Кубанка и папаха в чем разница
Изначально появившись в горных селениях этот традиционный высокий меховой головной убор из овчины, служивший для защиты от холода, спустя всего нескольких веков, стал одним из основных атрибутов военного обмундирования казаков.
В случае крайней надобности этот головной убор мог и защитить своего хозяина. Ведь в донских и запорожских казачьих войсках папаху дополняли тумаком – клиновидным колпаком по верху в который иногда вшивали металлические пластины.
Отсюда и берет начало расхожая фраза «надавать тумаков».
Традиции
Вместе с некоторыми традициями горных народов перекочевало и особое отношение к этой шапке, а именно:
Часть из этого, на протяжении долго времени, потеряло свою актуальность, но сохраняется как память. Ведь бережное отношение к своим традициям, культуре остается неизменным у всего казачества.
Появилась кубанка во времена черкесской войны и заселения Кубани.
Из чего шьют папахи и кубанки
Традиционно данную разновидность головного убора шьются из:
Каракуль – шкурки ягнят особой, каракульской породы. Они отличаются особой тонкостью шерсти, а также характерным рисунком завитков.
Овчина – шкура взрослой овцы старше шести месяцев. Благодаря длинному плотному ворсу она отлично сохраняет тепло и держит форму.
Кубанка
Изначально она появилась в период Первой мировой войны у кубанских казаков – оттуда и название.
От папахи ее отличает правильная цилиндрическая форма и небольшая высота.
Верх кубанки может быть различаться по цвету и являться знаком отличия вида войска. К примеру:
На верх традиционно нашивались две тесьмы, расположенные крест-накрест.
У казаков при царе они были серебристыми.
Однако 6 января 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с погонами для каждого из родов войск, были введены ещё и
Папаха – головной убор на все времена.
Это – не просто шапка, согревающая владельца.
Она – символ достоинства, чести, ответственности и благородства казачьего рода.
Шапка кубанка
Кубанка имеет богатую и длинную историю ношения и покроя. Получила распространение сначала у Кубанских и Терских казаков со времен участия в сражениях Первой мировой войны, оттуда и сформировалось современное название «кубанка». Головной убор изготавливается из каракуля или мутона. Сверху имеет матерчатое донышко красного, синего или иного цвета, отвечающего за знак отличия и причастность к определенному роду. В центре верха пересекаются две линии, образующие крест с нашитыми лентами. Традиция покроя верха «крестом» с вшитым галуном сохранилась по сей день.
Воспитание каждого казака начинается с отношения к своим традициям, одежде. Кубанка – неотъемлемая часть повседневного костюма казака. Она представляет собой низкую папаху, выполненную из натурального меха. Традиция ношения перешла в казачье войско с Кавказа. Это не просто шапка из меха, задача которой сохранить тепло – она гордость и сила каждого казака.
Кубанка – символ казачества
Кубанка – не просто атрибут национального костюма. Она имеет символическое значение для каждого казака, вне зависимости принадлежит ли он к Кубанскому, Забайкальскому или иному казачеству.
Без папахи-кубанки не снаряжались на войну. Потеря кубанки была невозможна. Считалось, что потерять ее можно только вместе с головой в бою. Назначаемый на атаманство казак, в первую очередь надевал папаху-кубанку, как знак отличия и подтверждение своего статуса. Все же остальные казаки, во время этого действия, снимали свои шапки, как бы преклоняя голову перед Атаманом, почитая его.
Все важные дела решались с ее помощью:
С поля боя, если казак погибал, выносили его головной убор, чтоб положить на божницу.
В доме погибшего, шапка лежала в красном углу, под иконой. Так считалось, что семья, отдавшего жизнь за Отечество находится под покровительством всей казачьей общины и Бога. Вернувшиеся с войны или отслужившие, бросали свои шапки в дар рекам, имевшим для них родовое значение.
Особенности кроя и цвета кубанки
Кубанка имеет богатую и длинную историю ношения и покроя. Получила распространение сначала у Кубанских и Терских казаков со времен участия в сражениях Первой мировой войны, оттуда и сформировалось современное название «кубанка».
Головной убор изготавливается из каракуля или мутона. Сверху имеет матерчатое донышко красного, синего или иного цвета, отвечающего за знак отличия и причастность к определенному роду. В центре верха пересекаются две линии, образующие крест с нашитыми лентами. Традиция покроя верха «крестом» с вшитым галуном сохранилась по сей день.
Наиболее часто линии на донце делают серебристого цвета. Он не зависит от особенностей и цвета конкретного изделия, однако может быть и черного и иного цвета. В зависимости от условий ношения и рода различают цвета донца.
Наиболее распространенные цвета верха кубанок:
На габардиновый верх традиционно нашивались две тесьмы, расположенные крест-накрест. У казаков при царе они были серебристыми.
Золотой (для комсостава) и черный (для рядовых казаков) галуны были введены в казачьи части РККА 6 января 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с погонами для каждого из родов войск.
Материал, используемый для пошива кубанки
Кубанка – это округлая, расширяющаяся кверху или трапециевидная шапка, изготавливаемая из натуральной овчины, мутона или каракуля и матерчатым или кожаным верхом, отделанным галуном. Цветовая гамма меха разнообразна: от черного, коричневого, до серого и белого.
Каракуль – это выделанные шкурки ягнят. Тонкая шерстяная основа с коротким шелковистым ворсом из плотно прилегающих друг к другу волнистых завитков образует своеобразный муаровый рисунок. Такие кубанки считаются парадными и одеваются в особых случаях. Например, сшитые из серого каракуля, традиционно носятся атаманами, полковниками. В старые времена шкурки каракуля продавали на астраханских ярмарках, поэтому название «астрахан», в качестве обозначения каракуля, прижилось в европейских языках Запада.
Разновидность овчины, используемая в пошиве шапок – мутон. Мутон (стриженная овчина) отличается блеском, плотностью и красотой мехового покрова.