Кто такой сусанин и чем прославился
Иван Сусанин
Иван Сусанин родился во второй половине XVI века в дер. Деревеньки (или Деревнищи) неподалёку от Домнина.
Личная жизнь Ивана Сусанина:
Был женат. Рано овдовел.
Подвиг Ивана Сусанина
Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря) 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Федоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками «до смерти». Бытует версия о том, что он стал их проводником, но повёл не к царю, а далеко в чащу леса к болотам.
В то же время дореволюционный костромской историк и краевед Н.Н. Виноградов, целенаправленно собиравший сведения среди коробовских белопашцев, потомков Сусанина, указывал, что почти все легенды и предания носят явно книжный характер. Единственное опубликованное предание народного происхождения так же определялось им как «пример легенд новейшего времени».
В мемуарах литовского шляхтича Самуила Маскевича рассказывается про схожий героический поступок неизвестного крестьянина в марте 1612 года в районе Можайска: «Тут, в деревне Вишенце, мы поймали старого крестьянина и взяли его проводником, чтобы не заблудиться и не набресть на Волок, где стоял сильный неприятель. Он вел нас в одной миле от Волока, ночью же нарочно повернул к тому месту. Уже мы были от него в одной только версте. К счастью попался нам Руцкий, который в то время, проводив товарищей, вышедших из столицы к пану гетману, возвращался под самыми стенами Волока на свои квартиры в Рузу, где стоял с казацкою ротою. От него узнали мы, что сами идем в руки неприятелю, и поспешили воротиться. Проводнику отсекли голову, но страха нашего никто не возвратит».
Иван Сусанин
В «Словаре географическом Российского государства» А. М. Щекатова (1804 год) Сусанин предстает как спаситель царской особы, а в 1812 году С. Н. Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории.
Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование Николая I, при котором прославление Сусанина приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики. Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими. История подвига идеально соответствовала идеологической формуле «Православие, самодержавие, народность».
Сусанинский культ формировался во время подавления польского восстания 1830-1831 годов, когда стал востребован образ крестьянина-патриота, отдавшего жизнь за государя.
Сусанинский подвиг был также критически рассмотрен в исследованиях С. М. Соловьёва и М. П. Погодина. Соловьёв, например, считал, что Сусанина замучили «не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские разбойники». После кропотливого изучения архивов он доказал, что никаких регулярных войск интервентов в тот период поблизости от Костромы не было. М. П. Погодин, напротив, резко оппонировал Костомарову, обвиняя того в предвзятости и игнорировании исторических документов.
В 1939-м состоялось возобновление в Большом театре посвящённой Сусанину оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Опера получила новое название «Иван Сусанин» и новое либретто. В конце лета 1939 года в честь Сусанина был переименованы районный центр и район, на территории которого он жил и погиб.
27 августа 1939 года вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР, гласивший: «Переименовать Молвитинский район Ярославской области в Сусанинский район и его центр, село Молвитино, в село Сусанино». Иван Сусанин изображён на гербе и флаге района. В селе Сусанино в здании Воскресенской церкви находится музей подвига Ивана Сусанина.
Образ Ивана Сусанина в искусстве:
Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», картина М. В. Нестерова «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Фёдоровича» и др.
Образ Сусанина нашёл своё отражение в фольклоре, в т.ч. в анекдотах.
— Книжные новинки: Иван Сусанин «Как завести друзей».
— Иван Сусанин полякам: «Водки не обещаю, но погуляем хорошо».
— Из воспоминаний одноклассников: «Иван Сусанин ещё в школе был заводилой».
— Иван Сусанин был прирождённым лидером, способным повести за собой людей.
— Институт полупроводников имени Ивана Сусанина.
Сусанин Иван Осипович
Русский национальный герой, совершивший патриотический подвиг. Известен спасением Михаила Романова от польско-литовского отряда во время русско-польской войны. Поступок мужчины увековечен в произведениях культуры и искусства. Имя Сусанина перешло в разряд фразеологизмов и описывает человека, ведущего в неверном направлении.
Иван Сусанин родился в 1568 году в селе Домнино, Костромская область. Мальчик появился на свет в семье крепостных дворян Шестовых. Согласно преданиям, Сусанин являлся вотчинным старостой. Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях никак не упоминается, а его дочь Антонида находилась замужем и имела детей, можно полагать, что будущий герой являлся вдовцом в зрелом возрасте.
Согласно царской грамоте, поздней зимой 1613 года уже нареченный Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова.
Недалеко от Домнина встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Мужчина согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин оказался подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя. В итоге убит поляками на Исуповском болоте. Михаил Федорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.
Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…».
Жертва Смуты: разбираемся, был ли подвиг Ивана Сусанина
Случилось это в марте 1613 года, когда Россия была погружена во мрак Смутного времени. Польские интервенты узнали, что русский народ избрал своим новым царём 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова, что не входило в планы поляков, желавших видеть на русском престоле своего человека. Интервентам стало известно, что Михаил проживает где-то в лесах под Коломной. Туда и направился польский отряд, имея целью либо захватить нового царя, либо прикончить его…
Поляки добрались до коломенского села Домнино, где им в руки попался местный крестьянин Иван Сусанин, который якобы знал точно, где находится царь. Сусанин под пытками согласился провести интервентов к Михаилу, прятавшемуся в одном из монастырей. На деле крестьянин-патриот завёл врагов в ловушку – поляки попали в непроходимые болота, где все бесследно сгинули. С ними погиб и мужественный Сусанин, который ценой жизни спас своего царя.
Свежо предание…
Но был ли такой подвиг в действительности? Любопытно, что о нём громко заговорили лишь спустя почти два столетия, в начале XIX века, а до этого времени о Сусанине практически ничего и знать не знали, и ведать не ведали. Мало того, историки обратили внимание на то, что в летописных документах периода Смуты на сусанинский подвиг нет даже намёка. А ведь такое яркое событие никак не должно было пройти мимо русских летописцев, оставивших богатые и очень подробные описания русской Смуты!
Ничего не говорили о Сусанине и русские послы, которые в 1614 году прибыли в Польшу для заключения мирного договора. В своих претензиях они тщательно перечислили все разорения и убытки, которые принесли России интервенты. Но вот ни о покушении на царя Михаила, ни о злодейском убийстве человека, его спасшего, не было сказано ни слова.
А ещё историки установили, что никаких регулярных польских войск в 1613 году в России уже не было – эти войска были окончательно изгнаны из нашей страны осенью 1612 года, когда ополчение Минина и Пожарского освободило Москву. Да, бродили ещё по лесам банды всевозможных разбойников и прочих лихих людей самых разных национальностей, включая и поляков. Но их высокая политика, связанная с российским престолонаследием, точно не интересовала – «гулящих людей» более всего заботили карманы и кошельки обывателей.
Но даже если бы какой разбойничий отряд и захотел «потрясти» самого царя, то из этой авантюры вряд ли что-либо вышло бы. Дело в том, что в 1613 году Михаил, ни от кого не прячась, жил в хорошо укреплённой Коломне, где было полно русских войск. Так что для поимки царя требовалась настоящая войсковая операция, на что ни одна разбойничья банда, даже по специальному заказу поляков, ни за что не отважилась бы…
Так откуда же взялась легенда о Сусанине?
Пришли и просто зарезали
Есть основание полагать, что в её основе лежит грамота за 1619 год, в которой от имени царя Михаила Фёдоровича родственникам мужика Ивана Сусанина была пожалована на вечные времена деревенька Коробово Костромской земли. Эта милость была оказана за подвиг означенного мужика Сусанина:
«Ивана Сусанина литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, где в той поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович были… Про нас тем польским и литовским людям Сусанин не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».
Значит, подвиг всё-таки был? Но здесь стоит обратить внимание на следующее. Грамота сусанинским родственникам была дана по просьбе царицы Марфы Ивановны, матери царя. А женщина она была, как отмечают историки, чрезвычайно набожная, верящая во всевозможные предания и легенды. Особенно когда это касалось вопросов преданности русского народа её сыну. Так что нельзя исключать примерно следующей версии.
Крестьянин Иван Сусанин был убит бандой литовских разбойников во время бандитского налёта на деревню Домнино. Возможно даже, что при ограблении он высказал бандитам свою неприязнь как чужеземцам, а ещё подчеркнул свою верность новому русскому царю. В запале гнева за такие слова разбойники его и зарезали. После чего снова скрылись в лесах – поисками царя Михаила, сидевшего в хорошо укреплённой крепости, бандиты, конечно, заниматься не собирались.
Предприимчивые родственники Сусанина решили воспользоваться этой смертью. Они добрались до царицы и рассказали ей о том, что убиенный в порыве верности царю якобы завёл лихих людей в болото и там их утопил, за что и подвергся лютой смерти. Верящая в чудеса царица прониклась рассказом и потребовала от сына награды за подобную верность. Сын уступил, пожаловав сусанинской родне небольшое село.
Но вот что примечательно. Более о подвиге Сусанина власти не распространялись – ни в летописях, ни в иных документах. Скорее всего, и сам царь, и его окружение имели сильное сомнение в самом факте героического поступка. Эти настроения хорошо отразил в своих исследованиях известный историк Николай Костомаров:
«В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по Руси в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится Михаил Фёдорович, – остаётся под сомнением».
Вот почему очень долгое время подвиг Сусанина рассматривался лишь как одно из преданий Великой Смуты и не более того. Пока в XIX веке легенду не превратили в исторический факт – тогда вышел гимназический учебник по истории, в котором впервые и была ярко описана известная нам эпопея Ивана Сусанина.
Чем знаменит Иван Сусанин? Биография, подвиг и интересные факты
Имя Ивана Сусанина, отдавшего жизнь за царя, известно многим любителям истории, но особенно ценим этот народный герой костромичами. В славном городе на Волге стоит памятник мученику, погибшему страшной смертью ради спасения жизни монарха. Предлагаем узнать, чем знаменит Иван Сусанин, а также познакомиться с некоторыми интересными фактами из его жизненного пути.
Сведения о жизни
Поскольку герой нашего материала до совершения им подвига был крепостным крестьянином, данных о его детстве и жизни в целом сохранилось крайне мало – никого не интересовала судьба обычного подневольного человека. Поэтому в биографии Ивана Сусанина больше белых пятен, чем проверенных фактов. Однако исследователи полагают, что родом этот отважный человек был из деревни Деревнищи (другая версия – Деревеньки), проживал в селе Домнино Костромской области (которое сейчас относится к Сусанинскому району).
Полагают, что Сусанин был не обычным крепостным, а старостой в вотчине, однако эта версия основана на местном предании и не имеет доказательств. Также бытует мнение, что будущий народный герой жил при боярском дворе и выполнял функции приказчика.
Следующий факт – у Ивана Сусанина была дочь Антонида, вышедшая замуж и родившая детей. Однако до нас не дошли какие-либо сведения о супруге крестьянина, поэтому исследователи предположили, что он был женат, но рано овдовел.
Историческая обстановка
Говоря о том, чем знаменит Иван Сусанин, следует охарактеризовать ту историческую обстановку, которая сложилась в России в период его жизни. Это было нелегкое время, Смута, время жесточайшей борьбы за престол с одной стороны и польско-литовских нападений с другой. В начале 17-го столетия страну поразил ужасающий голод, самодержавный трон на время был занят самозванцем, потом престол достался князю Василию Шуйскому, побывшему царем около 4 лет. Бывший монарх был свергнут, пленен поляками и закончил свой жизненный путь вдали от родной земли.
К власти пришли бояре, которые попробовали посадить на русский трон королевича из Польши. В этих обстоятельствах подвиг Сусанина приобретает новое значение – крестьянин не просто спас конкретного юного монарха, но и не допустил того, что во главе России окажется поляк.
Легенда о подвиге
Гибель героя
Другая версия подвига
Есть еще одна легенда, поясняющая, чем знаменит Иван Сусанин, более прозаичная и оттого менее популярная. Суть в следующем: царь Михаил, находясь в своей вотчине в Домнино, случайно узнал, что польский отряд приближается к нему, чтобы захватить в плен. Монарх поспешно бежал и волей случая оказался в доме Ивана Сусанина. Тот накормил царя и настолько хорошо его спрятал, что пришедшие поляки не смогли отыскать Михаила даже с собаками. Они пытали крестьянина, заставляя его раскрыть местоположение царя, но герой остался верен правителю и принял свою гибель мужественно.
После ухода отряда Михаил покинул свое убежище и скрылся за стенами Ипатьевского монастыря.
Исторические факты
Мы познакомились с легендой о подвиге Ивана Сусанина. Однако об этом народном герое сохранилось настолько мало достоверной информации, что некоторые скептики считают, что в действительности его не существовало. Предлагаем узнать некоторые реальные исторические сведения, имеющие под собой документальное подтверждение.
Ключевым доказательством того, что Иван Сусанин существовал в действительности, является именная грамота от монарха, в которой зять героя, Богдан, и его потомки освобождаются от податей. Также волей царя супругу Антониды была дарована половина села. Если предположить, что подвиг – не более чем легенда, то становится непонятным, зачем царю даровать обычному крестьянину такие небывалые милости.
Спорные моменты
Мы узнали, чем знаменит Иван Сусанин, однако в его биографии большое количество белых пятен. Споры вызывают и сами факты героического подвига этого патриота:
Несмотря на эти разногласия, династия Романовых в дальнейшем очень высоко ценила подвиг Ивана Сусанина:
Легенда о Иване Сусанине и его подвиге пользуется широкой популярностью, этому человеку посвящают музыкальные и литературные произведения, многие улицы российских городов носят его имя. Есть музей подвига этого патриота, в его честь называли и теплоходы, ледоход.
Значение подвига
Говоря о том, чем знаменит Иван Сусанин, необходимо указать следующие моменты:
Иван Сусанин – фигура значимая, этот крестьянин сумел не только спасти царя, но и продемонстрировать врагу мощь русского патриотизма.
Куда повёл поляков Иван Сусанин осенью 1612 года?
/День памяти Сусанина 27 ноября./
В центре «богохранимого» города Костромы, у памятника Ивану Сусанину, беседуя с двумя любителями старины, сказал, что в Прозе Ру я опубликовал расследование о том кого спасал Сусанин. Они мне хором ответили, что никакого Сусанина в природе не существовало, что это сказка.
А подошедший в конце нашего разговора гражданин неопределённого возраста спросил: «А кого спасал Сусанин?» Я ответил, боярина Мишу Романова. Тот возразил, какого ещё Михаила, он спасал Николая!? Вот до какого маразма доведён наш, когда то самый грамотный народ!
Куда повёл поляков Иван Сусанин осенью 1612 года?
Впервые в Русской истории имя Ивана Сусанина появилось в указе царя Михаила Фёдоровича от 30 ноября 1619 года. Но и в ХVII и даже до конца ХVIII века мало, кто слышал и знал о нём. Костромской дворянин Николай Сумароков был первым, кто написал об Иване Сусанине.
А широкую известность Сусанин получил при Николае I, в связи с направлением его идеологии: православие, самодержавие, народность. В 1834 году Николай I совершил поездку по историческим местам России, в частности он посетил Куликово поле, Смоленск, Тарутино, Малоярославец, а также Кострому.
Во время пребывания царя в Костроме костромские дворяне предложили Николаю I поставить памятник первому царю из династии Романовых, Михаилу Фёдоровичу в Ипатьевском монастыре, откуда тот, 23 февраля 1613 года, был призван на Московское царство.
Николай поддержал начинание и распорядился, чтобы на памятнике царю Михаилу была установлена и скульптура Ивана Сусанина. Кроме того этот памятник царь приказал установить в самом центре города Костромы на Екатеринославской площади, а саму площадь переименовать в Сусанинскую.
С этого времени имя Сусанина в России становится широко известно. В 1851 году на Сусанинской площади в Костроме был открыт памятник царю Михаилу с коленопреклонённой скульптурой Ивана Сусанина, а на трёх сторонах кубического пьедестала были помещены сцены подвига Сусанина.
Я решил опубликовать своё расследование по главным вопросам: Куда повёл Сусанин поляков из села Домнино, вотчины Романовых, и где в это время находились сын Фёдора Никитича Романова, Михаил и его мать, инокиня Марфа Ивановна?
В начале необходимо коротко напомнить о тех исторических событиях, которые предшествовали тому, как стал Русским царём Михаил Романов.
После смерти в январе 1598 года царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, династия Великого князя Московского Ивана Калиты пресеклась. Патриарх Иов, чтобы избрать нового Московского государя, собрал Земский Собор. Из всех Московских князей и бояр самыми вероятными претендентами были двое: правитель государства, шурин покойного царя Федора, Борис Годунов и родной племянник первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны Юрьевой, старший сын её брата Никиты Романовича, Федор Никитич Романов. Патриарх Иов был на стороне Годунова и Земский Собор единогласно избрал на Московское царство Бориса Годунова.
В 1601 году Борис Годунов, воспользовавшись фиктивным доносом о якобы злоумышлениях против него Романовых, отдал всех их под суд: пять братьев были сосланы на дальний север, а старший, Федор Никитич, с женой Ксенией Ивановной были пострижены в монашество и сосланы в монастыри. После страшного голода 1601 – 1603 годов, в Московской Руси началась самозванческая смута.
Во время войны с первым самозванцем, Лжедмитрием I, Борис Годунов неожиданно умирает, его жена и сын Федор были убиты. В июне 1605 года Москва торжественно встретила «истинного» царя Дмитрия Ивановича. Лжедмитрий I вернул из ссылки Филарета Никитича Романова, он поставил его митрополитом в Ростове и подарил ему Костромской Ипатьевский монастырь.
Но Лжедмитрий I царствовал недолго: 17 мая 1606 года он был убит заговорщиками и воцарился главный руководитель заговора, Василий Шуйский. 1 июня 1606 года Василий Шуйский поспешно короновался, а 3 июня из Углича было также спешно принесено нетленное тело убиенного царевича Дмитрия (как доказательство факта его смерти), за которым ездил митрополит Ростовский Филарет. Но народ всё равно не верил Шуйскому и за царя его не хотел признавать. Потем пошли слухи, что Дмитрий спасся, и он скоро появился на Южной Украине.
Половина государства перестала повиноваться Шуйскому, а к осени 1606 года в государстве поднялась кровавая смута, в которой принимали участие все слои населения России. Летом 1608 года Лжедмитрий II осадил Москву, установив свой стан в селе Тушино, в 10 километрах от Москвы. Лжедмитрий II взял к себе в Тушино Ростовского митрополита Филарета, где Филарет был наречён патриархом всея Руси.
В начале 1610 года Первое народное ополчение отогнало Лжедмитрия II от Тушино к Калуге, а в декабре 1610 года Джедммитрий был убит. Часть русских под руководством патриарха Филарета и бояр Салтыковых осталась в Тушино, где они возглавляли свой «Тушинский лагерь», не примкнув ни к Лжедмитрию II, ни к Шуйскому.
4 февраля 1610 года Тушинский патриарх Филарет Никитич Романов и бояре Салтыковы обратились к польскому королю Сигизмунду, который в это время осаждал Смоленск, с просьбой отдать его сына, королевича Владислава, на Московский престол. Сигизмунд согласился, но этот договор пока ещё силы не имел, так как Василий Шуйский ещё был царём. 17 июля 1610 года Шуйского насильно постригли в монахи и власть перешла к семи боярам.
В августе 1610 года москвичи по инициативе боярина Фёдора Никитича Романова избрали на Московское царство польского королевича Владислава и целовали ему крест. Чтобы утвердить московский престол за королевичем, из Москвы к Смоленску направилось посольство знатных людей во главе с патриархом Филаретом и князем Василием Голицыным.
Когда посольство прибыло под Смоленск, Сигизмунд вдруг потребовал, чтобы Москва присягнула ему, а не Владиславу. Но эти требования польского короля посольство категорически отвергло и тогда поляки арестовали послов и отправили их в качестве пленников в Польшу.
Главнокомандующий польскими войсками гетман Станислав Жолкевский подошел к Москве и объявил москвичам о том, что польский королевич Владислав призван боярами на Московское царство. Гетмана Жолкевского с войском москвичи пустили в Москву и он занял Кремль. Москва присягнула королевичу Владиславу, были начеканены серебряные копейки с его именем. Но не все желали, чтобы русским царём был Владислав, а называли своих князей и бояр кто Василия Голицына, а кто Михаила Романова.
В Московском государстве вновь разгорелась междоусобная смута и к осени 1611 года положение в государстве стало отчаянным. Только Второе народное ополчение, которое возглавили земский староста Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, прекратило эту смуту.
22 октября 1612 года народное ополчение взяло приступом у поляков первые укрепления Кремля – Китай город. Находящиеся в Кремлёвской осаде, поляки были уже истощены голодом и доходили до людоедства и 25 октября 1612 года польский полковник Струсь сдал Кремль князю Дмитрию Пожарскому.
Спешивший на помощь «московским сидельцам», Польский король Сигизмунд опоздал: «московские сидельцы» вместе с полковником Струсем сдались князю Пожарскому. Сигизмунд, встретив под Москвой дружный отпор ополчения, был вынужден отступить.
Но Московское царство по-прежнему было разделено на два лагеря: одни поддерживали ранее выбранного на царство польского королевича Владислава, другие сделали вывод, что надо выбирать царя из своих великих родов и большинство из этих сторонников склонялось к избранию на царство Михаила Федоровича Романова, имя которого уже называлось в 1610 году.
После взятия Кремля вместе с пленными поляками 25 октября 1612 года из «кремлёвской осады» вышли инокиня Марфа Ивановна (жена Фёдора Никитича Романова) с сыном Михаилом. Из Москвы они сразу же направились в отчину Марфы Ивановны, село Домнино дорогой через Троице Сергиев монастырь, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль и Кострому. Целью их поездки был Макарьевский Унженский монастырь. Посетив Домнино, инокиня Марфа Ивановна с сыном Михаилом тут же отправилась на Унжу.
Почему инокиня Марфа Ивановна с сыном Михаилом решила совершить паломничество именно в этот отдалённый монастырь, который находился за 200 вёрст от села Домнино? Всё дело в том, что преподобный Макарий Унжннский у русских считался защитником людей, находящихся в плену. Макарий Унженский сам побывал в плену у Казанского хана Улу Мухаммеда, а когда Улу Мухаммед отпустил из плена Макария с его братией, то Макарий основал на реке Унже свой новый монастырь. Поэтому инокиня Марфа Ивановна с сыном Михаилом и отправилась помолиться у гроба преподобного Макария об освобождении из польского плена Филарета Никитича Романова, отца Михаила.
7 февраля 1613 года земский собор остановил свой выбор на Михаиле Романове и разослал по всем городам узнать, будет ли люб им царь Михаил. Получив одобрение городов, 23 февраля 1613 года Михаил Федорович был провозглашен царём и ему принесли присягу члены собора и Москва.
В начале царствования Михаилу Фёдоровичу пришлось вести активную борьбу с внутренними и внешними врагами. В стране всё ещё орудовали многочисленные шайки из казаков и поляков, продолжалась и война с польским королём. Король Сигизмунд не признавал Михаила Фёдоровича Московским государём, а считал себя и сына обладателями Московского государства.
Прибывшие в Кострому 10 сентября, Марфа Ивановна и Михаил, посетили Богоявленский и Ипатьевский монастыри и спустя несколько дней отправились в своё дворцовое село Домнино, вотчину Марфы Ивановны, куда прибыли 17 сентября. На Унжу из Домнино Романовы выехали 20 сентября и 30 сентября прибыли в Унженский монастырь, где они, по данному ими в 1612 году обещанию, совершили благодарственные молебны у «цельбоносного гроба» преподобного Макария. Проведя в монастыре несколько дней, в начале октября они уехали с Унжи и 2 ноября вернулись в Москву.
А 30 ноября 1619 года царём Михаилом Федоровичем была выдана следующая жалованная грамота:
Дана сия грамота в Москве лета 7128 (1619) ноября в 30 день.
Какие выводы можно сделать из этой жалованной грамоты? То, что во время пребывания в сентябре 1619 года в селе Домнине с великой старицей инокиней Марфой Ивановной встречался крестьянин Богдан Собинин, который рассказал ей что произошло в Домнино 7 лет тому назад: в село Домнино в конце 1612 года приходили поляки и искали Михаила Романова.
Поляки заставили тестя Богдана Собянина, старосту села Домнино, Ивана Сусанина, «вести их в то место, где Романовы в ту пору на Костроме были». Выражение «на Костроме» имеет в виду не сам город Кострома, а Костромскую землю, то есть Костромские пределы. (В повторной грамоте императрицы Анны Иоанновыны то же написано, что Михаил с матерью из Московских осад прибыли на Кострому) Иначе получается нелепость: в грамоте записано, что Михаил с матерью «были на Костроме», а Иван Сусанин не сказал полякам где они в ту пору «на Костроме» были?
С 19 века ведутся споры, кого спас Сусанин: боярского сына Михаила Романова или царя Михаила?
Исходя из жалованной грамоты видно, что поздней осенью или в начале зимы 1612 года староста села Домнина (вотчина Марфы Ивановеы), Иван Сусанин привёл поляков в село Исупово, котрое расположено у огромного болота, где поляки Сусанина пытали и убили.
Возникает основнй вопрос: где в это время находились Михаил Романов и его мать инокиня Марфа Ивановна, когда Ивана Сусанина убили поляки?
На этот вопрос имеются три варианта ответа:
— Романовы были в Костроме (в Ипатьевском монастыре).
— Романовы были в селе Домнино.
— Романовы были в Макарьево – Унженском монастыре.
Исходя из этого расчёта в то время, когда в Домнино пришли поляки, Романовых в Домнино конечно уже не было. В противном случае поляки и Михаила и его мать или нашли, или если бы они были там и Иван Сусанин Михаила и его мать предупредил, то они знали об этом уже в 1612 году. Но Михаил и его мать о том, что их «спас» Сусанин до осени 1619 года ничего не знали!
Когда польский король Сигизмунд со своей армией осенью 1612 года подходил к Москве, но потом был вынужден отступить, то вероятно один из польских отрядов им был послан в погоню за претендентом на Московский престол. Поляки пришли к Домнино по Вологодской дороге от Ярославля через Кострому. Будучи у Костромы они конечно же узнали, что Михаила и его матери в Костроме нет (тайком уехать они никак не могли). Надо иметь ввиду и то, что ранее (1609 году) часть костромичей активно поддерживала Лжедмитрия I и была на стороне поляков. От Костромы отряд поляков направился к селу Домнино, вотчине инокини Марфы Ивановны.
Следует однозначный вывод: Михаила Романова и его матери ни в Костроме, ни соответственно в Ипатьевском монастыре в это время не было.
Где мог находиться Михаил Романов с его матерью инокиней Марфой Ивановной, в то время, когда поляки пришли в Домнино? Получается только один вариант ответа: в это время они были на богомолье на Унже, в монастыре преподобного Макария.
В различых исторических источниках была зафиксирована точная дата гибели Ивана Сусанина это 27 ноября 1612 года. Потомки Сусанина в этот день всегда творили его поминовение.
В грамоте 1619 года не говорится о конкретном месте гибели Ивана Сусанина, но об этом говорится в повторной грамоте, выданной потомкам Ивана Сусанина императрицей Анной Иоанновной в 1731 году. Грамота Анны Иоанновны от 1731 года ссылается на прошение праправнука Сусанина и в ней написано:
В своём прошении на имя императрицы Анны праправнук Ивана Сусанина написал такую фантастическую картину, что якобы находящийся в Домнино Михаил Романов был предупреждён Иваном Сусаниным и Сусанин даже посоветовал Михаилу скрыться в Ипатьевском монастыре?! Конечно, слишком густо праправнук перемешал истину с фантастическими легендами об Иване Сусанине ходившими в народе в то время!
Но я в то же время не согласен с несерьёзным отношением к памяти Ивана Сусанина историка Николая Костомарова, который насмехаясь, пытался развенчать у Сусанина ореол мученика принявшего «смерть за царя». Он писал, что Сусанин погиб якобы от рук шайки воришек бродивших в те годы по России. Это очень несерьёзная причина для убийства Сусанина, можно было его просто ограбить, да и грабить то в те годы у бедных крестьян было нечего.
О том, что отряд поляков приходил в село Домнино, знали все жители этого села и о том, с какой целью они приходили: им был нужен Михаил Романов. Поляки заставили крестьянина, старосту села Домнино Ивана Сусанина их вести к Макарьевскому Унженскому монастырю, где в это время находились Михаил Романов со своей матерью. И Ивану Сусанину пришлось их вести и он повёл поляков в сторону Унжи, но этим его подвиг не умаляется.
На мифе о «спасении» царя Михаила Фёдоровича Иваном Сусаниным нужно поставить жирный крест, Сусанин «спасал» сына Филарета, Михаила Фёдоровича Романова.
Но тем не менее даже солидная «Парламентская газета пишет, что «Сусанин, костромской крестьянин, совершил свой патриотический подвиг 30 марта 1613 года»?! Ей вторит и Сергей Петухов, вроде бы грамотный обозреватель из РИА Новости, утверждая, что Сусанин погиб в конце марта 1613 года!?
Всем известно, что Михаил Фёдорович Романов в начале марта 1613 года был уже в Москве, а 14 марта принял Московское царство! Газетчики и разные там обозреватели должны быть подкованными, грамотными людьми, но получается, что они или плохо знают нашу Русскую историю или стараются запустить «дурочку».
На заставке художник изобразил сцену, когда Иван Сусанин сказал полякам: «А теперь, панове, пойдём 200 вёрст через это непроходимое болото».