Идеальный стакан — граненый. Он подходит и для меры продуктов, и для лепки пельменей, и для того, чтобы «сообразить на троих». Кто придумал самый известный предмет советской посуды, сколько граней у него бывает и почему в 80-х стаканы массово взрывались на кухнях советских граждан?
Кто придумал граненый стакан?
По одной из версий, первый в Российской империи граненый стакан произвел владимирский стеклодув Ефим Смолин. Новинку он продемонстрировал Петру I. Император был восхищен: стакан при падении не катился, а значит, реже разбивался. Это было практично для армии и флота, и в стране наладили производство подобной посуды.
Дизайн советского граненого стакана приписывают скульптору Вере Мухиной — автору композиции «Рабочий и колхозница». «Мухинский» вариант стакана отличается от предшественников гладким кольцом, идущим по окружности края.Где в Сибири Ленин одет в женское пальто?
«Мы должны гордиться тем, что такой великий скульптор полюбил стекло, пришел в стекольную промышленность. Мухина собрала бригаду единомышленников, команду, которая с 1939 по 1941 год разрабатывала формы для советского стекла», — рассказывал в сюжете телеканала «Культура» сотрудник Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Иван Гольский.
Также в авторы граненого стакана записывают художника-авангардиста, создателя «Черного квадрата» Казимира Малевича. Якобы идея пришла ему во время заключения в тюрьме «Кресты» в 1930-м году. Художник наблюдал, как хрупкое стекло билось в руках зеков, сжимавших круглые стаканы с чаем, чтобы согреться, и придумал сделать сверхпрочный стакан в виде многогранника.
Советский стакан был разработан под промышленные посудомоечные машины, которые планировали устанавливать в столовых. Чтобы повысить крепость, стакан варили при температуре 1,5 тысячи градусов, дважды обжигали и гранили.
С восьмидесятых годов прошлого столетия граненые стаканы стали массово взрываться и лопаться в руках. В народе появились слухи о новой антиалкогольной кампании и происках США, но оказалось, что на завод поставили импортную линию по производству стаканов и перестали учитывать точную технологию изготовления.
Разновидности граненого стакана
Размеры классического граненого стакана — 65 миллиметров в диаметре и 90 миллиметров в высоту. Стакан имел 16 граней.
Также выпускались стаканы с 10, 12, 14, 18 и 20 гранями. Был еще вариант с 17, но выпуск с нечетным количеством граней более сложен. Вместимость стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка — 200 миллилитров, до краев — 250 миллилитров.
На дне стакана выдавливалась его цена — как правило 7 или 14 копеек. Первые граненые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки.
Стакан и питье
Знаменитое выражение «сообразить на троих» связано именно с граненым стаканом. Во времена Хрущева в продаже осталась водка только в пол-литровых бутылках. Она идеально делилась именно на три стакана.
Народное название граненого стакана — «маленковский» — тоже связано со спиртным напитком. По приказу партийного деятеля Георгия Маленкова некоторым категориям военных полагались бесплатные 200 миллилитров водки в обед. Тем, кто не пил, позволялось получить тот же объем табака или сахара.
Молдавский историк Вячеслав Стэвилэ обвинил советский граненый стакан в появлении пьянства в этой стране. По его словам, до 1944 года, пока советские войска не освободили Молдову от фашистских оккупантов, здесь пили из маленьких стаканчиков объемом 50 миллилитров. Советские солдаты принесли граненый вместительный стакан, после этого молдаване стали пить больше.
История граненого стакана – символа советской эпохи
Граненый стакан – символ советской эпохи. Но эпоха ушла, а стакан до сих пор в ходу, живет себе поживает на наших кухнях.
Когда говорят «граненый стакан», на ум тут же приходят другие приметы России, которую мы потеряли, – автоматы для газированной воды, портвейн «Агдам», сакральный вопрос: «Третьим будешь?» История происхождения граненого стакана крайне запутанная, и легенд в ней куда больше, чем достоверных исторических фактов. По одной из них, первый граненый стакан царю Петру Первому преподнес владимирский стеклодел. Уж такой-де не выскользнет на качающейся палубе из ухватистой матросской пятерни.
По другой версии, стакан разработала в 1943 году скульптор Вера Мухина, автор знаменитого монумента «Рабочий и колхозница». Документальных свидетельств, подтверждающих авторство Мухиной, нет. Ее правнук Веселовский выражается туманно: «А почему бы и нет?» Она, мол, и фантики рисовала, и пивную кружку придумала, так что вполне могла и за стакан взяться. В переносном, конечно, смысле.
Чтобы прояснить ситуацию, едем во Владимирскую область: если все дороги ведут в Рим, то все стаканы – в Гусь-Хрустальный.
Первый стекольный завод купец Аким Мальцов построил на реке Гусь в 1756 году. Заводчики Мальцовы были в старой России такой же известной династией, как Демидовы. В 1828 году Иван Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял писатель Александр Грибоедов. Он оказался единственным, кому удалось выжить во время погрома миссии. Юрий Мальцов спонсировал, как сейчас сказали бы, строительство задуманного Иваном Цветаевым Музея изящных искусств – Пушкинского. Он же построил для своих рабочих храм, расписывать который пригласил Виктора Васнецова. Перед этим храмом, где теперь музей хрусталя, я и стою – в здешней экспозиции представлена вся история развития стекольного ремесла в округе.
– Насчет Петра Первого не знаем, а вот при Павле I граненный вручную стакан уже, по нашим сведениям, существовал, – говорит старший научный сотрудник музея Алла Чуканова. – В соответствии с разработанной им для армии «Доктриной порядочной жизни» таким стаканом отмерялась суточная норма вина, положенная солдатам. В мальцовские сервизы, выпущенные в конце XIX века, обязательно входили приземистые выдувные стаканы с широкой гранью. Их использовали для чая. Также граненые, но высокие предназначались для шампанского.
А первые граненые стаканы машинного производства – прообраз современных – появились в 1914 году, когда на Уршельском заводе, что под Гусь-Хрустальным, была запущена печь-автомат. Это уже был товар массового потребления – капля стекла подавалась в металлическую емкость, прессовалась там и без доработки отправлялась в отжиг.
– У нас часто спрашивают, сколько граней у «правильного» граненого стакана, – продолжает Алла Чуканова. – Да сколько угодно. В музее есть стаканы по 8 граней, по 12, 16…
А в музее гусевского Опытного стекольного завода есть стакан с 20 гранями! Грани мелкие, но четкие. Сделан он тоже в Уршеле. Местные старожилы вспоминают, что в войну уршельские стаканы были ходовым товаром, их даже возили в Москву и обменивали на хлеб, соль, мыло… Особенно интересовали сталинские стограммовые стаканчики. Хорошо шли и стандартные – по 200 и 250 граммов.
После войны спрос на граненые стаканы вырос еще больше, и их запустили в производство на других гусевских заводах. Из этих стаканов пил весь Советский Союз, они были в тюрьмах и детсадах, больницах и поездах, в академгородках и бытовках шахтеров. В 1972 году в Уршеле поставили купленный у французов автомат, который делал стаканы по 290 граммов. Но их никто не брал, это был самый настоящий покупательский бунт. Особенно возмущались в разных рюмочных и распивочных, потому как было не понять, сколько в такой стакан можно недолить. Тогда автомат перекроили на привычный народу стандарт – 200–250 граммов.
– Где же все-таки изобрели граненый стакан? – спрашиваю доктора технических наук Юрия Гулояна. Долгое время он работал зам. директора по науке расположенного в Гусь-Хрустальном НИИ стекла. По учебникам Юрия Абрамовича учатся студенты самого известного в стране химического вуза – Менделеевского. – Легенда про Веру Мухину, конечно, симпатичная, но считать ее «мамой» граненого стакана несерьезно. Изготовление стаканов методом прессования изобрели в США в 1820 году, а выпускать их начали с середины XIX века. В России они появились, потому что Мальцовы внимательно следили за всеми новинками и чутко реагировали на рынок. Здесь стаканы прижились и в советское время получили широкое распространение: страна жила бедно, дешевые надежные граненые стаканы невзрачного серого цвета соответствовали духу времени. Были еще тонкие выдувные стаканы, но хотя их именовали чайными, они лопались от кипятка.
В конце шестидесятых спрос на граненые стаканы упал, их брали только для общепита и автоматов с газированной водой.
– Шли выпивать, стащив стакан в ближайшей столовой или из автоматов. Душевней всего было пьянствовать на старых городских кладбищах, откосах вблизи железнодорожных путей и около стадионов, – свидетельствует писатель Анатолий Гаврилов. Его пьесу «Икота», написанную на основе дневников Венедикта Ерофеева, поставили в России и Германии. У Гаврилова есть личная история, связанная с граненым стаканом: – Когда-то я переезжал из Мариуполя и впервые увидел свою новую квартиру, это был даже не тройной, а четверной обмен. Хозяином был полковник Смирнов. И окна выходили на военную часть. Осень, дождливый вечер. На шнуре лампочка болтается голая, слышно, как солдаты идут строем. Квартира тоже голая, только на подоконнике бутылка «Стрелецкой» и граненый стакан. Выпили мы под шелест дождя и солдатские песни, а стакан он мне оставил: «Был мой, стал твой». Так он у меня до сих пор и стоит на заветной полочке.
– Считается, что талантливые тексты без алкоголя немыслимы. – Пушкин и Лермонтов хоть и проводили время на балах, гусарили, но до коктейлей Вени Ерофеева у них дело не доходило. Толстой то пил, то не пил. Хемингуэй переходил из бара в бар, однако говорил, что две вещи надо делать совершенно трезвым – писать и воевать. Вокруг Ерофеева выжили только те, кто сумел вовремя отползти.
С появлением пластиковой посуды эра граненого стакана, кажется, должна была закончиться. Но живуч оказался родной наш и неизбывен – звенит в подстаканниках в поездах, служит бабушкам, продающим ягоды и семечки, все так же ходко идет в места массового скопления людей – военные части, больницы… В ретростоловой №57 в ГУМе компоты наливают исключительно в граненые стаканы. «Сейчас мы в основном делаем посуду для ИКЕА. Но заказы на граненые стаканы тоже бывают, причем на большие партии», – говорят в Гусь-Хрустальном.
За стеклом. История граненого стакана от Петра I до Петрова-Водкина
11 сентября в России отмечается День граненого стакана. Именно в этот день в 1943 году с конвейера сошел первый граненый стакан знакомого всем дизайна, созданного, вероятно, одной из самых известных советских художниц. До этого граненые стаканы были совсем другими. Об их метаморфозах от петровских времен до первых лет советской власти рассказывает заведующая отделом керамики и стекла музея-усадьбы «Кусково» Виолетта Мякинина.
В «Кускове» хранится крупнейшая в России коллекция художественного стекла. Самые интересные стаканы из собрания музея — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Загадка граненого стакана
Граненый стакан традиционно воспринимается как предмет быта ХХ века. В 1918 году его изобразил на своем «Утреннем натюрморте» Кузьма Петров-Водкин. Но там не совсем тот стакан, к которому мы привыкли: цилиндрический сосуд не расширяется кверху, грани широкие, а на краю нет гладкого неграненого ободка. Подобные изделия можно увидеть и в дореволюционных каталогах стеклянной посуды.
Изобретателем такого стакана считается стекольных дел мастер Ефим Смолин, живший между XVII и XVIII веками на территории современной Владимирской области. Свое творение он преподнес Петру I с уверением, что новая форма делает его небьющимся. Император, по легенде, выпил из него водки и бросил оземь. Стакан разбился, но это не испортило впечатления, и Петр воскликнул: «Стакану быть!». Позже эта фраза трансформировалась в «Стаканы бить!» — так появился обычай торжественно бить стеклянную посуду.
Классический граненый стакан — с 16 гранями и ободком по верхнему краю — был выпущен 11 сентября 1943 года в Гусь-Хрустальном. Изобретение этой формы приписывают знаменитому скульптору Вере Мухиной, но документальных подтверждений этому нет, хотя создательница «Рабочего и колхозницы» действительно много экспериментировала со стеклом.
Заведующая отделом керамики и стекла музея «Кусково» Виолетта Микитина:
— Историю появления советского граненого стакана окружает множество легенд. Действительно ли к его созданию имела отношение Вера Мухина — тема, которая еще ждет своего исследователя. В так называемый День граненого стакана предлагаю посмотреть на предметы художественного стекла, которые до середины октября представлены в нашем музее на выставке «Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло». И это не что иное, как стеклянные стаканы с очень интересной историей. Они отражают важные вехи отечественного стеклоделия.
Первое стекло
Первое отечественное стеклянное производство заработало в подмосковном селе Духанино в 1635 году, во время царствования Михаила Федоровича, при котором в России, кстати, также появилась светская живопись. При отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, в 1668–1669 годах открылось второе — стекольный завод в царской усадьбе Измайлово. Он подчинялся дворцовому ведомству, изготовлял стекло «в венецианском духе» на нужды монаршей резиденции и проработал до 1710-х годов.
При Петре I в 1705-м на Воробьевых горах был построен первый зеркальный завод, который вскоре перевезли в Санкт-Петербург. На всех этих мануфактурах главную роль играли приглашенные иностранцы, у которых могли перенимать опыт русские мастера.
— Эта стопа Измайловского завода с двуглавым орлом и всадником в стрелецкой шапке и с копьем — самый ранний предмет морозовской коллекции стекла. Она интересна процарапанной царской титулатурой на латыни Petr Alex Magn Czar Mosc («Петр Алексеевич Великий князь и царь Московский»). Надпись не совсем грамотная, с пропуском букв и сокращениями. Похоже, ее выполнил русский гравер, не слишком тщательно скопировавший образец на чужом для него языке. Скорее всего, Петр I сам не пил из таких стаканов, но вполне мог награждать ими своих приближенных. Во всяком случае, мы знаем еще одну такую стопу из собрания известного коллекционера Селиванова, которую тот приобрел у одного из родственников царского денщика.
Хитрые стаканы Вершинина
К концу XVIII века в России сформировалось несколько региональных центров стеклоделия — Петербург и окрестности, Владимирская, Смоленская, Калужская губернии. В 1764 году отставной военный Алексей Иванович Бахметьев основал хрустальный завод в Пензенской губернии.
На рубеже XVIII–XIX веков на заводе имелся свой Левша — крепостной мастер Александр Петрович Вершинин, придумывавший сервизы для императорского двора. За старание Александр I пожаловал ему именные часы.
Важной вехой в отечественном стеклоделии стали вершининские стаканы с двойными стенками, между которыми мастер выкладывал в миниатюре реалистичные пейзажи из подручных мелочей — кусочков бумаги, соломы, ракушек, камушков. Как эта хрупкая конструкция оставалась нетронутой при плавке стекла (около 900 градусов по Цельсию), потомки ломают голову по сей день.
— Всего нам известно около десятка сохранившихся стаканов Вершинина, некоторые находятся в зарубежных собраниях. Сюжет на них никогда не повторяется. На аукционах такие стаканы большая редкость. Последняя известная продажа работы Вершинина состоялась на лондонском аукционе в 2000 году. Выставленный там стакан купили за 28 тысяч фунтов стерлингов при первоначальной оценке 10–15 тысяч. Кто приобрел стакан и где он сейчас хранится — неизвестно.
Авторство Вершинина приписывается стакану синего стекла с миниатюрной росписью золотом и серебром с изображением охотника, также поступившему в музей из коллекции Алексея Викуловича Морозова. В «Кусково» хранятся еще два вершининских стакана, выполненных, вероятнее всего, учениками мастера. Во всяком случае, их художественный уровень несколько ниже.
Насекомые-обманки
— Стаканы с порхающими бабочками и мухами — продолжение архитектурных и живописных «обманок» XVIII века. Выполненные эмалью насекомые выглядят как живые — будто случайно влетели в стакан. Такая посуда была частью помещичьей культуры, они были очень популярны в качестве подарков, поэтому на многие из них нанесены вензеля.
Этимологи связывают с такой посудой одну из версий происхождения выражения «ходить (быть) под мухой». Впрочем, более правдоподобной выглядит другая гипотеза, которая относится к эпохе Петра I. Царь-реформатор ратовал за распространение в России трактирной питейной культуры в ущерб кабакам — ведь в кабаках только предавались пьянству, а в трактирах еще и хорошенько закусывали. Для привлечения посетителей трактирщикам было велено наливать каждому первую рюмку бесплатно.
Чтобы соблюсти государево распоряжение и не остаться внакладе, трактирщики завели крошечные рюмки вместимостью около столовой ложки (10–15 миллилитров). За размер их прозвали мухами. А о хитрецах, обходивших за вечер несколько трактиров, получая в каждом свою законную рюмку за счет заведения, говорили, что они «ходят под мухой».
Молочное стекло
Использование молочного стекла было продиктовано его внешним сходством с фарфором, который был в большой моде в Европе. Для обоих материалов применялась одна и та же техника нанесения рисунка, более того, художники Императорского фарфорового завода порой выступали в качестве учителей для своих коллег с Императорского стеклянного, работавших с молочным стеклом.
— Вероятно, когда наши военные были во Франции в Заграничном походе 1813–1814 годов, они познакомились с так называемым стеклом с сульфидами. Запаянные в прозрачное стекло белые медальоны или профильные изображения из гипса или фарфора были популярны в Европе того времени. Интерпретировав технику по-своему, наши мастера начали использовать медальоны из белого молочного стекла. Предварительно в стеклянной заготовке вышлифовывали специальную выемку, в которую в горячем состоянии потом вставляли медальон. В Европе такого никто не делал, это наша российская особенность.
«Дедушка» хрусталя
Прообраз современного хрусталя изобрел англичанин Джордж Рейвенскрофт в 1676 году. Экспериментируя, он определил, сколько оксида свинца нужно добавить к стеклянной массе, чтобы стекло получилось более крепким, блестящим и сверкающим. Эти качества проявились во всем великолепии еще через сотню лет, когда для оформления хрусталя начали применять технику гранения. Англия довольно долго оставалась законодательницей мод в этой области, поэтому многие посудные формы хрустальных изделий и основные рисунки алмазного гранения имеют британское происхождение.
— Как и в континентальную Европу, хрусталь попал в Россию в 1800-е годы. Тогда же русские мастера начали осваивать разные рисунки гранения. К концу 1810–1820-х очень популярным был вид огранки, которую в Англии называли «земляничный алмаз» (strawberry diamond), а в России — «камень». На ее основе возник не имевший аналогов в других странах рисунок «русский камень» — из известных нам примеров он впервые появился на блюде, подаренном Николаю I в 1826 году, но особую популярность эта грань обрела во второй половине XIX века.
Из всех видов декоративно-прикладного искусства граненый хрусталь первым встал на путь массового производства, ведь его обработка требовала механической точности в повторении шаблона, а не вдохновения мастера.
Граненый стакан Мухиной: история граненого стакана. 7 интересных фактов о советском гранёном стакане
История граненого стакана – символа советской эпохи
Граненый стакан – символ советской эпохи. Но эпоха ушла, а стакан до сих пор в ходу, живет себе поживает на наших кухнях. Когда говорят «граненый стакан», на ум тут же приходят другие приметы России, которую мы потеряли, – автоматы для газированной воды, портвейн «Агдам», сакральный вопрос: «Третьим будешь?»
История происхождения граненого стакана крайне запутанная, и легенд в ней куда больше, чем достоверных исторических фактов. По одной из них, первый граненый стакан царю Петру Первому преподнес владимирский стеклодел. Уж такой-де не выскользнет на качающейся палубе из ухватистой матросской пятерни.
По другой версии, стакан разработала в 1943 году скульптор Вера Мухина, автор знаменитого монумента «Рабочий и колхозница». Документальных свидетельств, подтверждающих авторство Мухиной, нет. Ее правнук Веселовский выражается туманно: «А почему бы и нет?» Она, мол, и фантики рисовала, и пивную кружку придумала, так что вполне могла и за стакан взяться. В переносном, конечно, смысле. Чтобы прояснить ситуацию, едем во Владимирскую область: если все дороги ведут в Рим, то все стаканы – в Гусь-Хрустальный.
Первый стекольный завод купец Аким Мальцов построил на реке Гусь в 1756 году. Заводчики Мальцовы были в старой России такой же известной династией, как Демидовы. В 1828 году Иван Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял писатель Александр Грибоедов. Он оказался единственным, кому удалось выжить во время погрома миссии.
Юрий Мальцов спонсировал, как сейчас сказали бы, строительство задуманного Иваном Цветаевым Музея изящных искусств – Пушкинского. Он же построил для своих рабочих храм, расписывать который пригласил Виктора Васнецова. Перед этим храмом, где теперь музей хрусталя, я и стою – в здешней экспозиции представлена вся история развития стекольного ремесла в округе.
– Насчет Петра Первого не знаем, а вот при Павле I граненный вручную стакан уже, по нашим сведениям, существовал, – говорит старший научный сотрудник музея Алла Чуканова. – В соответствии с разработанной им для армии «Доктриной порядочной жизни» таким стаканом отмерялась суточная норма вина, положенная солдатам. В мальцовские сервизы, выпущенные в конце XIX века, обязательно входили приземистые выдувные стаканы с широкой гранью. Их использовали для чая. Также граненые, но высокие предназначались для шампанского. А первые граненые стаканы машинного производства – прообраз современных – появились в 1914 году, когда на Уршельском заводе, что под Гусь-Хрустальным, была запущена печь-автомат. Это уже был товар массового потребления – капля стекла подавалась в металлическую емкость, прессовалась там и без доработки отправлялась в отжиг.
– У нас часто спрашивают, сколько граней у «правильного» граненого стакана, – продолжает Алла Чуканова. – Да сколько угодно. В музее есть стаканы по 8 граней, по 12, 16… Грани возможного
А в музее гусевского Опытного стекольного завода есть стакан с 20 гранями! Грани мелкие, но четкие. Сделан он тоже в Уршеле. Местные старожилы вспоминают, что в войну уршельские стаканы были ходовым товаром, их даже возили в Москву и обменивали на хлеб, соль, мыло… Особенно интересовали сталинские стограммовые стаканчики. Хорошо шли и стандартные – по 200 и 250 граммов.
После войны спрос на граненые стаканы вырос еще больше, и их запустили в производство на других гусевских заводах. Из этих стаканов пил весь Советский Союз, они были в тюрьмах и детсадах, больницах и поездах, в академгородках и бытовках шахтеров.
В 1972 году в Уршеле поставили купленный у французов автомат, который делал стаканы по 290 граммов. Но их никто не брал, это был самый настоящий покупательский бунт. Особенно возмущались в разных рюмочных и распивочных, потому как было не понять, сколько в такой стакан можно недолить. Тогда автомат перекроили на привычный народу стандарт – 200–250 граммов. – Где же все-таки изобрели граненый стакан? – спрашиваю доктора технических наук Юрия Гулояна. Долгое время он работал зам. директора по науке расположенного в Гусь-Хрустальном НИИ стекла. По учебникам Юрия Абрамовича учатся студенты самого известного в стране химического вуза – Менделеевского.
– Легенда про Веру Мухину, конечно, симпатичная, но считать ее «мамой» граненого стакана несерьезно. Изготовление стаканов методом прессования изобрели в США в 1820 году, а выпускать их начали с середины XIX века.
В России они появились, потому что Мальцовы внимательно следили за всеми новинками и чутко реагировали на рынок. Здесь стаканы прижились и в советское время получили широкое распространение: страна жила бедно, дешевые надежные граненые стаканы невзрачного серого цвета соответствовали духу времени. Были еще тонкие выдувные стаканы, но хотя их именовали чайными, они лопались от кипятка.
Пить или не пить? В конце шестидесятых спрос на граненые стаканы упал, их брали только для общепита и автоматов с газированной водой.
– Шли выпивать, стащив стакан в ближайшей столовой или из автоматов. Душевней всего было пьянствовать на старых городских кладбищах, откосах вблизи железнодорожных путей и около стадионов, – свидетельствует писатель Анатолий Гаврилов. Его пьесу «Икота», написанную на основе дневников Венедикта Ерофеева, поставили в России и Германии.
У Гаврилова есть личная история, связанная с граненым стаканом: – Когда-то я переезжал из Мариуполя и впервые увидел свою новую квартиру, это был даже не тройной, а четверной обмен. Хозяином был полковник Смирнов. И окна выходили на военную часть. Осень, дождливый вечер. На шнуре лампочка болтается голая, слышно, как солдаты идут строем. Квартира тоже голая, только на подоконнике бутылка «Стрелецкой» и граненый стакан. Выпили мы под шелест дождя и солдатские песни, а стакан он мне оставил: «Был мой, стал твой». Так он у меня до сих пор и стоит на заветной полочке. – Считается, что талантливые тексты без алкоголя немыслимы. – Пушкин и Лермонтов хоть и проводили время на балах, гусарили, но до коктейлей Вени Ерофеева у них дело не доходило. Толстой то пил, то не пил. Хемингуэй переходил из бара в бар, однако говорил, что две вещи надо делать совершенно трезвым – писать и воевать. Вокруг Ерофеева выжили только те, кто сумел вовремя отползти.
С появлением пластиковой посуды эра граненого стакана, кажется, должна была закончиться. Но живуч оказался родной наш и неизбывен – звенит в подстаканниках в поездах, служит бабушкам, продающим ягоды и семечки, все так же ходко идет в места массового скопления людей – военные части, больницы…
В ретростоловой №57 в ГУМе компоты наливают исключительно в граненые стаканы. «Сейчас мы в основном делаем посуду для ИКЕА. Но заказы на граненые стаканы тоже бывают, причем на большие партии», – говорят в Гусь-Хрустальном.
И напоследок.
День граненого стакана. Правда и вымысел о создании культовой посуды
Сегодня – День граненого стакана. Праздник не совсем официальный, но вполне известный. Любопытно, что нет никаких документальных свидетельств появления советского граненого стакана именно в этот день. Согласно одной из легенд, окружающих этот культовый предмет быта, первый советский граненый стакан был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном. Правда, это лишь одна из множества историй, связанных с предметом, ставшим одним из символов советского прошлого.
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев
Идею стакана и его конструкции чаще всего приписывают советскому скульптору, автору знаменитой монументальной композиции «Рабочий и колхозница» Вере Мухиной. Правда, называют и других «родителей» – Казимира Малевича и Ле Корбюзье. Но это касательно того самого советского стакана, находившегося в массовом производстве.
Граненые стаканы как таковые существовали и раньше – их можно найти и на картинах художников («Завтрак» Диего Веласкеса 1617 года, «Утренний натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина 1918 года), и в собрании Эрмитажа.
Легенда о первом русском граненом стакане связывается с именем Петра I
Легенда о первом русском граненом стакане связывается с именем Петра I. Якобы император велел изготовить прочный стакан, который бы не скатывался на пол и не бился во время качки на корабле. Получив от владимирского стекловара Ефима Смолина граненый стакан, Петр остался доволен и, испив из него, бросил оземь, воскликнув: «Стакану – быть!» Окружающие же услышали «Стаканы – бить!», откуда и пошла традиция бить стаканы на счастье.
Ходит множество других разнообразных – курьезных, реалистичных и фантастических легенд, связанных с происхождением и символическим смыслом советского граненого стакана. И если ложность одних не вызывает никаких вопросов, то о достоверности других остается лишь догадываться. Вот лишь некоторые из этих историй:
Основной корпус легенд, связанных с советскими вещами, появился и закрепился в постсоветское время – до этого они существовали лишь в усеченных вариантах и передавались в устной традиции. Через подобные легенды осмысляется советское прошлое как некий «золотой век», который мы потеряли, а эти вещи имеют черты, свидетельствующие об идеальности этого мира. У нас мог быть один стакан, но он был идеальным для всего.
Фото: ТАСС/Александр Легкий/fotoimedia
В советское время граненый стакан не выделялся из предметного быта, был обычной вещью. Сегодня все легенды о нем крутятся вокруг главного вопроса – что делает советский граненый стакан особенным? Это его особые физические параметры, функциональность, которая показывает его преимущества перед обычными стаканами. Отсюда, например, происходит легенда о том, что стакан придуман для того, чтобы он не скатывался со стола в корабле или в поезде.
В советское время стакан использовался в качестве мерной посуды, становясь, таким образом, эталонным стаканом.
Идея о функциональности стакана и становится отправной точкой для легенд о фигурах, которые связывают с появлением стакана. Кто как не гении русского авангарда мог придумать такой лаконичный, функциональный, правильный стакан? Мухина и Малевич выступают в роли культурных героев, которые помогли советским людям устроить свой быт.
Нет никаких данных, которые доказывают причастность ни одного из них к созданию данного стакана. Учитывая существование граненого стакана в прошлом, эта форма не является изобретением ХХ века. Но вышедший в массовое производство в Советском Союзе, граненый стакан стал стаканом «по умолчанию». Мода на него – это современное конструирование образа Советского Союза, которое понадобилось, чтобы осознать свое прошлое.
Поскольку история и политика являются для многих спорными вопросами, а бытовые вещи – общие для всех, именно граненый стакан, не несущий на себе никакой идеологической нагрузки, и стал своеобразным символом советского времени. Тогда «день граненого стакана» был шуточным выражением, которое означало: «Сегодня мы пьем!». Закрепление этого дня за определенной датой является скорее поводом вспомнить советское время и поговорить о нем, а не реальным праздником, несущим с собой определенные традиции».
История малиновского стакана
Не всем известно такое название, как малиновский, происхождение которого тянется от руководства страны. Но в случае такого обозначения более верным будет наименование малинковский, от фамилии человека, занимавшего пост министра обороны, Георгия Маленкова. Он издал указ изобретать универсальный для общепитов питьевой сосуд, который будет высокопрочным в эксплуатации и удобным для потребителя.
Ещё одно прозвище – губастый. Такое определение связано с тем, что изначально он имел огранку от дна до самых краёв. Что было неудобным в плане пролива жидкости во время питья. Этот факт стал поводом придумывать выход исправления данного неудобства. Поэтому вскоре стали появляться стаканы с ровной каёмкой, которая мягко ложилась на губы. Для различия между старым и новым образцом придумали ассоциативное название.
Итак, первоначально был указ правительства придумать модель стакана с соответствующими качествами. Почему возникла такая необходимость? Всё дело в огромном количестве битой посуды, которой пользовались люди в советских столовых. Уже в те времена их оснащали посудомоечными агрегатами, которые зараз могли перебить немало кухонной утвари. В отношении стеклянных стаканов потребовалось вмешательство правительства страны. Возможно и не зря, ведь всё же это было военное время.
«Народная» посуда
Вскоре в Советском Союзе начали выпускать граненые стаканы разного объема. Самым востребованным стал стакан в 200 миллилитров. Именно благодаря ему и родилось известное выражение «сообразить на троих». До каемки можно было налить 167 миллилитров водки – ровно третью часть пол-литровой бутылки водки.
Стакан такого объема называли «маленковским». Дело в том, что советский министр обороны Георгий Маленков издал указ, согласно которому всем военнослужащим полагалось как раз 200 миллилитров водки в обед. Спиртное разрешалось обменять на табак или сахар – опять же в объеме граненого стакана.
Из-за того, что граненый стакан был связан практически со всеми сферами жизни – от общественного питания до армии – эта посуда быстро стала «народной». У современников такой стакан ассоциируется с советским временем: это атрибут целой эпохи!
В настоящее время 16-гранники уже не выпускаются на заводах – в наши дни, когда прогресс позволяет массово производить стаканы любых форм и цветов, «скучная» посуда уже не востребована. Тем не менее, современники по сей день гордятся изобретением Мухиной, а в Гусь-Хрустальном даже устраивают праздники в его честь. В Екатеринбурге установили скульптуры в виде проводницы, которая несет чай в советских граненых стаканах.
Люди с теплом вспоминают советское время, и не исключено, что граненый стакан еще появится в домах россиян
Для кухни и для дачи
Граненый стакан сразу же стал популярен во всем Советском Союзе. Он был в каждой квартире, в поездах, в уличных автоматах с газировкой и в кафе: посуду такой формы было удобно мыть в посудомоечной машине, а главное – стакан был невероятно прочным.
Советские граждане быстро придумали, как можно еще использовать стакан, кроме как по прямому назначению. Так, хозяйки при помощи стакана «нарезали» из теста круглые заготовки для пельменей или вареников. Кроме того, новая посуда позволяла легко и быстро измерять объем воды при приготовлении супов, компотов или вторых блюд. Стакан вмещал в себе 250 миллилитров воды, а до каемки, которую называли «Анюткиным пояском», было ровно 200 миллилитров.
Дачники любили использовать граненые стаканы для выращивания рассады на подоконниках: такая тара не занимала много места и не опрокидывалась под весом растения.
Почему стакан граненый?
Указ правительства требовал, чтобы питьевая ёмкость отличалась повышенной стойкостью к ударам. А форма препятствовала выскальзыванию из рук и легко поддавалась уходу. Именно гранёный стакан отвечал всем требованиям, потому и был выпущен для массового производства.
Для прочности использовалась специальная закалка стекла, помогающая снять остаточное напряжение. Любопытным является факт взрывания стаканов в 80-е годы. Что объяснялось сменой на заводе отечественных линий для закалки на французские, обеспечивающие чрезмерный отжиг стекла и приводящий впоследствии к его разрыву. А также специальные машины гранили ёмкости прессовым способом. То есть процесс был автоматизирован, без ручной огранки. Это позволяло придать конечному изделию ударостойкость, а также гладкость внутри и чёткость линий снаружи.
Сколько граней должен иметь стандартный стакан? Бытовало мнение, что их число равняется 16-ти. Якобы каждая грань символизирует отдельную республику Советского Союза, объединённых ободком в нерушимый тандем. Но это всего лишь красивая легенда, лирическая картинка которой воодушевляла на ощущение могущества союза республик. В реальности завод выпускал стаканы с количеством граней от 8 до 20. Чем больше их было, тем изделие выглядело привлекательнее и стоило дороже.
На практике гранёный стакан применяли не только в городских общепитах, но и в поездах, на кораблях. Его гранёная форма позволяла сохранять целостность при падении. А также он не закатывался далеко, если падал со стола во время качки.
Сообразить на троих
Если наполнить граненый стакан ровно до ободка, то получится 167 грамм. Именно столько во времена Никиты Сергеевича Хрущева наливали водки в стакан. Получалось, что одна пол-литровая бутылка могла напоить троих. Тогда же появилось широко известно выражение «сообразить на троих».