Кто такая феклуша о чем она рассказывает

Феклуша — образ и характеристика героини драмы А. Н. Островского «Гроза»

Жизнь странницы

Феклуша — типичная странница. Это женщина, путешествующая по Руси, посещая во время странствия монастыри и святые места. Останавливаются странники в лежащих на пути сёлах и городах, в тех домах, где не откажут в гостеприимстве. Впрочем, принимать странника всегда считалось предвестием благополучия, хорошей приметой. А сами путники передавали друг другу сведения о тех домах, где можно найти ночлег и гостеприимство. Жили странники подаянием. А за приют расплачивались рассказами об увиденном и услышанном в пути. Катерина вспоминает, что в родительском доме по вечерам все собирались послушать диковинные рассказы странниц.

Обращаться к странникам ласково, используя вариант имени, больше подходящий для ребёнка (Пелагеюшка, Иванушка у Толстого в «Войне и мире»), было в обычае. Это демонстрировало доброжелательное, покровительственное отношение к «божьим людям», желание заботиться о них, помогать тем, кто как никто близок к Всевышнему. Так что тот факт, что героиню называют Феклушей, ничего не говорит о персональном к ней отношении: это дань традиции.

Феклуша и дом Кабановых

Во время пребывания в городе Феклуша живёт у Кабановых и невольно присутствует при домашних событиях. В отъезде Тихона по делам в Москву её более всего интересует соблюдение обрядовости: будет ли его жена выть? Странница — любительница устоявшихся церемоний, как и Кабаниха, которая требует от Катерины поклона мужу в ноги и полного набора традиционных наказов жене со стороны Тихона вместо искренних объятий перед разлукой.

Как бы из-за заботы о хозяйском добре Феклуша советует присматривать за другой странницей. Впрочем, подлинные мотивы этого совета Глаша раскрывает тут же: «…все вы друг на друга клеплете». Зависимые от щедрости хозяев, «странные» люди конкурируют между собой.

Рассказы Феклуши, по её собственному признанию, опираются не на личный опыт, а большей частью на услышанные рассказы других людей. По немощи ей не по силам путешествия по дальним краям. Но говорит она бойким, живым, красочным языком, стиль её баек близок к сказочному, и занимательные небылицы про «салтанов» и неправедный суд, про людей с пёсьими головами необразованным жителям провинциальной России заменяют газеты. Без таких людей, как Феклуша, считает служанка Глаша, жители Калинова так бы «дураками и померли». Подобные странницы всерьёз воспринимаются невежественными, тёмными людьми как просветители.

Феклуша хорошо понимает, что хочет услышать от неё хозяйка дома. Вот и заводит беседу о благости неторопливой, устоявшейся на века, несуетной жизни, в противоположность «содому» больших городов. Подпитывая убеждения Кабанихи, вещает о близости конца света, о пришествии «последних времён». Женщина способна увидеть в спешащей толпе самого дьявола, в паровозе — огненного змея, на крыше дома — сатану, сыплющего плевелы на гуляющий народ. Она способна почувствовать «умаление» времени и услышать таинственный стон, звучащий в разгаре «гульбища да игрища». Скорее всего, странница сама верит в те ужасы, о которых вещает, в конец света. Но этими рассказами Феклуша не просто подпитывает суеверие и мракобесие, но укрепляет недоверие ко всему новому, прогрессивному.

Роль Феклуши в драме «Гроза»

Феклуша в пьесе противопоставлена доморощенному механику, изобретателю и любителю чтения Кулигину. Если тот ищет спасения от молнии в сооружении громоотводов, то странница, подобно сумасшедшей барыне и Дикому, видит в грозе проявление божьего гнева. Её бог — не бесконечно милосердная высшая сила, а строгий надсмотрщик, суровый и неумолимый. Она увеличивает давление страха на необразованных горожан, способствует росту ужаса перед неизбежностью наказания за грехи и за всякое проявление свободной мысли или чувства. Образ Феклуши разнообразит картину «тёмного царства» в пьесе. Кроме самодурствующих, невежественных богатеев, которые давят людей властью денег и положения, зло находит поддержку в суеверном страхе, подпитываемом такими Феклушами.

Характеристика образа Феклуши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Феклуша («Гроза»)

Эпоха создания пьесы

Н. А. Островский написал «Грозу» в 1859 году, всего за 2 года до отмены крепостного права. Это было время по-настоящему революционное, в воздухе витал дух перемен. Крестьяне больше не хотели мириться со своим положением, начались бунты. Назрела непростая ситуация, когда старый помещичий уклад, феодальное государство, крепостное право исчерпали свои возможности. Возникла насущная потребность в реформах. В условиях промышленного переворота в мире становится невозможным тащить за собой хвост феодальных пережитков.

В литературе эти настроения воплотились в обличении крепостнического строя, рождающего миллионы богатых самодуров, от которых задыхался не только простой народ, но и члены их семей. Политика крепостного права ограничивала возможности образования людей, а значит, развития страны.

Знакомство с Феклушей

Примечателен момент, когда Феклуша появляется на сцене. Автор не случайно вводит её после разговора Кулигина с Борисом, в котором Кулигин рассказывает о конфликтах между купцами, о махинациях, воровстве, бесконечных кляузах друг на друга, о грубости мещан. Удивительным контрастом на этом фоне звучит голос Феклуши: «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими!». Здесь наглядно проявляется лицемерие Феклуши.

Приспособленчество Феклуши

Казалось бы, никто никого не обманывает. Благочестивая странница живёт милостыней богатых людей, которые замаливают грехи, помогая бедной женщине. Такой сценарий вполне вписывается в традиции христианской культуры. Однако так ли всё однозначно? Речь Феклуши изобилует такими словами, как «ваша светлость», «сударь», «милая». Перед нами смиренная и абсолютно безвредная личность, само благодушие. Это впечатление разрушается во время разговора с Глашей, когда она просит её присмотреть за убогой, безосновательно обвиняя её в возможном воровстве.

Характеристика взглядов Феклуши

Феклуша ничем не примечательна для читателя. Всё, что мы знаем о ней, кроется в одном определении — «странница». В русской художественной литературе образ странника тесно связан с православной верой и попытками найти Царство Бога на земле. Странники несли в массы духовные ценности, являлись проповедниками христианского учения, просвещали народ правдивыми рассказами о других землях, которые им довелось увидеть. На этом фоне образ жизни Феклуши выглядит как пародия на настоящее странничество. Она далеко не ходила «по своей немощи», а все её фантастические истории — либо плод её воображения, либо пересказ сплетен, услышанных от таких же недалёких людей. Она с пренебрежением рассказывает о Москве, где все куда-то бегут и запрягают «огненного змия». «Оттого-то они так и бегают как будто они что потеряли, либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко».

Здесь прослеживается отрицание Феклушей развития и прогресса и противопоставление ему закостенелых порядков Калинова как единственно правильной модели жизни. Нагляден в этом отношении её рассказ о странах, где правят «салтаны» и издают «неправедные законы», о людях «с пёсьими головами». Из её слов следует, что она не признаёт существование других культур. Феклуша — олицетворение убогого мира рабства и застоя, сторонница превосходства одних людей над другими. Беда в том, что неграмотные обыватели города Калинова её слушают и верят ей. Глаша даже говорит: «Ещё хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли».

Источник

Образ и характеристика Феклуши в пьесе «Гроза» Островского с цитатами

Пьеса «Гроза» известна каждому, кто неравнодушен к литературе и творчеству Островского в частности. Социально-бытовая драма, где каждый персонаж заслуживает отдельного внимания, неважно главный или второстепенный. Среди них хочется отметить следующую героиню, не участвующую в главном действии пьесы, но чья роль весьма существенна для всего произведения. Образ и характеристика Феклуши в пьесе «Гроза» на первый взгляд кажутся неприметными, но это ошибочное мнение. Автор ввел ее в сюжет неслучайно. Феклуша характеризует собой обстановку в небольшом провинциальном городке в целом и саму Кабаниху в отдельности.

Феклуша – странница. Блаженная.

Образ и характеристика

Как выглядела Феклуша, Островский не соизволил упомянуть, но все странники в общих чертах похожи друг на друга. Скорее всего, она нестарая, ей чуть больше среднего возраста. Вместо одежды рваные лохмотья. Сумасшедший взгляд, косматая.

В пьесе она появляется всего несколько раз. Первая встреча с Феклушей происходит после монолога Кулибина о нравах города Калинова и перед появлением Кабанихи в сопровождении своих детей, которым опять доставалось от нее по-полной программе.

Следующий эпизод с участием этой героини происходит в доме Кабанихи, где она ведет разговор с дворовой девкой Глашкой, прося ее приглядеть за убогой. Глаша человек адекватный со своими взглядами на жизнь быстро ставит ее на место, напоминая, что нищие любят друг на друга клеветать, а она сама уже не маленькая и вполне способна отличить, где хороший человек, а где плохой.

Все-таки удалось Феклуше задурить девке голову небылицами о странах заморских.

Следующей жертвой ее рассказов стала сама Кабаниха. Ей досталась тема про железную дорогу и столичную жизнь. Она убеждает Кабанову, что близятся «последние времена». Люди все спешат куда-то, торопятся. Это свидетельствует о скором конце света. Кабаниха проникается ее пламенной речью и словно под гипнозом со всем вышесказанным соглашается, осознавая, что созданный ею мир рушится на глазах.

Феклуша на самом деле темный человек, недалекий.

После публикации пьесы, имя Феклуша вошло в обиход, как нарицательное. Означает одно – это человек, распространяющий байки, замаскированные под видом благочестивых рассуждений.

Источник

Характеристика Феклуши в пьесе «Гроза»

Кто такая Феклуша в пьесе «Гроза» Островского? На первый взгляд — вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе «Гроза» можно начать со слова «странница».

Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина, и у Достоевского, и у Горького. Нельзя отрицать, что образ странников связан с фольклорной традицией. В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, «странствовали». Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковской пьесе «На дне» или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия. Роль Феклуши в пьесе «Гроза» заключается в другом. Описания Феклуши в тексте нет. Но её внешность несложно представить. Странники, по обыкновению, люди средних лет или чуть старше. Часто они, за неимением другой одежды, были вынуждены одеваться в лохмотья.

Показательно имя персонажа — Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше. Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети. Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о «жестоких нравах» и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.

«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» — такие слова говорит Феклуша другой женщине. Её слова слащавы и лживы. Она беззастенчиво врёт, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.

Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С её точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: «говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землёй правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный». Её слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, «тёмность» таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно. Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.

Речевая характеристика Феклуши в «Грозе» также важна. Её реплики переполнена обращениями «милая», «сударь», «милая девушка», «ваша светлость». С одной стороны, это придаёт её речи гипнотическую напевность, с другой — доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.

Феклуша в «Грозе» не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил ещё одну грань «тёмного царства». Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.

Источник

Сочинение Феклуша в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

На первый взгляд кажется, что Феклуша является неприметной героиней в пьесе П. Н. Островского, но это не так. Несмотря на то, что Феклуша не является главной героиней, она введена в сюжет не случайно. Героиня олицетворяет обстановку в провинциальном городке, где и происходит действия произведения, а также раскрывает некоторые черты Кабанихи, одной из главной героинь пьесы.

Сказать о внешности можно очень мало, так как автор не стал застрять внимание на внешних чертах героини, поставив на первое место внутренний мир женщины. Читателю лишь известно, что героиня чуть старше среднего возраста, одета бедно, в лохмотья.

Первое знакомство с Феклушой происходит после повествования Кулибина о жизни в Калинове, о быту и нравах города. Феклуша воспевает свою хозяйку госпожу Кабанову, говоря о её доброте, ведь она подаёт милостыню бездомным и убогим. Речь Феклуши можно смело считать сумасшедшей, ведь все, что она говорит — наглая ложь. Восхваление героиней купечества можно объяснить лишь тем, что она боится Кабаниху, поэтому все, что ей остаётся — восхвалять хозяйку.

В следующий раз читатель встречается с Феклушой в доме Кабановой. Героиня разговаривает со служанкой Глашей и просит проследить её за убогой. Глаша девушка со своими взглядами, потому она отказывается от просьбы Феклуши. Однако, Феклуше все-таки удаётся переубедить Глашу с помощью своих фантастических рассказов о других странах. Далее происходит разговор героини с Кабановой. Она рассказывает хозяйке о том, что все люди куда-то спешат и торопятся, а это говорит о приближающемся конце света. Кабаниха верит каждому слову Феклуши и после разговора осознает, что её «тёмное царство» начинает разрушаться.

Роль Феклуши в пьесе такова, что она является источником информации для жителей тёмного царства, словно запертых от всего остального мира. Но героиня не только рассказывала небылицы жителям Калинова, порой она пыталась донести до них важные вещи, открыть глаза на настоящую ситуацию, но все это им было неинтересно.

Таким образом, Феклуша — это обманщица, одурачивающая жителей Калинова и пытающаяся нажиться на их подаяниях за те байки, которыми она кормила жителей. Сейчас имя Феклуша стало нарицательным. Так называют человека, который за благими речами скрывает байки и небылицы, то есть красиво врет.

Сочинение 2

Драма «Гроза» — одно из самых известных и интересных по своему сюжету произведений А.Н. Островского. Оно написано в стиле реализм, а для него характерно «изображение типических героев в типических обстоятельствах», объяснение характеров средой. Очень интересно описаны образы каждого из героев драмы. При этом обратить свое внимание стоит не только на главных участников действия.

Феклуша — та героиня, которая с первого взгляда может заинтересовать далеко не каждого читателя, так как это один из второстепенных персонажей драмы «Гроза». На первый взгляд, даже не понятно, зачем автор решил ввести её образ в своё произведение, ведь он абсолютно не привлекает внимание и кажется незначимым. Но я думаю, что автор сделал это неслучайно, так как Феклуша играет важную роль в понимании обстановки, царившей в небольшом провинциальном городке Калинове, а так же помогает дорисовать образ Кабанихи.

На страницах пьесы читатель встречается с Феклушей только несколько раз. Впервые это происходит после рассказа Кулибина о нравах города, «темного царства» и перед встречей с Кабанихой, появившейся вместе со своими детьми. Реплики Феклуши пропитаны чувством восторга и восхищения в отношении не только хозяйки дома, но также и её порядков. Но все её слова, на мой взгляд, не несут в себе ни капли искренности, они лживы и слащавы, даже ассоциируются с бредом. Феклуша выступает за купцов «темного царства», считает их образ жизни абсолютно правильным. И благодаря этой героине сразу становится понятно, насколько сильно прижились ложные принципы. Мне кажется, что её слова нельзя назвать адекватными.

В следующий раз мы встречаемся с Феклушей в доме Кабанихи, когда она разговаривает с Глашей. Странница рассказывает о неправедности жизни, но при этом сама основывается лишь на слухах. Все её суждения — суждения ограниченного человека. Феклуша необразованна и наивна. Она, как и все жители города, верит каждому слову, которое ей приходится слышать.

После публикации пьесы имя Феклуша стало нарицательным. Так называют человека, распространяющего байки, слухи, сплетни, замаскированные под видом благочестивых рассуждений. При описании образа Феклуши нельзя не обратиться к речевой характеристике героини. Её реплики наполнены такими словами, как «милая», «сударь», «ваша светлость». И это придает её речи напевность, а также показывает её пресмыкающийся характер.

Собирательный образ

Образ женщины не вымышленный. Такие странники действительно существовали и были любимы жителями маленьких городов. Их ждали здесь, поскольку жизнь казалась людям скучной и однообразной. Кроме своего города они не знали ничего. Необразованное население Калинова в пьесе представлено «тёмным царством», в котором жизнь замкнута сама на себя.

Кто такая феклуша о чем она рассказывает. Смотреть фото Кто такая феклуша о чем она рассказывает. Смотреть картинку Кто такая феклуша о чем она рассказывает. Картинка про Кто такая феклуша о чем она рассказывает. Фото Кто такая феклуша о чем она рассказывает

Народу хотелось зрелищ, чего-то эффектного, потрясающего. И они получали это в лице таких людей, как Феклуша. Странники приходили и рассказывали о своих похождениях, слухах, сплетнях, нередко врали. Смысл их существования заключался в отпущении грехов, воровстве и постоянной лжи, к которой им приходилось прибегать от невежества и отсутствия моральных принципов.

Именно в этом заключается функция недалёкой странницы в произведении Островского «Гроза». Она заставляет читателя отрицательно относиться к непросвещённости и вранью, обличая новую грань «тёмного царства».

Недаром имя героини стало нарицательным после публикации пьесы и вошло в обиход со значением «человек, распространяющий откровенный бред под видом правильных рассуждений».

Характеристика Феклуши

Название драмы «Гроза» мало что говорило думающему зрителю или читателю. То ли речь пойдет о природных явлениях, а может, гроза назрела в обществе? Александр Николаевич Островский писал о том, что молодое поколение не хочет жить по Домострою, не хочет жить во лжи. В приволжском городке Калинов многие годы ничего не меняется: есть хозяева жизни, действующие от имени Бога и прикрывающиеся традициями, и есть их жертвы, вынужденные поступать не по своей воле, а подчиняться указам старших. Например: Кабаниха, Дикой явно хозяйничают в Калинове, а Тихон, Борис и даже образованный Кулигин и др. вынуждены жить по указке – нет у них своей воли!

Феклуша — второстепенный персонаж. Какую же роль играет она в пьесе?

Имя Фёкла в переводе с греческого значит «слава Бога». Феклуша – странница. Бродит она по городам и весям российским, поддерживая христианскую веру, как она считает. Все в ней кажется просто: и имя – Феклуша, и возраст, и одежда. Со всеми может поговорить, рассказать, что видела и слышала в других местах.

«Бла-а-лепие» – по словам Феклуши- царит в Калинове. А всё потому, что заправляют в городе такие праведные купцы, как Кабанова. Странница-противница всего нового: в поезде она видит огненного змея, на улицах городов – суета. В Калинове же все тихо и спокойно, все по старинке. Блюдут благочестие купцы.

Другие темы: ← Кудряш в произведении Гроза↑ ОстровскийБорис в произведении Гроза →

Конспект урока по драме А.Островского «Гроза» на тему «Жестокие нравы города Калинова»

Урок литературы. 10 класс. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе …»( по драме А.Островского «Гроза»

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким показан город Калинов?

Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).

«Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и т. п. — это принципы жизни в городе.

«Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и т. п. — это принципы жизни в семье.

Если в Калинове так плохо, то почему вначале — чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?

Вывод. Город Калинов противоречив. С одной стороны — чудесное место, где располагается город. С другой — ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.

Вопросы для обсуждения:

Дикой и Кабаниха — «хозяева» «темного царства». Основной прием раскрытия их характеров — речевая характеристика. Следует обратить внимание на анализ их основных реплик:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *