Кто скажет что к перми судьба была сурова
Краснопёров Д.А. Вяземский в Перми
Опубликовано: Вечерняя Пермь, 1974, 13 июня.
Рубрика «Заметки краеведа»
П.А.Вяземский – один из русских поэтов, близкий друг Пушкина. Потомок знатной княжеской семьи, он получил основательное образование – учился в пансионах и брал частные уроки у профессоров Московского университета.
Петр Андреевич Вяземский
В 1808 году Вяземский по делам Межевого комитета (на службу в Межевой комитет он был записан с детства) совершает поездку в Нижегородскую, Казанскую и Пермскую губернии.
Пермь запомнилась Вяземскому как тихий и бедный город, который, однако, является воротами в богатую природными ресурсами Сибирь. В стихотворении «Поминки» он пишет о Перми и Каме:
Берега студёной Камы,
Оживая предо мной,
Выступают, как из рамы,
С их бесцветной наготой.
Свод небес свинцово-тёмный,
Область вьюг и непогод,
Город тихий, город скромный,
В царство злата бедный вход!
Молодой поэт, только вступающий в жизнь, встретил в Перми и полюбил некую Певцову.
Кто скажет, что к Перми судьба была сурова?
Кто скажет, что забыт природой этот край?
Страна, где ты живёшь, прекрасная Певцова,
Есть царство красоты и упоений рай!
Что мне роскошный юг, и мирт его, и розы,
И нега, и лазурь дней южных и ночей?
Мне нравятся снега, и вьюги, и морозы:
Они сопутники красавицы моей.
Она господствует над сердцем и природой,
Из глаз её на всё текут струи огня.
Здесь я любовь познал, здесь, жертвуя свободой,
Томясь, целую цепь, сковавшую меня.
Чувство любви к Певцовой у Вяземского было настолько сильным, что позднее, спустя 45 лет, он вспоминал Пермь как памятник его первой любви.
Пермь, Казань, преданий тайных
Сердцу памятник живой.
Встреч сердечных, бурь случайных,
Так легко игравших мной.
Вот и всё, что известно о пребывании Вяземского в нашем городе. А «прекрасная Певцова», вдохновившая поэта на поэтические строки о Перми, осталась загадкой для исследователей творчества Вяземского. Этот интересный факт ещё ждёт своих открывателей.
Краснопёров Д.А., учитель школы № 109
Опубликовано: Вечерняя Пермь, 1974, 13 июня.
Рубрика «Заметки краеведа»
Кто скажет что к перми судьба была сурова
Покинув Москву, юный Вяземский нашел новый предмет поклонения.
Кто скажет, что к Перми судьба была сурова?
Кто скажет, что забыт природой этот край?
Страна, где ты живешь, прекрасная Певцова,
Есть царство красоты и упоений рай!
Что мне роскошный юг, и мирт его, и розы,
И нега, и лазурь дней южных и ночей?
Мне нравятся снега, и вьюги, и морозы:
Они сопутники красавицы моей.
Она господствует над сердцем и природой,
Из глаз ее на все текут струи огня.
Здесь я любовь познал, здесь, жертвуя свободой,
Томясь, целую цепь, сковавшую меня.
Стихотворение написано в Перми и датировано 1808 годом. Но в книге М. И. Гиллельсона «П. А. Вяземский. Жизнь и творчество» говорится, что Вяземский находился в шестимесячной поездке «с 1 сентября 1809 года по 1 марта 1810 года с П. А. Обрезковым» во время бытности его для исполнения Высочайших повелений в губерниях Пермской, Казанской, Нижегородской и Владимирской». Так когда же все-таки Вяземский был в Перми — в 1808 или 1809 году? Если он посетил Пермь в 1809 году, то почему стихотворение датировано годом раньше? Другое дело, если б оно было датировано годом позже.
В той же экспедиции с Вяземским находился и Перовский. Какими годами отмечена эта поездка в его жизни? В «Русском биографическом словаре» мы найдем, что Перовский в августе 1809 года прикомандирован «для исправления письменных дел к сенатору П. А. Обрезкову, ревизовавшему губернии Пермскую, Казанскую, Нижегородскую и Владимирскую». Тут, похоже, все совпадает. В августе 1809 года Перовский приписывается к Межевой канцелярии, а 1 сентября, как утверждает со ссылкой на документы исследователь жизни и творчества Вяземского, началась шестимесячная поездка поэта по Волге и Каме. Но почему же тогда не совпадает год под стихотворением, навеянным встречей с Певцовой? Ну а не могло ли так случиться, что поэт ставил дату под стихотворением значительно позже, чем было оно написано, и сам допустил ошибку? И, наконец, дата поставлена не его рукой?
Если Вяземский находился в Перми в 1808 году и пережил сильное любовное чувство к Певцовой, о чем свидетельствует стихотворение, то одно нерасшифрованное письмо с некоторой долей осторожности можно отнести к ней же. В письме к графу П. Д. Киселеву, датированному тем же годом, Вяземский, не называя имени, пишет на французском языке: «Не знаю, путем какого сцепления вы соеди
няетесь в душе моей с тою, кого я боготворю, — вы знаете, на кого я намекаю. Я не могу думать о ней, не вспоминая о вас; можете судить, как часто вы мне мерещитесь… ведь она является во мне единственной душой, единственным чувством! Не знаю, понравится ли вам это, но я по крайней мере этого бы желал; во всяком случае не подумайте, что, соединяя вас с нею в моей душе, я вас смешиваю; нет, я умею вас отличать и разъединять. Как в букете душистых цветов всегда можно отличить нежный запах любимого цветка, так и я умею отличить божественный мой предмет, балующийся с лорнеткою, и, прилепляясь к нему, улетаю в смеющиеся страны иллюзий. Там парю я с моею избранницею, воображаю, что ею обладаю, дерзаю рисовать себя счастливым любовником и возвращаюсь к действительности затем лишь, чтобы отыскать минуты счастья, которые дал мне вкусить обольстительный сон».
Письмо это, как явствует из него, написано Вяземским в его собственном доме, спустя полчаса после свидания с любимой. Но кто она, эта единственная незнакомка, до сих пор остается загадкой. Что это, новое увлечение юного князя, или речь в письме идет о той же Певцовой? Ведь она могла приехать в Москву повидать большой свет, как
это делали многие провинциальные барышни, и здесь встретиться с Вяземским. Одно известно: ее образ надолго останется в душе поэта. Пройдут годы, Вяземский женится на княжне Вере Федоровне Гагариной, брак их будет надежным, но поэт еще не раз переживет светлые дни своей юности, проведенные в Перми. Почти полвека спустя, в 1853 году, в цикле «Поминки» Вяземский будет вспоминать своих лучших друзей — Жуковского, Пушкина, Языкова, Дельвига, Перовского. И в стихотворении «Алексей Перовский» опишет счастливую поездку, город Пермь, свое молодое чувство к прекрасной Певцовой.
Мой товарищ, спутник милый На младом расцвете дня, С кем испытывал я силы Жизни новой для меня. Как-то, встречею случайной, Мы столкнулись в добрый час И сочувствий связью тайной Породнились души в нас. Мы с тобою обновили Свежих радостей венок. Вместе вплавь мы переплыли Быстрой младости поток. Время младости и счастья Лучезарная пора, День без теней, без ненастья, День без завтра и вчера! Миг один, но необъятный, Миг чудесный, сердца май! Ты улыбкой благодатной Претворяешь землю в рай… Призрак их еще волнует: Возвращаясь к дням былым, Сердце ноет и тоскует По тревогам молодым. Берега студеной Камы, Оживая предо мной, Вступают, как из рамы, С их бесцветной наготой. Свод небес свинцово-темный,
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Пермская шкатулка
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
пермь и пермский край
Моей дочери Наталье посвящаю эту книгу.
Владимир Михайлюк известный пермский журналист и писатель. Автор книг «Не один пуд соли», «Город мой Пермь», «Пермский лексикон», художественных повестей «Долгое эхо», «Зеркало» и др. Исполнительный директор Фонда возрождения историко-культурных традиций им. В.Н. Татищева.
© В. М. Михайлюк. Текст, 2006 © Н. Гашева. Предисловие, 2006 © ИД «Пермские новости» 2006
Владимир Михайлюк назвал свою книгу «Пермская шкатулка». Шкатулка эта с секретом, потому что здесь собраны настоящие сокровища. Более двадцати лет автор собирал их: искал сведения, документы, свидетельства, как старатель, мыл золотоносный песок прошлого, пока не сверкнет золотая крупица или самородок. Поиск шел в глубь, шел вдаль, автор запрашивал сведения о своих героях в разных архивах страны, переписывался и встречался с разными людьми, ездил в командировки, сидел в библиотеках, и постепенно складывалась, вырастала своеобразная книга — документально-художественная энциклопедия о нашем крае, о выдающихся людях Перми и Прикамья или о тех, чьи судьбы так или иначе связаны с ними и вписаны в историю России.
На последнем этапе работы над рукописью В.Михайлюк послал некоторые ее главы писателю В.П. Астафьеву, и тот ответил: «Главы из повести твоей прочитал с удовольствием, они выдержаны в благородном тоне старой русской литературы, которую читать — все равно что из светлого родника воду пить».
«… И звездное небо над нами» |
Да, можно назвать эту книгу и повестью: ее главы воссоздают страницы истории нашего края, истории России и ее удивительных людей, причем в каждой новелле автор искал свой поворот темы, свою тайну, а не довольствовался общеизвестными фактами. Есть в книге портреты ученых, людей искусства, государственных деятелей, воинов, служителей церкви. Некоторые имена известны всему миру, другие выплыли из забвения лишь теперь благодаря усилиям автора, как, например, имена уроженца Перми И.Ларионова, композитора, автора знаменитой песни «Калинка», или гусляра из города Осы А.Кузнецова. Возможно, они не равновелики именам В.Вернадского или С.Дягилева, А.Ворони- хина или Б.Пастернака, но стоят в том же ряду по праву. Рассказ обо всех этих людях дает возможность читателям
увидеть разнообразие удивительных биографий, замечательных деяний, открытий, творческих достижений. И нет никакого сомнения: знали или не знали герои повествования постулат Канта о нравственном законе внутри нас и о звездном небе над нами, но именно этим высоким постулатом они старались руководствоваться в жизни. Потому-то в звездном небе над нами, в ионосфере, жива энергетика творчества, поиска, самоотверженного служения делу.
«Пермская шкатулка» поделена на шесть глав, внутри которых расположены новеллы о разных героях. Первая глава называется «Из породы вечных работников». Таким был не только основоположник Перми В.Татищев, но и П.Строганов, и К.Хлебников, и — пусть это не удивляет читателя
— П.Чаадаев, ибо он строил философские системы, чтобы ясно и нравственно выверенная мысль руководила нами в нашей деятельности. Вторая глава названа «Дети солнца», она посвящена ученым и строителям жизни. Глава «Святые
— соль земли» повествует о служителях церкви. Глава «На пути катастроф» рассказывает о воинах трагического времени Гражданской войны. В двух последних главах речь идет о людях искусства.
Внутри глав принцип построения хронологический. Каждая новелла начинается цитатой, портретом автора (если он найден), справкой о герое, а затем уже идет само повествование.
Автор в своей работе руководствовался словами Льва Толстого: жизнь предлагает нам так много разнообразных сюжетов, что и сочинять уже не надо, а «следует только рассказывать то значительное, что случилось наблюдать в жизни, что в ней происходило». Как убедится читатель, происходили в ней удивительные события. От этого и горит ярче звездное небо над нами.
Глава первая
ИЗ ПОРОДЫ ВЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ
(1686–1750)
Видный государственный деятель, военный и дипломат, организатор уральской промышленности, директор казенных заводов Урала, ученый-энциклопедист. Основатель нескольких городов России, в том числе Перми.
НОВЫЙ РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК
Никакой человек, ни один стан, помысел,
ниже кое-либо правительство
без знания истории совершен, мудр и полезен быть не может.
Древний род Татищевых восходит к Владимиру Мономаху. На протяжении шести веков восемнадцать его поколений верой и правдой служили России, дав ей более десяти генералов, дипломатов, инженеров. Но самый знаменитый из них — Василий Никитич Татищев.
Одна лишь биографическая справка говорит о нем многое. Он окончил Московскую артиллерийскую и инженерную школу. Совершил несколько военных походов. Был ранен под Полтавой в битве со шведами. В 1720 году получил повеление отправиться на Урал… Та-
лантливыи администратор, 1атищев стал управляющим казенными заводами Урала, а в конце карьеры — астраханским губернатором. И ко всему прочему это был ученый-энциклопедист, по праву считающийся первым русским историком, а еще — географ, философ, археолог, лингвист, естествоиспытатель…
Василий Никитич лично сам снимал план местности и составлял проект строительства медеплавильного завода и горного поселения на речке Егошихе. С этого поселения начинался город Пермь. И место Татищев облюбовал прекрасное.
«Дело в том, — писал в 1923 году профессор Пермского университета А. Генкель, — что Пермь занимает удивительно счастливое место на Урале, у впадения в нее Чусовой… С естественно-исторической
Пётр Андреевич Вяземский. Жизнь и лирика
Пётр Андреевич Вяземский. Жизнь и лирика
1) познакомить учащихся с некоторыми фактами жизни поэта П. А. Вяземского и его произведениями;
2) помочь понять Вяземского как человека и поэта;
3) совершенствовать навыки анализа поэтического текста;
4) воспитывать интерес к жизни замечательных людей, краеведению, поэзии.
4. Распечатка статьи В. И. Коровина «Поэтические искания Вяземского».
Левый разворот (закрыт):
1808 г. – первое стихотворение.
1878 г. – последнее стихотворение.
= 70 лет творческой деятельности.
…очеловеченная боль последнего носителя исторической правды.
1. Портрет П. А. Вяземского. ( Худ. П. Ф. Соколов. 1818 г. )
2. «…что узнаешь ты, прочтя стихи мои?» П. Вяземский.
3. Коллаж, составленный по мотивам творчества П. А. Вяземского.
1. Организационный момент. Введение в тему урока.
Звучит танцевальная музыка XIX века. На её фоне юноши читают стихи:
В ограде Александровских колонн,
Блистающих на лаковых паркетах,
Проходит скептик в кружевных манжетах,
В уме слагая колкий фельетон.
Он беззаботно мечет фараон
Острот в стихах и дерзостей в газетах
И жалит в эпиграммах и памфлетах
Язвительней, чем едкий Кребальон.
Фехтуя раз «Московским телеграфом»,
Он кинул стих, блеснувший эпиграфом
Над первою онегинской главой.
И сам шутя приблизился к роману,
Когда развлёк грустящую Татьяну
Своей беседы пёстрою канвой.
Князь Пётр Андреевич Вяземский!
Его называют «последним из пушкинской плеяды».
Сегодня наш урок о нём, о его жизни и стихах.
Учитель. В одном из своих стихотворений, датированном 1816 годом, князь Вяземский пишет:
Ты требуешь стихов моих,
Но что достойного себя увидишь в них?
Поэт спрашивает читателя:
Нот что узнаешь ты, прочтя стихи мои? (Этот вопрос записан на доске. )
Поставим перед собой цель.
Учитель. Каким был П. А. Вяземский? Как к нему относились современники?
Поэт Денис Давыдов в 1836 году писал поэту Николаю Языкову о Вяземском: «Я неразлучно был с ним все 10 дней пребывания моего в Петербурге, но с этим человеком не устанешь быть и 10, и сто лет потому, что как он ни умён и ни мил, а душа и сердце его очаровательнее ещё и его ума».
Читая произведения самого П. А. Вяземского, можно сделать вывод о том, что он обладал значительным умом и высокой культурой?
Ученики рассуждают, приводят доказательства.
Сообщение ученика об афористичности лирики П. А. Вяземского.
Слушая сообщение, учащиеся записывают в тетради некоторые афоризмы поэта, например:
«В победе чести нет, когда бесчестен бой!»,
«И век – мгновенье тоже»,
«По жизни так скользит горячность молодая
И жить торопится и чувствовать спешит».
Учитель. П. Вяземский очень любил своих друзей. Он сам говорит об этом в стихотворении «Литературная исповедь»:
Житейских радостей я многих не изведал;
Но вместо этих благ, которых бог мне не дал,
Друзьями щедро он меня вознаградил,
И дружбой избранных я горд и счастлив был.
С кем из знаменитых людей своего времени дружил П. Вяземский? Что об зтом говорится в мемуарах и лирике поэта, в литературоведческих источниках?
Сообщение ученика о дружбе П. А. Вяземского с А. С. Пушкиным.
Присылай нам стихов своих,
Они пленительны и освежительны.
В стихотворении А. С. Пушкина «К портрету Вяземского» читаем:
Судьба свои дары явит желала в нём,
В счастливом баловне соединив ошибкой
Богатство, знатный род – с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой.
Учитель. У Петра Вяземского много адресных стихов. Большинству своих друзей он посвятил свои послания. Можете привести примеры?
Ученики легко справляются с заданием, коротко говорят об адресатах лирики Вяземского, зачитывают понравившиеся строки.
Учитель. Пётр Андреевич много путешествовал. А какова его поэтическая география?
Сообщение ученика «Поэтическая география П. Вяземского».
В лирике П. А. Вяземского есть упоминание о Перми? Да! Стихотворение «Кто скажет, что к Перми судьба была сурова?». Известна история его создания?
Сообщение ученика. В 1808 году 16-летний Пётр Вяземский служил секретарём сенатора Обрезкова и приезжал с ним в Пермь для ревизии Пермской губернии. Здесь на балу, данном в честь гостей, начинающий поэт влюбился в дочь губернатора Карла Модераха Софью. Софья Карловна Певцова поражала всех необыкновенной красотой и образованностью. Пётр Вяземский посвятил ей стихотворение «Кто скажет, что к Перми судьба была сурова?».
Ученик читает стихотворение наизусть:
Кто скажет, что к Перми судьба была сурова?
Кто скажет, что забыт природой этот край?
Страна, где ты живёшь, прекрасная Певцова,
Есть царство красоты и упоений рай!
Что мне роскошный юг, и мирт его, и розы,
И нега, и лазурь дней южных и ночей?
Мне нравятся снега, и вьюги, и морозы:
Они сопутники красавицы моей.
Она господствует над сердцем и природой,
Из глаз её на всё текут струи огня.
Здесь я любовь познал, здесь, жертвуя свободой,
Томясь, целую цепь, сковавшую меня.
Учитель. Обратили внимание на дату написания стихотворения? 1808 год. Петру Вяземскому …16 лет. Ваш ровесник! Вам хочется поговорить об этом стихотворении?
Что вы можете сказать о лирическом герое произведения?
(Он молод, влюблён. Быть может, это его первая любовь. Силу своего чувства он подчёркивает двумя символами любви – мирт и роза.
Он романтик, человек с сильными чувствами, для которого важно высказать своё отношение к даме.
Он страстен, неукротим. Преклоняется перед дамой сердца и возвеличивает её.
Красочно передаёт географический колорит. Приятно отметить, что лирический герой восхищается природой нашего края, воспевает её, называет «царством красоты и упоений раем». Он сознательно принижает роскошь юга, куда многие из нас стремятся.
Романтическая лексика помогает выразить восторг любви и восхищение природой, снегами, вьюгой, морозом того края, где живёт любимая. )
Учитель. Какие средства художественной выразительности использует поэт?
эпитеты («прекрасная Певцова», «роскошный юг»),
инверсию («лазурь дней южных»),
антитезу (север – юг),
анафору («Кто скажет, что…»),
риторический вопрос (целых три!),
отмечают богатый синтаксис и так далее.
Учитель. Чувствуется, что вам нравится это стихотворение. Может быть, найдёте недостаток?
Ученики. Это рифма «розы – морозы». (Кто-то не соглашается. )
Учитель. Можно сказать, что это стихотворение поэта начинающего, делающего первые шаги в поэзии? Хочется перечитывать? Тогда это заявка на талантливость.
Учитель. Как поэт изображает пейзаж?
Ученики Пейзаж построен на антитезе «юг – север», он является центральной частью стихотворения о любви, выражает особую любовь поэта к зиме.
Учитель. Зима, действительно, пленяла поэта. «О сердца моего любимая пора!»– восклицает он в стихотворении «Первый снег». Давайте его прочитаем. Что вы представляли себе, читая это стихотворение?
Ученики, отвечая на вопрос, «выходят» на лирику А. С. Пушкина, его «зимние» стихи, вспоминают роман в стихах «Евгений Онегин», где эпиграфом к первой главе значится строка из «Первого снега», а в пятой главе в «другом поэте», который
Живописал нам первый снег
И все оттенки зимних нег…,
все узнали Петра Андреевича Вяземского.
Учитель. А. С. Пушкин любил это стихотворение П. А. Вяземского и знал его, такое большое, наизусть. Литературовед В. И. Коровин писал: «Многие поэтические выражения Пушкина в «Евгении Онегине» и в других произведениях восходят к блестящему и роскошному описанию Вяземского. Вместе с тем… реальная зима в деревне для Вяземского ещё недостаточно поэтична, и он считает нужным её расцветить. Так возникает обилие картинных сравнений». Давайте найдём эти сравнения в тексте.
Ученики легко справляются с этим заданием, дают свой комментарий.
Учитель. Вам, я думаю, интересно будет узнать, что по количеству зимних пейзажей Пётр Вяземский уступает только А. Пушкину, А. Фету и Б. Пастернаку. А какие «зимние» стихи Вяземского понравились вам?
Учитель. По стихам П. А. Вяземского можно составить книгу времён года. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Одно из заданий на дом к этому уроку. )
Ученики предъявляют свои «книги», многие делают не только подборку стихов поэта, но и дают комментарий, иллюстрируют, некоторые делают презентацию.
Учитель. Действительно, пейзажи Вяземского великолепны. Уточним: поэт создаёт романтические или реалистические пейзажи?
Ученики. И те, и другие. Приводят примеры, рассуждают.
Учитель. Поговорим о реалистическом пейзаже. (За две недели до проведения этого урока, используя материалы книги М. Н. Эпштейна «Природа, мир, тайник Вселенной», даю ученикам групповое задание найти в лирике П. Вяземского строки, подтверждающие наличие определённых реалий. )
Что нового внёс Пётр Вяземский в развитие реалистического пейзажа?
1. Развил национальные мотивы:
2. Показал непоэтические стороны русского пейзажа:
– унылый осенний ветер.
3. Ввёл новый мотив:
– встреча с русской берёзкой, символом России, на чужбине.
Ученики приводят примеры из домашнего задания.
Учитель. Какое ещё дерево, воспетое русским фольклором, особо любимо П. Вяземским?
Учитель. Послушаем выводы, к которым пришла группа, выполнявшая исследование «Рябина в лирике П. А. Вяземского».
Учитель. Что нового внёс П. А. Вяземский в развитие народной темы? Об этом вы узнаете, поработав самостоятельно с критической статьёй литературоведа Валентина Ивановича Коровина «Поэтические искания Вяземского».
Учитель. Какие ассоциации возникают у вас со словом «старость»?
Учитель. Попробуем понять, что чувствовал П. А. Вяземский, когда писал стихотворение
«Я пережил и многое, и многих…».
Сообщение ученицы, работавшей со статьёй В. А. Кошелева «Последний из «пушкинской плеяды». О П. А. Вяземском». В 1837 году, когда это стихотворение было написано и напечатано, его практически не заметили. Не особенно выделяли его и позднее, правда, иногда связывали со смертью двух близких друзей автора – А. С. Пушкина и И. И. Дмитриева. В этом трагическом для русской литературы году П. А. Вяземскому исполнилось 45 лет. А дожить ему довелось до 86 лет.
Учитель. Определим границы поэтической деятельности П. А. Вяземского. Первое стихотворение написано в …? (1808 году ), последнее – в …? (1878). 70 лет!
Открывается левый разворот доски.
Ученица продолжает: В. А. Кошелев пишет: «В течение 70 лет Пётр Андреевич Вяземский был живым действующим лицом литературного развития! Случай уникальный! На его глазах сменялись эпохи классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма, а он был их свидетелем и участником! Ощущение «последнего» – особенное ощущение! Это на просто чувство старика, которого не хотят понять «новые поколения», – это очеловеченная боль последнего носителя ушедшей исторической правды.
В 1850 году, совершив путешествие к Святым местам, князь Вяземский заказал на горе Голгофе заупокойную обедню по родным и друзьям. В длинном поминальном списке было четверо сыновей, умерших во младенчестве, и три дочери, скончавшиеся в юности. И близкие друзья: Карамзин, Дмитриев, Василий и Александр Пушкины, Боратынский, Денис Давыдов, Дмитрий Дашков, Антон Дельвиг, Пётр Козловский, Александр Тургенев, Михаил Орлов, Николай Языков… Потом этот список стал пополняться именами Жуковского, Гоголя, Батюшкова, Киреевских, Аксаковых, Хомякова… В 1864 году Вяземский ощутил, что на белом свете осталось всего два «спутника той счастливой плеяды» – П. А. Плетнёв и Ф. И. Тютчев. Вскоре умер Плетнёв, потом Тютчев… и не осталось никого из былого «ареопага». «Меняться преданьями» стало не с кем и письма писать – некому. Князь Вяземский с грустной иронией именовал себя «кунсткамерным гиппопотамом» миновавшей эпохи».
Учитель. В 1871 году П. А. Вяземский пишет стихотворение «Эпитафия себе заживо». Эпитафия – это надгробная надпись или стихотворение по случаю чьей-либо смерти.
Лампадою ночной погасла жизнь моя,
Себя, как мёртвого, оплакиваю я.
На мне болезни и печали
Глубоко врезан тяжкий след;
Того, которого вы знали,
Того уж Вяземского нет.
Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения? Какое впечатление произвело оно на вас?
Практическая работа. Найдите в стихотворении
Ответьте письменно на вопросы.
Пётр Андреевич Вяземский.
1. Назовите титул, который получил П. А. Вяземский от отца при рождении.
2. Назовите одного из близких друзей П. А. Вяземского.
3. Название стихотворения, которое связывает поэта с Пермью.
4. Какая антитеза заявлена в стихотворении, о котором говорится в задании № 3?
5. Пейзажи какого времени года особенно часто встречаются у П. А. Вяземского?
6. Назовите одну любую непоэтическую сторону русского пейзажа в лирике П. А. Вяземского.
7. Назовите один любой национальный мотив в лирике П. А. Вяземского.
8. В каком произведении А. С. Пушкин цитирует П. А. Вяземского и вводит его в качестве
9. Назовите средство выразительности, которое встречается дважды в строфе
Я пью за здоровье не многих,
Не многих, но верных друзей,
Друзей неуклончиво строгих
В соблазнах изменчивых дней.
1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение П. А. Вяземского.
2. По желанию: создать презентацию или в бумажном исполнении «Книгу времён года
поэта П. А. Вяземского».
3. По желанию: составить тестовые задания формата ЕГЭ по творчеству П. А. Вяземского.
При создании урока использованы публикации в журнале «Литература в школе», материалы сети Интернет.
Н. А. Романова, МОУ Сылвенская СОШ, п. Сылва Пермского района, Пермский край