Кто и что воспитывает тебя обществознание
§ 7. Социализация и воспитание
Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Вообще можно говорить о том, что как только к мнению группы ребенок начинает прислушиваться в той же степени, как и к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10—12 лет. Начиная с подросткового возраста, когда группа сверстников становится равным с семьей агентом социализации, она уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.
Частью процесса социализации является воспитание. Оно прививает человеку культурные нормы. Воспитание определяется обществом и выражается в форме
— бытовых правил поведения,
— ценностей и идеалов.
Воспитание состоит из: 1) целенаправленного прививания наперед заданных свойств, 2) стихийного усвоения культурных норм.
Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит неосознанно. В семье оно идет через подражание поведению родителей.
Между целенаправленным и стихийным воспитанием в семье (как и в обществе) может обнаруживаться разрыв — конфликт. Например, родители приучают ребенка не читать за столом, а сами делают это. Разрыв между словом и реальным поступком завершится тем, что ребенок, как и любой человек вообще, усвоит то, что легче прививается. В данном случае — поступок, а не слово.
Правильные поступки прививаются постепенно, через повторение и закрепление пройденного, доводятся до автоматизма и шлифуются по форме постоянно. Поддерживающим началом выступают не только просьбы или приказания старших, но и самоконтроль. Чтобы он возник, у ребенка надо сформировать заинтересованность. А заинтересованность всегда конкретна.
Многие правила должного поведения непонятны подросткам не потому, что сложны, а потому, что они абстрактны, т.е. оторваны от реальной жизни, от взаимоотношений с такими же подростками в школе и во дворе. Родители наставляют ребенка не курить, но соседский парень дал попробовать и сказал, что страшного в том ничего нет: мол, не умер же от одной сигареты. Он не умрет и от нескольких десятков, поскольку никотин, накапливаясь десятилетиями, убивает организм медленно. Только в зрелом возрасте человек почувствует недомогание. А пока что курение — обычная забава, стремление получить новые острые ощущения. На уровне подростковой жизни запрет на курение является абстрактной нормой потому, что угрозы здоровью он в ближайшее время почувствовать не может. Напротив, такую норму, как запрет на драку с превосходящим противником, можно ощутить сразу, как только попробовал подраться с крепким здоровяком.
Социализация и воспитание происходят в подростковом возрасте во многом через усвоение реальных моделей поведения. Юноша присматривается к тому, как ведут себя окружающие: родители, родственники, знакомые, ровесники, учителя, соседи — и, что называется, «наматывает на ус». Одно он считает допустимым для себя, а другое — нет. Кому он подражает в первую очередь? Авторитетным для него людям, тем, к мнениям и суждениям которых он прислушивается в первую очередь, тем, чью оценку он ставит выше других. А всегда ли родители или учителя, внушающие свод культурных норм, входят в число этих авторитетных людей? Иногда ими могут стать ровесники, отсидевшие в тюрьме или прославившиеся неблаговидными проступками.
В деле воспитания важен также уровень допустимого поведения со стороны родителей. Он выражается в том, что могут себе позволить делать родители при ребенке, а что — нет: устраивать ссоры, ходить небрежно одетым, нецензурно выражаться, курить. Не стараясь подавить свои негативные эмоции, родители тем самым учат и детей не трудиться над своей душой, не делать воспитательных усилий.
Воспитание, как ежедневный тяжелый труд над исправлением прежде всего себя, утверждается в семье тем прочнее, чем выше уровень образования ее членов.
Родители с высшим образованием воспитывают детей чаще через воспитание себя. Если они сами из воспитанной семьи, то работа над собой занимает меньше времени и требует меньше усилий. Образцы поведения из родительской семьи передаются в молодую семью повзрослевших детей.
Урок по обществознанию на тему «Социализация и воспитание.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Социализация и воспитание.
Обучающая: познакомить учащихся с процессом социализации, влиянием основных социальных институтов на становление личности. Выявить роль воспитания на адаптацию человека в обществе.
Воспитательная: способствовать формированию чувства уважения к семье, школе, классу.
Развивающая: продолжить формирование умений анализировать и применять на практике полученную информацию, высказывать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебники, тетради, проектор, компьютер, экран
II Опрос домашнего задания
индивидуальный: карточка «Вы вернулись из школы домой. Основываясь на теорию А. Маслоу, опишите в какой последовательности будут удовлетворены ваши потребности (с примерами)»
— Что такое потребности?
— Кто впервые расположил их в восходящем порядке?
— На какие группы разделил потребности А. Маслоу?
— К чему приводят неудовлетворенные потребности?
— Какие потребности в большей степени оказывают влияние на формирование личностных качеств?
На прошлых уроках мы говорили о личности, какую роль играет общество в ее становлении, о потребностях, удовлетворение которых приводит к формированию качеств присущих личности. Цель нашего занятия выяснить, как человек накапливая опыт и преодолевая трудности, адаптируется в обществе, влияние воспитания на становление личности.
IV Объяснение новой темы
1. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Социализация и воспитание»
Что такое воспитание? Как вы понимаете это слово?
Воспитание — это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни. (записать в тетради).
Воспитание определяется обществом и выражается в форме:
бытовых правил и поведения
ценностей и идеалов(записать в тетради)
Воспитание протекает в виде целенаправленного прививания норм, ценностей, качеств и стихийного усвоения правил, идеалов. Между этими видами воспитания может образоваться разрыв — конфликт.
Как вы думаете в чем это проявляется и из-за чего это происходит?
Если родители говорят своему ребенку что курение это плохо, но при этом сами курят, ребенок будет в замешательстве и в итоге усвоят пример родителей, а не слово.
Вот что говорил Н.И. Новиков о значении примера «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечетлевается глубже и тверже примера родителей».
В процессе воспитания ребенок учится жить в обществе, усваивает те модели поведения, которые демонстрируют взрослые.
В ходе одного исследования (Д. Баумринд) было выявлено три группы детей:
3 группа — дети, менее всего уверенные в себе, не проявляли любознательность, не умели сдерживать себя.
Как вы думаете какая модель воспитания: авторитарная, демократическая, попустительская присуща каждой из этих групп?
Давайте разберем несколько ситуаций, которые встречаются в каждой семье. Что бы вы сделали на месте ваших родителей?
Ситуация №1. Ребенок не желает принимать пищу. Ни уговоры ни угрозы не помогают. Ваши действия.
Ситуация №2. Подросток не хочет помогать родителям по дому, делать уроки, а целый день сидит перед компьютером.
Ситуация №3. Пятилетний Ваня заболел, но пить лекарства отказывается, убегает и прячется от родителей.
Для чего нас воспитывают родители, учителя?
Для того чтобы мы с вами могли жить в обществе по общепринятым законам.
2. В социологии существует специальный термин который обозначает адаптацию человека в обществе — это социализация.
Социализация ( socialization ) – это процесс усвоения культурных норм и социальных ролей.(записать в тетради)
Что такое социальная роль?
Роль — это способ и модель поведения человека в соответствии с занимаемым социальным положением (ребенок, взрослый, жена, дочь, подруга ) (записать в тетради)
Процесс социализации протекает в течении всей жизни человека и проходит все стадии жизни человека: детство, юность, зрелость, старость.
Как вы думаете почему?
Какие социальные институты оказывают на нас влияние? (записать в тетради)
д) учебные заведения
Значение социализации — это готовность человека приспосабливаться к изменяющемуся обществу, быть готовым к любым неожиданностям.
Предлагаю провести тест и выяснить готовы ли вы к неожиданностям.
Ответьте на вопросы:
Всегда ли у вас есть запасная ручка?
Отправитесь ли вы в путешествие, если у вас не хватает денег на все путешествие?
Часто ли вы попадаете под даждь, не имея с собой зонта?
Следует ли быть осторожным, потому что «береженого Бог бережет»?
Есть ли у вас дома аптечка?
Лучше ли иметь две специальности, чем одну?
Можно ли вас назвать запасливым человеком?
Считаете ли вы, что нужно каждый раз рисковать всем, чтобы чего-то добиться?
У вас большой запас письменных принадлежностей?
Считаете ли вы, что нужно иметь несколько друзей, чтобы не оставаться одному?
Поставьте себе 1 балл за каждый ответ «да» на вопросы : 1,2,3,5,6,7,8,10 и за «нет» на вопросы: 4,9,11
Больше 9 баллов: вы перестраховщик и никогда не сделаете шага, не подумав о последствиях. Но зачастую необдуманные поступки могут сделать жизнь более приятной.
От 3 до 9 баллов: вы в меру предусмотрительны и осторожны. Можно считать, что вы хорошо подготовлены к неожиданностям.
Менее 3 баллов: вы абсолютно не умеете предугадывать события и их последствия. Будьте более внимательны и осторожны.
Каждый сделает для себя выводы по полученным результатам и будет работать над собой.
Как вы понимаете мысль о том, что воспитанию ребенка предшествует воспитание родителей?
Прокомментируйте высказывание Ж.-Ж. Руссо «Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению»
VI Подведение итогов урока.
Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось?
VII Организация домашнего задания
§7, вопросы после параграфа. Практикум на стр. 58 письменно.
Сочинение Воспитание человека (воспитанность) 11 класс ЕГЭ Эссе
Воспитание человека – это одна из жизненно важных категорий в его судьбе, которая является основой мировоззрения, залогом счастливого будущего людей. Важнейшими его спутниками считаются качества, которые преображают людей, делают их внутренний мир богаче. К ним относятся: сострадание, доброта, честность, сила духа и многие другие. Чтобы каждое из них имело место в душе всех людей, необходимо искренне желать этого.
Воспитанность в каждом закладывается с самого детства. Определяющим является и то, кто участвует в этом нелегком процессе. С помощью представителей взрослого поколения, которые гораздо мудрее своих воспитанников, обладают опытом, ребенок становится подготовленным к любым испытаниям, встречающимся на жизненном пути. Все это возможно благодаря постепенному их соответствию тем нравственным принципам и понятиям, которые существуют в обществе.
Воспитанность человека отражает стиль его жизни, мысли, поступки, характеризует его как личность. Она является своеобразным ориентиром, который направляет в нужном направлении любой ход мыслей, обозначает границы дозволенного, указывает на нормы поведения.
Все, что связано с укоренением, усвоением основных терминов, относящихся к понятию «воспитание», помогает противостоять на любом жизненном этапе тем, качествам, которые мешают вести правильный образ жизни. Вест этот процесс может занимать практически весь жизненный путь человека. Это связано с тем, что процесс обучения, развития его должен продолжаться постоянно. Любой поступок человека отражает его сущность, может стать точной характеристикой его поведенческой линии. Не важно о чем идет речь – о желании помочь пожилому человеку перейти дорогу, поднять руку на уроке, прежде чем дать учителю ответ или сделать скворечник возле дома. В любом случае действие станет показателем уровня воспитанности человека. Но главное – это начало трудовой и мыслительной деятельности, без которых человек не сделал бы мир цивилизованным.
Не нужно быть хорошо подготовленным специалистом, чтобы даже по внешнему облику ребенка определить уровень его воспитанности. Если речь идет о прилежном ученике, то заботливое отношение к окружающим, ухоженный вид и тетради без помарок станут доказательством этого. А систематическое опоздание на урок, неряшливый вид, отсутствие дневника подчеркнут пробелы в воспитании этого ребенка.
Таким образом, чтобы всегда соответствовать требованиям, которые выдвигает общество на сегодняшний день, нужно иметь представление о воспитании, самовоспитании и уметь работать над своим внутренним миром.
Вариант 2
Воспитание человека формируется с самого детства и играет важную роль в течении всей его жизни. И так, разберем, что такое воспитание человека – это внешнее воздействие человека от окружающего мира, в плане обучения, заботы и защиты о детях, с целью дальнейшего здорового развития человека в этом мире.
Воспитанный человек – это тот человек, который умеет хорошо относиться к окружающим, проявляет гигиенические навыки (аккуратность, порядочность, чистоплотность, опрятность), тот, кто умеет вести себя среди людей и соблюдает бытовую культуру (поведение в обществе).
На воспитание человека влияет очень много факторов, такие как: его семья, друзья, учителя, садик, школа, интернет, книги, телевизор и даже самый случайный прохожий. Я думаю, поэтому с самого детства, родители малыша стараются окружить ребенка лаской, заботой и любовью, включают ему добрые мультфильмы и читают познавательные книги, которые учат ребенка с детства доблести, храбрости, снисходительности, помощи близким и окружающим, а также справедливости.
Воспитание человека начинается с его рождения: он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.
Люди с раннего возраста начинает формировать свою личность и индивидуальность. Там же появляется его та самая неповторимость его личных особенностей, которые его будут отличать от других людей. Не нужно, к примеру, воспитывать ребенка – лидера, нужно всегда учитывать его тип темперамента, от которого нужно отталкиваться, какие качества больше ему нужно развивать.
В любом случае, воспитание ребенка – это очень ответственный шаг родителей, к которому нужно относиться очень серьезно. Воспитанность человека помогает достичь успеха и дает большую уверенность в себе, открывает многие двери перед человеком. Он всегда будет в любой компании желанным гостем, у него будет много друзей и он всегда будет востребован. Ведь человек без воспитания не может стать полноценной личностью, которая сможет отнестись ответственно, даже самой небольшой работе и проявить себя с лучшей стороны. А это значит, что воспитание играет наиважнейшую роль в жизни каждого из нас, и без него никак не обойтись.
Рассуждение
Воспитание это то, чему во все времена учили и учат своих детей родители. Основа человеческой жизни и залог ее успеха. Перечень правил и норм, которых нужно придерживаться. Зачем они и какова их роль в жизни человека расскажем далее.
Детям всегда кажется, что их родители требуют от них слишком много и то, что им вроде бы как не нужно, но только в сознательном возрасте мы понимаем и объясняем себе их поведение. Воспитание, оно длится на протяжении многих лет, родители объясняют своим чадам определенные правила, которым они должны следовать.
Каждый из нас мечтает быть счастливым человеком, иметь все, чего так хочется, но для этого следует самому научиться многому. Помимо профессионального направления, необходимо база – это воспитание, в которое входит и жизненные ценности, психология, морали и взаимоотношения. Психология человека устроена таким образом, что нас привлекают к себе именно те люди, которые разделяют с нами наши жизненные позиции, но и воспитание ту играет не последнюю роль. Ведь намного приятнее общаться с человеком, обладающим базовыми манерами поведения, который умеет общаться и обращаться с окружающими его людьми.
Воспитание человека играет огромную и иногда решающую роль в его социальной позиции, ведь в этом слове содержится несколько понятий. Воспитание: формирование личности, интеллектуализация (развитие собственного видения картины мира), эстетическое воспитание (креативность, критическое мышление и другие гуманистические ценности), развитие физического плана (сохранение и укрепление здоровья) и наконец-то трудовое воспитание (желание работать и зарабатывать). Все эти составляющие в итоге формируют вполне состоявшуюся личность, которая сможет здраво функционировать в обществе.
Правильное воспитание должно осуществляться в спокойной, теплой и наполненной любовью обстановке, и только тогда оно покажет свои позитивные плоды.
Также читают:
Картинка к сочинению Воспитание человека (воспитанность)
Популярные сегодня темы
«Золотой век» русской литературы открыл новый образ. Его особенность была в том, что писатели впервые обратили внимание на простого человека. Звучит странно, ведь обычный человек – основа общества.
В повествовании Про Томку мы разузнаем, как автор явился к егерю и весьма внимательно подбирал для себя щеночка. Ведь для охоты ему надобна была собачонка, которая была б разумной
Данное произведение рассказывает о дружбе и взаимопомощи. В нем описывается множество личностей, характеров и нравов. Роман о путешествии, пиратах и сокровищах. Но сокровище это не то что блестит
Поэма «Илиада» повествует о Троянской войне. В XIII веке до н.э племя ахейцев покорило южные районы Греции и острова Эгейского моря.
Обзорная статья «Воспитательный потенциал уроков обществознания»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
УРОКОВ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ОБЗОР)
Роднова Анастасия Сергеевна, учитель обществознания МОУ «ЦО №1» г. Ясногорска
E-mail: rodnovaaya@gmail. com
В последнее десятилетие политика государства в области образования всё большее внимание уделяет вопросам воспитания. Закон «Об образовании в РФ» в качестве одного из принципов государственной политики называет гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.
Предмет «Обществознание», относимый к общественно-научным предметам, как никакой другой, обладает огромным воспитательным потенциалом, поскольку строится на основе таких наук, как философия, психология, социология, культурология, экономика, политология и юриспруденция, что позволяет содействовать повышению духовной, правовой и политической культуры обучающихся на основе ценностных идеалов и предпочтений личности.
Примерная учебная программа по обществознанию определяет основные цели этого предмета так:
— воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности и толерантности;
— воспитание культуры, социально одобряемого поведения, мотивации к трудовой деятельности;
— развитие умения взаимодействовать с окружающим миром (работа с информацией, коммуникация в семейно-бытовой сфере, умение выстраивать межличностные отношения).
ФГОС обозначил переход к системно-деятельностному подходу, что открыло новые возможности для формирования личностных качеств школьников. Составляющие суть этого подхода принципы деятельности, минимакса, целостности, вариативности и творчества, совмещенные с особенностями содержания предмета «Обществознание» способствуют формированию личности ребёнка и его социализации в современном обществе.
Значительный воспитательный потенциал несёт применение кейс-технологии совмещенной с методом «мозговой штурм». Следует отметить, что для этого следует предлагать кейсы, требующие морально-нравственной оценки. Можно предложить школьником решить проблему, изложенную в кейсе от лица какого-либо персонажа исторических или художественных событий (например, оценить уклонение от выполнения конституционных обязанностей с точки зрения Сократа).
В рамках темы «Образование» можно выполнить корректировку отношений обучающихся к разным видам образования, отличающихся по своей направленности на воспитание человека и его духовно-нравственное развитие. На этом уроке ученики защищают проекты по теме «Многокультурное образование» и, действительно, есть о чем спорить. Позиции учеников, занимающих сторону той или иной группы, открывают потенциал и внутренний мир учащихся, способствуют понимания роли образования в жизни. Оппоненты учатся замечать слабые места в докладах и аргументированно выступать, а задача учителя на уроке сводится к том, чтобы придать критике более корректный вид.
Можно проводить урок-диалог «Формы культур», где ученики выполняют роль разных культур и демонстрируют их нравственные возможности, а затем учащиеся могут оценивать поведение людей в разных ситуациях (кейс-технология) с позиции этих
Для усиления воспитательного потенциала уроков курса «Обществознание» можно использовать межпредметную интеграцию, особенно с предметами «Литература» и «Мировая художественная культура» в старших классах. Ниже предлагаем рассмотреть несколько примеров такой интеграции.
В рамках изучения философских категорий «добро», «счастье», «истина»,
«личность» в учебнике 10 класса под ред. Л.Н. Боголюбова идёт апелляция к именам Аристотеля и Цицерона, что позволяет рассмотреть произведения античной литературы, говорящие о важности для личности осознания целей своего существования и самоопределения в границах добра и зла (например, трагедия Софокла «Царь Эдип» или поэмы Гомера). В качестве примера того, что каждому человеку присуще осознание значимости своего существования и назначения в мире можно предложить сравнить стихотворение А.С. Пушкина «Медный всадник» и «Создал памятник я, бронзы литой прочнее. » Горация.
Герои исторических романов позволяют понять каким должно быть поведение человека в сложных событиях и что ни один человек в этом контексте не является идеальным. Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова совершает ошибки, Пьер Безухов был игрушкой в чужих руках. Однако на основе жизненного опыта эти герои стремятся понять что есть истина (Андрей Болконский).
Вышеуказанный подход к анализу литературных произведений в курсе обществознания позволяет осмыслить важность нравственной позиции человека в его социальном проявлении.
В заключении следует отметить, что урок остаётся основополагающим элементом воспитания обучающихся и несёт значительный потенциал в развитии личностных качеств каждого участника образовательного процесса. Особая роль в этом принадлежит урокам обществознания, которая определяется целями изучения предмета, набором и содержанием технологических приёмов.
1. Винокурова ОБ. Роль краеведения в решении проблем воспитания в современном школьном образовании. // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы. Под общей редакцией Г.В. Коротковой. 2019. С. 255-257. [Электронный ресурс]
2. Горшков А.А. Воспитательный потенциал уроков обществознания в условиях перехода на ФГОС. // Воспитание в современной образовательной среде. Материалы II региональной научно-практической конференции. 2013. С. 105-109. [Электронный
3. Коростелева А.А. Межпредметная интеграция как способ усиления воспитательного потенциала курса «Обществознание». // Современная наука. 2016. №2.
С. 42-47. [Электронный ресурс]
4. Рамазанова JI.M. Воспитательные функции интерактивных образовательных технологий. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. №2 (23). С. 75-79. [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_205334l2__165585l l.pdf
6. Смыслов С В. О некоторых методах раскрытия воспитательного потенциала уроков истории и обществознания. // Universum: психология и образование.
2020. №3(69). С. 15-18. [Электронный ресурс]
https://www.elibrarv.ru/dovvnload/elibrarv 42561177 39340035.pdf
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.