Кто такой ницше и чем он знаменит
Фридрих Ницше
Биография
Фридрих Ницше – немецкий философ, мыслитель, поэт и даже композитор. Его неакадемическое учение получило широкое распространение не только в научно-философском сообществе, но и далеко за его пределами. Ницше поставил под сомнение ключевые принципы общепринятых в XIX-XX веках норм культуры и морали, общественных и политических отношений. Концепция философа и по сей день вызывает много споров и разногласий.
Детство и юность
Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.
Мыслитель Фридрих Ницше
Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.
В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра. Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.
Артур Шопенгауэр
Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.
Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.
Фридрих Ницше в молодости
Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.
Философия
Первая книга Фридриха Ницше была опубликована в 1872 году и носила название «Рождение трагедии из духа музыки». До этого философ отправлял на публикацию ряд научных статей, но полноценных книг еще не издавал. Его первое серьезное произведение состоит из 25 глав.
Фридрих Ницше в молодости
В первых 15 Ницше пытается установить, что являет собой греческая трагедия, а в последних 10 – рассказывает и рассуждает о Вагнере, с которым он познакомился и дружил на протяжении некоторого времени (пока композитор не принял христианство).
«Так говорил Заратустра»
Ни одно другое произведение философа не может претендовать на уровень популярности книги «Так говорил Заратустра». Основные идеи для своего знаменитого труда Фридрих Ницше получил благодаря поездке в Рим в конце XIX века. Там он познакомился с писательницей, врачом-терапевтом и философом Лу Саломе. Ницше нашел в ней приятного слушателя и был очарован гибкостью ее ума. Он даже попытался сделать ей предложение, но Лу Саломе предпочла браку дружбу.
Лу Саломе, Пауль Реё и Фридрих Ницше
Вскоре Ницше и Саломе поссорились и больше не общались никогда. После этого Фридрих написал первую часть труда «Так говорил Заратустра», в которой современные исследователи безошибочно угадывают влияние душевной подруги философа и представлений об их «идеальной дружбе». Вторая и третья части работы увидели свет в 1884 году, а четвертая появилась в печатном варианте в 1885 году. Ее Ницше издал в количестве 40 штук на свои средства.
Книга Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра»
Стиль этого произведения меняется по мере повествования: он оказывается то поэтическим, то комическим, то вновь близким к поэзии. В книге Фридрих впервые ввел такой термин, как сверхчеловек, а также начал развивать теорию воли к власти. На тот момент эти идеи были проработаны слабо, и впоследствии он развил свою концепцию в работах «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали». Четвертая книга произведения посвящена истории о том, как Заратустра высмеивал ненавистных ему почитателей собственного учения.
Воля к власти
Практически через все сочинения философа проходит мораль о воли к власти как о базовой концепции его теории. По мнению Ницше, властвование представляет собой первопричинную природу, первооснову сущего, а также способ существования. В этом плане Фридрих противопоставлял волю к власти постановке целей. Он говорил о том, что выбор цели и движение к ней уже можно назвать полноценным актом властвования.
Смерть Бога
Философ Фридрих Ницше
Ученый также критиковал христианство за то, что жизни в реальном мире эта религия предпочитает бытие в мире загробном. Этой теме автор посвятил книгу «Антихрист. Проклятие христианству». Впервые свою нигилистическую позицию Фридрих Ницше выразил в книге «Человеческое слишком человеческое», увидевшей свет в 1876 году.
Личная жизнь
Фридрих Ницше неоднократно менял свои взгляды на женский пол, поэтому популярность его цитаты «Женщины – источник всей глупости и неразумия в мире» не отражает в полной мере его взгляды. Так, философ успел побывать и женоненавистником, и феминистом, и антифеминистом. При этом его единственной любовью, вероятно, была Лу Саломе. Об отношениях философа с другими женщинами сведений нет.
Фридрих Ницше и Лу Саломе
Фридрих Ницше с сестрой Элизабет Ницше
Ницше не разделял антисемитские взгляды сестры и критиковал ее за подобную позицию. Отношения между братом и сестрой наладились только к концу жизни последнего, когда ему, ослабленному болезнями, нужна была помощь и уход. В результате Элизабет получила возможность распоряжаться литературными произведениями брата. Она отправляла труды Ницше на публикацию только после внесения своих правок, в результате которых некоторые положения учения философа искажались.
Элизабет Ницше поддерживала идеи нацистов
В 1930 году Элизабет Ферстер-Ницше поддержала нацистскую власть и пригасила Гитлера стать почетным гостем музея-архива Ницше, который она создала. Вождь фашистского движения остался доволен визитами и назначил сестре философа пожизненную пенсию. Это отчасти стало причиной того, что Ницше нередко ассоциируется в умах обывателей с фашистской идеологией.
Смерть
Философ нередко оказывался непонятым как близкими людьми, так и широкой общественностью. Его идеология начала набирать популярность лишь в конце 1880-ых годов, а в начале XX века его труды были переведены на многие языки мира. В 1889 году творческая работа Фридриха Ницше прекратилась из-за помутнения рассудка.
Фридрих Ницше в психиатрической клинике
Фридрих Ницше: Философ, который свел себя с ума
|
Ф. Ницше |
Очерк посвящен одному из титанов современной мысли, чья слава уже больше ста лет не ослабевает, хотя мало кто из любителей понимает его учение. Автор попытался, в меру своих ученических способностей, показать не самую трагедию Ницше (это блестяще сделали Стефан Цвейг, Карл Ясперс и др.), но внутренний, имманентно-присущий философский смысл этой трагедии.
Развитие души философа во многом отражают его стихи. К молодым годам относится замечательное стихотворение:
Здесь мы видим глубокое понимание христианского идеала. В другом стихотворении, тоже довольно раннем, Ницше серьезно предостерегает против подмены любви чувственной страстью:
Чувственность загубит
Все ростки любви.
Страсть любовь забудет,
Вспыхнет пыль в крови.
Ты мечтою жадной
Юности не тронь,
Иль огонь нещадный,
Чувственный огонь
Мужество расплавит
В пламенной крови,
Пепла не оставит
От твоей любви.
Так мыслил Ницше в молодости; но уже в те годы он писал и другие стихи, которые открывают перед нами демоническую силу, обитавшую в его душе. Чем более поздний период его жизни мы будем рассматривать, тем влиятельнее оказывается эта сила.
Люби и не стыдись безумных наслаждений,
Открыто говори, что молишься на зло,
И чудный аромат свирепых преступлений
Вдыхай в себя, пока блаженство не ушло.
Получается, что сам Ницше оказывается посредине между прошлым и будущим, которое еще не наступило. Но сам он себя сверхчеловеком еще не считал. Какие же ценности, по его мнению, мог создать он сам, будучи просто человеком? Возможно, это ценности преодоления, движения вперед без остановки, о котором он писал так много? Но как можно преодолевать нечто ради того, что еще не вмещается в твое сознание? Здесь мы встречаем явную параллель с христианством. Церковь учит, что человек должен бороться с низменными проявлениями в себе ради того высшего, что может подать ему лишь Сам Бог. Откуда же человеку знать, к чему стремиться, если он еще порабощен греху? Это знание мало-помалу дает ему Благодать, которая и призывает, и направляет, и поддерживает человека в этой борьбе. Благодать есть проявление силы Божией. Так и Ницше, только «наизнанку», верил в какую-то великую силу, сообщавшую ему знание о сверхчеловеке. Он не сам писал свои произведения, какая-то непреодолимая страсть водила его рукой, чему способствовала и «ужасающая, демоническая сверхчувствительность его нервов»12. Не только биографы Ницше, но и сам он во многих местах отмечал аффективность, даже медиумичность своего характера. К этому аспекту относится и справедливое утверждение И. Гарина: «Притягательность Ницше, которая, кстати, возрастает со временем, обусловлена его харизматическим даром «заражения», передачи мощного энергетического импульса»13. Для человека такое возможно лишь при условии, что энергия, питающая импульс, есть нечто объективное. Итак, чьим медиумом был Ницше?
Постепенно недовольство Ницше как Шопенгауэром, так и Вагнером нарастало. В обоих он видел символы упадка, попытку спрятаться от реальности, которая у Вагнера, к тому же, надевает личину наигранного героизма и лицемерной морали. Ницше, сам хотевший быть провозвестником новых истин, не нашел в лице двух своих кумиров ни истинного руководства, ни искренней дружбы. Как только он начал критиковать Вагнера, покровительственное отношение к нему мэтра начало становится враждебно-холодным, а окружение композитора подняло его на смех.
Основными понятиями собственной философии Ницше стали рессентимент, сверхчеловек, вечное возвращение. Рассмотрим их по отдельности.
Сердце не любит свободы,
Рабство от самой природы
Сердцу в награду дано.
Выпустишь сердце на волю,
Дух проклянет свою долю,
С жизнью порвётся звено!
Казни красотою своей, бросаясь на грязное ложе.
В объятьях безумных ночей казни красотою своей,
И тело богини моей на падаль пусть будет похоже.
Эти и другие стихотворения показывают, что происходило в его душе. Болезнь действительно развивалась и на телесном уровне. Карл Ясперс, психиатр, пишет об этом: «Болезнь Ницше (прогрессивный паралич вследствие заражения сифилисом) была из тех, что ослабляют все процессы торможения. Резкая смена настроений, упоение небывалыми возможностями, скачки из крайности в крайность. все это чисто болезненные состояния»33. Но при этом неуклонно нарастала тоска духовного одиночества. В те самые годы, когда он писал знаменитую книгу «Воля к власти», Ницше признавался в письме сестре: «Где же они, те друзья, с которыми, как мне когда-то казалось, я так тесно был связан? Мы живем в разных мирах, говорим на разных языках! Я хожу среди них как изгнанник, как чужой человек; до меня не доходит ни одно слово, ни один взгляд. «Глубокому человеку» необходимо иметь друга, если у него нет Бога; а у меня нет ни Бога, ни друга»34. Невозможно только с болезнью связывать проявления самой болезни, которые бывают разными у разных людей. К тому же и заражение сифилисом должно было иметь причиной неправильный образ жизни. В сорок лет он чувствовал себя в расцвете сил и написал известное стихотворение
О, полдень жизни, знойный летний сад,
Обремененный,
Тревожным чутким счастьем упоенный!
Я жду друзей. И день, и ночь прождал.
Где вы, друзья? Придите! Час настал!
«Заратустра» Фридриха Ницше в свете Заповедей Блаженств
Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Стремление к познанию всегда отмечают как существенную черту характера Ницше. Но его познание не имело конечной цели, в конечном итоге не имело предмета. В работах, посвященных Ницше, можно встретить понятие «Дон Жуан познания». Что оно означает? Как дон Жуан, по легенде, сразу охладевал к жертвам своего соблазнительства, так и философ, якобы, бросал истину тотчас после того, как находил ее. На самом деле это неверно: Ницше очень привязывался к своим идеям и оставлял их только тогда, когда мощный поток сознания увлекал его за собой. Он был соблазненным, а не соблазняющим. Но его желанием было уподобиться своему Заратустре, для которого, в конце концов, «добро и зло суть только бегущие тени, влажная скорбь и ползущие облака»40. Христиане жаждут правды, говоря вообще, потому, что не сочувствуют кривде. Блаженство обещано потому, что правда восторжествует. Мир, таким образом, есть борьба правды и кривды, причем последняя не существует сама по себе: она искажение, ложь, обман. Для Ницше, получается, и добра то же не существует. Он ищет истину «по ту сторону добра и зла». Но тем самым, что все-таки ищет, он показывает присущее каждому человеку тяготение к истине.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради.
Христианство тоже знает о наличии злой Воли в мире, но видит ее причину не в объективном порядке бытия, а в его субъективных искажениях, умалении добра. Поэтому, если ради правды Божией нужно быть изгнанным откуда-либо, или даже лишенным жизни, христианин принимает это как блаженство, потому что сам мир, пораженный злом, этим помогает ему избежать своих соблазнов. Ницше интуитивно понимал это. Большинство, по его мнению, «ненавидит одинокого»45, который идет другим путем. Таким видится философу Христос, распятый большинством за то, что Он отрицал его показную добродетель. Но далее Ницше утверждает, что если бы Господь еще пожил на земле, Он отказался бы пройти путь на Крест. Это была добровольная жертва, она осуществилась путем отказа от власти. А новая, нетривиальная добродетель сама является Властью46. «Разве ты не знаешь, кто наиболее нужен всем? Кто приказывает великое»47. Христианский смысл изгнанничества правды ради был философу непонятен. Он хотел приказывать, диктовать людям ценности, быть услышанным. Но Царствие Небесное чуждо тщеславия, и потому не приходит «приметным образом» (Лк. 17: 20). Ему нужно сначала наступить в сердцах верующих, и только после этого восторжествовать в мире. О Спасителе сказано у пророка: «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Ис. 42: 2-3). Если Суд Божий все равно грядет, то блаженны изгнанные за правду.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
1 Смольянинов А.Е. Мой Ницше. Хроники интерпретирующего пилигрима. 2003 (htm).
2 Гарин И. Ницше. М.: ТЕРРА, 2000.
3 Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. Рига, 1991. С. 14.
3 Фауст и Заратустра. СПб.: Азбука, 2001. С. 6.
4 См. К генеалогии морали.
5 См. Так говорил Заратустра.
6 См. По ту сторону добра и зла.
7 См. К генеалогии морали.
8 См. О пользе и вреде истории для жизни.
9 См. Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. С. 203.
10 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. М.: МЫСЛЬ, 1990. С. 752.
11 Фауст и Заратустра. С. 17.
12 Стефан Цвейг. Фридрих Ницше. СПб.: «Азбука-классика», 2001. С. 20.
13 Гарин И. Ницше. С. 23.
17 Ницше Ф. Сочинения. Т. 1. С. 767.
19 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 647.
20 Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. С. 30.
21 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 287.
22 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 11.
23 Стефан Цвейг. Фридрих Ницше. С. 95.
24 Многие годы своей жизни Ницше не мог работать и спать без наркотических препаратов: так сильно его одолевали головные боли и общее нервное расстройство. См. Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. С. 192.
26 Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. С. 172.
28 Биография Фридриха Ницше // Мир слова (htm).
29 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 744.
30 Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. С. 191.
31 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 526.
32 Гарин И. Ницше. С. 569.
33 Карл Ясперс. Ницше и христианство. М.: «МЕДИУМ», 1994. С. 97.
34 Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. С. 235.
35 Карл Ясперс. Ницше и христианство. С. 55.
36 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 92.
37 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 193-196.
37 Схиархм. Иоанн (Маслов). Симфония. М.: 2003. С. 614.
38 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 233.
39 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 85.
40 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 118.
41 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 39.
42 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 44.
44 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 83.
45 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 46.
46 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 55.
47 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 106.
47 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 116.
48 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 234.
50 Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти. М.: 2004. С. 31.
Фридрих Вильгельм Ницше
Фото Все
Видео Все
Гении и злодеи. Фридрих Ницше. 2000
Фридрих Вильгельм Ницше
Фридрих Ницше — биография
Фридрих Ницше – не просто философ, но великий человек, который изменил мораль своих современников, перевернул представление людей об окружающем мире. О вопросах ницшеанства можно спорить долго, но имя философа осталось в веках. Помимо философских трудов, Ницше известен поэтическими и даже музыкальными произведениями собственного авторства.
Детство
В октябре 1844 года в семье немецкого священника родился болезненный мальчик, которого назвали Фридрихом. Священником был не только отец будущего философа, эта профессия была «семейной» – в церкви работали и дедушки мальчика. Вскоре у Фридриха появилась сестра, а за ней и младший брат. Младший ребенок умер в детстве, а сестра отличалась хорошим здоровьем и прожила долгую жизнь. С сестрой Фридрих всегда был особенно дружен, именно она во многом определила его отношение к женщинам.
Отец семейства умер очень рано и матери пришлось взять на себя заботу о старшем сыне и дочери. В 1858 году возмужавший Фридрих отправится в известную гимназию, где обучались дети самых влиятельных людей того времени.
Фридрих Ницше в юности
В гимназии юноша увлекается литературой, он начинает писать, читает античных авторов. Но не только литература влекла юного гения – он решает всерьез заняться музыкой. В то время мальчик открыл для себя писателей-романтиков. В отрочестве он слушает композиции своего кумира – Вагнера. Юноша просто обожал музыку, даже создал несколько своих произведений.
Интересно, но играть на рояле Фридрих начал еще в шестилетнем возрасте. Уже в 10 мальчуган пробует создавать собственные произведения. До наших дней дошло всего лишь несколько сочинений великого философа (лирика для вокала, а также несколько пьес для фортепиано). Писал он и песни, которые также достаточно известны.
Затем Фридрих начинает изучать теологию и филологию, поступив в Боннский университет.
Отношения с другими учащимися у Фридриха складывались тяжело, его тяготил образ жизни обычного студента. У будущего философа уже начали формироваться его спорные взгляды на этику и мораль.
Новые мировоззренческие ориентиры Ницше пытался объяснить однокурсникам, но остался непонятым. Вскоре юноша переводится в другой университет, который располагался в Лейпциге. Рядом находился отчий дом будущего философа.
Фридрих Ницше в молодости
Однажды на прогулке молодой человек зашел в лавку, где продавали старые книги. Среди старинных и пыльных фолиантов он отыскал одно из сочинений Артура Шопенгауэра. Книжка настолько восхитила Фридриха, что повлияла на его дальнейшие философские взгляды.
Во всем что касалось учебы философ делал блестящие успехи. Уже в 24 года его приглашают стать преподавателем в одном из швейцарских университетов. Впервые в истории преподавательское место попросили занять такого молодого ученого. Впрочем, учеба не привлекала Фридриха, хотя он и согласился на профессорскую карьеру.
Однако юный Фридрих не долго работал преподавателем. Когда он только начинал свою профессорскую карьеру, ему пришлось отказаться от прусского гражданства, поскольку его новое место работы находилось в Швейцарии. В 1870 году вспыхнула Франко-прусская война, в которой молодой ученый хотел принять участие. Швейцария, как обычно, осталась в стороне от конфликтов. Между тем молодой человек хотел попасть в гущу военных действий, но швейцарское правительство разрешило ему пойти лишь санитаром.
В течение всей жизни Фридрих имел плохое здоровье: он страдал головными болями, бессонницей. В тридцать лет мужчина практически ослеп, также у него был очень слабый желудок. Преподавательскую карьеру он закончил к 1879 году, после чего ему назначили пенсию. Молодой пенсионер смог сосредоточиться на создании философских произведений.
Философские труды
Свою философскую деятельность мастер начал с публикации небольших статей. Первая книга гениального автора вышла в 1872 году. Труд назывался «Рождение трагедии из духа музыки» и содержал 25 глав. В произведении исследователь пытается понять, что из себя представляет античная трагедия, а в последних главах рассуждает о творчестве Вагнера. Ницше был лично знаком с великим композитором. Два легендарных немецких деятеля даже дружили, пока Вагнер не решил стать христианином, чего Фридрих стерпеть не мог.
Путешествие Заратустры
Сказание о путешествии Заратустры, который все пытался отыскать сверхчеловека, сделало Фридриха известным. Интересно, что эта история родилась совершенно случайно. Ницше посетил Рим и познакомился с женщиной, которая станет его единственной любовью. Лу Саломе не только отличалась красотой, но и писала книги, имела успешную врачебную карьеру и занималась философией. В женщине Фридрих нашел великолепную слушательницу и был поражен ее умом. Он даже попытался предложить новой спутнице руку и сердце, но Саломе видела в философе только друга.
Такое прекрасное начало отношений вскоре было разрушено крупной ссорой, и философы перестают общаться. Это стало отправной точкой для создания первой части нового философского шедевра. Фридрих описал свое представление об идеальном варианте дружбы. Остальные части выходят спустя несколько лет. Первые 40 экземпляров истории молодой ученый напечатал на собственные деньги.
Исследователи отмечали изменение тона повествования: от поэзии сюжет «перескакивал» к комичному и обратно. Произведение вышло не только необычным с повествовательной точки зрения, но и было ценным для философии как науки. Здесь впервые был упомянут термин «сверхчеловек», начинают четко проявляться идеи ницшеанства.
Сверхчеловек
Красной нитью через многие произведения философа проходит понятие «сверхчеловек», особенно ярок этот образ в истории о приключениях Заратустры. Заратустра находится в вечном поиске этого неведомого персонажа, который вот-вот должен прийти в мир. Пройдут десятилетия, пока Заратустра не почувствует прибытие своего героя. И тогда искатель испугается.
Ницше представляет сверхчеловека как смысл земли, лучшего из представителей человеческого рода.
Воля к власти
По мнению Ницше, всему сущему в той или иной мере свойственно желание владеть и властвовать. Каждое живое создание стремится к силе.
Смерть Бога
Среди общества клерикальной Европы услышать утверждение «Бог умер» было просто немыслимо. Между тем именно с этим утверждением Ницше вошел в мировую философию.
Фридрих Ницше сочиняет музыку
Но и без «Бога» людям нового времени не было счастья – они чувствуют себя бездомными, словно осиротели. Старая мораль уже не может даровать современному человеку спокойствия (она мертва и безжизненна).
Философ выступал с резкой критикой христианства. Он считал, что фокус внимания в этой реалии сосредоточен не на реальной жизни, а на бытии загробном. Эта тематика всегда волновала автора, он даже напишет о своем видении проблемы книгу. В вопросе религии Ницше выступает нигилистом, напрочь отвергая все многовековые религиозные постулаты.
Личная жизнь
«Женский вопрос» как никогда остро стоял в середине и в конце XIX века, когда и жил Ницше. В исконно «мужской» мир начинают входить суфражистки, начинается борьба за женские права и всеобщая феминизация. Ницше к данному вопросу относился двояко, его мнение постоянно менялось.
В одной из своих книг Фридрих назовет всех женщин источником глупости. Однако в течение короткого времени философ будет выступать за феминизм. Вскоре его мнение поменяется на противоположное и автор встанет на сторону женоненавистников. Его взгляды во многом обусловлены отношениями с двумя главными женщинам в его судьбе – с родной сестрой и с Лу Саломе. Умная и проницательная Саломе была единственной возлюбленной Фридриха, в ней он видел идеальную собеседницу. Сведений об отношениях философа с другими женщинами просто нет. Личная жизнь Фридриха была большей частью ограничена его работой и исследованиями.
Фридрих Ницше с Лу Саломе и Паулем Рэ
Не менее важны для биографии Фридриха отношения с младшей сестрой. Интересно, что именно Элизабет стала причиной ссоры брата и его возлюбленной Лу Саломе. Элизабет отличалась хорошим здоровьем, была красива. В будущем она возьмет на себя заботу о болезненном брате. Между братом и сестрой вскоре происходит разлад и произойдет он на фоне расовых разногласий.
Девушка вышла замуж за идеолога антисемитской организации и в будущем будет поддерживать нацистские идеи. В старости Элизабет встретится с Гитлером и очень позитивно отнесется к политическому курсу молодого фюрера. По словам Фридриха, именно идеология его сестры стала главной причиной конфликта. Философ критиковал свою сестру, не разделял ее радикальных взглядов.
Отношения между родственниками сгладились только в последние годы жизни философа. Он был стар, постоянно болел и ему требовался качественный уход. Элизабет пришла на помощь брату, взамен она получила права на все его литературные работы. Сестра великого философа взяла на себя смелость самостоятельно переработать многие работы брата, корректировала их. В результате изначальный смысл произведений Ницше был сильно искажен.
Дом-музей Фридриха Ницше
После смерти брата Элизабет создает дом-музей, посвященный творчеству и жизни Фридриха. Музей трижды посетит молодой на тот момент Гитлер, который объявит дом философа центром идеологии нацистской Германии. Сестра Фридриха будет удостоена пожизненной пенсии за заслуги перед страной.
Смерть
Бросить писать философские произведения Ницше заставил душевный недуг. Его отец перед смертью страдал подобной болезнью. По одной из версий причиной припадка была неприятная сцена, свидетелем которой стал Фридрих. На его глазах стали жестко избивать лошадь. Среди других версий – лечение мигрени опасными веществами, плохая наследственность, опухоль в мозгу. Некоторые исследователи даже утверждали, что у философа был сифилис, который и стал причиной помутнения разума.
Фридрих Ницше в психиатрической клинике
Прожил философ короткую жизнь – всего лишь 55 лет. Да и последние его годы были безрадостными – перед самой смертью он становится пациентом психиатрической клиники. Вскоре мать забрала его домой, но потом и она умерла. Из-за трагедии с Фридрихом происходит еще один приступ. Мужчина оказался парализован – он не мог двигаться и говорить.
Памятник Фридриху Ницше
В 1900 году великий философ умирает. Перед самой смертью Фридриха его труды внезапно обретают всемирную славу.