Кто сказал что началась война в 1941
Юрий Левитан. Первое сообщение о начале войны
Юрий Левитан. Первое сообщение о начале войны.
После получения известий о нападении Германии на Советский Союз, Политбюро ЦК ВКП(б) срочно собралось для принятия неотложных мер и выработке стратегии по отражению нападения.
С обращением к народу, как полагало Политбюро, должен был выступить И. В. Сталин – глава коммунистической партии и советского правительства.
Сталин мотивировал отказ от выступления политическими причинами и предложил поручить выступление народному комиссару иностранных дел В. М. Молотову.
Члены Политбюро возражали против такого решения, приводя доводы, что ответственное и важное заявление должен сделать общепризнанный лидер государства, именно он должен призвать народ подняться на защиту Родины.
Сталин настаивал на своем решении, объясняя свою позицию тем, что общая политическая обстановка до конца не ясна и он выступит позже, когда обстановка на фронтах прояснится и можно будет сделать более взвешенное заявление.
Выступление начиналось словами:
Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава тов. Сталин поручили мне сделать следующее заявление.
За время войны легендарный диктор произнес в эфире около двух тысяч сводок Совинформбюро и свыше ста двадцати экстренных сообщений. Запись сообщений в годы войны не производилась. В пятидесятые годы прошлого столетия Левитан часть из них наговорил на магнитофонную пленку для архива.
*Сноски временно удалены
** источники временно заменены знаками (***)
Завтра была война: 6 фактов о начале Великой Отечественной
22 июня — 78-ая годовщина начала Великой Отечественной войны.
«Кубань 24» публикует малоизвестные факты о начале Великой Отечественной — что происходило в первые дни и месяцы войны в СССР и в Краснодарском крае.
Молотов или Левитан?
До сих пор многие считают, что о начале войны по радио сообщил Левитан. Но это не совсем так.
Ранним утром 22 июня 1941 года, когда стало известно о гитлеровском вторжении, Политбюро ЦК ВКП(б) созвали на срочное заседание. Среди прочих вопросов тогда обсуждали, кто должен объявить народу о начале войны. Все члены Политбюро считали, что объявление по радио надо делать лично Сталину. Но тот отказался и поручил выступление народному комиссару иностранных дел В. М. Молотову.
Сам текст обращения был опубликован в последующие дни в газетах с портретом Сталина.
Кто к нам с мечом пришел?
Численность сил вермахта к 22 июня 1941 года составляла 7,329 млн человек. Из них для вторжения на территорию СССР было выделено 4,050 млн человек.
Накануне 22 июня на границе с СССР была сконцентрирована группировка вермахта в 3,562 млн человек. Помимо них во вторжении принимали войска союзников фашистской Германии.
Всего вермахт вместе с союзниками подготовил для вторжения 4,329 млн человек. У СССР на западных границах было сосредоточено 3,262 млн солдат и офицеров.
Каждый восьмой — на фронт
Всеобщая мобилизация в СССР началась 23 июня 1941 года.
За первые 8 дней войны по всей стране было призвано 5,3 млн человек. Армия почти удвоилась — на 22 июня 1941 года в вооруженных силах СССР служили 5,4 млн человек. Всего за годы войны было призвано 34,5 млн человек.
Также за первый год войны (до мая 1942 года) Кубань собрала в фонд обороны страны 56 млн рублей наличными и 76 млн рублей облигациями государственных займов (при зарплате колхозника в 220 рублей или слесаря завода в 250 рублей в 1940 году). На фронт было отправлено 42 тыс. лошадей, а доноры-комсомольцы Кубани сдали 18 тыс. л крови.
«Священная война»
Одним из символов сопротивления фашистским захватчикам стала песня «Священная война», больше известная по своей первой строчке — «Вставай, страна огромная!».
Василий Лебедев-Кумач. Фото imgtest.mir24.tv
Текст будущей песни был написан советским поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом под впечатлением от объявления о начале войны. Уже 24 июня 1941 года, на третьи сутки войны, его одновременно опубликовали газеты «Известия» и «Красная звезда». Сразу же после публикации текста композитор А. В. Александров написал мелодию к нему. Времени, чтобы напечатать ноты в типографии не было, и музыканты переписывали ноты к себе в тетради.
26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из групп Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню.
Вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась — считалось, что она звучит чрезмерно трагично. Но с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио (каждое утро после боя кремлевских курантов) и стала символом борьбы и грядущей победы.
Бомбардировки столиц
Несмотря на огромные просторы СССР и Европы, война не сосредоточилась на границах, как в годы Первой мировой, а быстро дотянулась до столиц воюющих держав.
14 июля 1941 года Гитлер отдал приказ о бомбардировке Москвы. 22 июля 1941 года — ровно через месяц после начала войны — 220 фашистских самолетов совершили первый авианалет на Москву. Из них 12 самолетов было сбито 10 повреждено силам ПВО столицы. В следующие сутки люфтваффе бросило на Москву 200 бомбардировщиков, потеряв из них 15.
Целями бомбардировок были Кремль, МОГЭС, здание ЦК ВКП(б), вокзалы, фабрики, заводы и мосты.
Массированные бомбардировки столицы прекратились после 11 августа 1941 года — к тому времени ситуация на фронтах стабилизировалась, а вокруг Москвы были развернуты дополнительные силы ПВО, усилившие контроль за небом.
Первый авиаотряд из 15-ти бомбардировщиков ДБ-3 нанес авиаудар по Берлину в ночь с 7 на 8 августа. Эффект от бомбардировки был скорее психологическим, неужели разрушительным. Авиаотряд вернулся без потерь.
Следующий налет на Берлин был осуществлен 10 августа. Из десяти самолетов, вылетевших на задание, до столицы Германии долетели и отбомбились только шесть, а вернулись на базу только два.
Первые бомбежки Кубани
Уже 23 июня 1941 года прозвучала первая воздушная тревога на территории Краснодарского края. Она была объявлена в Новороссийске — вражеские самолеты пролетели над портом без бомбардировки.
Первая бомбы на кубанские города упали 15 сентября 1941 года. Гитлеровцы бомбили Тамань, Темрюк и Новороссийск, чтобы прервать любое сообщение с Крымом.
25 октября произошла первая массированная авиабомбардировка Армавира.
2 ноября 1941 года начались авианалеты на Геленджикский район — бомбили даже работающих в поле колхозников.
А в 1942 году война пришла непосредственно на Кубань.
Юрий Левитан: главный голос победы
Те, кто не знает имя Юрия Левитана, скорее всего, слышали фразу «От Советского информбюро», с которой он начинал свои радиосводки с фронтов. Сама фраза со временем разошлась на анекдоты, но голос Левитана стал одним из символов Великой Отечественной войны и победы
Биографический очерк о Юрии Левитане из коллекции Еврейского музея и центра толерантностиОткуда мы знаем голос Левитана
Радиопередачи военных лет не сохранились: в то время на радио программы еще не записывали, все трансляции велись вживую. Единственное сообщение времен Великой Отечественной войны, которое было записано и дошло до нас в подлиннике, — это объявление о победе. Все остальные сводки и обращения были записаны много позже, как и воспоминания Левитана. Зачем вообще было делать такие репродукции, имитируя передачи времен войны?
Великая Отечественная война стала центральной частью советского мифа как главное героическое событие нашей истории далеко не сразу. В первые послевоенные годы страна залечивала раны, и даже в семейном кругу фронтовики не особенно любили делиться воспоминаниями военного времени. Зато с годов война начинает играть главную роль в советской культурной памяти. День Победы, ставший выходным днем в 1965 году, быстро оказывается самым главным государственным праздником в СССР. При этом у поколений советских людей, рожденных после 1945 года, не было личных воспоминаний о Великой Отечественной войне. Для конструирования этой памяти по всей стране появляются мемориальные ансамбли, начинают издаваться книги, появляются фильмы, теле- и радиопередачи.
В Левитан записывает важнейшие военные сводки Совинформбюро «для истории»: их использовали в многочисленных радиопередачах, документальных и художественных фильмах — большинство людей услышали их именно тогда, а не во время войны. Так война стала главным событием его собственной профессиональной биографии.
Юрий Левитан рассказывает о работе дикторов в годы войны retropotral.ru
Как складывалась карьера Левитана
До 1941 года
Юрий (при рождении Юдка) Левитан родился в 1914 году во Владимире в еврейской семье. Мать, Мария Юльевна (Юдковна) Левитан, была домохозяйкой, отец, Борис Семенович (Берка Шмульевич) Левитан, — портным, до революции владевшим собственной мастерской. Юрий Левитан не пошел по стопам отца и в 1931 году отправился поступать в Московский кинотехникум, чтобы стать актером. Туда Левитана не взяли, зато приняли в недавно сформированный Всесоюзный комитет по радиовещанию. В СССР широковещание, как тогда называли радио, появилось в 1924 году. Профессия диктора к началу еще была распространена мало, и Левитана, говорившего в то время с характерным владимирским оканьем, приняли в качестве стажера.
Ставить произношение дикторов Радиокомитет приглашал артистов МХАТа, но все свободное время Левитан, по воспоминаниям современников, усиленно занимался сам. Ему стали доверять зачитывать новостные сводки и пояснения к музыкальным передачам, большей частью в ночное время. В то время дикторы не писали свои тексты — их работа состояла в голосовой и эмоциональной интерпретации материалов, написанных редакторами. Поскольку редакторы, в свою очередь, были обязаны представлять все тексты цензорам, диктор часто получал материал в последнюю минуту перед эфиром.
Карьерный взлет Левитана часто связывают с решением Сталина сделать его чтецом своего доклада на ХVII съезде ВКП(б) в 1934 году, после того, как тот услышал голос диктора по радио. По легенде, получив доклад незадолго до эфира и читая его в течение более чем четырех часов, Левитан не сделал ни одной ошибки.
Сказать, насколько эта история правдива, сейчас сложно. Она, безусловно, соответствует представлению о том, что любые важные и поворотные решения в то время могли исходить только от Сталина, но профессиональный рост Левитана не в меньшей мере зависел от его собственных навыков. Например, уже будучи опытным диктором, он в 1936 году поступил на курс актерского мастерства в Театральном училище им. Щукина.
Великая Отечественная война
После войны многие вспоминали, что о нападении Германии на СССР 22 июня 1941 года им по радио сообщил именно Левитан. Хотя на самом деле сообщение такой важности первым, в 12:15 по московскому времени, прочитал народный комиссар иностранных дел Вячеслав Молотов:
Юрий Левитан читает сообщение о начале Великой Отечественной войныК 1941 году радио стало важным каналом общения государства с гражданами. Громкоговорители были развешаны на площадях, бульварах и в других общественных местах. Во многих квартирах были радиоточки. Важно отметить, что у многих к тому времени были собственные радиоприемники, способные ловить разные волны, а не только единственную программу Всесоюзного радио. Уже через три дня после начала войны правительство призвало население сдать все радиоприемники, объясняя это тем, что они «могут быть использованы вражескими элементами в целях, направленных во вред советской власти». Владельцам разослали извещения, в которых было сказано: «Вам предлагается немедленно, не позже 30 июня 1941 года, отдать ваш радиоприемник в радиоузел… на временное хранение. Несдача будет рассматриваться по закону военного времени». Таким образом, у населения оставались только репродукторы, подключенные к сети. Но и они работали с перебоями. Многие радиоузлы долго не могли настроить прием центральных радиостанций, которые были эвакуированы и вещали из Куйбышева и Свердловска. Во время войны советским людям стало намного сложнее услышать не только голос Левитана, но и радио в целом.
Извещение об обязательной сдаче радиоприемника. Июнь 1941 года rkk-museum.ru
Осенью 1941 года Левитана вместе с дикторами Ольгой Высоцкой и Натальей Толстовой тайно эвакуировали из Москвы в Свердловск (сейчас Екатеринбург). Оттуда они зачитывали сводки информбюро, экстренные сообщения о ходе военных действий и другие радиопередачи. Власть всеми способами стремилась гарантировать продолжение передач в непрочной радиосети, в том числе окружив секретностью местопребывание своих главных дикторов. Возможно, именно поэтому возникли рассказы о том, что Гитлер или Геббельс считали Левитана своим личным врагом, даже более страшным, чем Сталин, и всеми средствами пытались уничтожить его. Эти рассуждения не подтверждаются документами и, скорее всего, появились уже после войны. Весной 1943 года Левитана перевели в Куйбышев (сейчас Самара), где располагалась основная часть Радиокомитета в эвакуации, а вскоре после этого он вернулся в Москву.
Юрий Левитан. годы © Fine Art Images / Diomedia
Самыми популярными радиопередачами в войну стали «Письма на фронт» и «Письма с фронтов». Об этом свидетельствуют около двух миллионов писем, присланных жителями СССР в Радиокомитет с июля 1941-го по июнь 1945-го. Эти передачи помогали родственникам и друзьям отыскать друг друга, что было чрезвычайно важно после эвакуации, оккупации и освобождения территорий. Начиная с августа 1941 года в эфир выходило шесть передач в день (год спустя — уже десять) продолжительностью от 10 до 30 минут. В мае 1944 года Радиокомитет стал выпускать по четыре часовые передачи в день (длинные выпуски повышали шансы на удачные поиски). На этих передачах работало множество дикторов, Левитан был лишь одним из них.
Не позже чем в 1944 году Левитан стал главным диктором Радиокомитета. Об этом свидетельствуют стенограммы совещаний дикторской группы и награждение его орденом Трудового Красного Знамени. В прилагающейся характеристике его назвали «диктором высшей категории», которому «поручается чтение всех наиболее важных, ответственных материалов». Поэтому именно он 9 мая 1945 года первым объявил о победе и окончании войны.
Юрий Левитан читает сообщение об окончании Великой Отечественной войны. 9 мая 1945 годаНовость о победе советские граждане ожидали с начала мая 1945 года. К этому событию Радиокомитет смог технически подготовиться и сделать запись исторического обращения. В полночь, когда радиоэфир обычно прекращался, слушателей оповестили о продлении передач до четырех часов утра. Первое сообщение Левитан произнес в 2:10 в ночь на 9 мая. Но он не был единственным голосом, от которого люди в СССР услышали эту новость. В 6:00 его коллега Ольга Высоцкая зачитывала подробности о подписании капитуляции, эта передача не сохранилась. Высоцкая, в отличие от Левитана, не перезаписывала своих военных эфиров после 1945 года, поэтому ее голос мало кто помнит.
После 1945 года
После войны Левитан продолжил работать на радио и сохранил свой статус диктора для сообщений особой государственной важности. Так, в 1953 году именно он оповестил советских радиослушателей о смерти Сталина, а в 1961 году — о полете Юрия Гагарина в космос.
Юрий Левитан читает сообщение о первом в мире полете человека в космос. 1961 годВ 1960-е годы на радио наступает новая эпоха. Развивается телевидение, и радио все больше смещается в сторону развлекательных программ. В 1964 году начала работать вторая всесоюзная радиостанция — «Маяк». В ее эфире преобладали музыкальные передачи, прерываемые короткими выпусками новостей. Информацию преподносили в более разговорном стиле, чем это делал Левитан. Его манеру сообщения описывали как «железный голос» или «грозный бархат» — в 1960-е она уже казалась неактуальной, а легендарный диктор стал голосом прошлого.
Юрий Левитан. 1975 год © Василий Малышев / РИА «Новости»
Именно в это время Левитан записывает большинство своих сообщений военного времени, ведет передачи «Минута молчания» и «Говорят и пишут ветераны». Хотя Левитан не был на фронте, в письмах ветераны называли его своим сослуживцем.
Павел Батов, генерал и позже председатель Советского комитета ветеранов войны, в своих воспоминаниях о Левитане удивлялся ощущению, что никого, кроме Левитана, в годы войны он по радио не слышал. Конечно, в действительности передачи тогда вел не только Левитан. Тем не менее в коллективной памяти он остался как единственный узнаваемый «голос войны».
«Говорит Москва»: откуда на самом деле зачитывал сводки Левитан и почему Сталин лично правил их тексты?
«От Советского информбюро» – эта фраза, произносимая голосом Юрия Левитана, знакома всем как в нашей стране, так и на всем пространстве бывшего СССР. Еще живы те, кто слышал, как это было: каждый день на протяжении всей Великой Отечественной войны десятки миллионов людей замирали у радиоприемников при этих словах. И в памяти следующих поколений они запечатлелись так, словно мы тоже прожили это.
Главное информационное ведомство было создано при Совете народных комиссаров. В течение всей войны оно занималось составлением сводок для радио, газет и журналов о положении на фронтах, о работе тыла и о партизанском движении. Но главная его задача состояла в том, чтобы вселять веру в то, что враг неминуемо будет побежден.
В первые же дни войны власти позаботились о том, чтобы вся информация о ходе войны шла только из единого центра. Первым делом у населения были собраны все радиоприемники и радиопередатчики: их потребовали сдать в пятидневный срок. В постановлении Совнаркома указывалось, что они «могут быть использованы вражескими элементами для причинения вреда Советской власти».
Поэтому центральное проводное радиовещание стало практически безальтернативным источником информации, которое было доступно для гражданского населения даже там, куда не поступала центральная пресса. И эта мера доказала свою эффективность.
Как работало Совинформбюро
Совинформбюро сперва было организацией, которая готовила военные сводки по материалам Генштаба и специальной группы, работавшей в аппарате Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), и занималась сбором дополнительных сведений к основной сводке Генштаба. Потом деятельность агентства значительно расширилась.
Фото: ТАСС / Лоскутов Сергей (Партизаны одного из отрядов, действовавшего в северо-западных районах СССР, слушают по радио очередное сообщение Совинформбюро)
О масштабах работы Совинформбюро можно судить по его структуре. Оно включало в себя военный отдел, подразделения переводов, пропаганды и контрпропаганды, отдел международной жизни, литературную секцию и другие отделы. Первоначально численный состав сотрудников был около 80 человек, но позже в штат добавились десятки военных корреспондентов и писателей, которые работали на фронте и в тылу.
Главной задачей было укрепление и поддержание боевого духа советских людей. А потому в сообщениях Совинформбюро появились истории о героях фронта и тыла, об успешных боях, о перевыполнении планов заводами и совхозами. Корреспонденты старались рассказать о них ярко, интересно и разнообразно, чтобы сухие строчки сводок ожили и превратились в истории подвигов реальных людей.
Особенно ответственной считалась работа для зарубежных СМИ. Для этого выбирались самые опытные люди, которые были знакомы с внутренней «кухней» зарубежных изданий и знали их подходы к аудитории, особенности и жанры.
После начала войны большинство зарубежных корреспондентов эвакуировались вместе с диппредставительствами. А те немногие, что остались, находились в Москве и понятия не имели, что делается на фронтах. Зарубежные СМИ не имели права отправлять своих сотрудников на места боевых действий. Поэтому именно Совинформбюро занималось информационным обеспечением иностранных радиовещательных корпораций и радиостанций, телеграфных агентств, обществ друзей СССР, газет и журналов, а также отдельно – посольств и консульств СССР за рубежом.
Агентством руководил секретарь ЦК ВКП(б) и первый секретарь Московского горкома партии Александр Щербаков, всегда ставивший идеологические вопросы на первое место. По некоторым данным, именно ему принадлежала сама идея создания такого органа, который будет вести идеологическую войну. Ее Щербаков считал не менее важным залогом победы, чем боевые действия на фронтах.
Фото: ТАСС (Начальник Главного политуправления Красной Армии, заведующий отделом международной информации ЦК ВКП(б), начальник Совинформбюро, генерал-полковник Александр Сергеевич Щербаков)
Среди них были, например, Валентин Катаев, Сергей Сергеев-Ценский, Александр Фадеев, Константин Симонов, Алексей Толстой, Константин Федин, Корней Чуковский, Мариэтта Шагинян, Михаил Шолохов, Илья Эренбург и многие другие. Большинство писателей не сидели в глубоком тылу, а работали на фронтах Великой Отечественной. Известная песня Константина Симонова про военных корреспондентов, что называется, писана с натуры:
«Там, где мы бывали,
Нам танков не давали:
Журналист погибнет – не беда.
На фордишке драном
И с одним наганом
Первыми врывались в города».
Многие заплатили за свои репортажи и очерки собственными жизнями. Так, среди погибших на фронте писателей был соавтор «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» Евгений Петров.
Откуда передавал сводки Юрий Левитан
За четыре года Великой Отечественной войны легендарный диктор прочитал более 2 000 фронтовых сводок, сотни экстренных сообщений, приказов Верховного Главнокомандующего и заявлений правительства. Менее известна вторая диктор Совинформбюро – Ольга Высоцкая, зачитывавшая сводки наравне с Левитаном.
Каждый раз перед началом сообщения звучало торжественное «говорит Москва», тем не менее, сообщения зачитывались совсем не из столицы СССР.
Для вещания из Москвы не было технической возможности: подмосковные радиовышки были демонтированы, так как являлись хорошими ориентирами для немецких бомбардировщиков.
Фото: ТАСС / Кассин Евгений, Савостьянов Владимир
Кроме того, на Левитана в конце лета 1941 года началась настоящая охота: гитлеровцам очень хотелось избавиться от легендарного «голоса Москвы». На этот счет имелся личный приказ Геббельса – уничтожить! Поэтому, когда сотрудниками НКВД был обнаружен радиомаяк на крыше Дома радио, Левитана взяли под строжайшую охрану, перевели в резервную студию, оборудованную в здании Центрального телеграфа, а осенью 1941 года тайно эвакуировали в Свердловск (сейчас Екатеринбург).
Свердловская студия размещалась в подвальном помещении, а все сотрудники жили в бараках поблизости. Дикторы Юрий Левитан и Ольга Высоцкая с осени 1941 года вели из Свердловска ежедневное вещание. Сигнал распространялся через целую сеть ретрансляторов по всей стране, чтобы враги не запеленговали точное место, откуда велись передачи. Весной 1943 года студия была переведена в город Куйбышев (сейчас Самара). Все происходило в условиях строжайшей секретности. Информация о перемещениях Юрия Левитана и всей студии была полностью рассекречена лишь через 25 лет после окончания войны, к концу 60-х годов XX века.
Сводки с фронтов транслировались ежедневно в промежутке с 5 до 6 часов утра. Юрий Левитан или Ольга Высоцкая читали их очень медленно и торжественно. А названия населенных пунктов дикторы специально выговаривали очень четко, практически по буквам, делая длинные паузы. Это делалось для того, чтобы все, кто на местах вручную записывал сводку, успели это сделать и не допустили ошибок.
Сводки, прочитанные дикторами, записывали и множили в десятках и сотнях городов и сел по обе стороны фронта, а также на самом фронте. Сообщения информбюро зачитывали в рабочих коллективах, их печатали на первых полосах газет, их переписывали вручную для самодельных листовок, чтобы донести слово Москвы до людей на оккупированных территориях. И это – несмотря на то, что гонца с такой листовкой нацисты могли расстрелять.
Надо сказать, что во время войны прессе как агитационному органу отводилась очень большая роль: в каждой дивизии была своя маленькая газета, которую делали от силы 3-5 человек, были армейские, фронтовые газеты, не говоря уж о центральных СМИ. И все они печатали сводку Совинформбюро на самом почетном месте, слово в слово, не сокращая и не меняя формулировок.
Это позволяло властной верхушке, ответственной за идеологию, строго определять информационно-пропагандистские доминанты и обеспечивать единообразность подачи информации в рамках всей страны в течение всех пяти лет Великой Отечественной войны.
Сколько правды было в сводках и каким редактором был Сталин
Отдельный вопрос, который до сих пор вызывает массу споров – это достоверность информации, которая сообщалась в сводках. Точнее то, что до определенного момента эти сведения совсем не отражали истинное положение дел на фронтах. Они были скорее симулякром, информационной копией реальности, которая искажала ее до неузнаваемости.
Историки до сих пор обсуждают, до какой степени это было допустимо. Однако то, что информация была значительно поправлена в сторону оптимизма и уверенности в неминуемой победе, позволило миллионам людей выстоять в первый, самый страшный год войны, когда враг стремительно брал город за городом, а наши войска отступали, теряя на полях сражений десятки и сотни тысяч убитых.
Да и потом, опираясь на жизнеутверждающий оптимизм сводок, можно было как-то выжить и не впасть в панику, даже если слухи и приносили прямо противоположную сводкам информацию. Справедливости ради, следует сказать, что и немецкая пропаганда не стеснялась в своих листовках рассказывать на оккупированных территориях о том, что вся территория СССР давно «освобождена» немецкими войсками.
Это кажется удивительным, но многие сводки Совинформбюро правил лично Иосиф Сталин. Он придавал очень большое значение идеологической пропаганде и следил за тем, чтобы его канонические формулировки дошли в неизмененном виде до каждого человека в СССР, поэтому он не жалел времени, просматривая и поправляя сводки. В воспоминаниях многих приближенных вождя описывается, как маршалы Жуков и Василевский подолгу ожидали в приемной, пока Верховный главнокомандующий закончит редактирование. Рассказывал об этом и ответственный секретарь Совинформбюро Владимир Кружков, который частенько сидел в той же приемной, ожидая поправленных текстов.
Иногда Верховный главнокомандующий вдруг брался сокращать тексты. Так, авторы научного исследования о деятельности Совинформбюро Олеся Баландина и Александр Давыдов отмечают, что Сталин не любил длинного перечисления трофеев, взятых в боях. А иногда он вдруг преуменьшал достижения советских войск! Это случалось, если какой-то из наших военачальников попадал в опалу. В таком случае данные сводок выступали средством его порицания: Сталин лишал его на бумаге части боевых заслуг.
Однако начиная с 1943 года противоречие между реальностью и сообщениями Совинформбюро практически сошло на нет. Советские войска успешно наступали, и сводки отражали вполне реальную картину победоносного движения нашей армии.
Совинформбюро во многом было обязано своим громадным влиянием возглавлявшему агентство Александру Щербакову. Тот был любимцем Сталина, и авторитет его был очень высок. Маршал Василевский писал, в частности: «Материалы, согласованные с Александром Сергеевичем или завизированные им, Сталин подписывал без задержки». В начале 1945 года заместитель Щербакова Соломон Лозовский, понимая, что после войны агентство надо преобразовать в новый орган с новыми функциями, пытался даже превратить Совинформбюро в Министерство информации. Однако этому проекту не суждено было осуществиться: в ночь с 9 на 10 мая 1945 года Щербаков внезапно скончался от обширного инфаркта. Долгожданная весть о победе настолько потрясла его, что он не пережил всей бури эмоций.
После этого небывалое влияние Совинформбюро пошло на спад. Соломона Лозовского скоро сняли с должности, а в 1952 году расстреляли по сфабрикованному делу Еврейского антифашистского комитета. Центр информационно-пропагандистской деятельности постепенно переместился в Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС). А на базе Совинформбюро со временем было образовано Агентство печати «Новости» (АПН).