Культура безопасности жизнедеятельности что это
§ 20. Культура безопасности жизнедеятельности — условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления
Культура безопасности жизнедеятельности — это определённый уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угрозы и опасной во всех сферах жизнедеятельности, в том числе от террористической деятельности во всех видах её проявления.
Безопасность — это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства.
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при этом роль каждого человека в обеспечении личной безопасности, безопасности общества и государства постоянно возрастает.
В настоящее время приоритетным в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности следует признать формирование антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления личности путём самовоспитания и самообразования.
Для этого каждому человеку необходимо выработать в себе ряд убеждений и качеств (см. § 19).
Вывод
Под современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности следует понимать способности личности и общества в условиях современного окружающего мира придерживаться принятых социальных норм и правил поведения с учётом перспектив их развития, соблюдение которых обеспечивает на доступном уровне защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от террористической деятельности.
Вопросы
Задание
Дополнительный материал к § 20
Профилактика террористической деятельности
Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, необходимы собственные усилия, постоянные и немалые. Для этого необходимо научиться предвидеть события, прогнозировать развитие различных опасных ситуаций и вести себя безопасно, чтобы снизить фактор риска от их последствий. Иметь чётко сформулированную цель жизни и добиваться её достижения, противостоять различным соблазнам и экстремистским предложениям, какими бы они ни казались привлекательными, учиться приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней своё поведение, управлять своими эмоциями, противостоять воздействию сильного стресса, вырабатывать эмоциональную устойчивость и психологическую уравновешенность в поведении в различных жизненных ситуациях. Постоянно формировать и совершенствовать свою индивидуальную систему здорового образа жизни и повышать уровень своей культуры безопасности жизнедеятельности, чтобы благополучно жить в нашем обществе в настоящее время и с учётом ближайших перспектив его развития, соблюдать нормы и правила поведения в соответствии с действующими законами и другими нормативно-правовыми документами Российской Федерации.
Культура безопасности жизнедеятельности
Культура безопасности жизнедеятельности – это определенный уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.
Понятие «культура безопасности» впервые было сформулировано МАГАТЭ в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России. В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От эмоционально-ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей, уверенности в необходимости и действенности проводимых мероприятий и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности выполняется на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровне. На индивидуальном уровне осуществляется привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей, сохранения и сбережения природной среды, развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью, привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем является приоритетной, мотивирование безопасной деятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств и способностей, обеспечивающих возможность действенного предупреждения и защиты от угроз и опасностей, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, формирования паттернов безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. На корпоративном уровне формирование культуры включает в себя установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации, создание атмосферы психологической настроенности на безопасность, развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности, проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий, четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками, контроль за соблюдением трудовой дисциплины. Развитие культуры безопасности жизнедеятельности на общественно-государственном уровне осуществляется путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер, развития науки и искусства в области экологии, снижения рисков, защиты от чрезвычайных ситуаций, привлечения религиозных институтов, совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др.
В современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают и современные технические средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (см. « Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей »).
Комплексное и системное развитие культуры безопасности жизнедеятельности на всех указанных уровнях позволяет повысить подготовленность населения, уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, усилить сплоченность общества перед различными опасностями, сократить людские потери и материальный ущерб в чрезвычайных ситуациях, будет являться одним из факторов обеспечения стабильного социально-экономического развития страны.
Источники: Катастрофы и образование / Под редакцией Ю.Л. Воробьева. – М., 1999; Дурнев Р.А. Проект Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций Минобрнауки России. 2005. Выпуски 23–24.
Культура безопасности жизнедеятельности — условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления
Владимир Петухов
Культура безопасности жизнедеятельности — условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления
Культура безопасности жизнедеятельности — это определённый уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угрозы и опасной во всех сферах жизнедеятельности, в том числе от террористической деятельности во всех видах её проявления.
Безопасность — это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства.
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при этом роль каждого человека в обеспечении личной безопасности, безопасности общества и государства постоянно возрастает.
Следовательно, наиболее фундаментальные свойства общей культуры как целого в той или иной степени присущи его части -культуре безопасности жизнедеятельности.
На индивидуальном уровне в рамках культуры безопасности жизнедеятельности осуществляется:
• привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения безопасности окружающих людей;
• сохранение и сбережение природной среды;
• развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью;
• мотивирование безопасной деятельности;
• развитие врождённых и формирование жизненно необходимых способностей, обеспечивающих возможность надёжного предупреждения и защиты от внешних и внутренних угроз и опасностей;
• привитие знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности во всех сферах жизнедеятельности;
• соблюдение правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
В настоящее время приоритетным в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности следует признать формирование антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления личности путём самовоспитания и самообразования.
Для этого каждому человеку необходимо выработать в себе ряд убеждений и качеств (см. § 19).
Под современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности следует понимать способности личности и общества в условиях современного окружающего мира придерживаться принятых социальных норм и правил поведения с учётом перспектив их развития, соблюдение которых обеспечивает на доступном уровне защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от террористической деятельности.
1. Почему, на ваш взгляд, культура безопасности жизнедеятельности считается частью общей культуры?
Дополнительный материал к § 20
Профилактика террористической деятельности
Чтобы не стать орудием в руках идеологов и руководителей терроризма, необходимо твёрдо сформироватьу себя ряд убеждений:
• любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;
• любая террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
• любая террористическая деятельность бесцельна, так как не способствует созданию благополучной и счастливой жизни её участников ни при каких условиях.
Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, необходимы собственные усилия, постоянные и немалые. Для этого необходимо научиться предвидеть события, прогнозировать развитие различных опасных ситуаций и вести себя безопасно, чтобы снизить фактор риска от их последствий. Иметь чётко сформулированную цель жизни и добиваться её достижения, противостоять различным соблазнам и экстремистским предложениям, какими бы они ни казались привлекательными, учиться приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней своё поведение, управлять своими эмоциями, противостоять воздействию сильного стресса, вырабатывать эмоциональную устойчивость и психологическую уравновешенность в поведении в различных жизненных ситуациях. Постоянно формировать и совершенствовать свою индивидуальную систему здорового образа жизни и повышать уровень своей культуры безопасности жизнедеятельности, чтобы благополучно жить в нашем обществе в настоящее время и с учётом ближайших перспектив его развития, соблюдать нормы и правила поведения в соответствии с действующими законами и другими нормативно-правовыми документами Российской Федерации.
Безопасность жизнедеятельности. Возрастные особенности поведения детей в условиях чрезвычайного происшествия Возрастные особенности поведения детей в условиях чрезвычайного происшествия (ЧП) В обществе часто говорят, что мы живем во времена агрессии.
Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные.
Игры по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников Я – человек «Умею – не умею» (младший дошкольный возраст) Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях.
Культура поведения, культура общения, этикет как условие успешного развития детей дошкольного возраста Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В.
Квест по основам безопасности жизнедеятельности «Тропа безопасности» Цель: повышение уровня знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности. Образовательные задачи: закрепить и систематизировать знания.
Организация игровой деятельности, как условие формирования гендерной культуры Гендерное воспитание — совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям в проблемах социализации и становления личности, с.
Презентация «Основы безопасности и жизнедеятельности» «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали.
Открытое занятие «Правила и культура поведения» Ход занятия: Дети заходят в группу. Вос-ль: Дети, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся: Здравствуйте! Вос-ль: Ребята сегодня, когда.
Презентация к беседе «Культура поведения за столом» Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения. При этом имеет.
Проблема формирования самостоятельного мышления у подростков В романе Стругацких «Гадкие лебеди» есть такие строчки: «…потому что волчица говорит своим волчатам:“Кусайте как я”, и этого достаточно,.
Эффективность системы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в значительной мере зависит от уровня культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ). КБЖ – это составная часть общей культуры общества (населения), характеризующая уровень подготовки в области безопасности жизнедеятельности и осознанную потребность в соблюдении норм и правил безопасного поведения.
Приказом Росстандарта от 11.03.2014 N 107-ст утвержден ГОСТ Р 22.3.07-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения». Стандарт устанавливает основные положения и направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности, а также требования к организационно-методической работе в области безопасности жизнедеятельности, которыми следует руководствоваться при разработке проектов нормативных правовых, организационных и методических документов в области различных аспектов безопасности.
Общие положения
Культура безопасности жизнедеятельности характеризуется уровнем подготовленности в области безопасности жизнедеятельности и осознанной потребностью в соблюдении норм и правил безопасного поведения. Под безопасностью жизнедеятельности (БЖД) понимается состояние человека, общества и государства, при котором отсутствуют опасности и угрозы нанесения неприемлемого ущерба их жизненно важным интересам.
Условия формирования КБЖ во всех сферах деятельности предполагают просвещение населения, подготовку высококвалифицированных специалистов. В процессе непрерывного образования человек должен обучаться основам безопасности жизнедеятельности, осознать необходимость быть частью системы безопасной жизнедеятельности, воспитывать в себе культурные начала поведенческой деятельности, формировать мировоззрение безопасной жизни.
Основными целями формирования КБЖ являются:
— снижение влияния человеческого фактора на риск ЧС;
— минимизация количества пострадавших в ЧС;
— обеспечение безопасности человека, общества и государства;
— оптимизация затрат при реализации мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.
В зависимости от состояния общественной организации человека КБЖ формируется на индивидуальном, коллективном и общественно-государственном уровнях.
На формирование КБЖ влияют:
НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ:
— качества личности, приобретаемые в процессе развития в социуме и проявляемые в ходе жизнедеятельности: мировоззрение, системы ценностей и идеалов; уровень знаний, умений и навыков;
— индивидуально-психофизиологические особенности человека: темперамент, характер (черты характера); воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая устойчивость; физическое состояние человека; социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения;
— ценности личности как гражданина своей страны: патриотизм, верность Конституции Российской Федерации, готовность служить Отечеству; уважение к законам государства, нормам права и общественной морали; национальное самосознание, уважение национальных чувств, языка и культуры народов России; религиозно-конфессиональная терпимость; культура поведения и этика общения;
НА КОЛЛЕКТИВНОМ УРОВНЕ:
— мероприятия, проводимые в организациях в интересах обеспечения БЖД: создание в организациях атмосферы психологической настроенности на безопасность; развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности; проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в области обеспечения безопасности; моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий; четкая регламентация действий, связанных с высокими рисками; контроль за соблюдением трудовой и технологической дисциплины; охрана труда;
— профессиональные ценности: профессиональное мастерство и культура, служебная компетентность, стремление осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне, трудовая дисциплина и организованность, чувство профессиональной чести и достоинства;
НА ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ:
— система социальных и государственных ценностей и приоритетов: развитие нормативного правового поля в области безопасности жизнедеятельности;
— обеспечение безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер;
— развитие науки в области безопасности; совершенствование системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни; государственное стимулирование в области безопасности жизнедеятельности; развитие страховых механизмов обеспечения безопасности;
— общечеловеческие ценности: решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, расизма, национализма, религиозного и идеологического фанатизма; защита и оздоровление биосферы, забота об окружающей среде и обеспечение ее безопасности;
— государственные ценности: признание жизни, прав и свобод человека; отказ от войны как средства разрешения противоречий; широкое внедрение сотрудничества в практику международных отношений, норм международного гуманитарного права; защита политических, социально-экономических, геополитических и духовных интересов государства; соблюдение интересов в сфере экологии, сохранение ресурсов для последующих поколений; сохранение суверенитета и целостности страны.
Формирование КБЖ должно осуществляться на протяжении всей жизни человека с непосредственным участием семьи, организаций, в том числе общественных, органов местного самоуправления и органов государственной власти.
При формировании КБЖ необходимо учитывать широкий спектр опасностей, сосредотачивая основные усилия на обеспечении:
— безопасности в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
— безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры;
— безопасности в быту и поддержания здорового образа жизни;
— безопасности дорожного движения;
— безопасности в области экологии и природопользования;
— безопасности в области энергетики.
Перечень основных усилий, направленных на обеспечение различных видов безопасностей, должен уточняться по результатам мониторинга состояния КБЖ и развития новых технологий.
Основными направлениями формирования КБЖ являются:
— формирование государственной политики в области обеспечения БЖД;
— подготовка всех групп населения в области БЖД;
— духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
— контроль и надзор в области обеспечения БЖД;
— социализация человека в обществе.
Формирование государственной политики в области обеспечения БЖД включает в себя:
— развитие и совершенствование законодательной и нормативной правовой базы в области обеспечения БЖД, в том числе совершенствование механизмов реализации государственной политики и законодательное закрепление новых подходов к БЖД с учетом современных требований к защите населения от опасностей в мирное и военное время;
— создание и совершенствование структуры государственных институтов и организаций, обеспечивающих безопасность в ЧС;
— проведение научных исследований в области обеспечения БЖД и внедрение полученных результатов в практику;
— организацию разработок и внедрение систем комплексной защиты населения;
— совершенствование нормативной и методической базы по обучению и пропаганде знаний в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Подготовка различных групп населения в области БЖД осуществляется в ходе:
— подготовки специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования по направлению «Техносферная безопасность»;
— повышения квалификации руководителей организаций и органов исполнительной власти, а также должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в области БЖД;
— обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС, пожарной и радиационной безопасности, а также охраны труда по соответствующим программам подготовки;
— изучения подрастающим поколением предметов «Окружающий мир» и ОБЖ в общеобразовательных учреждениях и дисциплины БЖД в профессиональных образовательных учреждениях;
— организации и проведения соответствующих тренировок, учений, сборов;
— самостоятельной подготовки всех категорий населения.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание осуществляется посредством:
— проведения пропагандистских и агитационных мероприятий с населением;
— организации и проведения тематических мероприятий с подрастающим поколением;
— организации деятельности библиотек и музеев.
Контроль и надзор в области обеспечения БЖД осуществляется:
— за выполнением мероприятий ГО и обеспечения безопасности населения в ЧС в соответствии с функциями органов исполнительной власти различных уровней;
— за функционированием единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС;
— за организацией информирования населения и пропаганды знаний в области БЖД.
Социализация человека в обществе осуществляется в процессе:
— взаимодействия индивида с окружающим миром и социальной средой;
— образования и самовоспитания;
— усвоения и развития человеком культурных, нравственных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования и безопасной жизнедеятельности в обществе;
— включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств;
— развития способности участвовать в социальной жизни.
Организационно-методические требования по формированию культуры безопасности жизнедеятельности
При формировании КБЖ основное внимание необходимо уделять:
— развитию позитивного мировоззрения и менталитета каждого человека в сфере личной, коллективной, общественной и государственной безопасности;
— получению человеком необходимых знаний, умений и навыков по предупреждению и действиям в ЧС;
— воспитанию внутренней потребности каждого человека следовать существующим нормам и правилам БЖД;
— организации пропаганды в области БЖД в целях формирования определенных знаний, представлений и эмоциональных состояний, а также оказания положительного влияния на жизненную позицию людей, социальных групп и общества в целом.
Основными организационными принципами формирования КБЖ являются всеобщность, непрерывность и комплексность.
Принцип всеобщности предполагает вовлечение в процесс формирования КБЖ всех категорий населения независимо от их возраста, национальности, рода деятельности и других факторов.
Непрерывность заключается в организации процесса формирования КБЖ на протяжении всей жизни человека начиная с детского возраста.
Комплексность заключается, с одной стороны, в учете составляющих компонентов КБЖ и широкого спектра опасностей современного мира, с другой – в учете задач по формированию КБЖ, возлагаемых на различные учреждения, организации и органы власти.
Деятельность по формированию КБЖ должна быть интегрированной и междисциплинарной, базироваться на научно обоснованных разработках и соответствовать психофизиологическим и познавательным возрастным возможностям различных групп населения.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 5/2019.