Кто сказал что человек существо социальное
Человек есть общественное животное
Человек есть общественное животное
Из сочинения «Политика» философа Древней Греции Аристотеля (384—322 до н. э.): «Человек по своей природе есть общественное (другой вариант перевода — политическое) животное».
Выражение стало популярным после выхода в свет (1721) «Персидских писем» французского писателя и мыслителя Шарля Монтескье (1689—1755), который процитировал эту фразу Аристотеля (87-е письмо).
Иногда употребляется собственно древнегреческое словосочетание: гооп politikon (общественное животное).
Смысл выражения: человек может состоятся как личность только в человеческом обществе. Вне его формирование личности человека невозможно.
Смотреть что такое «Человек есть общественное животное» в других словарях:
ЧЕЛОВЕК — – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно исторической деятельности. Ч. является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЧЕЛОВЕК — это смертный Бог. Гермес Трисмегист Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит… … Сводная энциклопедия афоризмов
Гоббс Томас — Теория политического абсолютизма Жизнь и сочинения Гоббса Томас Гоббс родился в 1588 г. в Мальмсбери в семье приходского священника. Его мать, напуганная известиями о прибытии непобедимой армады и ужасными слухами о жестокости испанцев,… … Западная философия от истоков до наших дней
БЫТИЕ — филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… … Философская энциклопедия
АРИСТОТЕЛЬ — (Aristoteles) (384 322 до н.э.) великий др. греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см … Философская энциклопедия
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — [греч. Βασίλειος ὁ Μέγας] (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; … Православная энциклопедия
Карл Маркс — (1818 1883 гг.) мыслитель …Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного. …Безусловный долг законодателя не превращать в преступление то, что имеет характер проступка, и то лишь в силу обстоятельств … Сводная энциклопедия афоризмов
ПРАКТИКА — (греч. praktike, от praktikos деятельный, активный) материальная, чувственно предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель;… … Философская энциклопедия
Аристотель — (384 322 гг. до н.э.) ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель школы перипатетиков, из Стагиры (п ов Халкидика) Об избрании (на государственные посты) всегда хлопочут не столько порядочные, сколько случайные. Добродетель… … Сводная энциклопедия афоризмов
Объяснение выражения Аристотеля
Идея о социальной сущности человека принадлежит Аристотелю. Высказал эту мысль древнегреческий философ в сочинении «Политика».
Общественное животное – это существо, чей образ жизни можно назвать публичным, социальным, общественным.
Иначе говоря, человек предназначен к жизни сообща, к жизни в среде себе подобных. Только в общежитии биологическое существо становится социально зрелой личностью, имеет возможность для развития.
Важно! Нужно учитывать тот исторический период, в котором жил и творил философ. А также главенствующие идейные течения и контекст, формат общественной жизни территории проживания Аристотеля.
Малоизвестно другое высказывание древнегреческого мыслителя, которое дополняет первую фразу. Смысл его заключается в том, что человек, который живет вне общества, становится либо Богом, либо зверем.
Значит, мыслитель предполагал, что человек может отдалиться от социума. Но при этом, он не станет полноценной личностью. Считал, что существует только 2 пути отчуждения: руководство биологическими инстинктами, возврат к более простой форме жизни либо отстранение от мирской жизни, развитие чувств и инстинктов на качественно новом уровне.
Социальные отличия людей от животных
По биологической природе в строении тела человека и приматов существенных отличий нет. Это прямохождение, изменение формы и размера конечностей, головы и мозга. Но существуют значительные расхождения в тех качествах, которые развиваются в ходе адаптации и социализации.
1. Мышление и речь
Мыслить и говорить могут только высшие формы приматов. При этом, мыслительные процессы у обезьян ограничены по функционалу и просты. Они могут анализировать и синтезировать предметы, процессы и явления окружающего мира.
Человек способен рассуждать, анализировать, сравнивать, абстрагироваться, обобщать. Имеет возможность не только анализировать, но и делать умозаключения, выводы.
Способ мышления предопределяет речевые навыки.
Поэтому общение обезьян ограничивается сигналами, которые являются лишь предупреждением либо обозначением.
Речь человека членораздельна. С ее помощью общественное животное способно передавать информацию из окружающего мира, эмоции и чувства, излагать мысли. Помимо речи человек передает данные из действительности с помощью творчества.
2. Творческая деятельность
Человек самостоятельно выбирает вид деятельности, ставит цели, отбирает способы и пути ее достижения, прогнозирует результаты. Животное руководствуются только инстинктами.
Творческая деятельность реализуется в форме:
3. Создание культуры
Животное обитает в первозданной природной среде. Человек меняет и преобразовывает природу. Созидает культуру или иначе «вторую природу». Создает материальные и нематериальные блага под собственные интересы и нужды.
4. Изготовление орудий труда
Преобразовывая первозданный вид природы в культуру, человек сталкивается с необходимостью в инструментах труда. Поскольку в физическом окружении нет приспособлений, подходящих для осуществления цели.
Человек создает орудие из физических объектов окружающего мира, которые по отдельности не имели подходящих свойств. Благодаря им социальное животное преумножает собственные физические возможности.
5. Духовные потребности
Предопределены умственными способностями. У животных они ограничены, поэтому их потребности остаются на биологическом уровне, на уровне инстинктов.
Мышление человека, как общественного животного, развито, поэтому его нужно питать культурными, духовными средствами. Также духовные потребности удовлетворяются с помощью социального взаимодействия. Поскольку речь человека также хорошо развита и отражает мыслительные процессы мозга.
lihomobil
Философ
Как-то такое изрек Аристотель, и все ему поверили.
Аристотель сам был человеком, мягко говоря, странным.
Также он, например, говорил, что « …Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется ему. »
Как это нравится лучшей половине человечества?
И если Аристотель был не прав в отношении женщин, то может он был неправ и в других своих знаменитых высказываниях?
Возвращаясь к тому, социальное ли животное человек.
Аристотель имел ввиду, что «Человек по своей природе есть существо общественное.»
Т.е. неправильно понять его нельзя, он имел ввиду, что человек не может нормально жить без общества себе подобных.
Есть еще одно высказывание того же автора, в котором он говорит «Человек вне общества — бог, или зверь.»
Значит Аристотель допускал, что человек может жить вне общества, но этот человек подобен богу. Или зверю.
Надо напомнить, что Аристотель жил в жестком рабовладельческом обществе. Рабов, крестьян и ремесленников за людей он не считал. И женщин за одно )
И живя в своем заповеднике, он не видел другой жизни. На севере Европы, и в т.ч. на территории России тогда тоже жили люди, но жили по другому, греки их считали варварами.
Они как раз жили отдельными семьями, или родами. Жили хуторским образом, в виде отдельного хозяйства. Т.е., они своим существованием доказывали, что можно жить вне общества, жить отдельно от него.
Вопрос только в том, жили они как боги или как звери?
С точки зрения Аристотеля — как звери. Рабов нет, воинов нет, литературы нет, архитектуры нет, мечей и золота не богато. Да и женщины наравне с мужчиной — варвары что с них взять.
С точки зрения современного человека можно сказать, что варвары были подобны богам.
Жить на природе без всех привычных нам благ, и жить прилично, богато, в некотором роде даже счастливо — способен ли на это современный человек? Замерзнет уже в сентябре, не сможет себя прокормить, защитить.
С этой биологической точки зрения человек не может выжить без семьи. Размножается же человек не почкованием.
А вот без общества человеческий род вполне может и выжить, и разрастись в ширь и ввысь.
Так что неправ был Аристотель, человек животное не социальное, а семейное.
Социальное существо человека
СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
На сайте «Проза.ру» в разделах «История и политика», «Публицистика», «Философия» всё чаще публикуются статьи о человеке, его мышлении, о счастье и смысле жизни, о месте человека в обществе. Казалось бы сущность человека, его место в природе и обществе давно и многократно представлены в научной и художественной литературе. Однако же интерес к этой теме не пропадает. Мы можем объяснить это тем, что каждое новое поколение начинает жить и познавать этот мир само, а не «зазубривать» известное. Но есть ещё одна важная причина такого интереса у российской молодёжи. В России сегодня на уровне Конституции РФ записано, что в обществе нет какой – то одной идеологии. Статья 13: «2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Поэтому каждый пытается найти и объяснить для себя устройство сегодняшней жизни. Отражение в сознании человека объективного мира характеризуется формами общественного сознания: идеология, правовое сознание (право), наука, религия, философия и др. Сегодня «деидеологизация» образования порождает пробелы знаний молодёжи о мире.
Мы, обращаясь к теме человека в обществе, будем рассматривать социальную сущность человека, как главной единицы общества. Человек является частью живой природы, высшим животным, биологическая основа его очевидна. Социология рассматривает человека как «высшую ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры». Современный уровень научно – технического прогресса начинает отрицать в человеке природные качества, требовать от него автоматической реакции в работе, отрицает чувственную, эмоциональную составляющие между людьми, уменьшает время пребывания человека в естественных условиях природы. Прогресс изменяет и культуру, заменяя глубину и содержание на форму, мелодии музыки на ритм.
«Словарь русского языка» С.И. Ожегова (Москва, 1952г.) определяет слово «существо» как «живую особь, организм, животное, человек». Будем использовать этот термин по отношению к человеку. Биологическая составляющая существа – человека для всех людей одинакова, независимо от расы, национальности, места проживания. Поэтому дискриминация людей по расовому и национальному признакам является поводом борьбы за существование, как продол-жение жизни в мире животных. Социальная составляющая существа – человека более разно-образна, подвижна, зависит от общества и времени жизни общества в историческом плане.
Что же включает социальная составляющая человека. Каждый человек с первых до последних дней живёт в семье. И это главное достояние человека как социального существа. Основой семьи являются родители, которые являются выходцами из разных семей, живущих близко или далеко друг от друга. Поэтому ребёнок является обобщением особенностей этих разных семей. Так происходит обновление биологического существа человека и одновременно продолжение семейных традиций в обществе. Если по каким – то причинам человек остаётся без семьи, то это может кардинально изменить его образ жизни, вплоть до понижения его социального статуса (бродяжничество и пр.)
Социальное существо начинается с младенчества, фиксируется свидетельством о рождении. Далее совершеннолетие, получение паспорта гражданина. Воспитание в семье – важнейший этап в жизни, во многом определяющий место человека в обществе. Главное тут воспитание трудолюбия, уважения к другим людям. Есть такое наблюдение: «Человек человеку и не друг, и не враг, а так». Это высказывание отражает отношения людей друг к другу, часто выдаваемое за демократические свободы. По отношению к собственности выделяется общество индивидуализма и коллективизма. В России исторически складывался общинный уклад жизни людей в одном поселении. Соседи помогали друг другу в уборке урожая, покосе травы для домашних животных, строительстве дома. Этот жизненный уклад естественным образом перешёл в отношения коллективизма при советской власти. Это на государственном уровне гарантировало каждому человеку образование и право на труд. Право на труд является принципиальным достижением общества коллективизма, поскольку человек чувствует себя свободным, если работает. Равноправным социальным существом человек может быть только в обществе коллективизма.
Каждый человек проживает свою жизнь в рамках допускаемых биологическим существом, полученного воспитания и образования. В обществе индивидуализма (в условиях частной собственности на средства производства) человек живёт в конкурентной среде, начиная с образования и трудовой деятельности. Это активизирует его жизненную энергию, заставляет максимально использовать свои врождённые и приобретённые качества. Но это и борьба за существование внутри общества, ведущая к классовому расслоению. Это большая тема анализа жизни общества, и мы в неё в данной статье углубляться не будем.
Если биологическое существо человека с возрастом стареет, теряет свою жизненную устойчивость, то социальное существо наоборот, укрепляется и расширяется, остаётся в обществе даже при уходе человека из жизни. В каждой семье помнят своих родителей, хранят в своих воспоминаниях, письмах и фотографиях. Творческая личность, художники, скульпторы, писатели и поэты, музыканты и артисты, деятели науки остаются в памяти общества надолго. Их творчество является базой для воспитания и образования новых поколений. Все мы даже из школьной программы знаем имена творческих людей средневековья, дошедшие до нас архитектурными и скульптурными памятниками, литературными произведениями, экспонатами музеев. Так социальное существо человека переходит в культурное достояние общества.
Каждый из нас видит другого человека как прохожего, пассажира, покупателя, соседа, не делая из этого никаких выводов. В трудовом коллективе друг о друге каждый знает достаточно много и старается узнать больше, чтобы иметь больше друзей. Трудовой коллектив после семьи является необходимой для нас ячейкой общества, и недооценивать этого нельзя. В обществе коллективизма это кажется совершенно естественным. В обществе индивидуализма это достигается далеко не всегда. Когда приходиться менять место работы, то мы с некоторым запаздыванием начинаем вспоминать лучшее, что было в прежнем трудовом коллективе. Этим мы проявляем свойства социального существа, необходимые для существования общества.
Чувство счастья, удовлетворение жизнью необходимо каждому, поскольку это является стимулом для продолжения жизни. Понимание, оценка этого чувства у каждого может быть своим, поскольку психологические переживания человека многогранны. Если человек болел и выздоровел, то прилив сил вызывает удовлетворение жизнью. Достижение очередной цели после многодневных трудностей и забот приносит большое удовлетворение. Встреча любимого, родного человека даже после небольшого расставания придаёт силы для новых планов. Оснований для счастья много, но, в конечном счёте, всё сводится к тому, что человек должен чувствовать, что он кому – то нужен. Необходимость твоей жизни, присутствие в тебе другой жизни создаёт счастливое восприятие собственной жизни. Преодоление трудностей забывается, память о моменте счастья остаётся. Не надо стесняться и скрывать, что ты кому – то нужен. Быть счастливым это быть полноценным человеком.
У человека потребности значительно больше, чем у любого животного. Без постоянного познания природы, без регулярного труда человек не мог бы удовлетворить потребности даже в первобытном обществе. Потребности человека постоянно увеличиваются, благодаря его разумности. Научно – технический прогресс человек «продвигает» именно для увеличения и удовлетворения своих потребностей. Но смысл жизни всё же не в увеличении потребностей. Человек уже понял, что живая природа не может удовлетворить возрастающие потребности. Поэтому усиленно развивает технический прогресс. Это можно квалифицировать как появление у человека специфичного технического вируса. Об этом подробнее в отдельной статье «Технический вирус» в «Проза.ру». Современный человек «забыл», что он представитель живой природы, и прогрессирует в сторону её уничтожения.
Шулепов В.Г, июль, 2020г.
г. Калининград, тел. 8-(4012)-91-94-79
Кто сказал что человек социальное существо?
Ответе на вопрос, вам есть дело до того ка живут ваши соседи из соседнего дома, при том что вы их совершенно не знаете? А как живет какой то человек за 759 км. от вас, его вы вообще никогда не узнаете и не увидите.
Кто вас интересует больше, близкие люди или президент вашей страны?
Так почему мы должны думать за тех о ком ничего не знаем, помните как нас в школе учили, общественное превыше личного. Почему этот лозунг актуален до сих пор?
Кто не понял вопроса прошу не писать!
согласна с автором. В первую и последнюю очередь нужно думать о своих близких- детей, родителей. друзей. именно от них зависит качество твоей жизни.Социализация- это адаптация к обществу, эта адаптация зависит от твоего окружения, от воспитания. Если отец или мать алкоголики- ребёнок рано или поздно может пойти по их следам. Если вокруг вас одни наркоманы, только от роли родителей и друзей зависит, пойдёте ли вы покупать у наркоманов наркотики.Вообще, человек социальное существо,у него развито чувство сопереживания. мы иногда переживаем за погибших в катастрофе. за детей- инвалидов. Но тем не менее, близкие люди всё-таки важнее. Президент, это так, он далеко, мы его не видим и не знаем. Что-то он там решает, принимает,пусть, главное что бы от этих решений нам не стало хуже. Это всё моё личное мнение. У кого-то может быть другое.
Человек существо социальное, а значит, навечно привязан к общественному мнению. Религия, является одним из серьезных диктаторов определенных взглядов на те или иные события для людей.
Если определенная социальная группа людей исповедует религию конкретного направления, а человек, что оказался новым участником данной группы, является представителем совершенно иных взглядов, он может быть подвержен определенным не корректным выражениям в свой адрес, а также иного отношения к себе.