Кто такая блаватская и о чем она писала
Елена Петровна Блаватская
Фото Все
Видео Все
Тайны времени Елена Блаватская.
Елена Петровна Блаватская (фильм Олега Мартынова, Москва 2018 год)
Елена Блаватская — биография
Елена Блаватская – русская дворянка, гражданка Соединенных Штатов Америки, литератор, публицист, путешественница, спиритуалист, оккультист, религиозный философ, основательница теософского направления.
Она росла необычной девочкой. В ее жилах текла немецкая кровь ее отца, французская и русская матери. Это слияние разных кровей девочка чувствовала очень остро, ей иногда казалось, стараниями потусторонних сил ее организм наполняется каким-то дьявольским зельем, и она превращается в своеобразный «полигон» для его испытания. Елена Блаватская, самая загадочная женщина 19-го века, прожила невероятную жизнь, окутанную тайной, загадками и мифами. «Русский сфинкс», открывший миру Тибет, и «соблазнивший» запад восточной философией и оккультными науками. Для одних она – пророк и медиум, для других – мошенница и аферистка. Даже время не расставило все по местам, споры о ее личности ведутся до сих пор.
Детство
Родилась Елена Блаватская (урожденная Ган) 31 июля (12 августа по новому стилю) 1831 года в Екатеринославе (Днепропетровск, сейчас Днепр). Отец – офицер конной артиллерийской батареи, полковник Петр Ган имел немецкие корни. Мама – Елена Ган (в девичестве Фадеева), романистка. Ее называли «русской Жорж Санд». Дедушка по материнской линии – саратовский губернатор А. Фадеев, бабушка – княгиня Елена Долгорукая, прадед – генерал-майор князь П. Долгоруков. Елена родилась недоношенной, на восьмом месяце беременности. Перед самым рождением дочери Елена переболела холерой, и это было просто чудо, что и она и дочь выжили. Матери не стало в 1842 году, когда девочке исполнилось 11 лет, и она выросла в доме своего деда в Саратове.
Девочка сильно отличалась от других детишек своего возраста, с ранних лет она понимала, что обладает какими-то необычными способностями. Леля, как называли ее дома, была уверена, что она медиум. Обучение давалось ей очень легко, особенно нравилось заниматься иностранными языками, рисовать, играть на музыкальных инструментах. Со временем Леночка стала прекрасной наездницей.
Еще в молодости к ней приходили невероятные видения, она слышала звуки, недоступные для других. Зачастую Лена говорила об индусе, которого звали Хранителем. С помощью этого персонажа ей удавалось избежать различных неприятностей, он как будто бы оберегал ее от зла и невзгод.
Творчество и учение
В 1851 году Елена переехала в Лондон, где встретила Морию – восточного посвященного из раджпутов. Он был очень похож на Хранителя, индуса, приходившего к ней во время ночных видений. Именно он познакомил ее с тайными знаниями, которые впоследствии сыграли основную роль в ее биографии. Прошло немного времени, и «вооруженная» новыми знаниями Блаватская, отбыла в Канаду на пароходе. Ее путь лежал на Тибет, по дороге Елена побывала в Южной Америке, Мексике, посетила Вест-Индию и Цейлон.
Елена Блаватская и Мория Кут Хуми
С первой попытки попасть в желанное место у женщины не получилось. Второй раз Елена собралась на Тибет только в 1853-м. Вместе с отрядом поселенцев Блаватская сумела преодолеть Скалистые горы, но свою цель так и не достигла. Не увенчалось успехом и третье путешествие, через Японию женщина тоже не смогла добраться до Индии. Только после поездки в Кашмир и Ладакх, упорная дама смогла достичь Тибета. По приезду она полностью погрузилась в изучение оккультных наук.
В Европу Елена вернулась только в 1858-м, потом переехала в Россию. По возвращению она всячески способствовала распространению спиритизма, вскоре все петербургское высшее общество было посвящено в таинство обряда. В 1860 году Блаватская отправилась в путешествие по Кавказу, растянувшееся на три года. Ее одолевал духовный кризис, женщине нужно было найти способ «обуздать» свои экстраординарные способности. После этого она побывала в Турции, Греции, Египте, на Ближнем Востоке, в Париже и Одессе. В 1873-м Елена Блаватская добралась до Нью-Йорка.
Елена Блаватская
С помощью махатм Елене удалось справиться со своими способностями, и она принялась работать над теософией, своеобразным синтезом религии, философии и науки. Это учение бросило вызов общепринятым правилам того времени. В Европе и Штатах интерес к эзотерике рос с каждым годом, и с помощью новых веяний, творчество Блаватской вызывало невероятный ажиотаж. Елена Блаватская, адвокат Уильям Куан Джадж и юрист Генри Стил Олкотт стали организаторами нового теософского движения. Его цель – объединить и распространить информацию о законах, управляющих Вселенной.
В издательстве J.W.Bouton’a вышла первая книга Блаватской, которую она назвала «Разоблаченная Изида». Весь тираж в количестве одной тысячи экземпляров, разошелся в течение двух дней. Ее работа удостоилась только наивысших похвал, причем не только у интеллигенции, но и критиков, и представителей оккультизма. В 1878-м Елена Блаватская стала гражданкой США, она была первой из женщин, кто осмелился на такой решительный шаг. В 1879 году штаб-квартиру Теософского общества было решено перевезти в Бомбей. Там Елена встретила Алфреда Перси Синнетта, редактора издания The Pioneer, и вскоре стала автором еще одной книги – «Из пещер и дебрей Индостана».
Елена Блаватская и Алфред Перси Синнетта
Елена помогла Синнетту наладить переписку с двумя учителями – Морией и Кут Хуми, которая длилась с 1880-го по 1884-й годы. Эти диалоги спустя много лет вышли отдельным изданием, получившим название «Письма Махатмы А.П.Спиннетту».
В 1879 году Елена создала журнал «Теософист» и заняла в нем кресло редактора. На то время движение, созданное ею, обрастало многочисленными поклонниками. Через год Блаватская и Олкотт отправились на Цейлон, женщина приняла буддизм.
Тайная доктрина Елены Блаватской
Елена Блаватская работает над книгой
В результате заговора, случившегося а Адьяре в те годы, Блаватская была обвинена в мошенничестве. Отстоять свое честное имя женщине не удалось, и в 1885-м она окончательно уехала в Европу. Больше она в Индии так и не была. Лондон тоже начал свои расследования, результатом которых стало признание Блаватской мошенницей и российской шпионкой.
Из Германии Елена переехала в Бельгию, потом оказалась в Великобритании. Она жила в доме теософов, там же обосновалась и ее ложа, распространявшая идеи оккультизма. В 1887-м вышел первый номер журнала «Люцифер», спустя год писательница опубликовала первые два тома своей книги «Тайная доктрина». В книге затрагивались темы мифологии и символики религий, теория возникновения Вселенной, происхождение человека и путь его эволюции.
Теософский журнал «Люцифер» Елены Блаватской
Одновременно с этим открылась секция, где Елена читала курс лекций по эзотерической философии. В 1889 году одно из лондонских издательств выпустило три книги Елены Блаватской – «Книга золотых правил», «Голос безмолвия», «Ключ к теософии».
Личная жизнь
По меркам того времени Елена вышла замуж как раз вовремя, в восемнадцать лет. Ее избранником оказался 40-летний вице-губернатор Эриванской провинции Никифор Блаватский. Но это замужество было всего лишь предлогом вырваться из-под опеки родных и близких, жить с мужем она совершенно не планировала. Прошло всего три месяца с момента заключения законного брака, как Елена сбежала из дома за границу. Она не располагала собственным капиталом, поэтому жила на деньги отца, регулярно высылавшего ей переводы.
В 1875 году Елена заключила фиктивный брак. Ей нужно было получить гражданство США, и замужество оказалось самым приемлемым вариантом. Ее новый избранник – грузин Майкл Бетанелли, в свое время переехавший в Штаты. Блаватская развелась с ним через три года после вступления в брак. Настоящее счастье в личной жизни Елена испытала только после того, как в ней появился венгерский оперный певец Агарди Митрович. Она познакомилась с ним в 1850-м, во время пребывания в Константинополе.
По официальной версии, у Елены не было детей. Однако есть мнение, что мальчик Юра, которого она всем представляла, как приемного, приходился ей родным сыном. Он умер в 1857-м, во время переезда в Киев.
Все о Блаватской Елене Петровне: биография, судьба, книги
Приветствуем вас на портале обучения и саморазвития. Пожалуй, трудно найти среди великих сподвижников более противоречивую натуру, чем Елена Петровна Блаватская. Ее биография, линии судьбы и творчество в виде множества книг и статей действительно заслуживают внимания.
«Окруженная любовью и ненавистью в летописях мировой истории личность ее грядет бессмертная», – эти слова Шиллера вполне применимы в описании образа Елены Петровны.
Блаватская Е. П. (1831-1891) была одним из великих философов и мистиков XIX века, исследовательницей сокровенных эзотерических трактатов, принадлежащих многим народам. На их основе она построила свое уникальное Учение о Человеке и Мироздании – всеобщее, охватывающее огромные пласты времени и совершенно последовательное.
Блаватская явилась основоположником нового Теософского движения – синтеза науки, религии и философии.
Кстати данную информацию вы также можете посмотреть и в видео формате на нашем канале в озвучке хороших дикторов, так что выбирайте, что вам проще читать или смотреть и поехали дальше…
В своей доктрине Елена Петровна Блаватская проанализировала все мировые религии всех времен и народов: буддизм, индуизм, ислам, христианство, иудаизм, зороастризм, конфуцианство, даосизм. А также пантеизм, языческие культы, египетские верования, арийские, лемурийские, атлантические культы и другие, – все это стало областью ее исследований.
Главная цель ее философии заключалась в том, чтобы примирить все направления в религиях через доказательство общего корня их происхождения. А также принести в мир знания о Человеке и его роли во вселенной, этику, основанную на вечных моральных принципах.
Многие предсказания Блаватской, описанные в ее «Тайной доктрине», сбываются в наше время во многих областях жизни. Это касается и делимости атома – закона, открытого только в 1897 г., уже после ее смерти, и взаимообратимости материи и энергии, и квантовой физики, и фантомных болей и многих других вещей.
Елена Петровна Блаватская пришла в этот мир с явным ощущением своей миссии, которая заключалась в служении общему благу и ускорению эволюции сознания человечества.
Написать все об этой великой женщине – довольно трудная задача. Цель этой статьи – раскрыть и показать читателям ее внутреннюю сущность, мотивы ее поступков и то, ради чего она пришла в этот мир и чему посвятила свою жизнь.
Мифы и реальность ее жизни шли параллельными и пересекающимися путями. Ее личность столь велика и многогранна, как будто это было несколько человек под одним именем.
Никто, даже родные люди и друзья, не знали ее досконально. Елена была непредсказуема и загадочна, ребус и сфинкс для своих современников и грядущих поколений.
Для кого-то она была живой легендой, открывателем неизвестных путей, для кого-то – разрушителем религиозных и вековых устоев. Кто-то видел в ней увлекательного, блестящего собеседника, а кто-то – странную особу, разъясняющую непонятные науки. Одни видели в ней великую душу, полную сострадания ко всему живущему, к другим она была беспощадна.
Ее многочисленные биографы сообщали о том, что быть рядом с Еленой Блаватской – это находиться в постоянном соприкосновении с чудом. Она владела прирожденными магическими способностями с детства, а позже поражала всех своей мудростью и эрудицией. В ее присутствии распускались цветы, а предметы двигались в ее руки по одному ее зову.
Ради служения человечеству она имела способность невероятного труда и огромное терпение. Ее неукротимая сила была направлена на борьбу с бытовавшим в то время материализмом. Она сумела вдохновить множество благородных умов и смогла основать духовное теософское движение, повлиявшее на сознание людей планеты.
Иными словами, Е. П. Блаватская практически одна из первых сделала доступными сокровенные тайные доктрины древних, которые легли в основу всех религий; выделила синтез религиозных и философских учений на протяжении тысячелетий.
Биография Блаватской Елены Петровны. Линии судьбы
Елена Петровна Блаватская родилась в Екатеринославле (Днепропетровск) в 1831году. Она была современницей графа Л. Н. Толстого, Ленина, Достоевского. Во время ее жизни произошла отмена крепостного права в России, закончилась эпоха географических открытий новых земель, пришло неспокойное время социальных перемен.
Мать Елены Блаватской – Е. А. Фадеева происходила из старинного княжеского рода Долгоруких по материнской линии. Она была романтической натурой с тонкой душой и многими дарованиями, написала несколько книг о жизни женщин в России, также работала переводчиком, но, к сожалению, рано ушла из жизни.
Отец – П. А. фон Ган был потомком барона Августа Гана. Прослужил в армии 30 лет, награжден многочисленными орденами и знаками отличия.
Завершив службу, приехал в Саратов, где заботился о трех своих детях: Елене, ее сестре Вере и маленьком братике Леониде. К этому времени мать Елены уже покинула этот мир в возрасте 28 лет.
Отец всегда поддерживал старшую Елену во всех ее начинаниях, и отношения их были добрыми и дружескими всегда, где бы она ни находилась.
Дедушка Блаватской, А. М. Фадеев (1789-1867) – потомственный дворянин, писатель, публицист, садовод, активный государственный деятель, долгое время был саратовским губернатором.
Богатейшая библиотека бабушки, которую она, в свою очередь, унаследовала от своих родителей, была первой сокровищницей для пытливого ума юной Лели, как называли родные будущую Елену Блаватскую.
Невидимый для других людей тонкий мир для нее был открыт, с детства она обладала ясновидением и другими дарованиями.
Первый наставник Блаватской
В 1846 году отец Елены Петровны Блаватской получил новое назначение и переехал с детьми на Кавказ. Там впервые юную Елену представили светскому обществу на балу у князя М. С. Воронцова. Там же она познакомилась и с немолодым уже князем Василием Сергеевичем Голицыным, франкмасоном, генерал-майором, возглавляющим Центральную часть Кавказа, тайным советником, обладающим магическими искусствами.
Он довольно часто бывал у Фадеевых со своими сыновьями, желая связать семьи родственными узами.
Но для Лели, девушки неординарных взглядов, намного интереснее было общение с Василием Сергеевичем, чьи мистические способности и огромный багаж знаний были ей близки.
Они много и подолгу беседовали. В жизни Елены впервые встретился человек, который понимал и разделял ее духовные устремления, да и знал он намного больше, чем она могла себе представить. Их беседы остались под печатью глубокой тайны, она никогда об этом не рассказывала и не писала дневники, о чем сокрушаются многие ее биографы.
О Елене Петровне подробно писала ее сестра Вера Желиховская, эта биография Блаватской была переведена на многие языки и сейчас считается одной из самых достоверных. На ее основе написана эта статья.
Замужество для свободы действий
Невероятные способности Блаватской, легкость мысли, умение проникать сознанием в самые глубинные слои сути любых вещей в соединении с рыцарским характером, выделяло ее из обывательского общества.
И конечно, в этой среде находились и завистники, и клеветники, и противники всего нового и непрерывно движущегося прогресса. Но здесь не будет им уделено внимание, несмотря на их многочисленные нападки на «мадам Блаватскую», подорвавшие, в конце концов, ее здоровье.
Что бы она ни делала, ее цель была донести до людей те духовные знания, которые ускорили бы прогресс человечества.
Елена не хотела разделять обычную участь женщин, хотя и для кого-то желанную и единственную мечту – стать прилежной женой, матерью и хозяйкой, вести спокойное, благопристойное существование. Это было не для нее. Она знала свою миссию, и для выполнения ее и нужен был брак.
Поэтому шестнадцатилетняя Елена ответила согласием на брачное предложение доброго сорокалетнего дворянина Н. В. Блаватского. Условия были оговорены. Практически сразу после свадьбы она уезжает из России в Константинополь. Второй раз и последний они встретились только через шестнадцать лет.
Первый духовный учитель и Ангел-хранитель
В детстве к Елене в ее видениях приходил образ человека, похожего на индуса. Он помогал ей в самые сложные моменты ее жизни, она называла его своим Ангелом-хранителем.
Однажды, будучи в Лондоне, она увидела его вживую в группе людей индийского происхождения.
Первым побуждением Блаватской было подойти к нему, говорить с ним, но он подал знак – не замечать его, и она замерла.
Затем, на следующий день она пошла на то же место, и там произошла их встреча. Его звали Махатма Мория. Он рассказал ей, что здесь, в Лондоне, у него встреча с индийскими принцами. Также ему нужна ее помощь для создания будущего Теософского общества.
Он не скрыл и тех трудностей, которые будут на ее пути, и что ей необходимо пожить несколько лет в Тибете, чтобы осилить это трудное и важное дело.
С той встречи желание попасть в Тибет стало путеводной звездой в жизни Елены Блаватской.
Где бы она ни была, собирая бесценные знания и получая посвящения у духовных учителей, она всегда стремилась только в одно заповедное место.
Лишь с четвертой попытки она смогла достичь места своей мечты и пробыла там семь лет, но всегда хранила молчание по этому поводу, о чем очень сожалеют ее биографы.
Из своих путешествий она возвратилась другим человеком, знающая, мудрая, одаренная уникальными силами. Эти удивительные путешествия были ярким моментом биографии Блаватской Елены Петровны.
Наследие Елены Петровны Блаватской. Книги
По всей видимости, развитие экстрасенсорных способностей было нужно Елене, чтобы через свой высший принцип, через свой духовный канал принять ту информацию, которая была необходима человечеству.
Выражаясь современным языком, она легко считывала нужные ей сведения с информационного поля планеты и от Вознесенных Учителей.
Кроме того, она была неутомимой исследовательницей древних философских учений, научных трактатов, религиозных и глубоко эзотерических Откровений.
Наследие Блаватской состоит из множества книг и статей. Основополагающими и наиболее известными из них стали: «Тайная Доктрина» в 3-х томах, «Разоблаченная Изида» в 2-х томах и «Голос Безмолвия» (Голос тишины).
Кроме того, из под ее пера вышли следующие книги: «Из пещер и дебрей Индостана», «Загадочные племена на голубых горах», «Беседы с Блаватской», «Ключ к теософии», «Теософский словарь», «Нео-Буддизм» и другие издания.
Е. П. Блаватская создала Теософское Общество при помощи Г. Олькотта, ее идейного соратника и помощника на долгие годы. Задача Общества заключалась в объединении всех людей, стремящихся к духовному развитию, к познанию основных законов вселенной и природы человека. Эти семена высшего духовного знания сегодня распространились и проросли.
Суть сведений, открытых Еленой Блаватской в книгах «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина», – это откровения о Великом Созидающем Начале, о творении Вселенной и Человека, о незыблемой вечности и периодичности бытия, о космических и незыблемых законах. Ее «Тайная Доктрина» – это накопленная мудрость веков и тысячелетий.
Те, кто смог осилить ее книги и понять их, среди людей, стремящихся к духовному развитию, приобретают уважение и некий статус, приближающий их к посвященным в сокровенные тайны.
В жизни Елены Блаватской было много страданий из-за непонимания общества, ее боялись и ненавидели те, против кого она вела неустанную борьбу, чтобы искоренить невежество и догматизм в науке и религии.
Много лет ей приходилось терпеть нападки и незаслуженную клевету, понимая, что и эти души тоже придут к свету, только намного позже, и потому не прекращала любить никогда.
Елена Петровна Блаватская сыграла выдающуюся роль в диалоге между Востоком и Западом. Она познакомила западный мир с эзотерическими основами индуизма и буддизма, проложила путь, по которому пришли восточные учения, йога, трансцендентальная медитация, дзен буддизм и многие другие.
Благодаря ей не погибли и стали известны великие знания, которые были сохранены в древних манускриптах индийской культуры.
Я с удовольствием поведала вам яркую биографию Блаватской Елены Петровны. Она никогда не принадлежала какому-то одному народу, вся планета была для нее домом, все люди виделись ей братством, и вся жизнь ее была великой миссией служения человечеству. О наследии, книгах Блаватской можно говорить долго, но лучше самому окунуться в удивительный мир ее творчества. Ну и конечно не забывайте чаще заходить на наш портал саморазвития и подписаться на видео канал где сможете найти видео на еще больше тем связанных с обучением и саморазвитием в разных направлениях.
Великие мистики в реалиях: Блаватская Елена Петровна (15 фото)
Блаватская была одним из создателей Теософического Общества
Елена Петровна Блаватская — один из величайших мистиков всех времён и народов, хотя бы уже потому, что ни одна женщина не оказала такого колоссального влияния, в том числе и на мужчин, не будучи наделённой телесной красотой. С 1848-го по 1875 год она совершила практически трёхкратное кругосветное путешествие, но знаменита не этим, а созданной ею теософией.
Русская путешественница и оккультистка утверждала, что она узнала секреты потерянных цивилизаций и тайных обществ. Елена Блаватская была одной из самых загадочных фигур 19 века, а ее взгляды на тему существ, управляющих судьбой Земли, забытой истории и ошибок веры в Бога являются спорными по сей день. Многие люди разделяют взгляды, высказанные Еленой Петровной Блаватской, даже не зная об этом. Эта русская оккультитстка, писательница, мыслительница и основательница теософского движения была одной из самых противоречивых личностей второй половины 19 века.
Библиограф Блаватской Борис Цырков пишет, что «Елена была необыкновенным ребёнком и рано стала ощущать, что отличается от окружающих. Своими незаурядными психическими способностями она изумляла домашних и друзей. Крайне своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У неё были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того была отважной наездницей, бесстрашно совершавшей верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, — она вообще необыкновенно тонко чувствовала природу. Ещё в детстве она начала сознавать, что её жизнь станет каким-то высоким служением, что ею руководят, её оберегают».
Еленой Петровной Блаватской девушка станет в 17 лет после своего первого замужества. Собственно браком её союз с вице-губернатором Эриванской губернии Никифором Васильевичем Блаватским, который был на добрых 20 лет старше своей избранницы, назвать нельзя.
Невеста-девственница испарилась в течение медового месяца, со всеми вытекающими отсюда для союза Гименея последствиями. В это время Елена заносит в свою записную книжку фразу: «Женщина находит своё счастье в приобретении сверхъестественных сил, а любовь является только дурным сном, бредом». После побега она путешествует по Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые ей присылает отец.
После заключения второго брака её официальное имя будет звучать как Елена Бетанелли (Helena Betanelly). В 1851 году 20-летняя Блаватская в Лондоне впервые встречает человека, которого она уже знает по своим детским видениям, — посвященного из раджпутов, учителя Морью (Morya). Индийский гуру поведал Елене о том, что ей предстоит совершить. Среди военно-феодального сословия раджпутов (в переводе с североиндийских языков означает «сын царя») женщины пользовались большим уважением и занимали высокое положение. Необходимо отметить, что в период мусульманских правителей Северной Индии (12—18 века) именно раджпуты выступили основными защитниками индуистских ценностей.
Восхождение Блаватской к известности начинается в 1874 году, после её прибытия в Нью-Йорк, где она знакомится с юристом, полковником Генри Стилом Олькоттом (Henry Steel Olcott), человеком высоких нравственных качеств.
Осенью 1875 года Блаватская с Олькоттом и ещё несколькими единомышленниками создают Theosophical Society — Теософическое Общество. 17 ноября 1875 года Олькотт на правах президента официально объявил о его создании.
8 июля 1878 года Елена Блаватская стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство. Об этом неординарном событии во всю раструбили самые разные газеты. Однако в США она прожила после этого всего три года, после чего уехала вместе с Олькоттом в Бомбей. Там они организовали штаб-квартиру Общества (позже она будет перенесена в город Адьяр). Там они приступили к изданию первого теософического журнала The Theosophist, редактором которого стала Е. П. Блаватская.
В мае 1880 года Олькотт с Еленой отправляются на Цейлон (Шри-Ланку), где начинают работу по возрождению буддизма в Индии. Они оба принимают «панча шила» (Пять священных заповедей, или обетов, обязательных для буддистов). Сам полковник впоследствии говорил, что этот шаг стал просто формальным подтверждением их с Еленой давних убеждений.
Олькотт с Блаватской полностью посвящают себя просветительской деятельности: они путешествуют по разным отдалённым районам Индии, основывают новые филиалы Общества, принимают посетителей, готовят материалы для публикации в собственном журнале. Целевой аудиторией статей были сами индусы, в которых теософы хотели пробудить интерес к тем духовным ценностям, которые заключали в себе древние Священные Писания их родины.
В 1884 году Олькотт с Блаватской отбывают в Лондон, куда везут петицию Британскому правительству от буддистов Цейлона. Несмотря на то, что здоровье Елены к тому моменту уже сильно ухудшилось, она работает над одной из своих важнейших итоговых работ — над «Тайной Доктриной».
А между тем, во время их с Олькоттом путешествия, в Индии против них иезуиты готовили заговор. Причём, в нём участвовали двое слуг Блаватской. Елена, чтобы на месте разузнать ситуацию, возвращается в Адьяр. Она хочет подать на своих слуг в суд, предъявив им иск за клевету в якобы мошенническом характере её деятельности. Однако другие члены Теософического Общества решают не предавать это дело огласке, и Блаватская, так и не добившись торжества справедливости, в марте 1885 года уезжает в Европу. Больше она уже никогда не вернётся в Индию.
Позже выяснилось, что всё «дело» было полностью сфабриковано иезуитами, которые ненавидели и само Теософическое Общество, и его основательницу.
Взгляды Блаватской, как и ее жизнь, трудно передать тезисно. Осью ее концепции была вера в существование универсальных принципов, которые легли в основу мировых религий. Они конкурируют друг с другом, поэтому они плохие, но все они произрастают из одного «ствола». В конечном счете, все великие религии падут, и наступит возврат к первоначальной истине. Ближе всего к ней герметизм – древняя религия, основанная на учении Гермеса Трисмегиста и давшая теоретическое обоснование философии магов и оккультистов.
лена Блаватская говорит о братстве всех людей, независимо от цвета кожи, расы или вероисповедования. Оправдывает этот постулат утверждением, что все мы несем в себе «ядро божественности» и мы все между собой связаны. Стоит отметить, что одним из характерных элементов верований Елены были «Хроники Акаши» — нефизическая совокупность всех сведений в космосе, доступ к которым может получить лишь высоко духовный человек. В ее системе все во Вселенной развивается циклически, как учит «Книга Дзян». Если что-то было камнем, то в каком-то очередном цикле оно станет человеком. Целью воплощений является улучшение себя. Со временем душа начинает понимать принципы, которые управляют Вселенной, и становится существом, подобным ангелам, которые живут в совершенно другом измерении. По мнению Блаватской, существует семь уровней существования: от низшего физического до абстрактной Атмы. Интересно, что она признавала, что после достижения определенного уровня самосознания человек может разблокировать у себя память о прошлых жизнях.
Что касается личностного христианского Бога, то Блаватская заявляла прямо, что такового не существует, называя эту концепцию «коллекцией противоречий и невозможностей». Однажды она даже спровоцировала значительный скандал, подвергая себя гневу верующих, сказав, что Бог был зол, потому что создал человека «импульсивно», как существо полностью и слепо ему подданное. И только Люцифер открыл глаза людей, поэтому честь надо отдавать ему. Реакция на эти слова была ожидаемой, а Блаватской пришлось привыкать к всевозможным оскорблениям в свой адрес.
Самая оригинальная группа ее взглядов была связана с «забытой историей» человечества. «Открытия современной науки не противоречат старейшим традициям, которые указывают на то, что наша раса является чрезвычайно возрастной», — говорила она, добавляя, что перед человеком на Земле существовало много других разумных видов, часто более совершенных. Были это, так называемые, коренные расы, из которых мы пятая. В общей сложности их должно быть семь, в каждой из которых должно быть семь подклассов. Шестая должна появиться в 28 веке. Интересно, что на Земле – в соответствии с Блаватской – все еще можно найти живых «представителей» более старых рас. Согласно с тем, что она узнала из строго хранившихся записей, самыми древними обитателями планеты были эфирные существа, воспроизводящиеся путем деления.
В следующем эоне после их исчезновения появились гиперборейцы – желтокожая раса, живущая в тропиках, которые находились там, где сейчас размещена Арктика и приполярные районы. Когда они вымерли, появились лемурийцы, населяющие несуществующих ныне континент в Индийском океане, который распался миллионы лет назад в результате вулканической деятельности (их потомками являются снежные люди). Следующая раса появилась 4,5 миллионов лет назад в Африке. Это были темнокожие люди, которые потом колонизировали Атлантиду, развивая передовые технологии. Некоторые представители этой расы имели парапсихические способности. Попадались среди них и гиганты. Когда их цивилизация рухнула в результате войны, народ этот переселился на территорию современной Америки, а их потомками являются инки, индейцы и народы монголоидной расы. Беженцы из Атлантиды основали несколько древних цивилизаций, в том числе египетскую.
По мнению Блаватской, предшественником пятой коренной расы был человек, которого индусы называют Ману. На протяжении тысячелетий развивались в ее контексте разные подгруппы от индейцев до немцев и славян. Если верить Елене, в ближайшее время появиться новая группа людей, которая эволюционирует на территории США. Интересно, что в «Тайной доктрине» она также пишет об «учителе пятого человечества». Она упомянула о «змеях, которые снова спустились, заключили мир с пятыми и их инструктировали». Память об этом сохранилась в мифах и легендах.
После возвращения из Тибета с багажом эзотерических знаний Блаватской надо было найти способ передать их обществу. Она тогда была мало известным человеком и, как упоминает Гудрик-Кларк, ее большой «дебют» наступил около 1873 года, когда она сблизилась с американскими спиритами – сторонниками контактов с иными мирами с помощью спиритических сеансов.
Основанное Блаватской товарищество начало объединять последователей оккультизма и парапсихологии, в том числе знаменитостей (например, Томаса Эдисона и Джека Лондона). Характер путешественницы дает о себе знать и вскоре Блаватская вместе с Олскоттом отправилась в Индию, несмотря на полученное ранее американское гражданство. В 1882 году товарищество приобрело недвижимость в Адьяре, где и расположилась его штаб-квартира, хотя колониальные власти постоянно следили за оккультистами, как за «подозрительным элементом».
Елена постепенно теряла здоровье и вскоре ей рекомендовали сменить климат на более мягкий. Тем временем, теософическое движение и работа его создательницы ставали более популярными, хотя ее саму часто критиковали и осуждали. Блаватская умерла внезапно в Лондоне в 1891 году в результате осложнений от гриппа. Ранее в городе она начала издавать скандальный журнал «Люцифер». В жизни Блаватской было много других скандалов, расколов, обвинений и сверхъестественных явлений. Красочный характер отразился, возможно, в эклектичной натуре ее взглядов, в которых можно найти корни герметичные, индуистские и буддийские, а также вдохновение древней философией, мифологией и Каббалой. Все это было уложено в оригинальный порядок, но здесь не было ничего нового. Кроме того, французский мыслитель и знаток эзотерических традиций Рене Генон сказал, что в ее учении тяжело найти «что-то новаторское». Это просто синтез знаний из многих источников, который не является эффектом мистической иллюминации.
Сегодня Елена Блаватская остается несколько забытой фигурой, а ее книжки, хотя и читаются, но уже немного устарели. Но несколько вещей, однако, после нее осталось, а это: популярность идеи реинкарнации и цикличности среди европейцев, обновление легенды об Атлантиде, создание мифа о Лемурии, а также убеждение людей о существовании «забытой истории» и необходимость научного исследования явлений, связанных с человеческим сознанием. Теософию, однако, ждала другая судьба. Похоже, что ее послание было лишь частично понято и принято поколением, живущим в 21 веке. Самые важные идеи братства, самосовершенствования, самоотверженной службы не нашли признания в такой степени, чтобы стать ощутимым элементом социальной жизни. Блаватская, кажется, предвидела это, с акцентом подчеркивая, что «вечная мудрость», к которой относится теософия, смогла пережить все катаклизмы, значит и наша цивилизация, сосредоточенная на потреблении, утверждении эго и материализме, не совсем потеряна.