Кто считал что частная собственность порождает несправедливое устройство общества
История. 9 класс
Индивидуальная свобода человека,
своевременное проведение реформ.
Уничтожение частной собственности
и установление равноправия.
Сохранения старых порядков
и традиционных ценностей.
Укажите верные утверждения.
Одной из составных частей марксизма является теория социалистической революции.
Сторонники консервативного учения считали, что государство не должно быть сильным.
Консерваторы провозглашали принцип разделения власти на исполнительную,
законодательную и судебную.
Социалисты-утописты мечтали об устройстве справедливого общества.
Укажите правильный ответ.
Как называется учение, согласно которому социализм может победить в результате экономических и социальных реформ проведённых парламентом?
Укажите правильный ответ.
Согласно теории социалистической революции, со временем обнищание народных масс
будет возрастать, а богатство буржуазии увеличиваться, это приведёт к обострению…
Укажите правильный ответ. Либерализм – это…
учение, в котором говорилось о необходимости превращения частной собственности в государственную собственность и защите государством общественных интересов.
учение, провозглашающее право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство всех перед законом, на свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел.
учение, которое обосновывает необходимость сохранения старых порядков и традиционных ценностей.
Кто считал что частная собственность порождает несправедливое устройство общества
Ричард Строуп, Джеймс Гвартни
Десять главных идей экономической науки
Стимулы влияют на поведение людей. За все надо платить. Торговля всегда полезна. Препятствия торговле вредят. Доходы определяются производством. Четыре источника роста доходов населения. Личный доход есть вознаграждение за услуги, оказываемые другим. Прибыль побуждает бизнес работать на общественное благосостояние. Принцип «невидимой руки»: рыночные цены направляют личный интерес на общее благо. Пренебрежение побочными эффектами и отдаленными последствиями экономических решений является наиболее распространенной причиной просчетов в экономике
СТИМУЛЫ ВЛИЯЮТ НА ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ
Вся экономическая теория построена на постулате о том, что изменение стимулов воздействует на поведение человека вполне предсказуемым образом. Мы выбираем тот способ действий, который сулит нам больше выгод и меньше издержек.
Это — основополагающий принцип экономической теории, но он действует и в других сферах жизни. Стимулы влияют на наше поведение практически везде, будь то коммерческая деятельность, ведение домашнего хозяйства или политические решения. Так, например, в области политики люди склонны оказывать поддержку тем кандидатам и тем мерам, которые сулят им личные выгоды, и бороться с теми, которые могут наносить им личный ущерб.
В применении к рыночной экономике этот постулат означает, что потребители покупают больше товаров, когда цена падает, и меньше, когда она растет; производители же, напротив, поставляют больше товара, когда цена на него растет, и меньше — когда она падает. В результате и покупатели, и продавцы так реагируют на стимул — рыночную цену, что их действия балансируют спрос и предложение. Если покупатели желают приобрести товара больше, чем намерены предоставить продавцы, цена на него неизбежно вырастает. Более высокая цена уменьшает потребление и стимулирует производство, тем самым, уравновешивая спрос и предложение. И, наоборот, если потребители не желают покупать имеющееся в наличии количество товара, скапливающиеся у производителей запасы оказывают давление на его цену. В свою очередь, более низкая цена стимулирует потребление и тормозит производство товара до тех пор, пока спрос не уравновешивается предложением. (Разумеется, этот процесс не происходит в мгновение ока: требуется время, чтобы покупатели и производители в полной мере отреагировали на изменение цены.)
Важность стимулов может быть наглядно проиллюстрирована на примере роста цен на бензин в 70-х годах и реакции на это покупателей и продавцов. По мере того, как росли цены, потребители постепенно отказывались от путешествий, без которых можно было обойтись, объединялись для совместных поездок на работу, а со временем перешли на малолитражные автомашины. Одновременно производители нефти интенсифицировали разведку новых месторождений, увеличили объемы бурения новых скважин, а на старых — ради увеличения добычи — стали использовать технологию закачки воды. К началу 80-х годов эти совместные действия потребителей и производителей стали оказывать понижающее воздействие на цену сырой нефти.
Стимулы воздействуют на поведение человека вне зависимости от форм экономической организации общества — социалистической, капиталистической или любой другой. Например, стекольные заводы бывшего Советского Союза одно время отчитывались за тоннаж произведенного листового стекла. Неудивительно, что большинство заводов гнало листовое стекло такой толщины, что через него было трудно смотреть. Когда правила стимулирования изменили и стали поощрять за площадь произведенного стекла, предприятия стали выпускать его таким тонким, что оно легко билось.
Некоторые считают, что экономический анализ объясняет действия лишь эгоистичных, алчных материалистов. Это ошибка — экономический анализ имеет куда более широкую сферу применения. И эгоист, и альтруист скорее бросятся в бассейн, чем в водовороты Ниагары, чтобы спасти тонущего ребенка. И оба они скорее отдадут бедняку обноски, нежели свое выходное платье.
ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ
За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс человечества открывает все более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона — человек все равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать.
Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, — это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар — сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. Издержки, затраты на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов.
В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере, равной издержкам их производства, и, особенно, те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает затраты на их производство.
Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о «бесплатном образовании», «бесплатной медицине» или «бесплатном жилье». Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно — для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы.
Например, здания, труд и другие ресурсы, вовлеченные в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д. Издержки «производства образования» есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки, с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно.
Правило «за все надо платить» верно во всех случаях жизни.
ТОРГОВЛЯ ВСЕГДА ПОЛЕЗНА
Взаимная выгода есть основа любого добровольного обмена. Стороны соглашаются на обмен, рассчитывая на увеличение своего богатства. Торговля, под которой экономисты понимают всякий добровольный обмен, является производительной деятельностью: она позволяет каждой стороне получить больше того, что та имела.
Вот три основные причины, по которым торговля продуктивна, то есть увеличивает благосостояние людей.
Во-первых, торговля предоставляет товары и услуги в распоряжение тех, кто ценит их в наибольшей степени.
Товар не обладают ценностью в силу своего существования: он становится богатством только в руках того, кто его ценит. Предпочтения, кругозор и цели людей весьма разнообразны, и товар, который практически ничего не стоит для одного, может стать драгоценностью для другого. Например, за сугубо научную книгу по электронике, не представляющую ценности для коллекционера произведений искусства, инженер может выложить сотни долларов. В свою очередь, картина, ничего не значащая для инженера, может быть предметом огромной ценности для коллекционера. Следовательно, свободный обмен, в результате которого книга по электронике попадет к инженеру, а картина — к коллекционеру, увеличивает ценность и той, и другой.
Всемирная история
§ 9—10. Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство
Что означает термин «утопия»? Обрисуйте в общих чертах основные идеи авторов утопий эпохи Средневековья. Какие идеи о правах человека и о государственном устройстве были разработаны в трудах мыслителей эпохи Просвещения? Какие противоречия возникли в обществе в первой трети XIX в.? Чем они были вызваны?
Каким быть обществу? Философов-мыслителей XIX в., как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество? Что предпочтительнее — революция или реформа? Куда движется история? Они искали ответы и на проблемы, возникшие с развитием индустриального общества: какими должны быть отношения между государством и личностью, между личностью и церковью, между новыми классами — промышленной буржуазией и наёмными работниками, каково отношение к собственности и многие другие. Ни учения просветителей XVIII в., ни революции в Европе и Америке не помогли разрешить социальные противоречия в обществе, обострившиеся в годы начавшейся индустриализации. В будущем промышленная революция приведёт к фантастическому росту производства и увеличению благосостояния всех членов общества, в том числе и рабочих, но это будет потом. Почти до конца XIX в. европейские государства не вели войну с бедностью, не проводили социальные реформы, низшие классы не имели своих представителей в парламентах.
В XIX в. в Западной Европе оформились три основных социальных учения: либерализм, консерватизм и социализм; каждое из них имело свой взгляд на пути развития общества и права личности.
Разрешено всё, что не запрещено. Вы помните, что основные идеи либерализма (от лат. liberalis — свободный) появились в эпоху Просвещения. В XIX в. они получили дальнейшее развитие как в теории, так и в практической деятельности ряда политиков. Главный принцип либерализма — право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, на свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел. Считая важнейшей ценностью индивидуальную свободу, прежде всего свободу от внешнего принуждения, либералы должны были определить её пределы. Что дозволено человеку? Ответ на вопрос был заложен ещё в Декларации прав человека и гражданина — разрешено всё, что не запрещено законом.
Но при этом либералы считали, что свободным может быть только тот, кто несёт ответственность за свои решения, т. е. прежде всего собственник, образованный человек.
Путь преобразований для либералов — это путь реформ, а ни в коем случае не революций.
Либералы выдвигали требование ограничения деятельности государства законом и провозглашали принцип разделения трёх ветвей власти, известный вам из учения Локка и Монтескьё. Отстаивая принцип свободы личности, либералы применяли его в решении социальных вопросов, утверждая, что каждый несёт ответственность за собственное благосостояние.
В экономической области либерализм выступает за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями без посредников, за борьбу, где выигрывает самый отчаянный, за не ограничиваемый государством товарообмен. От государства требуется только одно: оно должно обеспечивать свободу частного предпринимательства и как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего собственность.
Вы уже знаете, что индустриальная революция увеличивала число лиц наёмного труда, и либералы, чтобы сохранить влияние в обществе, должны были учитывать их интересы. В последней трети XIX в. появляется так называемый новый либерализм, сторонники которого отклонили учение о государстве — «ночном стороже». Они заявили, что государство должно проводить реформы, способные защитить наименее обеспеченные слои населения и предотвратить революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться достижения всеобщего благосостояния. В отличие от либерализма середины XIX в. новые либералы признавали за правительством и партиями право играть главную роль в урегулировании имеющихся в обществе противоречий.
В XIX в. либерализм стал идеологией ряда политических партий, например английских вигов, которые стали называть себя либеральной партией.
И всё же более влиятельной идеологией XIX в. был консерватизм, основные положения которого соответствовали традиционным взглядам на развитие общества и положение личности.
Сохранять традиционные ценности! Почти всё социальное законодательство XIX в. было принято по инициативе консерваторов. Не противоречит ли это тому, что мы о них знаем? Ведь консерватизм (от лат. conservatisme — охранять, сохранять) — это учение, возникшее ещё в XVIII в., стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей.
Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению либеральных взглядов и влиянию революционных идей. Его главный принцип — сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. В отличие от либералов консерваторы признавали за государством право на сильную власть, подчиняющую себе личность, а в области экономической жизни — право на регулирование экономики, если это необходимо для сохранения традиционных ценностей (но без покушения на святое право собственности). Поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения «охранительных» социальных реформ, но только как самое крайнее средство. Они не верили в возможность социального равенства всех людей, выступали сторонниками сохранения сословных и классовых различий. «Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага», — говорили они.
Популярность неолиберализма встревожила консерваторов: возникла реальная угроза потери голосов избирателей на выборах в парламенты. Им пришлось согласиться с тем, что общество должно стать более демократическим, что требуется расширить избирательные права населения, что государство не должно вмешиваться в экономику.
Стремясь сохранить традиционные ценности в условиях развивающейся модернизации во второй половине XIX в., консерваторы провели ряд реформ.
Почему появились социалистические учения? Наряду с либерализмом и консерватизмом в XIX в. в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защиты общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма, развивавшиеся во многих произведениях мыслителей XVI—XVIII вв. В начале XIX в. возникли учения Анри Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна. Эти мыслители были обеспокоены судьбой разорявшихся ремесленников и работников рассеянной мануфактуры, движением фабричных рабочих в первом поколении, ещё помнивших более благополучную жизнь в собственном доме, и пытались создать картину нового общества и государства, где не будет частной собственности, нищеты и вражды между членами общества, где человек будет защищён и уважаем. Их учения называют как утопическим социализмом, так и критическим социализмом. Почему? Авторы утопических учений не всегда знали, как изменить общество, но их заслуга заключалась в том, что они подвергали резкой критике старый мир. Отсюда и название этого направления в социалистической идеологии — утопический, критический социализм.
Анри Сен-Симон
Идеи этих мыслителей пользовались популярностью среди ремесленников и рабочих, разорявшихся или терявших работу. Учение социалистов-утопистов было несбыточным, но разочарованным и униженным людям хотелось верить в этот «сон золотой».
«Золотой век человечества не позади нас, а впереди». Эти слова принадлежат графу Анри Сен-Симону (1760—1825).
В юности Сен-Симон познакомился с трудами Руссо, его учителем был один из составителей «Энциклопедии» д’Аламбер. Молодой граф мечтал о подвигах, он принимал участие в борьбе американских колонистов за независимость. Затем — революция во Франции, которую он безоговорочно принял.
Вся деятельность мыслителя, его книги посвящены выработке планов по усовершенствованию человеческого общества. Сен-Симон видел идеал социально-политического устройства общества в новой «промышленной системе», в создании «общества индустриалов», в котором интересы рабочих и предпринимателей совпадут. Но как создать такое общество?
Мыслитель считал, что современное ему общество состоит из двух основных классов — праздных собственников и трудящихся-индустриалов. К первым относятся крупные землевладельцы и капиталисты-рантье, не участвующие в производственном процессе, военные и крупные чиновники. Класс индустриалов — это остальные 96% населения, куда входят все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники и фабриканты, купцы и банкиры, учёные и художники. Доходы собственников Сен-Симон считал паразитическими, доходы индустриалов — трудовыми. Главное в мире — промышленность, от её развития зависит состояние общества. Он не выступал против частной собственности, но считал необходимым установить над ней контроль со стороны общества. Его учение — сенсимонизм — имело много последователей. Сен-Симону удалось собрать вокруг себя талантливых людей, многие из которых после смерти мыслителя стали пропагандировать его идеи.
Превратить мир в «дворец благоденствия». Критически относился к современному ему обществу и мечтал о его переустройстве и Шарль Фурье (1772—1837).
Мыслитель предлагал преобразовать общество с помощью объединений тружеников — фаланг, в которых не будет наёмного труда и заработной платы. Все доходы будут распределяться в соответствии с величиной вложенного каждым «труда и таланта». Бедняки вкладывают свой труд, капиталисты — необходимые для развития производства средства, учёные — свой талант. В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство, однако сама обстановка созидательного труда превратит капиталиста в труженика.
Шарль Фурье
Чтобы преодолеть однообразие труда, все должны в обязательном порядке переходить от одной работы к другой. Каждому человеку гарантируется прожиточный минимум, и труд из подневольного превратится в свободный. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники. Таким представлялся Шарлю Фурье идеальный мир.
Создатель «Новой гармонии». Известный английский социалист Роберт Оуэн (1771—1858) надеялся решить все социальные противоречия путём улучшения условий труда и быта наёмных рабочих. Он считал необходимыми замену частной собственности общественной и отмену денег.
Роберт Оуэн родился в небогатой семье мелкого лавочника. Учиться в школе ему пришлось всего два года. Со временем он стал совладельцем и управляющим текстильной фабрики, где начал претворять в жизнь свои идеи. Прежде всего ему хотелось доказать, что угнетение рабочих не является обязательным условием эффективного производства. На своей фабрике Оуэн создал для рабочих хорошие условия труда и быта: он ограничил рабочий день десятью с половиной часами, открыл при фабрике школу, детский сад, построил для работников образцовую деревню. Гуманное отношение к работникам и рациональное использование их труда позволили достигнуть высокой производительности труда. Но его опыт не стал примером для хозяев других фабрик.
Тогда Оуэн выработал план переустройства общества на основе отмены денег и частной собственности, введения совместного труда. Мыслитель верил, что власть имущие и богатые поймут преимущества нового устройства общества, но ни американский президент, ни русский царь Александр I, ни парижские банкиры, к которым он обращался, ему не ответили.
Роберт Оуэн
Оуэн с сыновьями уехал в США, где купил участок земли и в 1825 г. основал коммуну «Новая гармония». В коммуне осуществлялся принцип «каждому по потребностям». Но в 1829 г. это предприятие разорилось, не выдержав конкуренции фермерских хозяйств, основанных на частной собственности и индивидуальном труде. Оуэн потерял своё состояние и вернулся в Англию, где проповедовал необходимость создания производственных кооперативов, организованных на коммунистических принципах, стал одним из организаторов первых английских профсоюзов.
Сен-Симон, Фурье, Оуэн жили для людей, ничего не искали лично для себя. Фурье умер почти нищим. Эти мыслители имели учеников и последователей, но воплотить в жизнь их учения никому не было дано, хотя такие попытки имели место. Ученики Фурье делали попытки воплотить в жизнь его учение, им удалось создать в США около 40 общин, но все они распались. Ученики Оуэна создавали предприятия, основанные на принципах уравнительного коммунизма, но они не выжили в условиях конкурентной борьбы.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс о путях преобразования общества. Дальнейшее развитие учение о создании нового общества получило в трудах Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895).
30—40-е гг. в Европе — время острых социальных конфликтов. Под влиянием социалистических идей и противоречий в обществе Маркс и Энгельс создали новое философское учение об устройстве и о развитии общества, получившее название марксизм.
Коротко теория социалистической революции К. Маркса заключалась в следующем: с течением времени обнищание народных масс будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать; это приведёт к обострению классовой борьбы, руководство которой должны взять на себя социал-демократические партии; в высокоразвитых странах победит социалистическая революция, в результате которой установится диктатура пролетариата, произойдёт отмена частной собственности, сопротивление буржуазии будет подавлено.
В новом обществе, указывал Маркс, человек получит возможности для всестороннего, гармоничного развития. Детальной разработки будущего коммунистического общества в марксизме нет, указываются лишь его общие черты. Главные принципы нового общества: установление политических свобод, равенство в правах, участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают, обязанность государства регулировать экономику с целью обеспечения социальных прав всех граждан. Человек в новом обществе должен руководствоваться принципом свободы, которая достигается обеспечением, а не только провозглашением всех социальных прав.
Марксистское учение было изложено в программном документе созданного в 1847 г. Союза коммунистов (международной коммунистической организации) — Манифесте Коммунистической партии и в более поздних работах.
Учение о классовой борьбе, коммунистической революции, об исторической миссии рабочего класса как «могильщика буржуазии» составляет основу марксизма.
При участии Маркса был создан I Интернационал, или Международное товарищество рабочих (1864—1876), главная задача которого заключалась в сплочении сил международного пролетариата. Высшим органом Международного товарищества рабочих стал созываемый ежегодно конгресс, избиравший из своего состава сроком на один год Генеральный совет — верховный орган Интернационала в промежутках между конгрессами. Рабочие объединения входили в состав Интернационала на правах секций. Активное участие в деятельности этой организации принимали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Впоследствии Маркс и Энгельс несколько изменили свои взгляды и перестали считать единственным методом разрешения противоречий в обществе пролетарскую революцию. Изменившаяся действительность (успехи индустриальной революции и демократические завоевания трудящихся, переход ряда правительств к политике социальных реформ) заставила пересмотреть прежние положения учения.
Среди крупнейших теоретиков и деятелей анархизма следует назвать Пьера Жозефа Прудона (1809—1865), М. А. Бакунина (1814—1876), П. А. Кропоткина (1842—1921).
В период промышленной революции среди разорявшихся мелких собственников и ремесленников, надеявшихся стать собственниками, были популярны идеи Прудона, бывшего совладельца маленькой типографии, потерпевшей банкротство. В работе «Что такое собственность?» Прудон подверг острой критике частную собственность, написав: «Собственность есть кража». По сути же он выступал только против крупной собственности, особенно против собственности банкиров и ростовщиков. В мелкой собственности Прудон видел основу прогресса и свободы личности. Он считал, что для счастья людей следует уничтожить деньги. Идеальным Прудону представлялось общество, состоящее из мелких товаропроизводителей, обладающих равной собственностью.
Промышленная революция XIX в., охватившая страны Западной Европы и США, развитие индустриального общества внесли глубокие изменения в мировоззрение населения этих стран. Наряду с консерватизмом, занимавшим ещё господствующее место в идеологии, оформились либеральное и социалистическое течения политической мысли, отражавшие изменения во взглядах общества на проблемы государства, политики и личности.
1. Объясните утверждения, приведённые в параграфе: «Разрешено всё, что не запрещено законом», «Сохранять традиционные ценности!», «Золотой век человечества не позади нас, а впереди», «Собственность есть кража». 2. Охарактеризуйте основные взгляды либералов на развитие общества, роль государства и права человека. 3. Перечислите основные принципы консерватизма. Подумайте, какие различия имелись во взглядах либералов и консерваторов по проблемам роли государства в обществе и прав человека. 4. Расскажите об основных принципах марксистского учения. 5. Заполните таблицу «Основные идеи общественно-политических учений XIX в.».
Вопросы для сравнения
Роль государства в экономической жизни
Позиция по социальному вопросу и пути решения социальных проблем
Пределы индивидуальной свободы
1. Подумайте, какие общие черты имелись в учениях либералов и мыслителей эпохи Просвещения. 2. Назовите причины развития социалистических учений в первой половине XIX в. 3. Многие современники, познакомившись с учениями социальных утопистов, сочли их безумными. Это дало повод французскому поэту Беранже написать следующие строки: «Господа! Если к правде святой / Мир дороги найти не умеет, / Честь безумцу, который навеет / Человечеству сон золотой!» Обсудите с одноклассниками оценку, которую дал поэт социальным утопистам. Согласны ли вы с ней? 4. Согласны ли вы с тем, что анархизм считается одним из течений социализма? Свою точку зрения докажите. 5. Вы прочитали о Сен-Симоне, Фурье, Оуэне. Чья жизнь вызвала у вас наибольший интерес и почему?
Из книги Р. Оуэна «О новом нравственном мире»
Частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком.
Частная собственность отчуждает человеческие умы друг от друга, служит постоянной причиной вражды в обществе, неизменным источником обмана и мошенничества среди людей. Она служила причиной войн во все предшествующие эпохи. и побуждала к бесчисленным убийствам.
Происходящая сейчас борьба за личное обогащение. разрушает самые лучшие и благородные свойства человеческой природы, взращивая и поощряя все низменные чувства и страсти.
В чём автор видит зло, исходящее от частной собственности? Используя свои знания по курсу истории, приведите примеры, подтверждающие точку зрения Р. Оуэна.
Из Манифеста Коммунистической партии К. Маркса и Ф. Энгельса (извлечение)
История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
Современное буржуазное общество поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы.
В той же самой степени, в какой развивается буржуазия, т. е. капитал, развивается и пролетариат, класс современных рабочих.
Основным условием существования и господства класса буржуазии является накопление богатства в руках частных лиц, образование и увеличение капитала. Условием существования капитала является наёмный труд.
Таким образом, с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит прежде всего своих собственных могильщиков. Её гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны.
Какие процессы в развитии капиталистического общества должны, с точки зрения авторов документа, привести к его гибели? Какие положения марксистского учения совпадают с положениями теории утопического социализма и в чём заключаются различия?
«Каждый будет извлекать из общества пользу, прямо пропорциональную своему общественному положению»
Детство Сен-Симона протекало в старом родовом замке на севере Франции. Мальчик получил прекрасное домашнее образование, а в его характере сформировались такие черты, как твёрдость, свободолюбие и уверенность в своём высоком общественном призвании.
Воспитанный на идеях Просвещения и на опыте американской революции, Сен-Симон с радостью принял события 1789 г. О потере родового поместья он не сожалел, а от графского титула и древнего имени официально отказался и принял имя гражданина Бонома (фр. — простак, мужик). В 1791 г. Сен-Симон переезжает в Париж. При якобинцах в качестве политически неблагонадёжного он был заключён в тюрьму, затем, освобождённый при термидорианцах, занимается коммерческой деятельностью, путешествует, изучает науки. Основные работы мыслитель написал в 1802—1825 гг.
Сен-Симон был уверен в том, что только знания могут способствовать переустройству общества. Известно, что, когда Наполеон Бонапарт спросил у него, насколько высоко он оценивает его планы завоевательных походов, которые должны привести Францию к мировому господству, Сен-Симон ответил: «Довольно почёта Александрам Македонским, да здравствуют Архимеды!» Мыслитель считал, что государствами должны править философы. Его модель общества—«промышленная система», в которой расцвет науки, искусств и ремёсел обеспечит развитие производства, где труд обязателен для всех. Предполагалось создать равные возможности для того, чтобы каждый мог раскрыть свои способности и в зависимости от этого получить количество товаров и услуг.
Последние годы жизни Сен-Симон посвятил разработке планов создания справедливого общества. Он считал возможным убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», т. е. с рабочими, используя для этого проповедь христианской морали.
Подведём итоги
Изменения во всех сферах жизни общества привели к тому, что промышленный переворот стали называть индустриальной (промышленной) революцией, а XIX в. — машинным веком.
XIX в. — век технического прогресса. Развитие машиностроения, новые изобретения в металлургии, переворот в средствах связи и транспорта, новые дороги, мосты, туннели — всё это меняло жизнь людей.
Быстро росли города и городское население. Первые промышленные районы, угольные бассейны Великобритании, Бельгии, Франции и Германии, покрываются густой сетью промышленных городов. Рост городов, являвшийся признаком разрушения традиционного общества, ещё больше обострял социальные проблемы. Многие жители промышленных центров жили в нищете, в перенаселённых домах, где отсутствовали необходимые условия для нормальной и здоровой жизни.
Происходила революция и в технике земледелия. Усовершенствование сельскохозяйственного производства позволяло удовлетворить потребности растущего населения в продуктах питания. В Англии крестьянство исчезает и землю обрабатывают сельскохозяйственные рабочие и фермеры. Однако континентальная Европа оставалась ещё крестьянской.
Завершение промышленной революции привело к возникновению монополий, мощных корпораций, но при этом сохранялись средние и мелкие предприятия.
Промышленная революция меняла социальный состав общества. Рядом со старой, родовой аристократией появлялась аристократия новая, чья «избранность» была основана на деньгах. В экономической и политической жизни всё громче заявляла о себе буржуазия, и больших успехов добивался тот, о ком говорили: «Человек, который всем обязан самому себе».
Новым явлением в общественной жизни в XIX в. стало появление среднего класса, объединившего самые разные слои общества — мелкую буржуазию, служащих частных компаний и государственных учреждений, лиц «свободных профессий». Наличие среднего класса придавало устойчивость обществу, революциям он предпочитал реформы.
Усилилась неоднородность рабочего класса в индустриальных странах. Значительную его часть составляли квалифицированные рабочие, имевшие приличный заработок и прочное положение на предприятии.
Ещё сохранялось широкое применение дешёвого женского и детского труда, и это вызывало движения протеста. Под их давлением правительства ряда стран, прежде всего Англии и Франции, приняли законы, ограничивающие его применение. Чертой нового, индустриального общества стало женское движение за уравнение в правах.
Вопрос о том, каким быть обществу, всегда волновал людей. Ответ на этот вопрос пытались дать социальные учения — либерализм, консерватизм и социализм. Каждое из этих учений имело своих последователей.
Модернизация охватила и процесс развития науки. Ускоренное движение индустриальной революции требовало использования научных знаний. Наука рождала новую научную картину мира, а технический прогресс позволил создавать необходимые для научных исследований приборы. Многие достижения науки принесли людям большую практическую пользу (медицина, микробиология и др.).
Постепенно шёл процесс формирования гражданского общества, где личность может реализовать свои прирождённые права на жизнь, свободу и собственность.
Вопросы и задания к главе I
1. Какие явления вы можете отнести к достижениям индустриальной революции? 2. Сравните социальный состав общества в XIX в. и в XVII—XVIII вв. 3. Согласны ли вы с тем, что индустриальная революция создала новые проблемы для человека? Если согласны, то назовите их. 4. В чём заключались основные идеи либерализма и консерватизма? Какие между ними существовали общие черты и различия? 5. Чем вы можете объяснить причины распространения в обществе идей утопического социализма? 6. Изложите основные положения марксизма. В чём отличие этой теории от утопического социализма? 7. Выскажите ваше мнение, почему в последней трети XIX в. некоторые теоретики социализма встали на путь реформизма. 8. Оцените достижения науки в XIX в. Какие критерии вы положите в основу оценки? 9. Составьте рассказ «Человек в изменившемся мире».
Творческие работы и проекты
Ролевая игра «Спор о путях развития общества». Разделитесь на шесть групп и подготовьте выступления на тему «Как должно развиваться государство и общество» от имени либералов, консерваторов, утопических социалистов, сторонников учения К. Маркса, анархистов и представителей движения за эмансипацию женщин. После выступлений представителей групп обсудите, какие идеи вы поддержали бы в каждом из направлений развития общественной мысли, а какие кажутся вам неприемлемыми.
Групповой творческий проект «Модная Европа (XIX в.)». Соберите информацию о том, как одевались европейцы после Наполеоновских войн, в середине столетия, в конце XIX в. Обратите внимание на то, как связаны изменения стиля жизни и стиля одежды, как изменилось отношение к национальному костюму.
Информационный проект «Герои индустриальной революции». Соберите информацию об изобретателях и инновациях, которые они предложили. Проиллюстрируйте проект. Подготовьте презентацию, в которой вы представите результаты вашей деятельности.