Кубок ликурга что это
Загадка древнеримского кубка Ликурга: Нанотехнологии в античном мире?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Предположительно, этот удивительно красивый кубок изготовили в IV веке в Александрии или Риме. Но датировать изделия, выполненные из неорганических материалов, очень сложно, и он вполне может оказаться намного более древним, чем предполагают на данный момент. Место его изготовления также обозначено весьма предположительно, при этом исходили из того, что именно здесь в античные времена процветало стеклодувное ремесло.
Есть и другая версия относительно использования диатрет. Cвоеобразная кромка на некоторых сохранившихся экземплярах, а также бронзовое кольцо на одном из них, свидетельствуют в пользу того, что их могли использовать в качестве светильников.
Неизвестным является также, каким образом этот кубок оказался среди сокровищ римско-католической церкви, кто его нашел, где и когда. В 18 веке он попал в руки французских революционеров, которые впоследствии, очень нуждаясь в деньгах, его продали. Кто-то, видимо, для сохранности, приделал к нему основание и ободок из позолоченной бронзы.
В 1845 году артефакт выкупил для своей коллекции банкир Лионель де Ротшильд, а спустя 12 лет он попался на глаза искусствоведу из Германии Густаву Ваагену. Пораженный красотой и необычными свойствами кубка, Вааген стал уговаривать банкира показать это сокровище широкой публике. Наконец тот согласился, и в 1862 году кубок в качестве экспоната на некоторое время выставили в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
После этого кубок опять почти целое столетие находился в частной коллекции. Но исследователи про него не забывали. В 1950 году владелец кубка Виктор Ротшильд, один из потомков банкира, разрешил группе ученых на некоторое время взять его для исследования. Тогда-то и выяснилось, что кубок вовсе не металлический, как полагали до этого, а сделан из стекла, но не обычного, а содержащего слои примесей металлических окисей (дихроического стекла). В 1958 году, уступив многочисленным просьбам, Ротшильд все же сделал доброе дело и продал кубок Британскому музею.
Почему диатрету назвали Кубок Ликурга
Сюжет горельефа на поверхности чаши напоминает один из известных мифов античного мира о царе Ликурге.
Будучи ярым противником возлияний и вакхических и оргий, устраиваемых богом виноделия Дионисом в обществе спутниц-менад, Ликург однажды, не вытерпев, избил их и прогнал со своей территории.
Оскорбленный Дионис решил отомстить царю за это и подослал к нему одну из своих самых знойных красавиц, нимфу Амвросию, которая обворожила и напоила Ликурга. Опьяневший царь впал в безумство, кинулся вырубать виноградник и в исступлении зарубил свою мать и сына.
Тогда Дионис с сатирами опутали царя, превратившись в виноградные стебли. Пытаясь от них освободиться, Ликург вместо лозы отрубил случайно себе ногу и вскоре умер от потери крови.
Но, возможно, на кубке изображен совсем иной сюжет.
Современные исследования
После того, как кубок передали в музей, у ученых появилось больше возможностей для его изучения. Но, тем не менее, долгое время им не удавалось раскрыть секрет его необычных оптических свойств. Лишь в 1990 году, используя электронный микроскоп, они, наконец, догадались, что все дело в особом составе стекла, из которого он сделан. На миллион частиц этого стекла приходилось триста тридцать частиц серебра и сорок – золота. Причем содержащиеся в стекле серебро и золото имели размеры наночастиц. Только в этом случае стекло обладает способностью менять цвет, которая и наблюдается.
А может быть, кубок Ликурга сделали вовсе не они? И, будучи гораздо более древним, он представляет собой след какой-то неизвестной и канувшей в вечность высокоразвитой цивилизации, предшествовавшей нашей.
Физик Лю Ганн Логан из Университета штата Иллинойс, работающий в сфере нанотехнологий, предположил, что свет или жидкость, попадающие в кубок, вступают во взаимодействие с электронами наночастиц, содержащихся в стекле. Те, в свою очередь, начинают вибрировать с той или иной скоростью, а эта скорость уже и определяет, какой цвет будет у стекла.
Но, тем не менее, ученые предполагают в дальнейшем с использованием изученных свойств стекла с наночастицами, создавать различные датчики. Так что работа, начатая древними мастерами в этом направлении, продолжается.
Было обнаружено еще несколько подобных стеклянных «хамелеонов», но все они уступают по красоте знаменитому кубку.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
В чём секрет древнеримского артефакта, который не могут воссоздать сегодня: Кубок Ликурга
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Безусловно, архитектурные сооружения древних времён поражают своим масштабом и красотой. Но наше изумление чудесами древнего творчества и техники не ограничиваются только лишь зданиями. Есть более мелкие вещи, которые также, если не больше, удивительны. Одним из таких предметов является древнеримский артефакт, известный как кубок Ликурга.
Это стеклянная чаша, единственная целая диатрета с фигурным узором, которая сохранилась со времён античности. У римлян это было весьма дорогое изделие. Делали их колоколообразной формы из двойного стекла. С внешней стороны украшали ажурной резьбой. Предполагают, что диатреты использовали как чаши для питья. На пирах их из рук в руки передавали друг другу вакханты.
Кубок Ликурга считается уникальным не только по своей отделке, но и благодаря некому загадочному цветовому эффекту. Чаша меняет свой цвет в зависимости от освещения — она становится то нефритово-зелёной, то кроваво-красной. Как же это возможно? Диатрета была создана с использованием самого раннего известного примера прикладной нанотехнологии.
Кубок изготовлен из дихроичного, то есть двухцветного стекла. С помощью современных технологий анализа, учёным удалось выяснить, что стекло содержит крошечные частички серебра и золота. Чтобы вообразить насколько они малы, представьте себе, что они меньше, чем крупинка поваренной соли в тысячу раз! Именно наличие этих частичек ценных металлов в стекле и даёт этот удивительный цветовой эффект.
Другой вопрос: как создателям чаши, жившим в IV веке удалось достичь эффекта на уровне нанотехнологий? Это до сих пор загадка для современной науки. Происхождение артефакта тоже окутано тайной. Историки предполагают, что его нашли в гробнице высокопоставленного римского чиновника. После он попал к Римско-католической церкви и хранился там.
Учёные предполагают, что сюжет для украшения чаши историей Ликурга выбран не случайно. Картина символизировала победу римского императора Константина над Лицинием. Есть версия о том, что расцветка чаши символизирует собой процесс созревания винограда. Некоторые историки полагают, что кубок использовался жрецами бога Диониса на их служениях. Другие считают, что предназначение чаши заключалось в том, чтобы при наполнении её напитком, можно было бы выявить наличие в нём яда.
Заключения историков разнятся не только в том для чего предназначен этот кубок. Споры вызывает и его возраст, и место изготовления. Возможно, что диатрета была изготовлена именно в IV веке, а возможно и ранее. Место, где изготовили чашу, тоже вызывает вопросы, так как происхождение её неведомо. Предположения исследователей базируются на том, что в древние времена античности Рим и Александрия славились, как города уникальных мастеров-стеклодувов.
Уникальная технология создания кубка Ликурга поражает воображение и сегодняшнего, искушённого зрителя. Как это работает? Как может чаша изменять свой цвет? Самый простой способ объяснить этот феномен, состоит в том, что когда свет падает на металлические частицы в стекле, их электроны вибрируют по-разному. Эти вибрации лишь частично отражают проходящий свет, создавая тот самый эффект двухцветности.
Учёные выяснили, что тип жидкости, которой наполняют чашу, тоже влияет на её цвет. Подробные выводы затруднены тем, что исследователи не могут использовать в своих экспериментах кубок Ликурга. Им приходилось воссоздавать тестовый образец, поэтому всё это лишь теории. Несмотря даже на то, что созданная учёными модель на 100% более чувствительна,чем современные электронные датчики. Эта технология может быть весьма полезной для выявления патогенных микроорганизмов, или для предотвращения пронесения опасных жидкостей на борт самолёта, террористами.
Очень обидно, что уникальные нанотехнологии, которые использовались человеком ещё в эпоху античности, безвозвратно утеряны. В середине 20 века НАСА начало работать с дихроичным стеклом. Их технология отличалась от древней тем, что всё происходило с помощью испарения различных металлов в вакуумной камере. Потом полученную смесь наносили на стекло в виде тонкой плёнки. Покрытие видно невооружённым глазом. Его используют для того, чтобы защитить астронавтов и космические корабли от опасного прямого солнечного излучения. Также дихроичное стекло используют в декоративно-прикладном искусстве, при создании оптических фильтров и ювелирных изделий.
Несмотря на всё это, потрясающие технологии древнеримских стеклодувов воскресить пока не удалось. Кубок Ликурга представляет собой пока ещё неразгаданную загадку.
О других таинственных и загадочных древних артефактах, прочтите в нашей статье линии наска, статуи моаи и другие загадочные археологические открытия.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Тайна кубка Ликурга
Кубок Ликурга — единственная сохранившаяся с античных времен диатрета — изделие, выполненное в форме колокола с двойными стеклянными стенками, покрытыми фигурным узором. Внутренняя часть сверху украшена резной узорной сеткой. Высота кубка — 165 миллиметров, диаметр — 132 миллиметра. Ученые предполагают, что изготовлен он в Александрии или Риме в IV веке н.э. На кубок Ликурга можно полюбоваться в Британском музее.
Этот артефакт знаменит прежде всего своими необычными свойствами. При обычном освещении, когда свет падает спереди, кубок зеленого цвета, а если его подсветить сзади, он становится красным. Меняет артефакт цвет и в зависимости оттого, какая жидкость в него налита. К примеру, кубок светился голубым, когда в него наливали воду, но, заполненный маслом, становился ярко-красным.
Точно так же никто не знает, откуда взялся артефакт. Есть предположение, что он был найден черными копателями в гробнице знатного римлянина. Потом несколько веков пролежал в сокровищницах Римско-католической церкви. В XVIII веке его конфисковали французские революционеры, нуждавшиеся в средствах. Известно, что в 1800 году для обеспечения сохранности к чаше приделали обод из золоченой бронзы и такую же подставку, украшенную виноградными листьями. В 1845 году кубок Ликурга приобрел Лионель де Ротшильд, а в 1857 году его увидел в коллекции банкира знаменитый немецкий искусствовед и историк Густав Вааген. Пораженный чистотой огранки и свойствами стекла, Вааген несколько лет упрашивал Ротшильда выставить артефакт на всеобщее обозрение. В конце концов банкир согласился, и в 1862 году кубок оказался на выставке в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Однако после этого он вновь стал недоступен для ученых почти на столетие. Только в 1950 году группа исследователей упросила потомка банкира, Виктора Ротшильда, открыть им доступ к изучению реликвии. После этого наконец было выяснено, что кубок изготовлен не из драгоценного камня, а из дихроического стекла (то есть с многослойными примесями металлических окисей). Под влиянием общественного мнения в 1958 году Ротшильд согласился продать кубок Ликурга за символические 20 тысяч фунтов Британскому музею. Наконец-то ученые получили возможность тщательно изучить артефакт и разгадать тайну его необычных свойств. Но разгадка не давалась очень долго.
Только в 1990 году с помощью электронного микроскопа удалось выяснить, что все дело в особом составе стекла. На миллион частиц стекла мастера добавляли 330 частиц серебра и 40 частиц золота. Удивляют размеры этих частиц. Они составляют примерно 50 нанометров в диаметре — в тысячу раз меньше, чем кристаллик соли. Получившийся золото-серебряный коллоид и обладал свойством менять цвет в зависимости от освещения. Возникает вопрос: если кубок действительно изготовили александрийцы или римляне, то каким образом они смогли измельчить серебро и золото до уровня наночастиц? Откуда у древних мастеров взялись оборудование и технологии, позволяющие им работать на молекулярном уровне? Кто-то из очень креативных ученых мужей выдвинул такую гипотезу. Древние мастера и до создания этого шедевра порой добавляли в расплавленное стекло частицы серебра. А золото могло попасть туда совершенно случайно. Например, серебро не было чистым, а содержало золотую примесь. Или в мастерской остались частицы сусального золота от предыдущего заказа, и они угодили в сплав. Так и получился этот удивительный артефакт, возможно, единственный в мире. Версия звучит почти убедительно, но… Чтобы изделие меняло цвет подобно кубку Ликурга, золото и серебро должны быть измельчены до наночастиц, в противном случае цветового эффекта не будет. А таких технологий в IV веке н.э. просто не могло быть.
Остается предположить, что кубок Ликурга гораздо древнее, чем считалось до сих пор.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Существует мнение, что этот удивительный артефакт доказывает то, что наши предки опередили своё время. Техника изготовления кубка является настолько совершенной, что его мастера уже в то время были знакомы с тем, что мы сегодня называем нанотехнологиями. Древне-Римский Кубок Ликурга несёт в себе тайну далёкого для нас времени, силу мысли и фантазию древних учёных. Предположительно изготовлен он был в 4 н.э.
Это необычная и уникальная чаша, изготовленная из дихроичного стекла, способна менять свой цвет в зависимости от освещения – например, с зелëного на ярко-красный. Такой необычный эффект возникает из-за того, что дихроичное стекло содержит в себе небольшое количество коллоидного золота и серебра.
Высота этого сосуда составляет 165 мм, а диаметр – 132 мм. Кубок подходит под категорию сосудов, которые называются диатреты, это такие изделия из стекла выполненные обычно в форме колокола и состоящие из двух стеклянных стенок. Внутренняя часть сосуда – тулово, украшено сверху резной узорной «сеткой», также изготовленной из стекла.
Стекло при изготовлении кубка древние римляне использовали необычное – дихроичное, имеющее свойство изменять свой цвет. При обычном комнатном освещении такое стекло отдаёт красным цветом, но при изменении внешнего освещения оно меняет цвет на зелёный. Необычный сосуд и его таинственные свойства всегда привлекали внимание учёных из разных стран. Многие из них выносили свои гипотезы, доводы их были научно не обоснованы и все попытки разгадать секрет таинственного изменения цвета стекла оказывались тщетными. Лишь в 1990 году учёные выяснили, что такой необычный эффект создается потому что, дихроичное стекло в очень малом количестве содержит в себе серебро и коллоидное золото. Исследовавший чашу археолог из Лондона по имени Йен Фристоун считает, что создание этого кубка это «удивительный подвиг». При обзоре кубка с разных сторон, находящегося при этом в статичном положении, меняется его цвет.
Изучив осколки стекла при помощи микроскопа, стало понятно, что римляне в те времена смогли пропитать его крошечными частицами серебра и золота, измельчёнными до размера в 50 нанометров в диаметре. Для сравнения можно отметить, что кристаллик соли больше чем эти частицы примерно в тысячу раз. Таким образом, они пришли к мнению, что кубок был создан по технологии, которая в настоящее время широко известна во всём мире под названием «нано технология». Само понятие трактуется как контроль над манипуляцией материалов на атомном и молекулярном уровне. Выводы экспертов, основанные на фактах, подтвердили версию о том, что римляне были самыми первыми людьми на земле, применившими нано технологии на деле. Эксперт в области нано технологий инженер Лю Ган Логан утверждает, что римляне использовали наночастицы при изготовлении подобных произведений искусства вполне осмысленно.Естественно, учёные не могли подвергнуть тщательному изучению оригинальный Кубок Ликурга, хранящийся в Британском музее, история которого насчитывает около 1600 лет. Для этих целей они воссоздали его точную копию и проверили на ней версию изменения цвета стекла при заполнении сосуда различными жидкостями.
«Это удивительно развитая технология для того времени», – комментирует открытие археолог Университетского колледжа Лондона Ян Фристоун. Настолько тонкая работа позволяет утверждать, что древние римляне очень хорошо ее освоили.
Принцип действия технологии следующий: на свету электроны драгоценных металлов начинают вибрировать, меняя цвет кубка в зависимости от расположения источника освещения. Инженер, специалист в области нанотехнологий Университета штата Иллинойс Лю Ган Логан и его команда исследователей обратили внимание на огромный потенциал этого метода в сфере медицины – для диагностики заболеваний человека.
Руководитель группы отмечает: «Древние римляне знали, как использовать наночастицы в произведениях искусства. Мы хотим найти этой технологии практическое применение».
Исследователи предположили, что при наполнении кубка жидкостями его цвет, благодаря различной вибрации электронов, будет меняться (в современных домашних тестах на беременность также используются отдельные наночастицы, которые меняют цвет контрольной полоски).
Естественно, ученые не могли экспериментировать с ценным артефактом, поэтому они использовали пластиковую пластину размером примерно с почтовую марку, на которую через миллиарды крошечных пор нанесли наночастицы золота и серебра. Таким образом, у них получилась миниатюрная копия Кубка Ликурга. Исследователи наносили на пластину различные вещества: воду, нефть, растворы сахара и соли. Как выяснилось, при попадании данных веществ в поры пластины ее цвет менялся. Например, светло-зеленый цвет получался при попадании в ее поры воды, красный – при попадании нефти.
Прототип оказался в 100 раз более чувствительным к изменению уровня соли в растворе, чем распространенный сегодня коммерческий датчик, созданный для аналогичных тестов. Хочется верить, что в скором времени ученые создадут на базе заново открытых технологий портативные устройства, способные обнаружить патогены в образцах слюны или мочи человека, а также предотвратить возможную перевозку террористами опасных жидкостей на самолетах.
Артефакт IV века нашей эры Кубок Ликурга использовался, скорее всего, только в особых случаях. На его стенках изображен сам Ликург, попавший в ловушку из виноградных лоз. Согласно легенде, виноградные лозы удушили правителя Фракии за злодеяния против греческого бога вина Диониса. Если ученые сумеют создать на базе древней технологии современные тестирующие приборы, то можно будет сказать, что настала очередь Ликурга расставлять ловушки.
Как сообщают учёные, эти изучения могут послужить во благо всему человечеству. Знания, полученные в этих исследованиях, помогут развить медицину в сфере диагностики различных заболеваний и даже в какой-то мере предотвратить акты терроризма. Эксперименты, проведённые учёными, могут внести свой вклад в разработку устройств по обнаружению патогенных микроорганизмов в слюне или моче.
Американские физики предложили использовать технологии изготовления цветного стекла, которые применяли римляне в начале IV века нашей эры, для создания химических сенсоров и диагностики заболеваний. Исследование технологии опубликовано в журнале Advanced Optical Materials, кратко о ней пишут Smithsonian и Forbes.
Созданный авторами химический сенсор представляет собой пластиковую пластинку, в которой проделано около миллиарда наноразмерных отверстий. Стенки каждого отверстия несут наночастицы золота и серебра, поверхностные электроны которых играют центральную роль в процессе детекции.
При связывании того или иного вещества внутри отверстий, резонансная частота плазмонов (квазичастица, отражающая колебания свободных электронов в металле) на поверхности наночастиц изменяется, что приводит к изменению длины волны проходящего через пластинку света. Метод напоминает поверхностный плазмонный резонанс (SPR), но, в отличие от него, приводит к гораздо более значительному сдвигу длины волны света — около 200 нанометров. Обработка такого сигнала не требует сложного оборудования, поэтому связывание вещества можно детектировать даже невооруженным глазом.
Чувствительность сенсора к разным типам веществ (в том числе и тем, наличие которых имеет диагностическое значение в медицине) обеспечивается иммобилизацией на поверхности отверстий специфических антител.
Устройство химического детектора было, по словам ученых, подсказано им необычными свойствами хранящегося в Британском музее римского Кубка Ликурга. Сделанный из стекла с добавлением порошка наноразмерных частиц золота и серебра, кубок выглядит зеленым в отраженном свете и красным — в проходящем. Это объясняется тем, что наночастицы металла изменяют длину волны света в зависимости от угла его падения. Исходя из этого, авторы решили назвать устройство «матрицей наноразмерных ликурговых чаш» (nanoscale Lycurgus cup arrays — nanoLCA).
В чём секрет древнеримского артефакта, который не могут воссоздать сегодня: Кубок Ликурга
Кубок Ликурга считается уникальным не только по своей отделке, но и благодаря некому загадочному цветовому эффекту. Чаша меняет свой цвет в зависимости от освещения — она становится то нефритово-зелёной, то кроваво-красной. Как же это возможно?
Кубок изготовлен из дихроичного, то есть двухцветного стекла. С помощью современных технологий анализа, учёным удалось выяснить, что стекло содержит крошечные частички серебра и золота. Чтобы вообразить насколько они малы, представьте себе, что они меньше, чем крупинка поваренной соли в тысячу раз! Именно наличие этих частичек ценных металлов в стекле и даёт этот удивительный цветовой эффект.
Другой вопрос: как создателям чаши, жившим в IV веке удалось достичь эффекта на уровне нанотехнологий? Это до сих пор загадка для современной науки. Происхождение артефакта тоже окутано тайной. Историки предполагают, что его нашли в гробнице высокопоставленного римского чиновника. После он попал к Римско-католической церкви и хранился там.
Учёные предполагают, что сюжет для украшения чаши историей Ликурга выбран не случайно. Картина символизировала победу римского императора Константина над Лицинием. Есть версия о том, что расцветка чаши символизирует собой процесс созревания винограда. Некоторые историки полагают, что кубок использовался жрецами бога Диониса на их служениях. Другие считают, что предназначение чаши заключалось в том, чтобы при наполнении её напитком, можно было бы выявить наличие в нём яда.
Заключения историков разнятся не только в том для чего предназначен этот кубок. Споры вызывает и его возраст, и место изготовления. Возможно, что диатрета была изготовлена именно в IV веке, а возможно и ранее. Место, где изготовили чашу, тоже вызывает вопросы, так как происхождение её неведомо. Предположения исследователей базируются на том, что в древние времена античности Рим и Александрия славились, как города уникальных мастеров-стеклодувов.
Уникальная технология создания кубка Ликурга поражает воображение и сегодняшнего, искушённого зрителя. Как это работает? Как может чаша изменять свой цвет? Самый простой способ объяснить этот феномен, состоит в том, что когда свет падает на металлические частицы в стекле, их электроны вибрируют по-разному. Эти вибрации лишь частично отражают проходящий свет, создавая тот самый эффект двухцветности.
Учёные выяснили, что тип жидкости, которой наполняют чашу, тоже влияет на её цвет. Подробные выводы затруднены тем, что исследователи не могут использовать в своих экспериментах кубок Ликурга. Им приходилось воссоздавать тестовый образец, поэтому всё это лишь теории. Несмотря даже на то, что созданная учёными модель на 100% более чувствительна,чем современные электронные датчики. Эта технология может быть весьма полезной для выявления патогенных микроорганизмов, или для предотвращения пронесения опасных жидкостей на борт самолёта, террористами.
Очень обидно, что уникальные нанотехнологии, которые использовались человеком ещё в эпоху античности, безвозвратно утеряны. В середине 20 века НАСА начало работать с дихроичным стеклом. Их технология отличалась от древней тем, что всё происходило с помощью испарения различных металлов в вакуумной камере. Потом полученную смесь наносили на стекло в виде тонкой плёнки. Покрытие видно невооружённым глазом. Его используют для того, чтобы защитить астронавтов и космические корабли от опасного прямого солнечного излучения. Также дихроичное стекло используют в декоративно-прикладном искусстве, при создании оптических фильтров и ювелирных изделий.
Древний Рим
242 поста 2.8K подписчиков
Правила сообщества
Просьба уважать правила сайта и постить сообщения только по тематике сообщества. В случае если ваше сообщение не соответствует теме, оно будет перенесено в общую ленту. Сообщество не является академическим обществом профессионалов, но все же, старайтесь подкреплять свои заявления фактами и не распространять мифы, слухи и прочее иначе будет вынесено предупреждение с дальнейшим баном. Неоднократное игнорирование тематики сообщества ведет к бану.
То не могут воссоздать, то ученые экспериментируют на копии. Копипастер, вы уж определитесь, туда или сюда. Вибрирующие электроны тоже хороши, конечно.
Чаша искусно стеклом золоченым покрыта,
Сока лозы возжелал шлемоблещущий Гектор.
Дланью могучей воздев в честь Богов славный кубок,
Воин постиг, что сжимает он фаллос сатиров.
Думаю, само стекло образовалось природным путём и было найдено римлянами, которые считали его драгоценным камнем, с которого и решили сделать эту чашу. Римляне, конечно, развиты были, но не настолько чтобы создавать метаматериалы искусственно.
Видеомонтаж как хобби, Византия за 11 минут
Правда ли, что слово «иммунитет» происходит от римского слова для обозначения рабов?
Распространено мнение, что в Древнем Риме иммунами называли рабов, выживших во время эпидемии — якобы так возник распространённый сейчас термин. Мы проверили, насколько это мнение обоснованно.
(Для ЛЛ: нет, неправда. Происхождение слова другое)
Контекст. В течение 2021 года сразу несколько пабликов во «ВКонтакте» опубликовали посты с практически одинаковым текстом: «В Древнем Риме иммунами называли рабов, выживших во время эпидемии. Их отправляли на уборку трупов, и, если после этого он выживал, его освобождали, он получал immunitas. Так возникло слово «иммунитет»». Подобные сообщения можно найти, например, в группе «5 интересных фактов» (4,4 млн подписчиков), причём идентичные публикации появлялись там минимум дважды: в феврале и в декабре. Аналогичные посты набирали сотни и тысячи лайков и в менее популярных пабликах. Не меньшее внимание привлекли публикации схожего содержания и в других соцсетях, например в Facebook и Twitter.
Начнём с того, откуда вообще произошло слово «иммунитет». В «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией Кузнецова говорится, что этот термин восходит к латинскому immunitas или immunitatis — «освобождение от чего-либо». Схожие версии изложены в этимологических словарях под редакцией Семёнова и Шанского, а также в «Большой российской энциклопедии» и «Биологическом энциклопедическом словаре». В русский язык слово «иммунитет» попало из европейских (вероятнее всего, через немецкий), где восходит к тому же латинскому immunitas.
Аналогичная точка зрения представлена и в Oxford Classical Dictionary. Грэм Бёртон в статье о слове immunitas пишет:
«Immunitas — это освобождение сообщества или отдельного лица от обязательств перед римским государством или отдельного лица от обязательств перед местным сообществом».
В Риме «иммунитет» (то есть освобождение от податей) могли получать даже целые города, такое право давали как на постоянной основе, так и на временной (например, после стихийного бедствия).
Иммуны в Древнем Риме действительно были, но к рабам и эпидемиям, вопреки авторам публикаций в соцсетях, они не имели никакого отношения. Таким словом называли солдат, которых освобождали от многих рутинных обязанностей, поскольку те обладали высокой квалификацией в другом ремесле. Среди них могли быть кузнецы, каменщики, плотники, стекольщики, оружейники, мясники, конюхи и представители других профессий.
Нам не удалось найти ни одного сколько-нибудь серьёзного источника, который подтверждал бы версию о происхождении слова «иммунитет», изложенную в соцсетях. Словари и специализированные ресурсы не связывают его этимологию с древнеримскими рабами и тем более эпидемиями. Термин «иммун» в то время действительно существовал, однако имел совсем иное значение. Судя по всему, изложенная в проверяемых сообщениях версия полностью выдумана и не имеет никакого отношения к действительности. К аналогичным выводам пришли наши коллеги-фактчекеры из Украины и Казахстана.
Фото на обложке: гравюра Ж. Левассёра «Ангел смерти у двери во время чумы в Риме»
В сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Римское проклятие забвения – Мария Назарова
Что такое проклятие забвения? Когда и по отношению к кому применялась эта практика? Как в Древнем Риме избавлялись от памяти о людях, попавших в немилость? Как древнеримские обычаи пересекались с политикой?
О римском проклятии забвения на примере императора Нерона и других древнеримских правителей рассказывает Мария Назарова, доцент кафедры истории и теории искусств Института дизайна и искусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологии и дизайна, член российской ассоциации антиковедов, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член союза художников России, член ассоциации искусствоведов.
Стрим!
5 декабря, 18:00 по МСК.
Стрим с Владимиром Герасименко!
— причины кризиса Республики
— попытки решения и план Октавиана
— развитие принципата до домината
Эти и многие другие вопросы будут рассмотрены на стриме.
Пишите свои вопросики в комменты, разберём понравившиеся!
P.S. Также вы можете ещё раз ознакомиться с его лучшими материалами на Пикабу по Риму:
Будни гладиатора. Чем занимались гладиаторы кроме битв на аренах
Гладиаторские бои – это жесткая мясорубка или популярный «шоу-бизнес» древнего мира?
Кто сражался на потеху публики, как жили и чем занимались бесстрашные бойцы той эпохи? Чтобы ответить на этот вопрос, придется развеять некоторые мифы и заблуждения, касающиеся римских атлетов.
Жизнь гладиатора была очень рискованной. В каждом бою у гладиатора был 10-процентный шанс, что этот выход на арену станет последним.
Гладиаторы: кто они
Изначально гладиаторов набирали из крепких, мускулистых рабов, военнопленных и преступников. Они не имели никаких прав, у них была лишь одна обязанность – сражаться и умереть с честью.
Но к закату Римской империи немалую часть бойцов составляли добровольцы, сознательно принявшие статус гладиатора на определенный период времени. Гладиаторство по контракту давало определенные преимущества, которые в их глазах могли перевесить опасность этого ремесла. В новобранцы шли, рассчитывая на славу и богатство, любовь римских аристократок и статус члена особого мужского братства.
Часто присягу принимали богатые и знатные патриции, жаждавшие славы. Даже римские императоры участвовали в гладиаторских боях. Император Коммод убивал на арене медведей и пантер, Калигула и Тит сражались с людьми, но безопасность знати обеспечивали тупые клинки соперников.
Быт и питание гладиаторов
Гладиаторы жили и обучались в специальных школах, практиковавших аскетизм и строжайшую дисциплину. Самая крупная из них – Лудус Магнус в Риме соединялась с Колизеем подземным туннелем. А самой известной считается школа в Капуе, где за 73 г. до нашей эры поднял восстание Спартак.
Гладиаторы жили гораздо лучше рабов, ведь вложение в них было инвестициями, обеспечивающими владельцу огромную прибыль. Жизнь бойца ценилась высоко, поскольку на его подготовку уходило много времени и средств. Те, кто подписал контракт, участвовали сначала в тренировочных боях. Если они оказывались успешными, атлет должен был провести оговоренное число схваток на арене и принести доход своему хозяину (ланисте). После этого победитель получал деревянный меч-рудий, символизирующий свободу.
К каждой казарме был прикреплен лекарь, который следил за физическим и моральным состоянием бойцов, рационом питания, составлял план тренировок. Вопреки расхожему мнению, стол атлетов не ломился от обилия жирных, мясных блюд. Гладиаторы были вегетарианцами. Еда новобранца состояла из каш и похлебок, ячменных лепешек, овощей и фасоли.
На растительной пище бойцы быстро набирали нужный вес, поэтому выглядели не мускулистыми и поджарыми, а напоминали заплывших жирком борцов сумо. Жировая прослойка хорошо защищала от травм и ударов, а стронций, содержащийся в вегетарианских блюдах, укреплял кости и ускорял заживление ран.
Лишь накануне решающего боя гладиатор мог рассчитывать на послабления. Перед сражением ему предоставлялось право «свободной трапезы», когда разрешалось съесть любимое блюдо на выбор.
Хорошо обученный, опытный гладиатор стоил дорого и приносил своему владельцу существенную прибыль. Поэтому жестокие правила схваток постепенно смягчались, ведь убивать бойца было невыгодно. Император мог помиловать профессионального атлета даже в том случае, когда толпа требовала его смерти. Известно, что Октавиан Август повелел запретить бои со смертельным исходом, а в том случае, когда побежденный все же погибал, устроитель игр обязан был возместить ланисте стоимость раба.
Победители гладиаторских боев получали лавровые венки, ценные призы, золотые и серебряные монеты, которыми их осыпали зрители. Особо отличившихся любимцев публики императоры одаривали домами и землями. Удачливые атлеты поднимались на вершину социальной лестницы. Купаясь в славе и богатстве, они выходили на арену всего 2-3 раза в год и при желании легко могли купить себе свободу.
Успешные гладиаторы становились состоятельными людьми, обзаводились поместьями, покупали дорогую амуницию, гетер, врачей, поваров или создавали семью – женились, заводили детей. Удачливые победители превращались в кумиров толпы, их боготворили, изображения победителей помещали на вазы, фрески, барельефы.
Гладиаторы на пенсии
На арене гладиаторы были соперниками, но в обычной жизни объединялись в сообщества. Члены такого братства поддерживали своих товарищей. Если боец погибал на арене, члены гладиаторского «профсоюза» заботились о достойном погребении и контролировали выплату денежного пособия жене и детям, потерявшим главу семьи.
Несмотря на регулярные кровавые сражения, гладиаторы имели все шансы дожить до преклонных лет. После 20-30 боев, оговоренных контрактом, атлет имел право получить свободу и уйти на покой. В отставке многие становились наставниками, обучая новичков в гладиаторских школах, открывали небольшой бизнес, либо жили на те средства, которые скопили за годы выступлений на арене. Некоторые переквалифицировались в телохранителей и даже наемных убийц, а наиболее успешные сами превращались в рабовладельцев и выбивались в ланисты.
Совсем слабым и немощным помощь оказывало гладиаторское сообщество, от которого израненный и больной боец получал определенную сумму на жизнь. Так что в Древнем Риме право на пенсионное обеспечение имели не только солдаты-легионеры, но и престарелые гладиаторы, ведь понятие честь и совесть для бесстрашных бойцов арены было не пустым звуком.
Говорил ли Цицерон: «Чем ближе крах империи, тем безумнее её законы»?
Ч. Маккари. Цицерон произносит речь против Катилины (1888)
Древнеримскому философу зачастую приписывают фразу о том, что судьбу государства можно предсказать по развитию его законодательства. Мы проверили, корректна ли такая атрибуция.
(Спойлер для ЛЛ: неверная атрибуция цитаты)
(Если вам показалось, что в проверяемых цитатах есть какой-то остросоциальный подтекст, то вам показалось. Наверное.)
Контент. Хотя эту цитату можно встретить и на нескольких сайтах с коллекциями афоризмов (например, «Жемчужины мысли» и Socratify.net), особую популярность она снискала в соцсетях и на блог-платформах. Отдельные пользователи и целые паблики нередко приводят якобы изречение Цицерона в публикациях с критикой той или иной законодательной инициативы. Подобные примеры можно с лёгкостью найти во «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассниках», Twitter и Instagram, на Pikabu, LiveJournal и Reddit.
В сочинениях Цицерона цитату про зависимость между качеством законов и близким разрушением государства мы обнаружить не смогли. Её не упоминают авторитетные учёные, занимающееся Античностью, или авторы комментариев к текстам философа. При поиске похожих фраз на английском языке упоминания в серьёзных источниках также найти не удалось — в основном она встречается на сайтах с коллекциями цитат, форумах и в социальных сетях.
Не исключено, что приписываемая Цицерону фраза — это искажённая цитата из сочинения другого античного автора, историка Тацита. В его «Анналах» встречается выражение Corruptissima re publica plurimae leges. Его переводят по-разному, среди вариантов: «Больше всего законов было издано в дни наибольшей смуты в республике», «В самом испорченном государстве больше всего законов» и «Чем ближе государство к падению, тем больше в нём законов».
UPD: Внимательный пикабушник @alexmix абсолютно справедливо указал тут #comment_218593186, что во времена Цицерона никакой империи в древнем Риме ещё не было. Спасибо ему за это 🙂
Цитата гуляет в сети именно в этой формулировке.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Римский мост, Германия, возраст 1800 лет
Римский мост (нем. Römerbrücke) — древнеримский каменный мост через реку Мозель в немецком Трире, старейший мост в Германии. Памятник мостостроения древнеримской эпохи.
Мост был построен древними римлянами у брода через Мозель, где возник их город Augusta Treverorum. С этого моста жители приносили жертвы речным богам, что делает дно Мозеля в данном месте важным историко-археологическим объектом. Девять опор моста были построены во II веке нашей эры в период, когда Трир входил в состав Римской империи и считаются до сих пор «чудом техники», поскольку служат опорой моста уже в течение двух тысяч лет. В то же время мост в целом является памятником более позднего времени, поскольку его пролёты возводились заново в начале XII века, а затем в XVIII веке после того, как были разрушены в ходе боевых действий.
Правдива ли история про английских лучников, средний палец и происхождение выражения f#ck you?
В соцсетях можно встретить забавную историю о том, что происхождение известного жеста и не менее распространённого ругательства берёт начало от битвы при Азенкуре, состоявшейся в 1415 году. Мы проверили, так ли это на самом деле.
(Спойлер для ЛЛ: неправда)
Современные учёные придерживаются мнения, что демонстрация среднего пальца приобрела своё символическое значение задолго до Столетней войны. По словам антрополога Десмонда Морриса, «это один из самых древних из известных нам жестов». Специалист уверен, что он происходит из первобытных времён, а его символика довольно проста: средний палец — пенис, сжатые пальцы — тестикулы.
Использование подобного жеста можно встретить уже в античные времена. Так, в сочинениях Диогена Лаэртского упоминается история, связанная с Диогеном Синопским — якобы тот указал на Демосфена именно средним пальцем со словами:
«Вот вам правитель афинского народа». Там же описан другой эпизод: «Большинство людей, говорил он (Диоген Синопский. — Прим. ред.), отстоит от сумасшествия на один только палец: если человек будет вытягивать средний палец, его сочтут сумасшедшим, а если указательный, то не сочтут».
Жест сохранился и в Древнем Риме. Например, в эпиграмме Марциала говорится:
«Смейся, Секстилий, над теми, кто называет тебя педерастом, и показывай им средний палец».
В другой его эпиграмме рассказывается о старике, который хвастается отменным здоровьем и демонстрирует врачам «неприличный» палец. Использование этого жеста в Древнем Риме описывает и американский исследователь Энтони Корбелл.
Но вернемся к Столетней войне. Современные историки, занимающиеся этим историческим периодом, не согласны с популярной в интернете байкой. Энн Карри, профессор Университета Саутгемптона и бывший вице-президент Королевского исторического общества, посвятила целую книгу битве при Азенкуре. В ней исследовательница пишет:
«Ни в одной хронике или историческом сочинении XVI века нет сообщений о том, что английские лучники показывали какие-либо жесты французам после битвы, чтобы продемонстрировать тем, что у них всё ещё есть пальцы. Нет никаких доказательств тому, что при захвате лучника тем или иным способом противник отрезал ему пальцы».
Схожую оценку даёт и американский историк Джон Киган.
Возможный первоисточник популярной легенды — хроника XV века, написанная французом Жаном де Вавреном. В ней говорится, что в своей речи перед битвой английский король Генрих V якобы заявил:
«Французы хвастались, что они отрежут по три пальца с правой руки всех попавших в плен лучников, чтобы впоследствии ни один воин или конь не был убит с помощью их луков».
Подлинность этого утверждения весьма сомнительна — присутствие французского хрониста при выступлении английского короля в условиях войны представляется маловероятным.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Аудиоверсии проверок в виде подкастов c «Коммерсантъ FM» доступны в Simplecast, «Яндекс.Подкасты», Apple Podcasts, «ЛитРес», Soundstream.
После окончания второй иллирийской войны, римляне были связаны войной с Карфагеном. В период с 218 г. до н.э. по 216 год Ганнибал перешедший Альпы вторгся в Италию и нанес римлянам ряд тяжелейших поражений, при Треббии, Тразименском озере и Каннах. Там же, в битве при Каннах погиб Луций Эмилий Павел, ранее руководивший боевыми действиями в Иллирии. В этом же году несколькими месяцами позже в Цизальпинской Галлии погиб и Луций Поступий Альбин, известный по первой иллирийской войне. В ходе этих сражений были разбиты основные консульские армии, и резерв набранный в Италии, фактически вся территория римлян осталась беззащитной против армии Карфагена. Племена южной Италии, ранее бывшие союзниками римлян, перешли на сторону Ганнибала.
В это же время царь Македонии Филипп V в 217 году до н.э. провел успешную кампанию на Пелепонессе и вернулся в Македонию. Всё это время он внимательно следил за действиями Ганнибала в Италии. Весной того же года Филипп V выступил против дарданов и взял Билазоры. Он отправился во Фтиотиду, неудачно пытался взять Мелитеи, но после упорной осады взял Фтиотийские Фивы. Все население было продано в рабство, а сам город переименован в Филиппополь. Фарский тиран Деметрий посоветовал Филиппу закончить войну. В итоге в Навпакте на условиях «статус-кво», был заключен мир между Македонией и Этолийским союзом, завершивший долгую Союзническую войну.
Римляне, закрепившиеся к этому времени на восточном побережье Адриатического моря и начавшие вмешиваться в дела Греции, представляли серьёзную помеху для планов Филиппа V. Назревал новый конфликт.Давайте же мы кратко рассмотрим ситуацию, которая на тот момент складывалась у македонского царя.
Филипп V македонский
Пока Рим был связан очередной войной с Карфагеном, этим решил воспользоваться Филипп V Македонский и расширить свои владения на западе. По словам древнегреческого историка Полибия, важнейшим фактором, заставившим Филиппа принять такое решение, было влияние, которое на него оказывал уже упоминаемый нами Деметрий Фаросский.
Деметрий, после Первой Иллирийской войны с 229 г. до н. э. правил большей частью побережья Иллирии, той её частью, что находилась под протекторатом Рима. Однако в 219 г. до н. э. во время Второй Иллирийской войны он был побежден римлянами и бежал к македонскому царю Филиппу V.
Участвуя в войне против Этолийского союза, Филипп получил известие о сокрушительной победе Ганнибала над римлянами при Тразименском озере. Поначалу Филипп показал сообщение об этой победе только находившемуся при нем Деметрию. Возможно увидев в этом событии удобный случай, чтобы восстановить свою власть над утраченными землями, Деметрий посоветовал молодому царю заключить мир с этолийцами и обратить особое внимание на Иллирию и Италию.
Полибий, цитируя Деметрия, говорит:«И теперь уже вся Эллада покорная ему, уверял Деметрий, будет покорна и впредь: ахейцы по доброй воле, из расположения к нему, а этолийцы из страха, вследствие неудач, какие претерпели в настоящей войне. Между тем Италия, продолжал он, и переправа к ней будут первым шагом к завоеванию всего мира, каковое приличествует ему больше, чем кому бы то ни было иному. Теперь, когда римляне сокрушены, настал для этого благоприятный момент!»
В итоге Филипп решил начать войну. Однако сначала ему было необходимо закончить Союзническую войну, которую он вместе с Ахейским союзом вел против Этолийского. Филипп сразу начал мирные переговоры с Этолийцами. На переговорах, прошедших на побережье недалеко от Навпакта, Филипп встретился с их лидерами, и мирный договор был заключен.
Для того что бы выбить римлян из восточной части Иллирии, необходим был сильный флот, который смог бы блокировать италийские порты и не допустить подвоза подкреплений и ресурсов для тех римских подразделений которые уже находились в Иллирии при дворах различных правителей. Несмотря на то что основная масса римского флота была занята в западном средиземноморье, небольшая эскадра все еще оставалась в адриатическом море, курсируя между Италией и Иллирией и занимаясь патрулированием и охраной торговых кораблей. Для того что бы победить римлян, македонянам необходим был свой флот. Для этих целей зимой 217-216 годов до н.э. по приказу Филиппа V, были построены 100 кораблей, в основном лембы и либурны, небольшие, но быстроходные корабли, которые использовались иллирийцами, и были пригодны скорее для доставки войск, блокирования портов и перехвата грузовых кораблей, чем для сражений с римскими триремами.
Однако в прямое морское сражение вступать и не планировалось, Филипп прекрасно понимал, что шансов противостоять римскому флоту у него нет. Римские флотоводцы закаленный в боях с Карфагеном имели больше опыта. Римские корабли в основной своей массе были тяжелее и больше иллирийских, плюс к этому несли на своем борту тяжеловооруженных пехотинцев, составляющих абордажные команды. Однако всё же большая часть римского флота базировалась в Лилибее на западе Сицилии, и была занята войной с Карфагеном.
В начале лета Филипп во главе своего флота покинул Македонию, пройдя проливом Эврип между островами Эвбея и областью Беотия, обогнул мыс Малея и бросил якорь в водах островов Кефалления и Левкады, в ожидании новостей о местонахождении римского флота. Получив известия о том, что флот римлян все ещё находится в Лилибее, Филипп отплыл на север и отправился к Аполлонию в Иллирии. Однако когда македонский флот находился вблизи острова Сасон, Филипп получил донесение, что некоторые римские квинквиремы были замечены направляющимися к Аполлонии. Убежденный в том, что чуть ли не весь римский флот идет на него, Филипп приказал немедленно сниматься с якоря и возвращаться в Кефаллению. Таков был ужас, который внушали римляне македонскому правителю.
Полибий, описывая поспешное отступление флота, пишет о «панике» и «беспорядке». А также говорит, что на самом деле римляне направили эскадру лишь из десяти кораблей, и что из-за «напрасной тревоги» Филипп упустил лучший шанс на достижение своих целей в Иллирии, и хоть и вернулся в Македонию «без потерь, но не без посрамления».
И лишь после поражения римлян в битве при Каннах Филипп окончательно решил, принять сторону Карфагена.
И вот к Ганнибалу на тот момент находящемуся в Италии, было направлено посольство македонян. Послы, минуя гавани Брундизия и Тарента, охраняемые римскими кораблями, направились через Апулию в Капую, но по пути наткнулись на римский сторожевой пост, где были схвачены и доставлены к претору Марку Валерию Левину, стоявшему с войсками в окрестностях Луцерии. Глава посольства Ксенофан смело заявил, что он был послан царём Филиппом заключить с римским народом союз, и наделён для этого соответствующими полномочиями. Претор обрадовался возможности такого союза, принял македонян как гостей и дал им проводников. Благодаря этой хитрости посланники Филиппа V благополучно добрались до Ганнибала и договорились с ним о союзе.
Но ратификация этого договора затянулась. Направленные Ганнибалом с ответной миссией вместе с македонянами Гисгон, Бостар и Магон по пути были перехвачены римским флотом под командованием Публия Валерия Флакка. На этот раз уловка Ксенофана не удалась, и при обыске были обнаружены письмо Ганнибала Филиппу и договор о союзе. Послов под усиленной охраной отправили в столицу, где весть о договоре Ганнибала с македонским царём вызвала страшную тревогу. Был срочно усилен флот. Флакку было поручено собирать информацию о намерениях македонян, а претор Левин должен был быть готов переправиться с войсками на Балканы, чтобы «удержать Филиппа в его царстве».
Тем временем Филиппу V стало известно о захвате его посольства, однако не были ясны достигнутые договорённости. Поэтому царь направил ещё одну миссию в составе Гераклита Тёмного, беотийца Критона и Сосифея из Магнесии. Они успешно выполнили поручение и доставили ответ. Но предпринять какие-либо практические шаги по осуществлению этого договора вследствие окончания лета (наиболее подходящей поры для навигации и военных действий) Филипп V в этом году уже не успел. Тем временем римляне развили бурную деятельность по сплочению антимакедонской коалиции в Греции, где уже в 214 году до н. э. вспыхнула война против оставшейся в изоляции Македонии. В итоге экспедиция македонской армии в Италию (если она и вообще планировалась) не состоялась.
Свидетельства Ливия и Полибия позволяют сделать следующие выводы. Оборонительный и наступательный союз между Македонией и Карфагеном был антиримским. Об этом говорит тот факт, что Филипп V во главе большого флота должен был помогать Ганнибалу подавить сопротивление римлян. В войне против них македоняне считаются союзниками карфагенян. Они объявляют римлян своими врагами, заключение союза с которыми возможно лишь с общего согласия обеих сторон. Филипп V с Ганнибалом чётко определяют послевоенное разделение сферы влияния, оставляя запад за Карфагеном, а восток — за Македонией. Армии двух полководцев должны переправиться в Грецию и «повести войну, с кем укажет царь». От римлян потребуется отказ от Иллирии. Всё это должно быть осуществлено после того, как Филипп V поможет Ганнибалу захватить Италию. Это значит, что разделение сфер влияния в Средиземноморье зависело от успешного исхода Пунической войны, в которой борьба с Римом становилась первоочередной задачей, как Карфагена, так и Македонского государства. Более поздние античные источники согласуются с этим мнением. Так, Евтропий указывает, что Филипп V послал к Ганнибалу послов, обещая прислать ему помощь против римлян, с тем, чтобы после победы над римлянами Ганнибал также помог ему против греков.
Итак, раскрывшийся союз Македонии и Карфагена вызвал сильную тревогу в Риме. Стало очевидно, что несмотря на тяжелейшее положение дел в самой Италии из-за войны с Ганнибалом, назревала новая война с Македонией, которой уже вряд ли удастся избежать.
Особенно тем кто посмотрел видео и поддержал канал 😏😏
Римское завоевание Иллирии (ч 1)
Прежде чем перейти к описаниям событий Великого Иллирийского восстания 6 г. н.э. которое уже упоминалось в роликах по германским завоеваниям Рима, и понять его огромное значение и влияние на весь ход истории, следует рассмотреть события, которые ему предшествовали и в конечном итоге к нему привели.
Для начала давайте с вами вернемся на более чем два века назад и рассмотрим малоизвестные страницы римской истории.
Взор римлян на балканский полуостров обратился еще во время войн с Пирром. Однако, начавшаяся Первая Пуническая война против Карфагена, отложила планы по завоеванию Балкан. Только после этой войны, когда под власть Рима уже попала Сицилия, Сардиния и часть ближней Испании, наконец, дошла очередь и до Иллирийских земель, размещавшихся в северо-западной части Балканского полуострова. Все эти области стали одними из первых завоеванных территорий за пределами Италии.
Первоначальное покорение Иллирии началось в 30-х годах IIIв. до н.э. После победы Рима в первой Пунической войне, авторитет и военная мощь Карфагена, была подорвана. Некогда великий город утратил звание «хозяина» западного средиземноморья, и, что важнее, принадлежавшие ему ранее торговые монополии. Благодаря этому активизировалась римская морская торговля. Италики искали рынки сбыта своих товаров. Однако римские торговые корабли в Адриатическом море то и дело подвергались нападениям Иллирийских пиратов, населявших прибрежные острова Далматского архипелага, и береговые области Балкан, именно они контролировали эти воды. Да, морское пиратство в этом регионе процветало, и многие жили за его счёт целыми поколениями.
Примерно в это же время местные племена начали объединение в единое государство, достигшее своего расцвета при царе Агроне и его жене царице Тевте. Государство это было столь сильно, что стало угрозой даже для греков. К 230 г. до н. э. Агрон захватил часть Эпира, остров Фарос и Керкиру (совр. Корфу) и стремился ещё дальше. Для защиты от возможных нападений монарх заключил союз с царём Македонии Деметрием II. Однако планы по завоеванию не осуществились. Царь Агрон вскоре умер, а его сын Пиннес был ещё слишком мал. В итоге, вся власть над царством перешла царице Тевте.
Но если греческие дела в это время еще никак не интересовали римлян, то ущерб, причиняемый италийской торговле, не мог их не затрагивать. Поэтому сенат, несмотря на то, что у него в этот момент было много других забот, вынужден был вмешаться. Осенью 230 г. до н.э. к царице явились два римских посла братья Гай и Луций Корункании с требованием возмещения убытков италийским купцам и гарантий в том, что нападения пиратов прекратятся в дальнейшем. Тевта, однако, на тот момент находившаяся в зените своего могущества и полагавшая, что римляне никогда всерьез не вмешаются в восточные дела, приняла послов сурово, холодно и надменно. Она заявила, что в Иллирии «не принято мешать кому-нибудь приобретать себе добычу на море». Тогда один из послов, оскорбленный приемом и словами царицы, воскликнул: «Ну, так мы постараемся исправить иллирийские обычаи!». Разъяренная Тевта прервала переговоры, а на обратном пути на римских послов напали пираты и убили того из них, который осмелился сказал дерзость царице.
Этот факт, конечно же, сделал невозможным мирное разрешение вопроса. Сенаторы, принявшие выжившего посла, были крайне возмущены таким исходом событий. Немедленно же было принято решение раз и навсегда покончить с пиратством силовым путем. Весной 229 г. до н.э. Тевта снова послала большой флот в греческие воды. Иллирийцам чуть было не удалось хитростью захватить Эпидамн. Вытесненные оттуда жителями, они принялись за осаду Коркиры на одноименном острове. Разбив небольшой ахейско-этолийский флот, явившийся на помощь осажденным, иллирийцы завладели Коркирой.
В этот момент в восточных водах появился римский флот, состоявший из 200 судов под командованием Гнея Фульвия Центумала, а вскоре из Брундизия удалось перебросить наземные войска, около Аполлонии высадилась римская армия, включавшая 20 тыс. пехотинцев и 2 тыс. кавалерии, во главе с консулом Луцием Постумием Альбином. Римляне начали войну одновременно и на суше и на море. Македония в этот момент ничем не могла помочь Тевте, так как Деметрий II умер, оставив после себя своего 9-летнего сына Филиппа V. В государстве возникли внутренние смуты и внешние затруднения, которые регент Антигон Досон, двоюродный брат Деметрия, смог прекратить далеко не сразу.
Итак, римский флот явился на помощь Коркире. Он, правда, опоздал, но начальник иллирийского гарнизона грек Деметрий Фаросский перешел на сторону римлян и сдал им город. После этого остальные греческие города адриатического побережья (Аполлония, Эпидамн и др.) также отдались под защиту римлян. Выразили покорность Риму и некоторые соседние варварские города. Затем консулы двинулись вглубь материка; они освободили от осады Иссу, взяли штурмом ряд городов и подчинили большую часть страны союзнику Рима Деметрию Фаросскому. Теснимая со всех сторон, Тевта бежала в глубь страны и укрылась в укрепленном городке. Согласно Полибию, в конце года Центумал вернулся в Италию с большей частью флота, включавшую 160 кораблей из 200, а его соратник Луций Альбин перезимовал с войсками в Иллирии.
Весной 228 г. до н.э. царица Тевта согласилась заключить мирный договор, по которому обязалась не позволять своим кораблям заплывать южнее Лисса, гарантировала выплату дани и отказывалась от претензий на города, контролируемые Римом. После этого Альбин вернулся в Рим, где был удостоен триумфа.
Завоеванные области римляне не пожелали превратить в свои непосредственные владения, подобно Сицилии и Сардинии. Для этого они были еще слишком мало заинтересованы в Балканском полуострове. Их основная цель, ради которой они объявили войну, — обеспечить безопасное плавание по Адриатическому морю — была достигнута (или, по крайней мере, казалась достигнутой), поэтому часть занятой территории они передали Деметрию Фаросскому, который стал управлять ею в качестве самостоятельного правителя. Население другой части, в том числе греческих городов Коркиры, Аполлонии, Эпидамна и др., фактически было поставлено в положение, близко напоминавшее положение римских союзников: они пользовались полной внутренней самостоятельностью и не платили налогов, но римляне сохраняли за собой право требовать от них поставки вспомогательных войск. Формально же эти новые союзники были так называемыми «сдавшиеся» (dediticii) и, следовательно, находились в полной зависимости от Рима.
После заключения мира римский консул отправил в ахейский и этолийский союзы послов, которые официально информировали их о произошедших событиях. Греки выразили огромную радость по поводу разгрома иллирийских разбойников. Кроме того, римляне становились теперь их союзниками в борьбе с Македонией. Спустя немного времени сенат направил аналогичное посольство в Коринф и Афины. Здесь прием был не менее радушен. Коринфяне даже вынесли постановление о допущении римского народа к истмийским играм. Этим постановлением римляне были официально признаны эллинами, хотя про себя греки, конечно, продолжали считать их варварами. Но Рим стал слишком крупной силой, и грекам приходилось с этим считаться.
Однако история не стоит на месте, и события развивались дальше не менее стремительно.
Вторая Иллирийская война
Если римский сенат полагал, что заключённый мир раз и навсегда решил иллирийскую проблему, то он жестоко заблуждался. Македония в правление Антигона Досона снова окрепла: почти весь Пелопоннес оказался под ее властью. Это тотчас же отразилось на политике Деметрия Фаросского, который после смерти (или отречения от престола) Тевты стал правителем части Иллирии. В конце 220-х годов до н.э. надеясь, что римляне, занятые испанскими и галльскими делами, не станут вмешиваться, он открыто выступил в Греции союзником Антигона – царя Македонии. Римский сенат действительно пока не реагировал на измену Деметрия. Это придало ему еще больше храбрости. Вскоре Антигон скончался и на македонский престол вступил 17-летний Филипп V, который в тот же момент был втянут в длительные войны с греками. Однако Деметрий в 220 г. появился со своим пиратским флотом в греческих водах, и начал нападать на римские корабли.
Но он просчитался: Риму было необходимо развязать себе руки для предстоящей войны с Карфагеном, которая вошла в историю под названием второй пунической, однако сначала необходимо было покончить с Деметрием.
В 219 г. до н.э. большой римский флот и армия снова появились в Адриатике под командованием обоих консулов, Луция Эмилия Павла и Марка Ливия Салинатора. Молодой македонский царь, занятый по горло греческими делами, пока ничем не мог помочь Деметрию, поэтому вторая иллирийская война кончилась очень быстро. Не рискуя открытым столкновением с римлянами и желая в расчете на македонскую помощь, как можно дольше затянуть войну, Деметрий решил отсиживаться в укрепленных городах Дималлуме и Иссе, но римляне быстро взяли две его сильнейшие крепости. Дималлум который первоначально планировалось осадить, уже через семь дней был взят штурмом. Вскоре планировалась высадка на острове Фарос, где находилась хорошо укрепленная крепость. Там Деметрий и планировал отсиживаться. Ресурсов, запасов и людей было вполне достаточно, чтобы выдержать длительную осаду. Здесь он рассчитывал продержаться до подхода македонских войск.
Командующий армией консул Эмилий Павел также, как и при Дималлуме не планировал вести долгую осаду, а рассчитывал одним лобовым ударом взять крепость. Для этого он пошел на некоторую военную хитрость. Часть римлян удалось незаметно высадить с другой стороны острова, и занять лесистую местность. Тем временем на следующий день римский флот подошел к гавани Фароса, небольшая группа кораблей с римским десантом приготовилась к высадке. Но уверенный в быстром разгроме десанта, Деметрий с большей частью гарнизона вышел из города и направился в гавань для противостояния высадке. В это же время из леса с другой стороны вышла основная римская армия, перерезав дорогу, ведущую от города к гавани. Связанный боем с римским десантом, Деметрий был атакован в тыл подоспевшими римлянами. Несмотря на разгром своей армии, Деметрию все же удалось бежать к Пиннесу, сыну Тевты, который формально оставлял за собой власть над Иллирией, а фактически был в зависимости у Рима. Несмотря на все призывы задержать Деметрия, ему все же беспрепятственно удалось выехать к Филиппу в Македонию. Римские послы были направлены в Македонию с требованием выдачи Деметрия, однако и там им было отказано.
По итогу второй иллирийской войны, крепости Фороса и Дималлума были разрушены. Пиннес обязался выплатить все задолженности по выплате дани, и компенсировать содержание римской армии. Хоть он и не являлся участником конфликта, римляне поставили ему в вину то, что он знал о приготовлениях Деметрия к войне, но никоим образом не известил об этом. Однако Пиннес остался при власти и в дальнейшем получал всяческую поддержку от римлян. Летом консулы с почестями вернулись в Рим, где были удостоены триумфа.
В целом в Иллирии планировалось оставить часть войск и флота для предотвращения угрозы римским владениям. Однако в конце того же 219 года до н.э. ситуация резко изменилась, Ганнибал взял в Испании союзный Риму город Сагунт, чем фактически начал новое противостояние. Начиналась война, которая вошла в историю как Вторая Пуническая, в связи с этим римлянам было уже не до Иллирии. Владения Деметрия, по-видимому, поступили под протекторат Рима, подобно тому, как это было сделано в 228 г. до н.э. Римская армия и флот вновь покинули Балканы. Но вот надолго ли. Время покажет. (Продолжение следует…)
Особенно тем кто посмотрел видео и поддержал канал 😏😏