Кто такой диспетчер и чем он занимается
Диспетчер: связующее звено между заказчиком и клиентом
Любая сфера деятельности требует четкой и налаженной коммуникации между работниками. Заказы и заявки нужно принимать, обрабатывать и оперативно передавать непосредственным исполнителям.
Конечно, если речь идет о небольшом количестве сообщений, с ними можно справиться и самостоятельно. Но как быть, когда заявок масса? Тут-то на первый план выходит работа диспетчера, который координирует заявки и контролирует их исполнение.
Суть работы диспетчера
Чем занимаются диспетчеры, понять не сложно. Они передают и отправляют сообщения. Суть их работы заключается в том, чтобы понять суть проблемы или вопроса, который поступает от заказчика, а затем связать его с компетентным лицом. Как правило, отработка заявок происходит по телефону, либо через интернет.
Диспетчеры нужны во многих сферах, где есть постоянный контакт с населением или клиентами. Принято выделять:
Диспетчеров аварийно-восстановительных работ;
Диспетчеров экстренных служб (МЧС, скорая помощь, полиция);
Транспортных диспетчеров, которые работают в такси, на железнодорожном транспорте и т.д.;
Диспетчеров в области электроэнергетики;
Диспетчеров транспортных компаний, которые следят за перевозками грузов, движением грузовиков и т.д.
Везде, разумеется, своя специфика и свои правила работы.
Так или иначе обязанности диспетчера сводятся к нескольким функциям:
контроль деятельности предприятия и технологического процесса. Особенно это актуально для диспетчеров пультов управления;
закупка необходимого оборудования, расходных материалов, комплектующих для нужд компании;
координация различных работ и проверка выполнения задач по графику;
ведение диспетчерского журнала и необходимой документации.
На производстве или складе, в службе грузоперевозок диспетчер, как правило, это руководящая должность. В его подчинении находится несколько операторов, а он лишь координирует их работу.
В других отраслях (например, аварийно-диспетчерской службе) работник самостоятельно принимает заявки от населения и передает их бригадам ремонтников.
Диспетчер авиационной службы занимается лишь координацией движения воздушных судов, отслеживая их перемещения на радаре.
Одним словом, обязанности у диспетчеров разные и напрямую зависят от места работы.
Источник фото: Racool_studio/freepik
Работа диспетчером на дому: в чем суть?
Особняком стоит работа диспетчеров по найму, работающих на дому. Таких людей предпочитают нанимать коммерческие фирмы по договору подряда, дабы не раздувать штат сотрудников и экономить на налогах.
Основная особенность здесь в том, что обязанности могут быть совершенно любыми, а оплата труда напрямую зависит от количества заказов и личной работоспособности.
Таких специалистов очень любят нанимать интернет-магазины, службы доставки, такси. Всё, что требуется от диспетчера при работе на дому, перезвонить клиенту и подтвердить заказ, уточнив детали.
Для трудоустройства же здесь нужен только исправный компьютер, наушники с микрофоном и стабильный интернет. Многие используют этот вид заработка в качестве подработки, хотя, конечно, все зависит от индивидуальных договоренностей. Работодателям гораздо выгоднее брать работника на полный день.
Условия труда диспетчеров
Если говорить о том, в каких условиях работают диспетчеры, то чаще всего это отдельное помещение с компьютером и средствами связи. Альтернативный вариант – call-центр, или диспетчерская вышка (для авиадиспетчеров).
По большей части диспетчеры работают в команде, сменами по 12 часов. Монотонное сидение за монитором и бесконечная обработка заявок крайне утомительны. Поэтому диспетчер имеет право делать в течение смены технические перерывы до 15 минут: подышать свежим воздухом, выпить кофе, размяться.
Особенно это актуально для диспетчеров авиационной службы. Они обязаны отдыхать каждые два часа рабочего времени, чтобы не ошибиться и не допустить воздушного инцидента.
Источник фото: Racool_studio/freepik
Требования к диспетчерам
Учитывая функционал, диспетчеры должны многое знать и уметь, а также досконально разбираться в той сфере, в которой работают. Сюда относятся:
нормативно-правовые акты и регламенты деятельности. Особенно это критично для экстренных служб, где есть четкие критерии, как принимать вызов, какую информацию спрашивать в первую очередь, сколько времени тратить на один вызов и т.д.
нормы планирования и организации работ при ремонте и восстановлении;
знание компьютерной техники и телефонии, включая СУБД, средства заполнения документации и т.д.;
основы технологии производства или логистики, если речь идет о предприятии, складе, транспортной компании.
Разумеется, для успешной работы диспетчером нужны определенный склад характера и ума. Здесь следует выделить:
Внимательность и наблюдательность;
Умение концентрироваться и быстро принимать решения;
Обучение диспетчеров, требования к образованию
В профессию диспетчера приходят по-разному. Если речь о работе на дому за персональным компьютером, то специальное образование здесь не важно. А вот профессии авиадиспетчера учат не менее пяти лет в специализированных вузах. Хорошие специалисты в авиационной отрасли – штучный товар из-за высокой квалификации.
Также специальное обучение требуется диспетчерам, работающим в сфере логистики и автотранспорта. Однако здесь, как правило, хватает курсов профессиональной переподготовки. На таких курсах основную часть составляет обучение пользованию ПК и средств связи, работе с базами данных, нормативно-правовым актам и т.д.
Вакансии диспетчеров на рынке труда, средняя зарплата
Если смотреть на вакансии, то опять-таки оплата труда диспетчеров сильно зависит от сферы работы. В логистике и грузоперевозках, например, можно зарабатывать до 90 тысяч рублей, хотя оклад, как правило, невелик.
При работе диспетчером такси или службы доставки на дому уровень зарплаты и вовсе зависит от количества заказов – все диспетчеры здесь сидят на проценте.
Наиболее высокооплачиваемая работа, разумеется, у авиадиспетчеров – здесь средняя зарплата может достигать 180 – 190 тысяч рублей. Вторая по уровню зарплат сфера – это промышленные предприятия. К примеру, на нефтегазовом производстве диспетчер может зарабатывать до 80 – 100 тысяч рублей.
В целом, же вакансий для работы диспетчером на рынке труда предостаточно. Требуются как специалисты с опытом, так и без него.
Плюсы и минусы работы диспетчером
У профессии диспетчера есть ряд плюсов:
возможность быстрого освоения во многих отраслях;
Кто такой диспетчер и что он делает
Профессия диспетчера относится к таким, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Но если все такие специалисты в аэропортах, на вокзалах, в службах такси и других подобных местах мгновенно исчезнут, то начнётся такой хаос, который сложно представить. Давайте разберёмся, кто же такой диспетчер, и узнаем всю информацию об этой профессии.
Обязанности
Диспетчер — это специалист, который управляет, регулирует и координирует действия работников в сфере производства, транспорта, различных служб и учреждений.
Обязанности такого специалиста определяются местом работы и специализацией. Это может быть контроль за ходом технологического процесса, за движением поездов, самолётов, морских судов и пр. Для исполнения обязанностей в этом деле необходимы различные технические средства (телефоны, вычислительная аппаратура, при необходимости — специальное оборудование). В обязанности также входит ведение журнала и работа с документами.
Важно! Для исполнения обязанностей диспетчера не нужно иметь диплом вуза, вполне хватит среднего уровня образования.
Для работы необходимы такие знания, навыки и черты характера:
Места работы
Диспетчер может работать на различных предприятиях, а именно:
Знаете ли вы? В аэропортах есть несколько диспетчеров и каждый решает отдельную задачу. При этом у каждого есть своё название. Так, диспетчер «руления» отвечает за движение по аэродрому, «старта и посадки» — за взлёт и посадку, «круга» — за полёт в радиусе 50 км.
Специализация, карьера и перспективы
Специализация в этой профессии находится в прямой зависимости от специализации организации.
Так, диспетчер полиции, скорой медицинской помощи, пожарной службы принимает вызовы и оперативно на них реагирует. А вот подобный специалист на производстве следит за общим ходом процессов на предприятии, при необходимости отвечает за организацию закупок материалов и оборудования. В службе такси подобный специалист осуществляет общение с потенциальными клиентами и координирует действия водителей.
Важно! В некоторых отраслях для хорошего исполнения должностных обязанностей необходимы специальные знания, которые можно получить на соответствующих курсах.
С точки зрения карьерного роста, такая профессия не предоставляет больших возможностей. Можно стать начальником соответствующего отдела, но не более, и то при условии прохождения курсов переподготовки и повышения квалификации.
Зарплата диспетчера
Данная специальность не относится к высокооплачиваемым, хотя заработная плата начинающего специалиста может быть значительно ниже, чем опытного работника.
Средние цифры по Москве и Московской области — 30–50 тыс. рублей в месяц, а по России в целом зарплата варьируется от 15 до 45 тыс. рублей.
Кому подходит профессия
Данная профессия подходит любому человеку, вне зависимости от пола или возраста, главное: иметь соответствующие навыки и умения. Практика показывает, что чаще всего диспетчерами становятся молодые люди, студенты в начале своей карьеры или люди пенсионного возраста. Это происходит в силу того, что с точки зрения карьерного роста перспектив совсем немного.
Востребованность — легко ли устроиться на работу
Диспетчер — специальность довольно распространённая, но из-за того, что для неё не требуется высшего образования, бывает сложно найти свободную вакансию. Хотя из-за небольших зарплат и отсутствия перспектив текучка кадров происходит часто, поэтому устроиться на работу обычно не представляет трудностей, если задаться целью.
Как стать диспетчером
Для того чтобы стать диспетчером, можно пойти разными путями. Если не требуются специальные знания, то вам просто необходимо прослушать инструктаж на месте, пройти стажировку в течение нескольких дней под контролем действующего специалиста и, наконец, получить заветную должность.
В случае, если вы планируете работать на транспорте (авиа, ж/д, грузовой, морской), в экстренных службах или же в производственной сфере, то без профильного обучения ничего не выйдет. Такое обучение можно получить в колледжах или техникумах, которые соответствуют специализации будущего места работы.
Работодатели и студенты рекомендуют учиться в следующих учебных заведениях:
Важно! Учтите, что вполне возможно после окончания профильного учебного заведения поработать обычным оператором или помощником, чтобы окунуться в специфику предприятия и получить необходимый опыт.
Требования к диспетчеру
В заключение приведем список требований к данному специалисту, которые может предъявить работодатель:
Вполне естественно, что в зависимости от направления деятельности, требования руководства могут изменяться.
Несмотря на то что профессия диспетчера не даёт больших возможностей продвижения по карьерной лестнице, она очень важна и нужна в современном обществе. Кроме этого, она может стать отличным стартом для молодых специалистов или хорошей подработкой для людей постарше.
Видео: Профессия диспетчер
Диспетчер
Принято считать, что специалистам, специфика работы которых предполагает прямые контакты с потребителем товаров или услуг, необходимо лично встречаться с клиентами. Но, как известно, в каждом правиле есть исключения. И ярким примером тому может послужить профессия диспетчера, представители которой напрямую контактируют с потребителем, но никогда не встречаются с ним лично. А все потому, что задачи этой профессии кардинально отличаются от задач всех других специальностей.
Принято считать, что специалистам, специфика работы которых предполагает прямые контакты с потребителем товаров или услуг, необходимо лично встречаться с клиентами. Но, как известно, в каждом правиле есть исключения. И ярким примером тому может послужить профессия диспетчера, представители которой напрямую контактируют с потребителем, но никогда не встречаются с ним лично. А все потому, что задачи этой профессии кардинально отличаются от задач всех других специальностей.
Диспетчеры ничего не продают, не проводят социологических опросов, не рекламируют товары и услуги. Они просто стараются сделать нашу жизнь более комфортной, упорядоченной и безопасной. Чем же занимаются эти специалисты? В чем заключается особенности этой профессии, и какими личностными качествами нужно обладать, чтобы ее получить? К каким сложностям в работе нужно быть готовым будущим специалистам, и в каких учебных заведениях обучают премудростям данной профессии? Ответы на все эти вопросы вы сможете найти здесь и сейчас.
Кто такой диспетчер?
Диспетчер – должностное лицо, обеспечивающее координацию и оптимизацию производственного процесса в определенной сфере деятельности посредством использования различных видов вычислительной техники, а также средств коммуникации и связи.
Название профессии произошло от английского dispatch (отсылать, отправлять), что прямо указывает на основную задачу любого диспетчера – структурировать и перерабатывать поступающую к нему информацию, и отправлять ее в нужном направлении. Профессия относится к разряду «молодых», поскольку ее образование стало возможным только на стыке 19-20 веков, когда появилась вычислительная техника и различные средства связи, а также возникла необходимость в людях, способных координировать деятельность транспортных и специальных служб.
Другими словами, изначально диспетчеры требовались только для обеспечения слаженной работы перевозчиков (кстати, в первоисточниках слово «диспетчер» означало «отправитель поездов») и служб экстренного реагирования (милиции, пожарных, скорой помощи и т.д.). Сегодня же диспетчеры координируют практически все сферы жизнедеятельности человека: службы такси, отделы логистики, авиаперевозки, службы доставки, интернет магазины, образовательные организации, коммунальные службы, производственные предприятия и т.д. Словом, везде, где необходимо оперативно регулировать ход производства или управлять передвижением транспорта, нужны представители этой профессии.
Должностные обязанности диспетчера напрямую зависят от места работы. Например, авиадиспетчер координирует взлет, полет и посадку самолетов, а диспетчер такси – выступает посредником между водителем и пассажиром: оформляет вызовы, распределяет заказы между водителями и сообщает клиенту о подаче машины. В общем, в обязанности диспетчера входит весь набор мероприятий (в том числе, и письменные отчеты о проделанной работе), направленный на обеспечение бесперебойного процесса производства или предоставления услуг. Помимо этого, в обязанности специалиста может входить: обеспечение предприятия необходимыми материалами, контроль за своевременное закупкой оборудования, консультационные и административные функции.
Какими личностными качествами должен обладать диспетчер?
Так как в основе работы диспетчера лежит общение с людьми (как с клиентами, так и сотрудниками предприятия) этот специалист должен обладать развитыми коммуникативными способностями, хорошей дикцией и грамотным языком. Кроме того, добиться профессионального успеха диспетчеру поможет наличие таких личностных качеств, как:
Свою профессиональную деятельность диспетчер выполняет посредством средств связи и коммуникаций, поэтому специалист должен обладать навыками работы на ПК и другой офисной технике. Также он должен владеть знаниями в сфере особенностей выпускаемых работ (услуг), нормативно-правовых актов, основ организации производства, экономики, психологии, охраны труда, техники безопасности и номенклатуры выпускаемой продукции.
Преимущества профессии диспетчера
Основным преимуществом профессии диспетчера является отсутствие необходимости получать высшее образование. Мало того, устроиться на эту должность может даже человек без специального образования и опыта работы. Правда, только в те организации, деятельность которых не предполагает наличия специальных знаний. Например, в службу такси или доставки.
Отметим, что сегодня на рынке труда достаточно большое количество вакансий диспетчера, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность на дому. Согласитесь, что это весомое преимущество профессии, особенно для тех людей, которые лишены возможности надолго покидать пределы своей квартиры или дома (например, молодые мамы или люди с ограниченными возможностями).
Поскольку работа диспетчера не связана с физическими нагрузками, эта профессия идеально подходит для женщин всех возрастов. То есть, именно для наиболее незащищенной и дискриминируемой категории трудоспособного населения нашей страны. Ну а более чем комфортные условия труда (сидячая работа в теплых помещениях) можно рассматривать как приятный бонус.
Недостатки профессии диспетчера
Несмотря на явные преимущества и кажущуюся легкость профессиональных обязанностей (ведь со стороны кажется, что ничего сложного в координации действий других сотрудников нет), недостатков у профессии диспетчера немало. И, прежде всего это большая вероятность общения с неадекватными людьми. Особенно часто подобные ситуации встречаются в работе диспетчеров такси и служб экстренного реагирования.
Еще одним недостатком данной профессии можно назвать невысокую заработную плату, что, принимая во внимание требования к образованию и опыту работы, вполне прогнозируемо. На сегодняшний день среднемесячная зарплата диспетчеров в России составляет порядка 15-30 тысяч рублей.
Не стоит забывать также и о том, что нередко в работе диспетчера встречаются стрессовые ситуации. Например, в случае аварии или катастрофы на диспетчеров возлагается огромная ответственность за координацию действия спасательных служб, что негативно сказывается на психо-эмоциональном состоянии специалиста.
Где можно получить профессию диспетчера?
Получить профессию диспетчера можно несколькими способами. Если вы планируете устроиться на работу в службу такси, то достаточно просто прослушать курс обучения, продолжительностью в 3-4 дня, непосредственно по месту будущей профессиональной деятельности. Если же у вас в планах трудовая деятельность авиадиспетчера или диспетчера на производстве, то нужно пройти профильное обучение в одном из колледжей или техникумов России по выбранному направлению деятельности. Отметим, что при этом работодателям недостаточно одного диплома. Дополнительно нужно иметь «за плечами», как минимум, один год стажа работы. Поэтому после окончания средне-специального учебного заведения будьте готовы к тому, что вам еще придется какое-то время работать либо простым оператором, либо помощником диспетчера. Некоторые специализации данной профессии (например, профессию авиадиспетчера) также можно получить в профильном ВУЗе.
Если же говорить о выборе конкретного учебного заведения, то лучше всего отдавать предпочтение лучшим техникумам и колледжам России, которые не только имеют современную научно-техническую базу для подготовки специалистов, но и активно сотрудничают с потенциальными работодателями. К таким средне-специальным учебным заведениям сегодня можно отнести:
Значение слова «диспетчер»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В более широком смысле — должностное лицо, отвечающее за координацию каких-либо действий в определённой сфере. Отличительным свойством является стекание к диспетчеру с периферии большого объёма информации, которая структурируется, перерабатывается и далее передаётся в нужных направлениях. Например:
диспетчер ДЭЗа принимает заявки жителей по телефону и передаёт в соответствующие службы.
диспетчер транспорта координирует движение с целью обеспечения его правильности и эффективности.
диспетчер милиции координирует действия сотрудников внутренних дел по поддержанию правопорядка и поимке нарушителей.
диспетчер в энергетике занимается регулированием всех энергетических процессов. В сферу его деятельности входит контроль качества электроэнергии, обеспечение устойчивой работы энергосистем в составе ЕЭС России, производство оперативных переключений, ликвидация аварийных ситуаций, управление генерацией активной и реактивной мощности станций и др.
авиационный диспетчер обеспечивает координацию движения воздушных судов в едином воздушном пространстве с целью обеспечения его безопасности.
Диспетчер морского (или речного) порта обеспечивает координацию, вместе с лоцманской службой и в соответствии с требованиями капитании порта, постановки к причалу или отхода от причала, перешвартовку на другой причал или на внутренний или внешний рейд морских судов с целью обеспечения безопасности и максимальной производительности.
Ряд организаций, таких как полиция и пожарная служба, скорая медицинская помощь, такси, служба грузовых перевозок, железнодорожные службы и другие обслуживающие компании используют диспетчеров для получения информации о вызовах и координации своих действий.
Диспетчеры обычно располагается в специально оборудованном (средствами контроля и связи) помещении — диспетчерском пункте.
ДИСПЕ’ТЧЕР, а, м. [англ. dispatcher] (ж.-д.). Участковый распорядитель железнодорожного, трамвайного и т. п. движения.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
диспе́тчер
1. работник, регулирующий из центрального пункта ход работы предприятия, отдельных его звеньев и исполнителей, порядок движения транспорта, распределения заданий и ресурсов и т. п. ◆ Диспетчер передает экипажам самолетов необходимые команды, и те обязаны в точности исполнять их. С. Вишенков, «Испытатели», 1947 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Всеми станциями управляет диспетчер, сидящий за диспетчерским пультом. В. И. Коваленков, А. В. Храмой, «Автоматика и телемеханика» // «Наука и жизнь», 1947 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Подходит, например, в порт на погрузку танкер, и диспетчер решает, пропустить его вперед или поставить в хвост очереди. Артем Тарасов, «Миллионер», 2004 г. (цитата из НКРЯ)
2. неодуш. комп. программа, отвечающая за управление процессами в операционной системе ◆ Диспетчер задач (Task Manager), как гласит его имя, позволяет пользователю управлять задачами, выполняющимися на локальном компьютере. В. В. Карпюк, «MS Windows XP Professional. Опыт сдачи сертификационного экзамена 70-270», 2006 г. (цитата из библиотеки Google Книги)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ориентированность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?