Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

А. Л. Бржеской Афанасий Фет

Далекий друг, пойми мои рыданья,
Ты мне прости болезненный мой крик.
С тобой цветут в душе воспоминанья,
И дорожить тобой я не отвык.

Кто скажет нам, что жить мы не умели,
Бездушные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?

Лишь ты одна! Высокое волненье
Издалека мне голос твой принес.
В ланитах кровь, и в сердце вдохновенье.-
Прочь этот сон,- в нем слишком много слез!

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Татьяна Ельчанинова запись закреплена

ДАЛЁКИЙ ДРУГ, ПОЙМИ МОИ РЫДАНЬЯ.

В одном из поздних своих писем А.А.Фет назвал свою жизнь «самым сложным романом». Он всегда пользовался большим успехом у женщин и всегда был в кого-нибудь влюблён.

Александра Львовна Бржеская (урожденная Добровольская) — одна из самых дорогих Фету женщин, «далекий друг» поэта на протяжении многих десятилетий его жизни. Предки Бржеской, Добровольские,— польского происхождения; родители ее были полноправными российскими дворянами и жили в усадьбе Сасовке Елизаветградского уезда, где Александра и родилась 18 мая 1821 г. Первые стихи, обращенные к ней, Бржеская услышала, когда ей было три года; а читал их Пушкин. Поэт попал в имение Добровольских Сасовку во время своей «командировки на саранчу» и среди семейного праздника (были именины сестры хозяина дома) оказался в центре внимания. «В это время к хозяйке дома подошла дочь, малютка трех лет; лаская девочку, мать поставила ребенка на стол, и девочка, лавируя между приборами, прошла к отцу, на другой конец стола. Отец сказал Александру Сергеевичу, что и эта малютка знает его стихи, и велел ей прочесть то место из «Кавказского пленника», где описывается красавица; действительно, дитя едва внятно пролепетало несколько строк. Пушкин сказал ей: «Да ты и сама обещаешь быть такой красавицей» — и сам прочел ей стихотворение «Адели».

Александра Добровольская и впрямь выросла красавицей; пройдя обучение в столичном пансионе, она вышла в 1840 г. замуж за отставного кирасира, молодого и богатого херсонского помещика Алексея Бржеского, и стала украшением местного общества.

. Они встретились, когда ему шел 23-й год, еще до знакомства с Марией. Имя его уже успело облететь Россию. Прибыв на военную службу в Елисаветград, он получил приглашение на уездный бал.

Праздник был в разгаре, когда вдруг раздался шепот: «Бржеские, Бржеские. » В залу вошла молодая красивая пара. Поражала несравненной красотой Александра Львовна: гордая темно-русая головка, удивительные голубые глаза, безукоризненно очерченный рот. О ее красоте шла молва по всей Херсонщине.

Бржеская была на год моложе Фета. Она получила образование в петербургском пансионе, знала несколько языков. Светская львица, она привыкла блистать в обществе. Фет — в ее свите. Что ж, он статен, остроумен, речь полна блеска и парадоксов. Но о любви, тем более о страсти не может быть и речи. Ведь именно Бржеская познакомила его с Марией, она знает об их привязанности…

1853 год Фет встречает в Петербурге. Новая жизнь, новые знакомства. И вдруг приходят эти строки: «Без тебя я тоскую безумно, ты улыбку мою унесла. » Может быть, только в Петербурге и понял Афанасий Афанасьевич, что его чувство к Бржеской — более чем дружба?

С лета 1845 г. начинаются ее отношения с Фетом, продолжавшиеся до конца жизни поэта; эти отношения подробно изучил Г. Блок, посвятивший им специальную работу («Фет и Бржеская».)
Набрасывая «штрихи к портрету» елисаветградской красавицы, Г. Блок пишет: «Молодость, проведенная в ненарушимой, красиво обставленной праздности, в балах, кавалькадах и поездках по Дунаю, привычка нравиться «уездам и столицам» и всюду находить «венец прекрасному челу»—в этом воспитался ее характер, в этом сложились те требования к жизни, от которых она не отступалась до глубокой старости. Ею всегда должны любоваться — это основная, самая острая ее потребность. Она всегда в красивой позе, и все, а в особенности Фет, непременно должны эту позу заметить, оценить».

. Как-то Фета спросили: что он больше всего ценит в женщине? «Красоту», — ответил поэт. Тонкий ценитель прекрасного, он, тем не менее, в 1857 году взял в жены некрасивую немолодую девушку. Это был шаг на пути к поставленной им в юности цели: Машенька Боткина была дочерью богатого чаеторговца. Она стала прекрасной женой поэту, его усердной нянькой. Как говорил Фет, это было «существо добрейшее и преданнейшее, но прозаическое и бескрылое». Так, в 40 лет он обрел почти все, к чему стремился: разбогател, купил три имения, кусок земли близ поместий своего отчима и весь был поглощен постройками, потравами, урожаем. Тургенев печалился: Фет «стал рьяным хозяином. Музу прогнал взашей». Он отяжелел, облысел, оброс бородой.

. Ещё в 1853 году Фет перевелся из кирасирского полка в гвардию. Пятнадцать лет он переписывался с Бржескими, в основном с Алексеем Федоровичем, изредка находя в его письмах несколько строк Александры Львовны, обращенных к нему; дважды за это время он встречал ее в Москве.
Новая полоса их отношений началась с 1868 г., после смерти Бржеского… Им уже далеко за 50. Все чаще они возвращаются к прошлому. Воспоминания расцветают. Новый вихрь чувств врывается в их переписку. Оба и не задумываются о том, что ушли не годы — десятилетия! Он помнит ее молодой, красивой и нетерпеливо зовет в свое имение Воробьевку, в белый дом на зеленом холме. уже готовит ей комнаты…

Она приняла, наконец, его приглашение в июне 1879 года, но в белый дом на холме вошла не прежняя изумительная красавица, а хилая, измученная жизнью старушка. Она приехала не для того, чтобы, приобрести здесь жизненную пристань, а только для того, чтобы повидать своего поэта. Они не виделись более десяти лет. За год до смерти, вспоминая тот день, Фет напишет стихотворение «Мы встретились вновь после долгой разлуки. », каждая из трех строф которого заканчивается словами: «И плакали, плакали мы. » Это было их последнее свидание. Но переписка продолжалась еще много лет.

Мы встретились вновь после долгой разлуки,
Очнувшись от тяжкой зимы:
Мы жали друг другу холодные руки —
И плакали, плакали мы.

Это стихотворение, написанное 30 марта 1891 г.,— поэтическое воспоминание той встречи в Воробьевке, которой суждено было стать последней в их жизни. Бржеская пережила Фета (дата смерти ее не известна); из их переписки сохранились только ее письма — письма поэта были ею сожжены.

. Среди стихотворений Фета, обращенных к Бржеской (а их около десятка), несомненно, самое значительное—«Далекий друг, пойми мои рыданья. ». История его создания представляется следующим образом. В начале 1878 г. Фет послал Бржеской стихотворение «Alter ego»:

. У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем,
нас нельзя разлучить.

Александра Львовна была тяжело больна, когда получила от Фета «Alter ego»; стихотворение произвело на нее сильное впечатление (она знала о его любви к Марии Лазич): «И перевозили меня тогда больную, а я все в уме повторяла ваше «Alter ego». с этим я пережила весну». Фет прочитал эти строки в письме Бржеской, полученном им в январе 1879 г.; утром 28 января он написал стихотворение «Далекий друг. » и послал его Александре Львовне.

Далёкий друг, пойми мои рыданья,
Ты мне прости болезненный мой крик.
С тобой цветут в душе воспоминанья,
И дорожить тобой я не отвык.

Кто скажет нам, что жить мы не умели,
Бездушные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?

Где ж это всё? Ещё душа пылает,
По-прежнему готова мир объять.
Напрасный жар! Никто не отвечает,
Воскреснут звуки — и замрут опять.

Лишь ты одна! Высокое волненье
Издалека́ мне голос твой принёс.
В ланитах кровь, и в сердце вдохновенье. —
Прочь этот сон, — в нём слишком много слёз!

В это же время Фет получил еще одно подтверждение того, какую притягательную, жизненную силу находят чуткие читатели в его поэзии; в письме к поэту от 23 января Н. Страхов писал: «Я теперь хожу всегда с Вашими стихотворениями в кармане и читаю их везде, где только можно. Прежние уже знаю наизусть и не могу начитаться. Ваше последнее стихотворение Далёкий друг»— какая прелесть. Как это тепло и трогательно.
=========================

PS/К моему великому сожалению портрет Александры Львовны Бржеской я так нигде и не нашла. А очень хотелось посмотреть на ту, которой ещё в детстве А.С. Пушкин пророчил быть красавицей, и которой А.А.Фет посвятил столько стихотворений о любви.

Источник

Фет и Ван Вэй генотипическое сходство?

Далекий друг, пойми мои рыданья,
Ты мне прости болезненный мой крик.
С тобой цветут в душе воспоминанья,
И дорожить тобой я не отвык.

Кто скажет нам, что жить мы не умели,
Бездушные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?

Лишь ты одна! Высокое волненье
Издалека мне голос твой принес.
В ланитах кровь, и в сердце вдохновенье.-
Прочь этот сон,- в нем слишком много слез!

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Статистика

«Но жаль того огня. «

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Литературная карьера А. Фету совершенно не удалась, но это было лишь звено в цепи неудач и невзгод, преследовавших его с первых лет жизни. Уже самоё рождение Фета произошло при весьма драматических обстоятельствах, повлиявших на всю его дальнейшую судьбу.

“Позорная» тайна Фета

Однажды в сентябре 1820 года в село Новосёлки Орловской губернии приехал отставной гвардеец, помещик Афанасий Шеншин, вернувшийся из Германии, куда ездил лечиться на воды.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Село Новосёлки Мценского уезда

Он привёз с собой молодую жену — 22-летнюю Шарлотту Фёт, которую увидел и полюбил в Дармштадте. Трудно понять, чем так пленил молодую женщину немолодой, вдвое её старше, небогатый некрасивый иностранец, но она бросила ради него мужа — преуспевающего адвоката Иоганна Фёта, годовалую дочь Каролину, старика отца, свою страну и бежала в Россию. Вдобавок она была беременна вторым ребёнком. Поступок её можно было бы понять, если бы ребёнок был от Шеншина. Но такая возможность исключалась, что видно из писем Шеншина и Шарлотты к её брату. Там говорится о том, что отцом ребёнка был брошенный муж, который, кстати, тоже потом не признавал его своим сыном.
Через месяц или два, по одним данным — 23 октября, по другим — 23 ноября 1820 года родился будущий великий поэт России. Родился вне брака. Сыном Шеншина его записал местный священник, горький пьяница, получивший хорошую мзду за этот — дерзкий по тем временам — подлог. Через два года Шеншин обвенчался с Шарлоттой, (раньше не могли, так как бывший муж не давал согласие на развод, шантажируя мать мальчика и требуя денег за его усыновление в России).

До 14 лет Афанасий рос в Новосёлках, считаясь сыном Шеншина, но в 1834 году, вследствие доноса одного из соседей в губернское правление, подделка раскрылась. Губернская комиссия, строго следившая за чистокровностью первого наследника в дворянской семье, сверив запись в метрической книге и дату венчания родителей, объявила крещение их сына незаконным. Так в 14 лет мальчик стал «гессендармштадтским подданным Афанасием Фётом», лишившись в одночасье всех титулов, дворянских званий, имущественных прав, русского гражданства. Он был отвезён в далёкий лифляндский городишко Верро (ныне Выру Эстонии) и помещён в немецкий пансион, где преподавали и учились одни немцы.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Там он и начал писать стихи. От тоски. Один, оторванный от семьи, в чужом городе, чувствуя себя «собакой, потерявшей хозяина». Но в глубине своего существа юный Афанасий чувствовал рождение того света, который вскоре станет его торжеством в борьбе с жизненным мраком: «В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность. »

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Это подавал голос никому ещё не ведомый творческий дар, это просилась к жизни поэзия.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Всю жизнь Фет ненавидел свою фамилию. Позже он писал жене: «Ты и представить себе не можешь, до какой степени мне ненавистно имя Фет. Умоляю тебя никогда мне его не писать, если не хочешь мне опротиветь. Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им — Фет».
В пансионе подростка преследовали злые догадки и издёвки товарищей. Отныне он не мог без позора объяснить своё происхождение, не бросив тень на свою мать. Потеря прежнего имени означала утрату всего, чем он до сего времени обладал: дворянского звания, положения в обществе, права быть помещиком, наследовать родовое имение Шеншиных, лишался права называть себя русским: под документами должен был подписываться: «К сему иностранец А. Фёт руку приложил».
Всю жизнь Фет всеми правдами и неправдами скрывал позорную тайну своего происхождения. В написанных им в конце жизни мемуарах, где многое им утаено и искажено, он называет своим отцом Шеншина. Но своей будущей жене Фет решился открыть тайну своего рождения. За месяц до венчания он отправил ей письмо, где назвал своим отцом Иоганна Фёта и рассказал о том, как Шеншин увёз от него его беременную жену. На конверте его рукой стояла пометка: «Читай про себя», а в конце предписывалось сжечь сразу после прочтения. Жена, однако, письмо сохранила, но сделала пометку: «Положить со мной в гроб». Воля покойной исполнена не была, и письмо дошло до наших дней.
И ещё одну тайну Фет скрывал всю жизнь — своей национальности. Из мемуаров И. Эренбурга: «Племянник Фета Н.Н. Пузин рассказывал мне, что поэт незадолго до смерти узнал из письма-завещания своей покойной матери, что его отцом был гамбургский еврей. Мне рассказывали, будто Фет завещал похоронить письмо вместе с ним — видимо, хотел скрыть от потомства правду о своей яблоне. После революции кто-то вскрыл гроб и нашёл письмо».
Этим «кто-то» был Н. Черногубов (говорящая фамилия), написавший потом книгу «Происхождение А. Фета», где на 500 страницах «уличал» поэта в еврейской национальности. Свояченица Л.Толстого Татьяна Кузьминская писала о Фете: «Он всю жизнь страдал, что он не Шеншин, а незаконный сын еврейки Фёт». Но даже не будь этого письма, национальность Фета скрыть трудно, так как она ярко выражалась в его семитской внешности. Старший сын Толстого Сергей Толстой пишет в своих мемуарах: «Наружность Афанасия Афанасьевича была характерна: большая лысая голова, высокий лоб, чёрные миндалевидные глаза, красные веки, горбатый нос. Его еврейское происхождение было ярко выражено». Точно таким, как в этом описании, Фет предстаёт на знаменитом портрете И.Репина 1882 года из Третьяковской галереи. На лице — характерное выражение иронии, которое, по словам знавших поэта, бывало у него, когда приходилось выслушивать неумного собеседника.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Фёт становится Фетом

После окончания пансиона Фет поступает в московский университет. Жил он поначалу в пансионате профессора Погодина. Говорили, что на антресолях погодинского дома обитает Гоголь. никто из студентов его, впрочем, не видел. Однажды Фет решился показать Погодину тетрадку своих стихов. Профессор сказал: «Я Вашу тетрадку, почтеннейший, передам Гоголю, он в этом случае лучший судья...» Через неделю стихи вернулись: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование. »
Стихи юного поэта стали появляться в журналах под фамилией Фет (по ошибке наборщика «ё» превратилось в «е» и эта новая фамилия стала как бы литературным псевдонимом русского поэта). Уже в студенческие годы Фет становится заметным поэтом. В этот период им написаны такие замечательные и широко известные стихи как «Печальная берёза. », «Чудная картина. », «На заре ты её не буди. », «Я пришёл к тебе с приветом. », «Облаком волнистым. » и другие. А романс на стихи 23-летнего Фета «На заре ты её не буди. » был известен даже в Германии и стал, по словам Аполлона Григорьева, «песней, сделавшейся почти народною». Послушайте и посмотрите прелестный видеоклип этого романса в исполнении Олега Погудина.

«На заре ты её не буди. »

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

В погоне за дворянством

Десять лет после окончания университета Фет проводит в армии: армейской службой он рассчитывал вернуть утраченное дворянство.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Он выслуживает чин за чином, а цель каждый раз ускользает: правительство, боясь «оподления» дворянского сословия, с каждым годом поднимает ценз. Дни Фета проходят в маленьких городишках, а больше — в деревнях и сёлах Херсонской губернии, куда был расквартирован его полк.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Из московского круга он попал в далёкий от умственных интересов круг провинциальных офицеров и помещиков, среди которых почти не было людей, способных оценить его дарование, поговорить о литературе.
Но Фет упорно продолжает тянуть армейскую лямку ради осуществления заветной цели — получения дворянства, возвращения себе имущественных прав, статуса, положения в обществе. Однако цель оказывалась недостижимой. И как только ему оставалось буквально меньше месяца до получения искомого офицерского чина — выходил новый указ, по которому для получения дворянства нужен был уже более высокий чин. Так повторялось много раз. Фет сравнивал себя с мифологическим Сизифом, который тащит камень счастья на гору, а он в последний момент снова вырывается из рук. И когда выходит очередной указ о том, что звание потомственного дворянина может дать лишь чин полковника — Фет понимает, что все его усилия тщетны, что дальнейшее продолжение службы бессмысленно, и выходит в отставку.

Горя огнём стыда

Глубокий след в фетовской поэзии оставил трагический роман с Марией Лазич. Это была дочь отставного генерала, мелкого помещика, обрусевшего серба. Фету было 28, когда он её встретил, ей — 24. В марте 1849 года Фет пишет другу детства, что встретил существо, которое любит и глубоко уважает, «идеал возможного для меня счастья и примирения с гадкой действительностью. Но у ней ничего и у меня ничего. «

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Любовь бесприданницы и офицера без состояния могла только усугубить положение двух бедняков. Это значило бы для него навсегда похоронить будущее в убогом гарнизонном прозябании с кучей детей и преждевременно увядшей женой. И любовь Фета отступила перед прозаическим расчётом. Позже он напишет автобиографическую поэму «Сон поручика Лосева«, в котором их роман с Лазич изображён с реалистической конкретностью. Поначалу комически поданный вопрос «брать или не брать дьявольские червонцы?» — оборачивается важнейшим вопросом в выборе дальнейшего жизненного пути. Как поступил поручик Лосев — в поэме остаётся неизвестным. Но мы знаем, как поступил поручик Фет.
В своих воспоминаниях он пишет: «Чтобы разом сжечь корабли наших взаимных надежд, я собрался с духом и высказал громко свои мысли относительно того, насколько считал брак для себя невозможным и эгоистичным». Она ответила: «Я люблю с Вами беседовать без всяких посягательств на Вашу свободу«.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Весна. В. Борисов-Мусатов

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Томительно призывно и напрасно
твой чистый луч передо мной горел,
немой восторг будил он самовластно,
но сумрака кругом не одолел.

Пускай клянут, волнуяся и споря,
пусть говорят: то бред души больной,
но я иду по шаткой пене моря
отважною, нетонущей ногой.

Я пронесу твой свет чрез жизнь земную,
он мой — и с ним двойное бытиё
вручила ты, и я — я торжествую
хотя на миг бессмертие твоё.

Что он потерял — Фет понял гораздо позже, тогда он лишь отдал дань скорби, — ему светила гвардия, перед ним маячили другие заботы, цели. Но придёт время — и горестная тень властно возьмёт всё, в чём было отказано живой Марии Лазич.

Долго снились мне вопли страданий твоих, —
то был голос обиды, бессилия плач;
долго, долго мне снился тот радостный миг,
как тебя умолил я — несчастный палач.

Проходили года, мы умели любить,
расцветала улыбка, грустила печаль;
проносились года, — и пришлось уходить:
уносило меня в неизвестную даль.

Подала ты мне руку, спросила: «Идёшь?»
Чуть в глазах я заметил две капельки слёз;
эти искры в глазах и холодную дрожь
я в бессонные ночи навек перенёс.

Сорок лет спустя после этих событий больной, задыхающийся старик бессонной ночью думает о том, чего стоило 20-летней девушке то спокойное прощание: «Подала ты мне руку. Спросила: «Идёшь?» Среди ночи поднимают его утаённые ею тогда слёзы — вопли рыданий стоят у него в ушах.

Вновь и вновь вспыхивает видение: бежит пылающая фигура, загорается факелом и выплавляет строчки, которым предстоит войти в учебники:

Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
там человек сгорел?

Так догорала любовь, которая когда-то, в херсонской глуши, обожгла жизнь практичного армейского офицера.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Ты отстрадала, я ещё страдаю.
Сомнением мне суждено дышать.
И трепещу, и сердцем избегаю
искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю
язык любви, цветов, ночных лучей, —
как не цвести всевидящему маю
при отблеске родном таких очей!

Очей тех нет — и мне не страшны гробы,
завидно мне безмолвие твоё.
И, не судя ни тупости, ни злобы,
скорей, скорей, в твоё небытиё!

Марии Лазич посвящены самые пронзительные строки знаменитых «Вечерних огней«, этой лебединой песни А. Фета.

И снится мне, что ты встала из гроба,
такой же, какой ты с земли отлетела.
И снится, снится: мы молоды оба,
и ты взглянула, как прежде глядела.

Что же касается бесследно исчезнувших писем, то Фет, как мы знаем, умел возвращать отнятое судьбой: он вернул себе имя, состояние, вернул и утраченные письма. Ибо что, как не письма девушке из херсонских степей, эти написанные на склоне лет стихотворные послания?

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Солнца луч промеж лип был и жгуч, и высок,
пред скамьёй ты чертила блестящий песок,
я мечтам золотым отдавался вполне, —
ничего ты на всё не ответила мне.

Я давно угадал, что мы сердцем родня,
что ты счастье своё отдала за меня,
я рвался, я твердил о не нашей вине, —
ничего ты на всё не ответила мне.

Я молил, повторял, что нельзя нам любить,
что минувшие дни мы должны позабыть,
что в грядущем цветут все права красоты, —
мне и тут ничего не ответила ты.

С опочившей я глаз был не в силах отвесть, —
всю погасшую тайну хотел я прочесть.
И лица твоего мне простили ль черты? —
Ничего, ничего не ответила ты!

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Прости! во мгле воспоминанья
всё вечер помню я один, —
тебя одну среди молчанья
и твой пылающий камин.

Глядя в огонь, я забывался,
волшебный круг меня томил,
и чем-то горьким отзывался
избыток счастия и сил.

Что за раздумие у цели?
Куда безумство завлекло?
В какие дебри и метели
я уносил твоё тепло?

Где ты? Ужель, ошеломлённый,
кругом не видя ничего,
застывший, вьюгой убелённый,
стучусь у сердца твоего.

С его пера срывались слова любви, раскаяния, тоски, часто поразительные по своей бесстрашной откровенности.

Давно забытые, под лёгким слоем пыли,
черты заветные, вы вновь передо мной,
и в час душевных мук мгновенно воскресили
всё, что давно-давно утрачено душой.

Горя огнём стыда, опять встречают взоры
одну доверчивость, надежду и любовь,
и задушевных слов поблёкшие узоры
от сердца моего к ланитам гонят кровь.

Я вами осуждён, свидетели немые
весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
как в тот ужасный час, когда прощались мы.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

В. Борисов-Мусатов. Призраки.

Всю жизнь, до конца дней своих Фет не мог её забыть. Образ Марии Лазич в ореоле доверчивой любви и трагической участи до самой смерти вдохновлял его. Жизненная драма изнутри, как подземный ключ, питала его лирику, придавала его стихам тот напор, остроту и драматизм, которых прежде не было. Его стихи — это монологи к умершей, страстные, рыдающие, исполненные раскаяния и душевного смятения.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Страницы милые опять персты раскрыли,
я снова умилён и трепетать готов,
чтоб ветр или рука чужая не сронили
засохших, одному мне ведомых цветов.

О, как ничтожно всё! От жертвы жизни целой,
от этих пылких жертв и подвигов святых —
лишь тайная тоска в душе осиротелой
да тени бледные у лепестков сухих.

Но ими дорожит моё воспоминанье;
без них всё прошлое — один жестокий бред,
без них — один укор, без них — одно терзанье,
и нет прощения, и примиренья нет!

Без любви

После смерти М. Лазич Фет пишет мужу своей сестры Борисову: «Итак, идеальный мир мой разрушен. Ищу хозяйку, с которой будем жить, не понимая друг друга».

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

И такая вскоре нашлась. В 1857 году Фет взял годовой отпуск, совершив на накопившийся литературный гонорар путешествие по Европе, и там в Париже женился на дочери богатейшего московского чаеторговца В. П. БоткинаМарии Петровне. Как это нередко бывает, когда в брак не вмешивается любовь, союз их оказался долгим и, если не счастливым, то удачным. Фет на приданом жены вышел в крупные помещики и экономическим путём удовлетворил свои сословные претензии. Но особой радости для него в этом не было.

Напрасно!
Куда ни взгляну я, встречаю везде неудачу,
И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
Тебе улыбаюсь, а внутренно горько я плачу,
Напрасно.

Разлука!
Душа человека какие выносит мученья!
А часто на них намекнуть лишь достаточно звука.
Стою как безумный, еще не постиг выраженья:
Разлука.

Свиданье!
Разбей этот кубок: в нем капля надежды таится.
Она-то продлит и она-то усилит страданье,
И в жизни туманной всё будет обманчиво сниться
Свиданье.

Не нами
Бессилье изведано слов к выраженью желаний.
Безмолвные муки сказалися людям веками,
Но очередь наша, и кончится ряд испытаний
Не нами.

Но больно,
Что жребии жизни святым побужденьям враждебны;
В груди человека до них бы добраться довольно.
Нет! вырвать и бросить; те язвы, быть может, целебны,-
Но больно.

Брат Л.Толстого Сергей вспоминал: «Жена Фета была не первой молодости, некрасива и неинтересна, но добрейшая женщина и прекрасная хозяйка. Трудно предположить, что Афанасий Афанасьевич был когда-то влюблён в неё. Думаю, этот брак был заключён по расчёту. Жили они мирно. М.П. Заботилась о муже, а он был с ней предупредителен, по крайней мере на людях».

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Мария Петровна Боткина, жена Фета

Из воспоминаний Т. Кузьминской: «Характер у неё был прелестный. Мужа своего она очень любила. Звала его всегда «говубчик Фет», не выговаривая «л».
В 1860 году Фет на деньги жены приобретает 200 десятин земли в Мценском уезде, где родился и вырос, и начинает вести помещичье хозяйство.Он с головой уходит в новые заботы и хлопоты: суетится, бегает по участку, ругается с работниками. Жизнь Фета принимает демонстративно непоэтический облик. Тургенев с иронией пишет Полонскому: «Фет сделался агрономом-хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл — о литературе и слышать не хочет». А Фет пишет ему в стихах:

Свершилось! Дом укрыл меня от непогод,
Луна и солнце в окна блещет,
И, зеленью шумя, деревьев хоровод
Ликует жизнью и трепещет.

Ни резкий крик глупцов, ни подлый их разгул
Сюда не досягнут. Я слышу лишь из саду
Лихого табуна сближающийся гул
Да крик козы, бегущей к стаду.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Убеждённый помещик

Это был большой каменный дом с паркетными полами и зеркалами во всю стену. В теплице выращивались олеандры, кипарисы, филодендроны. К столу подавали свежую икру, только что вынутую из осетра. Кроме того Фет купил дом в Москве, чтобы долгие зимы коротать в уютной старой столице.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Многие считали Фета этаким прижимистым кулаком, всё гребущим под себя. Это было не так. Он помогал голодающим, построил сельскую больницу на свои средства. Крепко построил, там и сейчас располагается районная больница. Среди соседей-помещиков становится всё более уважаемым лицом. В 1867 году его избирают на почётную должность мирового судьи, в которой он оставался целых 11 лет.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Фет стал образцовым хозяином. Цифры его урожаев украшали губернские статистики. О видном сельском деятеле стало известно при дворе, где после реформы особенно угодны были крепкие хозяйственные люди, что прочно сидели на земле. И когда Александру Второму в очередной раз подали прошение Фета, царь уронил слезу: «Как он страдал, бедный!» и подписал указ о возвращении родового имения Шеншина сыну и его стародворянской фамилии. Фет снова превратился в Шеншина. Прежнюю фамилию он сохранил в качестве литературного псевдонима, но ревностно следил за тем, чтобы в быту, в адресах писем его именовали Шеншиным:

Я между плачущих Шеншин
и Фет я только средь поющих.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Как-то в письме к великому князю К. Романову Фет с краткостью поэтической строки описал эту «разноликость» своего портрета: «Солдат, конезаводчик, поэт и переводчик». Но. дух дышит, где хочет. В этом орловском, курском и воронежском поместном дворянине, жёстком и расчётливом сельском хозяине, в этой грубоватой оболочке землевладельца продолжал дышать дух поэта, одного из тончайших лириков мировой литературы.

В душе, измученной годами,
есть неприступный чистый храм,
где всё нетленно, что судьбами
в отраду посылалось нам.

Я. Полонский писал Фету, не в силах примирить непримиримое: «Что ты за существо — не понимаю! Откуда у тебя берутся такие елейно-чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношески-благоговейные стихотворения? Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому не ведомый и нам, грешным, невидимый человек, окружённый сиянием, с глазами из лазури и звёзд, и окрылённый. Ты состарился, а он молод! Ты всё отрицаешь, а он верит! Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклонённый, зарыдать готов перед одним из её воплощений».

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Я. Полонский и А. Фет. 1890 год

У Фета было достаточно вкуса, чтобы не считать поэтичной и красивой свою жизнь, отданную погоне за богатством и удовлетворением тривиального честолюбия. Он воспринимал её как тоскливую и скучную, но считал, что такова жизнь вообще, что она низменна, бессмысленна и уныла, что основное её содержание — страдание, и есть только одна таинственная, непонятная в этом мире скорби и скуки сфера подлинной, чистой радости — сфера красоты, особый мир,

Фет раздвоен, на этом сходятся все исследователи. Поэт чистого искусства, певец звёзд, соловьёв роз и. помещик. Оно, может статься, и ничего, простили же мы и Пушкину, и Тургеневу то, что они были помещиками, деликатно постаравшись как бы этого не заметить. Но с Фетом — просто беда: ничего не обойдёшь, не замнёшь: А.А. Шеншин был, если можно так выразиться, убеждённым помещиком. Своё помещичье Я поэт афишировал, выставлял напоказ, бравировал им, гордился.
Однако у талантливого поэта и рачительного землевладельца есть нечто общее: это чувство любви к земле. Фет любил землю, в этом всё дело. Любил землю во всех её проявлениях: её можно радостно воспевать, но её необходимо и возделывать. При всей возвышенности чувств и помыслов Шеншин был ещё и честным дельцом: наживал палаты каменные трудами праведными. Да даже не просто праведными, а умело налаженными. Фет оказался уникальным в своей раздвоенности. Исключением. Может быть, он был основоположником какого-то нового типа поэта.

Несостоявшееся самоубийство

Фета в последние годы жизни терзали болезни. Хроническое воспаление век стало препятствовать работе.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Пришлось нанять секретаршу, которая читала поэту и писала под его диктовку. Крайне усилилась одышка, мучившая Фета ещё смолоду. Своё последнее стихотворение он начал словами: «Когда дыханье множит муки и было б сладко не дышать. »

Его томил недуг. Тяжелый зной печей,
Казалось, каждый вздох оспаривал у груди.
Его томил напев бессмысленных речей,
Ему противны стали люди.
На стены он кругом смотрел как на тюрьму,
Он обращал к окну горящие зеницы,
И света божьего хотелося ему —
Хотелось воздуха, которым дышат птицы.

Умирал поэт как истый романтик, художественно наблюдая за угасанием в себе воли к жизни, соотнося его с угасанием воли к жизни в природе:

И болью сладостно-суровой
Так радо сердце вновь заныть,
И в ночь краснеет лист кленовый,
Что, жизнь любя, не в силах жить.

Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Смотреть картинку Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Картинка про Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы. Фото Кто скажет нам что жить мы не умели бездушные и праздные умы

Я в жизни обмирал и чувство это знаю,
Где мукам всем конец и сладок томный хмель,
Вот почему я вас без страха ожидаю,
Ночь безрассветная и вечная постель!

Пусть головы моей рука твоя коснётся
И ты сотрёшь меня со списка бытия,
Но пред моим судом, покуда сердце бьётся,
Мы силы равные, и торжествую я.

Ещё ты каждый миг моей покорна воле,
Ты тень у ног моих, безличный призрак ты;
Покуда я дышу — ты мысль моя, не боле,
Игрушка шаткая тоскующей мечты.

Но вместе с тем он мог мужественно смотреть смерти в глаза и даже первым сделать шаг ей навстречу, если видел в том жестокую необходимость. И презирал тех, кто малодушно боится смерти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *