Кто такие книжники в чем своеобразие и специфика их текстов философия
Книжники
Когда, по разрушении иерусалимского храма и жертвенника и переселении в Вавилон, евреи лишились возможности удовлетворять своим религиозным потребностям чрез отправление культа, тогда они начали искать иных способов удовлетворения их. Такими средствами или способами, по-видимому, явились молитва и общественные собрания, на которых, – нужно думать, – читались и изъяснялись Писания, закон же в особенности (ср. Иез.14:1, 20:1, 33:31 ). Руководителями этих собраний могли быть пророки, пророчествующие пресвитеры (как Иезекииль) и просто наиболее уважаемые пресвитеры. Впрочем, определенных указаний на деятельность отдельных лиц в плену, как исследователей закона и изъяснителей его Народу, мы не встречаем. Однако несомненно, что именно в Вавилонии зародилось книжничество. Так, когда говорится в Библии о посольстве Ездры из Вавилона в Иерусалим, то он характеризуется следующими словами: «Сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом который дал Господь Бог Израилев» ( 1Ездр.7:6 ; ср. Неем.8:1–2 ). Весьма справедливо на основаны этого места заключают (напр., Эвальд), что в Вавилоне около этого времени, – конечно, может быть и много раньше, – несомненно, процветало книжничество. Ездра был одним из авторитетнейших книжников – sopher magir. Очевидно, знанию закона и умению руководить в нем других он был обязан своим отправлением в Иерусалим (ср. 1Ездр.7:9–10 ). Таким образом, хотя книжничество и зародилось в сердце иудейства, но вышло из тела язычества, из «земли чуждей». – Для книжников собственно иерусалимских Ездра является родоначальником и отцом. Хотя возвратившиеся из плена уже могли отправлять свой культ, и значит – у них отсутствовало главнейшее обстоятельство, которое было исходным пунктом образования вавилонского книжничества; но здесь-то и обнаруживается, что главной причиной появления книжничества служат возрождение иудейского народа в плену, пробуждение в нем веры в Бога и ревности к изучению и исполнению Его закона.
4) Бытовое положение книжников и их познания. Книжничество, как замечено выше, не представляло из себя исключительного положения и книжники не составляли строго замкнутого союза. Однако, известные нравы и обычаи общественным мнением приписывались только книжникам и должны были отличать их от других людей. «Шесть вещей, – говорится в трактате Berachoth, – недостойны книжника: он не приходит надушенным в публичные места, он не является в изодранных башмаках, он никогда нигде не является ночью, он не вступает в беседы с женщинами на больших улицах, он не входит последним в синагогу, он не проводит времени с людьми незнающими» (невеждами в законе, Amhaarez). К этому присоединяют: «При хождении шаги его должны быть не велики и положение. корпуса не должно быть надменным». Много правил существовало относительно выбора одежды и хранения ее в чистоте, относительно места жительства и мебели в жилище. – От книжника общественное мнение требовало обширных познаний: начитанности в 24 книгах писаний, близкого знакомства с Мишною, аггадою, галахою, а потом и со всем Талмудом. Необходимым условием ставилось, чтобы с обширными и глубокими познаниями соединялась праведность жизни, религиозность и страх Божий. – Учить всех преходящих книжники должны были бесплатно. Кормились они трудами рук своих (ср. Деян.18:3 ), хотя не считалось предосудительным принимать доброхотные приношения. Вообще нужно заметить, что иудейский народ желал видеть в почитаемых им книжниках людей действительно особенных, вполне оправдывающих свое высокое положение и достойных воздаваемого им почтения.
5) Замечательные книжники. Из всей тысячелетней эпохи деятельности книжничества иудейское предание выдвигает на первый план особенно имена некоторых книжников и окружает их ореолом величия. Мы уже упомянули, что иудейское предание относится с особым уважением к мужам «великой синагоги», а из них отличает Симеона II Праведного. Далее идут знаменитые пять пар книжников: 1) Иосе сын Иоэзера из Цереды и Иосе сын Иоанна (Иоханана) из Иерусалима; 2) Иисус сын Перахии и Ниттай из Арбелы; 3) Иуда сын Таббая и Симеон сын Шетаха; 4) Шемаия и Абтальон и 5) Гиллел и Шаммаи (Трактат Абот I, 3–12). Обо всех этих знаменитых книжниках Мишны ничего почти неизвестно, кроме имен. Даже история знаменитейших между ними Гиллела и Шаммаи (живших за 100–60 лет до р. Хр.) полна легендарных вымыслов. Но, несомненно, оба они были люди весьма замечательные, типичные и оставили в иудейском сознании глубокий след. Оба они являются представителями двух различных принципов: Гиллел – рассудочно-либерального, он основатель субъективного метода толкования; Шаммаи, наоборот, выступает суровым неумолимым представителем традиций и убежденным консерватором. Оба они производили на современников сильное впечатление. Вокруг них объединялись книжники, и оба считаются основателями двух различных школ или направлений в толковании закона и предания. Очевидно, далее, незаурядными книжниками почитались те, которые в иудейском предании отмечены почетнейшим именем Rabban’ов, именно: Гамалиил I, Иоанн сын Заккея – Гамалиил II и Симеон сын Гамалиила II. Кроме того, Иуда I (Иоханан-бев-Заккай), по преданию, составитель Мишны, заключивший собою период деятельности таннаим, – называется святым [см. о нем особую статью в «Энц.» VІІ].
6) Деятельность книжников. Главною или последнею целью деятельности книжников было, – применительно к духу и обстоятельствам своего времени, – доставить закону полное господство среди народа, сделать так, чтобы он действительно был душою жизни. Эта цель достигалась выполнением следующих 3-х задач, заповеданных мужами «великой синагоги» всем книжникам: 1) будьте медлительны на суде (осторожны в приговорах, осуждениях), 2) поставляйте побольше учеников и 3) делайте ограду Торе. Самая важная из этих задач третья – делайте ограду закону, т. е. храните закон от вторжения в него всего иноземного и языческого, заботьтесь о сохранении текста его в чистоте, целости и неповрежденности, обставляйте его исполнение надлежащими, соответствующими требованиям жизни, правилами, разъясняйте непонятное в нем. Но хранить закон от повреждений, искажений – это, с другой стороны, значит просвещать народ, поучать его, наставлять истинному ведению, чтобы в его умопредставление не проникли посторонние нечистые элементы. Вторая задача книжников – «поставляйте побольше учеников» – имела в виду умножение контингента учителей народа. Первая задача – «будьте осторожны на суде» – указывает книжникам средство привлечь к себе сердца народа путем правильного, мягкого, предусмотрительного обсуждения мелких и крупных нарушений закона. Применительно к указанным задачам, деятельность самих мужей «великой синагоги» выразилась в составлении канона свящ. книг (трак. Boba bathra), составлении молитв (ср. Сир.7:14 ), «18-ти благословений», славословия пред и после принятия пищи и др. Им же приписываются работы над текстом свящ. книг и т. п. Их деятельность над воспитанием учителей для народа, своих преемников, – и привлечением расположения народа достаточно засвидетельствована историею.
7) Значение книжников в истории иудейского народа. Значение книжников в истории иудейского народа громадное. Они первые подметали религиозное возрождение народа благодаря плену. Они укрепили и развили до высших пределов стремление народа к знанию и исполнению закона. Если закон вследствие их деятельности стал душою жизни народа, то сами они были нервами жизни. Они были носителями и выразителями того национального самосознания, которое пробудилось у народа после плена. Они, вообще, руководили всем развитием и всею жизнью народа. И Иисус Христос до известной степени признал законность, а след., и полезное значение деятельности книжников, как руководителей народа. «Все, что они (т. е. книжники) велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» ( Мф.23:3 ). Плодами деятельности книжников явились некоторые книги неканонические, апокрифические и два Талмуда. Но эти плоды хотя и громадны, однако, сухие. Живым же памятником колоссальной деятельности книжников является сам народ еврейский, в течение веков сохранивший не только свое физическое бытие, но и духовное единство нации без территории и царя, без храма и жертвенника, без священника и пророка. Что может сравниться с этим живым памятником.
8) Отношение книжников к фарисеям. В заключение мы кратко скажем об отношении книжников к течениям и партиям послепленного иудейства.
Rabbi есть собственно обращение: мой учитель, мой господин (напр., Мф.23:7 ), происходит от Rabh и суффикса 1-го лица, но с течением времени, теряя характер личного обращения, прилагается к почетным учителям: Rabbi Иисус, Rabbi Элиезер, Rabbi Акиба. Раньше времени рождества Христова употребление этого имени констатировать нельзя. В новозов. писаниях Rabbi переводится чрез διδα’σκαλε ( Мф.8:2, 6, 8, 21, 26 и др.) или чрез ἐπι’στατα ( Мф.8:19 ), а в Ев. Луки – также чрез ἐπι’στατα ( Лк.5:5, 8:24, 45, 9:33, 49, 17:13 ).
История текста и работа древнерусского книжника
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «история текста»
История текста представляет собой хронологию возникновения и развития текста произведения.
История текста является основным объектом изучения самостоятельной научной дисциплины – текстологии. Практическая необходимость предварительного всестороннего изучения истории текста заключается в использовании результатов данного изучения для научного издания литературного памятника.
История текста устанавливается на основе как прямых (непосредственные указания авторов на рукописях), так и косвенных (изучении разночтений, ошибок, вставок, пропусков и т.д.) данных.
Несмотря на то, что рекомендуется рассматривать и изучать историю текста как единое целое, она подвергается этапизации, то есть выделению ограниченных по времени стадий, каждая из которых характеризуется определённым набором специфических черт текстологической работы того времени. В связи с этим выделяют следующие периоды изучения истории текста произведения:
История литературного памятника, которая включает все этапы его существования, позволяет её исследователю получить осознанное представление о последовательности этапов создания текста этого памятника. Кроме того, история текста является отражением закономерностей художественного мышления автора, его личности, творческой воли, индивидуальности, мировоззрения.
Изучение истории текста литературного памятника может быть использовано не только для его новой публикации, но и для реконструкции творческого процесса авторов, для проведения литературоведческого и источниковедческого анализов и т.п.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, изучение истории текста имеет огромное значение для установления особенностей текстологической работы книжников различных исторических эпох. Далее в настоящей статье будет описана работа древнерусского книжника.
Общие сведения о подходах к изучению работ книжников прошлого
Для того, чтобы полноценно и достоверно восстановить историю текста, который относится к времени IX-XV веков, современному текстологу необходимо тщательно изучить непосредственный процесс работы древнерусского книжника с этим текстом. Это обусловлено тем, что достоверность выводов текстолога насчёт текста древнерусского памятника напрямую зависит от конкретности образа древнерусского книжника, наличия у него специфических особенностей, свойственных только ему.
Изучение работы древнерусского книжника включает в себя установление:
Поскольку история работы древнерусского книжника над текстом произведения во многом представляет собой историю этого текста, то это обуславливает особую значимость её изучения.
К сожалению, на настоящий момент не было проведено ни одного комплексного исследования работы древнерусских книжников. Это означает, что на сегодняшний день у текстологов нет достоверных и неопровержимых данных о том, кем были древнерусские книжники и на каких условиях они производили работу над текстом. Поэтому в научной среде сейчас существуют только предположения на данный счёт. Далее представлены наиболее распространённые и популярные гипотезы, которые разделяют большинство современных текстологов.
Особенности текстологической работы древнерусского книжника
Приступая к изучению литературных памятников, которые были созданы или изменены древнерусским книжником, текстолог должен учитывать окружающую историческую обстановку того времени. В частности, с работой древнерусского книжника было непосредственно связано развитие книжного ремесла, особенности древнерусского книжного рынка, его «товарность» и т.д.
Древнерусские книжники называются именно «книжниками», а не «писцами» или «переписчиками», потому что они не просто копировали или переписывали текст памятника, а были самостоятельными участниками его создания. Довольно часто древнерусские книжники сознательно вносили в текст произведения конкретные изменения, порой значительно «исправляя» текст, доставшийся им от предшественников, а также могли создавать совершенно новый текст (если в их распоряжение поступили сразу несколько списков).
В этом случае говорят об «индивидуальности» древнерусского книжника, которая напрямую повлияла на его текстологическую и эдиционную работу. У каждого древнерусского книжника был свой собственный подход к каждому тексту, что стало причиной специфичности совершаемых им изменений. Таким образом, памятники получали от них частицу их индивидуальности.
Не ко всем текстам литературных произведений у древнерусских книжников был единый подход. Как правило, по отношению к богослужебным текстам они становились педантичными копиистами, а также на основе других текстов тщательно «исправляли» их. К памятникам другого рода (в частности, к летописным текстам) отношение древнерусских книжников было более свободным – они могли вставить в них части других сочинений (собственного или других писцов).
Непосредственная работа древнерусского книжника представляла собой письмо в отдельных тетрадях, которые лежали у него на коленках. Оригиналы литературного памятника, на которых и основывалась его текстологическая работа, из-за нехватки места лежали в стороне от книжника. Это являлось одной из главных причин совершения им различного рода ошибок и описок.
Таким образом, проведение древнерусским книжником текстологической работы характеризовалось наличием своих специфических особенностей. Их учёт современными исследователями позволит правильно идентифицировать оригиналы, ставшие основой для данного произведения, установить внесённые изменения и достоверно восстановить историю текста литературного памятника того времени.
13. Особенности русской философии.
М.В. Нестеров «Философы» 1917
Изображены С.Н. Булгаков и П.А. Флоренсий
Русская философия представляет собой одно из оригинальных и выдающихся явлений мировой культуры, хотя и не имеет столь долгой истории, как, например, китайская, индийская или античная философия. На ее становление и развитие определяющее воздействие оказало множество факторов:
1. Отсутствие дохристианского, античного периода развития;
2. Сильное влияние идеологии и морали: сначала христианской, а затем коммунистической;
3. Тесное взаимодействие русской культуры с культурами других народов;
4. Сложный путь исторического развития России;
5. Специфика самого стиля философствования: в западной философии с XVII в. господствующим стал чисто рационалистический, «научный», а в русской – эмоционально-образный, художественный стиль философствования;
6. Пристальное внимание к социальной проблематике, т.е. русская философия явилась философией жизни и сознательно подчинялась решению стоявших перед обществом насущных проблем.
На каждом этапе развития русской философии эти особенности проявлялись с разной силой, что и придавало им неповторимое своеобразие.
В своем развитии русская философия прошла ряд периодов, тесно связанных с исторической судьбой русского государства:
1 период. XI – XVII века. – Древняя и средневековая философия.
2 период. XVIII – первая четверть XIX вв. – Русское Просвещение.
3 период. Вторая четверть – конец XIX в. – Российский духовный Ренессанс.
4 период. 1917 – 1991гг. – Советский период русской философии.
5. период. С 1991г. – Постсоветский период русской философии.
1 период. XI – XVII века. – Древняя и средневековая философия.
На данном этапе происходит усвоение восточными славянами традиций христианской православной религии византийской философии, культуры с сохранением в них на многие века заметного влияния древнерусской мифологии. Наиболее выдающимися представителями философской мысли этого периода были митрополит Илларион, Никифор, Сергий Радонежский, князь Владимир Мономах и др. Они сформировали следующие представления:
1. о мире как о творении Бога;
2. о человеческой истории как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней;
3. о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души.
В XV- XVI вв. эти суждения были дополнены высказываниями Филофея, Нила Сорского, князя Ивана Грозного, князя А.Курбского, Максима Грека, Ю.Кражанича, и др.:
1. о народе как объекте постоянной опеки, повинующемся «грозному» царю, который укрепляет законность, любит народ, следит за порядком и другими идеями относительно искусства, светской власти и ее связи с духовной властью;
2. о самобытности славянского культурного мира, противостоящего как «немецкой», так и «греческой» культуре;
3. о человеке как «образе и подобии Бога.
2 период. XVIII – первая четверть XIX вв. – Русское Просвещение.
Русская философия этого периода представлена также такими известными личностями, как А.Н. Радищев, М.М.Щербатов, Григорий Сковорода и др., выдвинувшими ряд аргументом в пользу бессмертия души человека. Помимо этого Радищев предпринял попытку создания «картины человека», акцентируя при этом внимание на его включенности в систему природных связей и закономерностей, при одновременном подчеркивании его способности видеть во всем присутствие Бога.
3 период. Вторая четверть – конец XIX в. – Российский духовный Ренессанс.
К наиболее характерным особенностям данной эпохи относят бурное развитие русского варианта духовного Ренессанса и более тесную соотнесенность с западноевропейской философией (гегельянством, неолейбницианством, неокантианством, неогегельянством, позитивизмом). Круг проблем, исследуемых русскими философами, разделяется на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:
1. «познания», с основной оппозицией «вера-знание»;
2. «действие», с основной оппозицией «аполитизм-революция»;
3. «ценностей» (нравственности), с основной оппозицией «альтруизм-эгоизм».
Характерной особенностью русской философии этого периода является то, что будучи органической частью мировой философии с традиционной проблематикой, она представляет собой и многообразие философских доктрин, систем, школ, традиций, организованных вокруг двух «полюсов»:
1. «философии тотальности» (целостности, коллективности);
2. «философии индивидуальности».
Наиболее яркими представителями «философии тотальности» славянофилы (И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, И.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин), проповедовавшие идеи православия как фундамента мировоззрения и познания, обеспечивающего возможности гармонизации всех способностей человека в едином «цельном знании». Относились к монархии как к «нравственному миру», сочетающему в себе личностное и коллективное начала, негативно и критично воспринимали российскую действительность, развитие событий в которой грозило распадом крестьянской общины и европеизацией страны.
К представителям философии тотальности относят также:
— К.Н.Леонтьева с его пессимистической историософией, построенной на отказе от национального принципа, и с отношением к православию как суровой аскетической вере на грани мироотрицания;
— И.Федорова (философия русского космизма) с его опорой на православное христианство и стремление достижения «братства» через объединение теоретического и практического разума, Бога, человека и природы, науки и искусства в религии.
Философия индивидуальности представлена идеями западничества (П.Я.Чаадаев, Т.Н.Грановский, В.Г Белинский, А.И Герцен) с характерной для него ориентацией на западноевропейскую цивилизацию, с критикой православия, акцентированием внимания на личностное начало, тяготевших к материализму и атеизму.
Философию в России этого периода представляли также:
— народники (Бакунин, Лавров, Ткачев, Кропоткин);
— русский космизм (Одоевский, Сухово-Кобылин, Циолковский, чижевский, Рерих);
— религиозные философы (Толстой, Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков, Франк, Лосский, Шестов, Флоренский, Андреев).
Л.Н. Толстой создал свою «рациональную» религию, включавшую в себя все ценное из христианства и восточных религий и представляющую для него «новое жизнеописание», основанное на принципах любви (Бог есть любовь) и «непротивления злу».
4 период. 1917 – 1991гг. – Советский период русской философии.
5 период. С 1991г. – Постсоветский период русской философии.
В последние годы после крушения коммунистической системы в России началось пробуждение интереса к творчеству русских философов прошлого и послереволюционной эмиграции, но о возрождении лучших традиций отечественной философии можно говорить только как о все ярче проявляющейся тенденции.
1. Составьте три своих вопроса и (ответа на них) по изученной теме
2. Выпишите встреченные термины и выпишите из словаря их определение
1. Чем отличается русская философия от европейской?
2. Почему у русской философии не было античного периода развития?
3. Сколько периодов в развитии прошла русская философия?
4. В чем особенности первого периода?
5. Основное содержание второго периода русской философии?
6. Каковы отличия западников от славянофилов и представляемых ими философских направлений?
7. Когда и в чем проявился упадок русской философии?
8. На какой стадии развития на данный момент находится философия в России?
Митрополит Иларио н (прозвище Русин; умер ок. 1055 года) — митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель. Первый митрополит славянского происхождения в Древнерусском государстве. Автор «Слова о законе и благодати» (1030—1050).
Память святителя Илариона совершается 21 октября (по юлианскому календарю).
Сведения о жизни скудны и не всегда могут быть совершенно достоверно отнесены к митрополиту Илариону; летописи содержат ряд упоминаний имени Ларион, которые по историческому контексту идентифицируют с ним. Так, под 1051 годом «Повесть временных лет» излагает зарождение Киево-Печерского монастыря: «Боголюбивому бо кня́зю Ярославу, лю́бящю Берестовое и церковь ту су́щую святы́х апостол и попы́ многы набдя́щю, в них же бе презву́тер именемь Ларион — муж благ, книжен и постник»; он первый «ископа печерку малу двусажену» там, «кде ны́не ветхый манасты́рь Печерьскый». Согласно записи в начале летописной статьи 1051 года в ПВЛ («лѣ́то 6559»), его («Лариона») «постави Ярослав митрополитом собрав епископы».
Ему принято приписывать авторство произведения, известного как «Слово о законе и благодати» («О законѣ Моисѣ́омъ данѣѣмъ, и о благодѣ́ти и истинѣ Ису́сомъ Христомъ бы́вшии. И како законъ отиде, благодѣ́ть же и истина всю землю исполни, и вѣ́ра въ вся язы́кы простреся и до нашего язы́ка ру́скаго, и похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени бы́хомъ и молитва къ Богу от всеа земли нашеа»), дошедшее в более чем 50-и списках XV—XVI веков. Атрибуция иных — сомнительна.
Монах Филофей (около 1465—1542 ) — старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря (село Елизарово Псковского района), сведения о котором весьма скудны. Известен как предполагаемый автор концепции «Москва — Третий Рим», тезисы которой изложены в его письмах дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Ивановичу.
В своих посланиях Филофей полемизирует против астрологических предсказаний Николая Немчина, вообще отвергая астрологию («не от звѣздъ сие приходит»); заботится о некоторых местных псковских делах; отстаивает принципы иосифлян, впервые обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме, хранителе правой христианской веры. Впрочем, указанные письма посвящены иным вопросам и говорят не о Москве или России, но «Ромеиском царстве», которое отождествляется с Московским княжеством и о котором Филофей пророчествует: « два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Схожая идея была выдвинута существенно ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии».
Предполагаемое авторство Филофея сочинения «Об обидах Церкви» к царю Ивану IV Васильевичу опровергается учеными, так как оно содержит элементы полемики с первым Посланием. Продолжатель Филофея связал тему «Третьего Рима» с защитой имущественных прав церкви.
В августе 2009 года сообщалось, что псковскими археологами была обнаружена могила, предположительно принадлежащая Филофею.
Михаил Васильевич Ломоносов ( 1711-1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики[12заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера
Статский советник, профессор химии (с 1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук. Яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).
Тимофей Николаевич Грановский (1813 — 1855) — русский историк-медиевист, заложивший основы научной разработки западноевропейского Средневековья в России. Профессор всеобщей истории Московского университета (1839—1855). Идеолог западничества. Был ближайшим другом Н. П. Огарёва и А. И. Герцена.
Родился в дворянской семье среднего достатка и был старшим из пяти детей. Его отец, Николай Тимофеевич, был советником соляного управления. Мать, происходившая из богатой малороссийской семьи, имела благотворное влияние на сына. До 1826 года воспитывался дома. Домашнее воспитание Тимофея было направлено главным образом на изучение французского и английского языков. С 13 лет учился в московском частном пансионе Ф. И. Кистера (1826—1828). В 1828—1831 годах жил в Орле. С января по июнь 1831 года служил в Департаменте иностранных дел в Санкт-Петербурге. В августе 1832 года был зачислен студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Окончив университет в 1835 году со степенью кандидата, он поступил на службу в библиотеку Гидрогеографического депо Главного морского штаба — секретарём 1-го отделения.
В декабре 1835 года попечитель Московского учебного округа граф С. Г. Строганов предложил Грановскому занять кафедру всеобщей истории в Московском университете и для приготовления к профессорскому званию направил его в Берлинский университет. В это время, в начале 1836 года, Грановский познакомился с Н. В. Станкевичем, определившим развитие взглядов Грановского; в середине мая 1836 года он выехал в Берлин.
Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.
Павел Александрович Флоренский ( 1882- 1937) — русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. Родился 9 января в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан). Отец Александр Иванович Флоренский (30.9.1850—22.1.1908) — русский, происходил из духовного звания; образованный культурный человек, утративший связи с церковью, с религиозной жизнью. Работал инженером на строительстве Закавказской железной дороги. Мать — Ольга (Саломэ) Павловна Сапарова (Сапарьян; 25.3.1859—1951) принадлежала к культурной семье, происходившей из древнего рода карабахских армян. Бабушка Флоренского была из рода Паатовых (Пааташвили). Семья Флоренских, как и их армянские родственники, имели поместья в Елизаветпольской губернии. В семье было ещё два брата: Александр (1888—1938) — геолог, археолог, этнограф и Андрей (1899—1961) — конструктор вооружения, лауреат Сталинской премии; а также сестры: Юлия (1884—1947) — врач психиатр-логопед, Елизавета (1886—1967) — в замужестве Кониева (Кониашвили), Ольга (1892—1914) — художник-миниатюрист и Раиса (1894—1932) — художник, участник объединения «Маковец».
Поиск информации Коренев Е.
Философия: (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.
Народники — движение русской интеллигенции на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. Три течения народничества — пропагандисткое, заговорщическое и бунтарское. Идеолог пропагандистского движения — Пётр Лаврович Лавров, заговорщического — Пётр Никитич Ткачёв, бунтарского — Михаил Александрович Бакунин.
Западники — течение рус. общественной и филос. мысли 1840-х гг., выражавшее настроения либеральной ирадикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизацииРоссии. Название, возникшее в результате полемики со славянофилами, с которыми З. первоначальносоставляли единое сообщество свободомыслящих, оппозиционно настроенных интеллектуалов, не вполнеточно: З. не отрицали своеобразия, оригинальности рус. культуры, однако либо относились к немуотрицательно (Л.Я. Чаадаев), либо рассматривали его как особый вид или путь к достижению единого идеалаевропейской культуры, которую они рассматривали как общечеловеческую.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.
Национализм- (nationalism) Национализм возводит принадлежность к своей нации в политический принцип или программу. Таким образом он имеет иное измерение, чем патриотизм, который подразумевает чувство привязанности к своей стране или нации, не связанное с какой-либо программой политических действий
Община- (community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры.
Поиск определений – Суржиков Е.