стрелка.

На стуле лежит конверт с заданием.

Задание 2. «Повтори движения».

Выполните следующие действия:

— Поднимите правую руку;

— Поднимите левую руку;

— Покажите правой рукой правый глаз;

— Покажите левой рукой левое ухо;

— Поднимите правое плечо;

воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились на отлично. Ой, смотрите, тут нарисована стрелка налево, давайте посмотрим, что там находится.

На доске прикреплен конверт с заданием.

(Расставлены столы, на столах разные геометрические формы и листы бумаги)

Задание 3 «Расставь фигуры по местам»

«Вот вам следующее задание, справитесь ли. На столах вы найдете геометрические формы, надо поставить их на свои места».

Перед Вами лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Выполняйте задание быстро. Возьмите красный квадрат и положите в левый верхний угол, синий треугольник – в левый нижний угол, зеленый овал в правый верхний угол, а красный прямоугольник в правый нижний угол, жёлтый круг – в центр листа. После выполнения задания проверяем правильность выполнения задания.

воспитатель: Какие вы у меня молодцы, и с этим заданием вы успешно справились.

Ой, Лунтик что-то мне хочет сказать. Он говорит, что немножко устал и хочет отдохнуть. Давайте поиграем, вставайте в кружочек.

Ребятишки встали в круг,

И друг другу улыбнулись.

По ручкам мы немножко.

А потом, потом, потом

Грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там,

И немного по бокам.

воспитатель: Вот мы с вами отдохнули, и теперь отправляемся дальше помогать Лунтику решать задания. Посмотрите ребята, в какую сторону показывает стрелка?

(стрелка привела детей на ковер)

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Дима, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Аня, кто стоит слева от тебя, и т. д.

воспитатель: Молодцы все справились с заданием.

Давайте дальше посмотрим, куда нас приведет стрелка.

воспитатель: Вот наше следующее задание, давайте посмотрим, что у нас в конверте. А в этом конверте картинка с разными предметами

Игра «Назови соседей»

(Для этого используется картинка, на котором хаотично расположены изображения различных предметов)

Сначала воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

— что изображено справа от него,

— что нарисовано под ним,

— что находится вверху справа от заданного предмета

Затем воспитатель просит назвать или показать предмет или предметы который находится:

— в правом верхнем углу,

— вдоль нижней стороны листа,

— в центре листа, и т. п.

воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились на отлично, пойдемте дальше по стрелке.

Стрелка привела их к большому конверту.

воспитатель: Интересно, что же это такое. Лунтик говорит, что это сюрприз за вашу помощь. Здесь раскраски Лунтика. Спасибо тебе большое Лунтик за подарок.

Ребята, а как мы помогали Лунтику?

Какие задания выполняли?

Какое задание больше всего понравилось?

А теперь садитесь за столы

Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть картинку Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Картинка про Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики Это пособие изготовлено из белой плотной ткани, контрастной тесьмы, в данном случае красной, и красных ниток. Сначала ткань складывается.

Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть картинку Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Картинка про Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представленийФормирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей Занятие по ФЭМП. Подготовительная группа. Тема: Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей. Задачи: • формировать.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть картинку Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Картинка про Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представленийФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть картинку Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Картинка про Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представленийКонспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть картинку Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Картинка про Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представленийРазработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группе Формирование представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник» Цель занятия: Формирование умения сравнивать и различать.

Источник

Упражнения и игры на развитие пространственных представлений младших школьников.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Решение задач на развитие пространственных воображений у младших школьников.

1. Упражнение «Расставь правильно!»

Цель: развитие пространственных представлений о расположении объектов по горизонтальной оси.

Используемые материалы: наборы геометрических фигур из цветного картона по количеству учащихся.

Детям раздаются вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники, ромбы). Величину и цвет психолог определяет сам. Число наборов должно соответствовать количеству детей в группе. По заданию ведущего дети раскладывают фигуры на своей парте в указываемом им, с помощью слов «дальше», «ближе», «за», «перед», «между», порядке. Затем дети по очереди становятся в роли ведущего и задают свой порядок выкладывания фигур, проверяют у остальных участников занятия правильность выполнения задания.

2. Упражнение «Лабиринты».

Цели : развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве, формирование умения работать в паре.

Используемые материалы: напечатанные на листе бумаги лабиринты по количеству участников, изображение лабиринта на большом листе бумаги формата А4 или А3 (см. Приложение 1).

Ведущий: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы должны объединиться в пары и определить, кто будет первым закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». После того, как все пары выполнят задание, ведущий предлагает детям поменять ролями в паре и, теперь, наоборот, от центра лабиринта найти выход за его пределы.

Перед выполнением упражнения ведущий может предложить ребятам потренироваться на доске, на которую вывешивается большое изображение лабиринта.

3. Упражнение «Разноцветные клеточки».

Цели : развитие пространственных представлений о расположении объектов по вертикальной оси, развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве.

Используемые материалы : поля из клеток на отдельных листах бумаги по количеству учащихся (см. Приложение 2).

Каждому участнику выдается лист бумаги с полем из клеток. Ведущий же по заранее приготовленному им полю диктует, используя слова, обозначающие пространственное расположение объектов, какие клеточки каким цветом закрасить.

После выполнения задания дети также могут выступить в роли ведущего, отметив на своём поле по 1-2 клеточки и описав их местоположение другим участникам.

Например: «Клетку в верхнем левом углу закрасьте фиолетовым карандашом, отсчитайте от неё две клетки влево и третью клетку закрасьте зелёным цветом. Отступите от зелёной клетки вниз одну клетку и вторую закрасьте жёлтым карандашом».

4. Упражнение «Самый внимательный»

Цели : развитие умения использования предлогов и слов, обозначающих расположение предметов в пространстве, развитие памяти и внимания.

Ведущий: А теперь мы проверим, кто у нас внимательный.

Выбирается по желанию один ребёнок, который выходит в центр комнаты. Ему даётся задание внимательно оглядеться вокруг, постараться запомнить предметы, находящиеся в комнате. Затем ребёнок закрывает глаза, а другие участники занятия задают ему вопросы о предметах, которые находятся относительно него позади, спереди, справа, слева. Например: «Сколько стульев стоит справа от тебя?», «Есть ли позади тебя синяя парта?».

Важным моментом в этом упражнении является то, что ребёнок получает навык правильного обозначения местоположения предмета относительно не себя, а других объектов пространства.

5. Игра «Рисунок на спине».

Дети рисуют друг у друга на спине буквы, цифры, геометрические фигуры, простые предметы.

Нужно догадаться, что нарисовал партнер.

Лабиринт для каждого участника

Лабиринт для показа на доске. Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть картинку Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Картинка про Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представленийКто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть картинку Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Картинка про Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений

Источник

Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть картинку Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Картинка про Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений Елена Стародубова
Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

1. Представления о собственном теле.

К детям приходит медвежонок, который не знает правую и левую стороны своего тела. Он просит детей научить его и предлагает поиграть. По сигналу «Покажи …» дети показывают названную часть тела.

Взрослый проговаривает слова: шапка, жук, еж, уши, снежинка, кукушка, шарик и другие. Дети должны поднять левую руку, когда услышат звук «ж», правую, когда услышат звук «ш».

3. «С кочки на кочку»

На полу расчерчены линии, все дети стоят на первой линии. Детям предлагаетсявыполнить действия по инструкции: подними вверх левое плечо, прикрой правое ухо левой ладонью, дотронься правой рукой до левого колена, согни правую ногу и т. п. Дети, выполнившие задание правильно, делают шаг к следующей линии, а дети, выполнившие задание неправильно, остаются на месте. И так, пока все дети не дойдут до конца.

5. Игры-имитации

Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо – влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса.

На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо, наконец комар улетает, и медвежонок чешет спинку.

Буратино ушиб левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.

Правой ножкой топ, топ, топ,

Левой ножкой топ, топ, топ.

Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют левой рукой о правую,

Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют правой рукой о левую).

Взрослый поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и называют свои действия.

Ребенок придумывает и показывает любое движение, оречевляя свое действие.Например: «Я поднял правую руку вверх, дотронулся левой рукой до левого уха и т. п.»

2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела.

Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон своего тела: круг впереди себя (перед собой, квадрат позади себя (за собой, треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем он рассказывает, что где находится.

У детей в руках игрушки (куклы, взрослый встает к детям спиной. По сигналу «Игрушки спрятались под стол (за дверь, на стул и т. п.)» дети должны быстро поставить свои игрушки на заданное место. Взрослый поворачивается и проверяет.

На столе расположены различные предметы и игрушки. Детям предлагают поменять их местами по инструкции.Например: «Возьми куклу поставь ее перед машинкой, машинку поставь на книгу и т. п.

4. «Назови по памяти»

Ребенку предлагают внимательно посмотреть на группу и запомнить расположение предметов в ней. Затем он закрывает глаза и рассказывает о пространственных отношениях, не видя предметы. Можно предложить описать расположение мебели в своей комнате, квартире.

Дети произвольно перемещаются по группе. По сигналу взрослого «Дотронься до правой руки (левой руки, правого уха, правого колена и т. п.)» дети должны найти эту часть тела у товарища и дотронуться до нее.

Дети стоят в ряд. Один ребенок становится напротив них и выполняет разные действия, дети должны их повторить. Тот кто отстанет или ошибется выходит из игры.

Два ребенка стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие и говорит «Что я делаю?», а другой должен ответить.Например: «Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха». Затем это делает другой ребенок.

Все дети зайчата, они произвольно ходят по группе. Один из детей – охотник, он должен определить направление движения зайчат. Если охотник правильно это сделал, то ребенок, направление движения которого он назвал, садится на стул – его поймали.

3. Вербализация пространственных представлений.

Взрослый загадывает какой-либо предмет,находящийся в группе и говорит: «Я загадаю предмет и скажу, где он находится, а вы должны будете определить, что это за предмет». Затем он описывает пространственное расположение предмета, а дети называют его.

На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, справа от коробки, перед коробкой.

На столе стоит коробка с крышкой. Взрослый раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д.,затем говорит: «Ребята, посмотрите, кто-то рассыпал кружочки, нужно их собрать». И проситребенка собрать кружочки по инструкции: Возьми кружок с коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок из-за коробки и т. д.

В ряд выставляются различные игрушки. Детей просят посмотреть и запомнить их расположение. Затем дети отворачиваются, взрослый в это время меняет игрушки местами. Дети должны сказать, что изменилось, используя слова справа, слева, между.

На столе стоит коробка. Взрослый на глазах у детей раскладывает картонные кружочки, произнося начало фразы,а дети договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок … (в коробку, за коробку, на коробку и т. д.). Я беру кружок … (из коробки, из-за коробки, с коробки и т. д.).

Один ребенок ведущий, взрослый называет ему какой-нибудь предмет, находящийся в группе, так, чтобы другие дети не услышали. Ведущий должен описать его расположение, используя слова, отражающие пространственные характеристики, а другим детям нужно назвать этот предмет. Тот, кто первым найдет загаданный предмет, становится ведущим.

Перед ребенком картинка с изображением дорожки, ведущей от домика к школе, дереву, магазину, лавочке. Взрослый говорит «Маленький мальчик пошел в магазин и заблудился. Помоги ему вернуться домой». Ребенку предлагают описать путь до дома.Например: Иди прямо, возле дерева сверни направо, пройди между клумбами и т. п.

4. Ориентировка на листе бумаги.

1. Ребенок сидит за столом, перед ним чистый лист бумаги. Ему даются задания показать правую сторону листа, левую, верхнюю, нижнюю, правый верхний угол, левый нижний, левый верхний, правый нижний.

Ребенку дают чистый лист бумаги, карандаши и мелкие игрушки. Ребенку предлагают нарисовать домики и разместить там игрушки.Ребенку говорят: «Нарисуй небольшой домик в правом верхнем углу. Кто тут будет жить? Нарисуй домик с правой стороны листа. А кто будет жить тут?» и т. п.

Перед ребенком лист бумаги и набор плоскостных геометрических фигур. Ребенку предлагают выложить картинку.Например: «Положи в центре листа квадрат, сверху треугольник – это дом. Слева от дома треугольник – это дерево и т. п.

4. На листе бумаги расположены плоскостные геометрические фигуры. Ребенку предлагается определить и сказать, где они лежат.

Ребенку предлагается лист бумаги, расчерченный на клетки. По словесной инструкции ребенок двигает фишку по клеткам, затем говорит, где остановилась фишка.Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз. Начало пути определяет взрослый.

6. «Узоры» (рисование по клеточкам)

Детям предлагается лист бумаги в клеточку.Взрослый говорит: «Сейчас мы будем рисовать узоры по клеточкам. Слушайте внимательно, я буду говорить, сколько клеточек, и в какую сторону проводить». Затем дети рисуют.

7. Ребенку предлагают картинку и просят назвать, в какой части листа находится какой-либо объект. Затем лист переворачивают на 180° и ребенок должен сказать, где же они находятся теперь.

8. Ребенку предлагают определить правый и левый рукав у блузки, лежащей спинкой вверх и спинкой вниз. Также можно определить левый и правый карман, левую и правую штанину на брюках.

Групповая работа с детьми старшего возраста. Развитие пространственного восприятия Цель: 1. Закрепление умения ориентироваться на собственном теле (правый глаз, левое ухо и пр.); 2. Развитие умения ориентироваться на теле.

Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть картинку Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Картинка про Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представленийПособие для сенсорного развития младших дошкольников Игра «Одень котика» Предназначена как для самостоятельной игры дошкольников младшего возраста, так и для группы детей совместно. Цель: развивать.

Источник

Консультация для педагогов «Развитие пространственных представлений»

Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Смотреть картинку Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Картинка про Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений. Фото Кто что увидит задачи и задания на развитие пространственных представлений Анна Кузьмина
Консультация для педагогов «Развитие пространственных представлений»

Что такое пространственные представления?

Задавали ли вы себе когда-нибудь такие вопросы:

— Почему ребенку с хорошей памятью так трудно удается запомнить времена года и последовательность месяцев в году?

— Почему возникают трудности при определении времени по часам?

— Как сделать так, чтобы ребенок наконец-то запомнил, где у него правая, а где левая рука?

— Почему ребенок пишет буквы и цифры зеркально?

— Почему никак не может понять условие задачки?

Одной из причин возникновения подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространств и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

При изучении математики пространственные представления нам нужны для:

— понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-далыие, раньше-позже);

— правильного написания цифр;

представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве.

— Понимания условий задачи.

В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представленийтакже занимает очень важное место:

— усвоение образа буквы;

— при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.

Не стоит забывать и о бытовых ситуациях, в которых также нужны пространственные представления:

— обуваясь, отличить правый и левый ботик;

— перемещаясь в пространстве помещения, не задевать мебель, углы и деревянные косяки.

Способность к пространственно-временной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умением составить рассказ по картине или серии картин, овладением письмом, чтением, математическими операциями и со всей познавательной деятельностью в целом. Итак пространственное восприятие является одной из базовой функции человека.

Условно формирование пространственных представлений делят на три этапа.

1 этап: формируется представление о собственном теле и расположении внешних объектов по отношению к нему.

В первые годы жизни ребенка нужно сформировать у него ощущение пространства. На начальном этапе развивающая работа с детьми должна строиться с использованием упражнений направленных на развитие представлений о схеме собственного тела, таким образом создавая предпосылки и основу для формирования более сложных систем ориентации в пространстве.

Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинается складываться представление о правом и левом, т. е. продолжает формироваться и созревать телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Нечетко сформированные представление о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной причиной расстройств письменной речи.

С появлением в активном словаре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко» восприятие пространства поднимается на новый, качественный высокий уровень.

2этап: ребенок учится ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например пространстве листа. Ребенок начинает понимать что «верх» это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть у листа бумаги, расположенного горизонтально.

Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.

ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

Для самых маленьких:

Могут глазоньки моргать, ручки- все хватать, хватать.

Игры: «Найди спрятанную игрушку», «Откуда звук?», «Где спрятался зайчик?» «Аист»

Аист,аист длинноногий важно ходит по дороге: шагнет правою ногой, шагнет левую ногой повернется вправо, влево гордо крыльями взмахнет и гнездо себе совьет.

физкультурник на дорожке тренирует свои ножки высоко их понимает, гордо, весело шагает.

Повернемся в право влево и беремся вновь за дело.

Доктор Айболит слушает больного и прикладывает трубку сначала к правому уху: а потом к левому.

• Капитан на корабле увидел землю и приложил подзорную трубу сначала к правому глазу, а потом к левому.

• Львенок лежал на пляже и загорал, а когда к нему подошла черепаха и спросила, что он делает он открыл сначала левый глаз, а потом правый.

• Зажмурь правый глаз, а затем левый, попрыгай на правой ноге, потом на левой, дотронься до левого уха, до правого колена и т. д.

Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами — дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке.

правой рукой закрой левый глаз; левой рукой покажи правое ухо; дотянуться до правого носка, а правой рукой до левой пятки.

Игровые упражнения: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Их можно проводить, как на занятиях по математике, так и в играх.

Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы,но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так,

чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».

Полезны упражнения в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами на основе пробного хода в играх «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан», «Найди свой значок». Эти игры аналогичны, поэтому в качестве примера опишем последнюю. Вдоль стены размещают модели геометрических фигур. Сначала водящий с открытыми глазами подходит к фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами возвращается к стене с моделями и на ощупь находит нужную.

Большое внимание должно уделяться развитию ориентировки в пространстве специалистами (инструктором по физкультуре и музыкальными руководителями). А именно развивать умения передвигаться в указанном направлении. В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Обозначая направления движения употреблять в речи наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева, направо (справа, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, он учит их производить движения в указанном направлении.

Ориентировка на плоскости.

В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметыв указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Сначала педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено.

Развивая ориентировку на плоскости используйте в свое работе математические диктанты, задания типа нарисуй по клеточкам.

Формируем квазипространство.

Повторюсь что, это некоторая упорядоченность в системах знаков и символах, сюда входит временные представления, которые очень сложно усваивают дети. Это обусловлено тем что, пространственные представления связаны с работой головного мозга, а именно тех отделов которые перерабатывают зрительную, слуховую и тактильную информацию. Другими словами пространственные представления объединяют работу нескольких анализаторов.

Развивая временные представленияможно использовать в своей работе следующее игры: «Когда это бывает?» (закрепляются части суток, времена года)

Прочитать детям отрывок из стихотворения (П. Башмаковой)

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Затем предложить детям рассмотреть картинки. Еще раз медленно прочитать стихотворение.

— дать задание написать в каждой клеточке под рисунком цифру, обозначающую порядок дня недели.

Опираясь на числовой ряд от 1 до 7, назвать дни недели по порядку. Закрыть глаза поменять местами цифры (Какие дни недели поменялись местами)

Назови дни недели по порядку начиная с пятницы (любого другого дня недели)

Утро, день, вечер, ночь- улетели сутки прочь не прошло минутки, снова идут сутки.

Снова утро, снова день,

Ночь за вечером как тень.

Так и ходят вечным кругом,

Как и сутки друг за другом.

Дается схематичное изображение частей суток (зрительная опора).Игры типа: «Какие части суток поменялись местами? Какая часть суток пропала?».

вопросы: ‘

— Можно ли весной собрать урожай яблок?

— Правда ли что апрель бывает в середине лета?

— Правда ли, что перед июнем бывает июль?

— В августе расцветают первые цветы?

— Лето бывает перед весной?

— всегда ли после осени наступает весна?

— Можно ли осенью собрать букет из желтых листьев?

— Можно ли летом слепить снеговика?

— Зимой встретить медведя?

Консультация для педагогов «Билингвальное развитие детей дошкольного возраста» Дошкольное образование получило статус первой ступени образования, что ознаменовало новый этап в развитии. С одной стороны, это признание.

Формирование пространственных представлений у дошкольников на логоритмических занятиях Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений – одна из наиболее сложных и актуальных проблем, так.

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет.

Игры на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Пространственное ориентирование-это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.

Консультация для педагогов и родителей «Игры на развитие памяти и внимания» Консультация для педагогов и родителей: «Игры на развитие памяти и внимания». Жизнь детей — это игра, а игры — это жизнь для детей. В игровых.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие мелкой моторики рук» Развитие мелкой моторики рук Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие речевого дыхания у дошкольников» Дыхание ребенка в своем развитии сильно изменяется. У новорожденного из-за почти перпендикулярного положения ребер в отношении позвоночника.

Консультация «Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке» Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам.

Консультация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *