Кто такие ямщики и чем они занимались
Ямщик – это… определение и история
Многие считают, что ямщик – это человек, который управляет повозкой и занимается перевозкой людей. В целом это определение недалеко от истины, хотя понятие имеет более широкое значение. Рассмотрим, кто такой ямщик, каковы особенности этой профессии? Что такое «ямская гоньба»?
Значение
Ямщик – это человек, управляющий гужевым транспортом. Он занимается перевозками груза, корреспонденции и пассажиров. Это название появилось во времена Золотой Орды. Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции. До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие.
Вам будет интересно: Обучение в Колледже транспорта в Тюмени
Ямская гоньба
Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века.
Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить. Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики. Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи.
Повинность
Ямщики находились на государственной службе. С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях:
Ямщики были освобождены от налогообложения. Они часто получали пахотные земли за службу. В целом выделись отдельное сословие ямщиков. Потребность в них значительно сократилась в XX веке, когда в стране стали появляться паровозы и автомобили.
Таким образом, ямщик – это человек, управляющий экипажем и занимающийся перевозкой корреспонденции, грузов и пассажиров. До появления железных дорог «ямская гоньба» имела огромное экономическое значение. Это была одна из самых быстрых и эффективных почтовых служб во всем мире.
Что значит слово «ямщик»?
Ямщик – это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях.
Древнерусское слово «ямъщикъ» образовано от тюркского существительного jam («ям»), что значит «почтовая станция» или «почтовая лошадь». Оно вошло в употребление в XIV веке и в наши дни из-за исчезновения профессии считается устаревшим.
Сборщик налогов и извозчик
В 1516 году по велению великого князя Василия III Ивановича (1479-1533), сына Ивана III, был учрежден Ямской приказ. Изначально ямщиком назвали государственного служащего, который собирал налоги за дорожные перевозки и отвечал за доставку корреспонденции. Он содержал почтовую станцию и лошадей. От «яма» до «яма», т.е. от одной такой станции до другой, было 30-40 верст (1 верста = 1,06 км).
Фото: golos.io
Со временем люди начали нанимать ямщиков в качестве извозчиков. С XVI по XVII века представители этой профессии обособились в отдельное сословие. Создавались ямские слободы, вводился специальный ямской налог на содержание станций.
Возницам платили жалованье и выдавали землю, освобождая от уплаты налогов. Их нельзя было записать в крепостные. Неудивительно, что многие крестьяне хотели попасть на ямскую службу.
Фото: hitrovka.livejournal.com
Но профессия была связана с большими затратами. Одна лишь одежда, согласно документам 1628 года, обходилась ямщику в 6,4 рублей: зипун лазорев астрадинный (2,5 руб.), шапка вишневая с пухом (1,5 руб.), кушак бумажный с ножами (50 коп.), кафтан шубной полусуконный подлазоревый (2 руб. без гривны). Для сравнения – корова в то время стоила 2 рубля.
Стихи, романсы, улицы
Профессия ямщика требовала храбрости и силы духа: в дороге можно было заблудиться, приходилось бороться с холодом, разбойниками, дикими зверями. Но самым страшным было одиночество, сопровождавшее ямщика в пути.
…Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты.
Глушь и снег. Навстречу мне
Только версты полосаты
( отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога», 1828 г.)
Фото: uskazok.ru
Хотя слово «ямщик» считается устаревшим, оно не вышло из употребления благодаря целому пласту песенной культуры. Судьбе ямщика посвящены многочисленные романсы и народные песни. Несмотря на запрет на исполнение многих из них после 1917 года, люди продолжали петь их, передавая из поколения в поколение: «Степь да степь кругом…» (народная, на основе стихотворения «В степи» И.З. Сурикова), «Ямщик, не гони лошадей» (Н.А. фон Риттер, Я.Л.Фельдман), «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру» (неизвестный автор), «Динь-динь-динь»/«В лунном сиянии» (Е.Д. Юрьев), «Тройка мчится, тройка скачет» (П.А.Вяземский, П.Булахов) и многие другие.
Память о ямщиках сохранилась и в названии столичных улиц: Тверская-Ямская, Ямского поля и т.д.
Значение слова «ямщик»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЯМЩИ’К, а́, м. Возница, кучер на почтовых, ямских лошадях. — Стой, я.! Жара несносная. Дальше ехать не могу. Некрасов. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ямщи́к
1. истор. человек, занимающийся перевозкой людей и грузов на гужевом транспорте ◆ Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Пушкин, «Станционный смотритель» ◆ Бразды пушистые взрывая, // Летит кибитка удалая; // Ямщик сидит на облучке // В тулупе, в красном кушаке. Пушкин, «Евгений Онегин» ◆ Лицо и поза его выражают так много ленивого, беспечного довольства, что мне кажется, верх счастия быть ямщиком, ездить обратным и петь грустные песни. Лев Толстой, «Отрочество»
2. рег. зоол. название поползня обыкновенного ◆ В настоящее же время отличают почти всегда как особый вид поползня-ямщика, живущего в Скандинавии и северной России. Энциклопедия Брема, «Обыкновенный поползень»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: исчахнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ямщик: особая каста среди русских
Ямщики были особой кастой среди русских – их мастерство передавалось по наследству, их семьями управляли женщины, у них были свои особо чтимые святые.
Приехав в Россию в 1839 году, французский маркиз Астольф де Кюстин был шокирован необыкновенной скоростью, с которой неслись русские ямщики по тракту Москва-Петербург, первому скоростному шоссе Российской Империи. «Я стараюсь выучить, как сказать по-русски «тише», другие путешественники, наоборот, подгоняют ямщиков», – писал де Кюстин.
«Русский ямщик, одетый в толстый суконный кафтан, [. ] с первого взгляда кажется жителем Востока; в том, как он вскакивает на облучок, заметно азиатское проворство. [. ] Изящество и легкость, быстрота и надежность, с какими он правит живописной упряжкой, живость малейших его движений, ловкость, с какой, он соскакивает на землю, его гибкая талия, его стать, наконец, весь его облик вызывают в памяти самые грациозные от природы народы земли. » – писал де Кюстин.
Возницы, так впечатлившие французского гостя, и вправду были особенными людьми, отдельной кастой среди сословий русского общества. Их профессия была одной из древнейших в русском государстве – фактически, система ямских станций и помогла когда-то это государство создать.
Ямы Империи
«Когда я на почте служил ямщиком» – эти слова из старой русской песни знакомы всем. Но задумываемся ли мы, почему ямщик «служил» на почте?
«Ямщик» – от слова «ям» – в Монгольской Империи Чингисхана это слово означало постройку на большой дороге, при которой содержались лошади. Система ямов, созданная или при Чингисхане, или при его потомках, была тем ноу-хау, которое позволило монголам создать крупнейшую империю в истории.
Система ямов использовалась для связи центра Монгольской Империи (а затем ее преемника – государства Золотая Орда) с окраинами. Для того, чтобы посланцы правителя преодолевали огромные расстояния как можно быстрее, на дорогах на определенном расстоянии друг от друга были установлены станции, на которых посланец мог поменять уставших лошадей на свежих, отдохнуть и продолжать путь. Когда зависимость от Золотой Орды была преодолена, эта система сохранилась в русских землях и использовалась для связи между русскими городами.
«Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади» – писал о ямской службе XVI века австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн.
Русские ямские станции находились на расстоянии 40-60 километров друг от друга (примерно столько составлял дневной прогон лошади). Их содержание обеспечивалось окрестным населением, которое несло «ямскую повинность», введенную еще монголо-татарами (в начале XVIII века заменена налогами).
Население было обязано содержать в порядке дороги и станции, поставлять повозки (подводы), лошадей и корм для них, а также выделять из своей среды служащих для дежурства на станциях и собственно ямщиков – тех, кто занимался извозом государственных чиновников и грузов. Управляло «ямской гоньбой» отдельное учреждение – Ямской приказ.
Стать ямщиком было много желающих – ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. Однако работа была не из легких – ямщику требовалась сила и выносливость, нужно было быть трезвым и ответственным.
При вступлении в службу он обещал «на кабаке не пропиваться, никаким воровством не воровать, никуда не сбежать и ямской гоньбы жеребьев своих в пустоте не покинуть». Перевозить требовалось путников, депеши, грузы, также от каждого ямщика требовалось содержать не менее 3 лошадей и следить за их здоровьем.
Вдоль по Тверской-Ямской
В 1693 году Петр Первый издал именной указ об организации почты «от Москвы на Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Вологду, Вагу». Указ предъявлял строгие требования к работе ямщиков – особенно к перевозке корреспонденции, которую нужно было везти «бережно, в мешках, под пазухою, чтобы на дожде не замочить и в пьяном виде не обронить на дороге (если подмочат или потеряют, то будут подвергнуты пытке)».
Поэтому постепенно ямщики сформировались как отдельная каста – мастерству управления лошадьми и искусству упряжки, тонкостям службы и лихому ямщицкому свисту учили с ранних лет, и селились ямщики также компактно, отдельными ямскими слободами. Как в Москве, так и в Ярославле (еще одном русском городе, знаменитом своими ямщиками), да и во многих других городах были и есть до сих пор Ямские улицы – там возницы и селились.
В ямщицких семьях сильны были традиции. До конца XIX века безусловной главой ямщицкой семьи была бабушка – так как мужчины проводили большую часть времени в дороге, дом оставался на управление женщин. Ямщики были религиозны, особо почитая святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей – например, главный московский лошадиный торг находился на Зацепе (возле нынешнего Павелецкого вокзала), где и до сих пор стоит церковь Флора и Лавра.
Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом. Если были деньги, можно было путешествовать на казенных лошадях, предоставлявшихся почтовой станцией. Для этого нужно было получить подорожную – специальный документ на пользование казенными лошадями и повозкой. Предъявив ее на почтовой станции и оплатив «прогоны» – деньги за прохождение лошадью определенного расстояния – пассажир следовал до следующей станции с ямщиком, который затем возвращался на «свою» станцию.
Конечно, ездить как на казенных, так и на «вольных» лошадях (то есть, без подорожной, просто нанимая ямщиков) было очень и очень дорого. Известная «кавалерист-девица» Надежда Дурова писала о своем путешествии в 1836 году: «С подорожной я заплатила бы от Казани до Петербурга не более трехсот рублей, без нее я издержала ровно шестьсот».
Для сравнения: Александру Пушкину его Михайловское приносило порядка 3000 рублей в год, его жалование коллежского секретаря (10-й класс по Табели о рангах, эквивалент штабс-капитана в армии) в 1822 составляло 700 рублей в год; на рубль можно было купить больше 3 килограммов говядины, а породистая лошадь, которую не стыдно было запрячь в свою карету богатому дворянину, стоила 200 рублей…
В общем, поездки на ямщиках были по карману лишь элите. Зато уж за такие деньги ямщики неслись как угорелые. Аббат Жан-Франсуа Жоржель писал в своем «Путешествии в Петербург в царствование императора Павла I»: «Русские ямщики везут крайне быстро, почти все время лошади несутся вскачь. постоянно рискуешь сломать экипаж и опрокинуться, и приходится угрожать им для того, чтобы заставить их ехать медленнее».
Опытные путешественники из русских заранее брали с собой в багаж запасные оси и ободы для колес, так как знали – они понадобятся непременно.
Прокачу со свистом
Смысл этого фразеологизма именно в сочетании скорости и знаменитого ямщицкого свиста. Хотя Петр своими указами попытался ввести для ямщиков специальные сигнальные рожки по немецкой моде, ямщики их жестко не приняли. Ходила даже легенда о ямщике, который обжег губы кислотой, лишь бы не прикасаться к «басурманскому» рожку.
О своем приближении ямщики сигнализировали свистом и криком, а ко второй половине XVIII века в моду вошли валдайские колокольцы, вешавшиеся под дугу лошадей. Правда, звонили они так громко, что в 1834 указом Николая I езда с валдайскими колокольчиками была предписана лишь фельдъегерским тройкам и пожарным при выезде на пожар.
Ну а скорость ямщицкого экипажа была значительно выше, чем скорость карет в Европе – не зря боялись иностранцы! Расстояние от Новгорода до Москвы, составляющее 562 версты (около 578 км), ямщик преодолевал меньше чем за трое суток. А Пушкин в «Евгении Онегине» вообще пишет: «Неутомимы наши тройки, и версты, теша праздный взор, в глазах мелькают как забор». Верста, напомню, это 1066 метров!
По словам Пушкина в примечаниях, эту гиперболу он заимствовал у некоего К., известного «игривостью воображения», который рассказывал, что, «будучи однажды послан курьером от князя Потемкина к императрице, он ехал так скоро, что шпага его, высунувшись концом из тележки, стучала по верстам, как по частоколу».
В общем, для тех времен скорость ямщицкой тройки и вправду была впечатляющей. Тот же Кюстин пишет: «наша тройка понеслась со скоростью четыре с половиной или пять лье в час. Император ездит со скоростью семь лье в час. Железнодорожный поезд с трудом поспел бы за его каретой». Сухопутный льё – 4445 метров, соответственно, его тройка шла со скоростью 20-23 км/ч, а императорская – более 30 км/ч!
Конечно, именно бурное развитие в России железных дорог, стартовавшее в 1851 году с открытием ветки Москва-Петербург, и положило конец ямщицкой профессии. Теперь вся корреспонденция и грузы стали доставляться поездами, на поезда вскоре пересели и пассажиры дальнего следования. Ямщики постепенно вернулись назад в свое сословие – крестьянство, и остались в народной памяти только в фольклоре и классической литературе.
Кто такой ямщик
«Так повелось в России на века,
коль нужно ехать, ищем ямщика.»
Занятие извозом – бизнес в России чуть менее распространенный, чем торговля. Но так же, как и в торговле, редко кто объявляет официально о занятии извозом, если работает на себя, а не на хозяина. Сложилась негласная практика, по которой извоз в руках непрофессиональных водителей стал дополнительной статьей доходов семей, некоей негласной субсидией государства, позволяющего подкармливать себя, кто как может. Не нужно рассказывать, насколько опасным является это занятие для добровольных извозчиков. И все же в извозпускаются, хотя бы время от времени, практически все сограждане, имеющие автомобиль, исключая, конечно, обеспеченное меньшинство. Женщины не остаются в стороне от бизнес-извоза. Чаще всего – женщины непопулярной ныне возрастной категории «за 40». Хотя, конечно, пускаются в это рискованное занятие реже, чем мужчины.
Говорят, что слово “шофер” пришло к нам из Франции, так во время Французской революции называли разбойников. Про этих разбойников рассказывают страшные истории: будто бы они мазали лицо сажей и жгли подошвы своих жертв, если хотели у них что-либо выпытать. Позже “шоферами” стали называть кочегаров и прочих людей, чьи профессии были связаны с огнем. Еще позже “шоферами” называли и тех, кто управлял паровыми самодвижущимися машинами. Так появилось это слово в России и прижилось на целое столетие, а может, проживет и дольше.
А на Руси извозом традиционно на протяжении веков занимались ямщики.
Сколько их было! Безымянные, из года в год исправно несли они свою службу и поневоле становились свидетелями бед и горестей человеческих. Позади – родной дом и семья, впереди – “летят версты. летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль” (Н. В. Гоголь). “Ямщик, не гони лошадей. ” Эти ямщицкие будни рождали строки, наполненные щемящей сердце грустью-тоской.
Со школьной скамьи запоминаются нам пушкинские стихи, перед завораживающей музыкой которых не может устоять ни один школьный проказник:
“Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика;
То раздолье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.”
Слово “ямщик” происходит от слова “ям”, так в России в XIII–XVIII веках называли почтовые станции, на которых меняли лошадей. В переводе с татарского языка «ям» означает «место остановки». С середины XVIII века ямы стали называться почтами. Слово “ям” на долгое время осталось в названиях ямщицких поселков: Ям-Ижора (в Санкт-Петербургской губернии), Ям-Бронницы, Ям-Зимогорье (на Валдае). Ям сохранился до наших дней по Каширскому шоссе около знаменитых Горок Ленинских.
Этим же словом – “ям” – в XIII–XV веках называлась и ямская повинность – государственная повинность населения по перевозке лиц, находящихся на государственной службе, и государственных грузов. А еще раньше, с X до XIII века повинность называлась “повоз”. С конца XV века население обязано было поддерживать в порядке дороги и ямы и предоставлять для государственных нужд подводы, продовольствие и проводников. “Ямским охотникам” в XVI веке оказывалась натуральная и денежная помощь. В XVII веке “нарочно выбранные” ямщики жили на особых землях в ямских слободах. Ямщики владели землей-пашней, разделенной на паи.
Для устройства яма из Москвы или ближайшего города приезжал “служилый или приказной человек”. Он “расписывал” дорогу с устроенными на ней через 40–50 верст “станами” и обязанности населения по числу дворов, “кому с кем смежно и сручно”. Договор оформлялся письменно и вручался приказчику или старшему (с 1679 года обязанности приказчика, должность которого была устранена, перешли к воеводе или таможенному голове). В новгородских ямах, например, ямщику ежегодно выдавалось по пять рублей, семь с половиною четверти ржи, семь с половиною четверти овса или по двадцать рублей и десять четвертей ржи. Иногда заключался договор (в котором оговаривались условия найма) между ямщиком и населением: ямщик брал на себя обязательства по исполнению ямской повинности, а община обещала платить ему годовое жалование. Кроме того, население помогало ямщику по расчистке дорог, а ямщик освобождался от податей.
Ямщик должен был держать трех меринов, записывать всех путешественников, их число, количество подвод, представляемые документы (проезжие грамоты) и заплаченные “прогоны”. Замечательный портрет ямщика оставил нам Николай Васильевич Гоголь: “Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух”.
Первым начальником Ямского приказа был князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Ему подчинялись «ямские дьячки», назначаемые из боярской среды. Иван III (1462 – 1505) в своем завещании (1504) призывал своих преемников к поддержанию гоньбы в хорошем состоянии. В XYI веке Борис Годунов (1598 – 1605) отличился заслугами в организации в Сибири почтовой службы со станциями. При Петре I появились почтамты и почтовые конторы, для военных и административных надобностей была организована специальная почта параллельно дорожной, особые распоряжения предоставили частным лицам право пользования ямскими лошадьми. Императрица Екатерина II продолжила почтовую реформу: был введен должностной штат почтового управления, вместо «пожизненно обязанных ямщиков» набирали почтовых служащих по вольному найму, по всей стране была установлена единая почтовая трасса. В начале XIX века в России было 458 почтовых отделений, 5000 почтовых чиновников. 8 сентября 1802 года все эти почтовые отделения перешли в ведение министерства внутренних дел.
Ямская “гоньба”, или, говоря современным языком, почтовая и транзитная перевозка, была нелегкой службой, и часто семейство ямщика надолго оставалось без своего хозяина, дорожное одиночество которого скрашивали лишь удалые кони да переливы колокольчика. Лучше, чем рассказал о ямщике поэт Федор Глинка, и не скажешь:
“Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дорожке столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
Ямщик лихой — он встал с полночи,
Ему взгруснулося в тиши, –
И он запел про ясны очи,
Про очи девицы-души. ” (1824)
Многие потомки ямщиков занимались извозом. По правилам 1887 года за извозный промысел платили сбор, который не мог превышать десяти рублей в год с каждой лошади. Для каждого города, исходя из этой нормы, устанавливался свой предел. Сбор уплачивался по полугодиям.
Извозчики перевозили седоков, кладь и товары. Среди городских извозчиков, например, выделяли ломовых (перевозивших кладь), легковых (перевозивших людей),биржевых (среди которых, в свою очередь, выделяли ухорских, или лихачей), безместных, или “ванек”, и других.
В 1904–1905 годах для автомобильных извозчиков была установлена та же такса, что и для лошадных, – 60 копеек в час, и это несмотря на то, что автомобиль мог ехать быстрее и брать больше седоков. Абсурдной была и норма скорости для автомобильных извозчиков – 10 верст в час. Но название автомобильных извозчиков, как и прочих водителей, изменилось. Их называли теперь ни ямщиками, ни извозчиками, а иноземным словом “шофер”, или “шоффер”. И только теперь всплыло из потаенных уголков памяти название для нелегального промысла – извоза, благодаря которому многим семьям удается удержаться на плаву.