Кто такая феклуша о чем она рассказывает глаше

Образ и характеристика Феклуши в пьесе «Гроза» Островского с цитатами

Пьеса «Гроза» известна каждому, кто неравнодушен к литературе и творчеству Островского в частности. Социально-бытовая драма, где каждый персонаж заслуживает отдельного внимания, неважно главный или второстепенный. Среди них хочется отметить следующую героиню, не участвующую в главном действии пьесы, но чья роль весьма существенна для всего произведения. Образ и характеристика Феклуши в пьесе «Гроза» на первый взгляд кажутся неприметными, но это ошибочное мнение. Автор ввел ее в сюжет неслучайно. Феклуша характеризует собой обстановку в небольшом провинциальном городке в целом и саму Кабаниху в отдельности.

Феклуша – странница. Блаженная.

Образ и характеристика

Как выглядела Феклуша, Островский не соизволил упомянуть, но все странники в общих чертах похожи друг на друга. Скорее всего, она нестарая, ей чуть больше среднего возраста. Вместо одежды рваные лохмотья. Сумасшедший взгляд, косматая.

В пьесе она появляется всего несколько раз. Первая встреча с Феклушей происходит после монолога Кулибина о нравах города Калинова и перед появлением Кабанихи в сопровождении своих детей, которым опять доставалось от нее по-полной программе.

Следующий эпизод с участием этой героини происходит в доме Кабанихи, где она ведет разговор с дворовой девкой Глашкой, прося ее приглядеть за убогой. Глаша человек адекватный со своими взглядами на жизнь быстро ставит ее на место, напоминая, что нищие любят друг на друга клеветать, а она сама уже не маленькая и вполне способна отличить, где хороший человек, а где плохой.

Все-таки удалось Феклуше задурить девке голову небылицами о странах заморских.

Следующей жертвой ее рассказов стала сама Кабаниха. Ей досталась тема про железную дорогу и столичную жизнь. Она убеждает Кабанову, что близятся «последние времена». Люди все спешат куда-то, торопятся. Это свидетельствует о скором конце света. Кабаниха проникается ее пламенной речью и словно под гипнозом со всем вышесказанным соглашается, осознавая, что созданный ею мир рушится на глазах.

Феклуша на самом деле темный человек, недалекий.

После публикации пьесы, имя Феклуша вошло в обиход, как нарицательное. Означает одно – это человек, распространяющий байки, замаскированные под видом благочестивых рассуждений.

Источник

Феклуша — образ и характеристика героини драмы А. Н. Островского «Гроза»

Жизнь странницы

Феклуша — типичная странница. Это женщина, путешествующая по Руси, посещая во время странствия монастыри и святые места. Останавливаются странники в лежащих на пути сёлах и городах, в тех домах, где не откажут в гостеприимстве. Впрочем, принимать странника всегда считалось предвестием благополучия, хорошей приметой. А сами путники передавали друг другу сведения о тех домах, где можно найти ночлег и гостеприимство. Жили странники подаянием. А за приют расплачивались рассказами об увиденном и услышанном в пути. Катерина вспоминает, что в родительском доме по вечерам все собирались послушать диковинные рассказы странниц.

Обращаться к странникам ласково, используя вариант имени, больше подходящий для ребёнка (Пелагеюшка, Иванушка у Толстого в «Войне и мире»), было в обычае. Это демонстрировало доброжелательное, покровительственное отношение к «божьим людям», желание заботиться о них, помогать тем, кто как никто близок к Всевышнему. Так что тот факт, что героиню называют Феклушей, ничего не говорит о персональном к ней отношении: это дань традиции.

Феклуша и дом Кабановых

Во время пребывания в городе Феклуша живёт у Кабановых и невольно присутствует при домашних событиях. В отъезде Тихона по делам в Москву её более всего интересует соблюдение обрядовости: будет ли его жена выть? Странница — любительница устоявшихся церемоний, как и Кабаниха, которая требует от Катерины поклона мужу в ноги и полного набора традиционных наказов жене со стороны Тихона вместо искренних объятий перед разлукой.

Как бы из-за заботы о хозяйском добре Феклуша советует присматривать за другой странницей. Впрочем, подлинные мотивы этого совета Глаша раскрывает тут же: «…все вы друг на друга клеплете». Зависимые от щедрости хозяев, «странные» люди конкурируют между собой.

Рассказы Феклуши, по её собственному признанию, опираются не на личный опыт, а большей частью на услышанные рассказы других людей. По немощи ей не по силам путешествия по дальним краям. Но говорит она бойким, живым, красочным языком, стиль её баек близок к сказочному, и занимательные небылицы про «салтанов» и неправедный суд, про людей с пёсьими головами необразованным жителям провинциальной России заменяют газеты. Без таких людей, как Феклуша, считает служанка Глаша, жители Калинова так бы «дураками и померли». Подобные странницы всерьёз воспринимаются невежественными, тёмными людьми как просветители.

Феклуша хорошо понимает, что хочет услышать от неё хозяйка дома. Вот и заводит беседу о благости неторопливой, устоявшейся на века, несуетной жизни, в противоположность «содому» больших городов. Подпитывая убеждения Кабанихи, вещает о близости конца света, о пришествии «последних времён». Женщина способна увидеть в спешащей толпе самого дьявола, в паровозе — огненного змея, на крыше дома — сатану, сыплющего плевелы на гуляющий народ. Она способна почувствовать «умаление» времени и услышать таинственный стон, звучащий в разгаре «гульбища да игрища». Скорее всего, странница сама верит в те ужасы, о которых вещает, в конец света. Но этими рассказами Феклуша не просто подпитывает суеверие и мракобесие, но укрепляет недоверие ко всему новому, прогрессивному.

Роль Феклуши в драме «Гроза»

Феклуша в пьесе противопоставлена доморощенному механику, изобретателю и любителю чтения Кулигину. Если тот ищет спасения от молнии в сооружении громоотводов, то странница, подобно сумасшедшей барыне и Дикому, видит в грозе проявление божьего гнева. Её бог — не бесконечно милосердная высшая сила, а строгий надсмотрщик, суровый и неумолимый. Она увеличивает давление страха на необразованных горожан, способствует росту ужаса перед неизбежностью наказания за грехи и за всякое проявление свободной мысли или чувства. Образ Феклуши разнообразит картину «тёмного царства» в пьесе. Кроме самодурствующих, невежественных богатеев, которые давят людей властью денег и положения, зло находит поддержку в суеверном страхе, подпитываемом такими Феклушами.

Характеристика образа Феклуши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Характеристика Феклуши в пьесе «Гроза»

Кто такая Феклуша в пьесе «Гроза» Островского? На первый взгляд — вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе «Гроза» можно начать со слова «странница».

Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина, и у Достоевского, и у Горького. Нельзя отрицать, что образ странников связан с фольклорной традицией. В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, «странствовали». Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковской пьесе «На дне» или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия. Роль Феклуши в пьесе «Гроза» заключается в другом. Описания Феклуши в тексте нет. Но её внешность несложно представить. Странники, по обыкновению, люди средних лет или чуть старше. Часто они, за неимением другой одежды, были вынуждены одеваться в лохмотья.

Показательно имя персонажа — Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше. Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети. Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о «жестоких нравах» и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.

«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» — такие слова говорит Феклуша другой женщине. Её слова слащавы и лживы. Она беззастенчиво врёт, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.

Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С её точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: «говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землёй правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный». Её слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, «тёмность» таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно. Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.

Речевая характеристика Феклуши в «Грозе» также важна. Её реплики переполнена обращениями «милая», «сударь», «милая девушка», «ваша светлость». С одной стороны, это придаёт её речи гипнотическую напевность, с другой — доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.

Феклуша в «Грозе» не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил ещё одну грань «тёмного царства». Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.

Источник

Образ и характеристика Феклуши в пьесе Гроза Островского сочинение

Старушка Феклуша это не такой значительный персонаж, как главные. Однако несмотря на это, она является довольно особенным образцом из так называемого «тёмного царства». Всевозможные блаженные и божьи люди были завсегдатаями в домах знатных купцов. К примеру, сама Феклуша рассказывает небылицы для Кабановых. Она повествует о странах заморских и невиданных, где у людей головы собак, а правители тех стран что ни сделают, всё выходит неправильно. А город же Калинов, в котором и живёт семья Кабановых, она во всю расхваливает и говорит, что жителям его приходится очень по нраву. Басни и враньё Феклуши только лишь ещё сильнее выделяют невежество и необразованность граждан города Калинова.

Любое обстоятельство или вещь, которую не в состоянии объяснить калиновцы, будет тотчас подвержено высмеиванию или бурному обсуждению. А Калинов всегда оценивается как лучший город, к которому не у кого никаких претензий нет. Он является как бы образцом нормальной жизни людей.

По правде говоря, как задумывал автор пьесы, Феклуша всего лишь жалкая карикатура старых странников, которые в древности разносили всевозможные легенды и россказни. Для барыни Кабановой и Глаши, которые являются необразованными и ни разу не бравшими в руки информационную вещь, будь то газета или книга, эти рассказы служат для удовлетворения любопытства. Также они способствуют увеселению серой и скучной будничной жизни этого тёмного семейства. А конкретно для самой Кабановой, данные рассказы Феклуши служат прямым аргументом того, что она ведёт абсолютно правильный образ жизни. Для неё порядок должен быть только исключительно патриархального типа и никак иначе.

Данный портрет Феклуши представляется читателям шутовским. Он служит только для высмеивания поверхностного лицемерия. Для людей такого типа излюбленным занятием приходится распространять нелепые слухи и бредни по всему белому свету. Вдобавок, ещё и перефразировать на свой лад, исходя из собственной фантазии ума. Так что в конечном итоге рассказы получаются такими бредовыми и несусветными, что им вполне охотно доверяют люди необразованные. Для них это и есть правда.

Вариант 2

Кем же является Феклуша в произведении Николая Александровича Островского? С первого, неопытного взгляда можно ответить, что Феклуша – неприметный и никак не влияющий на происходящие события персонаж. И тогда сам собой напрашивается следующий вопрос: зачем же в таком случае нужна эта героиня, какова ее роль в произведении? Но, если углубиться в сюжет и проанализировать его, то приходит понимание того, что роль Феклуши на самом деле значительна. Основное понятие, характеризующее эту героиню – «странница».

В культуре русского народа мотивы странничества распространены. Читатель может встретить образы странников у русских классиков, таких как Пушкин или Достоевский. Скорее всего, этот образ имеет связь с фольклором. Если обратиться к сказкам, то можно встретить множество героев, которые странствовали по миру. Странники были воплощением мудрости, раскрывали для людей истины. Ярким примером странников будут являться старцы, описанные в былинах об Илье Муромце.

Но в пьесе роль странницы прямо противоположна тому, что читатель привык от них ожидать. Роль Феклуши совсем в другом. Читатель не встретит описания внешности странницы на страницах произведения. Однако совсем несложно представить как она выглядит. Обычно странники – это люди среднего возраста или, может, чуть старше. Обычно они одеты в потрепанную одежду или лохмотья за неимением лучшего варианта.

Имя персонажа – Феклуша, тоже является показательным в этом произведении. Ведь понятно, что возраст Феклуши близок к возрасту Марфы Игнатьевны, а возможно, она даже старше. Островский хочет показать этим именем инфантилизм действующего лица. Женщина не повзрослела, а осталась на уровне развития ребенка. Но никак нельзя назвать эту черту характера положительной, она скорее отрицательная.

Феклуша говорит лживые и слащавые речи. Она вовсю поддерживает ложные убеждения о правильном образе жизни купечества и силе и могуществе этого сословия. Она стопроцентно уверена в своих убеждениях, эти принципы плотно укоренились в ее сознании.

Анализируя эпизод беседы Феклуши с девкой дома Кабановых Глашей, можно сделать следующие заключения. Феклуша говорит Глашке о неправедности жизни. Странница считает другие религии мира неправильными и неправедными. В этом выражается ее лицемерие – ведь другие люди относятся к странницам с уважением и прислушиваются к их речам. Феклуша не образованна и прогресс для нее – грешный мрак.

Все реплики Феклуши сопровождаются словами «милая», «сударь» и «ваша светлость». Это показывает пресмыкающийся характер действующего лица.

Хоть Феклуша и не влияет на сюжет пьесы, в ней находит воплощение еще одна сторона «темного царства».

Первое появление в пьесе

Образ Феклуши в пьесе «Гроза» раскрывается постепенно. Сначала зрители видят её после монолога изобретателя паровой машины. Прототип механика-самоучки Кулигина — реальный учёный Иван Кулибин. Персонаж пьесы — почти антипод Феклуши. Первая — тёмная и необразованная, второй — стремящийся к знаниям и старающийся донести свет науки до закрытых умов калиновцев.

Кто такая феклуша о чем она рассказывает глаше. Смотреть фото Кто такая феклуша о чем она рассказывает глаше. Смотреть картинку Кто такая феклуша о чем она рассказывает глаше. Картинка про Кто такая феклуша о чем она рассказывает глаше. Фото Кто такая феклуша о чем она рассказывает глаше

Попытки Кулигина просветить народ остаются безуспешными, и по сравнению с ним даже Феклуша предстаёт убедительным оратором. Она с таким воодушевлением рассказывает о чудесах, многие из которых существуют лишь в её воображении, что люди охотно верят каждому слову. Речь странницы изобилует церковными и просторечными выражениями, придающими ей особый колорит. Примеры:

Пока Кабаниха без повода распекает детей, странница рассыпается в восторгах, восхваляя нравы горожан. Она говорит, что у хозяйки дома доброе сердце, ведь та не пожалела для Феклуши подаяния и сказала несколько слов. На самом деле все восторги лживы, а странница пропитана неискренностью. Эти черты характера присущи не только ей. Так ведут себя большинство блаженных, вынужденных приспосабливаться к каждому, кто подаст кусок хлеба. Таким образом, уже во время первого появления этой героини можно отметить такие черты её личности:

Блаженной нищенке несложно было сделать так, что сварливая женщина прониклась к ней расположением.

Сочинение на тему Феклуша

В произведении нас знакомят с множеством персонажей, через которых автор всё так же передаёт все проблемы, которые над которыми он бы хотел поразмышлять в произведении на пару с читателем.

Однако все проблемы, объединённые в своеобразный комок он передаёт через самого незаметного, и, казалось бы, неважного для сюжета, персонажа – Феклушу.

Феклуша – женщина в возрасте, её называют странница. Одета она в лохмотья, собственно и свойственные странникам. Она одна из немногих кто решился покинуть город и путешествовать по остальному миру. С ней также путешествует техник самоучка Кулигин.

Фиклуша является человеком инфантильным, лживым, услужливым, и податливым, что мы видим в её поступках, действиях, и поведении. Она старается во всём угождать людям, от которых она могла бы получить выгоду. Также придумывая различные истории о своих путешествиях, она лжёт людям о внешнем мире, заставляя бояться его ещё сильнее.

Через её образ автор также пытается передать ту невежественность и консервативность, которыми были наполнены люди того времени. Феклуша – человек старающийся устроить себе жизнь, и больше ничего в ней не менять, из-за чего её можно назвать консерватором. Она также старается оградить жителей Калинова от внешнего мира, так как ей нравится то, каким на данный момент является город.

Казалось бы, персонаж Феклуша не так уж и важен для повествования, но всё равно, автор выделяет её как человека, важного для создания общей атмосферы произведения.

В своём произведении “Гроза” Островский показал все те человеческие качества, которые ему бы не хотелось видеть в окружающих его людях. Такие пороки как консервативность, невежество, самодурство, излишняя льстивость, а также излишняя лживость, все эти вещи Островский презирал, каждый раз осмеивая их в своих произведениях. Одним из таких произведений стала пьеса “Гроза”.

В этом произведении автор повествует нам о выдуманном городе Калинове, который, по задумке автора, стоит вдоль берега Волги. Через данный город автор доносит мысль о том, что большинство людей являются закрытыми консерваторами, не желающими перемен и нововведений, так как жители Калинова являются именно такими людьми. Они привыкли жить в своём ограниченном мирке, не слыша ничего о внешнем мире, и о том, что происходит за стенами города. Они привыкли жить так, как до них жили их предки, просто-напросто взаперти.

Характеристика Феклуши в Грозе

Кем является второстепенная героиня пьесы Александра Островского, Феклуша? У большинства читающих, возникает вопрос. Зачем вообще нужен этот персонаж, если он не несёт в себе никакого влияния на сюжет произведения, так может подумать человек не читавший произведение, но со временем начинаешь осознавать, что это очень важный персонаж. Героиня показывает себя в пьесе как «тёмную лошадку» или «странницу».

Именно такой образ и несёт в себе всю ту мудрость, в этом можно убедится посмотрев на некоторые поступки Феклуши. Островский никаким образом не описывает героиню, но благодаря деяниям, каждый может с помощью фантазии построить её личность у себя в голове. Феклуша человек средних лет, из-за своего социального статуса не имела средств на новую одежду, поэтому ходила в старом рванье.

В сюжете пьесы она фигурировала редко. Например, один из моментов, когда Феклуша превозносила до небес доброту и не безразличие к бедным хозяйки дома. Тем самым, нагло обманывая её. Второй момент демонстрирует её затворничество. Это происходило в дома Кабанихи, где она беседовала с Глашкой, дворовой девицей семьи Кабановых, которая ей рассказывала небылицы о других странах. Наша героиня в свою очередь из-за незнания новостей мира, только и рада слышать этакий бред сумасшедшего.

Но и сама Феклуша не отличается от Глашки, рассказывая факты о которых не имеет ни малейшего представления семье Кабановых, удовлетворяя их любознательность. Стоит задуматься и над тем, что автор дал героине именно такое имя, её все называют ласкательно-умилительно, как маленького ребёнка, а не как взрослую женщину по имени и отчеству. Этот факт нам даёт понимание, что умственное развитие героини осталось на уровне маленького ребёнка, верящего в бред и пересказывающего взрослым придуманные сказки.

Также стоит обратить внимание на разговорную речь. Её обращения такого типа как: «сударь», «ваша светлость» и «милочка», дают некую мелодичность её фразам, но также гласят о угодничающем и прилежащем характере Феклуши к ближнему.

Посмотрев на всех этих персонажей, можно сделать вывод о всех жителях города Каинова, в котором и развивается пьеса. Это люди консерванты, живущие в своём мире и не желающие что-то в нём менять. Также как и Феклуша, никто не знал новостей мира и даже то, что творятся поблизости. Так как и предки, они находятся под собственным замком внутреннего мира.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Паратов в пьесе Бесприданница↑ ОстровскийХарактеристика и образ Гордея Торцова в пьесе Бедность не порок →

Беседы с Глашей и Кабанихой

Второй раз Феклуша появляется на сцене уже в доме Кабановых. Она разговаривает с Глашей, и здесь можно заметить, что дворовая девка, хоть и не имеет образования, способна поставить странницу на место. Сначала силы собеседников примерно равны. Когда Феклуша просит, чтобы Глаша присмотрела за убогой, дворовая девушка даёт понять, что сама способна разобраться и отличить плохого человека от хорошего. По её словам, нищие любят «клепать» один на другого, хотя могли бы жить спокойно в купеческом доме, где им предоставили кров и вдоволь еды.

Феклуша не унимается и сообщает о чудесах, которые происходят в дальних странах. В результате она всё-таки заинтересовала Глашу, заставив поверить в дивные сведения. Явления, люди и мифические существа, о которых рассказывает странница:

Третий эпизод, в котором задействована Феклуша, разворачивается на скамейке. Странница беседует с Кабанихой. Заметно, что мать Тихона ведёт себя по-разному с детьми, невесткой и нищенкой. Когда Феклуша рассказывает о безобразиях и ужасах, творящихся в мире, хозяйка дома не спорит, не одёргивает её, а слушает и иногда поддакивает. Кабаниха не так страшна, какой кажется в сценах с участием Катерины. Характер этой женщины многогранен, и в какой-то мере она сама вынуждена подстраиваться под уклад. Женщину приучили к этому с детства, и в других обстоятельствах она могла бы быть иной.

В беседе с Феклушей Кабаниха не выглядит деспотом. Она больше похожа на несчастную, уставшую женщину, обессилевшую от необходимости удерживать то, что рассыпается на глазах. Старый уклад отжил своё, но хозяйка не понимает, почему молодёжь не хочет жить по правилам старших. Мириться с этим сложно и больно.

Автор неслучайно вложил рассказ о неприятных переменах в уста полоумной женщины. Островский даёт современникам время на размышления. Они пока не готовы принять, что времена стали другими, и автор благосклонно наделяет их возможностью выбирать. Прислушиваться к словам блаженной необязательно. Другое дело, если бы с таким убеждением вещал Кулигин, но он другой по натуре.

Феклуша выступает как вестник перемен, хотя отрицательно относится к новому. Сначала её слова вызывают усмешку, затем ей удаётся сделать так, что Глаша «развесила уши», а в конце к ней прислушивается сама Кабаниха.

Источник

Что рассказывает феклуша о других странах гроза. Сочинение «Характеристика Феклуши в пьесе «Гроза

Феклуша — второстепенный персонаж, цель добавления которого может показаться непонятна: ни её поступки, ни само существование никоим образом не влияет на основной сюжет произведения. Но в социально-бытовой драме А. Н. Островского «Гроза» всякое действующее лицо достойно внимания читателя. Характеристика Феклуши поможет разобраться в необходимости присутствия этой героини в пьесе.

Кто такая феклуша о чем она рассказывает глаше. Смотреть фото Кто такая феклуша о чем она рассказывает глаше. Смотреть картинку Кто такая феклуша о чем она рассказывает глаше. Картинка про Кто такая феклуша о чем она рассказывает глаше. Фото Кто такая феклуша о чем она рассказывает глаше

Роль странницы

Основополагающая роль Феклуши — блаженная странница. Именно так её воспринимают герои. Образ странника распространён и популярен в русском фольклоре и авторских произведениях, поэтому несложно представить себе внешний вид Феклуши, хоть Островский не упомянул эту деталь в тексте. Черты странников в литературе:

Имя героини — следующая деталь, которая говорит о её образе. Уменьшительно-ласкательная форма указывает на инфантильность и уровень умственного развития Феклуши.

Речь героини

В речи она часто использует слова «милая», «ваша светлость», «сударь», «милая девушка», перед другими людьми зачатую пресмыкается.

Действительно ли Феклуша считает, что окружающие достойны такого обращения?

Почему она ведёт себя таким образом? Ответить на эти вопросы можно следующей цитатой Феклуши: «Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

Заметно, что обращения и причитания используются для придания речи напевности, возможно, с целью усыпить критическое восприятие своего собеседника, ведь Феклуша в Калинове занимается в основном тем, что морочит головы обычным людям, рассказывая сказки и небылицы о внешнем мире и других странах.

Сочинение на тему Феклуша

В произведении нас знакомят с множеством персонажей, через которых автор всё так же передаёт все проблемы, которые над которыми он бы хотел поразмышлять в произведении на пару с читателем.

Однако все проблемы, объединённые в своеобразный комок он передаёт через самого незаметного, и, казалось бы, неважного для сюжета, персонажа – Феклушу.

Феклуша – женщина в возрасте, её называют странница. Одета она в лохмотья, собственно и свойственные странникам. Она одна из немногих кто решился покинуть город и путешествовать по остальному миру. С ней также путешествует техник самоучка Кулигин.

Фиклуша является человеком инфантильным, лживым, услужливым, и податливым, что мы видим в её поступках, действиях, и поведении. Она старается во всём угождать людям, от которых она могла бы получить выгоду. Также придумывая различные истории о своих путешествиях, она лжёт людям о внешнем мире, заставляя бояться его ещё сильнее.

Через её образ автор также пытается передать ту невежественность и консервативность, которыми были наполнены люди того времени. Феклуша – человек старающийся устроить себе жизнь, и больше ничего в ней не менять, из-за чего её можно назвать консерватором. Она также старается оградить жителей Калинова от внешнего мира, так как ей нравится то, каким на данный момент является город.

Казалось бы, персонаж Феклуша не так уж и важен для повествования, но всё равно, автор выделяет её как человека, важного для создания общей атмосферы произведения.

В своём произведении “Гроза” Островский показал все те человеческие качества, которые ему бы не хотелось видеть в окружающих его людях. Такие пороки как консервативность, невежество, самодурство, излишняя льстивость, а также излишняя лживость, все эти вещи Островский презирал, каждый раз осмеивая их в своих произведениях. Одним из таких произведений стала пьеса “Гроза”.

В этом произведении автор повествует нам о выдуманном городе Калинове, который, по задумке автора, стоит вдоль берега Волги. Через данный город автор доносит мысль о том, что большинство людей являются закрытыми консерваторами, не желающими перемен и нововведений, так как жители Калинова являются именно такими людьми. Они привыкли жить в своём ограниченном мирке, не слыша ничего о внешнем мире, и о том, что происходит за стенами города. Они привыкли жить так, как до них жили их предки, просто-напросто взаперти.

Взаимодействие с другими персонажами

Особого внимания стоит эпизод разговора с Глашей, в котором Феклуша рассказывает девушке, что все иностранные религии неправедны, суд нечестен, а сами нехристианские страны полны греха. Эта сцена отражает важную черту характера героини: она мыслит узко, считая истинной только то, во что верит сама. При этом она вставляет правду о жителях Калинова между строк в своих безумных рассказах.

Никто из собеседников не слушает этой правды и не хочет её принимать, ведь им достаточно хвалебных речей об их родном крае и захватывающих историй Феклуши.

После Глаши жертвой её россказней становится Кабаниха. На первый взгляд казалось, что она имеет твёрдые принципы и может думать самостоятельно, но Феклуше не стоит особого труда гипнотическими речами медленно вести её сквозь свой бред и в итоге внушить, что по стране ходят «огненные машины», а люди в столице торопятся и суетятся, поэтому близится конец света.

Эти утверждения алогичны и не имеют никаких обоснований, но Кабанова легко соглашается со странницей, принимая мнение, что мир вокруг неё рушится.

Можно выделить следующие качества странницы:

Кроме того, автор наделил свою героиню болтливостью.

Какую роль в жизни города играет феклуша. Cочинение «Характеристика образа Феклуши в с пьесе «Гроза

Феклуша принадлежит к партии патриотической и в высшей степени консервативной; ей хорошо среди благочестивых и наивных калиновцев: ее и почитают, и угощают, и снабжают всем нужным; она пресерьезно может уверять, что самые грешки ее происходят оттого, что она выше прочих смертных: «простых людей, — говорит, — каждого один враг смущает, а к нам, странным людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено, вот и надо их всех побороть». И ей верят. Ясно, что простой инстинкт самосохранения должен заставить ее не сказать хорошего слова о том, что в других землях делается. И в самом деле, прислушайтесь к разговорам купечества, мещанства, мелкого чиновничества в уездной глуши, — сколько удивительных сведений о неверных и поганых царствах, сколько рассказов о тех временах, когда людей жгли и мучили, когда разбойники города грабили, и т.п., и как мало сведений о европейской жизни, о лучшем устройстве быта! Даже в так называемом образованном обществе, в объевропеившихся людях, на множество энтузиастов, восхищавшихся новыми парижскими улицами и мабилем, разве вы не найдете почти такое же множество солидных ценителей, которые запугивают своих слушателей тем, что нигде, кроме Австрии, во всей Европе порядка нет и никакой управы найти нельзя. Все это и ведет к тому, что Феклуша высказывает так положительно: «бла-але-пие, милая, бла-алепие, красота дивная! Да что уж и говорить, — в обетованной земле живете!» Оно, несомненно, так и выходит, как сообразить, что в других-то землях делается. Послушайте-ка Феклушу:

«Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, над всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая девушка, ни одного дела рассудить праведно, — такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по-ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с пёсьими головами.

«За что же так с песьими?» — спрашивает Глаша. «За неверность», — коротко отвечает Феклуша, считая всякие дальнейшие объяснения излишними. Но Глаша и тому рада; в томительном однообразии ее жизни и мысли ей приятно услышать сколько-нибудь новое и оригинальное. В ее душе смутно пробуждается уже мысль, «что вот, однако же, живут люди и не так, как мы; оно конечно, у нас лучше, а впрочем, кто их знает! Ведь и у нас нехорошо; а про те земли-то мы еще и не знаем хорошенько; кое-что только услышишь от добрых людей»… И желание знать побольше да поосновательнее закрадывается в душу. Это для нас ясно из слов Глаши по уходе странницы: «Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет, да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли». Как видите, неправедность и неверность чужих земель не возбуждает в Глаше ужаса и негодования; ее занимают только новые сведения, которые представляются ей чем-то загадочным, — «чудесами», как она выражается. Вы видите, что она не довольствуется объяснениями Феклуши, которые возбуждают в ней только сожаление о своем невежестве. Она, очевидно, на полдороге к скептицизму. Но где ж ей сохранить свое недоверие, когда оно беспрестанно подрывается рассказами, подобными Феклушиным? Как ей дойти до правильных понятий, даже просто до разумных вопросов, когда ее любознательность заперта в таком круге, который очерчен около нее в городе Калинове? Да еще мало того, как бы она осмелилась не верить да допытываться, когда старшие и лучшие люди так положительно успокаиваются в убеждении, что принятые ими понятия и образ жизни — наилучшие в мире и что все новое происходит от нечистой силы? Страшна и тяжела для каждого новичка попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой темной массы, ужасной в своей наивности и искренности. Ведь она проклянет нас, будет бегать, как зачумленных, — не по злобе, не по расчетам, а по глубокому убеждению в том, что мы сродни антихристу; хорошо еще, если только полоумными сочтёт и будет подсмеиваться… Она ищет знания, любит рассуждать, но только в известных пределах, предписанных ей основными понятиями, в которых путается рассудок.

Вы можете сообщить калиновским жителям некоторые географические знания; но не касайтесь того, что земля на трех китах стоит и что в Иерусалиме есть пуп земли, — этого они вам не уступят, хотя о пупе земли имеют такое же ясное понятие, как о Литве, в «Грозе». «Это, братец ты мой, что такое?» — спрашивает один мирный гражданин у другого, показывая на картину. «А это литовское разорение, — отвечает тот. — Битва! видишь! Как наши с Литвой бились». — «Что ж это такое Литва?» — «Так она Литва и есть», — отвечает объясняющий. «А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала», — продолжает первый; но собеседнику его мало до того нужды: «ну, с. неба так с неба», — отвечает он… Тут женщина вмешивается в разговор: «толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны». — «А что, братец ты мой! Ведь это так точно!» — восклицает вопрошатель, вполне удовлетворенный. И после этого спросите его, что он думает о Литве! Подобный исход имеют все вопросы, задаваемые здесь людям естественной любознательностью. И это вовсе не оттого, чтобы люди эти были глупее и бестолковее многих других, которых мы встречаем в академиях и ученых обществах. Нет, все дело в том, что они своим положением, своею жизнью под гнетом произвола все приучены уже видеть безотчетность и бессмысленность и потому находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований в чем бы то ни было. Задать вопрос, — на это их еще станет; но если ответ будет таков, что «пушка сама по себе, а мортира сама по себе», — то они уже не смеют пытать дальше и смиренно довольствуются данным объяснением. Секрет подобного равнодушия к логике заключается прежде всего в отсутствии всякой логичности в жизненных отношениях. Ключ этой тайны дает нам, например, следующая реплика Дикого в «Грозе». Кулигин, в ответ на его грубости, говорит: «за что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?» Дикой отвечает вот что:

Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец. Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так и знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Какое теоретическое рассуждение может устоять там. где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни…

Поневоле тут резонировать перестанешь, когда на всякий резон кулак отвечает, и всегда в конце концов кулак остается правым…

Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»

В русской литературе блаженные странники являются характерным признаком купеческих домов. С их образами я познакомилась, прочитав произведения Лескова Н.С. «Очарованный странник», Островского А.Н. «Гроза» и Горького А.М. «На дне». Странником обычно называют человека, путешествующего пешком, идущего на богомолье. Это человек – вечный путник, не желающий вести оседлый образ жизни. Странник, в отличие от паломника, движется бесцельно, не имея представления о том, куда забросит его жизнь, «идёт туда, не зная куда».

Но среди них было немало личностей целеустремлённых, трудолюбивых, любознательных, много повидавших и познавших (как образ странника у Лескова Н.С.). Они не боялись трудностей, дорожных неудобств, скудной пищи. Были среди них интереснейшие люди, этакие философы со своим особым, оригинальным отношением к жизни, исходившие Русь пешком, наделённые зорким взглядом и образной речью.

Отражая данную тему (образы странников), я остановлюсь на двух из них: Феклуши из драмы Островского А.Н. «Гроза» и пьесы Горького А.М. «На дне».

В драме Островского А.Н. «Гроза» странница Феклуша – внесценический персонаж, она не участвует непосредственно в действии, но при этом имеет в нем существенное значение.

Феклуша не была истинно верующей в Бога женщиной, она только прикрывалась этой верой, чтобы жить за счёт подающего милостыню населения. Её рассказы о святынях и городах являлись определённым товаром, которым она расплачивалась за подаяния, щедрость и приют.

В своё первое появление в городе Калинове Феклуша восхищается красотой города, даже называет его «землёй обетованной», хвалит купеческий народ, особенно дом Кабановых, хозяйка которого окружила себя приживалками, невежественными странницами. Они ей нужны, они поддерживают её авторитет. Но у Кабанихи есть и своего рода защитники и «единомышленники». Не случайно второе и третье действия «Грозы» открывают сцены с участием Феклуши, как не случайно Феклуша впервые появляется на сцене в первом действии – после знакомства читателей с Кулигиным, Диким, Борисом. С приторной тягучестью она поёт: «Бла-а-алепие, милая, бла-а-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живёте!». Эти слова звучат после оценки Кулигина местной общественно-бытовой жизни: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Сразу после этих слов часовщика и звучит феклушино «Бла-а-алепие». Не красота природы, не вид на Волгу приводят её в восторг, а странница прославляет именно нравы города, то самое купечество, которое так отрицательно охарактеризовал механик-самоучка. Поразительным контрастом звучит хвала купечеству в устах странницы: «И купечество всё народ благочестивый, украшенный щедростью и подаяниями! Я так довольна, матушка, по горлушко…».

Мастерство Островского выражено в изображении Феклуши крупным планом, в изображении её не проходным лицом, а как характер, тип. Но драматург в её образе показал не самобытного, с чудинкой и привлекательностью, высоконравственного человека, а корыстную, невежественную, лживую натуру, которая заботится не о душе своей, а о желудке. Вред таких людей очевиден. Её россказни не просто глупые выдумки, не безобидное и смешное враньё. Феклуша распространяет сведения о порядках в других странах: «салтан Махнут турецкий», «салтан Махнут персидский», «все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедны», «все люди с пёсьими головами»…

В следующий раз Феклуша появляется в доме Кабановых и советует Глаше присмотреть за убогой, чтобы та ничего не украла. На что девушка ей раздражённо ответила: «Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете». Несмотря на то что Глаша является девушкой, хорошо разбирающейся в людях, она простодушно поверила в небылицы, рассказываемые Феклушей. Это одна из причин, доказывающих, что Калинов – это автономный край, жители которого ничего не ведают о других городах, странах, о том, что происходит в мире. Также об этом можно судить из разговора странницы и Кабанихи. Угождая своей благодетельнице, Феклуша посетовала, что настают «последние времена», что во всех городах «беготня и суета», и только в Калинове тишина и спокойствие. Сообщила, что в Москве в погоне за скоростью начали запрягать «огненного змия», т.е. поезд. В конце концов, она сказала, что за грехи людей и «время-то стало в умаление приходить». На всё это Кабаниха ей сочувственно поддакивала. Из этого диалога становится понятно, что Кабаниха признаёт скорое крушение своего мира.

Островский А.Н. использовал образ Феклуши для характеристики города Калинова и, в частности, Кабанихи. Её диалог с Кабанихой важен для более глубокого понимания того, что Кабаниха осознаёт гибель своего мира. Также можно заметить, что Феклуша появляется перед какими-либо главными событиями пьесы как предвестник чего-то важного. В диалогах Кабанихи и её детей, Кабанихи и Катерины как раз и происходит завязка сюжета, противостояние старших консервативных людей молодым, желающим жить своей жизнью. Впоследствии её присутствие как бы ощущается в беседе Варвары и Катерины, в которой бедная девушка признаётся, что уже давно влюблена в Бориса, а к мужу испытывает только жалость. И через некоторое время вновь ощущается присутствие Феклуши перед первым свиданием Катерины и Бориса. И конечно же, странница присутствует в роковой сцене прилюдного покаяния Катерины. Возможно, именно её возглас о том, что в грозу кого-то обязательно убьёт, стал последней каплей для Катерины, и она решилась на раскаяние в своём грехе.

Со временем образ Феклуши стал одним из самых популярных в русском комедийном репертуаре, а некоторые её высказывания вошли в обиходную речь.

В пьесе Горького А.М. «На дне» изображена жизнь людей обездоленных, потерявших надежду и веру в лучшее. Это люди разного возраста, разного социального статуса, но по тем или иным причинам опустившиеся на «дно» жизни. Все они не живут, а существуют. У них нет работы, им нечего есть, единственным кровом является ночлежка, похожая на пещеру. Вынужденные жить под одной крышей, они не хотят помогать друг другу. Утратившие всё человеческое, в большей степени из-за того, что и сами не видели к себе другого обращения, они жестоко выброшены из обычной жизни в силу нравов, порядков и условий, царящих в обществе.

Но наряду со всем этим одним из главных вопросов пьесы является вопрос о правде и лжи. Все обитатели ночлежки измотаны безрадостной жизнью, и поэтому они не хотят о ней думать, живут мечтами, в которых прячутся от настоящей жизни. Слесарь Клещ мечтает о будущем благополучии, не замечая, что его жена Анна умирает. Настя грезит о настоящей любви, а Актёр заливает горе алкоголем. Так или иначе, они обманывают себя.

Также в ночлежке присутствуют люди, считавшие, что нужно всегда быть правдивыми, насколько бы ни была горька эта правда. Например, Бубнов считает, что люди рождаются, чтобы умереть, и поэтому жалеть их глупо. Сатин считает, что человек может надеяться только на себя и не видит в жалости никакого смысла. Любители правды ведут себя жестоко по отношению к мечтателям. Мечтатели же жаждут добра и сострадания. Как раз это они и получат от странника Луки.

Пожилой странник Лука появляется в ночлежке неожиданно. На вид он ничем не отличается от остальных босяков, но всё же он не такой, как все. Он как-то незаметно, никому не переча, начинает строить отношения с обитателями ночлежки. Лука пытается понять, почему эти люди оказались на дне жизни. Он не делит людей на плохих и хороших, для него все равны: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают». От рождения все люди добрые и честные, и лишь социум меняет их. Как очень доброму и верующему в Бога человеку, ему жалко этих людей. Он понимает, что эти люди не видят в жизни ничего хорошего, и избирает такой принцип, как ложь во спасение. Добротой, нежностью, мягкостью и лаской он нашёл подход почти ко всем обитателям ночлежки. Странник жалеет умирающую Анну, убеждая её в том, что на «том свете» её муки обязательно закончатся; говорит Актёру, что в каком-то городе начали лечить от пьянства, и советует ему туда поехать. Убеждает Ваську Пепла податься в Сибирь и начать там новую светлую жизнь. Он поддерживает Настю и говорит, что верит в её рассказы о настоящей любви.

Через некоторое время Лука уходит из ночлежки так же незаметно, как и пришёл. Когда босяки заметили его отсутствие, они по-разному отреагировали на это событие. Настя, Клещ и Татарин отметили, что он был очень человечным и добрым стариком. Они поняли, что благодаря ему они увидели хоть какой-то свет в жизни, он подарил им надежду на лучшее. Даже Сатин защищает странника, когда Барон говорит о нём плохо: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!». Своей жалостью, рассказами и притчами странник вселил в людей веру в лучшее, окрылил их и дал надежду.

Имя Лука ассоциируется в христианстве с апостолом Лукой, но при этом переплетается со словом «лукавый», а с латинского оно переводится как «светлый». Если объединить последние два значения, то получится «светлая ложь», ложь во имя добра и спасения души.

Образ Луки очень противоречив. С одной стороны, его ложь не принесла ничего хорошего, а с другой, благодаря ему эти измотанные жизнью люди хотя бы на мгновение поверили в чудо, в мечту, в лучшее. Лука сделал их серую жизнь более радостной. И благодаря наставлениям странника Сатин осознал, что «человек живёт для лучшего», что нельзя обижать людей, любого смертного надо уважать, и по законам жизни человек волен жить так, как хочет!

Таким образом, Феклуша и Лука говорили неправду. Только ложь Феклуши приносила пользу ей самой, а вот ложь Луки доставляла добро другим людям, но при этом она же приносила ущерб падшим духом. Как говорится: «Деньги потерял – ничего не потерял, здоровье потерял – много потерял, а коли духом пал – всё потерял!».

Феклуша рассказывает жителям города о других странах. Они ее слушают, заостряют своё внимание только на этом. В это же время она незаметно для других говорит правду о людях. Но они этого не слышат, потому что не хотят слышать. Феклуша восхваляет город Калинов, тихую жизнь в нём. Люди радуются тому, что их город такой великолепный, больше им ничего не надо. Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе. Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении вырваться из-под гнета «самодуров».

Дикой и Кабанова — люди, которые держат в постоянном страхе тех, кто от них хоть как-то зависит. Добролюбов очень метко назвал их «самодурами», так как главный закон для всех — их воля. Не случайно они относятся друг к другу весьма уважительно: они одинаковы, только сфера влияния разная. Дикой распоряжается в городе, Кабаниха — в своей семье.

Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она главный оппонент героини. Главное ее правило: «Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было». Варваре не откажешь в уме и хитрости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Варвара прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной «грозой». Ложь для нее — норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: «Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.

Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…» — говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Он тоже приспособился к самодурству Дикого. Больше того, можно даже предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.

В конце пьесы Варвара и Кудряш покидают «темное царство», но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.

Пару составляют и двое мужчин, с которыми была связана судьба Катерины. Их можно с уверенностью назвать истинными жертвами «темного царства». Так муж Катерины Тихон — безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей.

ть и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, лишь искал утешения в вине да в тех коротких поездках, когда хоть на время мог вырваться из-под гнета матери.

Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению А. Н. Добролюбова, «на безлюдье», ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что более образованный да, как и Катерина, не всю жизнь провел в Калинове. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь. Катерина с горечью говорит о том, что Борис, в отличие от нее, свободен. Но свобода его — разве что в отсутствии жены.

Кулигин и Феклуша тоже образуют пару, но здесь уже уместно говорить об антитезе. Странницу Феклушу можно назвать «идеологом» «темного царства». Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает «самодурам» держать людей в постоянном страхе. Калинов же для нее — благословенная Богом земля. Механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель, — полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение «темного царства»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…» Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться».

Кулигин, пожалуй, единственный, кто понимает главную героиню, не случайно именно он произносит обвинительные слова в финале пьесы, держа на руках тело мертвой Катерины. Но и он не способен на борьбу, так как тоже приспособился к «темному царству», смирился с такой жизнью.

И наконец, последний персонаж — полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает гибель Катерине. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины. Правда, в финале пьесы Катерине удается преодолеть в себе страх, ибо она понимает, что всю жить лгать и смирять себя — грех больший, чем самоубийство. Второстепенные персонажи, как уже было сказано, — это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины.

было сказано, — это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое действующее лицо в пьесе, каждый образ — деталь, позволяющая автору как можно точнее передать обстановку «темного царства» и неготовность большинства людей к борьбе.

На первый взгляд — вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе «Гроза» можно начать со слова «странница».

Показательно имя персонажа — Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше. Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети. Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о «жестоких нравах» и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.

«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» — такие слова говорит Феклуша другой женщине. Её слова слащавы и лживы. Она беззастенчиво врёт, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.

Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С её точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: «говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землёй правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный». Её слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, «тёмность» таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно. Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.

Речевая характеристика Феклуши в «Грозе» также важна. Её реплики переполнена обращениями «милая», «сударь», «милая девушка», «ваша светлость». С одной стороны, это придаёт её речи гипнотическую напевность, с другой — доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.

Феклуша в «Грозе» не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил ещё одну грань «тёмного царства». Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.

Характеристика образа Феклуши в пьесе «Гроза» Островского |

— странница. Странники, юродивые, блаженные — непременная примета купеческих домов — упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические персонажи. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям (шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т. п.) немало попадалось и просто праздных людей, живших за счет щедрот всегда помогавшего странникам населения. Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли, своеобразным товаром, которым они расплачивались за подаяние и приют. Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда упоминает о странниках и блаженных в иронических тонах, обычно для характеристики среды или кого-либо из персонажей (см. особенно «На всякого мудреца довольно простоты», сцены в доме Турусиной).

На сцену такую типичную странницу Островский вывел один раз — в «Грозе», и небольшая по объему текста роль Феклуша. стала одной из самых знаменитых в русском комедийном репертуаре, а некоторые реплики Ф. вошли в обиходную речь.

Феклуша не участвует в действии, не связана непосредственно с фабулой, но значение этого образа в пьесе весьма существенно.

Во-первых (и это традиционно для Островского), она — важнейший персонаж для характеристики среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова.

Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для уяснения присущего ей трагического чувства крушения ее мира.

Впервые появляясь на сцене сразу после рассказа Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова и непосредственно перед выходом Кабанихи, нещадно пилящей сопровождающих ее детей, со словами «Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие!», Ф. особо хвалит за щедрость дом Кабановых. Таким образом получает подкрепление характеристика, данная Кабанихе Кулигиным («Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»). Следующий раз мы видим Ф. уже в доме Кабановых. В разговоре с девушкой Глашей она советует присматривать за убогой, «не стянула бы чего», и слышит в ответ раздраженную реплику: «Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете». Глаша, неоднократно высказывающая ясное понимание хорошо ей известных людей и обстоятельств, простодушно верит рассказам Ф. о странах, где люди с песьими головами «за неверность». Это подкрепляет впечатление, что Калинов являет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Впечатление это еще более усиливается, когда Ф. начинает рассказывать Кабановой о Москве и железной дороге. Разговор начинается с утверждения Ф., что настают «последние времена». Примета этого — повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью. Паровоз Ф. называет «огненным змием», которого стали запрягать для скорости: «другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат». Наконец, она сообщает, что и «время-то стало в умаление приходить» и за наши грехи «все короче и короче делается». Апокалиптические рассуждения странницы сочувственно слушает Кабанова, из завершающей сцену реплики которой становится ясно, что она осоз-нает надвигающуюся гибель своего мира.

Имя Ф. стало нарицательным для обозначения темной ханжи, под видом благочестивых рассуждений распространяющей всякие нелепые басни.

Собирательный образ

Образ женщины не вымышленный. Такие странники действительно существовали и были любимы жителями маленьких городов. Их ждали здесь, поскольку жизнь казалась людям скучной и однообразной. Кроме своего города они не знали ничего. Необразованное население Калинова в пьесе представлено «тёмным царством», в котором жизнь замкнута сама на себя.

Народу хотелось зрелищ, чего-то эффектного, потрясающего. И они получали это в лице таких людей, как Феклуша. Странники приходили и рассказывали о своих похождениях, слухах, сплетнях, нередко врали. Смысл их существования заключался в отпущении грехов, воровстве и постоянной лжи, к которой им приходилось прибегать от невежества и отсутствия моральных принципов.

Именно в этом заключается функция недалёкой странницы в произведении Островского «Гроза». Она заставляет читателя отрицательно относиться к непросвещённости и вранью, обличая новую грань «тёмного царства».

Недаром имя героини стало нарицательным после публикации пьесы и вошло в обиход со значением «человек, распространяющий откровенный бред под видом правильных рассуждений».

Направление «Время» Учись писать сочинение. Образ Феклуши, его роль в пьесе «Гроза»

Из опыта работы Галкиной Ольги Петровны, учителя русского языка и литературы МБОУ « Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №5».

Учись писать сочинение.

Образ Феклуши, его роль в пьесе «Гроза»

Доктор филологических наук Ревякин в своей книге «Пьесы Островского» обратил внимание на то, что Островский густо населяет свои драмы, и если герой введён, то с важной для автора целью. Какую же идейную нагрузку несёт на себе образ Феклуши?

Читаешь пьесу и сначала думаешь, что Феклуша-странница своими нелепыми рассказами лишь подчёркивает невежество жителей города Калинова. Ведь с каким горьким сожалением говорит Глаша, реагируя на рассказ о людях с пёсьими головами и о странах, где правит «салтан Махнут персидский и …турецкий»: «А мы тут сидим, ничего не знаем…а то бы так дураками и померли». Потом приходит мысль, что Островский в уста каждого героя вложил особое отношение к верности. Феклуша первая предупредила девушек (женщин), что за неверность люди будут с пёсьими головами. Заранее определена мера наказания Катерине. Катерина должна была об этом знать. Знала и не побоялась. Может, потому, что молода?

Феклуша – женщина без возраста ( в пьесе только у барыни определён возраст, старуха 70-ти лет), но судя по её поведению, речи, обращению с другими действующими лицами, она многое на своём веку узнала, значит, уже пожила, есть у неё житейский опыт, который ей хочется молодым передать: «за убогой присматривайте, не стянула б чего», «нельзя, матушка, без греха: в миру живём»* уж не зло ли она сеет? Это покажется только невнимательному читателю и зрителю.

Не в характере Феклуши толкать молодых на грех. Их «только один враг смущает», а к ней, причисленной к «странным людям», шесть или двенадцать приставлено. О добре Феклуша печётся, ибо напоминает, «…надобно их всех побороть, а побороть их «трудно, милая девушка»!

Если учесть, что у Островского и имя определяет характер, то веет от Феклуши лаской, так как «не вздорная» она, этого греха за ней нет. А что поесть сладко любит (признаёт за собой этот единственный грех), за это и простить её можно. Много ли съест сладкого странница, живущая подаяниями? Да и грех этот её другим зла не причиняет.

И наконец, самое значительное, о чём напоминает Феклуша, это напоминание о времени: «уж время-то в умаление приходить стало». Разве думают молодые, что не успеют достичь чего-либо из-за нехватки времени? Разве Тихон торопился что-то сделать, чтобы его жене Катерине счастливо жилось с ним? В суете-то о выпивке думал, а своё счастье упустил. Борис 10 дней-то и погулял с Катериной! А что будет делать в остальное, отпущенное ему время? Жертвой дяди Дикого быть?

Читателю пьесы должна быть понятна сокровенная мысль автора. Образ Феклуши олицетворяет народное представление о грехах и добродетелях. Нужно спешить «добродетелями, как цветами, украситься» сегодня, сейчас, сию минуту, иначе не успеете, потому что «время-то за наши грехи всё короче и короче делается»

Феклуша о быстротечности времени напоминает Марфе Игнатьевне Кабановой, но и нам тоже, об этом говорит автор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *