Кто сказал что философия это эпоха схваченная в мысли

Новое в блогах

Гегель

Напрасно искать этому доказательства. Когда Гегель говорит: «Все действительное разумно, а все разумное – действительно» он имеет в виду не разумные действия свободного человека, а именно развитие мирового духа, где каждая ступень истории закономерна, оправдана и в этом смысле разумна. Тем самым оправдываются все исторические события, все войны, страдания и катастрофы, гулаги и освенцимы. Поступь мирового духа перемалывает судьбы миллионов. «Целое есть движущее проникновение индивидуальности и всеобщего». Для Гегеля существует заданная «поступь истории», которая идущего ведёт, а сопротивляющегося тащит. И не случайно Гегеля очень убедительно критикуют как врага открытого общества. //См. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. Том II. М., 1992. Гл.12. С. 36-95.// Критикуют как шарлатана //Шопенгауэр//, критикуют его «диалектику» как источник самой агрессивной идеологии, породившую много войн и крови // Бохеньский//.

Гегель – христианин-протестант. Он пишет: «Религия – та форма сознания, в которой истина доступна всем людям, какова бы ни была степень их образования». Верно, религия доступна всем. Но Гегель ошибочно утверждал, что философия тождественна религии, а религия якобы есть область абсолютной истины. При чем тут «истина»? У него получается, что философия есть постижение абсолютного, «познание немирского». Какой же простор открывает Гегель болтунам и жуликам! Это бездоказательное заявление человека, мнящего, что он обладает истиной. Почему же у него возникло о себе такое высокое мнение? А дело в том, что история философии по Гегелю есть путь к Истине, на котором ни одна философская система не исчезает бесследно, а сова Минервы (мудрость) вылетает вечером. Поэтому его, гегелевская философия, якобы накопила божественную мудрость предыдущих поколений философов и высится в конце пути как вершина мировой философии. Так гегелевская спекулятивная метафизика без лишней скромности приходит в самодовольный тупик.

Гегель высказал некоторые философские обобщения, которые позже были названы «законами диалектики»: закон единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Он говорил и о категориях. Центральное место занимала категория противоречия как раздвоение единого и единство этих противоположностей в понятии. Обратите внимание: в понятии, а не в реальном мире, поскольку для него мир есть саморазвитие духа. Разработав идеалистическую диалектику, Гегель, по сути, создал жесткую метафизическую систему. Энгельс вполне справедливо отмечает: «Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер. Законы эти он не выводит из природы и истории, а навязывает последним свыше. Отсюда и вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция; мир – хочет он того или нет – должен сообразоваться с логической схемой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления».

Не признавая формальной логики и будучи незнакомым с современной ему тогда уже развивающейся математической логикой он демонстрирует полное её непонимание, как и непонимание достижений Аристотеля. Ведь формальная логика вовсе не противостоит диалектике, признающей связи и развитие. Но Гегель придумывает формулировки, а затем их же и критикует. Например, он полагает, что закон тождества будто бы гласит «всё тождественно с собою», сводя его к мнемонической условной записи А = А. То есть делает чучело, а потом с ним «успешно» борется, говоря о неисчерпаемости понятия. Это чучело получается потому, что он отождествляет бытие и мышление. Столь же несостоятельна и его критика закона противоречия, где он, не различая реальных взаимодействий и логических противоречий, обвиняет формальную логику в догматизме. Но формальная логика запрещает лишь противоречие самому себе в одном и том же рассуждении по одному вопросу и в одном и том же определённом отношении. Реальные же противоречия (лучше сказать разнонаправленные взаимодействия) можно и нужно описывать логически непротиворечиво. Законов формальной логики Гегель не понял, а потому и не принял, он пытается изгнать формальную логику из области разума, оставляя её лишь для «рассудка» в четырех стенах, а это приводит к тому, что он сам допускает логические ошибки, о которых Маркс писал: «здесь бессмысленная непоследовательность и начальственное разумение Гегеля становятся прямо-таки отвратительными». /Маркс К. Энгельс Ф. Соч., Т.1, С. 614./

По Гегелю прогресс в истории есть восхождение Духа по ступеням осознания степени собственной универсальной свободы. А носителем и движущей силой исторического развития он полагает национальный дух, и в каждую эпоху лишь только одна нация выполняет миссию исторической и передовой. Славянские народы неполноценны. (Впрочем, его предшественник Фихте тоже утверждал, что «германский народ избран Провидением, дабы занять высшее место в истории Вселенной»). Вершиной развития государственности по Гегелю является прусская монархия. Немцы ведут мир к славным вершинам культуры: «Германский дух есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного осуществления свободы». Такая позиция помогла ему стать ректором Берлинского университета. Да и в гитлеровской Германии Гегеля очень уважали.

Гегель был сторонником тоталитарного государства и по сути «нового племенного духа», считал войны неизбежными и полезными, так как они «помогают понять суету вещей и благ».

В мире философии принято «толерантно» и учтиво относиться даже к очевидному вздору. Но как ни относиться к Гегелю, одно бесспорно: познакомившись с его философией и зная её кровавые последствия можно лучше понять роль философии в эволюции человечества.

Вы слышали несколько иную интерпретацию Гегеля? Это естественно. Но Ваше право иметь своё собственное мнение по любому вопросу несомненно. И основанием для его наличия может быть только знание, только понимание, добытое самостоятельно.

Источник

“Философия – это эпоха, схваченная в мысли” (Г.Гегель.)

Следует сначала задуматься, а что же такое философия и что оно означает. Данное слово имеет большую историю и произошло оно из древнегреческого языка. Дословно оно означает любовь к мудрости. Определение философия гласит: философия – это дисциплинарная наука, изучающая наиболее существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, жизни человека, отношений человека и мира. С самого начало развития философии стала изучать широко охватывающие законы развития мира и общества, а также процесс познания и мышления так и нравственные ценности.
Эпоха Возрождения подарила человечеству великого человека Леонарда да Винчи этот итальянский художник, скульптор, архитектор при этом он еще являлся ученым анатомом и был естествоиспытателем. Леонардо да Винчи проявил себя как мыслитель, осознавший огромную значимость теории и практики. Он считал, что без этих двух составляющих, невозможно добиться какого-либо успеха. Своих учеников он обучал сначала простым азам, затем более сложным урок, так повышая сложность урок, ему удавалось воспитать широко развитых учеников. Леонардо имел при себе личный дневник, в который она записывал, личные мысли, наблюдения, философствовал, различные чертежи военных машин.
Опыт для этого выдающегося человека являлся единственным критерием истины. Делая опыты и наблюдая за ними Леонардо да Винчи делал выводы о том что многие знания основывались на вере, и передавались от древних авторитетов зачастую они были не правильными. Леонардо многое отрицал из феодально-средневековых ценностей. Разрушая суеверия проверяя опытом и методом дедукции.
Леонардо да Винчи ставит целью познание, рассматривая вещи под разными углами, применяя различные методы в исследовании. Отражая схваченные истинные мысли на бумаге и передовая их свои ученикам. Великий человек схвативший эпоху как философию.

Источник

Реферат: Что есть философия

Что есть философия

“Философия есть эпоха, схваченная мыслью”. Г.Гегель.

Философия – это общая теория мира и существования человека в нем.

Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах. Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах). Философия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым все богатство и многообразие духовной культуры общества.

Философия как тип человеческой деятельности и познания возникла более 2,5 тысяч лет назад, почти одновременно в нескольких центрах тогдашней культурной ойкумены – в Китае, Индии, древнем Израиле и позднее в античной Греции. Этот период в истории человеческой цивилизации Карл Ясперс назвал “осевым временем”, в которое зародились философские учения и некоторые из этих учений стали впоследствии религиями.

Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть “любовь к софии”, что часто и весьма не точно переводят как “любовь к мудрости”. В действительности древнегреческое понятие “софия” значительно более емкое и сложное, чем просто “мудрость”. Если бы в представлении Платона, закрепившего в европейской терминологии слово “философия”, философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, он не стал бы вводить именно это слово “философ”, говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове мудрец. Дело в том, что Платон под софией имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое “великое и приличествующее лишь божеству” объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира.

Философия в своем зарождении мыслилась не как простое создание истин, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию, как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром.

Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к ХХ веку, веку не бывалой дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науке, у философии уже не осталось “своей земли”. Она потеряла свою былую магическую силу. Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой противопоставляется другая крайность, то есть позиция согласно которой философия не только не “окончилась”, но, наоборот, почти так же, как в античности, приобрела синтетическую функцию. Философия впервые в истории осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую религию. Впервые она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем. И впервые же философия получила право на оценку и даже решение конфликтных проблем не только общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической жизни. Если мы не будем открыто признавать эту руководящую роль философского мышления, если мы согласимся, что некогда царственное здание философского знания по кирпичику распалось в пользу частных наук, то мы тем самым лишимся единства нашего духовного мира, которое одно только способно поддерживать нас в наших практических действиях.

Своеобразие философии как способа осмысления мира открывается в сравнении ее с мифологическим постижением действительности. Мифология – мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о возникновении ремесел, которые передаются через поколения. Суть мифологии заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир. Мифологические представления вырабатываются коллективно-бессознательно и являются фантастическим, обобщенным отражением природного и социального бытия в сознании человека родового общества. Основные черты мифологического мировоззрения сводятся к следующему:

Представление о родственной связи сил и явлений и человеческих коллективов. Антропоморфизм, т.е. перенос свойств человека на весь окружающий мир.

Персонификация, олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности.

Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно оперирует образами, но не понятиями.

Авторитарность, т. е. обоснование происходящего через авторитет.

Философия же основывается на сознательном теоретическом, рациональном отношении к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании субъектом самого себя как активного деятеля.

Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления. Иными словами, философия стремится осознать некую основу для всех сфер реальности, порождающую все многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех изменениях.

Философия, как тип духовной деятельности существует, как уже сказано, около трех тысячелетий. И во все времена не было недостатка в людях, отрицавших ее общественную значимость. Обвиняли философов по разному, но суть обвинений была неизменна: они не приносят прямой пользы обществу. Отчасти такие обвинения следует признать справедливыми. “Потребляет” философское знание сравнительно малый круг людей, обладающих высоким образованием и причастных к принятию решений. Иными словами, философия обращается к интеллектуальной и политической элите. Или, как ядовито сказал Вольтер: “Философия – это не для сапожников”.

Ясно, что философии принадлежит особая роль в жизни общества. Хоть и опосредованно, но философия обычно подключена к процессу принятия глобальных, стратегических решений, определяющих направленность человеческой деятельности. Отсюда и главная функция философии – исследование предельных оснований человеческой деятельности. “Предельными основаниями” обычно считаются представления, не осознаваемые полностью их носителями, но тем не менее обуславливающие их сознание. “Предельные основания” определяют стратегию деятельности, иначе говоря, “смысл жизни”.

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия и ее социальных функций, той роли, какую она играет в жизнедеятельности общества и личности. К числу основных функций философии относятся: методологическая, гносеологическая, мировоззренческая, конструктивная, идеологическая, интеллектуальная, практически-деятельная. Рассмотрим подробнее методологическую и мировоззренческую функции.

Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания. Каждая из форм общественного сознания, выступая как осознание зависимости жизнедеятельности человека от определенной сферы действительности, представляет собой отражение именно этой определенной стороны человеческого бытия. Философия же, рассматривая в самой обобщенной форме отношение человека к миру и к самому себе, рассматривает не отдельные сферы бытия человека как таковые, а их взаимосвязь через призму раскрытия природы и сущности мира, природы и сущности человека и их взаимосвязи. Поэтому основные положения философии являются общезначимыми, имеют методологическое значение для каждой из форм общественного сознания в процессе осознания человеком своего отношения ко всем сферам действительности и к самому себе.

Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключают в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе. Конечно, в различных философских системах интерпретация этих исходных принципов различная. Тем не менее, в этих интерпретациях просматривается стремление к уяснению специфики именно философского осмысления действительности и места в ней человека. Таким образом, методологическая функция философии дает для всех форм общественного сознания, для теоретической и практической деятельности человека исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Эта функция предполагает, что отношение человека к миру должно исходить из осознания им природы и сущности мира и человека, предельных оснований их бытия, осознания человеком своего места в мире и отношение к нему, осознание общей структуры мира и состояния, в котором он находится.

Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Часто, когда речь идет о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщенной системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д. Такой подход важен, так как мировоззрение всегда базируется на определенном мыслительном материале, на определенной системе знаний. Однако в этом случае мировоззрение сводится только к объективированной системе знаний, оторванной от социального субъекта. Нередко при характеристике мировоззрения обращается внимание фактически на этимологию слова – и тогда оно предстает как общий взгляд на мир.

Мировоззрение следует рассматривать не только с точки зрения его содержания, представляющего собой результат отражения действительности в сознании людей, но и с точки зрения взаимосвязи знания о мире и о человеке с социальным субъектом, с основанным на этом знании его отношения к действительности. При таком подходе на первый план выдвигается значение знания для жизнедеятельности человека. Поэтому под мировоззрением следует понимать не просто систему обобщенных знаний о мире и человеке, а ту систему знаний, которая для социального субъекта приобретает значение присущего ему способа видения, понимания, анализа, оценки явлений, определяющего характер отношения человека к миру и к себе, сознания целей и смысла жизни, характер поступков и действий. Оно есть способ духовно- практического освоения мира.

Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличие от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к истории.

Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания “госпожой наук”, считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей против ни единого слова. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами “королева наук” и “наука наук”.

Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

Между тем вопрос о соотношении философии и науки не может быть решен однозначно. Дело в том, что в современном общественном сознании между философией и наукой установились сложные взаимоотношения, при которых, с одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с другой – не ставится и непроходимой преграды.

Также нельзя жестко разграничивать и эстетическую и моральную ориентации философии. Они состыкуются и сосуществуют в контексте культуры. Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении этого сложного феномена. Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремиться ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

Термин культура весьма многозначен. В специальной и художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и воспитанности человека, в отличие от необразованности и невоспитанности. Для эстетики культура – это многочисленные произведения профессионального искусства и народного творчества. Впервые этот термин был применен римским оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть “культура ума”, тонкий инструмент для познания мира и человека в нем

В каждой исторической эпохе существовала своя трактовка культуры. Например, в средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным совершенствованием человека. Культура – это богоподобие человека, самопознание, его служение богу и самоукрощение. В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный.

В русской философии понятие культуры традиционно имело прежде всего высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами. Зло есть то, что разрушает мировую гармонию. Напротив, Добро – это творение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основное предназначение человеческой культуры как сгустка морали и мудрости. В русской философии подчеркивалась самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях – образ жизни и традиции, формы экономической жизни. В культуре России очень большую роль играет духовное начало, культ добра и справедливости. Россия находится на пересечении двух потоков мировой истории и культуры – Востока и Запада. Именно поэтому она “обречена” на диалог с другими культурами и имеет богатейшие возможности для духовного обогащения благодаря такому диалогу.

Как видим, в истории философии выделялись и изучались различные стороны культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности культуры с позиции философии.

Термин “культура” переводится с латинского языка как “возделывание”, “уход”, “обработка”, “почитание” и т.п. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и по сферам своего проявления, и следовательно, культура тоже многолика. Однако культура – это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура – это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.

Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура – это все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это “вторая природа”, существующая наряду с обычной природой. В свой реальности она представляет собой комплекс достижений человечества.

С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-первых, это материальная культура человечества – орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей. Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.

Духовный слой в культуре играет особо важную роль. По определению С.Л. Франка, культура – это “осадок духовной жизни человечества”.

В каждой национальной культуре всегда есть ее духовное ядро, некая сердцевина, вокруг которой и формируется вся система культуры. На протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в изобразительном искусстве), на быт людей и их традиции, на политическую жизнь и государственность, на формы хозяйственной деятельности и трудовую мораль, на другие стороны культуры.

Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее функциях. Прежде всего она выполняет познавательную функцию, которая позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль выполняет в первую очередь наука и иные формы познания – мифы, искусство, религия.

Практическая функция говорит о том, что культура служит целям преобразования природы с помощью знаний и орудий труда. Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего.

Аксиологическая функция означает, что культура есть “вместилище” ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека – идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других.

Очень часто в философии наряду с культурой употребляется и понятие цивилизации. Нередко эти понятия применяются в одинаковом смысле. Но, хотя эти понятия в чем-то близки, такое применение неверно. Цивилизация – это определенная крупная эпоха в истории человечества, ступень в развитии человека как деятеля и творца. Культура же есть содержание конкретной исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных ценностей. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура.

В аспекте культуры также нужно сказать о взаимодействии философии и религии. Сегодня вопросы религии, ее места в современном обществе, ее роли в нем, ее поразительной “живучести” привлекают всеобщее внимание и заставляют по-новому взглянуть на нашу историю. Культура и религия – исторически обусловленные социальные явления. Можно сказать, что религия имеет какие-то очень глубокие корни и не является “заблуждением”, с которым легко может справиться наука. Религия тесно связана с внелогичной формой сознания, она участвует в образовании внелогичного знания человека. Однако религия вовсе не ограничивается познанием мира, спектр ее задач на много шире. Поведение человека в окружающем мире опирается на знания о нем. Это знание формируется как бы в двух взаимосвязанных сферах – одной, где решающее слово имеет логика, и другой, где господствуют чувства, сострадание, любовь к ближнему. У гармонично развитых людей оба источника знания – и логического, и внелогического – находятся в известном равновесии и определяют поведение. Человечеству необходимо целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и вненаучное восприятие его.

Религия, как и философия, является одной из форм общественного сознания. Религиозное сознание представляет собой “компенсатор” социальной слабости человека. Оно характеризуется верой в сверхъестественное и мышлением догмами. Основным объектом отражения в религиозном сознании является Бог как якобы Творец и Спаситель мира и человека. Отражение мира в данной форме общественного сознания осуществляется в виде фантазий и верований, чувств и побуждений, культовых действий.

Философское же сознание доступно, как правило, лишь наиболее образованной части общества. Оно включает в себя не только точные знания, но и мудрость человека как обобщение его жизненного опыта. В отличие от точных наук, философии всегда присуще личностное отношение к явлениям общественной жизни. Ни одна из наук не исследует сложнейшие мировоззренческие вопросы о смысле жизни человека, о его смерти и бессмертии, о призвании человека в обществе. Для философии же все это есть одна из важнейших ее задач.

Кратко говоря, философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения. В этом смысле, как заметил Г. Гегель, “для добывания хлеба насущного нет средства хуже, чем философия”. Она есть прежде всего искусство мышления, призванное помочь человеку обрести мудрость, или “добрый разум” как важную интеллектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том, чтобы, говоря словами Гераклита, “говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно ней”. Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и правильно поступает.

Итак, философия – это весьма древнее и многомерное явление духовной культуры человечества. Ее специфичность и особая роль в жизни общества и индивида (развитие способности к теоретическому мышлению и формирование мировоззрения) требует серьезного и вдумчивого отношения к ней. Философия есть синтез Истины, Добра и Красоты, ядро духовной культуры человеческого общества.

Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Введение в философию: Тексты лекций / Новосибирский институт народного хозяйства; под ред. Фигуровской. – Новосибирск, 1993.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. – М.: Политиздат, 1989.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Что есть философия
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат Добавлен 08:37:15 08 июля 2005 Похожие работы
Просмотров: 725 Комментариев: 22 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать