Кто такие менеджеры универсалы в чем состоят их основные задачи
Менеджер: что это за профессия и кем можно работать?
Пожалуй, в мире нет профессии шире, чем менеджер. Существуют менеджеры по продажам, ивент- и бренд-менеджеры, профессионалы в области управления предприятиями. Разброс зарплат огромен: это и «минималка» в 20 тысяч рублей в салоне сотовой связи, и миллионы рублей в месяц у топ-менеджмента, а потолка для роста не существует.
Кто такой менеджер?
Если говорить коротко, менеджер — это специалист в области управления и организации работы. Он руководит персоналом, отвечает за то или иное направление работы фирмы и постоянно общается с людьми. Будучи руководителем, он несет ответственность за результаты и обязан проявлять инициативу.
Функции и должностные обязанности управленцев
У менеджеров могут быть и другие обязанности: все зависит от специализации, должности и требований руководства.
Классификация представителей менеджмента
Несмотря на большое разнообразие направлений подготовки, менеджеров подразделяют на три ключевые группы:
Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента
К преимуществам профессии менеджера можно отнести:
Необходимые навыки и знания
Чтобы быть хорошим управленцем, профильных знаний недостаточно. Нужны личные качества — такие, как стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение понимать людей и находить общий язык со всеми. Дополнительно потребуются:
Условия обучения
Освоить профессию менеджера можно в среднем специальном или высшем учебном заведении, на курсах. На низшем уровне будет достаточно даже курсов: главное для работодателя — ваши личные качества и организаторские способности. Однако уже для перехода на среднее звено потребуется высшее образование. Учиться можно очно, на вечернем или заочном отделении: работодателям неважно, как именно вы получили навыки. Бакалавриат поможет начать карьеру. В дальнейшем можно поступить в магистратуру и пройти обучение по программе MBA.
Виды специальностей. Какому менеджменту учат?
«Менеджмент» — это базовая специальность, которая охватывает все виды деятельности будущего руководителя (общее делопроизводство, общая техника ведения переговоров и т. д.). Однако есть и прикладная часть подготовки. Это могут быть:
Направлений много: вы можете стать узким специалистом в управлении наукоемкими производствами и даже спортивными организациями.
Как учат менеджменту?
Получить образование по направлению подготовки «менеджмент» можно на дополнительных курсах по повышению квалификации, СПО и ВО. Образование строится по следующей схеме:
Учиться можно очно, заочно, на вечернем отделении или дистанционно.
Дистанционное обучение на менеджера
Для дистанционного обучения достаточно иметь интернет и компьютер (ноутбук). Учиться на таком отделении смогут выпускники школ и колледжей, а также более зрелые люди. Программа не отличается от программ очного или заочного отделения, но здесь нет традиционных пар. Вместо лекций проводят вебинары, а вместо семинаров — чат-занятия. Студенты изучают видеокурсы, литературу, всевозможные материалы. Они могут получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Где искать работу?
Все зависит от прикладного направления подготовки. Например, спортивные менеджеры могут найти работу только в спортивных организациях — от тренажерных залов до крупных государственных комплексов. В целом же менеджеры нужны в любой организации — государственной и частной, коммерческой и некоммерческой. Список вакансий доступен на сайтах поиска работы.
Кем работать с соответствующим дипломом?
У слова «менеджер» масса синонимов. Работодатели могут искать «управленцев», «руководителей», «директоров по развитию», даже «маркетологов» (подразумевая бренд-менеджеров) и многих других. При выборе вакансии учитывайте требования и должностные обязанности: они должны совпадать с вашей квалификацией.
Высокий спрос на менеджеров есть у компаний из сферы торговли, IT, туризма, страхования, HR, финансов, рекламы. Можно устроиться в муниципальный орган управления.
Требования к квалификации
Менеджер должен иметь профессиональное образование и хорошо знать законодательство, особенности работы компании, вплоть до технологии производства продукции, правила охраны труда и многое другое. Точный перечень требований зависит от должности.
Работодатели охотно принимают людей с релевантным опытом работы и повышают сотрудников, которые уже показали себя.
Востребованность профессий в сфере менеджмента
Менеджеры востребованы на рынке труда: не менее четверти от всех вакансий так или иначе требуют от соискателя образования по направлению «Менеджмент» или опыт работы.
Менеджер
Как-то раз на собеседовании, кандидат на управленческую должность, мне заявил, что менеджер и продавец это одно и тоже. После этого я задаю всем кандидатам вопрос – кто такой менеджер и чем он занимается? Я открыл для себя ящик Пандоры, самое смешное, когда на этот вопрос не могут ответить те, кто закончил ВУЗ по специальности менеджмент.
Давно хотел написать статью про то кто такой менеджер. Как это не печально огромное количество людей не понимает, что означает это слово. Виноваты в сложившейся ситуации прежде всего эйчары. Именно они используют слово менеджер для привлечения внимания к вакансии. Это вводит путаницу и так в малообразованные головы соискателей. Давайте разберёмся кто такой менеджер и чем он занимается.
Какие бывают менеджеры
Если открыть сайт с предложениями о работе, вы обнаружите сотни разновидностей вакансий с приставкой – менеджер. Считается что менеджерами чаще всего именуют продавцов, но это не совсем так. Дело в том, что продавец одна из самых распространенных вакансий, в ней очень высокая конкуренция на одного соискателя. При этом квалифицированных продавцов единицы. Именно такая специфика создаёт огромное количество разных вакансий на одну должность. Эйчары просто привлекают больше персонала заливая в воронку найма больше кандидатов.
Вот перечень вакансий с приставкой менеджер и расшифровкой:
С одной стороны, это обман кандидата – вакансия преподносится в более лучшем свете. С другой стороны, кандидатам это выгодно, ведь стыдно друзьям рассказывать, что ты работаешь секретаршей. Офис менеджер звучит куда солидней. Стоит отметить что назвать вакансию менеджером это не единственная возможность спрятать суть вакансии. Есть множество вариантов назвать привычное по-новому. К примеру, я сам когда-то работал грузчиком, хотя в трудовой написали помощник кладовщика и вакансия называлась аналогично.
Кто такой менеджер и чем он занимается
Слово менеджер заимствовано с запада. С английского manage переводится как управлять, management – это управление. С французского manager – управляющий. С немецкого manager – организатор. Короче говоря, менеджер – это руководитель (управленец, начальник, шеф, босс), то есть сотрудник, который управляет другими людьми. Владельцы крупного и среднего бизнеса не могут следить за большим штатом подчинённых. Поэтому они доверяют управление своим делом менеджерам.
Основная задача менеджера – это принимать решения, которые позволяют увеличить эффективность вверенных ему людей и других ресурсов компании. Рабочий день линейного подчиненного должен быть чётко прописан и регламентирован исходя из потребностей бизнеса. Именно руководитель ответственен за то чтобы все сотрудники выполняли свой труд должным образом. И как следствие приносили прибыль компании.
Функции менеджера
Менеджмент – это наука, изучающая методы эффективного управления персоналом. С одной стороны разновидностей управленческой деятельности очень много и поэтому сформулировать какие-то единые правила очень трудно. Есть только набор функций менеджера, которые схожи вне зависимости от уровня руководителя и компании. К основным функциям менеджера относятся: планирование, организация, мотивация и контроль. Есть так же функции, которые имеют огромную роль, но о них упоминается намного реже:
3 типа руководителей
Принято разделять менеджеров на 3 типа, в зависимости от уровня их управления:
Что должен знать менеджер
Чтобы стать менеджером низшего звена достаточно просто быть ответственным и исполнительным сотрудником, тут особых секретов карьерного роста нет. Но без знания основ менеджмента вы вряд ли добьётесь серьёзных успехов. Или как часто бывает молодой менеджер показал успех на одном месте работы, но на другом не смог его повторить. Это происходит прежде всего из-за того, что в первый раз менеджер стал руководителем в «своём» коллективе и в компании где он хорошо знает работу изнутри т.к. проработал на стартовой позиции. Поставь такого управленца в другие условия, всё что он сможет делать, это использовать старые инструменты. Которые вряд ли снова дадут положительный эффект. Поэтому давайте разберёмся что должен знать руководитель.
Управленческий цикл
Цикл менеджмента (круг менеджера, управленческий цикл) – это циклическая последовательность функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Используя управленческий цикл можно выполнять любые задачи, на любых уровнях управления. Начать своё обучение менеджменту нужно именно с погружения в цикл менеджмент.
Постановка целей и задач сотруднику
Выставлять подчиненным цели и задачи — это основная компетенция руководителя. При этом начинающий руководитель меньше всего задумывается о том, как правильно ставить задачи. Намного больше внимания уделяют мотивации и контролю. Поэтому настоятельно рекомендую хотя бы прочитать что такое постановка целей по SMART.
Лидерство
Руководитель должен быть лидером в своём коллективе. Лидерство – это процесс влияния на других людей для достижения единой цели. На западе тема лидерства и командообразования одна из центральных в менеджменте. И это не удивительно т.к. лидер объединяет людей вокруг себя и ведёт их к своей цели. Проблема лидерства в том, что лидер в коллективе есть всегда, но далеко не всегда лидер и руководитель одно лицо. Часто коллективом управляет неформальный лидер, который преследует свои цели, и эти цели не всегда совпадают с целями бизнеса.
Чтобы разобраться в теме лидерства, изучите стили лидерства и подумайте какой подходит именно под ваш склад характера. Обязательно ознакомитесь с основными компетенциями лидера. Так же настоятельно рекомендую прочитать про ситуативное лидерство.
Делегировать
Начинающий руководитель часто настолько рад своему повышению, что старается выполнять все задачи самостоятельно. Как правило длиться это полгода, год, а потом сотрудник либо научится делегировать полномочия, либо просто перегорит. Делегирование – это неизбежная стадия развития менеджера и её изучение необходимо начать как можно раньше. Руководители среднего и высшего уровня это те, кто научились делегировать полномочия и стали больше думать.
Кто такой манагер
Манагер – пренебрежительное название менеджеров, продавцов и офисных рабочих в целом. Производное от английского manager, когда латинская «а» (эй) произносится как русская «а». Сфера услуг многими рабочими и интеллигенцией воспринимается как ненужное звено – общество потребления, сформированное искусственно для зарабатывания денег. Все представители сферы услуг с точки зрения таких людей это бездельники. Многие смеются над корпоративной культурой крупных фирм, сравнивая её с сектой.
Виды менеджеров — функциональные обязанности, характерные черты кандидатов
За последние годы стало модно получать профессию менеджера, но мало кто из молодых людей представляет, какие виды менеджеров бывают, как связаны менеджеры и менеджмент. Современные высшие школы открывают для обучения специальность менеджмент предприятия, по окончанию которой выпускаются специалисты, менеджеры управления производством.
Сейчас на вопрос кем работаешь, часто можно услышать ответ, менеджером, так кто такие менеджеры, ─ а это востребованная специальность на трудовом рынке, но нельзя назвать продавца менеджером продаж, или человека занимающимся на складе сохранностью имущества (кладовщик), менеджером обеспечения ресурсами предприятия, это фальшивые обертки. Рассмотрим, что связывает менеджмент предприятия и специальность менеджера.
Виды менеджеров
Для того чтобы понять какие могут быть виды менеджеров, надо рассмотреть вопрос, что такое менеджмент, ─ а это наука правильного управления производственным процессом, включая: разработку и организацию мероприятий для эффективного управления предприятием, проводить контроль над процессами производства (экономически-финансовая система), и в социальной сфере коллектива (персонала).
Менеджмент на производстве решает разные задачи, которые разделяют его на виды, это :
Организационный менеджмент, характеризуется созданием «рычагов» управления с момента формирования организации, предприятия, разрабатываются управленческие функции предприятия, принимаются нормы и стандарты производственных процессов.
Менеджмент стратегический, его зона ответственности за достижение перспективных целей, которые ставятся управлением предприятия, после его организации. Подбор сотрудников нужной квалификации, потенциал кадров в регионе, работа с потребителями, для переориентации их предпочтений к выпускаемой предприятием продукции, достижение эффективного производства.
Менеджмент тактический, характеризуется выполнением задач руководителей производства на ближайшую перспективу, работа среднего управленческого звена.
Оперативный менеджмент отвечает за своевременное решение текущих производственных задач, это: своевременно обеспечить предприятие материалами и ресурсами, правильно ставить первоочередные задачи.
Менеджмент подразделяется по функциям, это :
маркетинговый менеджмент, который на предприятии занимается организацией ценовой политики, а также анализ рыночного спроса на продукцию, ищет целевых потребителей товара;
производственный менеджмент отвечает за решение задач на производстве, он контролирует и координирует процессы и работу персонала;
сбытовой менеджмент отвечает за реализацию продукции;
менеджмент сотрудников отвечает за кадровые вопросы на производстве;
финансовый менеджмент характеризуется решением вопросов финансовой деятельности организации, предприятия;
менеджмент инновационный отвечает за внедрение новых технологий, научных изысканий в производственные процессы;
инвестиционный менеджмент характеризуется работой с поступающими вложениями от инвесторов, задачей его ставится получение от вложений прибыли;
антикризисный менеджмент характеризуется работой с процессами, которые предшествуют несостоятельности предприятия (банкротству).
Кроме приведенных видов менеджмента, есть еще и другие, это: вирусный менеджмент, атакующий и ситуационный менеджмент, другие виды менеджмента. Во всех видах менеджмента работают специалисты, менеджеры.
Менеджер, кто это
Для того чтобы правильно сформулировать ответ на вопрос, виды менеджеров в организации, дадим определение понятию менеджер, ─ а именно, это специалист имеющий необходимое образование для проведения работы по управлению производственными процессами и продвижением на рынок продукции. Это человек, занимающий на предприятии определенную должность, он может относиться к разному управленческому звену.
Простыми словами менеджер, это человек на производстве имеющий конкретную должность, у которого есть права и обязанности, он может принимать ответственные решения, для эффективной деятельности предприятия, это определение можно распространить по разным производственным структурам, а именно:
руководитель работ в производственных подразделениях, специально созданных групп сотрудников для решения поставленных задач;
человек, занимающий руководящую должность на производстве;
администратор, занимающийся организацией персонала, работ, разных уровней.
Результатом работы менеджера является решение, которое он принимает в разной производственной обстановке.
решение вопросов управления по обеспечению производства необходимой материальной базой, решение задач снабжения, организация структуры предприятия за это отвечающее;
контроль и обеспечение управленческой структуры производства;
функционирование структур предприятия отвечающих за финансовые потоки;
принятие решений в функционировании подразделений по внедрению новой техники;
решение вопросов в социальной области сотрудников предприятия.
Какие типы менеджеров бывают
Виды менеджеров по выполняемым функциям можно представить в зависимости от существующей на предприятии иерархии управления производством, это :
Топ менеджеры, которые занимаются стратегическим менеджментом производства.
Менеджеры среднего уровня, которые занимаются решением тактических задач менеджмента.
Менеджеры производства (низовые менеджеры) для решения оперативных задач на предприятии.
Менеджеры среднего звена управления являются координаторами действий и связывающим звеном в решении вопросов между руководством предприятия и низовыми менеджерами, распределяют поставленные задачи топ менеджерами.
Низовые менеджеры выполняют функцию распределения работ среди подчиненного персонала производства, решают оперативные вопросы предприятия связанные с производством.
Кроме вертикального деления управления предприятием, есть и горизонтальный менеджмент, который может определить линейных организаторов работ, а именно :
линейный руководитель, обеспечивает работу подчиненному ему подразделению предприятия, на своем уровне;
уровень руководителя (менеджера) линейного подразделения зависит от иерархии предприятия.
Функциональные менеджеры отвечают за работу вверенных им отделов и подразделений, дают возможность самостоятельного принятия решений линейными руководителями. Современные рыночные отношения выделяют среди менеджеров значимые фигуры, это:
человек, занимающийся предпринимательской деятельностью (предприниматель);
бизнесмен, человек, имеющий собственный бизнес (крупную компанию, наличие акций);
коммерсант, лицо напрямую связанный с проведением сделок продаж и покупки товара.
Предприниматель в менеджменте рассматривается как основная фигура, которая проводит инновационную политику государства с постоянным риском открытия новых предприятий, воплощение новых идей, разработка и выпуск новой продукции.
Бизнесмен в своей деятельности проводит активную работу с капиталом, имеющимся в его распоряжении по приобретению товара, а также обмена его в среде рыночных корпораций, для получения прибыли и ведения финансовой и хозяйственной работы.
Коммерсант в менеджменте является фигурой самостоятельной, который на условиях рынка оказывает услуги посредника между производителем продукции и потребителями товара.
Какие качества нужны менеджеру
Специальность менеджера требует от представителей этого управленческого персонала особенных качеств, которые нужны управленцу, а именно:
иметь собственную концепцию управления предприятием;
обладать широким кругозором, понимать происходящие в рыночной среде события;
иметь возможность и желание добиваться поставленных целей;
позитивное мышление и воздействие на подчиненных;
обладать большим багажом знаний, быть «докой» по выбранной нише деятельности;
знать и применять на практике механизмы рыночных отношений;
стремиться к расширению сферы влияния;
критически подходить к уже достигнутым результатам;
обладать талантом администратора.
Рассматривая предъявленные задачи, которые должен качественно решать менеджер, специалисты выделяют их профессиональные и личные качества которые нужны в этой работе, это:
Глубокие знания выбранного направления деятельности, это:
уметь понимать технологию производственных процессов;
понимать теорию и основ менеджмента;
знать экономику производства и взаимодействия всех структур предприятия;
обладать способностями психологического воздействия на персонал.
Личностные характеристики менеджера, это:
постоянно поддерживать в себе работоспособность;
необходимо выработать выносливость в работе, быть коммуникативным;
иметь достаточную степень уверенности, самокритики;
обладать хорошими внешними данными.
Способности, которые приветствуются в работе менеджера, это:
обладать способностью убеждения;
понимать и распределять среди подчиненных задачи и работу;
уметь общаться с людьми;
быть энергичным, занимать активную жизненную позицию.
Менеджеры, их виды, характеристика
Виды менеджеров и их краткая характеристика не может рассматриваться без понимания задач, которые они должны выполнить. Экспертами определяются основные задачи менеджера, это:
умение проводить планирование действий;
обладать способностью, проводить анализ информационного потока, рыночной ситуации;
решать вопросы по составлению отчетности на предприятии;
работать с персоналом компании или предприятия;
поводить кадровое обучение, следить за качеством проводимых работ, принимать решение о повышении квалификации сотрудников.
Менеджер продаж
Человек, занимающий эту должность, обязан заниматься обеспечением производства потенциальными покупателями выпускаемой на предприятии продукции. Менеджер продаж должен иметь личностные качества, это:
иметь личное обаяние, умение общаться;
обладать аналитическим мышлением;
приветствуется качество стрессоустойчивости, математическое мышление;
достаточная самоуверенность в принятых решениях.
Офис менеджер
Много компаний не имеющего большого штата сотрудников эта должность просто необходима, когда человек, занимающий, ее выполняет работу администратора офиса и одновременно завхоза компании. Офис менеджер имеет собственный штат, которым необходимо управлять, это:
ответственное лицо за чистоту в помещениях (уборщицы);
разносчики сообщений (рассыльные);
Должностные обязанности офис менеджера заключаются в организации эффективной работы офиса компании или предприятия, а именно, обеспечение канцелярским товаром сотрудников, доступность по необходимости к оргтехнике. Организация обедов и доставка питьевой воды в офис, организация приема посетителей и партнеров руководителя компании.
Топ менеджер
Директор компании, руководитель предприятия, все это топ менеджеры. Менеджеры высшего уровня на предприятии занимаются общим руководством структурных подразделений. Требования к профессии, это:
уметь организовывать вокруг себя круг единомышленников;
обладать опытом работы на производстве, понимать производственные процессы;
держать постоянно на контроле работу с персоналом предприятия.
Руководитель предприятия (топ менеджер), несет полную ответственность за все события, происходящие на производстве, он также отвечает за выбор неправильной стратегии в работе компании или предприятия, за убытки. Большая ответственность подразумевает при успешной работе высокое трудовое вознаграждение.
Требования приема на работу менеджером обоснованы на его профессионализме по выбранной должности, наличие опыта работы. Менеджер должен хорошо понимать основы менеджмента (управления) предприятием, умение брать ответственность за принятые решения.
Менеджмент. Краткое руководство для начинающих менеджеров и опытных подчиненных
Современный менеджмент включает в себя целый ряд дисциплин, которые объединяют в себе самые различные функции, от менеджмента рисков до управления ресурсами и маркетинга. Сегодня же мы взглянем на менеджмент проекта в рамках IT-компании в общем, опишем главные функции менеджера (каждая из которых включает тысячи подфункций и еще больше всевозможных задач) и опровергнем несколько устойчивых и вредных мифов. Эта статья для начинающих PMов, а также для тех, кто вырос в менеджера из программиста.
Контрольный вопрос: чем менеджер отличается от подчиненного? На самом деле, основное отличие – это ответственность за результат. Менеджер отвечает за результат всей команды. На этом фоне ни решение задач, ни зарплата не является основной отличительной чертой между подчиненным и менеджером.
Теперь поговорим о функциях менеджера. Всего их пять:
Основная задача менеджера – планирование процесса в целом. Давайте возьмем самое простое: к примеру, начинается какой-то стартап и задача менеджера – спланировать, что должно происходить и в какие сроки. «Когда мне нужно снять офис? Когда мне следует нанять команду? Когда необходимо выполнить ту или иную задачу?» Детальный план определяет полноту и легкость реализации, увязывает организационные вопросы с задачами, которые ставит проект. Насколько правильно вы проранжируете задачи, настолько эффективно вы сможете контролировать течение проекта.
Следующая функция менеджера – это:
Грубо говоря, сюда всходит все, кроме людей. Нам нужно позаботиться о рабочих местах, материалах, технике. Любой грамотный менеджер обязан создать все условия для выполнения задачи, в первую очередь позаботиться об элементарном бытовом удобстве рабочего места своих подчиненных. Далее следуют формализация процессов и политик внутри компании, удобство коммуникации с клиентами, которые временами могут вынести мозг самому стойкому программисту, качественно формализованные задачи и разумные сроки их выполнения. Пример показательной организации — знаменитые офисы Google, где все, включая распорядок рабочего дня, призвано сделать человека в офисе более счастливым, чем у себя дома.
Как показывает практика, качественная организация быта прямо влияет на производительность и настроение в компании, сколько бы человек в ней не насчитывалось, и поэтому не стоит игнорировать потребности коллег. Зачастую выгоднее купить хороший кофе и арендовать комфортный офис, чем искать новых квалифицированных сотрудников и обучать их специфике работы.
Далее идет:
— А если у меня есть выбор между одним очень хорошим кандидатом и тремя не очень, но которые вместе выполнят ту же работу, которую обычно выполняет один хороший, но за меньшую сумму. Как я должен поступить в данной ситуации?
— Все зависит от ваших задач. Если проект длительный, и я беру только одного человека, то в случае его болезни вы сами понимаете, что происходит: его задачи банально некому выполнять. То есть, все зависит от ваших проектов и конкретных задач.
Из лекции Ивана Печерского (Astound, Web Development Manager)
Контрольный вопрос: насколько объективным должен быть менеджер при подборе людей в команду?
На первый взгляд, может показаться, что менеджер должен быть максимально объективным, эдаким перстом справедливости. Ни в коем случае. Забудьте, что такое объективность. Всегда пользуйтесь субъективными критериями при выборе специалистов. Задавайте себе вопрос: «Смогу ли я работать с этим человеком?» или «Насколько долго я смогу с ним работать?». Если вы уже на начальном этапе видите, что вы с человеком, как говорится, на разных волнах, он, вероятно, не нужен вам и вашей команде. Если вы чувствуете, что готовы с ним работать год, два, десять – это отличный выбор.
Каждый из нас уникален, и вы как менеджер — не исключение. Поэтому и команду вы подбираете уникальную, под себя.
Если вы пришли в уже существующую команду, в первую очередь узнайте о своих новых коллегах побольше. И не только из технических интервью — поговорите с ними о том, чем они живут, что им нравится, составьте о них взвешенное субъективное мнение. Если вдруг среди ваших подчиненных будут те, с кем у вас явно какие-то «непонятки», формализуйте ваши отношения с самого начала. Договоритесь “на берегу”, пообщавшись искренне и открыто. Скажите человеку, чего вы от него требуете, и чего он может требовать от вас.
Итак, мы собрали команду, что дальше?
Людей нужно направлять, согласно вашим итоговым целям. Вы получаете от команды ожидаемый результат, а люди, в свою очередь, получают возможность развития и дальнейшего роста.
Направление может быть краткосрочным или долгосрочным. Если нужно, чтобы Петя Пяточкин починил забор к завтрашнему обеду — это задача для краткосрочного направления. Мы должны убедится, что человек понимает задачу и помнит о сроках, мотивировать его, помочь найти причину, почему ему лично будет полезно выполнить эту задачу (изучение новых технологий, например), обеспечить его всеми необходимыми данными и инструментами для ее выполнения, а по завершении — дать обратную связь, подчеркнув успех или указав на недостатки.
Долгосрочное направление — это когда мы наставляем на путь истинный мальчишку-джуниора, планируя через несколько лет увидеть его синиором или, к примеру, архитектором. Здесь мы не можем просто сказать «эй, делай все, чтоб стать архитектором к семнадцатому числу!» Это так не работает. Нужно следить за его прогрессом, давать ему правильные задачи, которые будут его развивать в нужном направлении, предоставляя ему возможности для реализации себя в роли эксперта.
Последняя функция менеджера – это:
На этой функции «валятся» все начинающие менеджеры. Мы привыкли, что контроль – это постоянный поводок, тяжелый взгляд Большого брата, поминутные отчеты и другие малоприятные вещи.
Контроль должен быть незаметным и базироваться на постоянном, но неинвазивном наблюдении. Отчетность, естественно, важна. Она позволит заглянуть в прошлое и проанализировать возможные ошибки. Насколько хорошо мы спланировали работу и подобрали персонал, настолько хорошо у нас получится его контролировать. Подчиненные должны сами говорить об определенных сложностях, предупреждать вас об изменениях, выдвигать идеи по улучшению. Вы должны знать, чего ожидать от вашей команды, вы должны уметь прогнозировать результат.
Все функции менеджера взаимосвязаны и работают в совокупности друг с другом. Правильно налаженные, они способствуют созданию здоровой рабочей атмосферы в команде и торжеству здравого смысла в процессе работы над проектом.
Краткие комментарии к популярным тезисам о менеджерах и менеджменте:
1. Менеджер должен заниматься всей работой сам.
Менеджер может и должен делегировать часть своих задач подчиненным. На самом деле это то, что должен уметь каждый уважающий себя менеджер. Умение построить доверительные отношения в команде, вычислить того, кто хочет расти по менеджерскому пути, и отдать ему часть своей работы — крутой лайфхак для менеджера. Так вы освобождаете часть своего времени, позволяете членам своей команды учиться и расти быстрее, и повышаете собственные шансы карьерного роста — ведь любом случае вас не переведут выше прежде, чем вы подготовите себе замену. Профит.
2. Менеджер не должен никому доверять.
Неправильно. Доверие — результат ваших коммуникационных усилий. Организуйте доверительное общение с членами команды и наслаждайтесь благами делегирования задач и уверенностью в том, что все выложатся по максимуму. Не смог — вакансии на «свободная касса!» есть всегда.
3. Менеджер всегда должен быть объективным.
Ни менеджер, ни сварщик, ни СЕО не способен быть абсолютно объективным, так как сам является субъектом и подчинен непростым, но объяснимым химическим процессам в собственном организме. Не пытайтесь быть лучше своей природы, человек не бывает объективен на 100 процентов, увы. Постарайтесь выжать максимум из собственной субъективности — подберите идеальную команду, найдите уникальную схему работы со своими персоналом — так есть шанс получить лучший результат, чем если мерить всех по условно «объективной» линейке.
4. Менеджер всегда защищает свою команду.
Нет, нет и еще раз нет. Если ваша команда сделала что-то не так, вы должны дать ей это понять, иначе она будет постоянно прикрываться вами. Тут, конечно, как и в любой ситуации, лучшим советчиком будет здравый смысл. Во многих случаях действительно стоит прикрыть команду (если она того стоит, что опять же, зависит от менеджера). Но иногда случается, что правила и сроки оговорены, все в курсе дела, и вот какой-то дятел прощелкал все на свете, и проект валится. Менеджер может создать условия для работы, но увы, он не всегда способен превратить дятла в гения продуктивной разработки. Соответственно, если команда (или отдельные ее части) накосячили — им нужно дать об этом знать и назначить некий «штраф».
5. Менеджер никогда не должен отступать.
Менеджер должен объективно оценивать свои силы и силы своей команды, так как отвечать в любом случае ему лично.
6. Менеджер – самый лучший учитель.
Менеджеры – плохие учителя. Они требуют результата, и у них обычно нет времени учить. Поэтому не стоит пытаться совместить в себе функции и певца, и жнеца — достаточно будет, если вы сможете хорошо выполнять свои прямые обязанности.
Полезная литература.
Управление людьми:
«Человеческий фактор: успешные проекты и команды» Тимоти Листер, Том ДеМарко
«22 закона управления людьми» Георгий Огарев
Управление проектами:
«Вальсируя с медведями» Тимоти Листер, Том ДеМарко
«Deadline. Роман об управлении проектами» Том Демарко