Кто такой суриков и что он написал
Биография Василия Сурикова
Русский живописец, мастер исторических полотен Василий Иванович Суриков родился 24 января (12 января по старому стилю) 1848 года в Красноярске. Семья Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду.
Первым, кто обратил внимание на способности мальчика, был Николай Гребнев – учитель рисования Красноярского уездного училища, которое Суриков окончил в 1861 году.
В 1869 году Суриков сдал экзамены в Академию художеств в Санкт-Петербурге (ныне – Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина). А в следующем году Василий написал там свою первую самостоятельную картину «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» (1870).
В 1875 году окончил Академию в звании классного художника первой степени. Вскоре получил заказ на роспись храма Христа Спасителя в Москве, куда переехал в 1877 году.
В 1881 году Василий Суриков стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В Москве окончательно оформились его мировоззрение и художественные интересы, прежде всего, как исторического живописца. Впечатления от старинной московской архитектуры явились важным стимулом на пути к первому историческому шедевру Сурикова – картине «Утро стрелецкой казни» (1881). Художник выделил впечатляющие характеры. Торжественность последних минут он передал не только в гордой красоте людей, но и в той живописной палитре, которая вобрала в себя тона рассветного неба, цвета одежд и куполов собора.
Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепил в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887).
В своих картинах художник изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и обобщенно-типизированные (но в то же время наделенные яркими, индивидуальными характерами) образы русских людей разных сословий. Особую эмоциональную остроту придает полотнам Сурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений.
Картина «Взятие снежного городка» (1891) посвящена целиком народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.
Широкую известность получили его холсты «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899).
Несколько лет работал Суриков над своим последним большим историческим полотном «Степан Разин». Картина давалась ему нелегко, была закончена в 1907 году. Над этой картиной Суриков продолжал работать даже тогда, когда она была показана зрителям.
В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Василий Суриков писал замечательные портреты, пейзажи, натюрмортные и интерьерные композиции, имеющие и вполне самоценный эстетический смысл.
Он создал ряд самостоятельных портретов, простых по композиции, но сильных и целостных по красочной лепке – «П. Ф. Сурикова» (мать художника, 1887).
Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 году в Испанию (вместе с зятем – Петром Кончаловским), откуда он привез свои замечательные акварели.
Василий Суриков часто ездил в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901–1903), в Крыму (1913). В 1880-90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения, прежде всего Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez) и художники венецианской школы, такие, как Паоло Веронезе (Paolo Veronese).
В поздних картинах Сурикова «Посещение царевной женского монастыря» (1912) и «Благовещение» (1914) он стремился к более емкой выразительности форм и цвета. В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, по-прежнему лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма: «Автопортрет» (1913), «Человек с больной рукой» (1913).
С 1907 году Суриков был членом Союза русских художников.
19 марта (6 марта по старому стилю) 1916 года Василий Суриков скончался в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
В 1878 году Суриков женился на Елизавете Шарэ, внучке декабриста Петра Свистунова. Двое детей: Ольга и Елена. Правнуками Василия Сурикова являются Никита Михалков и Андрей Кончаловский.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Василий Суриков — путешественник во времени: биография и самые известные картины
Василий Иванович Суриков (Vasily Ivanovich Surikov; родился 24 января 1848 г. — умер 19 марта 1916 г.) — подлинно русский великий художник рубежа XIX—XX веков, сумевший воплотить в своих исторических произведениях самую суть народного характера. Помимо монументальных картин, Василий Суриков писал также превосходные камерные портреты и был мастером пейзажей.
Биография Василия Сурикова
Василий Иванович Суриков появился на свет в Красноярске 12 (24) января 1848-го. Его семья вела свою родословную от донских казаков. В 6 лет ребенок нарисовал царя Петра Первого — русская история с младых ногтей будоражила воображение мальчика. Этот набросок стал своеобразным прологом к одной из самых знаменитых будущих его картин. Грозный властелин был изображен карандашом. Красок в распоряжении маленького Васи не было, поэтому он выдумал их сам: раскрасил синькой мундир самодержца, а отвороты — раздавленной брусникой. Первым «преподавателем» Васи стал простой крестьянин. Заметив, что у нарисованных мальчиком лошадок прямые ноги, работник Суриковых Семен преподал ребенку урок лошадиной анатомии, который был прекрасно усвоен. И грациозные животные тут же пустились вскачь, как живые.
Василию Сурикову повезло с наставником и в уездном училище. Николай Гребнев, учитель рисования, сразу разглядел талант мальчика и буквально «плакал» над ним. Педагог воспитывал художественный вкус подростка с помощью шедевров старых мастеров, водил его за город на этюды, объяснял законы перспективы и специфику живописи на пленэре, преподавал технику акварели. Одаренный ученик разбудил потаенные мечты юности, Гребнев словно проживал вторую творческую жизнь. Первой серьезной пробой пера Василия Сурикова была акварель «Плоты на Енисее» (1862).
По окончании училища Василий Суриков трудится в губернском управлении писцом — потеряв в 1859 г. отца-кормильца, семья обеднела. Но тут вмешался случай: быстрый на выдумки юноша изобразил на чистом листе муху, а его столоначальник подложил эту бумагу на стол самому губернатору Замятину! После бесплодных попыток согнать нарисованное насекомое, потрясенный «живостью» мухи губернатор нанял Василия Ивановича Сурикова в учителя своим дочерям, а позднее подыскал и мецената, взявшего на себя плату за дальнейшее обучение. В декабре 1868 г. юноша отправляется в Петербург.
В Академии художеств начинающий живописец попадает к известному педагогу Павлу Чистякову, давшего путевки в жизнь многим признанным гениям. Чистяков высоко оценил способности «сибирского самородка», которого называл «редким экземпляром». Крепкая дружба связывала ученика и учителя всю жизнь. Первая серьезная заявка молодого художника на гениальность — «Вид памятника Петру I», написанный в двух версиях.
В 1875 г. молодой человек окончил курс и двумя годами позже перебрался в Москву, где его ждала работа над фресками для кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.
25.01.1878 г. Василий Суриков сочетался браком с французской дворянкой Елизаветой Шаре. Это был союз, заключенный по страстной любви.
Долгие 10 лет безоблачного счастья подарила художнику судьба. В этот период он создает свои самые замечательные, поистине монументальные произведения. Слава пришла вместе с «Утром стрелецкой казни», картиной номер один в исторической трилогии, посвященной эпохе Петра I. Представленная на выставке в Санкт-Петербурге 01.03.1881, она произвела фурор. В тот же день произошло убийство императора Александра II, но даже это событие не отвлекло зрителей и рецензентов от поиска ответа на животрепещущий вопрос: за кого автор шедевра — за стрельцов или за царя? Картину тут же, на выставке, купил Павел Третьяков, заплатив целых 8000 рублей.
«Меншиков в Березове», считающийся самым любимым детищем своего автора, а потом и «Боярыня Морозова» укрепили славу.
В трилогии уже явственно заметен уникальный почерк: тщательная проработка деталей, динамично выстроенная композиция, усиленное внимание к цвету.
Тяжелейшим горем для Сурикова, разделившим мир на «до» и «после», стала кончина супруги 8 апреля 1888-го. После нее он так и не смог до конца оправиться. Вдовец писал своему брату: «Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить не могу». Больше уже никогда Василий Иванович не будет пытаться устроить свою личную жизнь. И никогда больше не напишет картины, равной по своей пронзительной силе «Боярыне Морозовой». Художником овладела депрессия и он, казалось, вовсе охладел к живописи.
Больше года гений не брал в руки кисть. Символом начала духовного восстановления стала работа «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом», где в образе вылечившегося улавливаются черты самого Василия Ивановича Сурикова.
Вдохновленный путешествием в Сибирь в 1891 году живописец создает необычайно жизнеутверждающее, яркое, проникнутое энергией и весельем «Взятие снежного городка». Мужчина с усами с правой стороны, изображенный в профиль — Александр Суриков, брат мастера.
В дальнейшем жизнь художника сосредоточилась в дочерях, Ольге и Елене. В 1910-е Суриков много путешествует: вместе с зятем Петром Кончаловским он едет в Испанию, затем в 1914-м посещает родной Красноярск, где рисует пейзажи, в 1915-м отправляется в Крым. В своем творчестве он снова и снова обращается к событиям, показывавшим мощь и силу духа русского народа.
Первая мировая война стала для Василия Сурикова болезненным ударом, сразу дали знать о себе проблемы с сердцем. Художник скончался 6 марта 1916-го года в Москве, тихо произнеся: «Я исчезаю. ». Могила мастера находится на Ваганьковском кладбище.
Василий Суриков — в русской живописи явление такого же масштаба, как Александр Пушкин в литературе или Михаил Глинка в музыке. Недаром за увлеченность построением композиции еще в молодости его прозвали «композитором», а созданные им шедевры — «математикой живописи». А в своем полном, поистине мистическом погружении в глубины русской души Василий Суриков подобен Федору Достоевскому.
Гений, наделенный даром видеть давно минувшие эпохи, занял особенную, новую нишу в живописи. Стремясь к попранию догматов академического искусства, недовольный его холодом и безжизненностью, художник-новатор включал в свои картины элементы быта и скрупулезно воспроизводил архитектурный фон. Свободная группировка фигур смотрелась невероятно убедительно. Его работы буквально погружали зрителя в событие, рождая ощущение личной сопричастности к истории.
Самые известные картины Василия Сурикова
Картины Василия Ивановича Сурикова имеют название, тему, но подлинное их содержание — то, что художник пережил лично, то, что поразило когда-то его ум, воображение, взяло за душу. Мастер не делился замыслами ни с кем: будто частица его духа переселялась в полотно, оживляя его — и тогда сила воздействия картины достигала максимума. Наиболее известны работы:
Когда жена Василия Сурикова уже была при смерти, Лев Толстой повадился навещать ее и вести с умирающей тоскливые задушевные беседы. После его визитов Елизавета всегда плакала. Когда писатель нагрянул в очередной раз, Василий Иванович просто спустил его с лестницы со словами: «Пошел вон, злой старик!»
На портале Very Important Lot вы можете принять участие в аукционах и недорого купить картины в собственную коллекцию или в подарок. На нашем сайте продаются как работы современных художников, так и шедевры живописи прошлого.
Василий Иванович Суриков
Фото Все
Видео Все
Василий Суриков / Передвижники / Телеканал Культура
Я природный казак. Василий Суриков
Василий Суриков — биография
Василий Суриков – русский живописец, автор легендарных полотен «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» и многих других. Его масштабные исторические картины стали достоянием отечественного искусства.
Картины русского художника Василия Сурикова знают и почитают во всех уголках планеты. Его исторические полотна «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин» стали мировыми шедеврами живописного искусства.
При жизни картины Сурикова много критиковали за «скученность лиц» и «композиционную кашу», а некоторые критики называли его работы «парчовыми коврами». Однако спустя время в этих так называемых недостатках искусствоведы разглядели всю прелесть суриковского стиля. В его живописи не было ничего западного, только национальный колорит и верное следование лучшим традициям древнерусских художников.
Детство и юность
Великий русский живописец родился в Красноярске 24 января 1848 года. Суриковы являлись потомками казачьего рода, среди их предков даже был атаман одного из сибирских казачьих полков. Отец семейства, Иван Васильевич, занимал должность коллежского асессора, а мать Прасковья Федоровна вела домашнее хозяйство.
Когда Василию пришла пора учиться, семья переехала в село Сухой Бузим, куда отца назначили руководить акцизным управлением. Мальчика определили в церковно-приходскую школу, где он окончил два класса. Далее Суриков поступил в уездное училище, из-за чего ему пришлось покинуть дом родителей. Вскоре от туберкулеза умер отец, и матери ничего не оставалось, как собрать детей и вернуться в Красноярск.
Василий Суриков
Тогда у Суриковых был собственный двухэтажный особняк. На его содержание, да и на жизнь после смерти кормильца денег практически не было. Поэтому мать отдала второй этаж под съем, и таким образом в семье появились хоть какие-то средства.
Рисовать Вася начал еще в училище. Там же стал брать уроки у педагога Николая Гребнева, который выявил наличие у юноши уникального художественного дара. Первую полноценную картину молодой живописец создал в 1862 году: это была акварель «Плоты на Енисее». В настоящее время эта работа хранится в красноярском музее-усадьбе художника.
После окончания училища Василий устроился на работу писцом в губернское управление. О дальнейшем образовании пришлось забыть: финансовое положение семьи было плачевным. В свободное от работы время молодой человек продолжал рисовать, и вскоре его картинами заинтересовался местный губернатор Замятин. Чиновник нашел для подающего надежды живописца мецената, готового оплатить за его обучение в Академии художеств. Поступить с первого раза не получилось, поэтому Суриков записался на курсы живописи Общества поощрения художников Санкт-Петербурга.
Вторая попытка поступления оказалась более удачной: Василий стал вольнослушателем Академии. Прошел целый год, прежде чем юношу наконец приняли в основной класс. Студент учился старательно, внимая каждому слову преподавателя П. П. Чистякова. Прилежное отношение к учебе дало свои плоды: за годы, проведенные в Академии Суриков неоднократно удостаивался медалей и денежных поощрений. В молодости художник много времени уделял композиции, поэтому однокашники дали ему прозвище «Композитор».
Творчество
Профессиональная биография живописца началась с создания полотна «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картина была написана в 1870-м, а позже автор решил продать ее П. И. Кузнецову. Первоначальная версия работы сейчас хранится в Красноярске, где сейчас открыт художественный музей имени Сурикова.
«Милосердный самаритянин»
В середине 1870-х живописец побывал в гостях у Кузнецова, владевшего золотыми приисками в Хакассии. Новые места вдохновили Василия Ивановича на написание картины «Милосердный самаритянин», которую он оставил в дар гостеприимному хозяину. Работу оценили и искусствоведы, наградив талантливого автора Малой золотой медалью.
Художника неоднократно просили написать портреты на заказ, но он неизменно отказывался. Однако портретный жанр в своем творчестве он использовал охотно. В галерее Сурикова есть галерея графических изображений музыканта Ф. ф. Пелецкого, у которого он, к слову, брал уроки игры на гитаре.
Написанные в дальнейшем полотна прославили художника на весь мир. Пропуском в мир искусства стало полотно «Утро стрелецкой казни», над которым живописец трудился почти три года. После успеха картины Василий Иванович стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»
Суриков чувствовал, что ему необходимо творчески развиваться. Он давно задумывал путешествие за границу, но мечту долго не удавалось осуществить из-за финансовых проблем. Тогда автор продал свое полотно «Меншиков в Березове», а на вырученные деньги смог наконец отправиться в поездку. Художник побывал во Франции, Италии, Германии и Австрии, где своими глазами увидел работы прославленных мастеров.
«Меншиков в Березове»
С начала 1880-х Суриков трудился над полотном «Боярыня Морозова». Четкое следование композиции заставляло автора каждую работу начинать с зарисовки. Порой Суриков работал над эскизами по нескольку лет, и только потом переносил их на холст.
Картина «Боярыня Морозова»
Морозова овладела мыслями Василия Ивановича после рассказов о ней, услышанных от тети Ольги Дурандиной. В самом начале работа застопорилась из-за того, что автор никак не мог подобрать подходящий типаж. Наконец он нашелся в лице другой тетки – Авдотьи Торгошиной.
Когда картина была завершена, ее разместили в галерее Передвижной выставки, проходившей в 1887 году. После успешной демонстрации «Боярыни Морозовой» живописец вернулся в родные края, чтобы понаблюдать за августовским солнечным затмением. Сегодня этюд с изображением этого природного явления находится в картинной галерее Твери.
До 1887 года портреты по-прежнему мало интересовали Сурикова. Но вдруг в творчестве художника случился переворот, и он начал творить именно в этом направлении. Появились полотна с изображением матери, брата, жены, а также автопортреты.
В 1888-м Василий Иванович овдовел. Собрав детей, он на время переехал в Красноярск и начал трудиться над полотном «Взятие снежного городка». Окончательные штрихи к картине живописец сделал спустя два года.
«Взятие снежного городка»
Василий Иванович любил переносить на холст случаи из реальной жизни. Так и с этой картиной – на ней изображена старинная снежная забава, в которой участвовал и стар, и млад. Идею подсказал младший брат, изображенный на полотне в санях. Побывав с картиной на международной выставке в Париже, Суриков удостоился золотой медали.
Живописец часто ездил по необъятным просторам Сибири, встречаясь с хакасами, остяками, вогулами. Он слушал истории местных обитателей, изучал их быт и этнические особенности. Собрав солидный багаж материала, автор приступил к работе над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Полотно писалось не только в Сибири, но и на берегах могучего Дона.
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
На момент возвращения в Красноярск художник уже загорелся следующей идеей – создать историческое полотно о переходе отрядов Суворова через Альпы. Образом для великого русского полководца послужил казачий офицер в отставке Ф. Ф. Спиридонов, работавший в те годы над родословной Суриковых. Для создания зарисовок пейзажа живописец отправился в Швейцарию, где провел несколько лет за работой над эскизами. Полотно «Переход Суворова через Альпы» было завершено к 100-летнему юбилею легендарного похода. Картина побывала на выставках в Москве и Петербурге, а после стала экспонатом императорской коллекции.
«Зиму в Москве» Суриков создавал три года. Ценители искусства увидели ее в 1887 году, когда автор уже начал работать над «Степаном Разиным». Несколько лет создатель трудился над этюдами на берегах сибирских и кубанских рек, долго не мог найти прототип.
Одновременно с этим шла работа над другими полотнами. В начале 20-го века Василий Иванович изучил события Красноярского бунта, и решил создать очередную историческую картину. Вскоре мастер представил полотно «Красноярский бунт 1865 года», после чего его сделали членом Союза русских художников.
«Красноярский бунт 1865 года»
После прочтения книги «Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков» писателя Забелина художник вдохновился на создание полотна «Посещение царевной женского монастыря». Прототипами главных героинь стали собственные внучки автора.
«Посещение царевной женского монастыря»
Побывав на озере Шира, Суриков начал писать картину «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Эту работу живописец завершить не смог – она так и осталась эскизом.
Личная жизнь
Несколько лет художник ухаживал за внучкой декабриста Свистунова, слывшей невероятной красавицей. Темноглазая Елизавета Августовна Шаре тоже поддалась обаянию сибиряка, и зимой 1878 года молодые люди вступили в брак. В семье родилось две дочери – Ольга и Елена. Суриковы обосновались в небольших апартаментах на Зубовском бульваре.
К сожалению, счастье в личной жизни творца было недолгим. Через десять лет после свадьбы красавица-жена умерла, оставив убитого горем супруга вдовцом. Суриков впал в жуткую депрессию, перестал писать картины, а вместо этого проводил долгие часы на могиле любимой женщины. Так продолжалось довольно продолжительное время, но потом художник все же нашел в себе силы вернуться к творчеству.
Василий Суриков с дочерьми
Дочь Оля подарила создателю внучку Наташу, которая стала мамой двоих хорошо известных в нашей стране личностей – Никиту Михалкова и Андрея Кончаловского.
Смерть
Под конец жизни Василий Иванович стал испытывать множественные проблемы со здоровьем. Последним его путешествием за границу стала поездка в Испанию, куда он отправился в поисках вдохновения.
В тот же период в родном для творца Красноярске открылась художественная школа. Суриков вернулся на родину и занялся созданием пейзажей. Состояние его уже тогда было неважным.
Вскоре по настоянию врачей живописец отправился в Крым, чтобы пройти курс лечения. В начале весны 1916 года стало известно, что гениальный художник скончался от ишемической болезни сердца.
Согласно завещанию Сурикова, его похоронили на Ваганьковском кладбище, неподалеку от могилы любимой жены. В 1959 году советские кинематографисты сняли художественный фильм, посвященный биографии живописца.