Кто сказал что художник должен быть голодным
Художник должен быть голодным: кто это сказал и что на самом деле значит фраза?
Многие люди считают, что талантливый человек не должен много зарабатывать. Получать за творчество деньги, тем более приличные гонорары – нельзя. Многие уверенны, что сытая жизнь притупляет способности. В пример приводят бедных художников или писателей, которые создавали гениальные произведения и стали классиками. Забывая при этом о других классиках, у которых проблем с финансами не было.
Откуда вообще взялась фраза «художник должен быть голодным» и кто ее сказал? Считается, что идеалы богемной жизни впервые воспел Анри Мюрже в своем произведении «Сцены из жизни богемы», которое начало печататься в журнале «Corsaire» в 1847 году. Сам Мюрже долгое время жил очень бедно, но благодаря «Сценам» смог поправить свое финансовое состояние.
Герои книги – поэт, композитор, художник и философ – живут одним днем, легко тратят заработанное и не думают, что будет завтра. Они занимаются творчеством, живут впроголодь и надеются на лучшее. Впрочем, к концу книги они начинают задумываться, что так жить не стоит.
Идея о том, что «художник должен быть голодным», встречается и в других произведениях. Например, в рассказе А.П. Чехова «Жены артистов» есть фраза «тот не артист, кто не голоден». Однако рассказ носит сатирический характер, а мысль возникает в голове героя, который не может заработать творчеством на жизнь, поскольку не востребован, и таким образом пытается успокоить себя.
В произведениях советского периода тоже встречаются подобные мысли. Например, в фильме Ролана Быкова «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1974 год) есть такая фраза: «талантом на хлеб не заработаешь». Вот этот отрывок:
Однако вряд ли можно сказать, что в фильме эта фраза звучит как утверждение, которому нужно следовать. Более того, многие известные люди не согласны с буквальным пониманием этой пословицы, то есть с тем, что художник должен голодать, чтобы иметь способность творить и создавать гениальные вещи.
Многие классики жили обеспеченной жизнью, и это не мешало им заниматься творчеством. Например, поэт А.С. Пушкин, композитор Н.А. Римский-Корсаков, писатель Лев Толстой. Посмотрите экскурсию по квартире Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. Вряд ли так мог жить бедный человек:
Часто в качестве примера приводят фразу Стива Джобса: «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными». Однако здесь голод не имеется в виду в буквальном смысле, когда нечего есть. Скорее в переносном. Это значит: чтобы развиваться, нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно испытывать творческий голод и стремиться к новым высотам постоянно.
Речь не идет о том, что творческому человеку нужно мало платить. Речь идет о том, что талантливый человек должен постоянно ставить перед собой более сложные задачи.
Творческие способности, как и любые другие, должны оплачиваться. Как спортсмены получают высокие гонорары за свои рекорды, так и писатели, художники, артисты имеют право достойно зарабатывать, создавая гениальные произведения или играя на сцене. Нет причин думать, что если художник будет голодным, то это повысит качество его работы.
Талант должен быть голодным
В самую красивую девочку двора влюблены двое друзей — пятиклассников. Один из них — «технарь», мастер на все руки, другой — музыкант, скрипач. Красавица проявляет благосклонность то одному, то другому… Дедушка музыканта (Давида) говорит своему внуку:
«Артист должен ходить голодным! Но девочка плакать не должна!».
От этой фразы появились варианты — «Талант должен быть голодным», «Художник должен быть голодным», «Артист должен быть голодным».
Мысль о том, что талант только тогда проявляет себя, когда он вынужден зарабатывать себе на кусок хлеба была известна давно. Например, Чехов Антон Павлович (1860 – 1904) в рассказе «Жены артистов» (1880 г.) пишет:
«Пошагав немного и подумав, он почувствовал сильнейшее желание во что бы то ни стало убедить себя в том, что голод есть малодушие, что человек создан для борьбы с природой, что не единым хлебом сыт будет человек, что тот не артист, кто не голоден, и т. д.»
Следует отметить, что многие современные люди искусства не согласны с буквальным значением этой фразы. Так, например, актер Денис Юченков, на вопрос «— Как вы понимаете фразу: «Настоящий талант должен быть голодным»?», отвечает:
«— Я понимаю: талант должен быть голодным в творческом плане, в количестве ролей. Но если талант голодный в смысле еды, если он вынужден в поте лица зарабатывать себе на хлеб, то это даже скорее на вред.
Например, у меня старая «восьмёрка», она часто ломается. Мысль о том, что мне нужна новая машина, и что пока я не могу себе ее позволить, заставляет меня работать иногда не ради творчества, а ради простого зарабатывания денег. В идеале хорошо, когда актёр не вынужден думать, что он будет кушать, на чем поедет в театр. Это должно быть на втором плане, тогда больше времени пойдет на непосредственное творчество.
Хорошо когда живёшь в достатке. А вот когда денег слишком много, тогда, наверное, с человеком происходят всякие метаморфозы».
Следует отметить, что в истории искусства было достаточно много богатых людей, для которых творчество не было главным источником заработка. Но это не мешало им творить. Такими, обеспеченными людьми искусства, к примеру, были Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883).
В то же время Чехов Антон Павлович (1860 – 1904) зарабатывал литературой. Так, что видимо, талантливый человек себя найдет вне зависимости от того, богат он или беден.
Художник Шилов: художник не должен быть голодным
Размышлениями о физическом и духовном голоде художника, об определении его судьбы поделился с ведущей «Правды.ру» Анжелой Антоновой народный художник СССР, академик Российской академии художеств Александр Максович Шилов.
Читайте начало интервью:
Должен ли художник быть голодным
— Существует известное выражение о том, что художник должен быть голодным, ему всегда должно чего-то не хватать. Только тогда он будет развиваться. Вы согласны?
— Великие, гениальные художники К. Брюллов, А. Иванов были детьми профессоров в академии. Они жили очень хорошо и не думали о куске хлеба. Этот список можно продолжать.
Такую отговорку художники часто используют, для того чтобы оправдать тот факт, что их работы не покупают. На самом деле их творчество не нужно людям, поэтому и работы не пользуются спросом. Здесь надо пенять только на себя. Значит, ты работаешь в ящик. Или подумай, по правильному ли ты пути идёшь в жизни.
Настоящему художнику необязательно быть голодным. Рембрандт очень хорошо жил. Когда он ушёл из жизни, его вторая жена открыла из его вещей антикварный магазин. А как богато жил Рубенс, он скупал шедевры всех направлений искусства! А знаменитые творцы эпохи Возрождения:
Они все были очень обеспеченными людьми, потому что-то, что они делали, нужно людям. И задача художника — достучаться до сердца зрителя. Это такая профессия. По реакции окружающих людей, зрителей можно судить, понятно и нужно ли им то, что ты делаешь, или нет.
— Я имела в виду, что художник должен быть голодным до живописи, до работы своей. У него не должен иссякать этот источник. Он всегда должен испытывать жажду писать, потому что многие, к сожалению, перегорают. И не только художники, любые творцы.
— Вы так сформулировали мысль, что я сначала не понял и, возможно, что-то упустил, увлёкся. Но я отвечаю на ваши вопросы предельно искренне.
Я утром встал, позавтракал. Если у меня крошки хлеба нет во рту, мне трудно работать. Но переедать художник не должен, потому что иначе меня у мольберта тянет уже ко сну. Однако голодным художник не должен быть.
Когда я работал грузчиком, я вам честно скажу, мы жили очень бедно. Я получал нищенскую зарплату, 70 рублей, и всю целиком маме отдавал. Мне было стыдно даже на кино попросить. Не хватало даже на обеды. Я приходил ворочать брёвна, а на обед часто не было денег. Меня всё время подташнивало от голода. Но что делать? Я всё равно сидел каждый день у мольберта и работал.
Думаю, что если бы я в то время был очень сытым, то всё равно работать бы не перестал, потому что у меня изнутри зов души и я не могу перегореть. Если человек перегорел, значит, в нём сердце остыло, а сердце должно гореть, оно должно звать к работе постоянно. Иначе он не художник в душе, в нём пустота. Тогда человек начинает пить, а окружающие его оправдывают: вот был талантливый художник и спился. Но настоящий творец не будет пить, если его тянет к искусству:
Художник не может вести образ жизни полупьяного человека. Просто иссох талант. Он был небольшой и исчез. А чтобы оправдать тот факт, что ничего не делает, перестал работать, он выпивает и говорит: эх, талантливый я был, да спился. Это ложь! Если талант большой, художник никогда не сопьётся. Спиться может только от горя слабый человек. Всё это можно понять по-человечески. Осуждать такое подло и низко: у всех разные характеры. А когда человек спивается от того, что у него нет желания изнутри, нет в сердце огня, здесь никто не виноват. Так природа его устроила.
Если человек творческий, у него должна душа гореть, внутренний зов должен быть. Его переполняют мысли, чувства, и он их должен вылить: кто в музыке, кто в скульптуре, кто в живописи.
Приглашение в галерею
— Александр, давайте пригласим наших читателей, зрителей в вашу галерею. У вас открывается новая выставка, я так понимаю?
— Наша галерея открыта ежедневно. Государственная картинная галерея, которая была учреждена единогласным постановлением Государственной Думы, чем я очень горжусь, и правительством Москвы. Это не просто самодеятельность, частная галерея, а государственная галерея народного художника СССР Шилова. Она целиком состоит из тех картин, что я подарил стране. На сегодняшний день 1300 с лишним работ. Скоро будет день города — буду опять дарить новые работы. Я это делаю каждый год.
Приглашаю всех в галерею. Приходите на концерт. Я буду только рад новым посетителям и счастлив видеть всех вас в гостях. Именно для зрителей галерея и открыта.
Беседовала Анжела Антонова
К публикации подготовила Марина Севастьянова
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Как Вы понимаете фразу: «Художник должен быть голодным»?
Автор: Guru · 01.10.2018
(458 слов) Художник должен быть голодным – многогранный тезис, основы которого зародились еще много столетий назад. Его состоятельность не раз подтверждали деятели искусства, из-под пера которых выходили истинные шедевры, хотя сами они зачастую находились в крайней нужде. Но неужели их одаренность зависит от плотности завтраков и обедов? Конечно, нет. Эта фраза говорит на языке иносказания. Она означает, что творец, который не зациклен на материальных благах, думает лишь об искусстве, а не о том, как с его помощью разбогатеть. Значит, он будет работать гораздо качественнее и упорнее, чем обленившейся и пресыщенный человек. Чтобы лучше понять значение этой фразы, рассмотрим примеры из литературы.
Ф. М. Достоевский тоже уделил этой теме внимание в романе «Преступление и наказание». Автор большую часть своей жизни прожил в нужде, и именно благодаря этому роману он пытался найти выход из «долговой ямы». Крайне иронично, что главный герой произведения, Родион Раскольников, пытается достичь тех же целей, и через его нравственное падение писатель показывает, до чего может опуститься человек, дошедший «до края», одновременно и сопоставляя, и противопоставляя себя главному герою: он так же находится в нищете и так же старается найти из нее выход, но не изменяет себе и своим нравственным принципам, в отличие от Раскольникова. Достоевский остается «голодным художником», и его произведения, написанные в состоянии «голода», бедности являются признанными памятниками мировой литературы. А его герой разочаровывается в себе и своем праве, которое он так хотел иметь.
Итак, должен ли «художник быть голодным»? Ответ на этот вопрос кроется в биографиях великих людей и в их произведениях. Сколько шедевров было создано авторами, пытающимися заработать на кусок хлеба, не счесть. Мы любим эти произведения искусства, потому что они честные и талантливые, как и авторы, которые предпочли верность своим убеждениям сытости и обеспеченности. А таких приспособленцев, как Люсьен, никто ее помнит и не уважает. Поэтому я думаю, что истинный художник действительно должен быть голодным, то есть равнодушным к потребительским ценностям.