Ктп что это в школе по фгос
Что следует учитывать при составлении календарного плана
Календарно-тематическое планирование (КТП) – это головная боль для школьных учителей. Ведь два раза в год учителям приходится не только планировать учебный процесс, но и заполнять огромное количество отчетов и журналов техники безопасности.
Для того чтобы ускорить и облегчить написание календарного плана, ниже составлены список рекомендаций и план действия.
Во-первых, что такое календарный план и для чего он нужен?
Календарный план – это документ, который определяет, в какой последовательности и в какие сроки вы будете проходить с учениками ту или иную тему. Этот документ распределяет учебную нагрузку. Согласно КТП заполняется журнал. При грамотном составлении календарного плана планировать уроки проще и быстрее.
Советы для составления календарного плана
Результаты на конец полугодия, четверти, темы и урока должны быть заранее спланированы.
Итак, каков план действий при составлении КТП?
Если КТП правильно составлен и продуман, остается гораздо меньше работы в течении всего учебного полугодия, ведь цели урока и цели всего учебного процесса будут ясны.
“Постановка целей является первым шагом на пути превращения мечты в реальность” – Тони Роббинс.
КТП учителя: инструкция для новичков
Екатерина Черникова
«Календарно-тематическое планирование для меня — это…»
Когда я попросила коллег продолжить эту фразу, в очередной раз убедилась в том, что учителя — суперответственные люди и к данному документу относятся серьезно, понимая, что КТП учителядолжно быть основой качественно организованной работы. Правда, убедившись в том, что функцию свою оно не выполняет, — отчего, кстати, становится обидно — многие стараются времени на него тратить поменьше и обращаются к нему нечасто, но есть оно у всех. И даже те, кто нашел КТП в интернете или у коллег, пытаются соотнести его с реальностью и выжать из него хоть что-нибудь полезное.
КТП учителя: инструкция для новичков
Мой личный опыт
Когда я впервые столкнулась с написанием КТП, получила следующую инструкцию: придумай формулировки, которые будешь записывать в журнал, или возьми у кого-нибудь готовые.
Понятно, что с таким подходом сложно получить полноценный документ, на основе которого учитель сможет организовать свою работу в рамках целого курса. Но знаю, что и сегодня такое есть.
Однако поскольку мне очень повезло с научным руководителем в университете, и последние два года учебы я фактически провела на кафедре методики, я понимала, из каких этапов состоит изучение определенной темы и никаких трудностей написание плана у меня не вызвало, кроме распределения часов.
К счастью, моя трудовая деятельность началась до введения ФГОС, поэтому я застала те прекрасные времена, когда в рамках одной темы были уроки введения, закрепления, повторения, актуализации знаний. Однако и эта система оказалась неидеальной: были дети, которым явно не хватало отведенных часов.
Если была возможность, я проводила дополнительные консультации для ребят, а если время не позволяло или непонимающих было много, приходилось отступать от КТП учителя.
Когда я сказала об этом завучу, услышала, что темы в журнале должны совпадать с КТП и, если придут ко мне на урок, они опять же должны совпасть. Проблемы и успехи детей никого не интересовали.
В итоге КТП превратилось для меня в бумагу, минимально наполненную смыслом, с которой я просто списывала темы в журнал. Уже после урока.
В отдельной тетради я записывала итоги каждого урока и планировала следующий, подбирала наиболее интересные формы работы и контроля, придумывала новые наглядные материалы и рабочие листы. Так у меня появилось второе КТП, которое содержало гораздо больше информации о каждом уроке и которое можно было корректировать, ориентируясь на реальных детей.
Бывает ли по-другому?
Когда я обсуждала с коллегами вопросы, связанные с КТП, никак не ожидала, что и здесь невольно напросится сравнение советского и российского образования.
Стажисты, закончившие вузы в конце восьмидесятых, говорят, что у них никогда не было проблем с написанием планов как отдельных уроков, так и всего курса, потому что их прекрасно научили этому в институте.
Многие коллеги, ставшие учителями в условиях институтов уже российских, говорят о том, что они хотят и умеют работать с детьми, но терпеть не могут работу с документами. Я и сама при случае говорю, что пришла в школу детей учить, а не бумаги писать.
Не хочется искать виноватых, но, может быть, нас просто этому не научили?
Получается, мысль о том, что у каждого учителя должно быть КТП, все еще жива, а вот традиция написания основы для качественной работы утеряна. То, что должно нам помогать в проведении уроков, вызывает раздражение, желание написать, сдать и забыть. Ну и сегодняшние программы, предлагающие практически каждый урок изучать новую тему, усугубляют ситуацию.
Вряд ли кому-то встречался класс, состоящий из двадцати-тридцати одаренных детей, готовых учиться и показывать качественные результаты в таких условиях. А если такой план реализовать невозможно, зачем тратить на него время?
Что делать?
Возможно ли изменить ситуацию? С одной стороны, вряд ли, ведь каждый год от нас требуют сдать КТП, содержащее определенную, довольно краткую информацию: номер, тема, количество часов. При заполнении журнала, в том числе и электронного, добавляется домашнее задание. Может, не так и плохо, что на контроль мы должны предоставить только это.
Времени требуется немного и, действительно, год от года можно ничего не менять, конечно, если повезет и не сменится учебник. На этом можно и остановиться, но тогда КТП однозначно уходит в разряд непонятно зачем написанных бумаг.
Учитель, глядя на такой план, вряд ли сможет представить в подробностях каждый свой урок. Подготовка любого отдельного урока требует огромное количество времени. А мы же все здесь по призванию, люди идейные!
Так что, если душа все-таки требует, есть вариант немного облегчить эту работу: составьте более подробное планирование для себя. Такое, которое действительно будет работать на вас.
Каким может быть КТП учителя?
Выводы ниже были сделаны на основе опроса и последующего бурного обсуждения данного вопроса с учителями из нескольких школ.
От нумерации, формулирования тем и количества часов мы, конечно, никуда не уйдем. С этого и стоит начать. Разделив программу на блоки, постараемся выделить в каждом время для закрепления изученного. Сделать это в рамках ФГОС очень сложно, но это нужно нашим детям, поэтому мы продолжаем изобретать.
Представляя свой идеальный урок, добавляем информацию о формах работы и контроля, продумываем наглядный и раздаточный материал, оборудование, критерии оценки и самооценки, интернет-ресурсы, которые планируем использовать.
Вступаем в неравный бой и пытаемся встроить изученное в систему знаний: связать старое и новое, проследить межпредметные связи, чтобы в нужный момент память выдала то, что нужно. Пишем волшебное слово «дифференциация» и уже при подготовке урока вспоминаем, что нам нужны задания разных уровней сложности, а также дополнительная работа для тех, кто справляется раньше.
В журнале в графе «домашнее задание» мы запишем номера и страницы, а вот в плане логичнее записать, что нам нужно проверить после урока, сформированность каких конкретных умений или навыков.
В зависимости от предмета наверняка добавятся еще какие-то детали. Например, для меня как учителя английского языка важно использование аутентичных материалов. Тем, кто готовит детей к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ нужно учесть, что подготовка должна идти постепенно посредством выполнения заданий в соответствующих форматах. Чтобы не забыть об этом, сделаем пометку в КТП учителя.
Кому это нужно?
Конечно, написание такого подробного плана работы требует много сил и времени, которых и так уже почти не осталось. А ведь это только план и большая часть подготовки еще впереди, но он позволяет выстроить процесс обучения в систему, которая реально работает и дает качество, а значит, и удовлетворение от работы. Стоит ли тратить себя на это — выбор каждый из нас делает сам.
Положение о о нормах, порядке составления и утверждении календарно-тематического планирования по учебным предметам и внеурочной деятельности учителей начальных классов
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
о нормах, порядке составления и утверждении календарно-тематического планирования по учебным предметам и внеурочной деятельности
учителей начальных классов
Настоящее Положение о разработке и утверждении календарно-тематического планирования (далее – Положение) разработано с целью определения общих правил оформления, разработки и утверждения календарно-тематического планирования в образовательном учреждении.
Под календарно-тематическим планированием в настоящем Положении понимается последовательное тематическое планирование учителем части содержания программы по учебному курсу или предмету на один учебный год для определенного класса (параллели классов).
Календарно-тематическое планирование разрабатывается, оформляется и утверждается в соответствии с настоящим Положением.
КТП выполняется учителем в печатном виде. КТП представляет собой единый документ для процедуры его утверждения согласно Положения.
Настоящее Положение устанавливает единую форму планирования педагогической деятельности педагога на учебный год и призвано обеспечить:
1.7.1 Права обучающихся на получение образования (п.4 ст.50 Закона РФ «Об образовании»).
1.7.2 Права педагогов на свободу творчества (ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и ст.44 Конституции РФ).
1.7.3 Права руководителей учреждения на осуществление контроля за соблюдением законодательства (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
1.7.4 Права осуществления вышестоящих органов образования на осуществление инспектирования (ст. 30 Закона РФ «Об образовании»)
1.8 Задачами составления календарно-тематического планирования являются:
— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого занятия в теме;
— определение взаимосвязи между отдельными занятиями, темами годового курса.
2. Правила разработки календарно-тематического планирования
Календарно-тематическое планирование отражает плановость реализации содержания программы по учебному курсу или предмету в одном классе (параллели классов).
Календарно-тематическое планирование самостоятельно разрабатывается учителем, ведущим соответствующий учебный курс или предмет.
Календарно-тематическое планирование является обязательным документом, регламентирующим деятельность учителя при организации учебных занятий с обучающимися. Разрабатывается и утверждается учителем ежегодно, посеместрово.
Календарно-тематическое планирование составляется учителем с учетом учебных часов, определенных учебным планом школы для освоения учебного курса или предмета обучающимися класса (параллели классов).
2.5. При планировании учитель учитывает соотношение между учебным временем по четвертям и распределением учебного времени, отведенного на прохождение темы, указанной в программе по учебному курсу или предмету.
к программам по ФГОС НОО
3.1 Календарно-тематическое планирование представляет собой документ, оформленный в соответствии с утвержденными требованиями настоящего Положения.
3.4 Графы таблицы КТП представлены в приложении 3,4,5…8 Формы календарно-тематического планирования утверждаются на ШМО.
3.5 Изменение содержания и количества тематических граф таблицы обсуждается на педагогическом совете. Удаление, замена или введение тематических граф определяется решением педагогического совета.
3.6 Таблица календарно-тематического планирования содержания программы для класса (параллели классов) по учебному предмету представляет собой вариант тактического планирования прохождения учебного материала.
3.7. Учитель имеет право при составлении планирования скорректировать количество часов, отведенных для изучения программной темы (тем) при условии целесообразности коррекции. Коррекция календарно-тематического планирования проводится по необходимости после каждой четверти.
3.8 Учитель имеет право при планировании последующей учебной темы скорректировать (уменьшить) количество часов, отведенных для ее изучения. Коррекция осуществляется при потере учебных часов по причине не проведения учителем занятий по расписанию в период прохождения обучающимися предыдущей темы.
4. Организация контроля.
4.1 Копия календарно-тематического планирования сдается на контроль заместителю директора, курирующему предмет не позднее чем через 14 дней до начала учебного года.
4.2. Проверку календарно – тематического контроля осуществляют заместители директора, в зависимости от распределения функционала.
4.3. По итогам проверки составляется рекомендации по выявлении недоработок, ошибок, даты повторного контроля после исправлений недостатков.
Данное Положение утверждается на педагогическом совете, срок его действия не устанавливается.
Методические рекомендации по составлению календарно-тематического планирования (КТП)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа-интернат для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»»
Методические рекомендации по составлению календарно-тематического планирования (КТП)
Методист: Яриловец Л.В
Календарно-тематическое планирование по ФГОС
Назначение календарно-тематического плана:
-распределить содержание учебного материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям;
-заранее спланировать формы и виды учебных занятий, лабораторные и практические работы, экскурсии, деловые игры, учебные конференции т. п.;
-определить объем домашних заданий, их равномерное распределение;
-определить задания и контроль внеаудиторной самостоятельной работы;
-подготовить нужные средства обучения (книги, наглядные пособия, учебно-методические материалы и средства обучения).
Задачами календарно-тематического планирования являются :
— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.
Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.
Положение о составлении календарно-тематического планирования
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
о составлении календарно-тематического планирования
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №31897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Уставом МБОУ «Лицей №11» г.Россоши и содержит требования к оформлению календарно – тематического планирования учителя-предметника, реализующего ФГОС второго поколения.
Календарно-тематическое планирование является обязательным нормативным документом, регулирующим деятельность учителя по реализации содержания программы учебного курса или предмета.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем для учебного курса по учебному предмету и классу в соответствии с учебной программой и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
. Задачами составления календарно-тематического планирования являются:
— определение места каждой темы в годовом курсе и места каждого урока в теме;
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;
— выделение в учебном курсе проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, сформулированных ФГОС с целью конкретизации результатов деятельности учащихся;
— формирование рациональной системы работы по вооружению обучающихся системой знаний, умений и навыков по предмету.
1.5. Степень разработанности предметного планирования является критерием профессиональной компетентности учителя.
2. Порядок согласования и утверждения поурочного планирования.
2.1 Календарно-тематическое планирование рассматривается на заседаниях предметных методических объединений лицея до 28 августа.
Руководитель методического объединения формирует предметную папку планирования кафедры и, в срок до 30 августа, передает ее заместителю директора по УВР для рассмотрения на методическом совете лицея.
Заместитель директора по УВР в срок до 1 сентября передает все планирования на утверждение директору лицея.
2.2 Календарно-тематическое планирование составляется в электронном и печатном видах. Электронный утвержденный вариант планирования передается учителем руководителю МО для включения в информационный банк лицея.
В печатном виде планирование составляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр хранится у учителя, второй передается председателю заместителю директора по УВР.
Требования к оформлению титульного листа календарно-тематического планирования.
3.1. На титульном листе планирования указываются
• полное наименование образовательного учреждения;
• гриф рассмотрения и согласования планирования уроков на заседании школьных предметных методических объединений, номер протокола заседания и дата рассмотрения;
• Ф.И.О. руководителя методического объединения;
• гриф рассмотрения календарно-тематического планирования на заседании методического совета;
• гриф утверждения планирования директором лицея;
• Ф.И.О. учителя — составителя календарно-тематического планирования с указанием должности, квалификационной категории;
• количество часов по программе и по годовому календарному графику;
• класс, для которого составлено планирование (параллель);
• учебный год, на который составлен поурочный план.
4. Требования к оформлению пояснительной записки к календарно-тематическому планированию.
Пояснительная записка включает в себя сведения:
• об учебной программе, на основе которой составлено планирование;
• о количестве учебных часов, на которое рассчитано планирование;
• о количестве часов для прохождения практической и контрольной;
• об используемом учебно-методическом комплекте и дополнительной литературе по форме:
— издательство, год издания.
В учебно-методический комплект могут входить учебник, рабочая тетрадь, тетради для контрольных работ (на печатной основе), атлас, контурная карта и т.п.
Дополнительная литература — это сборники материалов для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ, сборники контрольных работ, тестов и т.п.;
5. Требования к оформлению календарно-тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование оформляется в табличном виде и содержит следующие разделы:
Дата проведения урока (план/факт)
Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
УУД, деятельность учащихся
Материально-техническое обеспечение урока
6. Требования к содержанию разделов календарно-тематического планирования.
6.1. Содержание плана учебного курса должно соответствовать содержанию программы, по которой ведется обучение.
6.2. Отличие от содержания программы допускается не более чем на 30% (изменения необходимо указать в плане и обосновать).
6.3. Требования к содержанию:
В объединенной ячейке указывается общее название раздела; количество часов, отведенных на изучение данного раздела.
1. номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показа соответствия количества часов используемой программы учебного курса и учебного плана;
2. дата урока (планируемая, фактическая);
3. тема урока, при записи контрольных, лабораторных, практических работ тема указывается;
4. тип урока указывается в соответствии с требованиями ФГОС: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
6. требования к уровню подготовки обучающихся формулируются в деятельностной форме (перечень проверяемых умений и познавательных действий). Формулировка должна соответствовать элементам содержания.
7 . вид контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный вид контроля.
8. УУД, деятельность учащихся содержит краткое описание деятельности учащихся, указать предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД.
Материально-техническое обеспечение урока
— перечень методической литературы;
— дидактический материал (контрольно-измерительный материал по предмету, перечень тем проектов, исследований и т.п.);
— перечень наглядного оборудования;
— перечень ресурсов медиатеки педагога (цифровые образовательные ресурсы, список сайтов и т.п.);
— перечень технических средств обучения, лабораторного оборудования.
Примечания может содержать:
— причины отставания от плана;
-содержание индивидуальный заданий для слабоуспевающих учащихся;
-запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками.