Кто первым сказал что азия не соединяется с северной америкой
Мы пойдем на север Как Беринг открыл Северный морской путь
Кадр из фильма «Баллада о Беринге»
Великая Северная экспедиция под руководством Витуса Беринга позволила получить исчерпывающие сведения о Русском Севере и узнать, смыкаются ли Азия с Америкой. «Лента.ру» рассказывает о том, как этот мореплаватель фактически стал основателем Северного морского пути.
«Худое здоровье заставило меня сидеть дома; я вспомнил на сих днях то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию. На сей морской карте проложенный путь, называемый Аниан, проложен не напрасно. В последнем путешествии моем в разговорах слышал я от ученых людей, что такое обретение возможно. Оградя отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству через искусства и науки. Не будем ли мы в исследовании такого пути счастливее голландцев и англичан, которые многократно покушались обыскивать берегов американских? О сем то написал инструкцию; распоряжение же сего поручаю, Федор Матвеевич, за болезнию моею, твоему попечению, дабы по сим пунктам, до кого сие принадлежит, исполнено было».
Такой наказ, по словам царского токаря Андрея Нартова, Петр I дал в 1724 году генералу Федору Апраксину. За несколько недель до своей смерти он написал инструкцию о том, как должна проходить экспедиция: следует соорудить «один или два бота с палубами» и идти по северному побережью к земле, которая «кажется» частью Америки. Начальником же похода был назначен датчанин, капитан Витус Беринг, находившийся на государственной службе в Российской империи.
«Где Азия сошлась с Америкой»
В декабре 1724 года Беринг отправился разведывать то место, где, по словам царя, «Азия сошлась с Америкой», а уже в январе 1725 года Петр I скончался, известие о чем члены экспедиции получили 8 февраля, будучи в Вологде.
Путь через Сибирь до Охотска занял у Беринга почти три года. По прибытии экспедиция обнаружила там недостроенный бот «Фортуна», обшитый к тому времени до палубы. В августе 1727 года он наконец был спущен на воду. Экспедиция проделала путь от Охотска до Камчатского полуострова, который было решено перейти по суше, — тогда никто не знал, насколько далеко он простирается, некоторые даже считали его плавно переходящим в Японию. Впрочем, есть и другая версия событий: «Фортуна» была построена на скорую руку, и к тому времени в судне открылась течь, поэтому его пришлось бросить.
Так Беринг сотоварищи дошли до восточного побережья, где в Нижнекамчатске был построен другой корабль — «Святой Гавриил». На нем мореплаватель продолжил путь вдоль берегов Азии, попутно делая заметки и геодезические измерения. Через некоторое время экспедиция достигла пролива между Северной Америкой и Азией, который впоследствии назовут Беринговым. Как считал историограф Герхард Миллер, первым описавший эти события, Беринг тогда посчитал свою задачу выполненной. Он дошел до края Азии к северо-востоку и не увидел американских берегов, а значит доказал, что Азия с Америкой не соединяется.
Схема маршрута 2-й Камчатской экспедиции, возглавляемой Витусом Берингом (1741 год). Репродукция
Изображение: РИА Новости
Великий поход
В Петербурге Беринга встретили без оваций — ему пришлось долго доказывать свою правоту и отстаивать свои открытия. В Адмиралтейств-коллегии предпочитали верить сведениям об этой местности, почерпнутым из иностранных источников, существенная часть которых была противоречива и недостоверна. Впрочем, это неудивительно, ведь северо-западный берег Америки практически не был исследован, и познания географов о нем оставались скудными.
Все доводы Беринга разбивались о неверие, и тогда он предложил снарядить новую экспедицию на Камчатку, обойти берег Сибири, исследовать море к югу от полуострова вплоть до берегов Японии, а также отправиться на восток и доплыть до Америки, после чего исследовать побережье, а потом установить связи с туземцами. Ему пришлось долго доказывать необходимость похода, но, наконец, 17 апреля 1732 года экспедиция была утверждена высочайшим указом.
Планы были масштабными (недаром экспедиция вошла в историю как Великая), поэтому исследовать северное побережье России отправились сразу семь отрядов. Двинско-Обский получил задачу изучить побережье от устья Печоры до Оби; Обско-Енисейский — от Оби до Енисея; Западно-Ленский — от устья Лены до Енисея, а также пройти по руслу Лены ниже Якутска; Восточно-Ленский — от Лены до Камчатки. Южный же отряд должен был дойти до Японии, высадиться и наладить связи с населением и властями. Отдельная задача стояла перед Академическим отрядом, в состав которого входили члены Академии наук, — он занялся исследованием материковой Сибири и Дальнего Востока.
Задача обнаружения морского пути в Америку с Востока была возложена на плечи отряда Беринга и капитана Алексея Чирикова; их боты «Святой Павел» и «Святой Петр» отправились в путь от берегов Авачинской губы на Камчатке. Там мореплаватели заложили населенный пункт, впоследствии названный Петропавловском-Камчатским — по именам двух этих кораблей.
Берингово горе
Отряд искателей американского берега вышел в море 4 июня 1741 года в направлении 45-й параллели, хотя Беринг изначально собирался идти придерживаясь 65-й. Так произошло потому, что Адмиралтейство, утверждая план экспедиции, предписало мореплавателям искать мифическую землю Жуана де Гама, якобы состоявшую из чистого серебра. Беринг к этим сказкам относился чрезвычайно скептически, но поспорить с генеральным планом не мог, поскольку географ отряда Людвиг Лакройер настаивал на таком маршруте.
Оба судна отправились вместе, но уже 19 июня потеряли друг друга из виду. Они поодиночке достигли 45-й параллели и, не найдя никакой загадочной серебряной земли, поплыли дальше. Лишь 20 июля, после долгого путешествия, «Святой Петр» Беринга достиг побережья Америки, которое на первый взгляд казалось необитаемым.
Карта плаваний Беринга
Несмотря на радость экипажа, сам капитан погрузился в хандру. Он был уже немолод и к тому же трезво оценивал возможности отряда. Беринг считал, что долго оставаться у побережья нельзя, не говоря уже о том, чтобы долго и тщательно исследовать его, — нужно собираться домой, пока не кончился провиант и не задули пассатные ветра. В результате отряд, практически не задерживаясь, поплыл обратно, и в середине октября 1741 года «Святой Петр», потрепанный бурями и ветрами, причалил к берегам Камчатки. Так завершился второй поход Беринга.
Чириков достиг берегов Северной Америки 15 июля. В исследовании материка ему повезло еще меньше: сначала он послал на сушу один весельный бот, который не вернулся, а через несколько дней другой, за командой первого. Оба они пропали — то ли попали в руки местных индейцев, то ли разбились недалеко от берега. В любом случае медлить не было возможности, запасы пресной воды на борту «Святого Павла» заканчивались, и корабль отчалил в направлении Камчатки, к берегам которой причалил 8 октября 1741 года.
Что касается других отрядов, то некоторые из них выполнили свои задачи, другие — не полностью, но все они раздобыли важную информацию об арктическом побережье России и близлежащих территориях. Полученные ими данные почти сто лет использовались другими исследователями и мореплавателями как единственные доступные.
Северный морской путь
Великая Северная экспедиция заложила основы того, что сейчас известно как Северный морской путь, соединяющий Европейскую часть России с Дальним Востоком (ведь если идти альтернативным, через Суэцкий канал, придется обогнуть Аравийский полуостров и Индию). В годы Великой Отечественной войны он был одним из самых важных каналов переброски военных и народно-хозяйственных грузов, а в 70-80-е годы ХХ века, с появлением атомных ледоколов, по этому маршруту открылась круглогодичная навигация.
Памятник Витусу Берингу. Командорские острова, Россия
Фото: Сергей Фролов / Danita Delimont / Globallookpress.com
Сейчас Россия продолжает развивать Севморпуть. По нему перевозят грузы крупные компании, такие как «Газпром», «Норникель», «Роснефть» и другие. В рамках проекта «Северный морской коридор» предполагается создание альтернативы Суэцкому каналу — строится единая система портов и сопутствующей инфраструктуры.
Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. 1725-1730.
Витус Беринг был первым российским мореплавателем, возглавлявшим целенаправленную географическую экспедицию. Его краткую биографию можно прочитать здесь. Если проводить исторические параллели, то экспедиции Беринга можно сравнить с экспедициями Джеймса Кука, чьи плавания были также инициативой Адмиралтейства и государства.
Идея Первой Камчатской экспедиции принадлежит Петру I?
Петр первым из властителей России начал систематические изучение географии страны, и прежде всего, инструментальное составление «генеральных» карт.
Поиск выхода России на просторы мирового океана всегда было его «идеей фикс». Но к Чёрному морю прорваться не удалось. Господство на Балтике было весьма относительно — шведы или датчане в любую минуту могли перекрыть узкую горловину выхода из Балтики на атлантические просторы. Оставался Северный морской путь и Дальний Восток: сквозь пролив между Азией и Америкой российские суда могли бы прорваться к Индии и Китаю. Если там был пролив.
Известно, что еще в начале самостоятельного царствования Петра, первый исследователь Камчатки Владимир Атласов привез в Москву японца по имени Денбей, занесенного бурей к южному побережью полуострова в 1695 г. и находившегося в плену у камчадалов.
Царь Петр, несмотря на бесконечные войны на западе, не забывал про восточные пределы своего царства. В 1714—1716 годах по указанию Петра было налажено морское сообщение (на ладьях) между Охотском и западным побережьем Камчатки. Следующим шагом был поиск побережья Северной Америки, которое, как он предполагал, находится недалеко от Камчатки или даже смыкается с Азией. В 1720—1721 годах одна из экспедиций, направившись с Камчатки на юго-запад, даже достигла середины Курильской гряды, но американского побережья так и не отыскала.
Надо сказать, вопрос «соединяется или нет Азия с Америкой» интересовал в те годы многих. С вопросом и просьбой снарядить экспедицию впервые обратились к Петру I Парижская академия наук, членом которой Петр формально являлся. Большое влияние на Петра I в этом вопросе оказал знаменитый немецкий ученый Лейбниц. Лейбниц был не только инициатором создания Российской (сначала Петербургской) Академии Наук, но и консультировал Петра по многим вопросам государственного устройства и имел на него большое влияние. Но особенно усердствовала в нахождении новых путей на Восток голландская «Ост-Индская компания», которая и привела в свое время Петра Первого к власти в России. Для нее вопрос «Соединяется ли Азия с Америкой?» был вовсе не праздным. И вот в 1724 году Петра таки «додавиди» до принятия решения. А от принятия решения до воплощения у Петра, как известно, дистанция была короткая.
23 декабря 1724 года Пётр дает указание Адмиралтейств-коллегии снарядить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I с кандидатурой Беринга согласился. (Голландцы тоже.)
«Царёв наказ» экспедиции Беринга
6 января 1725 года, (всего за несколько недель до своей смерти), Петр собственноручно написал инструкцию для Первой Камчатской экспедиции. Берингу со товарищи предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля
1.Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами; 2. На оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется та земля часть Америки; 3. Для того искать, где оная сошлась с Америкою: и чтобы доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейской, проведать от него, как оный куст называют и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды».
Берингов пролив открыл Семён Дежнёв
Некоторая ирония ситуации заключалась в том, что пролив между Азией и Америкой еще 80 лет назад открыл казак Семен Дежнев. Но результаты его похода не были опубликованы. И о них не знали ни Пётр, ни в Адмиралтейств-коллегии, ни сам Витус Беринг, далекий по своим обязанностям от географических открытий. На «скаску» о походе Дежнёва наткнулся в Якутске историк Миллер, лишь в 1736 году, в ходе Великой Северной экспедиции.
Состав Первой Камчатской экспедиции
В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие из Петербурга отправилось боле 30 человек.
24 января 1725 года выехал из Петербурга А. Чириков со своей командой, 8 февраля он прибыл в Вологду. Через неделю к нему присоединился Беринг с другими членами экспедиции. Число только штатных участников экспедиции, как отправленных из Петербурга, так и присоединившихся по пути следования доходило до 20 специалистов. Всего под командой Витуса Беринга, включая вспомогательный состав (гребцов, поваров и т.п.) было около 100 человек.
От Вологды до Охотска
Расстояние от Вологды до Тобольска экспедиция прошла в 43 дня. После месячного отдыха снова тронулись в путь. Почти все лето 1725 года команда провела в дороге. Зиму 1725-26 годов пережидали в Илимске. 16 июня все отряды экспедиции прибыли в Якутск. И только 30 июля 1727 года, на третий год по отправлении из Петербурга, Беринг и его команда отдельными группами добрались до Охотска. Легенда гласит, что сам Беринг, от Якутска до Охотска, 45 суток провел в седле! По прибытии в Охотск, не теряя времени, приступили к постройке судна. Всего было преодолено более десяти тысяч вёрст по воде, верхом, на упряжках, пешком…
22 августа 1727 года только что построенное судно – галиот «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот, прибывший с Камчатки, покинули Охотск и взяли курс на восток.
От Охотска до Нижнекамчатска
Путь от Охотска до западного побережья Камчатки занял неделю и 29 августа 1727 путешественники уже плыли ввиду камчатских берегов. Что произошло дальше – сложно объяснить логически. Несмотря на то, что русские к тому времени уже более-менее обосновались на Камчатке, Беринга не имел представления о размерах полуострова. Бытовало даже мнение, что Камчатка плавно переходит в Японию, и что сквозного пути на восток нет… Беринг и не подозревал, что до южной точки Камчатки оставалось совсем немного.
Поэтому командир экспедиции решил высадиться на западном берегу и за зиму перебраться на восточный берег, в Нижнекамчатск. Там решили построить новый корабль и оттуда начать главные исследования. (По другим данным, наспех построенная «Фортуна» дала сильную течь, и экспедиция была вынуждена пристать к берегу). Как бы там ни было, но Беринг зашел в устье реки Большая и распорядился перетаскивать снаряжение и запасы на берег.
Путешествие Беринга через Камчатский полуостров
«. По прибытии к Большерецкому устью, материалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст. И той же зимою, из Большерецкого острога, до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие живут метелицы, которые по тамошнему называются пурги».
К Берингову проливу на всех парусах
По прибытию в Нижнекамчатск всех грузов и членов команды, торжественно заложили новый корабль. Это случилось 4 апреля 1728. Строительство шло необыкновенно быстро. 9 июня корабль был уже закончен. А ровно через месяц, 9 июля 1728, хорошо зашпаклеванный и оснащенный бот «Святой Гавриил» под всеми парусами, с 44 членами команды на борту вышел из устья реки Камчатки и взял курс на северо-восток.
Через 50 лет капитан Джеймс Кук, во время своей третьей экспедиции, прошел этим проливом в поисках Северного морского пути вокруг Америки. Свой маршрут от прокладывал по картам, составленным Витусом Берингом. Поразившись точности русских лоций, Джеймс Кук предложил назвать пролив между материками именем Беринга. Так с подачи этого великого морехода один из самых значимых проливов на земле получил имя нашего, не менее великого соотечественника.
Экспедиция Беринга выполнила свою задачу
15 августа экспедиция вышла в открытый (Северный Ледовитый) океан и продолжала плавание на северо-северо-восток в полном тумане. Появилось множество китов. Кругом расстилался безбрежный океан. Земля Чукотская далее к северу уже не простиралась. Других земель не было видно.
В этом месте Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он не обнаружил никакого американского берега в зоне прямой видимости. Никакого перешейка не было и дальше к северу. Пройдя для очистки совести еще немного на север, до широты 67 ’18’, Беринг 16 августа 1728 отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на незнакомых безлесных берегах. Уже 2-го сентября 1728 года «Святой Гавриил» возвратился в Нижнекамчатскую гавань. Здесь экспедиция решила зазимовать.
Беринг понимал, что он выполнил только часть поставленной задачи. Америки он не обнаружил. Поэтому летом следующего года он и его сподвижники предприняли еще одну попытку прорваться к Американским берегам с востока. Выйдя в море в июне 1729 года, экспедиция прошла строго на восток 200 миль и не встретила никаких признаков земли.
Делать нечего, повернули обратно. Зато на пути в Охотск обошли Камчатку с юга и установили точные южной оконечности полуострова. Это открытие стало крайне важным и нужным для всех последующих экспедиций. Эх, кабы они сами знали истинные размеры Камчатки, не пришлось бы им перетаскивать волоком весь груз за сотни верст посуху!
Из Охотска в Петербург. Возвращение домой.
23 июня 1729 года «Святой Гавриил» прибыл в Охотск. Оттуда 29 июня 1729 тронулись в Якутск на 78 лошадях. Через восемь месяцев, 1 марта 1730 прибыли в С-Петербург. Прошло пять лет. Таким образом завершилась Первая Камчатская экспедиция под командованием Витуса Беринга.
Итоги Первой Камчатской экспедиции
— Доказано, что Азия не соединяется с Америкой
— Установлены географические «габариты» Камчатки, координаты ее южной оконечности.
Семен Дежнёв: открытие пролива между Евразией и Америкой
После замечательного открытия Христофора Колумба долгое время ученых волновал вопрос: соединяется ли Азия с Америкой? До середины XVIII века на географических картах против северо-восточной части Чукотки наносилась некая абстрактная «Большая Земля», которую считали то ли гигантским островом, то ли частью Америки.
Парижская академия наук в 1716 году обратилась к Петру I с просьбой разрешить французским ученым поехать на Дальний Восток и выяснить, «не соединилась ли Сибирь с Америкою». Но дальновидный русский царь заявил, что Россия сама способна решить эту задачу. Немецкий ученый Лейбниц, который тоже хотел узнать, есть ли пролив между Азией и Америкой и существует ли так называемый Ледовитый мыс, согласился с русским самодержцем: «Никто не может лучше царя разрешить это сомнение…»
Но тайна границы между Азией и Америкой уже давно была разгадана. И сделал это простой русский казак Семен Дежнёв еще в 1648 году. Однако на Западе об этом и слыхом не слыхивали, а в России… забыли.
Вот как это было. Летом 1642 года Семен Дежнёв с казаками поставил на реке Колыме Нижнеколымское зимовье. Многие из отряда считали, что их жилище расположено на самом краю северного побережья. Вдруг поморы принесли радостную весть: еще дальше есть места, где можно добыть видимо-невидимо «моржового зуба», а соболя водится столько, что не видно и снега. Плыть туда надо было по студеному Ледовитому океану на восток. Это сейчас есть мощные ледоколы, а в те далекие времена по морю ходили на деревянных парусных судах – кочах. Но до моря-то не добраться – устье реки намертво сковало льдом. Поэтому первая попытка продвинуться дальше на восток не удалась.
Длительное и опасное путешествие стоило больших денег: нужно было иметь и хорошее снаряжение, и теплую одежду, и запасы продуктов. Богатый поморский купец Федот Алексеев набрал отряд из «охочих людей», среди которых был и Семен Дежнёв, и снарядил новую экспедицию.
И вот 90 отважных мореходов на семи специально подготовленных для хождения среди льдов кочах вышли в открытое море и поплыли « встречь солнцу» к Тихому океану. В хорошую погоду да при попутном ветре на таких парусниках можно было проплыть до 150-200 километров за сутки.
Беды подстерегали путешественников на каждом шагу. Разыгралась сильная буря, образовались ледяные заторы, и три коча раздавило льдами. Еще два судна пропали без вести: их унесло в открытый океан или накрыло волной. На плаву остались только два парусника – под командой Дежнёва и Алексеева, которые и продолжили путь на восток. Вдруг берег, который все время был хорошо виден, словно оборвался. Моряки подплыли поближе: выяснилось, что кочи достигли оконечности гористого мыса. Мореплаватели назвали его Большим Каменным Носом. Обогнув выступ, корабли повернули на юг.
Так русские люди обнаружили самую восточную точку русских земель и нашли пролив, разделяющий два великих материка – Евразию и Америку. В память о человеке, сделавшем это открытие, Большой Каменный Нос стали называть мысом Дежнёва. Правда, произошло это только через тридцать лет после смерти мореплавателя. В дальнейшем плавании путешественников преследовали неудачи.
Разбушевался шторм, и корабль Алексеева выбросило на побережье Камчатки, где часть людей погибла. Спасшиеся после кораблекрушения уже никогда не возвратились домой, поэтому об их судьбе ничего не было известно в течение пятидесяти лет.
Другой коч, которым командовал Дежнёв, долго носило по бушующему морю. Он получил настолько серьезные повреждения, что плыть на нем уже было невозможно. Кое-как причалили к берегу. На лыжах, с нартами решили добираться до реки Анадырь. «А было нас 25 человек, — писал Дежнёв, — и шли мы все в гору, пути не знаем, холодные и голодные, наги и босы. И шли мы с товарищами ровно десять недель. И попали мы на Анадырь-реку близ моря, но рыбы добыть не могли. И с голоду мы, бедные, врозь разбрелись…» Многие не дошли до временного становища, обессиленные, падали в снег и замерзали.
В живых осталось 12 человек. Перезимовали, а весной построили новые суда и поднялись по реке Анадырь. Там Дежнёв основал зимовье. Он не раз отправлялся на поиски лежбища морского зверя и, наконец, нашел его. Добыли столько «рыбьего зуба», то есть моржового клыка, что уж и не вывезти. Решили двигаться на Колыму, а оттуда подались в Якутск.
Так закончилось морское путешествие русского первопроходца Семена Дежнёва, благодаря которому люди узнали, что самый восточный край Азиатского материка омывается
океаном.
Без малого двадцать лет Семен Дежнёв состоял на трудной государевой службе, но все эти годы не получал жалованья, хотя принес баснословные богатства в царскую казну.
В 1670 году Дежнёв повел в Москву обоз соболиных мехов. Эта поездка оказалась последней – обратно в Якутск он уже не вернулся. Лишения и полученные раны подорвали его здоровье, и в 1673 году в Москве Семен Дежнёв умер.
Новое в блогах
Берингов пролив: открытие русского датчанина
Первая Камчатская экспедиция, возглавленная Витусом Берингом, следовала одному из последних указов Петра I – моряки искали перешеек между Азией и Америкой.
За три недели до гибели император дал инструкции камчатской экспедиции. Пётр I не только занимал российский престол, но и по совместительству был членом Парижской академии наук. Французы очень интересовались, не соединяются ли Азия и Америка сушей. Это географическое предположение лежит на поверхности — когда-то перешеек действительно существовал (его называют теперь Берингией), и по нему люди не позднее 13 тысяч лет назад заселили Америку. В начале XVIII века учёные ещё не догадывались, что он затоплен и между континентами — 89 км водной глади. Они рассчитывали увидеть там сушу.
В 1697 г. Камчатку присоединил к России Владимир Атласов, а к 1716 года русские наладили с полуостровом регулярное сообщение. С этого момента первопроходцы могли двигаться дальше и изучить восточное побережье Камчатки. Петербургские академики не знали, что в 1648 году Семен Дежнёв уже сделал это — прошёл по безымянному проливу, который позже назовут Беринговым (утерянные записи о плавании обнаружил в Сибири Г. Миллер только в 1736 году).
Во главе камчатской экспедиции Пётр поставил Витуса Иоанассена Беринга (1681 — 1741) — датчанина на русской службе. Беринг (в России его звали Иваном Ивановичем) верно служил с 1703 года — помогал в строительстве Кронштадта, ходил по Азову и Балтике. Опытного моряка матросы любили за справедливость, спокойствие и разумный подход ко всему. Пётр писал ему: «На Камчатке или в другом месте сделать один или два бота с палубами, плыть на этих ботах возле земли, которая идёт на Норд, искать, где она сошлась с Америкой и самим побывать на берегу и, поставя карту, приезжать сюда».
Получив инструкции, Витус Беринг и русский моряк Алексей Чириков приступили к организации экспедиции. В её состав помимо нескольких десятков матросов вошли 24 специалиста — морские офицеры, кораблестроители, геодезисты, штурманы… В феврале 1725 года они покинули Петербург и отправились на восток. Нелёгкий путь до Охотского моря по городам и острогам занял почти два года — лишь в конце 1726-го команда прибыла на место.
13 июля 1728 года бот «Святой Гавриил» с 44 путешественниками на борту наконец вышел в море из Нижнекамчатска и начал двигаться «на Норд» вдоль берега. 11 августа моряки достигли безымянного пролива, который отделяет Азию от Америки — его позже и назовут Беринговым. Через четыре дня капитан понял, что перешейка, который здесь предполагалось обнаружить, не существует, а вместо этого есть «морской северо-восточный проход» из Северного Ледовитого океана в Тихий. Берег Чукотского п-ва, вдоль которого шёл бот, остался слева и позади курса «Св. Гавриила». Так был открыт для мира Берингов пролив (в отличие от Дежнёва, датский исследователь своё свершение зафиксировал и опубликовал).
На десятки миль вокруг «Святого Гавриила» простирались воды океана, и лишь крики китов нарушали их холодное спокойствие. Америку моряки не увидели. После нескольких дней плавания на север-северо-восток Беринг принял решение возвращаться на Камчатку — основная задача экспедиции была выполнена, и стоило поторопиться, чтобы не оказаться затёртыми льдами и вынужденными зимовать на негостеприимном и почти пустынном берегу.
2 сентября корабль вернулся в Нижнекамчатск и перезимовал там (острог насчитывал всего 50 дворов, но там имелось всё необходимое). Летом 1729 года Витус Беринг вновь повёл экспедицию в море — местные жители рассказывали, что видели американский берег, и нужно было это проверить. Однако судно прошло около двухсот километров, «но токмо земли никакой не видали». Едва уцелев в сильный шторм, команда пошла на Охотск. 1 марта 1730 года первопроходцы вернулись в Петербург и произвели фурор — они ведь первыми поведали миру, что «тамо подлинно северо-восточный проезд имеется» и «до Япана, Хины и Ост-Индии доехать возможно».
Благодаря русской экспедиции в пролив человечество узнало о размерах и особенностях Сибири и Дальнего Востока; Беринг составил первую подробную и точную карту камчатского побережья. Его имя проливу дал Джеймс Кук. Тем не менее многое ещё оставалось неизведанным — теперь Беринг и Чириков горели желанием добраться до Америки и плыть ещё дальше на север и северо-запад от Камчатки, чтобы лишний раз удостовериться — сущи между Азией и Америкой нет. Спустя три года после триумфального возращения в столицу они начали собирать вторую экспедицию, из которой легендарный Беринг, совершив ещё больше открытий, уже не вернулся.